Инновационная деятельность ДОУ
Уважаемые коллеги, представляю Вашему вниманию материалы по инновационной деятельности МАДОУ "Березка"
Ссылка на офицальный сайт ДОУ с материалами по работе Региональной инновационной площадки, направление " Реализация региональной и этнокультурной составляющей основных образовательных программ" - http://dsberezka.ucoz.net/index/innovacionnaja_dejatelnost/0-226
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение г. Когалыма «Берёзка»
Мастер – класс
«Ознакомление дошкольников с родным краем через дидактические игры»
Подготовила и провела
ст. воспитатель Карпук Ю.В.
Когалым 2020 г.
Ознакомление дошкольников с родным краем через дидактические игры.
Психолого-педагогические исследования показали, что детям дошкольного возраста могут быть доступны знания о некоторых событиях истории, фактах географии, культуры и искусства, если они преподнесены в доступной форме, затрагивают чувства, вызывают интерес, т. е. детям дошкольного возраста доступны занятия краеведением.
Краеведческое воспитание детей дошкольного возраста направлено на воспитание устойчивого интереса к родному краю, познавательной активности, воспитанию таких чувств, как привязанность, любовь, питающих, в свою очередь, потребность, желание узнать, как можно больше нового о своей малой Родине. Главной целью дошкольного краеведения является - воспитание гражданина, любящего и знающего свой край.
В процессе ознакомления с родным краем решаются следующие задачи:
- Обогащать знания детей о родном крае, городе;
- Воспитывать чувство любви и уважения к людям родного края;
- Учить детей свободно ориентироваться в ближайшем окружении;
- Воспитывать интерес и уважение к людям других национальностей.
Особое место в краеведческом воспитании детей дошкольном возраста занимает игра. Через неё ребенок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. Игры краеведческого характера способствуют развитию у детей различных навыков и умений взаимодействия с окружающим.
Сегодня я хочу представить вашему вниманию подборку дидактических игр краеведческой направленности, которые помогут детям дошкольного возраста расширить знания о родном городе, его достопримечательностях, природе родного края, народно-прикладном искусстве. Они также развивают сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры, способствоать интеллектуальному развитию воспитанников, решению обучающих задач и закреплению пройденного материала.
Предлагаемые дидактические игры по краеведению помогут организовать и интересно провести совместную деятельность педагога с детьми 5-7 лет. Они могут быть использованы для индивидуальной игры, игры небольшими подгруппами, включены в викторины, конкурсы.
- Дидактическая игра «Профессии Югры.
Кому что нужно для работы?»
Цель: знакомство детей с представителями профессий Югры и соответствующими атрибутами, необходимыми для работы.
Задачи:
-закрепить название предметов, принадлежащих данной профессии;
- развивать логическое мышление, связную речь дошкольников;
- воспитывать познавательный интерес и уважение к труду.
Возрастная аудитория: дети среднего и старшего дошкольного возраста.
Краткое описание игры: шесть мягких игровых кубиков, с гранями размером 8*8 сантиметров каждая, на которых изображены представители разных профессий Югры и атрибуты, необходимые для работы: один кубик содержит изображения только представителей профессий, на гранях других кубиков изображены атрибуты.
Упрощается игра тем, что каждая профессия и атрибуты, принадлежащие к ней, закреплены за гранью кубика одного и того же цвета.
Профессия строритель - соответствующие атрибуты: подъемный кран, кирпичи, мастерок, бетономешалка, каска.
Профессия геолог: компас, карта, карандаш, рюкзак, карта.
Профессия нефтяник: буровая установка, трубы, вышка-качалка, каска, молот.
Профессия химик: колбы, защитные очки, микроскоп, перчатки, шкаф для препаратов.
Хант (мужчина): лыжи, нарты (сани), морда или мордушка (для ловли рыбы), снегоход, лук и стрелы.
Хант (женщина): бисер, шкура оленя, иголка, береста, интсрументы для работы по бересте.
Методические указания к игре:
- предварительная работа с детьми.
- рассказ о профессиях, характерных для Югры.
После того как будут изучены все материалы, можно приступать к игровым действиям. Игру нужно начинать под руководством взрослого, в дальнейшем, по мере её освоения, дети могут играть самостоятельно. Так как игра содержит объемные фигуры, которые доступны для просмотра всем участникам, игра может быть, как настольной, так и напольной.
