Проектная деятельность

Карпук Юлия Викторовна

Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию детско-родительские и педагогические проекты, реализованные совместно с коллегами ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательно-информационный проект «Эти удивительные медведи».

Актуальность

      Мир животных разнообразен и привлекателен для детей. Знакомство с животными  дает большой запас представлений об их особенностях, повадках, пробуждает интерес, любознательность, любовь к животным. Наверное, не ошибусь, если скажу, что одним из самых любимых животных у детей является медведь.

Медведи – милые друзья детства. Плюшевые, резиновые, пластмассовые и мыльные они были и остаются любимыми игрушками наших малышей.

        Первое знакомство малыша с мягким плюшевым медвежонком происходит благодаря добрым стихам Агнии Барто. Медведь как главный герой часто встречается в сказках, стихах, рассказах детских писателей, с которыми мы знакомим детей. Ещё больший интерес к образу медведя появился у детей с выходом мультсериала «Маша и Медведь». Интерес проявлялся в детских разговорах о смешных проделках Маши, сюжетных играх с игрушками главных героев сказки, рассматривании приносимых из дома книг, журналов, раскрасок, просьбы почитать их. Во время чтения этих книг и возник вопрос: «Настоящий медведь и сказочный, похожи или нет»?

Отвечая на вопрос, дети называли схожие признаки: большой , похож по внешнему виду (бурый медведь), любит малину, хотел зимой лечь в спячку, но Миша в мультфильме очень добрый, в отличие  от настоящего медведя. При обсуждении данного вопроса оказалось, что дети хотят узнать

- Какие ещё есть медведи? (Милана)

 - Где ещё живут медведи, чем питаются, кроме меда и малины? (Влад)

- Как зимуют медведи? (Реал)

Вместе с детьми мы подумали, где можно найти ответы на поставленные вопросы:

- У мамы спросить.

- Спросить у воспитателя.

- Найти ответ в интернете.

- Прочитать в книжке.

        Итак, дети имеют достаточное представление о внешнем виде медведя, некоторых его повадках, но у детей недостаточно сформированы знания и представления о разных видах медведей, их характерных особенностях, местах обитания и условиях жизни.

Таким образом, в свете ФГОС ДО  актуальность проекта обоснована отсутствием представлений детей о многообразии животного мира, в частности, разновидностях медведя, с одной стороны, и активизацией родителей к участию в совместных мероприятиях, проектах с другой стороны.

Общие сведения о проекте:

Цель проекта: обогащение представлений  детей о разных видах медведей, как объектах живой природы, в процессе различных видов детской деятельности.

Задачи проекта:

  1. Познакомить детей с разными видами медведей (бурый, белый, медведь-губач, очковый медведь, барибал), их повадками и особенностями жизни в природе;
  2. Учить находить сходство и различия у разных видов медведей, проявлять инициативу и самостоятельность в поиске информации в различных источниках.
  3. Продолжать знакомить с образом медведя в литературных произведениях, игрушках, на гербе городов ХМАО.
  4. Воспитывать любовь к животным, бережное отношение к ним.
  5. Обновить среду группы по формированию представлений о многообразии животного мира (видов медведей);
  6. Вовлечь родителей в реализацию совместных мероприятий в рамках проекта.

Ожидаемые результаты:

  • Дети должны знать о многообразии мира медведей, их сходствах и различиях, особенностях поведения и приспособленности к климатическим условиям.
  • Дети должны знать, что медведь – символ олимпийских игр в 1980 году, 2014 году.
  • Дети должны уметь называть художественные и музыкальные произведения, в которых одним из героев является медведь (сказки, рассказы, песни):
  • Родители стали активными участниками проекта;
  • Среда группы обновлена по теме проекта.

Формы сотрудничества с родителями:

Методы, используемые в ходе реализации проекта:

Словесные

  • Беседы
  • Чтение художественной литературы
  • Рассказывание
  • Заучивание стихотворений

Наглядные

  • Рассматривание иллюстраций
  • Демонстрация учебных фильмов
  • Просмотр диафильмов
  • Организация выставок, фотовыставки

Практические

  • Дидактические игры
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Подвижные игры
  • Экскурсии

Реализация проекта проходит в три этапа:

 

1 этап. Подготовительный этап.

Цель: формулировка проблемы проекта, целей и задач, определение продукта проекта; составление плана образовательной работы.

       На первом этапе проектной деятельности была сформулирована проблема проекта и намечены пути решения данной проблемы. Также была проведена встреча с родителями, на которой были поставлены цели и задачи проекта, разработан план мероприятий, а также определен   продукт проекта: создание выставки «Эти удивительные медведи». Здесь же родители распределили домашнее задание по проекту:

-подготовка сообщения о белом медведе,

-проведение беседы «Знакомство с Олимпийским Мишкой»,

-сбор и обобщение информации в форме фотоальбомов по теме «Медведи бывают разные»,

-намечена дата экскурсии в музейно-выставочный центр.

      На встрече родителям были даны рекомендации по поиску источников информации для составления сообщений и фотоальбомов, а также список художественной литературы для домашнего чтения с детьми.

2 этап – практический

Цель: реализация плана образовательной работы.

 Работа с детьми    

  Образовательная деятельность по реализации проекта проводится в соответствии с принципами ФГОС ДО, т.е учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей, принцип интеграции образовательных областей.

