Публикации

 

Публикация в республиканском педагогическом журнале «Внеклассная работа в школе» №3 2012г.            Сценарий внеклассного мероприятия «Музей восковых фигур»

Cтатьи по последним исследованиям AR

Скачать:


Предварительный просмотр:

Юдина О.Н.,

 Смагулова Н.Т.

НИШ ФМН  г.Семей

Разработка  внеклассного мероприятия  в рамках недели                                 русского языка и литературы.

                                Музей восковых  фигур.

  Цель мероприятия: 

  1. Пропаганда произведений русской  и  зарубежной, классической  и современной  литературы.
  2. Повышение общественного внимания к  миру художественной  литературы.
  3. Повышение  уровня  интеллектуального развития  учащихся.
  4. Повышение  уровня  мотивации  учащихся  к изучению  русского  языка и литературы.
  5. Развитие  творческих  способностей.
  6. Интеграция  театрального, сценического, изобразительного, художественного искусства.

Применяемые методики, технологии.

Технология коллективно-творческих дел И. П.Иванова, информационно-коммуникационные технологии, личностно-ориентированное направление в обучении и воспитании, активизация познавательных и творческих способностей детей, организация поисковой самостоятельности.

Оформление:

  1. Рекламные вывески на дверях кабинета,  график работы  музея.
  2. Оформление доски  фотографиями  экспозиций настоящего Музея восковых фигур Мадам Тюссо.
  3. Оформление композиций  выставочного зала восковых фигур  предметами интерьера,  соответствующего тому или иному произведению,  свечами.

Технические средства.

  1. Компьютер  для воспроизведения  музыкального  сопровождения.

Музыкальное оформление:  музыкальная композиция  " Одинокий пастух ".

Место проведения:  кабинет русского языка и  литературы № 221 «Назарбаев интеллектуальной школы ФМН»  г. Семей

Участники: учащиеся  5-11 классов

Ход мероприятия.

В кабинете русского языка и литературы  находится выставочный  зал  Музея восковых фигур.  Окна затемнены,  приглушенный  свет  от  множества зажженных  свечей, звучит тихая музыка, по периметру кабинета  стоят  «восковые  фигуры» (ребята в костюмах тех или иных героев в соответствующей обстановке). Для посещения музея приглашаются учащиеся  школы, которых при  входе  встречает  экскурсовод.  Каждой  группе  выдается  маршрутный лист, в котором нужно  ответить  на вопросы: назвать  героев представленного отрывка произведения, указать автора и т.д. При выполнении заданий учитываются возрастные особенности посетителей, для учащихся  среднего звена необходимо отгадать только те произведения, которые им знакомы, старшие  классы заполняют листы ответов полностью. Экскурсовод работает с каждой группой по мере необходимости. После  выполнения заданий листы ответов  сдаются организаторам музея, результаты  объявляются на  итоговой линейке, завершающей  неделю  русского языка и литературы.

Тематические  группы героев  литературных  произведений.

Экспозиция  представленных  сцен из произведений

Описание  показываемого действия

Кол-ство участни- ков

Необходимые костюмы и предметы  интерьера

1

Сцена из повести Н.В.Гоголя «Ночь  перед  Рождеством»

Вакула, замахнувшись хворостиной,  держит  за хвост  убегающего чёрта

2

Папаха, сюртук, хворостина, украинский костюм, костюм чёрта.

2

Сцена из романа «Гарри Поттер и философский камень» английской писательницы Дж.К.Роулинг

Гарри Поттер на своем Нимбус 2000 в погоне за снитчем

1

Очки Гарри Поттера, полосатый красный шарф, плащ –накидка, метла, снитч.

3

Сцена  из романа  А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Онегин пишет письмо Татьяне,  которую  представляет в мыслях. Героиня стоит  позади Онегина чуть в отдалении

2

Фрак, рубашка, темные брюки, белое бальное платье, туфли, бижутерия, стол, стул, листок бумаги,  перо с  черниль- ницей, канделябр со свечами.

4

Сцена из романа Стефани Майер «Сумерки».

