МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ
ВСЕ, ЧТО МОЖЕТ ПРИГОДИТЬСЯ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СВОИХ НАВЫКОВ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сhecklists_эссе_11 | 80 КБ |
ИОК_10 КЛ | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сhecklists Эссе
Баллы | 1 | 2 | 3 | Примечания |
Вступление | Частично соответствует теме Актуальность/значимость недостаточно раскрыта Наблюдается недостаточность логической связи между вступлением и тезисом | Соответствует теме Актуальность/значимость слабо раскрыта (обозначена, но не содержит четких пояснений) Прослеживается логическая связь между вступлением и тезисом | Соответствует теме Актуальность/значимость полностью раскрыта Прослеживается четкая логическая связь между вступлением и тезисом (использует при формулировке тезиса соответствующие синтаксические конструкции (СПП с придаточным изъяснительным, вводные слова/словосочетания и т.д.) и ХВС)
| Виды вступлений 1.определение 2.описание Содержание вступления Актуальность/значимость 1) Тема часто обсуждается в интернете (на страницах газет и журналов; в различных телепередачах) ... 2) Обращает на себя внимание и то (неслучайно), что данной теме посвящены многочисленные статьи и телепередачи ... Полезные фразы: 1. Никто не станет отрицать важности ... в жизни людей. 2. С давних времен человек размышлял о ... 3.Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о ... 4.Одной из самых волнующих загадок/проблем, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с… 5.(Риторический вопрос). Этот вопрос встаёт перед каждым новым поколением, потому что человек не желает довольствоваться старыми ответами и стремится найти свою правду. |
Тезис | Тезис слабый (содержит согласие/несогласие; является повторением темы) | Тезис недостаточно полный (содержит согласие/несогласие), отражает одну идею/один аспект темы | Тезис полный (содержит согласие/несогласие), отражает две и более идеи, раскрывающие тему с разных сторон/аспектов | Аспект исторический, экономический, нравственный, социальный, политический, научный, экологический и пр. Пример тезиса Я не согласен с тем, что в современном Казахстане миграция является положительным явлением, потому что переселенцы часто становятся жертвами этнической дискриминации и обостряется проблема безработицы. |
Структура аргумента | ||||
Позиция и комментарий | Позиция сформулирована недостаточно точно или недостаточно полно, наблюдается частичная подмена позиции примером/комментарием, нарушение логической связи с тезисом. Комментарий к позиции недостаточно точный, не раскрывает идею (в чем заключается позиция автора?). | Позиция сформулирована недостаточно полно; не содержит идеи, а повторяет аспект. Частично или полно соотносится с тезисом. Комментарий к позиции недостаточно полно поясняет и распространяет идею (в чем заключается позиция автора?). | Четко сформулирована позиция, содержит одну идею/аспект, соотносится с тезисом. Комментарий к позиции развернутый, поясняет и распространяет идею (в чем заключается позиция автора?). | См. Приложение 1 Слова –связки:
|
Доказательства/Примеры/комментарии к примеру | Аргумент содержит пример, однако пример недостаточно точно соответствует идее в позиции, нарушена логическая связь между примером и позицией. Комментарий слабый, содержит логические несоответствия либо полностью отсутствует. | Аргумент содержит пример, который соответствует идее в позиции, но недостаточно четко демонстрирует ее. /Приводит слабый пример. Комментарий недостаточно точно поясняет связь примера с позицией (Что доказывает этот пример? Как он поддерживает идею в позиции?) | Аргумент содержит пример, который полностью соответствует идее в позиции, четко демонстрирует ее. Пример сильный. Комментарий поясняет связь примера с позицией (Что доказывает этот пример? Как он поддерживает идею в позиции?) | Использует сильный пример (статистические данные, факты (исторические/научные и т.д.), цитаты (мнения ученых, из произведения), литературный пример. |
Интерпретация (Комментарий в аргументе) | 1) комментарий недостаточно полно отражает определение идеи автора произведения/цитаты (противоречит авторской идее); 2) комментарий недостаточно соотносит идею автора произведения (цитаты и пр.) с собственной идеей/концепцией, выраженной в позиции; 3) комментарий недостаточно сопоставляет идею с уже известными данными (использованными в тексте, с историческим контекстом, с личным опытом и пр.) (не приводит пример, а комментирует) | 1) комментарий содержит -полное определение идеи автора произведения/цитаты (не противоречит авторской идее); 2) комментарий недостаточно соотносит идею автора произведения (цитаты и пр.) с собственной идеей/концепцией, 3) комментарий частично сопоставляет идею с уже известными данными (использованными в тексте, с историческим контекстом, с личным опытом и пр.) (не приводит пример, а комментирует) | 1) комментарий содержит -определение идеи автора произведения/цитаты (не противоречит авторской идее); 2) комментарий полно соотносит авторскую идею с собственной идеей/концепцией, 3) комментарий точно и полно сопоставляет идею с уже известными данными (использованными в тексте, с историческим контекстом, с современностью, с личным опытом и пр.) (не приводит пример, а комментирует) | См. Приложение 1 |