Образовательная область

Виды детской деятельности

ОО «Познавательное развитие»

  • НОД «Жизнь диких животных зимой»
  • Беседы «Медведи бывают разные», «Знакомство с Олимпийским Мишкой»
  • Дидактическая игра математического характера «Помоги Маше (Мише) добраться до дома», «Сложи из фигур разных медведей».
  • Заключительная викторина "что мы узнали о медведе?"

ОО «Речевое развитие»

  • Составление творческого описательного рассказа по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору»
  • Игровая ситуация «Мишка в гостях у Умки» (составление сравнительного рассказа о медведях)
  • Беседа-рассуждение «Почему так говорят?» (крылатые выражения и поговорки о медведях)
  • Рассказывание сказки по картинкам «Почему медведь хвост потерял»
  • Дидактическое упражнение по формированию лексико-грамматических категорий и навыков с/о «Мебель для Мишутки»

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

  • СРИ «Зоопарк»
  • Дидактические игры «Где чей домик», «Загадки о животных», «Что ест бурый и белый медведь», «Найди медведя на глобусе и карте мира».
  • Экскурсия в Музейно-выставочный центр ( тема экскурсии «Природа родного края»

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

  • Рисование «Зимний сон»
  • Рассматривание репродукций картин художников по теме «Медведь глазами художников»
  • Аппликация «Медведь в берлоге»
  • Лепка «Медведь в лесу»
  • Конструирование «Избушка трех медведей»
  • Прослушивание песен «Почему медведь зимой спит?», «Колыбельная медведицы», «Где-то на белом свете».

ОО «Физическое развитие»

  • Подвижные игры «Медведь и пчелы», «У медведя во бору»
  • Пальчиковая гимнастика «Медведи» (с использованием шариков Су Джоки)
  • Физминутка «Медвежата в чаще жили»
  • Зарядка после дневного сна «Лесная зарядка»

Чтение научно-популярной и художественной литературы:

В. Сутеев «Яблоко», «Дядя Миша», М. Пляцковский «Разноцветные зверята», И.С. Соколов-Микитов «Зима в лесу», С.Я Маршак «Колыбельная», В. Драгунский «Друг детства», сказки С Козлова

Просмотр диафильмов «Друг детства», «Медведь и бурундук», мультфильмов « Верное средство», «Умка», «Умка ищет друга», «Зимняя сказка».

Формы работы с родителями:

  • Индивидуальные консультации для родителей по домашнему заданию;
  • Консультация «Составление творческого описательного рассказа по картине»
  • Мастер- класс « Медведь из подручных материалов»;
  • Фотовыставка «Наш проект»;
  • Экскурсия в «Музейно-выставочный центр»

На данном этапе как продукт проекта была создана и оформлена выставка "Эти удивительные медведи".

3этап – заключительный.

Результатом реализации проекта "Эти удивительные медведи" стало:

  • Дети знают о многообразии мира медведей, их сходствах и различиях, особенностях поведения и приспособленности к климатическим условиям.
  • Дети знают, что медведь является символом Олимпийских игр 1980 и 2014 года.
  • Дети называют художественные и музыкальные произведения, в которых одним из героев является медведь.
  • Родители стали активными участниками проекта: вместе с детьми подготовили и провели беседу "Знакомство с Олимпийским Мишкой", участвовали в проведении мастер-класса, помогали в сборе информации и оформлении альбомов к беседе "Медведи бывают разные", совместно с детьми посетили экскурсию в Музейно-выставочном центре, а также оказали помощь в оформлении итоговой выставки "Медведи бывают разные".
  • Обновлена среда группы по теме проекта: составлены альбомы "Медведи бывают разные", "Медведь глазами художников", "Художественное слово о медведе", подборка хантыйских сказок о медведе и иллюстраций к ним. Пополнилась видеотека группы, созданы новые презентации для проведения НОД и бесед по теме проекта.

На заключительном этапе было организовано:

  • проведение экскурсии по выставке "Эти удивительные медведи" для воспитанников ДОУ, педагогов ДОУ и родителей группы.
  • Фотовыставка в группе "Наш проект".
  • Презентация проекта "Эти удивительные медведи" для педагогов ДОУ.

Заключение.

Реализация проекта позволила решить ряд важных взаимосвязанных задач, направленных на образование ребенка, сотрудничество с родителями и обновление среды.

        У детей сформированы представления о разных видах медведей как объектах живой природы, дети получили новые знания о медведе как символе олимпийских игр, расширились их представления о медведе как герое художественных и музыкальных произведений.

        Во время реализации проекта родители стали равноправными партнерами. вместе с детьми они учились находить необходимую информацию, выделять главное для проведения беседы, составлять презентации, коллажи, вместе с детьми участвовали в проведении экскурсии в Музейно-выставочный центр, а также почерпнули для себя практический материал при проведении мастер-класса.

Дети научились не только находить и получать новую информацию, новые знания, но и учились делиться ею с другими воспитанниками и взрослыми во время проведения экскурсии по выставке "Эти удивительные медведи". Всё это: умение находить совместно со взрослыми и самостоятельно необходимую информацию, умение донести до слушателя необходимый материал - пригодится ребенку во время дальнейшего обучения в школе.



Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательский проект

«Хлеб – всему голова»

3120631758d3c133a375aaf9631b5eb3cc03ea7411_b.jpg

Автор: Карпук Юлия Викторовна

Хабирова Гульнара Гильминуровна

г. Когалым 2019 г.