Знакомство главных героев романа Беллы и Эдварда. Герои сидят за  партой на уроке биологии

2

Современная одежда для героев, микроскоп, белый грим, парта, стулья

5

Сцена из  трагедии  Шекспира «Ромео и Джульетта»

Джульетта  вышла  на  балкон для встречи с  Ромео

2

Платье для Джульетты, костюм  для Ромео, декорация балкона

6

Сцена из романа  Тургенева  «Отцы и дети»

Базаров  препарирует лягушку

1

Парик и бакенбарды, рубашка, широкие брюки, скальпель или нож, макет чучела лягушки, стол.

7

Сцена из древнегреческого мифа «Орфей и Эвридика»

Печальный  Орфей с арфой в руках поет о своей Эвридике

1

Белая ткань или простынь, сандалии, арфа

8

Сцена из восточной сказки «Тысяча и одна ночь»

Шахерезада  рассказывает  правителю Шахрияру  одну  из  своих  сказок

3-4

Костюм для падишаха (чалма, восточный халат), восточные женские костюмы, опахало, подушки, ковер.

Материалы  для  экскурсии по музею  восковых фигур.

  1. «Ночь перед Рождеством» — повесть, написанная русским писателем Николаем Васильевичем Гоголем,  она входит в цикл  повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки».   В свое время даже  А.С. Пушкин был потрясен художественным мастерством и юмором автора этого произведения и признавался, что оно заставило его смеяться так, как он уже давно не смеялся.                  

Самая фантастическая история — «Ночь перед Рождеством». В ней рассказывается о молодом кузнеце Вакуле, который любил красивую и немного капризную девушку Оксану. Чтобы исполнить желание Оксаны, он верхом на черте слетал в Петербург к царице и попросил у нее черевички для своей возлюбленной. И царица приказала дать ему золотые черевички. Такое бывает только в сказках. А такая история могла произойти только в ночь перед Рождеством, потому что по украинским народным поверьям для злых сил — ведьм, чертей — эта была последняя ночь, когда они еще могли навредить людям, перед большим светлым праздником. Но их усилия оказываются напрасными, и добрые силы все равно побеждают.

  1. Га́рри Джеймс По́ттер (англ. Harry James Potter) — вымышленный персонаж, главный герой серии романов английской писательницы Дж. К. Роулинг. Сегодня тяжело поверить, как недавно еще никому не известная писательница Джоан Ролинг лишь мечтала об издании своей первой книги о Гарри Поттере, напечатанную на старой печатной машинке. Невероятно, но факт, что на ее просьбу напечататься издательства отвечали лишь отказом. Впрочем, ожидания не остались напрасными, в конце концов судьба улыбнулась начинающей писательнице, и в 1997 году роман “Гарри Поттер и философский камень” был  выдан  небольшим тиражом в лондонском издательстве “Блумсбери”.

На удивление издателей роман стал бестселлером, а популярность писательницы начала возрастать невероятными темпами. Кто бы мог подумать, что, будто в волшебной сказке о Золушке, малообеспеченная учительница французского языка превратится в одну из самых состоятельных женщин Англии, а также станет писательницей, которая будет зарабатывать наибольшие в мире гонорары за свои книги.

Со временем вышли в свет - “Гарри Поттер и тайная комната” (1998), “Гарри Поттер и узник Азкабана” (1999), “Гарри Поттер и кубок огня” (2000), “Гарри Поттер и Орден Феникса” (2003) и “Гарри Поттер и полукровный принц” (2005). Последняя книга, которая завершает серию романов о Гарри Поттере, вышла в 2007 году и имеет название “Гарри Поттер и Смертельные реликвии”.  Каждая из книг описывает год жизни главного героя. В серии романов  главный герой известен как волшебник, дважды одержавший победу над Тёмным магом Волан-де-Мортом. Персонаж приобрёл большую популярность во всём мире.