Ссылки | Содержится неполная ссылка с недостаточно верным оформлением (оформлена как гиперссылка/ссылка на сайт, без использования вводных слов/словосочетаний) | Содержится ссылка на источник, однако неполная ссылка (без указания автора/неполное указание автора либо названия статьи/произведения), верное оформление ссылки (используются вводные словосочетания/предложения) | Содержится полная ссылка на источник (автор (инициалы + фамилия), название статьи/произведения), верно используются вводные словосочетания/предложения | Вводные слова/словосочетания: По мнению эксперта … (ФИО), по данным исследования (такого-то) По мнению ученого/исследователя/писателя (ФИО) … Экспертами (ФИО) отмечается тот факт, что... Данная проблема/идея нашла наиболее яркое отражение в произведении …. Автор (фамилия) поднимает проблему (чего?) совести в произведении…. Так, например, в комедии Д. И. Фонвизина «Горе от ума» главный герой… Так, в романе «Война и мир» Л.Н. Толстого есть интересный эпизод, … См. Приложение 1 |
Микровывод | Микровывод в аргументе сформулирован на основе примера либо повторяет позицию. | Микровывод в аргументе соотносится с позицией (не с примером!!!), перефразирует идею позиции. | Микровывод в аргументе соотносится с позицией (не с примером!!!), перефразирует идею позиции, расширяя ее. | Микровывод Вводные слова/словосочетания: итак; следовательно; значит; таким образом См. Приложение 1 |
Вывод | Вывод недостаточно развернутый, повторяет тезис или идеи. | Вывод обобщает информацию, объединяет идеи, перефразирует идеи; Однако не содержит: путей решения проблемы; прогноза о последствиях; общую оценку значимости проблемы, связь со вступлением (не личную, а общую). | Вывод обобщает информацию, объединяет идеи, перефразирует идеи Содержит: пути решения проблемы; прогноз о последствиях; общую оценку значимости проблемы, связь со вступлением (не личную, а общую). | Резюмирование не должно превратиться в пересказ. Будьте краткими и просто обобщайте. Примечание: Итоговый вывод в эссе должен базироваться на изложенных в основной части работы фактах, идеях, и доводах. Заключение в эссе не должно содержать принципиально новых идей или фактов – только обобщения упомянутых ранее. Вводные слова/словосочетания: итак; следовательно; значит; таким образом; в заключение хочется/хотелось бы сказать, отметить; подводя итог, хотелось бы сказать, что… |
Приложение 1
С одной стороны, развитие ребенка в семье, где нет ключевых ценностей, негативно влияет на его нравственные установки. Ведь мировоззрение детей формируется в первую очередь за счёт обстановки в семье, а если семья не придает нужного внимания этому фактору и ей чужда концепция нравственности, ребенок начинает впитывать в себя то, чего придерживаются родители. (комментарий к позиции) Подобный феномен нашел наиболее яркое отражение в романе Л.А. Толстого “Война и мир”, в котором семья Курагиных символизирует “бессердечную, подлую породу”. Главной особенностью этой семьи было то, что дети, ведущие бессмысленный образ жизни, ничем не отличались от своих родителей, пропитанных корыстью, черствостью и лицемерием. (определение идеи автора произведения) Автор искусно провел линию между духовностью родителей и детей, которую демонстрировал не раз. Отец отзывался о своих детях как «крест» и «обуза», а дочь Элен говорила, что «не дура, чтобы желать иметь детей». Очень часто и сегодня можно наблюдать подобные взаимоотношения в семье, отношения, которые обесценивают важнейшие человеческие связи между ребёнком и родителем. (сопоставляет идею с уже известными данными (использованными в тексте, с историческим контекстом, с современностью, с личным опытом и пр.) Родители, не способные понять мудрость жизни и готовые на все ради денег и славы, никак не могут передать нравственное учение своему поколению. (учащийся соотносит авторскую идею с собственной идеей/позицией). Крайне неудивительно, что дети переняли подобную мораль. Тем самым, отсутствие духовного развития, ценностей у родителей негативно сказывается на нравственных установках ребенка. (микровывод соотносится с позицией).
Приложение 2
Оценочная лексика. Средства создания оценочности
http://litmasters.ru/pisatelskoe-masterstvo/emocionalno-ekspressivnaya- okraska-slov.html
https://moluch.ru/conf/phil/archive/23/66/
| Проблема (какая?) злободневная, вечная, значимая, важная, сложная, общечеловеческая, серьезная и пр. |
| К ним относятся так называемые слова-характеристики (хапуга, пустозвон, подкаблучник, разгильдяй и др.), а также слова, содержащие оценку действия, явления или признака (предначертание, надувательство, очаровательный, безответственный, допотопный, воодушевить, осрамить). |
передающие различные оттенки чувств | положительную оценку – дружочек, травушка, аккуратненько, так и отрицательную – кулачище, детина, казенщина и т.п. |
| несчастье – горе – бедствие – катастрофа |
а-, анти-, про-, нео-. ультра- | антиконституционный, ультраправые и др. |
| гореть на работе, валиться от усталости, пылающий взор |
Предварительный просмотр:
Структура ответа.
ВНИМАТЕЛЬНО ЧИТАЙТЕ СИТУАЦИЮ.
ДОЛЖНО ЛИ В НАЧАЛЕ ТЕКСТА БЫТЬ ОБРАЩЕНИЕ К АУДИТОРИИ???
НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ ВЫРАЖЕНИЯ: автор текста говорит, в тексте говорится, как указано в тексте и т.д. (Т.Е. ОРИЕНТИРУЕМСЯ НА ПРЕДЛОЖЕННУЮ В ЗАДАНИИ СИТУАЦИЮ, БЕЗ ОТСЫЛКИ К ТЕКСТУ.)
1.Вступление. 1-2 предложения (о теме, ее актуальности, значимости)
Полезные выражения:
1. Никто не станет отрицать важности ... в жизни людей.
2. Каждый из нас сталкивался с ...
3. С давних времен человек размышлял о ...
4. Как часто мы слышим о ...
5. Мы знаем о ... из книг и фильмов, рассказов близких.
6. Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о ...
7. Об этом говорят и неискушенные подростки и умудренные опытом люди...
8. Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с…
9. Важность этой темы трудно переоценить: далеко не все люди понимают ...
10.Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с … . (Риторические вопросы).
11.(Риторический вопрос ). Этот вопрос встаёт перед каждым новым поколением, потому что человек не желает довольствоваться старыми ответами и стремится найти свою правду.
2.Основная часть.
ВАЖНО
- извлекаете идеи из текста, комментируете их и выражаете свое мнение. Не копируете целые предложения, только ключевые словосочетания.
- Так как текст содержит два противоположных мнения, рассматриваете обе точки зрения (а не только то, которое считаете верным).
- Внутри каждого мнения извлекаете все идеи, каждую из которых комментируете (с опорой на текст) и выражаете свое отношение (мнение) к каждой идее.
Примеры мнений/отношений:
Согласен/не согласен
Считаю важным, значимым
Актуальным, верным/неверным
Полезным/вредным
Правильным/неправильным
Другие же считают, что
С этим мнением можно/нельзя согласиться, потому что…
Нельзя остаться равнодушным…
Это мнение/точка зрения тоже заслуживает внимания
Ученые, напротив, считают, что…
Людей, которые считают, что…., можно понять
В тексте упоминается мнение. ..
Позиция ….., отражает и мой взгляд…
ДЛЯ ВЫРАЖЕНИЯ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ ИСПОЛЬЗУЙТЕ вводные слова и словосочетания:
Действительно, на самом деле, конечно, несомненно, разумеется, бесспорно, без сомнения, безусловно, само собой разумеется, к сожалению и др.
ДЛЯ СВЯЗИ ИДЕЙ И ЧАСТЕЙ ТЕКСТА
как считают, как известно, С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ, НА МОЙ ВЗГЛЯД, итак, следовательно, значит, таким образом, напротив, наоборот, кроме того, к тому же, с одной стороны, с другой стороны, что важно, что ещё важнее, что существенно,
НЕ ЗАБЫВАЙТЕ, что комментируете свое мнение (с опорой на текст). При этом НЕ используете примеры, цитаты, стат.данные, лит.примеры, примеры из жизни.
ОБЪЯСНИТЕ СВОЕ ОТНОШЕНИЕ, СВОЕ МНЕНИЕ (ПОЧЕМУ ВЫ ТАК СЧИТАЕТЕ, ОТНОСИТЕСЬ, НА ЧЕМ ОСНОВАНО ВАШЕ ОТНОШЕНИЕ, МНЕНИЕ)
3.Заключение. 1-2 предложения.
Выводы: таким образом, итак, следовательно, можно сделать вывод, подводя итоги, можно сказать, что…
ЭМОЦИНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ЛЕКСИКА
степени сравнения прилагательных | Сравнительная степень бывает простая и сложная. А) Сравнительная степень прилагательных
Иногда при образовании сравнительной степени прилагательного используется другой корень. Хороший – лучше, плохой – хуже, маленький – меньше. Сложная сравнительная степень образуется от полной формы положительной степени прилагательного с помощью частиц более и менее. Большой – более/менее большой, красивый – более/менее красивый. Б) Превосходная степень прилагательных Сложная превосходная степень образуется от полной формы положительной степени прилагательного с помощью частиц самый, наиболее и наименее. Большой – самый/наиболее/наименее большой, красивый – самый/наиболее/наименее красивый. |
ПРИМЕР
Что лучше: электронная книга или бумажная?
С одной стороны, электронные книги сегодня, безусловно, удобны для обращения, поскольку они компактны, объем памяти позволяет вместить большое количество информации, можно всегда иметь под рукой: в дороге, на отдыхе, на уроках.
С другой стороны, бумажные книги дают возможность тактильных ощущений, что, несомненно, помогает лучше сохранить информацию в памяти. Человек, перелистывая страницы, ощущая их шероховатость, запах, вес книги чувствует эмоциональное единство, это помогает ему погрузиться в мир героев, поэтому при воспроизведении информации в последующем ему на основе своих ощущений легче это сделать.