Инновационная деятельность ДОУ

Карпук Юлия Викторовна

Уважаемые коллеги, представляю Вашему вниманию материалы по инновационной деятельности МАДОУ "Березка"

Ссылка на офицальный сайт ДОУ с материалами по работе Региональной инновационной площадки, направление " Реализация региональной и этнокультурной составляющей основных образовательных программ" - http://dsberezka.ucoz.net/index/innovacionnaja_dejatelnost/0-226

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение г. Когалыма «Берёзка»

Мастер – класс

 «Ознакомление дошкольников с родным краем через дидактические игры»

Подготовила и провела

ст. воспитатель Карпук Ю.В.

Когалым 2020 г.

Ознакомление дошкольников с родным краем через дидактические игры.

Психолого-педагогические исследования показали, что детям дошкольного возраста могут быть доступны знания о некоторых событиях истории, фактах географии, культуры и искусства, если они преподнесены в доступной форме, затрагивают чувства, вызывают интерес, т. е. детям дошкольного возраста доступны занятия краеведением.

Краеведческое воспитание детей дошкольного возраста направлено на воспитание устойчивого интереса к родному краю, познавательной активности, воспитанию таких чувств, как привязанность, любовь, питающих, в свою очередь, потребность, желание узнать, как можно больше нового о своей малой Родине. Главной целью дошкольного краеведения является - воспитание гражданина, любящего и знающего свой край.

 В процессе ознакомления с родным краем решаются следующие задачи:

  • Обогащать знания детей о родном крае, городе;
  • Воспитывать чувство любви и уважения к людям родного края;
  • Учить детей свободно ориентироваться в ближайшем окружении;
  • Воспитывать интерес и уважение к людям других национальностей.

Особое место в краеведческом воспитании детей дошкольном возраста занимает игра. Через неё ребенок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. Игры краеведческого характера способствуют развитию у детей различных навыков и умений взаимодействия с окружающим.

Сегодня я хочу представить вашему вниманию подборку дидактических игр краеведческой направленности, которые помогут детям дошкольного возраста расширить знания о родном городе, его достопримечательностях, природе родного края, народно-прикладном искусстве. Они также развивают сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры, способствоать интеллектуальному развитию воспитанников, решению обучающих задач и закреплению пройденного материала.

Предлагаемые дидактические игры по краеведению помогут организовать и интересно провести совместную деятельность педагога с детьми 5-7 лет. Они могут быть использованы для индивидуальной игры, игры небольшими подгруппами, включены в викторины, конкурсы.

  1. Дидактическая игра «Профессии Югры.

Кому что нужно для работы?»

Цель: знакомство детей с представителями профессий Югры и соответствующими атрибутами, необходимыми для работы.

Задачи:

-закрепить название предметов, принадлежащих данной профессии;

- развивать логическое мышление, связную речь дошкольников;

- воспитывать познавательный интерес и уважение к труду.

Возрастная аудитория: дети среднего и старшего дошкольного возраста.

Краткое описание игры: шесть мягких игровых кубиков, с гранями размером 8*8 сантиметров каждая, на которых изображены представители разных профессий Югры и атрибуты, необходимые для работы: один кубик содержит изображения только представителей профессий, на гранях других кубиков изображены атрибуты.

Упрощается игра тем, что каждая профессия и атрибуты, принадлежащие к ней, закреплены за гранью кубика одного и того же цвета.

Профессия строритель -  соответствующие атрибуты: подъемный кран, кирпичи, мастерок, бетономешалка, каска.

Профессия геолог: компас, карта, карандаш, рюкзак, карта.

Профессия нефтяник: буровая установка, трубы, вышка-качалка, каска, молот.

Профессия химик: колбы, защитные очки, микроскоп, перчатки, шкаф для препаратов.

Хант (мужчина): лыжи, нарты (сани), морда или мордушка (для ловли рыбы), снегоход, лук и стрелы.

Хант (женщина): бисер, шкура оленя, иголка, береста, интсрументы для работы по бересте.

Методические указания к игре:

- предварительная работа с детьми.

- рассказ о профессиях,  характерных для Югры.

        После того как будут изучены все материалы, можно приступать к игровым действиям. Игру нужно начинать под руководством взрослого, в дальнейшем,  по мере её освоения,  дети могут играть самостоятельно. Так как игра содержит объемные фигуры, которые доступны для просмотра всем участникам, игра может быть, как настольной, так и напольной.

Правила игры: каждый участник должен правильно выбрать атрибут, подходящий к профессии. В игре учувствует от 2 до 5 человек.

Первый игрок-ведущий, выбирается по считалочке, остальные игроки участвуют по очереди. Игра строится, таким образом, чтоб правила игры соответствовали возрастным особенностям детей.

Вариант 1: (средняя группа)

Игра рекомендуется для индивидуальной работы.

Ребенку предлагается рассмотреть пирамиду, состоящую из кубиков составленную таким образом, что в первом ряду стоит три кубика, во втором ряду два кубика. На гранях предложенных кубиков изображены предметы,  относящиеся к той или иной профессии. Задача играющего подобрать подходящую профессию и поставить в завершение пирамиды. В данном варианте и в дальнейшем, игра считается правильно выполненной, если все кубики выставлены гранями одного цвета.

Вариант 2: (старшая группа)

Играющим предлагается рассмотреть предметы, изображенные на кубиках, которые выставляются ведущим в количестве трех штук. Задача играющих поставить в следующем ряду два подходящих кубика, а затем подобрать загаданную профессию и поставить кубик в завершении пирамиды.

Ход игры:

Ведущий, которого выбрали по считалке, кидает кубик, на котором изображены профессии. Называет профессию, которая выпала на кубике. Остальные участники рассматривают кубики, подбирают грань с изображением материалов или инструментов, необходимых для этой работы, объясняют свой выбор. Почему именно эта профессия важна и ее нужно уважать. Игра заканчивается по мере уставания детей.

  1. Дидактическая игра "Путешествие по родному краю"

Цель: формирование  обобщенного представления о городах Югры, гербах и символах, изображенных на них.

Задачи:

Образовательные:

  • уточнить и углублять знания о гербах городов Ханты-Мансийского автономного округа;
  • Формировать первоначальные представления о карте ХМАО-Югра;
  • сформировать представление у детей об основных функциях государственной символики  родного края, о том, для чего нужен герб;
  • формировать элементарные представления о государственных и региональных символах;
  • углубить  общее представление о значении цветов и украшения гербов;

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес к родному краю;
  • способствовать развитию мыслительной и познавательной активности, развитию памяти, внимания, речи;
  • продолжать развивать способность работать с картой ХМАО  умение ориентироваться по ней.

Возраст детей: 6-7 лет

Дидактический материал: иллюстрации с государственными символами, плакаты, рисунки с изображением гербов и флагов разных городов, фотографии.

Предварительная работа по ознакомлению с гербами ХМАО-Югра и символами изображенных на  них:

  • чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций;
  • заучивание стихотворений о Югре;
  • экскурсии по улицам родного города;
  • просмотр презентации «Города Югры»
  • выполнение заданий по составлению описательного рассказа по тому, что изображено на  гербе того или иного города ХМАО.

Описание игры:

  • контур карты Ханты-Мансийского автономного округа;
  • карточки  с гербами городов ХМАО-Югра.

Ведущий (педагог) предлагает ребёнку  найти герб какого-либо города ХМАО и поместить его на игровом поле.

  1. Дидактическая игра-лото

«Путешествие по городу»

Цель игры: расширение знаний о родном городе, о достопримечательностях, расположенных в городе Когалыме.

Задачи:

  • уточнить и углубить знания о достопримечательностях города Когалыма;
  • упражнять детей в группировке карточек с определенной тематикой;
  • развивать связную монологическую речь.

Возраст детей: 5-7 лет.

Дидактический материал: большие карточки с 1 большим и 4 маленькими окошками. Набор карточек с изображением достопримечательностей.

Предварительная работа по ознакомлению с достопримечательностями города Когалыма:

  • Виртуальные экскурсии по улицам родного города;
  • просмотр презентации «Достопримечательности города Когалыма»
  • выполнение заданий по составлению описательного рассказа о достопримечательностях Когалыма по фотоальбому «Достопримечательности города Когалыма»

Описание игры:

Большие карточки педагог раздает детям, маленькие оставляет у себя. Ведущий берет по одной маленькой карточке, показывает ее игрокам и просит внимательно посмотреть на большие карточки. Тот, к кому относится карточка, называет, что изображено на ней и рассказывает все, что знает. Остальные игроки могут дополнять его рассказ.

  1. Настольная игра «Лабиринт» («Кто куда идёт на экскурсию?»)

Цель игры: закрепление представлений детей о родном городе, его достопримечательностях.