  1. «Евгений Онегин»

В.Г. Белинский назвал роман «Евгений Онегин» - «энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением». Онегин – «герой своего времени», представитель передовой интеллигенции 10-20-х годов XIX века. Пушкин посвятил роман своему другу М. Плетневу, постоянному и преданному поверенному поэта во всех литературно-издательских делах (Русские писатели. Биографический словарь/ под. ред. П.А. Николаева. - М., 1990. - с 137). Какой подарок! Сердце, молодость, ум, весь талант  вложил А.С.Пушкин в свой роман. В 1823 году поэт начал писать "Евгения Онегина", работал над ним 7 лет 4 месяца 17 дней. Кто стал ключом к пониманию романа? Автор наделяет «святой исполненной мечтой, поэзией живой и ясной» лишь одну героиню, несомненно, ставшую самой прекрасной Музой во всей русской литературе, – Татьяну. Татьяна становится Музой всего повествования, она Муза самого автора, светлая мечта Пушкина, его идеал. Появление романа Пушкина “Евгений Онегин” оказало огромное влияние на дальнейшее развитие русской литературы.

  1. «Су́мерки» (англ. «Twilight», [ˈtwaɪlaɪt] (инф.)) — популярная серия романов американской писательницы Стефани Майер. Каждая из книг описывает события, происходящие с главной героиней, девушкой по имени Белла Свон, которая влюбилась в вампира. Все 4 части стали бестселлерами и переведены на 37 языков мира, в том числе на русский (издательство АСТ). Общий тираж «Сумеречной серии» на сегодняшний день составляет 40 миллионов экземпляров. Стефани Майер называет свою серию книг сагой.

В 2008 году книга «Сумерки» была экранизирована. Режиссёром стала Кэтрин Хардвик. Мелисса Розенберг написала сценарий по мотивам книги Стефани Майер, а композитором стал Картер Бёруэлл. Роли Эдварда и Беллы исполнили Роберт Паттинсон и Кристен Стюарт.

  1. «Ромео и Джульетта» — трагедия в 5 действиях Уильяма Шекспира, рассказывающая о девушке и юноше, которые любят друг друга, но которые принадлежат к двум  враждующим семьям - Монтекки и Капулетти.                                                                                                                             «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте» - таковы последние слова одной из первых и лучших трагедий Шекспира. Написанная в 1595 году, она и поныне не сходит со сцен театров всего мира, обретя новую жизнь в музыке, балете.

Действие пьесы Шекспира занимает пять дней — от воскресенья до пятницы. Счастье влюблённых длится лишь несколько часов. Отсюда — чрезвычайная стремительность действия, которая подчёркивает пылкость юной любви.

Пьеса Шекспира — это подлинная драматическая поэма любви, поэма расцветающей человеческой личности, протестующей против мертвящего, косного средневекового уклада, борющейся за своё свободное чувство.

  1. Евгений Васильевич Базаров — персонаж романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Является приверженцем течения нигилизма, то есть отрицает практически все принятые в обществе ценности, определяя их как "романтизм, чепуха, гниль, художество". Он верит только в опыт, экспериментальную науку, отвергая отвлеченно-метафизическую философию как нечто нереальное, неприемлемое для земного человека.

 В русской литературе есть ряд произведений, которые удивляют нас своим диалогом о вечном, непреходящем. Те споры, которые ведут герои, продолжают читатели, критики, другие авторы. К числу таких произведений с уверенностью можно отнести и роман И.С. Тургенева "Отцы и дети".  

  1. Орфей — одна из самых загадочных фигур в мировой истории, о котором дошло очень мало сведений, которых можно назвать достоверными, но при этом очень много мифов, сказок, легенд. 

Орфей — его имя переводится как «лечащий светом» («аур» — свет, «рфе» — лечить). В мифах, о нем рассказывают как о сыне Аполлона, от которого он получает свой инструмент7-миструнную лиру, в которую впоследствии добавил еще 2 струны, сделав ее инструментом 9—ти муз. (муз как девять совершенных сил души, ведущих по пути и с помощью которых можно этот путь пройти. По другой версии, он был сыном царя Фракии и музы Каллиопы, музы эпической и героической поэзии. По мифам Орфей участвовал в путешествии аргонавтов за золотым руном, выручая своих друзей во время испытаний.