Правила игры: каждый участник должен правильно выбрать атрибут, подходящий к профессии. В игре учувствует от 2 до 5 человек.
Первый игрок-ведущий, выбирается по считалочке, остальные игроки участвуют по очереди. Игра строится, таким образом, чтоб правила игры соответствовали возрастным особенностям детей.
Вариант 1: (средняя группа)
Игра рекомендуется для индивидуальной работы.
Ребенку предлагается рассмотреть пирамиду, состоящую из кубиков составленную таким образом, что в первом ряду стоит три кубика, во втором ряду два кубика. На гранях предложенных кубиков изображены предметы, относящиеся к той или иной профессии. Задача играющего подобрать подходящую профессию и поставить в завершение пирамиды. В данном варианте и в дальнейшем, игра считается правильно выполненной, если все кубики выставлены гранями одного цвета.
Вариант 2: (старшая группа)
Играющим предлагается рассмотреть предметы, изображенные на кубиках, которые выставляются ведущим в количестве трех штук. Задача играющих поставить в следующем ряду два подходящих кубика, а затем подобрать загаданную профессию и поставить кубик в завершении пирамиды.
Ход игры:
Ведущий, которого выбрали по считалке, кидает кубик, на котором изображены профессии. Называет профессию, которая выпала на кубике. Остальные участники рассматривают кубики, подбирают грань с изображением материалов или инструментов, необходимых для этой работы, объясняют свой выбор. Почему именно эта профессия важна и ее нужно уважать. Игра заканчивается по мере уставания детей.
- Дидактическая игра "Путешествие по родному краю"
Цель: формирование обобщенного представления о городах Югры, гербах и символах, изображенных на них.
Задачи:
Образовательные:
- уточнить и углублять знания о гербах городов Ханты-Мансийского автономного округа;
- Формировать первоначальные представления о карте ХМАО-Югра;
- сформировать представление у детей об основных функциях государственной символики родного края, о том, для чего нужен герб;
- формировать элементарные представления о государственных и региональных символах;
- углубить общее представление о значении цветов и украшения гербов;
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к родному краю;
- способствовать развитию мыслительной и познавательной активности, развитию памяти, внимания, речи;
- продолжать развивать способность работать с картой ХМАО умение ориентироваться по ней.
Возраст детей: 6-7 лет
Дидактический материал: иллюстрации с государственными символами, плакаты, рисунки с изображением гербов и флагов разных городов, фотографии.
Предварительная работа по ознакомлению с гербами ХМАО-Югра и символами изображенных на них:
- чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций;
- заучивание стихотворений о Югре;
- экскурсии по улицам родного города;
- просмотр презентации «Города Югры»
- выполнение заданий по составлению описательного рассказа по тому, что изображено на гербе того или иного города ХМАО.
Описание игры:
- контур карты Ханты-Мансийского автономного округа;
- карточки с гербами городов ХМАО-Югра.
Ведущий (педагог) предлагает ребёнку найти герб какого-либо города ХМАО и поместить его на игровом поле.
- Дидактическая игра-лото
«Путешествие по городу»
Цель игры: расширение знаний о родном городе, о достопримечательностях, расположенных в городе Когалыме.
Задачи:
- уточнить и углубить знания о достопримечательностях города Когалыма;
- упражнять детей в группировке карточек с определенной тематикой;
- развивать связную монологическую речь.
Возраст детей: 5-7 лет.
Дидактический материал: большие карточки с 1 большим и 4 маленькими окошками. Набор карточек с изображением достопримечательностей.
Предварительная работа по ознакомлению с достопримечательностями города Когалыма:
- Виртуальные экскурсии по улицам родного города;
- просмотр презентации «Достопримечательности города Когалыма»
- выполнение заданий по составлению описательного рассказа о достопримечательностях Когалыма по фотоальбому «Достопримечательности города Когалыма»
Описание игры:
Большие карточки педагог раздает детям, маленькие оставляет у себя. Ведущий берет по одной маленькой карточке, показывает ее игрокам и просит внимательно посмотреть на большие карточки. Тот, к кому относится карточка, называет, что изображено на ней и рассказывает все, что знает. Остальные игроки могут дополнять его рассказ.
- Настольная игра «Лабиринт» («Кто куда идёт на экскурсию?»)
Цель игры: закрепление представлений детей о родном городе, его достопримечательностях.