Задачи:

  • уточнить и углубить знания о достопримечательностях города Когалыма;
  • развивать связную монологическую речь;
  • развивать логическое мышление.

Дидактический материал: карточка с изображением лабиринта с видами города.

Описание игры: ребенок получает карточку с изображением лабиринта. Он должен привести каждого героя к определенному месту, назвать место, куда пришел, и составить небольшой рассказ о данной достопримечательности.

  1. Дидактическая игра по типу ассоциации

«Югра многонациональная»

Цель игры: расширение и обогащение знаний дошкольников о родном крае,  истории и культуре  народов и народностей, населяющих Югру, воспитание чувства гордости за свою малую родину; воспитание толерантности.

 Задачи:

  • воспитывать доброжелательное отношение и уважение к людям разных национальностей;
  • дать понять детям, что все люди похожи друг на друга;
  • закрепить знания детей об  обычаях и традициях жителей разных национальностей Югры;
  • развивать ассоциативное мышление и связную речь.

Возраст детей: 5-7 лет

Краткое описание игры:  5 карточек  в центре каждой выкладывается карточка с изображением  пары (мужчина и женщина) в национальной одежд:

-русские;

-татары;

-башкиры;

-народы Кавказа;

-ханты.

Каждая карточка имеет 5 пустых окошек:

-одежда;

-жилище;

-посуда;

-музыкальный инструмент;

-национальное блюдо.

Методические указания:

  • беседа о  людях разных национальностей, проживающих в Кузбассе, по алгоритму:

-одежда;

-жилище;

-посуда;

-музыкальный инструмент;

-национальное блюдо.

  • рассматривается фотоальбом;
  • просмотр видеофильмов и презентаций.

Ход игры: детям раздаются карточки с окошками, в центре каждой карточки изображены различные национальности  Югры.

Игроки берут по одной центральной карточки. Остальные карточки находятся у ведущего. На столе разложены  маленькие карточки, игроки должны подобрать карточку, которая соответствует его игровому полю.

Игрок, смотрит на свою карточку и определяет: подходит она к его карточке или нет. Побеждает тот, кто сделает это первым. Можно провести игру на скорость, когда две карточки с предметами лежат перед игроками изображением вверх и среди них нужно как можно быстрее найти подходящие.

  1. Дидактическая игра «Чей след

Цель игры: закрепление знаний о диких животных Югры, умения различать их

следы.

Задачи:

  • Закрепит знания детей о диких животных и птицах Югры, уметь отличать следы диких животных и птиц на снегу;
  • Закреплять знание внешнего вида животных и птиц, умение отгадывать загадки;
  • Развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, речь детей.

Дидактический материал: карточки с изображением животных и их следами.

Описание игры: У этой игры много вариантов. Можно рассмотреть животное, назвать его, а затем подобрать ему следы. Можно описать словесно животное или загадать загадку, дети угадывают, а затем подбирают след. Ещё вариант, рисование животных, а затем подбирание следов. Или наоборот. Правильно угаданный след дикого животного сопровождается иллюстрацией и аплодисментами, что особенно привлекает внимание детей. Можно разнообразить (усложнить игру), добавив следы птиц и картинки с птицами, животных жарких стран, следы человека без обуви и в различной обуви. Можно придумать свои правила, всё зависит от вашей фантазии.

  1. Дидактическая игра-лото «Где что растет?»

Цель игры: закрепление представлений детей о том, что растет на болоте и в тайге и название растений.

Задачи:

  • Закрепить с детьми знание слов – названий растений;
  • Закрепить представление о том, что где растет;
  • Упражнять в правильном построении ответа.

Дидактический материал: большие карты с картинками тайги и болота в центре и 5 пустыми окнами, а также маленькие карточки с изображением растений тайги и болота.

Описание игры: детям раздаются карточки с окошками, в центре каждой карточки изображены болото и тайга.

Остальные карточки находятся у ведущего. На столе разложены маленькие карточки, игроки должны подобрать карточку, которая соответствует его игровому полю.

Игрок, смотрит на свою карточку и определяет: подходит она к его карточке или нет. Побеждает тот, кто сделает это первым.

  1. Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Цель игры: закрепление умения детей группировать предметы по существенным признакам.

Задачи:

  • закрепить знания детей о быте и традиционных занятиях коренных народов ханты;
  • закрепить умения группировать предметы по определенным признакам;
  • приучать объяснять свое решение.

Возраст детей: 5-7 лет

Дидактический материал: карточки с картинками определенной тематики, карточки для того, чтобы закрыть лишнюю картинку.

Предварительная работа:

  • беседа о традиционных куклах ханты  - Акань, отличии её от традиционной русской куклы;
  • рассматривание альбомов с изображением хантыйской одежды и украшений.

Описание игры: участникам игры  раздаются карточки  с изображением 4 картинок. Игрокам нужно рассмотреть карточку, найти и назвать (закрыть) лишнее изображение. Объяснить свой выбор.

  1. Модель «Круги Луллия»

Цель игры: закрепление знаний о традиционных орнаментах ханты, умения соотносить орнамент с его обозначением и использованием для украшения определенных вещей ханты.

Задачи:

  • Закрепить название традиционных хантыйских орнаментов;
  • Упражнять в умении соотносить орнамент с картинкой, символизирующей его название, а также с предметом, в украшении которого используется данный орнамент;
  • Учить устанавливать и объяснять причинно-следственные связи;
  • Развивать память, внимание, монологическую речь детей.

Дидактический материал: круги Луллия, на одном изображены картинки орнамента, на втором круге - картинки, символизирующие название орнамента, на третьем круге – предметы, в украшении которых используется изображение орнамента.

Описание игры: участники поворачивают диски, устанавливают соответствия, объясняют свой выбор.

  1. Дидактическая игра «Закончи орнамент»

Цель игры: формирование умения у детей продолжать декоративную композицию.

Задачи:

  • Закреплять знание хантыйских орнаментов.
  •  Учить выделять характерные признаки орнамента и их отличия от других.
  • Упражнять в составлении, подборе и рисовании линейного орнамента, их основных элементов (треугольников, квадратов, прямоугольников, крестообразных узоров), и располагать по мере усложнения.
  • Развивать зрительное внимание, память.

Дидактический материал: карточки с изображением фрагмента орнамента и набора нарезанных элементов орнамента.

Описание игры: участникам игры раздают карточки с фрагментом орнамента. Дети должны выложить начатый орнамент из готовых бумажных форм.

  1. Дидактическая игра «Сложи узор»

Цели игры: формирование умения у детей складывать хантыйский узор из нескольких частей.

Задачи:

  • Закреплять знание хантыйских орнаментов.
  •  Учить выделять характерные признаки орнамента и их отличия от других.
  • Упражнять в составлении, подборе и рисовании линейного орнамента, их основных элементов (треугольников, квадратов, прямоугольников, крестообразных узоров), и располагать по мере усложнения.
  • Развивать зрительное внимание, память.

Дидактический материал: карточки-шаблоны с нераскрашенными изображениями орнамента, разноцветные части орнамента.

Описание игры: дети получают карточки и составляют орнамент из имеющихся цветных частей.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

"Создание эффективной системы методической помощи всем участникам образовательного процесса при реализации  программы "Первые шаги в робототехнике"

В 2021-22 учебном году в МАДОУ «Березка» был реализован проект инициативного бюджетирования «Первые шаги в робототехнику». Цель данного проекта: создание среды для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, формирование предпосылок к инженерному мышлению и интереса к техническому творчеству средствами образовательной робототехники.  В рамках данного проекта в ДОУ созданы следующие условия: оборудован цент робототехники в компьютерном классе, закуплено необходимое оборудование и разработана программа дополнительного образования технической направленности «Первые шаги в робототехнике».

Реализация программы дополнительного образования позволит организовать в ДОУ условия, способствующие организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе лего-конструирования и робототехники в образовательном процессе, что позволит заложить на этапе дошкольного детства начальные технические навыки. В результате реализации программы будут созданы условия не только для расширения границ социализации ребенка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются истоки профессионально-ориентированной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно-технической направленности.

При разработке программы «Первые шаги в робототехнике», мы предвидели  некоторые риски или проблемы, на которые, на наш взгляд, следует обратить внимание. Для устранения данных рисков мы планируем создать систему методической помощи всем участникам образовательного процесса. Итак, с какими же проблемами мы можем столкнуться при реализации программы «Первые шаги в роботехнике»?