Одним из самых знаменитых мифов — миф о любви Орфея и Эвридики. Возлюбленная Орфея, Эвридика умирает, душа ее направляется в подземный мир к Аиду, и Орфей, ведомой силой любви к своей возлюбленной, спускается за ней. Но когда цель уже казалось бы была достигнута, и он должен был соединиться с Эвридикой, его одолевают сомнения. Орфей оборачивается и теряет свою возлюбленную, великая любовь соединяет их только на небе. Эвридика представляет собой божественную душу Орфея, с которой он соединяется после смерти.

  1. Сказки  «Тысячи и Одной Ночи» (перс. هزار و يك شب‎ hezār o yek šab; араб. كتاب ألف ليلة وليلة‎‎ kitāb 'alf layla wa layla)  — памятник средневековой арабской и персидской литературы, собрание рассказов, объединённое историей о персидском царе Шахрияре и его жене по имени Шахразада (Шахерезада).

Трудно сказать, что больше привлекает в сказках «Тысячи и одной ночи» – занимательность сюжета, причудливое сплетение фантастического и реального, яркие картины городской жизни средневекового арабского Востока, увлекательные описания удивительных стран или живость и глубина переживаний героев сказок, психологическая оправданность ситуаций, ясная, определённая мораль.

Произведение имеет основную сюжетную линию, в которую уже вписываются все остальные истории. Часто истории вкладываются друг в друга. Кратко сюжет можно обозначить так:

Столкнувшись с неверностью первой жены, правитель Шахрияр каждый день берёт новую жену и казнит её на рассвете следующего дня. Однако этот страшный порядок нарушается, когда он женится на Шахразаде - мудрой дочери своего визиря. Каждую ночь она рассказывает увлекательную историю и прерывает рассказ «на самом интересном месте» - и царь не в силах отказаться услышать окончание истории.

Использованные источники.

  1. А. С. Пушкин, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»А. С. Пушкин, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»http://lib.rus.ec/b/44926/read
  2. http://mifoteka.ru/books/tisacha_i_odna_noch.htm
  3. ru.wikipedia.orgwiki/Ночь_перед_Рождеством
  4. http://referatbooks.ru/publ/75-1-0-66
  5. http://tvorchestvo.mypen.su/wps/?page_id=163
  6. http://soshinenie.ru/o-dzhoane-roling-i-o-malchike-charodee-garri-pottere/
  7. http://www.testsoch.net/material-dlya-napisaniya-sochineniya-tragediya-romeo-i-dzhuletta/
  8. http://lit.1september.ru/articlef.php?ID=200600909
  9. http://ido.tsu.ru/other_res/school/litkult/49.html
  10. http://agreemodel.ru/8305_pushkin_konspekt_uroka_evgeniy_onegin/index.html
  11. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%F3%EC%E5%F0%EA%E8_(%F1%E5%F0%E8%FF_%F0%EE%EC%E0%ED%EE%E2)

Порядковый номер композиции

Номер вопроса

Ответы

1

1

2

3

2

1

2

3

3

1

2

3

4

1

2

3

5

1

2

3

6

1

2

3

7

1

2

3

8

1

2

3

  1. Группа
  1. Какие литературные герои перед вами? (Напишите название произведения)__________________________________________________
  2. Кто автор произведения?_________________________________________
  3. Как  называется цикл произведений, в который вошла эта повесть? Имя рассказчика?
  1. Группа
  1. Какие литературные герои перед вами? (Напишите название произведения)__________________________________________________
  2. Кто автор произведения?_________________________________________
  3. Как называется игра, в которой наш герой был ловцом?______________
  1. Группа
  1. Какие литературные герои перед вами? (Напишите название произведения)__________________________________________________
  2. Кто автор произведения?_________________________________________
  3. Назовите жанр произведения, когда оно было написано?
  1. Группа        
  1. Какие литературные герои перед вами? (Напишите название произведения)__________________________________________________
  2. Кто является автором книги, по сюжету которой сняты все части фильма? _________________________________________
  3. Сколько всего частей? Их названия?________________________________
  1. Группа
  1. Какие литературные герои перед вами? (Напишите название произведения)____________________________________________
  2. Кто автор произведения?___________________________________
  3. Кто  является самым известным режиссером, снявшим фильм по мотивам произведения? (Это итальянец)______________________________
  1. Группа
  1. Какие литературные герои перед вами? (Напишите название произведения)__________________________________________________
  2. Кто автор произведения?_________________________________________
  3. Приверженцем какого течения является главный герой?
  1. Группа
  1. Какие литературные герои перед вами? (Напишите название произведения)__________________________________________________
  2. Кто автор произведения?_________________________________________
  3. Как называется греческий музыкальный инструмент, на котором играл наш герой?________
  1. Группа
  1. Какие литературные герои перед вами? (Напишите название произведения)__________________________________________________
  2. Кто автор произведения?_________________________________________
  3. Назовите похожую  сказку. _______________________________________



Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ПРОЕКТОВ

Смагулова Н.Т., Омарбекова К.А.

Филиал «Назарбаев Интеллектуальная школа физико-математического направления г.Семей» АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»

КАЗАХСТАН

Тірек сөздер: зерттеу дағдылары, интеграция, жобалық әрекеттер, бақылау, талдау, синтез, жүйелік тәсіл.

Ключевые слова: исследовательские навыки, интеграция, проектная деятельность, наблюдение, анализ, синтез, системный подход.

Key words: research skills, integration, project activities, observation, analysis, synthesis, systems approach.

Аннотация

Бұл мақалада кіріктірілген жобалар жүйесі арқылы қазақ тілінде оқытатын 7-сынып оқушыларының зерттеушілік дағдыларын дамыту мәселелері қарастырылған. Жұмыстың мақсаты – жобалық іс-әрекет әдісін қолданудың тиімділігін анықтау. Жұмыстың практикалық маңыздылығы сипатталған тәсілдерді, оқушылардың зерттеуге арналған тапсырмаларды әзірлеу кезеңдерін пайдалану мүмкіндігінде. Жоғары ретті дағдыларды қалыптастырудың маңыздылығы туралы, қарапайымнан күрделіге принцип бойынша дағдыларды дамытудан тұратын жүйелі тәсілді ұстану қажеттілігі туралы қорытынды жасалады. Мақалада қарастырылған тәсілдерді тілдік пәндер оқытушылары зерттеушілік дағдыларын дамыту үшін пайдалана алады.

Аннотация

В данной статье рассмотрены вопросы развития исследовательских навыков учащихся 7 классов с казахским языком обучения через систему интегрированных проектов. Целью работы является определение эффективности использования метода проектной деятельности. Практическая значимость работы заключается в возможности использования описанных подходов, этапов разработки заданий для проведения исследований учащимися. Сделан вывод о важности формирования навыков высокого порядка, необходимости придерживаться системного подхода, который заключается в развитии навыков по принципу от простого к сложному. Рассмотренные в статье подходы могут быть использованы учителями языковых дисциплин для развития исследовательских навыков.

Аnnotation

This article discusses the development of research skills of 7th grade students with the Kazakh language of instruction through the system of integrated projects. The purpose of the work is to determine the effectiveness of using the method of project activities. The practical significance of the work lies in the possibility of using the described approaches, stages of developing assignments for research by students. The conclusion is made about the importance of the formation of high-order skills, the need to adhere to a systematic approach, which consists in the development of skills according to the principle from simple to complex. The approaches discussed in the article can be used by teachers of language disciplines to develop research skills.

Введение.

Одним из важнейших аспектов обучения в NIS-Programme является обучение ключевым компетенциям, навыкам 21 века, что ориентирует учителей в большей степени уделять внимание практической составляющей обучения, способам развития научного познания. Анализ результатов внешнего оценивания и практика показывают, что исследовательские навыки требуют длительной и поэтапной подготовки.

В связи с этим была определена цель исследования: определение эффективности использования интегрированных проектов в развитии исследовательских навыков учащихся 7 классов с казахским языком обучения.

Ожидаемый результат: улучшение навыков анализа (наблюдение, сравнение, выводы), обработки и синтеза информации у обучающихся.

Актуальность работы заключается в разработке и апробации заданий для системного проведения интегрированных исследований, направленных на формирование навыков высокого порядка.

Нами были разработаны задания для проведения исследований в 3-ей четверти по разделу «Хобби и свободное время», в 4-ой четверти -  «День Победы: почему мы должны помнить?» Данные проекты были интегрированы с предметами информатика и искусство.