Задачи:
- уточнить и углубить знания о достопримечательностях города Когалыма;
- развивать связную монологическую речь;
- развивать логическое мышление.
Дидактический материал: карточка с изображением лабиринта с видами города.
Описание игры: ребенок получает карточку с изображением лабиринта. Он должен привести каждого героя к определенному месту, назвать место, куда пришел, и составить небольшой рассказ о данной достопримечательности.
- Дидактическая игра по типу ассоциации
«Югра многонациональная»
Цель игры: расширение и обогащение знаний дошкольников о родном крае, истории и культуре народов и народностей, населяющих Югру, воспитание чувства гордости за свою малую родину; воспитание толерантности.
Задачи:
- воспитывать доброжелательное отношение и уважение к людям разных национальностей;
- дать понять детям, что все люди похожи друг на друга;
- закрепить знания детей об обычаях и традициях жителей разных национальностей Югры;
- развивать ассоциативное мышление и связную речь.
Возраст детей: 5-7 лет
Краткое описание игры: 5 карточек в центре каждой выкладывается карточка с изображением пары (мужчина и женщина) в национальной одежд:
-русские;
-татары;
-башкиры;
-народы Кавказа;
-ханты.
Каждая карточка имеет 5 пустых окошек:
-одежда;
-жилище;
-посуда;
-музыкальный инструмент;
-национальное блюдо.
Методические указания:
- беседа о людях разных национальностей, проживающих в Кузбассе, по алгоритму:
-одежда;
-жилище;
-посуда;
-музыкальный инструмент;
-национальное блюдо.
- рассматривается фотоальбом;
- просмотр видеофильмов и презентаций.
Ход игры: детям раздаются карточки с окошками, в центре каждой карточки изображены различные национальности Югры.
Игроки берут по одной центральной карточки. Остальные карточки находятся у ведущего. На столе разложены маленькие карточки, игроки должны подобрать карточку, которая соответствует его игровому полю.
Игрок, смотрит на свою карточку и определяет: подходит она к его карточке или нет. Побеждает тот, кто сделает это первым. Можно провести игру на скорость, когда две карточки с предметами лежат перед игроками изображением вверх и среди них нужно как можно быстрее найти подходящие.
- Дидактическая игра «Чей след?»
Цель игры: закрепление знаний о диких животных Югры, умения различать их
следы.
Задачи:
- Закрепит знания детей о диких животных и птицах Югры, уметь отличать следы диких животных и птиц на снегу;
- Закреплять знание внешнего вида животных и птиц, умение отгадывать загадки;
- Развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, речь детей.
Дидактический материал: карточки с изображением животных и их следами.
Описание игры: У этой игры много вариантов. Можно рассмотреть животное, назвать его, а затем подобрать ему следы. Можно описать словесно животное или загадать загадку, дети угадывают, а затем подбирают след. Ещё вариант, рисование животных, а затем подбирание следов. Или наоборот. Правильно угаданный след дикого животного сопровождается иллюстрацией и аплодисментами, что особенно привлекает внимание детей. Можно разнообразить (усложнить игру), добавив следы птиц и картинки с птицами, животных жарких стран, следы человека без обуви и в различной обуви. Можно придумать свои правила, всё зависит от вашей фантазии.
- Дидактическая игра-лото «Где что растет?»
Цель игры: закрепление представлений детей о том, что растет на болоте и в тайге и название растений.
Задачи:
- Закрепить с детьми знание слов – названий растений;
- Закрепить представление о том, что где растет;
- Упражнять в правильном построении ответа.
Дидактический материал: большие карты с картинками тайги и болота в центре и 5 пустыми окнами, а также маленькие карточки с изображением растений тайги и болота.
Описание игры: детям раздаются карточки с окошками, в центре каждой карточки изображены болото и тайга.
Остальные карточки находятся у ведущего. На столе разложены маленькие карточки, игроки должны подобрать карточку, которая соответствует его игровому полю.
Игрок, смотрит на свою карточку и определяет: подходит она к его карточке или нет. Побеждает тот, кто сделает это первым.
- Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Цель игры: закрепление умения детей группировать предметы по существенным признакам.
Задачи:
- закрепить знания детей о быте и традиционных занятиях коренных народов ханты;
- закрепить умения группировать предметы по определенным признакам;
- приучать объяснять свое решение.
Возраст детей: 5-7 лет
Дидактический материал: карточки с картинками определенной тематики, карточки для того, чтобы закрыть лишнюю картинку.