1.        Неготовность педагогов в организации новых способов совместной деятельности с воспитанниками. Решить данную проблему мы планируем при помощи повышения квалификации педагогов за счёт:

  • курсов повышения квалификации, причем не только педагогов, реализующих дополнительную программу, но и заместителя по УВР, и старшего воспитателя;
  • системы наставничества, которая подразумевает передачу опыта педагогов, уже реализующих дополнительную программу по лего-конструированию.
  • Создание творческой группы, которая объединит творческих педагогов, увлеченных не только лего-конструированием и робототехникой, но и вообще конструированием. Участники данного сообщества будут готовить и разрабатывать документы, требующие предварительного изучения, также проводить сбор, анализ и обобщение данных методами анкетирования или интервьюирования.
  • Проведения мастер-классов для педагогов ДОУ, а также просмотр и посещение городских мастер-классов. В этом плане нам и нашим педагогам очень помогли городские мастер-классы педагогов МАДОУ «Буратино», из которых наши педагоги взяли для себя много полезного и интересного материала, который впоследствии, мы надеемся, будут активно использовать в своей практике.
  • Консалтинговая поддержка педагога, которая направлена на оказание помощи через систему лекций и семинаров в онлайн-формате. Для этого в методическом кабинете для педагогов подготовлены электронные лекции, ссылки на платформы для обучения, дополненные подборкой статей. Также мы рассматриваем вопрос о  приобретении для педагогов  учебно-методического комплекса «ИкаРёнок Супер».
  • Планируется создание Кейс-версии, которые будут  связаны с совершенствованием самостоятельной работы педагогов, реализующих дополнительную программу и включают: создание глоссария специальных терминов, разработка технологических карт по лего-конструированию и методических пособий для работы с детьми, составление списка рекомендуемой литературы.
  • Создание так называемого «Банка идей», где будет идти накопление педагогических, творческих, научных идей по данному направлению, а также их обработка для дальнейшего применения в практике педагогов.
  • Как итог, в ДОУ будет создан методический центр «Робоцентр».

Вышеназванные формы методической работы направлены на повышение квалификации и мастерства педагогов, реализующих дополнительную программу «Первые шаги в Робототехнике»

2. Недостаточная возможность проявить личные достижения в области лего-конструирования (фестивали робототехники только для детей школьного возраста) не позволит удовлетворить запросы воспитанников.

Для предупреждения данной проблемы предусмотрен поиск потенциальных партнеров программы, налаживание сетевого взаимодействия в направлении технического творчества воспитанников, предполагающее дальнейшее обучение в данном направлении и совместные творческие проекты. Для этого мы предполагаем выстраивание линии социального партнерства с городской школой моделирования и робототехники  и  СОШ №1, участие в сетевом сообществе педагогов технической направленности. Проведение в ДОУ итогового фестиваля «Лего-эрудит».

3. Несоответствие содержания образовательной программы потребностям и интересам дошкольников может повлечь нежелание заниматься предложенной деятельностью.

Для решения данной проблемы будет проведена корректировка образовательной программы в соответствии с возможными интересами дошкольников. Для этого разработана система контроля за ходом реализации программы и коррекции проводимых занятий и мероприятий. Также разработана система мониторинга освоения программы детьми дошкольного возраста.

4.Отсутствие партнерских отношений с родителями может привести к незаинтересованности родителей в совместных творческих программах.

Для активизации и методической помощи родителям разработан план взаимодействия, куда включены следующие пункты:

  • Проведение для родителей практико-ориентированных занятий по освоению лего-технологий.
  • День открытых дверей, когда родители смогут посетить занятия по лего-конструированию и робототехнике. И как раз во время проведения данных мероприятий мы можем предложить родителям небольшую викторину из истории создания робототехники и включить в неё, например, следующие вопросы:

1.Что обозначает термин "Робот"?

1)умение

2)работа

3)успех

2.Кто спроектировал первого человекоподобного робота?

1)Карел Чапик

2)Николай Амосов

3)Леонардо да Винчи

3.Что исследовали первые роботы-ученые?

1) Египетские пирамиды

2)космическое пространство

3) древние пещеры

4.В виде какого животного был разработан первый бытовой робот?

1)черепаха

2) собака

3)кошка

  • Вовлечение родителей в совместную образовательную деятельность через создание совместных работ (проведение конкурса «Моя творческая мастерская» (видеопроекты создания построек с родителями).
  • Оформление итоговой выставки «РобоМир».
  • Организация круглого стола «Итоги работы по реализации программы «Первые шаги в робототехнике».

Вот с такими проблемами мы можем столкнуться при реализации программы дополнительного образования «первые шаги в робототехнике». И мы надеемся, что созданная нами система методической помощи поможет нам решить  возникающие проблемы и успешно реализовать программу «первые шаги в робототехнике».


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: