Проектная деятельность
Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию детско-родительские и педагогические проекты, реализованные совместно с коллегами ДОУ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Познавательно-информационный проект «Эти удивительные медведи».
Актуальность
Мир животных разнообразен и привлекателен для детей. Знакомство с животными дает большой запас представлений об их особенностях, повадках, пробуждает интерес, любознательность, любовь к животным. Наверное, не ошибусь, если скажу, что одним из самых любимых животных у детей является медведь.
Медведи – милые друзья детства. Плюшевые, резиновые, пластмассовые и мыльные они были и остаются любимыми игрушками наших малышей.
Первое знакомство малыша с мягким плюшевым медвежонком происходит благодаря добрым стихам Агнии Барто. Медведь как главный герой часто встречается в сказках, стихах, рассказах детских писателей, с которыми мы знакомим детей. Ещё больший интерес к образу медведя появился у детей с выходом мультсериала «Маша и Медведь». Интерес проявлялся в детских разговорах о смешных проделках Маши, сюжетных играх с игрушками главных героев сказки, рассматривании приносимых из дома книг, журналов, раскрасок, просьбы почитать их. Во время чтения этих книг и возник вопрос: «Настоящий медведь и сказочный, похожи или нет»?
Отвечая на вопрос, дети называли схожие признаки: большой , похож по внешнему виду (бурый медведь), любит малину, хотел зимой лечь в спячку, но Миша в мультфильме очень добрый, в отличие от настоящего медведя. При обсуждении данного вопроса оказалось, что дети хотят узнать
- Какие ещё есть медведи? (Милана)
- Где ещё живут медведи, чем питаются, кроме меда и малины? (Влад)
- Как зимуют медведи? (Реал)
Вместе с детьми мы подумали, где можно найти ответы на поставленные вопросы:
- У мамы спросить.
- Спросить у воспитателя.
- Найти ответ в интернете.
- Прочитать в книжке.
Итак, дети имеют достаточное представление о внешнем виде медведя, некоторых его повадках, но у детей недостаточно сформированы знания и представления о разных видах медведей, их характерных особенностях, местах обитания и условиях жизни.
Таким образом, в свете ФГОС ДО актуальность проекта обоснована отсутствием представлений детей о многообразии животного мира, в частности, разновидностях медведя, с одной стороны, и активизацией родителей к участию в совместных мероприятиях, проектах с другой стороны.
Общие сведения о проекте:
Цель проекта: обогащение представлений детей о разных видах медведей, как объектах живой природы, в процессе различных видов детской деятельности.
Задачи проекта:
- Познакомить детей с разными видами медведей (бурый, белый, медведь-губач, очковый медведь, барибал), их повадками и особенностями жизни в природе;
- Учить находить сходство и различия у разных видов медведей, проявлять инициативу и самостоятельность в поиске информации в различных источниках.
- Продолжать знакомить с образом медведя в литературных произведениях, игрушках, на гербе городов ХМАО.
- Воспитывать любовь к животным, бережное отношение к ним.
- Обновить среду группы по формированию представлений о многообразии животного мира (видов медведей);
- Вовлечь родителей в реализацию совместных мероприятий в рамках проекта.
Ожидаемые результаты:
- Дети должны знать о многообразии мира медведей, их сходствах и различиях, особенностях поведения и приспособленности к климатическим условиям.
- Дети должны знать, что медведь – символ олимпийских игр в 1980 году, 2014 году.
- Дети должны уметь называть художественные и музыкальные произведения, в которых одним из героев является медведь (сказки, рассказы, песни):
- Родители стали активными участниками проекта;
- Среда группы обновлена по теме проекта.
Формы сотрудничества с родителями:
Методы, используемые в ходе реализации проекта:
Словесные
- Беседы
- Чтение художественной литературы
- Рассказывание
- Заучивание стихотворений
Наглядные
- Рассматривание иллюстраций
- Демонстрация учебных фильмов
- Просмотр диафильмов
- Организация выставок, фотовыставки
Практические
- Дидактические игры
- Сюжетно-ролевые игры
- Подвижные игры
- Экскурсии
Реализация проекта проходит в три этапа:
1 этап. Подготовительный этап.
Цель: формулировка проблемы проекта, целей и задач, определение продукта проекта; составление плана образовательной работы.
На первом этапе проектной деятельности была сформулирована проблема проекта и намечены пути решения данной проблемы. Также была проведена встреча с родителями, на которой были поставлены цели и задачи проекта, разработан план мероприятий, а также определен продукт проекта: создание выставки «Эти удивительные медведи». Здесь же родители распределили домашнее задание по проекту:
-подготовка сообщения о белом медведе,
-проведение беседы «Знакомство с Олимпийским Мишкой»,
-сбор и обобщение информации в форме фотоальбомов по теме «Медведи бывают разные»,
-намечена дата экскурсии в музейно-выставочный центр.
На встрече родителям были даны рекомендации по поиску источников информации для составления сообщений и фотоальбомов, а также список художественной литературы для домашнего чтения с детьми.
2 этап – практический
Цель: реализация плана образовательной работы.
Работа с детьми
Образовательная деятельность по реализации проекта проводится в соответствии с принципами ФГОС ДО, т.е учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей, принцип интеграции образовательных областей.
Образовательная область | Виды детской деятельности |
ОО «Познавательное развитие» |
|
ОО «Речевое развитие» |
|
ОО «Социально-коммуникативное развитие» |
|
ОО «Художественно-эстетическое развитие» |
|
ОО «Физическое развитие» |
|
Чтение научно-популярной и художественной литературы:
В. Сутеев «Яблоко», «Дядя Миша», М. Пляцковский «Разноцветные зверята», И.С. Соколов-Микитов «Зима в лесу», С.Я Маршак «Колыбельная», В. Драгунский «Друг детства», сказки С Козлова
Просмотр диафильмов «Друг детства», «Медведь и бурундук», мультфильмов « Верное средство», «Умка», «Умка ищет друга», «Зимняя сказка».
Формы работы с родителями:
- Индивидуальные консультации для родителей по домашнему заданию;
- Консультация «Составление творческого описательного рассказа по картине»
- Мастер- класс « Медведь из подручных материалов»;
- Фотовыставка «Наш проект»;
- Экскурсия в «Музейно-выставочный центр»
На данном этапе как продукт проекта была создана и оформлена выставка "Эти удивительные медведи".
3этап – заключительный.
Результатом реализации проекта "Эти удивительные медведи" стало:
- Дети знают о многообразии мира медведей, их сходствах и различиях, особенностях поведения и приспособленности к климатическим условиям.
- Дети знают, что медведь является символом Олимпийских игр 1980 и 2014 года.
- Дети называют художественные и музыкальные произведения, в которых одним из героев является медведь.
- Родители стали активными участниками проекта: вместе с детьми подготовили и провели беседу "Знакомство с Олимпийским Мишкой", участвовали в проведении мастер-класса, помогали в сборе информации и оформлении альбомов к беседе "Медведи бывают разные", совместно с детьми посетили экскурсию в Музейно-выставочном центре, а также оказали помощь в оформлении итоговой выставки "Медведи бывают разные".
- Обновлена среда группы по теме проекта: составлены альбомы "Медведи бывают разные", "Медведь глазами художников", "Художественное слово о медведе", подборка хантыйских сказок о медведе и иллюстраций к ним. Пополнилась видеотека группы, созданы новые презентации для проведения НОД и бесед по теме проекта.
На заключительном этапе было организовано:
- проведение экскурсии по выставке "Эти удивительные медведи" для воспитанников ДОУ, педагогов ДОУ и родителей группы.
- Фотовыставка в группе "Наш проект".
- Презентация проекта "Эти удивительные медведи" для педагогов ДОУ.
Заключение.
Реализация проекта позволила решить ряд важных взаимосвязанных задач, направленных на образование ребенка, сотрудничество с родителями и обновление среды.
У детей сформированы представления о разных видах медведей как объектах живой природы, дети получили новые знания о медведе как символе олимпийских игр, расширились их представления о медведе как герое художественных и музыкальных произведений.
Во время реализации проекта родители стали равноправными партнерами. вместе с детьми они учились находить необходимую информацию, выделять главное для проведения беседы, составлять презентации, коллажи, вместе с детьми участвовали в проведении экскурсии в Музейно-выставочный центр, а также почерпнули для себя практический материал при проведении мастер-класса.
Дети научились не только находить и получать новую информацию, новые знания, но и учились делиться ею с другими воспитанниками и взрослыми во время проведения экскурсии по выставке "Эти удивительные медведи". Всё это: умение находить совместно со взрослыми и самостоятельно необходимую информацию, умение донести до слушателя необходимый материал - пригодится ребенку во время дальнейшего обучения в школе.
Предварительный просмотр:
Познавательно-исследовательский проект
«Хлеб – всему голова»
Автор: Карпук Юлия Викторовна
Хабирова Гульнара Гильминуровна
г. Когалым 2019 г.
Познавательно-исследовательский проект «Хлеб - всему голова».
Актуальность
В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, уважение к общечеловеческим духовным ценностям. Ребенок должен научиться ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни. Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем мире, следует уделять больше внимания для комплексного изучения природы и её связи с человеком. Убеждать детей в том, что человек – часть природы, и он должен беречь и уважать окружающий мир. При этом важно найти интересующую детей тему, создать условия для постижения способов активного взаимодействия с миром, проявления эмоционально- оценочного отношения к происходящему.
Являясь основой питания многих народов, хлеб рассматривается как источник жизни и символ труда. С хлебом связано много обрядов. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача. Хлеб это символ благополучия, достатка. С хлебом дети встречаются ежедневно и, возможно, у них теряется значимость этого главного продукта. Это проявляется небрежным отношением к хлебу. Вместе с ребятами подготовительной группы мы решили, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола.
Данный проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса расширить знания детей о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде людей, выращивающих хлеб.
Общие сведения о проекте:
Тип проекта | Познавательно-исследовательский |
Место реализации | МАДОУ «Березка» |
По виду деятельности | информационно-практико-ориентированный |
По продолжительности | краткосрочный |
По форме реализации | групповой |
Участники проекта | дети подготовительной группы, родители, воспитатели, узкие специалисты |
Возраст детей | 6-7 лет |
Образовательная область | «Познавательное развитие» |
Области интеграции | «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» |
Цель проекта: формирование целостного представления о процессе выращивания хлеба у детей старшего дошкольного возраста, воспитание бережного отношения к хлебу, к труду людей, которые его выращивают.
Задачи проекта:
- Формировать представления о выращивании хлеба от зерна до колоса.Уточнить знания о процессе приготовления хлеба как полезного и необходимого продукта для жизни человека.
- Продолжать знакомить с литературными и музыкальными произведениями о хлебе.
- Воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к труду людей, которые выращивают и пекут хлеб.
- Обновить среду группы по формированию целостного представления о процессе выращивания и приготовления хлеба.
- Вовлечь родителей в реализацию совместных мероприятий в рамках проекта.
Ожидаемые результаты:
- Дети должны иметь представление о выращивании хлеба от зерна до колоса.
- Дети должны знать профессии людей, связанных с выращиванием хлеба и его приготовлением.
- Дети должны знать о процессе приготовления хлеба .
- Дети должны уметь называть художественные и музыкальные произведения о хлебе.
- Родители стали активными участниками проекта;
- Среда группы обновлена по теме проекта.
Формы сотрудничества с родителями:
Методы, используемые в ходе реализации проекта:
Словесные
- Беседы
- Чтение художественной литературы
- Рассказывание
Наглядные
- Рассматривание иллюстраций
- Демонстрация учебных фильмов
- Просмотр диафильмов
Практические
- Опытно-экспериментальная деятельность
- Дидактические игры
- Сюжетно-ролевые игры
- Подвижные игры
- Экскурсии
Реализация проекта проходит в три этапа:
1 этап. Подготовительный этап.
Цель:формулировка проблемы проекта, целей и задач, определение продукта проекта; составление плана образовательной работы.
На первом этапе проектной деятельности была сформулирована проблема проекта и намечены пути решения данной проблемы. Также была проведена встреча с родителями, на которой были поставлены цели и задачи проекта, разработан план мероприятий, а также определен продукт проекта: создание лэпбука «Хлеб – всему голова».
На встрече родителям были даны рекомендации по списку художественной литературы для домашнего чтения с детьми.
2 этап – практический
Цель: реализация плана образовательной работы.
Образовательная деятельность по реализации проекта проводится в соответствии с принципами ФГОС ДО, т.е учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей, принцип интеграции образовательных областей.
Образовательная область | Виды детской деятельности |
ОО «Познавательное развитие» |
|
ОО «Речевое развитие» |
|
ОО «Социально-коммуникативное развитие» |
|
ОО «Художественно-эстетическое развитие» |
|
ОО «Физическое развитие» |
|
Чтение художественной литературы:
"Золотые колосья" (белорусская сказка), "Колосок" (рус.нар. сказка), К.И. Чуковский "Чудо-дерево", "Булка"; М. Пришвин "Лисичкин хлеб", К. Паустовский "Теплый хлеб", Я. Аким "Хлеб", И. Токмакова "Что такое хлеб", Д. Хармс "Очень-очень вкусный пирог".
Формы работы с родителями:
- Консультация "Расскажите детям о хлебе".
- Составление книги кулинарных рецептов
- Фотовыставка «Наш проект»;
На данном этапе как продукт проекта был создан лэпбук "Хлеб - всему голова".
3этап – заключительный.
Результатом реализации проекта "Хлеб –всему голова" стало:
- Дети имеют представление о выращивании хлеба от зерна до колоса.
- Дети знают профессии людей, связанных с выращиванием хлеба и его приготовлением.
- Дети знают процесс приготовления хлеба.
- Дети называют художественные и музыкальные произведения о хлебе.
- Родители стали активными участниками проекта: совместно с родителями создана мини-книга кулинарных рецептов « Семейные рецепты выпечки», родители оказали помощь в оформлении альбомов по теме проекта (цветная печать).
- Обновлена среда группы по теме проекта: составлены альбомы "Виды хлебобулочных изделий", "Как в старину хлеб выращивали", "Художественное слово о хлебе", «Репродукции картин о хлебе». Пополнилась видеотека группы, созданы новые презентации для проведения НОД и бесед по теме проекта.
На заключительном этапе было организовано:
- Создание лэпбука «Хлеб – всему голова».
- Фотовыставка в группе "Наш проект".
- Презентация проекта "Хлеб – всему голова" для педагогов ДОУ.
Заключение.
В результате работы над проектом дети смогли проявить себя исследователями: проводили эксперименты по проращиванию зерен, сами испекли булочки. Дети узнали о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас. Кроме того дети познакомились с профессиями людей, которые выращивают и производят хлеб. Продукт проекта, лэпбук «Хлеб – всему голова», позволил систематизировать и обобщить весь материал по теме проекта и сможет послужить как развивающее пособие для дальнейшей практической работы.
Таким образом, работа над проектом помогла помогла сформировать знания детей о хлебе как одном из величайших богатств на земле.
Фотоматериалы
Предварительный просмотр:
Педагогический проект «Эколого-этнографическая тропа в ДОУ»
Актуальность
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края. Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На мой взгляд, решением данной проблемы станет реализация проекта по созданию эколого-этнографической тропы в ДОУ.
Эколого-этнографическая тропа помогает нам реализовать очень важную педагогическую идею - воспитание ребёнка через общение с природой. Ведь во время прогулок, экскурсий по эколого-этнографической тропе дети знакомятся с родным краем, его национальными, географическими, природными особенностями, играют, экспериментируют, наблюдают, учатся не просто смотреть, а видеть, что их окружает, рассказывать о своих впечатлениях. У них развивается мышление, речь, память, а самое главное - появляется чувство прекрасного, воспитывается желание беречь и охранять природу.
Цель: создание эколого-этнографической тропы, обеспечивающей у детей дошкольного возраста формирование экологической культуры и любви к родным местам.
Задачи:
- Уточнить, систематизировать и углубить знания детей о растениях, животных и природных явлениях родного края.
- Способствовать повышению уровня профессиональной подготовки педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам эколого-этнографической тропы.
- Формировать у детей экологически грамотное поведение в природе.
- Формировать стремление, желание передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
- Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия, закладывать основу экологической культуры.
- Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
- Вовлечь родителей в реализацию совместных мероприятий в рамках проекта.
Сроки реализации проекта:
Ожидаемые результаты:
- Дети систематизируют и углубят свои знания о растениях, животных, природных явлениях родного края.
- Педагоги должны повысить уровень профессиональной подготовки в вопросах проведения экскурсий по объектам эколого-этнографической тропы.
- Дети должны овладеть экологически грамотным поведением в природе.
- Обогатится предметно-развивающая среда ДОУ.
- У детей сформируется стремление передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
- Родители станут активными участниками проекта.
Формы реализации проекта:
- разработка эколого-этнографической тропы, оформление карты-схемы эколого-этнографической тропы.
- разработка методических рекомендаций для педагогов по проведению экскурсий.
- Проведение экскурсий по эколого-этнографической тропе.
- наблюдение за живой и неживой природой в ходе экскурсий.
- Эксперименты, опыты, решение проблемных ситуаций во время экскурсий по эколого-этнографической тропе.
- дидактические, настольные экологические игры.
- продуктивная деятельность ( рисование, поделки из природного материала)
- труд в природе.
Этапы создания и оформления тропы:
1 этап - подготовительный
- Изучение методической литературы по проблеме исследования.
- Детальное обследование территории детского сада и близлежащей территории и выделение интересных объектов.
- составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех её объектов.
- Проведение диагностики
- составление паспорта всех точек тропинки.
- изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку, а также знаков поведения в природе.
- составление методических рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.
2 этап - познавательно-исследовательский Содержание деятельности по реализации проекта.
В ходе детального исследования территории детского сада и близлежащей территории были обозначены следующие точки эколого-этнографической тропы:
- "Музейная"
- "Огородная".
- "Лесная".
- "Береговая".
- "Мостовая".
- "Птичья гостиная".
- "Беличья столовая".
- "Муравейник".
- "Старый пень".
- "Фитогрядка".
Станция, задачи, объекты наблюдения.
1. "Музейная"
- Формировать у дошкольников представления о родном крае;
- развивать познавательные способности дошкольников;
- формировать умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;
- воспитывать у детей бережное отношение к традициям, культуре и истории родного края.
2. "Огородная"
- Продолжать знакомить детей с разнообразными овощными культурами; способами посадки и ухода за ними;
- Развивать интерес к выращиванию овощных культур;
- Воспитывать желание помогать старшим и ухаживать за посадками.
3. "Лесная"
- Учить детей различать деревья и кусты по внешним признакам;
- Закрепить названия деревьев и кустов, их строение, внешние признаки;
- систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях;
- воспитывать бережное отношение к растениям.
- берёза;
- рябина;
- ива;
- осина
- ель;
- сосна;
- кедр;
- шиповник.
4. "Береговая"
- познакомить детей с водными объектами природы (река);
- рассказать о типичных представителях фауны реки;
- показать сезонные изменения, происходящие с водоёмом осенью.
5. "Мостовая"
- познакомить детей с историей создания моста и его названием.
- рассказать о назначении моста.
6. "Птичья гостиная".
- закрепить у детей представление о зимующих и перелётных птицах;
- учить различать и называть птиц по внешнему виду;
- развивать у детей интерес к наблюдениям за зимующими птицами, желание их подкармливать;
- воспитывать бережное отношение к ним.
- воробей;
- синица;
- поползень;
- дятел;
- снегири;
- куропатки.
7. "Беличья столовая"
- Расширить и уточнить знания детей о белках.
- Пополнить имеющиеся у детей знания новыми сведениями.
- развивать у детей интерес к наблюдениям за белками, желание их подкармливать.
8. "Муравейник"
- углубить знания детей о муравьях, их образе жизни;
- сформировать представление о роли муравьёв в жизни леса;
- воспитывать бережное отношение к муравьям.
9. "Старый пень"
- Познакомить детей с происхождением пеньков.
- Дать понятие, что пень- это жилище мелких организмов: насекомых, пауков, грибов, лишайников, мхов и многих других;
- воспитывать уважительное и почтительное отношение к старым деревьям и пням.
10. "Фитогрядка"
- расширить и закрепить знания детей о лекарственных растениях ближайшего окружения;
- развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни;
- учить собирать и сушить лекарственные растения.
- зверобой;
- мята;
- душица;
- подорожник;
- ромашка аптечная;
- мать-и-мачеха.
Взаимодействие с родителями.
- Разработка консультаций для родителей экологической тематики;
- Изготовление и вывешивание кормушек на экологической тропе;
- Совместные экскурсии и походы выходного дня на экологической тропе;
- Экологические акции (уборка мусора на прибрежной территории, изготовление буклетов «Береги природу родного края»).
Взаимодействие с социальными партнёрами.
Детская библиотека:
- Игра-викторина «Край, в котором я живу»;
- Просмотр и обсуждение презентации «Загадки северного края»;
- Экологическая сказка «Заходи в зеленый дом – чудеса увидишь в нём».
Музейно-выставочный центр:
- Тематическая экскурсия «Природа нашего края»
3 этап - обобщающий
- Защита проекта "Путешествие по эколого-этнографической тропе".
- Создание фотоальбомов «Путешествуем и познаем», «Как мы помогаем природе».
- Создание лэпбука « Природа моей малой Родины-Югры».
Результаты проекта:
- Педагоги повысили уровень профессиональной подготовки в вопросах проведения экскурсий по объектам эколого-этнографической тропы.
- Дети систематизировали и углубили свои знания о растениях, животных, природных явлениях родного края.
- Дети овладели экологически грамотным поведением в природе.
- Обогатилась предметно-развивающая среда ДОУ.
- У детей сформировано стремление передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
- Родители стали активными участниками проекта.
Используемая литература:
- Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе/ авт.- сост. С.В. Машкова [и др,], - Изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель, 2012, - 174 с.
- Экологические проекты в детском саду/ О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. – Изд. 2-ое. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л.Е., 2015. – 232 с.
- Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений . – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 56 с.
Предварительный просмотр:
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Описание организации
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Березка» (далее – МАДОУ):
корпус №1 - введен в эксплуатацию 2 сентября 2013 года. Проектная мощность - 320 детей.
корпус №2 – введен в эксплуатацию в феврале 1989 года (реорганизация МАДОУ «Березка» путём присоединения к нему МАДОУ «Улыбка» в сентябре 2015г.). Проектная мощность - 275 детей
Количество детей в ДОУ – 655. Возраст детей с 1,5 -7 лет.
В ДОУ функционирует 27 групп общеразвивающей направленности: 5 групп раннего возраста, 22 группы дошкольного возраста.
Основной вид деятельности учреждения – дошкольное образование, присмотр и уход.
Основная цель деятельности учреждения - реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечение условий для личностного развития и проживания дошкольного детства, как самоценного периода жизни, охраны и укрепления его здоровья.
Задачи:
1.Охрана жизни, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
2.Повышение качества дошкольного образования через создание благоприятных условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
3.Обеспечение целостного образовательного процесса на основе духовно-нравственных и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
4.Создание развивающей предметно-пространственной среды с учетом этнокультурной ситуации развития детей, способствующей приобщению к социокультурным нормам, традициям.
5.Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В 2017 году по итогам конкурсного отбора МАДОУ «Березка» присвоен статус «Региональная инновационная площадка» по направлению «Реализация региональной и этнокультурной составляющей основных образовательных программ». Приказом Департамента образования и молодежной политики ХМАО - Югры от 20.11.2020г. №10-П-1719 «О признании образовательных организаций Ханты – Мансийского автономного округа – Югры региональными площадками» данный статус продлен. В 2021-2022 году учреждение планирует закончить внедрение модели развивающей образовательной среды с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей в рамках программы духовно – нравственного воспитания и развития «Мы – дети Югры». В 2022-2023 году планируется начать разработку пакета документов для участия в конкурсном отборе на присвоение статуса Региональной площадки экологической направленности.
Постановка проблемы
Выбор темы образовательного проекта «Лаборатория юных экологов», обосновывается:
- во-первых, необходимостью использования современных экологообразовательных технологий, разработки системы работы с детьми по формированию экологической культуры, которые будут включать три этапа:
- непосредственный контакт с природным объектом через использование биокомплекса «СитиФермер». Задачей данного этапа является формирование положительного отношения к природному объекту.
- сбор информации, задача которого состоит в накоплении экологических представлений и овладении способами оперирования ими.
- активное практическое взаимодействие с природным объектом, задачей которого является обогащение детских видов практической экологически направленной деятельности, расширение опыта экологического поведения в природе.
- во-вторых, необходимостью развития партнерства ДОО и семьи и использования воспитательного потенциала семьи в контексте формирования экологической культуры дошкольников.
- в-третьих, необходимостью ранней естественно-научной профориентации детей старшего дошкольного возраста в рамках знакомства с профессиями биоинженер, сити-фермер.
На основе результатов аналитической деятельности дошкольным учреждением была выявлена следующая проблема:
наблюдается определенное противоречие между естественной потребностью ребенка в общении с природой как живого существа и, одновременно, отчуждением его от природы. Ребенок является пассивным наблюдателем и не видит взаимосвязей процессов, происходящих в природе. Всё это играет негативную роль с точки зрения формирования экологической культуры дошкольника. Также, в рамках ранней профориентации, педагогами ДОУ было выявлено, что дети имеют поверхностное представление о профессиях, связанных с отраслями бережливого природопользования.
Образовательный проект «Лаборатория юных экологов» необходим для решения данной проблемы. Он позволит:
- создать современные интерактивные условия для формирования экологической культуры дошкольников на основе современных образовательных технологий;
- разработать и внедрить поэтапную систему работы по воспитанию экологической культуры дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности;
- познакомить детей старшего дошкольного возраста с профессиями биоинженер и сити-фермер;
- привлечь родителей к участию в детско-родительских познавательно-исследовательских проектах экологической направленности;
- обновить и обогатить развивающую предметно-пространственную среду дошкольного учреждения по формированию экологической культуры;
- расширить круг учреждений-партнеров по формированию экологической культуры дошкольников и навыков бережливого природопользования.
Таким образом, реализация данного проекта позволит интегрировано решить социальную проблему вследствие организации образовательного процесса по четырем направлениям:
- работа с семьей;
- работа с детьми;
- работа с социальными партнерами;
- работа по обновлению развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения.
Интеграция образовательного процесса в ходе реализации проекта будет состоять в использовании форм и методов работы по экологическому, духовно-нравственному, эмоциональному, познавательному, творческому развитию детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Новизна в решении проблемы заключается в том, что на базе дошкольного учреждения будет реализован образовательный проект «Лаборатория юных экологов», который позволит активизировать познавательно-исследовательскую деятельность детей старшего дошкольного возраста через использование биокомплекса «СитиФермер». Это обеспечит в целом комплексный подход к воспитанию экологической культуры дошкольников и организации инновационной деятельности в дошкольном учреждении.
Цели и задачи проекта
Целью проекта является создание, апробация и оценка эффективности деятельности «Лаборатории юных экологов» как формы развития познавательно-исследовательской деятельности в контексте воспитания и развития экологической культуры дошкольников.
Задачи проекта:
1.Разработать и внедрить модель образовательного процесса в рамках проекта «Лаборатория юных экологов», направленную на повышение уровня экологического развития дошкольников.
2.Обеспечить развитие познавательной активности дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности, направленной на формирование экологической культуры.
3.Формировать навыки рационального природопользования на основе экспериментальной деятельности дошкольников через использование биокомплекса «СитиФермер».
4.Познакомить детей старшего дошкольного возраста с профессиями естественно-
научной направленности в области экологии.
5.Обновить и обогатить развивающую среду дошкольного учреждения на основе экологической составляющей путем реализации проекта «Лаборатория юных экологов» при сотрудничестве семьи, детского сада и социальных партнеров;
6.Обеспечить развитие воспитательного потенциала семьи, путем привлечения к совместной познавательно-исследовательской деятельности в условиях проекта «Лаборатория юных экологов»;
7.Привлечь к реализации проекта социальных партнеров, способных поддержать детско-взрослую инициативу в организации работы по воспитанию экологической культуры дошкольников:
- МБУ «Музейно-выставочный центр»
- Центр ЭКО Инициатив «Наш Когалым»;
- МБУ «Централизованная библиотечная система» («Детская библиотека»);
- МАОУ СОШ №7
Рабочий план реализации проекта
Таблица 1
п/п № | Перечень мероприятий | Срок проведения | ФИО ответственного, должность | Источник финансирования/комментарии | |
Подготовительный этап (сентябрь-октябрь 2021г.) | |||||
1 | Изучение учебно-методической литературы по теме проекта, опыта дошкольных учреждений региона | Сентябрь 2021г. | Литвиненко Ю.В, заместитель заведующего Карпук Ю.В. ст. воспитатель | Поиск информации по теме проекта | |
2 | Обсуждение проекта и принятие решения о реализации педагогическим советом дошкольного учреждения | Сентябрь 2021г. Шамсутдинова И.С., заведующий | Шамсутдинова И.С., заведующий | Принятие решения педагогическим коллективом | |
3 | Обсуждение проекта с представителями родительской общественности в рамках заседания Наблюдательного совета | Сентябрь 2021г. | Шамсутдинова И.С., заведующий | Согласие родительской общественности на реализацию проекта | |
4 | Разработка нормативно-правовой документации по реализации проекта | Сентябрь 2021г. | Шамсутдинова И.С., заведующий Литвиненко Ю.В., заместитель заведующего | ||
5 | Определение участников проекта дошкольного учреждения, круга семей и воспитанников. | Сентябрь 2021г. | Карпук Ю.В., Базарбаева А.Г., ст. воспитатели | Изучение исходного уровня развития воспитательного потенциала семей (опросы, анкетирование), анализ данных педагогической диагностики | |
6 | Определение состава рабочей группы по реализации проекта | Сентябрь 2021г. | Литвиненко Ю.В., заместитель заведующего | Опрос и предложения педагогов | |
7 | Определение круга возможных социальных партнеров в рамках реализации проекта, заключение договоров о сотрудничестве | Сентябрь-октябрь 2021г. | Карпук Ю.В., старший воспитатель | Переговоры с возможными социальными партнерами | |
8 | Разработка методической документации по организации деятельности «Лаборатории юных экологов» (Положение, перспективное планирование) | Сентябрь 2021г. | Карпук Ю.В., Базарбаева А.Г., ст. воспитатели | ||
9 | Составление банка картотек опытов и экспериментов по познавательно-исследовательской деятельности с использованием биокомплекса «СитиФермер», определение тем проектной деятельности. | Сентябрь-октябрь 2021г. | Карпук Ю.В., ст. воспитатель Зарипова Л.З., воспитатель | Составление методических рекомендаций | |
10 | Оформление помещения, определение места для установки биокомплекса «СитиФермер». | Сентябрь 2021г. | Литвиненко Ю.В.., заместитель заведующего Карпук Ю.В., ст. воспитатель | Определение оптимального места для занятий юных экологов. | |
11 | Определение перечня необходимого оборудования для проведения познавательно-исследовательской деятельности. | Сентябрь 2021г. | Литвиненко Ю.В., заместитель заведующего Карпук Ю.В., Базарбаева А.Г., ст. воспитатели. | Подбор необходимого материала: семян, лотков, леек, пинцетов, пробирок и т.д. | |
12 | Реализация мероприятий по закупке необходимого оборудования для проведения познавательно-исследовательской деятельности с детьми членами «Лаборатории юный эколог» | Сентябрь-октябрь 2021г. | Литвиненко Ю.В., заместитель заведующего |
2.Спонсорские средства | |
13 | Прохождение курсов повышение квалификации по организации экологического воспитания в ДОУ | Сентябрь 2021г. | Карпук Ю.В., Базарбаева А.Г., ст. воспитатели, Зарипова Л.З., воспитатель | Спонсорские средства | |
Основной этап (ноябрь 2021г.- апрель 2022г.) | |||||
1 | Оказание методической помощи педагогам, испытывающим затруднения в реализации проекта | ноябрь 2021г.-май 2022г. | Карпук Ю.В., Базарбаева А.Г., ст. воспитатели | Организация консультаций, круглых столов, семинаров по теме проекта | |
2 | Осуществление экскурсий в «Лабораторию юных экологов» и оранжерею ДОУ. | ноябрь 2021г.-май 2022г. | Карпук Ю.В., ст. воспитатель Гарифуллина Р.Н., инструктор по труду | ||
3 | Выявление проблемных точек в реализации проекта, поиск путей решения. | ноябрь 2021г.-май 2022г. | Литвиненко Ю.В., заместитель заведующего Шамсутдинова И.С., заведующий | Организация заседаний рабочей группы | |