Познавательно-исследовательский проект «Хлеб -  всему голова».

Актуальность

В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, уважение к общечеловеческим духовным ценностям.                                                                Ребенок должен научиться ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни.                                                                                                                                                 Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем мире, следует уделять больше внимания для комплексного изучения природы и её связи с человеком. Убеждать детей в том, что человек – часть природы, и он должен беречь и уважать окружающий мир. При этом важно найти интересующую детей тему, создать условия для постижения способов активного взаимодействия с миром, проявления эмоционально- оценочного отношения к происходящему.

Являясь основой питания многих народов, хлеб рассматривается как источник жизни и символ труда. С хлебом связано много обрядов. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача. Хлеб это символ благополучия, достатка. С хлебом дети встречаются ежедневно и, возможно, у них теряется значимость этого главного продукта. Это проявляется небрежным отношением к хлебу. Вместе с ребятами подготовительной группы мы решили, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола.

 Данный проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса расширить знания детей о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде людей, выращивающих хлеб.

Общие сведения о проекте:

Тип проекта

Познавательно-исследовательский

Место реализации

МАДОУ «Березка»

По виду деятельности

информационно-практико-ориентированный

По продолжительности

краткосрочный

По форме реализации

групповой

Участники проекта

дети подготовительной группы, родители, воспитатели, узкие специалисты

Возраст детей

6-7 лет

Образовательная область

«Познавательное развитие»

Области интеграции

«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Цель проекта: формирование целостного представления о процессе выращивания хлеба у детей старшего дошкольного возраста, воспитание бережного отношения к хлебу, к труду людей, которые его выращивают.

Задачи проекта:

  1. Формировать представления о выращивании хлеба от зерна до колоса.Уточнить знания о процессе приготовления хлеба как полезного и необходимого продукта для жизни человека.
  2. Продолжать знакомить с литературными и музыкальными произведениями о хлебе.
  3. Воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к труду  людей, которые выращивают и пекут хлеб.
  4. Обновить среду группы по формированию целостного представления о процессе выращивания и приготовления хлеба.
  5. Вовлечь родителей в реализацию совместных мероприятий в рамках проекта.

Ожидаемые результаты:

  • Дети должны иметь представление о выращивании хлеба от зерна до колоса.
  • Дети должны знать профессии людей, связанных с выращиванием хлеба и его приготовлением.
  • Дети должны знать о процессе приготовления хлеба .
  • Дети должны уметь называть художественные и музыкальные произведения о хлебе.
  • Родители стали активными участниками проекта;
  • Среда группы обновлена по теме проекта.

Формы сотрудничества с родителями:

Методы, используемые в ходе реализации проекта:

Словесные

  • Беседы
  • Чтение художественной литературы
  • Рассказывание

Наглядные

  • Рассматривание иллюстраций
  • Демонстрация учебных фильмов
  • Просмотр диафильмов

Практические

  • Опытно-экспериментальная деятельность
  • Дидактические игры
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Подвижные игры
  • Экскурсии

Реализация проекта проходит в три этапа:

1 этап. Подготовительный этап.

Цель:формулировка проблемы проекта, целей и задач, определение продукта проекта; составление плана образовательной работы.

На первом этапе проектной деятельности была сформулирована проблема проекта и намечены пути решения данной проблемы. Также была проведена встреча с родителями, на которой были поставлены цели и задачи проекта, разработан план мероприятий, а также определен   продукт проекта: создание лэпбука «Хлеб – всему голова».

На встрече родителям были даны рекомендации по списку художественной литературы для домашнего чтения с детьми.

2 этап – практический

Цель: реализация плана образовательной работы.

Образовательная деятельность по реализации проекта проводится в соответствии с принципами ФГОС ДО, т.е учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей, принцип интеграции образовательных областей.

Образовательная область

Виды детской деятельности

ОО «Познавательное развитие»

  • НОД "Откуда хлеб пришел"
  • Беседы:"Какие бывают виды хлеба?", «Почему надо беречь хлеб?»
  • экспериментирование:
  • проращивание пшеничных зёрен;
  • сравнивание пшеничной и ржаной муки.
  • Просмотр обучающего видеофильма "Откуда к нам хлеб пришел".

ОО «Речевое развитие»

  • Составление рассказа по картинкам "Как в старину люди выращивали хлеб?"
  • Словесная игра "Образуй словечко"
  • Чтение пословиц , поговорок, стихов о хлебе, разгадывание загадок.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

  • СРИ "Семья", "Магазин"
  • Знакомство с профессиями, связанными с выращиванием и выпечкой хлеба.
  • Дидактические игры " Угадай на вкус", "Что сначала, что потом", "Разрезные картинки".
  • Просмотр обучающего диафильма "Как делают хлеб", мультфильмов "История про девочку, которая наступила на хлеб", "чудо-мельница".
  • Замешивание теста и выпечка булочка на пищеблоке детского сада.
  • Экскурсия в "Пироговую" и хлебный отдел продуктового магазина.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

  • Рисование "Колосья в вазе"
  • Рассматривание репродукций картин по теме
  • Тестопластика "Хлебобулочные изделия"
  • Прослушивание песен  "Расти, колосок", "Хлеб всему голова".

ОО «Физическое развитие»

  • Пальчиковая гимнастика "Тесто"
  • Игра малой подвижности " Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем".

Чтение художественной литературы:

"Золотые колосья" (белорусская сказка), "Колосок" (рус.нар. сказка), К.И. Чуковский "Чудо-дерево", "Булка"; М. Пришвин "Лисичкин хлеб", К. Паустовский "Теплый хлеб",  Я. Аким "Хлеб", И. Токмакова "Что такое хлеб", Д. Хармс "Очень-очень вкусный пирог".

Формы работы с родителями:

  • Консультация "Расскажите детям о хлебе".
  • Составление книги кулинарных рецептов
  • Фотовыставка «Наш проект»;

На данном этапе как продукт проекта был создан лэпбук "Хлеб - всему голова".

3этап – заключительный.

Результатом реализации проекта "Хлеб –всему голова" стало:

  • Дети имеют представление о выращивании хлеба от зерна до колоса.
  • Дети знают профессии людей, связанных с выращиванием хлеба и его приготовлением.
  • Дети знают процесс приготовления хлеба.
  • Дети называют художественные и музыкальные произведения о хлебе.
  • Родители стали активными участниками проекта: совместно с родителями создана мини-книга кулинарных рецептов « Семейные рецепты выпечки», родители оказали помощь в оформлении альбомов по теме проекта (цветная печать).
  • Обновлена среда группы по теме проекта: составлены альбомы "Виды хлебобулочных изделий", "Как в старину хлеб выращивали", "Художественное слово о хлебе", «Репродукции картин о хлебе».  Пополнилась видеотека группы, созданы новые презентации для проведения НОД и бесед по теме проекта.

На заключительном этапе было организовано:

  • Создание лэпбука «Хлеб – всему голова».
  • Фотовыставка в группе "Наш проект".
  • Презентация проекта "Хлеб – всему голова" для педагогов ДОУ.

Заключение.

В результате работы над проектом дети смогли проявить себя исследователями: проводили эксперименты по проращиванию зерен, сами испекли булочки. Дети узнали о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас.  Кроме того дети познакомились с профессиями людей, которые выращивают и производят хлеб.  Продукт проекта, лэпбук «Хлеб – всему голова», позволил систематизировать и обобщить весь материал по теме проекта и сможет послужить как развивающее пособие для дальнейшей практической работы.

Таким образом, работа над проектом помогла помогла сформировать знания детей о хлебе как одном из величайших богатств на земле.

Фотоматериалы

2017-04-18 09.12.14.jpg

2017-04-18 10.16.26.jpg

2017-04-28 15.50.20.jpg

2017-04-28 15.52.15.jpg

2017-04-27 11.41.46.jpg

2017-04-27 15.13.30.jpg

DSC_0934.JPG

DSC_0937.JPG

2017-04-13 09.44.03.jpg

2017-04-17 09.16.17.jpg

2017-05-17 15.13.46.jpg

2017-05-17 15.14.25.jpg



Предварительный просмотр:

Педагогический проект «Эколого-этнографическая тропа в ДОУ»

Актуальность

Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.             

Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края. Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На мой взгляд, решением данной проблемы станет реализация проекта по созданию эколого-этнографической тропы в ДОУ.

Эколого-этнографическая тропа помогает нам реализовать очень важную педагогическую идею - воспитание ребёнка через общение с природой. Ведь во время прогулок, экскурсий по эколого-этнографической тропе дети знакомятся с родным краем, его национальными, географическими, природными особенностями, играют, экспериментируют, наблюдают, учатся не просто смотреть, а видеть, что их окружает, рассказывать о своих впечатлениях. У них развивается мышление, речь, память,  а самое главное - появляется чувство прекрасного, воспитывается желание беречь и охранять природу.

Цель: создание эколого-этнографической тропы, обеспечивающей у детей дошкольного возраста формирование экологической культуры и любви к родным местам.

Задачи:

  • Уточнить, систематизировать и углубить знания детей о растениях, животных и природных явлениях родного края.
  • Способствовать повышению уровня профессиональной подготовки педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам эколого-этнографической тропы.
  • Формировать у детей экологически грамотное поведение в природе.
  • Формировать стремление, желание передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
  • Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия, закладывать основу экологической культуры.
  • Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
  • Вовлечь родителей в реализацию совместных мероприятий в рамках проекта.

Сроки реализации проекта:

Ожидаемые результаты:

  • Дети систематизируют и углубят свои знания о растениях, животных, природных явлениях родного края.
  • Педагоги должны повысить уровень профессиональной подготовки в вопросах проведения экскурсий по объектам эколого-этнографической тропы.
  • Дети должны овладеть экологически грамотным поведением в природе.
  • Обогатится предметно-развивающая среда ДОУ.
  • У детей сформируется стремление передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
  • Родители станут активными участниками проекта.

Формы реализации проекта:

  • разработка эколого-этнографической тропы, оформление карты-схемы эколого-этнографической тропы.
  • разработка методических рекомендаций для педагогов по проведению экскурсий.
  • Проведение экскурсий по эколого-этнографической тропе.
  • наблюдение за живой и неживой природой в ходе экскурсий.
  • Эксперименты, опыты, решение проблемных ситуаций во время экскурсий по эколого-этнографической тропе.
  • дидактические, настольные экологические игры.
  • продуктивная деятельность ( рисование, поделки из природного материала)
  • труд в природе.