Предварительная работа:
- беседа о традиционных куклах ханты - Акань, отличии её от традиционной русской куклы;
- рассматривание альбомов с изображением хантыйской одежды и украшений.
Описание игры: участникам игры раздаются карточки с изображением 4 картинок. Игрокам нужно рассмотреть карточку, найти и назвать (закрыть) лишнее изображение. Объяснить свой выбор.
- Модель «Круги Луллия»
Цель игры: закрепление знаний о традиционных орнаментах ханты, умения соотносить орнамент с его обозначением и использованием для украшения определенных вещей ханты.
Задачи:
- Закрепить название традиционных хантыйских орнаментов;
- Упражнять в умении соотносить орнамент с картинкой, символизирующей его название, а также с предметом, в украшении которого используется данный орнамент;
- Учить устанавливать и объяснять причинно-следственные связи;
- Развивать память, внимание, монологическую речь детей.
Дидактический материал: круги Луллия, на одном изображены картинки орнамента, на втором круге - картинки, символизирующие название орнамента, на третьем круге – предметы, в украшении которых используется изображение орнамента.
Описание игры: участники поворачивают диски, устанавливают соответствия, объясняют свой выбор.
- Дидактическая игра «Закончи орнамент»
Цель игры: формирование умения у детей продолжать декоративную композицию.
Задачи:
- Закреплять знание хантыйских орнаментов.
- Учить выделять характерные признаки орнамента и их отличия от других.
- Упражнять в составлении, подборе и рисовании линейного орнамента, их основных элементов (треугольников, квадратов, прямоугольников, крестообразных узоров), и располагать по мере усложнения.
- Развивать зрительное внимание, память.
Дидактический материал: карточки с изображением фрагмента орнамента и набора нарезанных элементов орнамента.
Описание игры: участникам игры раздают карточки с фрагментом орнамента. Дети должны выложить начатый орнамент из готовых бумажных форм.
- Дидактическая игра «Сложи узор»
Цели игры: формирование умения у детей складывать хантыйский узор из нескольких частей.
Задачи:
- Закреплять знание хантыйских орнаментов.
- Учить выделять характерные признаки орнамента и их отличия от других.
- Упражнять в составлении, подборе и рисовании линейного орнамента, их основных элементов (треугольников, квадратов, прямоугольников, крестообразных узоров), и располагать по мере усложнения.
- Развивать зрительное внимание, память.
Дидактический материал: карточки-шаблоны с нераскрашенными изображениями орнамента, разноцветные части орнамента.
Описание игры: дети получают карточки и составляют орнамент из имеющихся цветных частей.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
"Создание эффективной системы методической помощи всем участникам образовательного процесса при реализации программы "Первые шаги в робототехнике"
В 2021-22 учебном году в МАДОУ «Березка» был реализован проект инициативного бюджетирования «Первые шаги в робототехнику». Цель данного проекта: создание среды для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, формирование предпосылок к инженерному мышлению и интереса к техническому творчеству средствами образовательной робототехники. В рамках данного проекта в ДОУ созданы следующие условия: оборудован цент робототехники в компьютерном классе, закуплено необходимое оборудование и разработана программа дополнительного образования технической направленности «Первые шаги в робототехнике».
Реализация программы дополнительного образования позволит организовать в ДОУ условия, способствующие организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе лего-конструирования и робототехники в образовательном процессе, что позволит заложить на этапе дошкольного детства начальные технические навыки. В результате реализации программы будут созданы условия не только для расширения границ социализации ребенка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются истоки профессионально-ориентированной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно-технической направленности.
При разработке программы «Первые шаги в робототехнике», мы предвидели некоторые риски или проблемы, на которые, на наш взгляд, следует обратить внимание. Для устранения данных рисков мы планируем создать систему методической помощи всем участникам образовательного процесса. Итак, с какими же проблемами мы можем столкнуться при реализации программы «Первые шаги в роботехнике»?
1. Неготовность педагогов в организации новых способов совместной деятельности с воспитанниками. Решить данную проблему мы планируем при помощи повышения квалификации педагогов за счёт:
- курсов повышения квалификации, причем не только педагогов, реализующих дополнительную программу, но и заместителя по УВР, и старшего воспитателя;
- системы наставничества, которая подразумевает передачу опыта педагогов, уже реализующих дополнительную программу по лего-конструированию.
- Создание творческой группы, которая объединит творческих педагогов, увлеченных не только лего-конструированием и робототехникой, но и вообще конструированием. Участники данного сообщества будут готовить и разрабатывать документы, требующие предварительного изучения, также проводить сбор, анализ и обобщение данных методами анкетирования или интервьюирования.
- Проведения мастер-классов для педагогов ДОУ, а также просмотр и посещение городских мастер-классов. В этом плане нам и нашим педагогам очень помогли городские мастер-классы педагогов МАДОУ «Буратино», из которых наши педагоги взяли для себя много полезного и интересного материала, который впоследствии, мы надеемся, будут активно использовать в своей практике.
- Консалтинговая поддержка педагога, которая направлена на оказание помощи через систему лекций и семинаров в онлайн-формате. Для этого в методическом кабинете для педагогов подготовлены электронные лекции, ссылки на платформы для обучения, дополненные подборкой статей. Также мы рассматриваем вопрос о приобретении для педагогов учебно-методического комплекса «ИкаРёнок Супер».
- Планируется создание Кейс-версии, которые будут связаны с совершенствованием самостоятельной работы педагогов, реализующих дополнительную программу и включают: создание глоссария специальных терминов, разработка технологических карт по лего-конструированию и методических пособий для работы с детьми, составление списка рекомендуемой литературы.
- Создание так называемого «Банка идей», где будет идти накопление педагогических, творческих, научных идей по данному направлению, а также их обработка для дальнейшего применения в практике педагогов.
- Как итог, в ДОУ будет создан методический центр «Робоцентр».
Вышеназванные формы методической работы направлены на повышение квалификации и мастерства педагогов, реализующих дополнительную программу «Первые шаги в Робототехнике»
2. Недостаточная возможность проявить личные достижения в области лего-конструирования (фестивали робототехники только для детей школьного возраста) не позволит удовлетворить запросы воспитанников.
Для предупреждения данной проблемы предусмотрен поиск потенциальных партнеров программы, налаживание сетевого взаимодействия в направлении технического творчества воспитанников, предполагающее дальнейшее обучение в данном направлении и совместные творческие проекты. Для этого мы предполагаем выстраивание линии социального партнерства с городской школой моделирования и робототехники и СОШ №1, участие в сетевом сообществе педагогов технической направленности. Проведение в ДОУ итогового фестиваля «Лего-эрудит».
3. Несоответствие содержания образовательной программы потребностям и интересам дошкольников может повлечь нежелание заниматься предложенной деятельностью.
Для решения данной проблемы будет проведена корректировка образовательной программы в соответствии с возможными интересами дошкольников. Для этого разработана система контроля за ходом реализации программы и коррекции проводимых занятий и мероприятий. Также разработана система мониторинга освоения программы детьми дошкольного возраста.
4.Отсутствие партнерских отношений с родителями может привести к незаинтересованности родителей в совместных творческих программах.
Для активизации и методической помощи родителям разработан план взаимодействия, куда включены следующие пункты:
- Проведение для родителей практико-ориентированных занятий по освоению лего-технологий.
- День открытых дверей, когда родители смогут посетить занятия по лего-конструированию и робототехнике. И как раз во время проведения данных мероприятий мы можем предложить родителям небольшую викторину из истории создания робототехники и включить в неё, например, следующие вопросы:
1.Что обозначает термин "Робот"?
1)умение
2)работа
3)успех
2.Кто спроектировал первого человекоподобного робота?
1)Карел Чапик
2)Николай Амосов
3)Леонардо да Винчи
3.Что исследовали первые роботы-ученые?
1) Египетские пирамиды
2)космическое пространство
3) древние пещеры
4.В виде какого животного был разработан первый бытовой робот?
1)черепаха
2) собака
3)кошка
- Вовлечение родителей в совместную образовательную деятельность через создание совместных работ (проведение конкурса «Моя творческая мастерская» (видеопроекты создания построек с родителями).
- Оформление итоговой выставки «РобоМир».
- Организация круглого стола «Итоги работы по реализации программы «Первые шаги в робототехнике».
Вот с такими проблемами мы можем столкнуться при реализации программы дополнительного образования «первые шаги в робототехнике». И мы надеемся, что созданная нами система методической помощи поможет нам решить возникающие проблемы и успешно реализовать программу «первые шаги в робототехнике».