4 | Осуществление занятий и разработка познавательно-исследовательских проектов в рамках проекта «Лаборатория юных экологов». | ноябрь 2021г.-май 2022г. | Карпук Ю.В., Базарбаева А.Г., ст. воспитатель Зарипова Л.З., воспитатель | Организация занятий, познавательно-исследовательской деятельности с использованием биокомплекса «Сити-ферма». | |
5 | Организация и оказание методической помощи родителям во время реализации детско-родительских познавательно-исследовательских проектов экологической направленности. | ноябрь 2021г.-май 2022г. | Карпук Ю.В., Базарбаева А.Г., ст. воспитатели Зарипова Л.З., воспитатель | Организация круглого стола, индивидуальных консультаций. | |
6 | Организация совместных мероприятий с социальными партнерами в рамках договоров о сотрудничестве. | ноябрь 2021г.-май 2022г. | Карпук Ю.В., Базабаева А.Г., ст. воспитатели Зарипова Л.З., воспитатель | Организация природоохранных акций, экскурсий, встреч с интересными людьми. | |
7 | Защита познавательно-исследовательских проектов по экологии детьми старшего дошкольного возраста, в том числе детско-родительских. | ноябрь 2021г.-май 2022г. | Литвиненко Ю.В., заместитель заведующего Родители воспитанников Социальные партнеры. | Организация проведения защиты познавательно-исследовательских проектов с привлечением родителей и социальных партнеров. | |
8 | Транслирование опыта реализации проекта (отдельных мероприятий) на уровне дошкольного учреждения, на уровне города, региона (средствах массовой информации, участие в конкурсах и т.д.) | ноябрь 2021г.-май 2022г. | Литвиненко Ю.В., заместитель заведующего Карпук Ю.В., Базарбаева А.Г., ст. воспитатели Зарипова Л.З., воспитатель | ||
Заключительный этап (май 2022г.) | |||||
1 | Обобщение результатов реализации проекта: -данные педагогической диагностики; -данные самообследования развивающей предметно-пространственной среды по формированию экологической культуры дошкольников; - данные анкетирования родителей по изучению мнения об удовлетворенности качеством образовательных услуг. | май 2022г. | Литвиненко Ю.В., заместитель заведующего Карпук Ю.В., Базарбаева А.Г., ст. воспитатели | Оценка эффективности реализации проекта на основе диагностических данных | |
2 | Распространение опыта по реализации проекта в рамках семинаров, конференций, конкурсов, публикаций различных уровней (муниципальном, региональном, федеральном) | май 2022г. | Литвиненко Ю.В., заместитель заведующего Карпук Ю.В., Базарбаева А.Г., ст. воспитатели Зарипова Л.З., воспитатель | ||
3 | Выявление рисков и перспектив реализации данного проекта в будущем. | май 2022г. | Литвиненко Ю.В.., заместитель заведующего |
Конкретные ожидаемые результаты
Реализация проекта предполагает достижение следующих итоговых результатов:
1.Создание и внедрение системы работы «Лаборатории юных экологов».
2.Повышение уровня познавательного развития дошкольников (раздел «Ознакомление с миром природы») через познавательно-исследовательскую деятельность.
3. Повышение уровня развития экологической культуры дошкольников.
4. Повышение уровня заинтересованности родителей воспитанников в воспитании и развитии экологической культуры детей.
5.Качественное обновление и обогащение развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения по формированию экологической культуры.
6.Создание эффективной системы взаимодействия с учреждениями-партнерами дошкольной организации, способных поддержать детско-взрослую инициативу в организации работы по воспитанию экологической культуры дошкольников.
Таблица 2
Количественные показатели реализации проекта
№ п/п | Мероприятия | Участники /количество | Ответственные |
1. | Проведение анкетирования родителей воспитанников | Родители воспитанников/75 | Литвиненко Ю.В., заместитель заведующего |
2 | Организация обучающего семинара для родителей и педагогов | Семьи/15 Педагоги/7 | Карпук Ю.В., старший воспитатель |
3 | Организация круглого стола для родителей по вопросам познавательно-исследовательской и проектной деятельности в ДОУ. | Семьи/15 Педагоги/3 | Карпук Ю.В., старший воспитатель Базарбаева А.Г. ,старший воспитатель |
4 | Защита познавательно-исследовательских проектов по экологии детьми старшего дошкольного возраста, в том числе детско-родительских. | Семьи/15 Педагоги/7 Реализованных проектов, представленных к защите, - 9 | Карпук Ю.В., старший воспитатель Базарбаева А.Г. старший воспитатель Зарипова Л.З., воспитатель |
5 | Организация встреч, экскурсий, природоохранных акций с сотрудниками учреждений-партнеров | Семьи/15 Педагоги/7 Встреч, экскурсий, акций - 9 | Литвиненко Ю.В., заместитель заведующего |
6 | Организация курсов повышения квалификации | Педагоги -4 | Карпук Ю.В., Базарбаева А.Г., Зарипова Л.З., Машалгина И.И. |