Этапы создания и оформления тропы:

1 этап - подготовительный 

  • Изучение методической литературы по проблеме исследования.

  • Детальное обследование территории детского сада и близлежащей территории и выделение интересных объектов.
  • составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех её объектов.
  • Проведение диагностики
  • составление паспорта всех точек тропинки.
  • изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку, а также знаков поведения в природе.
  • составление методических рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.

2 этап - познавательно-исследовательский Содержание деятельности по реализации проекта.

В ходе детального исследования территории детского сада и близлежащей территории были обозначены следующие точки эколого-этнографической тропы:

  1. "Музейная"
  2. "Огородная".
  3. "Лесная".
  4. "Береговая".
  5. "Мостовая".
  6. "Птичья гостиная".
  7. "Беличья столовая".
  8. "Муравейник".
  9. "Старый пень".
  10. "Фитогрядка".

Станция, задачи, объекты наблюдения.

1. "Музейная"

  • Формировать у дошкольников представления о родном крае;
  • развивать познавательные способности дошкольников;
  • формировать умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;
  • воспитывать у детей бережное отношение к традициям, культуре и истории родного края.

2. "Огородная"

  • Продолжать знакомить детей с разнообразными овощными культурами; способами посадки и ухода за ними;
  • Развивать интерес к выращиванию овощных культур;
  • Воспитывать желание помогать старшим и ухаживать за посадками.

3. "Лесная"

  • Учить детей различать деревья и кусты по внешним признакам;
  • Закрепить названия деревьев и кустов, их строение, внешние признаки;
  • систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях;
  • воспитывать бережное отношение к растениям.
  • берёза;
  • рябина;
  • ива;
  • осина
  • ель;
  • сосна;
  • кедр;
  • шиповник.

4. "Береговая"

  • познакомить детей с водными объектами природы (река);
  • рассказать о типичных представителях фауны реки;
  • показать сезонные изменения, происходящие с водоёмом осенью.

5.  "Мостовая"

  • познакомить детей с историей создания моста и его названием.
  • рассказать о назначении моста.

6.  "Птичья гостиная".

  • закрепить у детей представление о зимующих и перелётных птицах;
  • учить различать и называть птиц по внешнему виду;
  • развивать у детей интерес к наблюдениям за зимующими птицами, желание их подкармливать;
  • воспитывать бережное отношение к ним.
  • воробей;
  • синица;
  • поползень;
  • дятел;
  • снегири;
  • куропатки.

7. "Беличья столовая"

  • Расширить и уточнить знания детей о белках.
  •  Пополнить имеющиеся у детей знания новыми сведениями.
  • развивать у детей интерес к наблюдениям за белками, желание их подкармливать.

8. "Муравейник"

  • углубить знания детей о муравьях, их образе жизни;
  • сформировать представление о роли муравьёв в жизни леса;
  • воспитывать бережное отношение к муравьям.

9. "Старый пень"

  • Познакомить детей с происхождением пеньков.
  • Дать понятие, что пень- это жилище мелких организмов: насекомых, пауков, грибов, лишайников, мхов и многих других;
  • воспитывать уважительное и почтительное отношение к старым деревьям и пням.

10. "Фитогрядка"

  • расширить и закрепить знания детей о лекарственных растениях ближайшего окружения;
  • развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни;
  • учить собирать и сушить лекарственные растения.
  • зверобой;
  • мята;
  • душица;
  • подорожник;
  • ромашка аптечная;
  • мать-и-мачеха.

Взаимодействие с родителями.

  • Разработка консультаций для родителей экологической тематики;
  • Изготовление и вывешивание кормушек на экологической тропе;
  • Совместные экскурсии и походы выходного дня на экологической тропе;
  • Экологические акции (уборка мусора на прибрежной территории, изготовление буклетов «Береги природу родного края»).

Взаимодействие с социальными партнёрами.

Детская библиотека:

  • Игра-викторина «Край, в котором я живу»;
  • Просмотр и обсуждение презентации «Загадки северного края»;
  • Экологическая сказка «Заходи в зеленый дом – чудеса увидишь в нём».

Музейно-выставочный центр:

  • Тематическая экскурсия «Природа нашего края»

3 этап - обобщающий

  • Защита проекта "Путешествие по эколого-этнографической тропе".
  • Создание фотоальбомов «Путешествуем и познаем», «Как мы помогаем природе».
  • Создание лэпбука « Природа моей малой Родины-Югры».

Результаты проекта:

  • Педагоги повысили уровень профессиональной подготовки в вопросах проведения экскурсий по объектам эколого-этнографической тропы.
  • Дети систематизировали и углубили свои знания о растениях, животных, природных явлениях родного края.
  • Дети овладели экологически грамотным поведением в природе.
  • Обогатилась предметно-развивающая среда ДОУ.
  • У детей сформировано стремление передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
  • Родители стали активными участниками проекта.

Используемая литература:

  1. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе/ авт.- сост. С.В. Машкова [и др,], - Изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель, 2012, - 174 с.
  2. Экологические проекты в детском саду/ О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. – Изд. 2-ое. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л.Е., 2015. – 232 с.
  3. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений . – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 56 с.



Предварительный просмотр:

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Описание организации

        Муниципальное  автономное   дошкольное  образовательное   учреждение  города Когалыма «Березка» (далее – МАДОУ):

 корпус №1 -  введен в эксплуатацию   2 сентября  2013 года.  Проектная мощность -  320  детей.

 корпус №2 – введен в эксплуатацию в феврале 1989 года (реорганизация МАДОУ «Березка» путём присоединения к нему МАДОУ «Улыбка»  в сентябре 2015г.). Проектная мощность - 275 детей

       Количество детей в ДОУ – 655. Возраст детей с 1,5 -7 лет.

    В ДОУ функционирует 27 групп общеразвивающей направленности:  5 групп раннего возраста, 22 группы дошкольного возраста.

Основной вид деятельности учреждения – дошкольное образование, присмотр и уход.

Основная цель деятельности учреждения - реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечение условий для личностного развития и проживания дошкольного детства, как самоценного периода жизни, охраны и укрепления его здоровья.

Задачи:

1.Охрана жизни, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

2.Повышение качества дошкольного образования через создание благоприятных условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

3.Обеспечение целостного образовательного процесса на основе духовно-нравственных и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

4.Создание развивающей предметно-пространственной среды с учетом этнокультурной ситуации развития детей, способствующей приобщению к социокультурным нормам, традициям.

5.Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

      В 2017 году по итогам конкурсного отбора МАДОУ «Березка» присвоен статус «Региональная инновационная площадка» по направлению «Реализация региональной и этнокультурной составляющей основных образовательных программ». Приказом Департамента образования и молодежной политики ХМАО - Югры  от 20.11.2020г. №10-П-1719 «О признании образовательных организаций Ханты – Мансийского автономного округа – Югры региональными площадками»  данный статус продлен. В 2021-2022 году  учреждение планирует закончить внедрение модели развивающей образовательной среды с учетом  национальных, региональных и этнокультурных особенностей в рамках программы духовно – нравственного  воспитания и развития  «Мы – дети Югры». В 2022-2023 году планируется начать разработку пакета документов для участия в конкурсном отборе на присвоение статуса Региональной площадки экологической направленности.

Постановка проблемы 

Выбор темы образовательного проекта «Лаборатория юных экологов», обосновывается:

  • во-первых, необходимостью использования современных экологообразовательных технологий, разработки системы работы с детьми по формированию экологической культуры, которые будут включать три этапа:
  • непосредственный контакт с природным объектом через использование биокомплекса «СитиФермер». Задачей данного этапа является формирование положительного отношения к природному объекту.
  • сбор информации, задача которого состоит в накоплении экологических представлений и овладении способами оперирования ими.
  • активное практическое взаимодействие с природным объектом, задачей которого является обогащение детских видов практической экологически направленной деятельности, расширение опыта экологического поведения в природе.
  • во-вторых, необходимостью развития партнерства ДОО и семьи  и использования  воспитательного потенциала семьи в контексте формирования экологической культуры дошкольников.
  • в-третьих, необходимостью ранней естественно-научной профориентации детей старшего дошкольного возраста в рамках знакомства с профессиями биоинженер, сити-фермер.

    На основе результатов аналитической деятельности дошкольным учреждением была выявлена следующая  проблема:

наблюдается определенное противоречие между естественной потребностью ребенка в общении с природой как живого существа и, одновременно, отчуждением его от природы. Ребенок является пассивным наблюдателем и  не видит взаимосвязей процессов, происходящих в природе. Всё это играет негативную роль с точки зрения формирования экологической культуры дошкольника. Также, в рамках ранней профориентации, педагогами ДОУ было выявлено, что дети имеют поверхностное представление о профессиях, связанных с отраслями бережливого природопользования.

    Образовательный проект «Лаборатория юных экологов» необходим для решения данной проблемы. Он позволит:

  •  создать современные интерактивные условия для формирования экологической культуры дошкольников на основе современных образовательных технологий;
  • разработать и внедрить поэтапную систему работы по воспитанию экологической культуры дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности;
  •  познакомить детей старшего дошкольного возраста с профессиями биоинженер и сити-фермер;
  • привлечь родителей к участию в детско-родительских познавательно-исследовательских проектах экологической направленности;
  • обновить и обогатить развивающую предметно-пространственную среду дошкольного учреждения по формированию экологической культуры;
  •  расширить круг учреждений-партнеров по формированию экологической культуры дошкольников и навыков бережливого природопользования.

Таким образом, реализация данного проекта позволит интегрировано решить социальную проблему вследствие организации образовательного процесса по  четырем направлениям:

  • работа с семьей;
  • работа с детьми;
  • работа с социальными партнерами;
  • работа по обновлению развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения.

    Интеграция образовательного процесса в ходе реализации проекта будет состоять в использовании форм и методов работы по экологическому, духовно-нравственному, эмоциональному, познавательному, творческому развитию детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

    Новизна в  решении проблемы заключается в том, что на базе дошкольного учреждения будет реализован образовательный проект «Лаборатория юных экологов», который позволит активизировать познавательно-исследовательскую деятельность детей старшего дошкольного возраста через использование биокомплекса «СитиФермер». Это обеспечит в целом комплексный подход к воспитанию экологической культуры дошкольников и организации инновационной деятельности в дошкольном учреждении.

Цели и задачи проекта

Целью проекта является создание, апробация и  оценка эффективности деятельности «Лаборатории юных экологов» как формы развития познавательно-исследовательской деятельности в контексте воспитания и развития экологической культуры дошкольников.

Задачи проекта:

1.Разработать и внедрить модель образовательного процесса в рамках проекта «Лаборатория юных экологов», направленную на повышение уровня экологического развития  дошкольников.

2.Обеспечить развитие познавательной активности дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности, направленной на формирование экологической культуры.

3.Формировать навыки рационального природопользования на основе экспериментальной деятельности дошкольников через использование биокомплекса «СитиФермер».

 4.Познакомить детей старшего дошкольного возраста с профессиями естественно-

научной направленности в области экологии.

5.Обновить и обогатить развивающую среду дошкольного учреждения на основе экологической составляющей путем реализации проекта «Лаборатория юных экологов» при сотрудничестве семьи, детского сада и социальных партнеров;

6.Обеспечить развитие воспитательного потенциала семьи, путем привлечения к совместной познавательно-исследовательской деятельности в условиях проекта «Лаборатория юных экологов»;

7.Привлечь к реализации проекта   социальных партнеров, способных поддержать детско-взрослую инициативу в организации работы по воспитанию экологической культуры дошкольников:

  • МБУ «Музейно-выставочный центр»
  • Центр ЭКО Инициатив «Наш Когалым»;
  • МБУ «Централизованная библиотечная система» («Детская библиотека»);
  • МАОУ СОШ №7

Рабочий план реализации проекта

Таблица 1

         

п/п №

Перечень

мероприятий

Срок проведения

ФИО ответственного, должность

Источник финансирования/комментарии

Подготовительный этап (сентябрь-октябрь 2021г.)

1

Изучение учебно-методической литературы по теме проекта,

опыта дошкольных учреждений региона

Сентябрь 2021г.

Литвиненко Ю.В, заместитель заведующего

Карпук Ю.В. ст. воспитатель

Поиск информации по теме проекта

2

Обсуждение проекта и принятие решения о реализации  педагогическим советом дошкольного учреждения

Сентябрь 2021г.        Шамсутдинова И.С., заведующий

Шамсутдинова И.С., заведующий

Принятие решения педагогическим коллективом

3

Обсуждение проекта с представителями родительской общественности в рамках заседания Наблюдательного совета

Сентябрь 2021г.

Шамсутдинова И.С., заведующий

Согласие родительской общественности на реализацию проекта

4

Разработка нормативно-правовой документации по реализации проекта

Сентябрь 2021г.

Шамсутдинова И.С., заведующий

Литвиненко Ю.В., заместитель заведующего

5

Определение участников проекта дошкольного учреждения, круга семей и воспитанников.

Сентябрь 2021г.

Карпук Ю.В.,

Базарбаева А.Г.,

ст. воспитатели

Изучение исходного уровня развития воспитательного потенциала семей (опросы, анкетирование),

анализ данных педагогической диагностики

6

Определение состава рабочей группы по реализации проекта

Сентябрь 2021г.

Литвиненко Ю.В., заместитель заведующего

Опрос и предложения педагогов

7

Определение круга возможных социальных партнеров в рамках реализации проекта, заключение договоров о сотрудничестве

Сентябрь-октябрь 2021г.

Карпук Ю.В., старший воспитатель

Переговоры с возможными социальными партнерами

8

Разработка  методической документации по организации деятельности «Лаборатории юных экологов» (Положение, перспективное планирование)

Сентябрь 2021г.

Карпук Ю.В.,

Базарбаева А.Г.,

ст. воспитатели

9

Составление банка картотек опытов и экспериментов по познавательно-исследовательской деятельности с использованием биокомплекса «СитиФермер», определение тем проектной деятельности.

Сентябрь-октябрь 2021г.

Карпук Ю.В., ст. воспитатель

Зарипова Л.З., воспитатель

Составление методических рекомендаций

10

Оформление помещения, определение места для установки биокомплекса «СитиФермер».

Сентябрь 2021г.

Литвиненко Ю.В.., заместитель заведующего

Карпук Ю.В., ст. воспитатель

Определение оптимального места для занятий юных экологов.

11

Определение перечня необходимого оборудования для проведения познавательно-исследовательской деятельности.

Сентябрь  2021г.

Литвиненко Ю.В., заместитель заведующего

Карпук Ю.В., Базарбаева А.Г., ст. воспитатели.

Подбор необходимого материала: семян, лотков, леек, пинцетов, пробирок и т.д.

12

Реализация мероприятий по закупке необходимого оборудования для проведения познавательно-исследовательской деятельности с детьми членами «Лаборатории юный эколог»

Сентябрь-октябрь 2021г.

Литвиненко Ю.В., заместитель заведующего

  1. Собственные средства

2.Спонсорские средства    

13

Прохождение курсов повышение квалификации по организации экологического воспитания в ДОУ

Сентябрь 2021г.

Карпук Ю.В., Базарбаева А.Г., ст. воспитатели, Зарипова Л.З., воспитатель

Спонсорские средства    

Основной этап (ноябрь 2021г.- апрель 2022г.)

1

Оказание методической помощи педагогам, испытывающим затруднения в реализации проекта

ноябрь 2021г.-май 2022г.

Карпук Ю.В., Базарбаева А.Г., ст. воспитатели

Организация консультаций, круглых столов, семинаров по теме проекта

2

Осуществление экскурсий в «Лабораторию юных экологов» и оранжерею ДОУ.