В современной теории обучения исследовательским навыкам представлены разные подходы к организации и развитию данных навыков.

Семенова Н.А. в своей работе выделяет блоки для развития исследовательских навыков: организация исследовательской работы; работа с информацией (уметь определять источники информации, работать с текстом, делить текст на смысловые части; выделять главное в информации, формулировать выводы; приводить доказательства) [1].

Асмолова А.Г. предлагает алгоритм построения исследования. В данной работе для нас представляется наиболее важным следующий подход:

- создание плана исследовательской работы;

- поэтапный исследовательский поиск решения проблемы;

-изложение результатов исследования [2].

Кларин М.В. выделяет три модели развития исследовательских навыков.

1-й уровень - преподаватель ставит перед учеником проблему и подсказывает пути её решения;

2-й уровень - преподаватель только ставит проблему, а ученик самостоятельно выбирает метод исследования;

3-й уровень - и постановка проблемы, выбор метода, само решение осуществляются учеником [3].

Теоретический анализ литературы позволил нам определить модель и основные направления для разработки этапов исследований.

Мы остановились на первой модели Кларина М.В., согласно которой целью проекта является не столько достижение результата, сколько освоение самого процесса исследования, так как в данном процессе участвовали обучающиеся 7 класса и это их первый опыт проведения исследований. Кроме того, обучение проходило в дистанционном формате, поэтому важно было обучить самостоятельной работе над проектами.

Методы исследования:

  1. наблюдение за работой учащихся для определения фокус-группы и затруднений;
  2. количественный и качественный анализ;
  3. анкетирование учащихся.

Основные этапы работы по исследованию

  1. Подготовительный этап

На подготовительном этапе были разработаны

1.1. задания для учащихся 

   Учащимися были даны рабочие листы, в которых были указаны основные этапы работы над проектом: постановка проблемы, наблюдение и извлечение информации из различных источников.

В ходе работы над проектом «Как рационально использовать свободное время?» учащиеся осуществляли наблюдение за тем, как они используют время,  и фиксировали результаты в онлайн-таблице Microsoft Excel.

При работе над проектом «ВОВ и моя семья» учащиеся осуществляли сбор информации различными способами (беседа, анализ сайтов, работа с документами)

  1. ключевые навыки и их измерители

В рабочих листах были указаны основные исследовательские навыки, пошаговая инструкция по выполнению заданий, критерии оценивания.

  1. навыки анализа

На данном этапе учащимся было необходимо проанализировать результаты наблюдения и собранной информации.

  1. навыки синтеза

На данном этапе учащимся было необходимо подготовить презентацию и устное выступление по результатам исследования.

  1. Этап реализации

На этапе реализации учащимся удалось провести наблюдение за использованием свободного времени, систематизировать информацию, провести ее анализ. Однако у отдельных учащихся данный вид работы вызвал затруднения на этапе систематизации материалов.

 В ходе работы над проектом «Великая Отечественная война и моя семья» учащиеся развивали следующие исследовательские навыки: умение извлекать и интерпретировать информацию из различных источников: архивных документов, рассказов родных, материалов официальных интернет-порталов; представлять информацию в виде презентации, выступать с защитой проекта перед классом.  

  1. Этап анализа результатов исследования

4.1. Навык наблюдения.

Анализ показывает, что 83% учащихся провели наблюдение достаточно полно и эффективно, у 2 учащихся из 12-ти были затруднения, вызванные отсутствием саморегуляции и ответственности, так как приведенные в таблице данные были недостоверны.

4.2. Навык извлечения информации. Данный навык был отражен в содержании представленного проекта, наблюдается слабое документальное и фактическое наполнение, у 25 % учащихся информация носит описательный характер.

  1. Навык синтеза

С целью определения эффективности исследования были сопоставлены результаты за 2 четверть по навыку говорение, которое проводилось в традиционном формате, и результаты говорения на основе проекта в 3 четверти учащихся фокус-группы.

Количественный анализ результатов устного выступления (защиты проектов) показывает, что наблюдается стабильный прогресс у 11 учащихся из 12. Данные учащиеся показали повышение результатов в среднем на 1,16 процента.

У одного учащегося наблюдается незначительное снижение, что связано прежде всего с тем, что устная презентация на основе проведенного исследования предполагает умение сравнивать, анализировать, делать выводы, что сложнее, чем создавать монологическую речь по определенной теме.

Качественный анализ устной речи учащихся.

С целью обеспечения триангуляции был использован качественный анализ устной презентации по результатам 2 проектов, который показал, что наблюдается прогресс в качестве речи у всех учащихся. Тема устного выступления была раскрыта эффективно, суждения были убедительны. Улучшение наблюдается в умении структурировать свою речь, так как устная презентация проекта была основана на предложенном плане. Наличие качественных выводов наблюдается у 83% учащихся, так как в процессе анализа информации учащиеся четко определили эффективность использования распорядка свободного времени, определили важность сохранения исторической памяти.

  1. Этап рефлексии

Для получения обратной связи нами было проведено анкетирование. На вопрос об основных затруднениях учащиеся ответили, что испытывали сложности с выступлением перед аудиторией. Это обусловлено особенностями дистанционного обучения, когда учащиеся лишены возможности живого выступления перед классом, а также тем, что в формате ДО на отработку навыка говорения нет возможности выделить достаточно времени.

Учащиеся также отметили сложность проведения наблюдения за использованием свободного времени, объясняя это недостаточным развитием навыков саморегулирования.

В качестве еще одного затруднения учащимися была отмечена необходимость сбора информации из различных источников. Это связано с тем, что у учащихся 7 классов еще в недостаточной мере сформирован навык работы с онлайн ресурсами, выделения ключевой информации.

Тем не менее 83% учащихся хотели бы вы проводить исследования в будущем. Двое учащихся из 12 ответили «нет, так как это занимает много времени» и «это для меня неважно».

 Респонденты отмечают следующие плюсы: повышение интереса к исследованию, развитие ответственности, тайм-менеджмента, развитие навыков анализа.

Выводы  

В ходе работы по теме «Формирование исследовательских навыков учащихся на уроках русского языка и литературы через систему интегрированных проектов» мы пришли к следующим выводам:

  1. при формировании исследовательских навыков необходимо придерживаться системного подхода, который заключается в развитии навыков по принципу от простого к сложному. При выполнении первого проекта учащиеся проводили наблюдение за собственной практикой, ключевые навыки: наблюдение и анализ результатов. По второму проекту в основу были положены навыки работы с различными источниками информации, анализ и обработка информации;
  2. системное включение учащихся в проектную деятельность является важным средством развития исследовательских навыков;
  3. межпредметная интеграция позволяет учащимся увидеть взаимосвязь предметов, что исследовательские навыки являются ключевыми компетенциями при изучении различных наук;
  4. проектная деятельность формирует не только общие исследовательские навыки, но и предметные, в частности языковые компетенции, помогает совершенствовать навыки устного выступления.

Список литературы

  1. Семенова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся/ Начальная школа. – 2006. – № 2. – С. 45–49. -https://tspu.edu.ru/oldfiles/files/dissertation/1191571584.pdf/ (13.10.2020). 
  2. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2017/01/29/formirovanie-universalnyh-uchebnyh-deystviy-v-osnovnoy-shkole-ot (04.11.2020). 
  3. Кларин М.В. Инновационные модели обучения: Исследование мирового опыта/ ООО ИД «Луч», 2016. https://social.hse.ru/data/2017/07/17/1170756123/%D0%9A%D0%BB%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BD_%D0%98%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%86%D0%9E%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5.pdf (04.11.2020). 
  4. Пушкарева  Е.Н. Интегрированные проекты как средство развития метапредметных результатов обучения школьников. https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/integrirovannie_proekti_kak_sredstvo_razvitiya_met_111820.html (02.09.2021)

5. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении. М., Наука, 2014

http://www.kspu.ru/upload/documents/2015/10/19/71da327648fc882ccefc7530c24077b1/proektnaya-deyatelnost-v-obrazovatelnom-uchrezhdenii.pdf (15.10.2021)


Предварительный просмотр: