Из опыта работы

Ульянова Татьяна Анатольевна

из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizkultminutki.docx35.79 КБ
Файл razvitie_kriticheskogo_myshleniya.docx23.37 КБ
Microsoft Office document icon tselepolaganie.doc53 КБ
Файл resh.docx1.7 МБ
Office presentation icon vtoroy_yazyk.ppt594.5 КБ
Файл servis_learningapps.org_.pptx447.59 КБ
Office presentation icon urovni_vladeniya_iya.ppt184.5 КБ

Предварительный просмотр:

Физкультминутки на уроках иностранного языка как один из            компонентов здоровьесберегающих технологий.

( Выступление из  опыта работы Ульяновой Т.А, учителя английского языка  

В современном обществе остро встает вопрос о здоровье подрастающего поколения. И первостепенная задача учителей не только не навредить здоровью школьника, а поддержать и улучшить его. К сожалению, данные о состоянии здоровья наших учеников неутешительны. За весь учебный день ребенок испытывает огромную нагрузку, которая требует от него умственных и физических сил. Что же тогда говорить про весь учебный год?  

 Безусловно, на состояние здоровья детей оказывают существенное влияние такие факторы, как генетическая обусловленность, неблагоприятные социальные и экологические условия развития, но в тоже время негативное влияние  на здоровье детей оказывают и школьные факторы (это интенсификация и нерациональная организация учебного процесса, несоответствие методик обучения возрастным возможностям учащихся и другие.) В связи с этим основная задача образовательного процесса в школе состоит в том, чтобы найти такие способы организации образовательного процесса, которые соответствовали бы возрастным этапам психофизиологического и социального развития учащихся, а также задаче устранения перегрузок учащихся. Решение этой задачи будет иметь существенное значение для сохранения здоровья школьников. 

Именно поэтому на первый план в обучении любого предмета выходит  здоровьесберегающая технология. Это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка, педагога, родителей, психолога и доктора. Цель здоровьесберегающей технологии – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

 Важным способом поддержания общей учебной работоспособности организма учащихся является проведение на каждом уроке физкультминуток, связанных с усилением двигательной активности учащихся, с борьбой против гиподинамии, со снятием утомления с различных групп мышц и активизации познавательной способностей детей.

На уроках английского языка  данная задача легко решается с помощью песен и рифмовок. На их основе проводится профилактика нарушений осанки и зрения, активизируются внимание, память, умственная работоспособность, снимается умственное и физическое напряжение. Кроме того, развивается речь, обогащается словарный запас, отрабатывается произношение, а самое главное, поддерживается интерес детей к изучению английского языка. Учащиеся с самого начала приобщаются к культуре страны изучаемого языка. Многочисленные повторы, характерные для песенного жанра, способствуют легкому и непроизвольному запоминанию лексико-грамматических конструкций. Прочному запоминанию также способствует комплекс таких факторов, как рифма, лад, тональность, мелодия.

Физкультминутки можно классифицировать следующим образом:

1. Физкультминутки для глаз.

2. Физкультминутки для рук (для кистей рук).

3.Упражнения для формирования правильной осанки.

4.Дыхательная гимнастика.

5.Релаксационная физкультминутка. 

6.Общая разминка.

1.В течение урока наши глаза испытывают огромную нагрузку. Компьютерные технологии, концентрация внимания при чтении, письме, все это негативно влияет на зрение. Поэтому так полезно будут следующие упражнения для глаз:

- Начертите на доске или другим способом букву S. Затем попросите детей глазами очертить ее сначала в одном направлении, потом необходимо поменять. При этом можно приговаривать скороговорку или рифмовку.  

- Хорошим упражнением для глаз будет «письмо». Например, сначала можно написать какие-нибудь большие буквы на доске. Затем перевести взгляд на свою парту и там глазами «написать те же буквы». Затем на любом маленьком предмете. Как вариант, можно написать свое имя или любое слово.

Вот пример  достаточно веселой зарядки для глаз:

Look left, right (глазами влево, вправо)

Look up, look down (глазами вверх, вниз)

Look around (глазами по-кругу)

Look at your nose (смотрим на нос)

Look at that rose (одну руку вытягиваем, как будто держим цветок, и смотрим)

Close your eyes (закрываем глаза)

Open, wink and smile (открываем, моргаем и улыбаемся)

2. Для снятия мышечного утомления с пальцев при письме можно провести следующую разминку под рифмовку:

Five little gentlemen go for a walk.

Five little gentlemen stop for a talk.

Along came five ladies. They stood all together.

And they began to dance.

(5 пальчиков – джентльмены, 5 пальчиков – леди, они встречаются и начинают танцевать.)

3.Для  формирования правильной осанки рекомендую следующее упражнение:

    Stand up, put your legs aside, put your hands over the head.
1–5 – make circular motions with your body to the right;
5–6 – make circular motions to the left;
7–8 – put your hands down and shake them.
Repeat 4–6 times.  

4. Дыхательная гимнастика

Данная разминка позволит повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке. Данное упражнение можно провести в виде игры «Шарики» или по-другому «Дайверы»

Пример такой разминки:

Pretend you are balloons. Breathe in. 1,2,3,4. Hold your breath. Breathe out. 1,2,3,4.

Дети по команде учителя делают четыре глубоких вдоха под счет. Задерживают дыхание, а затем также на четыре счета выдыхают. Разминка повторяется несколько раз.

5.Важно упомянуть такой вид физкультминуток как релаксационные. Они имеют свою специфику и назначение. Всем известно, что релаксация (от лат. relaxatio — ослабление, уменьшение) – это процесс постепенного возвращения какой-либо системы в состояние равновесия после прекращения воздействия факторов, выведших её из такого состояния. Простыми словами, это устранение и снятие психического напряжения.  Расслабляющие минутки бывают разные. Это может быть и песенка, и стихотворение, и юмор.

При проведении такой физкультминутки детям не нужно вставать и делать упражнения. Ведь цель такой разминки – успокоиться и расслабиться. Особенно любят подобную разминку старшеклассники.   Достоинство такой разминки в том, что дети абстрагируются, представляют, что они, например, на берегу моря. Это способствует снятию эмоционального напряжения. Учащиеся психологически настраивают себя, принимают удобную позу, отрегулировав дыхание, расслабляются, глаза закрыты. Тихим голосом прошу учеников расслабить мышцы и не отвлекаться на посторонние мысли. Все тело находится в покое, дыхание спокойное: Sit comfortably. Close your eyes. Breathe in. Breathe out. Let’s pretend it’s summer. You are lying on a sandy beach. The weather is fine. The light wind is blowing from the sea. The birds are singing. You have no troubles. No serious problems. You are quiet. Your brain relaxes. There is calm in your body. You love your relatives, your school, and your friends. They love you too. You are sure of yourself, that you have much energy. Now  open your eyes. How are you? How do you feel? You have a lot of energy. You are active and strong. You can do any work easily. Your body is light.

6. Дети, подростки, особенно нуждаются в движениях. Они растут, развиваются, им трудно отсидеть целый урок, не двигаясь, они быстро устают. Поэтому каждому учителю надо так планировать свой урок, чтобы было время для физкультминутки.  Вот варианты «английской зарядки» для общей разминки малышей и детей постарше. Они общеизвестны.

 

Hands up, (руки вверх)

Hands down, (руки вниз)

Hands on knees, (руки на колени)

Sit down. (садимся на корточки)

Clap your hands, (хлопаем в ладоши)

Stand up, (встаем)

Stomp your feet, (топаем ногами)

Hands up. (руки вверх)

One, two, three, (показываем на пальцах)

Hop! (подпрыгиваем)

One, two, three, (показываем на пальцах)

Stop! (ладони вперед)

One, two, three,

Hop!

One, two, three,

Stop!

Stand up and look around,

Shake your head and turn around,

Stamp your feet upon the ground,

Clap your hands and than sit down.

 

 

Stand up, please!

Let’ s do exercises.

Hands up! Clap! Clap! Clap!

Hands down! Shake! Shake! Shake!

Hands on hips! Jump! Jump! Jump!

Hop! Hop! Hop!

Stand still !

Hands up! Hands down!
Hands on hips! Sit down!
Hands up! To the sides!
Bend left! Bend right!
One, two, three! Hop!
One, two, three! Stop!
Stand still!

 

Hands up, clap, clap!
Hands down, clap, clap!
Turn yourself around and then you clap, clap!
Bend left, clap, clap!
Bend right, clap, clap!
Turn yourself around and then you clap, clap!

 

Так называемые тематические физкультминутки на уроках английского языка помогут не только развлечь детей, дать им возможность отдохнуть, но и ввести и закрепить лексику и грамматику по различным темам: части тела, цвета, глаголы движения, предметы в классе, еда, времена года, виды спорта, животные,   числительные. Во время проведения физкультминуток необходимо проговаривать и демонстрировать то, что мы говорим.
Дети должны повторять за нами все действия. Не надо заставлять их повторять за нами слова ― первый раз им это будет очень трудно. Достаточно, чтобы дети поймали смысл действий.
Когда это задание будет повторяться на последующих уроках, дети постепенно начнут сами повторять слова и запоминание пройдет естественно. Приведу некоторые рифмовки для физкультминуток.

Закрепить лексику по теме «Числительные" помогут следующие физкультминутки:

 One, two, three-clap , clap, clap!  

Listen to the numbers!

Four, five, six-tap, tap, tap!  

Listen to the numbers!

One, two, three-clap ,clap, clap.!

Four, five, six-tap, tap, tap!

Listen to the numbers!

 

Ten fingers on my hands , on my hands (twice)

Ten fingers on my hands, on my hands (twice)

Two eyes, one nose -

All on my face.

Ten fingers on my hands, on my hands (twice)

 

Новую лексику по теме «Части тела» можно ввести, показывая движения следующей физкультминутки:

Touch your nose. Touch your knees
Touch your ears. Touch your  toes
Touch your mouth. Touch your eyes
Touch your hair. Touch your head
Touch your 
shoulders,

Либо другие рифмовки:

 

Head and shoulders, knees and toes,

Knees and toes, knees and toes!
Head and shoulders, knees and toes,
Eyes, ears, mouth and nose!

Hands on shoulders, (ладони на плечи)

Hands on knees. (ладони на колени)

Hands behind you, (руки за спину)

if you please;

Touch your shoulders, (снова ладони на плечи)

Now your nose, (пальцем дотронуться до носа)

Now your hair and now your toes; (дотронуться до волос, затем до пальцев на ногах)

Hands up high in the air, (руки вверх)

Down at your sides, and touch your hair; (руки по швам,  дотронуться до волос)

Hands up high as before, (снова руки вверх)

Now clap your hands, one-two-three-four! (хлопаем в ладоши 4 раза)

 

Show me your shoulders, (руки на плечи)

Show me your neck, (руки на шею)

Clap, clap your hands (хлопаем в ладоши)

And show me your back. (поворачиваемся спиной, и снова разворачиваемся)

Show me your head (руки на голову)

Show me your neck,

Clap, clap your hands

And show me your back.

 

 

Лексику по теме «Мой дом» ввести можно  с помощью такой физкультминутки:

Look at the window, look at the door,

Look at the chair, look at the floor,

Look at the blackboard,

look at the lamp.

Look at the table, this is the end.

I look at the window, I open the door,

I sit on the chair. I jump on the floor.

I go to the blackboard,

I look at the lamp, I stay at the table

And this is the end.


Следующую физкультминутку можно использовать для изучения видов спорта. Например:

 

 Jump the rope, Jump the rope. Jump, jump, jump. 
(прыгаем через скакалку)

Jump it high, And jump it low. Jump, jump, jump.
(прыгаем выше и ниже)

Jump it fast, And jump it slow. Jump, jump, jump. 
(прыгаем быстро и медленно)

Walk tiptoe, walk tiptoe
(ходим на цыпочках)

Very slow, very slow. Jump, jump, jump. 
(прыгаем через скакалку на цыпочках)

 Clap your hands,
(хлопаем в ладоши)

And stamp your feet. 
(топаем ногами)

Jump, jump, jump. 
(прыгаем)

Прыжки со скакалкой можно сымитировать.

 

Физкультминутки для закрепления лексики по теме «Цвета»:

Hands on your hips, hands on your knees,
Put them behind you if you please.
Touch your shoulders, touch your nose,
Touch your ears, touch your toes.

Stand up and show me orange!
Hands up and show me blue!
Clap! Clap! Show me yellow!
Sit down. Nice of you!
Stand up and show me blue!
Hop! Hop! Show me red!
Sit down. Nice of you!
Stand up and show me grey!
Sit down and point to the green.
Clap! Clap! Show me pink.
Stop! Very nice of you.

 

If you’re wearing red, stand up, If you’re wearing red sit down,
If you’re wearing green stand up, if you’re wearing green, sit down,
If you’re wearing blue stand up, If you’re wearing blue sit down.
What are you wearing, what are you wearing, what are you wearing
Today, today,
What are you wearing, what are you wearing, what are you wearing
Today?

***

When I See Red I put my hands on my head. (руки на голову)
When I see Blue I touch my shoe.
 (нагибаемся, дотрагиваемся до обуви)
When I see green I wash my face real clean. 
(как будто моем лицо)
When I see yellow I wave to the fellows. 
(машем ладошками в приветствии)
When Orange is found I put my hand on the ground. 
(нагибаемся, достаем до пола)
When I see pink I think, I think, I think. 
(пальцы на виски)

Физкультминутки по теме «Животные»

 Giraffes are tall, with necks so long. (Встаньте на цыпочки и поднимите вверх руки)

Elephants' trunks are big and strong. (Изобразите хобот, соединив вытянутые вперёд руки)

Zebras have stripes and can gallop away. (Изобразите на месте, как бежит зебра)

Monkeys in the trees slowly sway. (Покачайтесь из стороны в сторону)

The old crocodile swims in a pool so deep. (Покажите плавательные движения)

Turtles in the sun go to sleep. (Положите голову на руки и закройте глаза)

 

 Let’s fly like a bee.

One, two, three.

Let’s swim in the sea.

One, two, three.

Let’s jump like a frog.

One, two, three.

Let’s run like a dog.

One, two, three!

 

I can hop like a rabbit. (прыгаем как кролик)

I can jump like a frog. (прыгаем как лягушка)

I can fly like a bird. (летаем как птичка)

I can run like a foх. (бегаем как лисичка)

I can walk like a duck. (ходим как уточка)

I can swim like a fish. (плаваем как рыбка)

And be still as good children — (и становимся хорошими детками)

as still as this. (вот так).

Физкультминутки на повторение глаголов и выражения «I can».

Игра-разминка.

   Скажите детям, что вы будете называть действия, которые вы умеете делать, а они должны изображать выполнение этих действий.

Например, вы говорите: I can fly! — дети изображают, что они летают, проговаривая слово fly.

 Существуют разминки, которые нацелены на отработку определенного грамматического материала. Например, при изучении времени The Present Continuous Tense можно провести следующую разминку:

We are running, (бег на месте)

We are jumping, (прыгаем на месте)

Trying sky to get. (поднимаемся на носочки, руки вверх)

We are skipping, (перескакиваем с ноги на ногу на месте)

Trying sky to get.  (поднимаемся на носочки, руки вверх)

We are flying like a real jet. (руки в стороны, показывая самолёт)

We are hopping, (прыгаем на месте на одной ноге потом на другой)

We are climbing (как будто карабкаемся вверх)

Like a funny cat. (рисуем в воздухе усы как у кота)

Mew. (садимся на место)

 При проведении физкультминуток я придерживаюсь следующих правил:

- Разминки должны быть подобраны в зависимости от содержания урока и его формы;

- Не следует повторять упражнения из урока в урок. Однообразие снизит интерес к ним, следовательно, их результативность. Вносите разнообразие.  

- Физкультминутки нужно проводить на начальном этапе утомления, так как при сильном утомлении выполнение разминок не дает желаемого результата;

 - На уроке желательно проводить  1-2 физкультминутки по 2-3 минуты продолжительностью через 15-20 минут после начала урока.

  Каждый учитель на определенном этапе урока проводит физкультминутку (так как это неотъемлемый компонент). И урок английского языка не исключение. Главное проводить ее на английском языке и чтобы она гармонично вписывалась в тематику занятия. Здесь учитель может проявить всю свою фантазию в полном объеме.

Польза от разрядки, которую дети получают во время физкультминуток, несомненна, доказывать это нет необходимости. Сегодня я  представила вам  материал, который позволит внести в уроки некоторое разнообразие и вместе с тем поможет развитию памяти, произносительных навыков и навыков аудирования.

  Делая вывод из сказанного хочу сказать, что выполнение ритмичных упражнений в сочетании с речевой деятельностью стимулирует интерес к учению, способствует значительному увеличению словарного запаса, развитию памяти, внимания, творческих способностей, помогает реализовать двигательную активность, присущую младшим и средним школьникам, благоприятно сказывается на настроении детей и их эмоциональном состоянии, позволяет установить оптимальный контакт между учителем и учащимися. Использование физкультминуток мотивирует предстоящую деятельность учащихся, формирует положительный настрой на восприятие и усвоение учебного материала, создаёт атмосферу, в которой каждый ученик класса чувствует себя комфортно и свободно, не боясь и не стесняясь говорить по-английски, снимает напряжение и восстанавливает работоспособность не только учеников, но и учителя.



Предварительный просмотр:

Развитие критического мышления

(выступление на РМО учителя английского языка Ульяновой Т.А)

Я взяла такую интересную, модную тему «Развитие критического мышления». Наверное уже большинство присутствующих овладели многими современными техниками и технологиями. Но с другой сторону, мне подумалось, что даже мастеру есть чему учиться у других. А для тех кто не знает техник креативного или критического мышления будет интересно узнать. Ведь если делать только то. что умеешь, не сможешь превзойти себя. А нам нужно совершенствоваться. На этом я закончила свои размышления о необходимости рассмотрения этого вопроса.

Рабочий день среднестатистического человека состоит из знакомых действий и манипуляций. И так изо дня в день. Рутинные занятия. Но жизнь не всегда идет по намеченному сценарию. И возникают ситуации, которые не вписываются в привычный шаблон. Кто-то решает эту ситуацию, кто-то впадает в ступор. Человек, который способен быстро перестроиться и приспособиться , т.е.  обладатель креативного мышления, оказывается эффективным. КМ делает ум гибким, пластичным, вариативным. Творческое мышление позволяет взглянуть на мир по-другому. Оно позволяет находить новые подходы к решению проблем и успешно справляться с вызовами мира. Это очень ценное качество, один из soft skills, так необходимых в современном мире.

Необходимость развития личности с широким интеллектуальным потенциалом, способствующим развитию креативности как основы инновационной деятельности, отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, утверждённом приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.

Раньше образование сосредотачивалось в основном на развитии аналитического и логического мышления, есть ли на уроках английского языка место для развития творческого мышления у учащихся – типа мышления, сосредоточивающегося на исследовании идей и генерировании различных возможностей? Как учителя, можем ли мы помогать ученикам мечтать и двигаться к осуществлению мечтаний, оценивать и совершенствовать их, пока они не станут реальностью? Сегодня мы предлагаем вам попробовать несколько упражнений, которые предусматривают развитие творческого мышления на занятиях английского.

Сначала определимся с понятием. Под критическим мышлением, я понимаю систему суждений, которая используется для  анализа информации, вещей, событий, для интерпретации явлений с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации. Я не буду говорить о теоретической части этого вопроса. О том, что есть три этапа и т.д. Только о техниках этого явления. Некоторые мы рассматривали на МО: 6 шляп мышления, делегирование полномочий,  латеральное мышление (взгляд на ситуацию с новой стороны), freewriting (5 минут все что приходит в голову). Подходит для задания до прослушивания или прочтения текста, случайное слово и т. д..

Использование языка – уже творческое действие, так как это создание чего-то нового (текста, высказывания, и т.д.) Мы трансформируем мысли и чувства в слова и знаки, которые можно увидеть и услышать. Из уже существующих слов мы каждый раз строим новые предложения, по-новому используя словосочетания, добавляя им новые смыслы и оттенки значений.

Какие же задания можно предложить для развития творческого мышления? Джон Дьюи, основатель этого направления и его последователь  А.Гин предлагают простые, но эффективные упражнения с самого маленького возраста.

  1. Найди отличия в картинках, в текстах There is\are there was\ were
  2. Найдите общие черты
  3.  Назовите свойства предмета (передаем предмет из рук в руки)  What’s this? It’s an apple. What can you say about it? It is sour.\green\red\sweet\ nice…
  4. Распределение по группам Критерии группы нужно придумать самим: части речи, начинается с гласной или согласной, заканчивается на гласную или согласную и т.д.
  5. Ассоциации по теме
  6. Парадоксальные связи Choose two words from new words. Make up a word combination\ sentence\ a story.
  7. Фантазеры   What are they looking at?  What do they see?   What is the Queen pointing at? How has she prepared for the event?  и подобные вопросы.
  8. Multiple user Take a tooth brush! What can we do using it? Clean your teeth(PL) Paint Clean your shoes\boots. Comb your hair. Вспомните учебник Кауфман о Генрихе. Ему не разрешил папа римский развод, но он женился снова. Как?
  9. Biography. Story    Для этого упражнения учащиеся садятся полукругом. Они пытаются сделать рассказ максимально связным. Пока ученики составляют свой рассказ, учитель должен поощрять их к использованию словаря и помогать им в процессе. Ученики также могут помогать друг другу. Look at the picture! Think about this girl!
  10. For and aganist Themes: Inventions\ Charity\ Ecology
  11. Буквенный бенефис   Make up a sentence using words with letter W\L. Don’t forget about grammar.
  12. Перестановка Passive and Active voice причем подлежащее и дополнение не меняем местами. Будет смешно или нелепо, но запоминающе.
  13. Questions стихотворение Clouds Why do clouds fly? They fly because the wind blows. Why does wind blow?
  14. What can you see?   Рисуем сами. Картинки из Теста Роршаха. Рисуем сами I can see two butterflies. They are flying.
  15. Заголовок  Рассмотрите с учениками фотографию и попросите их придумать  странный/смешной/злобный/страшный заголовок к нему на английском языке
  16. Инсценировки  Классическое задание по разыгрыванию сценок-диалогов. Ученики играют роли и говорят от лица своего персонажа. Чем необычнее герои, тем увлекательнее игра. Почему бы ни побывать на месте работника зоопарка, полицейского, мамы 10 детей, директора музыкальной школы и т.д.
  17. Мозговой штурм Задача ребят в этом упражнении – записать как можно больше слов и выражений относящихся к заданной теме. Лучше выбрать что-то нетривиальное: космические путешествия, дождь, грибы и т.д.
  18. Веселые стихи. Это упражнение предполагает и активное слушание. Выберите стихотворение и скажите ученикам, что будете читать его вслух. Расскажите им, о чем примерно там идет речь. Если нужно, предварительно выучите ключевые слова.  Попросите учеников во время первого прослушивания на листе бумаги сделать как можно больше рисунков того, о чем говорится в стихотворении. Вы должны читать текст медленно, но в естественном темпе.  Перед вторым прочтением попросите учеников обменяться своими листами и внимательно посмотреть рисунки своих одноклассников. Скажите им, чтобы, когда они распознают часть воспроизводимого вами текста на рисунке своего партнера, они обратили на это внимание и указали пальцем. Можно попробовать составить собственные стихи о рисунке.
  19. Синквейн                                                                                                                                                                                                              Достаточно сложное задание, требующее нестандартного мышления. Это литературная форма, позволяющая кратко уместить свои мысли, эмоции, ассоциации. Правила написания синквейна: в первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным), вторая строчка – это описание темы двумя прилагательными, третья строчка – это описание действия тремя глаголами, четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме, чувства, последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
  20. Вторая половинка фото    Покажите детям половину фотографии. Пусть они попробуют догадаться, что изображено на второй части. Интересно, если изображение необычное или неожиданное.

Творческий подход к делу позволяет выполнять его более качественно, на высоком уровне. Творческое, нестандартное мышление  – путь к совершенствованию и прогрессу, дает возможность лучше понять логику иностранного языка, легче запомнить новую лексику и скорее начать использовать в речи новые конструкции.

Если вы хотите подробнее узнать о развитии креативного мышления на уроках EFL/ESL:

— Creativity in the English Class: Activities to Promote EFL Learning

— Activities for Teaching Creativity and Problem Solving (книга, PDF)

— Creativity in the language classroom

— Creative Thinking Activities for Students

Не секрет, что некоторые люди от природы более креативны, чем другие, но творческое мышление можно развить. Это хорошая новость как для учителей, так и для учеников. Задания на развитие творческого мышления всегда очень интересные и доставляют массу положительных эмоций педагогам и учащимся. Они повышают мотивацию детей к изучению английского языка. Учащиеся используют язык для выполнения креативного задания в качестве инструмента, то есть в его первоначальной функции. Это готовит их к использованию иностранного языка и вне класса.



Предварительный просмотр:

Тема «ФГОС: целеполагание как ключевая компетенция образовательного процесса. От теории к практике (на примере учебника Кузовлев В.П. 6 класс)

 «Великая цель образования – это не знания, а действия »

Герберт Спенсер

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту нового поколения учителя должны развивать личность, прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.

Одна из главных функций универсальных учебных действий включает:
— обеспечение возможностей обучающегося
самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности.

 «Скажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
вовлеки меня – и я научусь».

(Китайская мудрость)

Урок как любая система должен иметь цель.

Цель урока – это его результаты, достичь которых мы планируем, используя дидактические, методические и психологические приемы

Целеполагание –

то, с чего начинается грамотное, продуктивное планирование

Цели должны быть

  • реальны, достижимы, конкретны, т.е. контролируемы
  • сформулированы продуктивно, т.е. «от ученика», с прогнозированием образовательного результата
  • соотносимы с типом и содержанием урока
  • личностно ориентированы
  • Измеряемы. Это обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные.
  • Ориентированы по времени.
  • воспитательные цели реализуются через 3 канала: содержание (текст упражнений, задач…), формы урока и личный пример учителя.

     

Целеполагание «от ученика»

Задачи этапа урока

(микроцели)

будут знать

узнают…

вспомнят…

будут уметь

повторят…

научатся…

приобретут навык

закрепят…

поупражняются…

смогут поразмышлять …

задуматься о …

смогут проявить …

поразмышляют…

продемонстрируют…

  • Есть способ сформулировать корректную цель. Это метод SMART ( в переводе с английского - умный), позволяющий, как раз, сформулировать ясную и конкретную (умную мысль).
  • Критерии SMART
  • S-Specific. Цель должна быть предельно четкой, точной, конкретной, не допускающей ее двойной трактовки.
  • M-Measurable. Цель должна быть измеримой, что предполагает наличие количественных и качественных критериев, достигнув которых, можно быть уверенным в достижении цели.
  • A-Achievable. Цель должна быть достижимой с учетом внешних возможностей и рисков, а также тех ресурсов, которыми располагаете Вы и Ваши учащиеся.
  • R-Relevant. Цель должна быть уместной в изменяемой ситуации, изменения должны  соответствовать Вашим потребностям и (или) потребностям Ваших обучающихся
  • T- Time-limited. Цель должна быть достигнута в ограниченное время. Точно определите время или период для достижения выбранной цели.

Для того чтобы цели преподавателя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель.

 

Возможные приемы целеполагания:

  • Тема-вопрос>>>план
  • Работа над понятием
  • Ситуация яркого пятна
  • отсроченная отгадка
  • Домысливание
  • Проблемная ситуация
  • Группировка.
  • Прием  «знаю - не знаю»
  • Подводящий диалог
  • Собери слово
  • Проблема предыдущего урока.
  • Лови ошибку

 

  • Обязательными условиями использования  перечисленных приемов является:
  • – учет уровня знаний и опыта детей,
    – доступность, т.е. разрешимая степень трудности,
    – толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных,
    – вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.
  •  
  • Некоторые приемы целеполагания
  • Тема-вопрос>>> план
  • Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Например,  в 4 классе  можно задать вопрос «Вы хотите узнать, как выглядит моя комната (комната Саймона, комната одноклассника,  сказочного персонажа)?» Как это сделать?
  • 1.Посмотреть на комнату.
  • 2. Послушать рассказ о комнате.
  • 3. Прочитать текст.
  • 4.  Расспросить.
  • Так формулируются  конкретные учебные цели.
  • Работа над понятием
  • Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название тему урока и прошу объяснить значение каждого слова. Далее, от значения слова определяем цель урока.
  • « Как образуются порядковые числительные?»
  • Что в формулировке темы известно? (Например, известно, что такое числительные.)
  • Какие слова в формулировке вопроса не понятны?
  • Как вы думаете, что обозначает слово « порядковые»?
  • Знаете ли вы, как образуются порядковые числительные в английском языке? Хотите ли вы об этом узнать?
  • Подводящий диалог
  • На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.
  • Предъявляю тему урока: «The differences between the country and the city? »
  • Возможные варианты заданий: заполнить таблицу, вписывая черты города и деревни; составить словесную паутину; выбрать  из предложенных  слов слова, описывающие город и деревню; записать 3-5 существительных, глаголов, прилагательных, характеризующих город и деревню.
  • Выясняем, все ли  различия мы отметили. Исходя, из этого определяем цели урока.
  • Ситуация Яркого пятна
  • Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Например, предлагаю  слова: I, He, My, You, We. Слово «My» выделено цветом. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.
  • Группировка
  • Предлагаю детям разделить на группы ряд слов.
  • Например: Dogs, men, women children, boxes, feet, balls.
  • Затем прошу, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему  слова  множественного числа имеют разные признаки?" будет задачей урока.
  • Исключение
  • Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие.
  • Первый вид основан на зрительном восприятии. Например, показываю учащимся картинки собаки, кошки, тигра, лошади, овцы, поросенка. Детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.  Определяем тему урока « Дикие и домашние животные» и цель« Перечислить отличительные особенности диких и
  • домашних животных».
  • Второй вид предполагает восприятие на слух. Например,
  • Прослушайте и запомните ряд слов: Played, liked, helped, went, lived.
  • Что общего во всех словах?  Что  лишнее в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.) Формулируется учебная цель.
  •  
  • Домысливание Формирование цели  при помощи опорных глаголов
  • Учитель называет тему урока, например «Enjoying your home», просит сформулировать цель с помощью  опорных глаголов: изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, проанализировать, сделать вывод, систематизировать.
  • Учащиеся предлагают изучить слова по теме, научиться составлять предложения, описывающие дом, узнать, как живут его одноклассники, уметь рассказать о своем доме. (Цели могут быть разные в зависимости от личностных  и психологических особенностей школьников).
  • Проблема предыдущего урока
  • В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.
  •  
  • Прием «знаю- не знаю»
  • Предъявляю тему урока  в начале 4 класса « Speaking about seasons and the weather»
  • На доске записано: Знаю…. Не знаю…. Хочу узнать …  Учащиеся вспоминают, что они уже знают по этой теме с прошлого года, добавляют, чтобы они хотели узнать. В разных классах   возможны разные цели урока, в зависимости от уровня развития.( названия времен года, слова по теме «Погода», структура It is cold и т.д.)
  • Отсроченная отгадка.
  • Задаю в начале урока загадку, или ставлю проблемный вопрос,  но так, чтобы учащиеся не смогли сразу ответить  Поиск правильного решения  и станет целью урока. Использую этот прием в 6 классе, при изучении темы «Famous Faces». Предлагаю фотографии, текст, аудио, презентацию, интересные факты из жизни. На одном из уроков, мы, таким образом, познакомились с  творчеством Джона Толкина  и Редьярда Киплинга.
  • Лови ошибку! Думаю, что каждый учитель использует этот прием, который  позволяет проверить лексико-грамматические знания. Упражнения или тест имеет ошибки, находя которые учащиеся закрепляют лексические и грамматические правила.
  •  
  • Использование подобных  приемов целеполагания поможет вашим учащимся понять и принять цели урока, сделает ваш урок эффективным и ярким, будет способствовать формированию совокупности «универсальных учебных действий» в соответствии с требованиями ФГОС.

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Введение второго иностранного языка в условиях реализации требований ФГОС Ульянова Т.А. учитель английского языка

Слайд 2

Нормативные документы Министерство напомнило, что содержание общего образования определяется основной образовательной программой общеобразовательной организации, разрабатываемой и утверждаемой ею самостоятельно в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее — ФГОС) начального, основного и среднего общего образования (приказы Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, от 17 декабря 2010 г. № 1897 и от 17 мая 2012 г. № 413) и с учетом примерной основной общеобразовательной программы (www.fgosreestr.ru) (статьи 12 и 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Слайд 3

В соответствии с ФГОС ООО изучение предметной области «Иностранные языки» должно обеспечить: приобщение к культурному наследию стран изучаемого иностранного языка , воспитание ценностного отношения к иностранному языку как инструменту познания и достижения взаимопонимания между людьми и народами; осознание тесной связи между овладением иностранными языками и личностным, социальным и профессиональным ростом ; формирование коммуникативной иноязычной компетенции (говорение, аудирование, чтение и письмо), необходимой для успешной социализации и самореализации; обогащение активного и потенциального словарного запаса , развитие у обучающихся культуры владения иностранным языком в соответствии с требованиями к нормам устной и письменной речи, правилами речевого этикета.

Слайд 4

Предметные результаты изучения формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учетом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности; достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции; создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющего расширять свои знания в других предметных областях.

Слайд 5

Примерный недельный учебный план основного общего образования (второй иностранный язык)

Слайд 6

А вот с какого класса изучать второй иняз – с пятого или, например, с седьмого – дело самой школы. Чтобы выставить отметку в аттестат, достаточно 70 часов. При этом в Минобразовании подчеркивают, что изучаться он должен без фанатизма, в щадящем режиме. Если основной иностранный учат со второго по одиннадцатый класс и в гораздо больших объемах, то второй – только на уровне основного общего образования, с пятого по девятый.

Слайд 7

Отметим, что "второй иностранный" не исчезает после окончания девятого класса: согласно ФГОС для старшей школы, второй иностранный язык (базовый и углубленный уровни) также упоминается в числе учебных предметов из обязательных предметных областей.

Слайд 8

Изучение второго иностранного языка можно ввести с 6-го класса. ФГОС ООО не определяет, с какого класса нужно вводить второй иностранный язык. Школа сама решает, с 5-го или с последующих классов ученики будут изучать этот предмет (п. 6 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Однако откладывать изучение второго иностранного языка на 8–9-е классы нецелесообразно. Во-первых, не хватит времени, чтобы ученики освоили содержание программы и достигли планируемых предметных результатов, которые указаны в пункте 11.3 ФГОС ООО и подразделе 1.2.5.4 ПООП ООО. Во-вторых, это приведет к перегрузке учеников. В старших классах дети и так изучают много предметов, поэтому, если ввести второй иностранный язык, им будет трудно усвоить весь материал.

Слайд 9

Выпускники 9-х классов вправе сдавать ГИА по второму иностранному языку. Ученики, которые изучали иностранный язык – английский , немецкий , французский или испанский , независимо от того, первый это язык или второй, могут сдавать по нему экзамен (п. 4 Порядка проведения ГИА-9).

Слайд 10

Плюсы и минусы второго иностранного языка в последнее время в России отмечается резкий спад количества классов, в которых изучаются какие-либо иностранные языки, кроме английского. Опытные педагоги считают, что внедрение второго языка может спасти российскую лингводидактическую школу, особенно в части германистики. Раньше она была одной из самых сильных в мире, но в последнее время почти перестала существовать; мировая практика показывает, что моноязычная образовательная модель практически не существует в развитых странах мира. Во многих европейских школах, где английский изучается в обязательном порядке, к нему постепенно добавляют второй язык (для средней школы) и даже третий (в старших классах). Украинская образовательная модель также внедрила подобную инновацию, включив с 2018 года обязательное изучение основного иностранного языка с первого класса, а дополнительного — с пятого;

Слайд 11

Изучение второго иностранного языка существенно расширит будущие возможности даже тех школьников, которые специализируются на других науках. Существует огромное количество грантов, стипендий и программ, позволяющих поступать за рубеж. Кстати, если обучение в странах Европы происходит не на английском, а на государственном языке, то оно может быть бесплатным. Данный аргумент существенно повышает ценность изучения испанского, немецкого или французского языка, которые можно выбирать в некоторых российских школах. Не стоит забывать и о том, что многие регионы успешно практикуют изучение «экзотических» для России языков – больше 2 тысяч дальневосточных школьников изучают китайский , казанские ученики выбрали турецкий, а татарские старшеклассники – арабский. Специалисты со знанием таких языков в дополнение к английскому всегда востребованы;

Слайд 12

Изучение языков – это отличный инструмент для активизации работы мозга. Такая практика не только стимулирует память и интеллектуальную активностью. Учить второй язык гораздо проще, чем первый, поэтому многие учителя и лингвисты полагают, что родители рано бьют тревогу. Данное мнение подтверждается и научными изысканиями — исследования показали, что даже переводчики-синхронисты, которые одновременно переводят с одного иностранного языка на другой, не испытывают при этом перегрузок. Главное – подобрать легкую, понятную и увлекательную методику преподавания .

Слайд 13

Конечно, нужно остановиться и на минусах , которыми чревато внедрение еще одного предмета (тем более такого непростого, как иностранный язык): Новый предмет – это дополнительные уроки и нагрузка в виде домашних заданий. Большинство российских школьников уже и так жалуются, что им задают огромное число упражнений, задачек, рефератов, презентаций и докладов; Далеко не все имеют способности к языкам , а учить второй иностранный, если он будет обязательным, придется даже тем, кто решил посвятить себя информатике, физике, математике, химии или биологии. Если школьник плохо успевает по гуманитарным предметам, еще одна низкая оценка скажется на его аттестате не в лучшую сторону, подготовка к урокам будет занимать много времени, а ответственным родителям придется брать еще одного репетитора.

Слайд 14

Важный момент, от которого напрямую зависит качество изучения иностранных языков – учебники. Министерство образования утверждает, что в России выпущено немало адаптированных учебников (в частности, по немецкому языку), которые дают возможность подготовиться даже к ЕГЭ. С другой стороны, адаптированные для русскоязычного ученика учебники считаются далеко не лучшими пособиями. Уже давно доказано, что качественные знания грамматики и разговорную речь лучше осваивать по зарубежным изданиям. А они, естественно, потребности ЕГЭ не отражают, что ведет к противоречию;

Слайд 15

Нехватка кадров может привести к тому, что нагрузка на учителей и учеников увеличится, а сам язык будет преподаваться «для галочки» преподавателем английского, который, например, когда-то учил в ВУЗе еще и испанский. Села и небольшие города не располагают квалифицированными кадрами, а соглашаться на зарплату сельского учителя человек, который в совершенстве владеет китайским или немецким, точно не будет, предпочитая гораздо больше зарабатывать переводчиком; Особая проблема возникает в региональных школах — например, в Татарстане или на Кавказе. Местные ученики осваивают русский, английский и национальный язык – следовательно, для них такая нагрузка будет просто непомерной. Некоторые учителя говорят, что сегодняшних учеников трудно обучить даже одному иностранному языку, особенно если речь идет о глубинке. ЕГЭ показывает, что высокие баллы по английскому, который учат все, получает лишь небольшой процент выпускников, поэтому говорить о втором иностранном слишком рано.

Слайд 16

Методическое обеспечение Обеспечьте каждого учителя и ученика учебником по второму иностранному языку в печатной и (или) электронной форме. Школа обязана это сделать (ч. 1 ст. 35 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Используйте учебники из федерального перечня, который утвержден приказом Минобрнауки от 31.03.2014 № 253. На начало 2018/2019 учебного года в этот перечень входили учебники для 5–9-х классов по четырем языкам: немецкому, французскому, итальянскому и испанскому. При необходимости используйте разрешенные для школы учебные пособия (ч. 4 ст. 18 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Слайд 17

Научиться читать по-немецки легче, чем по-английски, а что касается грамматики, то 70 часов для изучения языка будет явно недостаточно. В немецком языке много сложных слов, много временных форм, много других «тонких» моментов, — комментирует переводчик в сфере профессиональной коммуникации Ольга Брем. — С одной стороны, учить второй язык может быть легче, так как немецкий и английский во многом похожи, это группа романских языков. С другой стороны, может возникнуть путаница, ребенок будет вплетать слова из одного языка в другой».

Слайд 18

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как работать в сервисе Learningapps.org Ульянова Т.А. учитель английского языка

Слайд 3

Что такое LearningApps.org ? LearningApps.org является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме. Целью является также собрание интерактивных блоков и возможность сделать их общедоступным.

Слайд 4

LearningApps.org - приложение для создания интерактивных заданий разных уровней сложности: викторин, кроссвордов, пазлов и игр, совершенно несложный в освоении. В LearningApps.org можно работать самостоятельно - создавать задания, а можно по заданию учителя - выполняем задания, подготовленные учителем, результаты выполнения заданий отражаются в аккаунте учителя.

Слайд 5

Самостоятельно создаём задания : Загрузите приложение learningapps.org . Зарегистрируйтесь в приложении - команда ВХОД - Создать новый аккаунт - заполнить поля (рекомендуем для логина и пароля использовать уже имеющуюся у вас пару логин/пароль от другого сервиса, т.к. удобно помнить только одну пару) - Создать конто . Выберите команду меню Новое упражнение . Откроется список типов упражнений .

Слайд 6

Типы упражнений Найди пару Классификация Хронологическая линейка Простой порядок Ввод текста Сортировка картинок Викторина с выбором правильного ответа Заполни пропуски Сетка приложений Аудио/видео контент Кто хочет стать миллионером? Пазл «Угадай-ка» Кроссворд Слова из букв Где находится это? Виселица Скачки Игра «парочки» Оцените

Слайд 7

Выберите нужный тип упражнения: раскроется окно с примерами упражнений этого типа , если выбранный тип подходит, то жмите кнопку Создать новое упражнение . Иначе, выберите другой тип упражнения на этой же странице и далее также: просмотр, Создать новое. Заполните все поля в выбранном типе упражнения. Нажать Установить и показать в предварительном просмотре. Прорешайте задание в предварительном просмотре: если что-то надо изменить, то Вновь настроить , если все готово, то Сохранить приложение . Скопируйте Адрес полной картинки и разместите его на Доске достижений в своей строке. Приложение оставьте личным, не публикуйте его, но сохраните в своих приложениях . Создайте класс в разделе Мои классы- Создать новые аккаунты для учеников (ФИ, логин и пароль формируются автоматически)- Сохранить- Аккаунт/распечатать список паролей (кроме логина и пароля будет QR- код) Затем приложение можно добавить в нужный вам класс.

Слайд 8

Прикрепить картинку к заданию


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Уровни владения иностранным языком 6 уровней Prezentacii.com

Слайд 2

1 Breakthrough Уровень выживания Prezentacii.com

Слайд 3

2. Waystage – допороговый пользователь 7 класс –углубленное изучение ИЯ 9 класс – общеобразовательная школа FCE (First Certificate English) Prezentacii.com

Слайд 4

3. Threshold – пороговый уровень (базовый) 9 класс – углубленное изучение ИЯ 11 класс – общеобразовательная школа экзамен ЕГЭ (базовые задания) достаточно для изучения 500 часов

Слайд 5

4. Vantage – повышенный уровень 11 класс – углубленное изучение ИЯ Экзамен ЕГЭ (повышенные задания) достаточно для изучения 500ч + 250 ч.

Слайд 6

5. Effectiveness - продвинутый пороговый CAE (Certificate Advance English)

Слайд 7

6. Mastery – владение языком в совершенстве CPE (Certificate Proficiency English)