ноябрь 2021г.-май 2022г.

Карпук Ю.В., ст. воспитатель Гарифуллина Р.Н., инструктор по труду

3

Выявление проблемных точек в реализации проекта, поиск путей решения.

ноябрь 2021г.-май 2022г.

Литвиненко Ю.В.,

заместитель заведующего

Шамсутдинова И.С., заведующий

Организация заседаний рабочей группы

4

Осуществление занятий и разработка познавательно-исследовательских проектов в рамках проекта «Лаборатория юных экологов».

ноябрь 2021г.-май 2022г.

Карпук Ю.В., Базарбаева А.Г., ст. воспитатель Зарипова Л.З., воспитатель

Организация занятий, познавательно-исследовательской деятельности с использованием биокомплекса «Сити-ферма».

5

Организация  и оказание методической помощи родителям во время реализации детско-родительских познавательно-исследовательских проектов экологической направленности.

ноябрь 2021г.-май 2022г.

Карпук Ю.В., Базарбаева А.Г., ст. воспитатели Зарипова Л.З., воспитатель

Организация круглого стола, индивидуальных консультаций.

6

Организация совместных мероприятий с социальными партнерами в рамках договоров о сотрудничестве.

ноябрь 2021г.-май 2022г.

Карпук Ю.В., Базабаева А.Г., ст. воспитатели

Зарипова Л.З., воспитатель

Организация природоохранных акций, экскурсий, встреч с интересными людьми.

7

Защита познавательно-исследовательских проектов по экологии детьми старшего дошкольного возраста, в том числе детско-родительских.

ноябрь 2021г.-май 2022г.

Литвиненко Ю.В., заместитель заведующего

Родители воспитанников

Социальные партнеры.

Организация проведения защиты познавательно-исследовательских проектов с привлечением родителей и социальных партнеров.

8

Транслирование опыта реализации проекта (отдельных мероприятий) на уровне дошкольного учреждения, на уровне города, региона (средствах массовой информации, участие в конкурсах и т.д.)

ноябрь 2021г.-май 2022г.

Литвиненко Ю.В., заместитель заведующего

Карпук Ю.В., Базарбаева А.Г., ст. воспитатели

Зарипова Л.З., воспитатель

Заключительный этап (май 2022г.)

1

Обобщение результатов реализации проекта:

-данные педагогической диагностики;

-данные самообследования развивающей предметно-пространственной среды по формированию экологической культуры дошкольников;

- данные анкетирования родителей по изучению мнения об удовлетворенности качеством образовательных услуг.

май 2022г.

Литвиненко Ю.В.,

заместитель заведующего

Карпук Ю.В., Базарбаева А.Г., ст. воспитатели

Оценка эффективности реализации проекта на основе диагностических данных

2

Распространение опыта по реализации проекта в рамках семинаров, конференций, конкурсов, публикаций различных уровней (муниципальном, региональном, федеральном)

май 2022г.

Литвиненко Ю.В.,

заместитель заведующего

Карпук Ю.В., Базарбаева А.Г., ст. воспитатели

Зарипова Л.З., воспитатель

3

Выявление рисков и перспектив реализации данного проекта в будущем.

май 2022г.

Литвиненко Ю.В.., заместитель заведующего

Конкретные ожидаемые результаты

Реализация проекта предполагает достижение следующих итоговых результатов:

1.Создание и внедрение системы работы «Лаборатории юных экологов».

2.Повышение уровня познавательного развития дошкольников (раздел «Ознакомление с миром природы») через познавательно-исследовательскую деятельность.

3. Повышение уровня развития экологической культуры дошкольников.

4.  Повышение уровня заинтересованности родителей воспитанников в воспитании и развитии экологической культуры детей.

5.Качественное обновление и обогащение развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения по формированию экологической культуры.

6.Создание эффективной системы взаимодействия с учреждениями-партнерами дошкольной организации, способных поддержать детско-взрослую инициативу в организации работы по воспитанию экологической культуры дошкольников.

        Таблица 2

Количественные показатели реализации проекта

№ п/п

Мероприятия

Участники /количество

Ответственные

1.

Проведение анкетирования родителей воспитанников

Родители воспитанников/75

Литвиненко Ю.В., заместитель заведующего

2

Организация обучающего семинара для родителей и педагогов

Семьи/15

Педагоги/7

Карпук Ю.В., старший воспитатель

3

Организация круглого стола для родителей по вопросам познавательно-исследовательской и проектной деятельности в ДОУ.

Семьи/15

Педагоги/3

Карпук Ю.В., старший воспитатель

Базарбаева А.Г. ,старший воспитатель

4

Защита познавательно-исследовательских проектов по экологии детьми старшего дошкольного возраста, в том числе детско-родительских.

Семьи/15

Педагоги/7

Реализованных проектов, представленных к защите, - 9

Карпук Ю.В., старший воспитатель

Базарбаева А.Г. старший воспитатель

Зарипова Л.З., воспитатель

5

Организация встреч, экскурсий, природоохранных акций с сотрудниками учреждений-партнеров

Семьи/15

Педагоги/7

Встреч, экскурсий, акций - 9

Литвиненко Ю.В., заместитель заведующего

6

Организация курсов повышения квалификации

Педагоги -4

Карпук Ю.В., Базарбаева А.Г., Зарипова Л.З., Машалгина И.И.


Предварительный просмотр: