Методическая копилка


Предварительный просмотр:

   Раздел I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

   Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

-Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);

-Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;

-Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

-Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2017-2018 учебный год»;

-Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;

- Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 2 класса разработана Примерной программы основного общего образования по   начальным классам  МО РФ  (Сборник нормативных документов. сост. авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир», изд. – М: Просвещение,2012.);

- Учебный план МБОУ СОШ №2 г.Ак-Довурака на 2017-2018 учебный год, утвержденный приказом №___ от  «___»_________2017г.

Цели изучения курса:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основные задачи содержания курса:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.̺

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

 Предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; ̺

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире

 Общая характеристика предмета «Окружающий мир: Мир вокруг нас».

        Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

        Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными на уками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

        Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

        Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

        Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

        В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» во 2 классе соответствует образовательным областям «Естествознание» и «Обществознание» базисного учебного плана.

Место курса в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе начальной школы отводится 2ч в неделю —  68ч (34 учебные недели).

Раздел II. Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела/темы

Количество часов

В том числе контрольные/

лабораторные/

практические  работы и р/р

1

Где мы живём?

4

2

Природа.

20

1

3

Жизнь города и села.

10

1

4

Здоровье и безопасность.

9

1

5

Общение.

7

1

6

Путешествия.

18

1

Итого:

68

5

Раздел III. Содержание учебного предмета

№ п/п

Наименование раздела/темы

Количество часов

Содержание

1

Где мы живём?

4

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные ве щи, машины, дома – это то, что сделано и построено рука ми людей. Наше отношение к окружающему.

2

Природа.

20

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды

3

Жизнь города и села.

10

Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

4

Здоровье и безопасность.

9

Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.

5

Общение.

7

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

6

Путешествия.

18

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.

Раздел IV. Планируемые результаты освоения учебного предмета и система их оценки

К концу 2 класса учащиеся знают:

  • неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;
  • строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
  • имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; куль тура поведения в общественных местах;
  • правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
  • основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки;
  • названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государственные символы России.

Учащиеся умеют:

  • различать объекты природы и предметы, созданные чело веком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе;
  • различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня;
  • соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
  • выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
  • использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
  • определять основные стороны горизонта с помощью компаса;
  • приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.

НОРМЫ ОЦЕНОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.

Учебно-методическое обеспечение

1. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4-классы. Пособие для  учителей. М.: Просвещение, 2011

2. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – 2-е-изд. – М.: Просвещение, 2016.- 143 с.: ил. – (Школа России).

3. Тихомирова Е.М. Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир 2 класс М.: Экзамен. 2013

4. Плешаков А.А. Окружающий мир: Рабочая тетрадь, Москва, Просвещение, 2012

Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир» во 2 классе.

Раздел «Человек и природа».

Второклассник научится:

  • различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; дикорастущие и культурные растения; деревья, кустарники, травы; диких и домашних животных; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;
  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;
  • сравнивать объекты живой и неживой природы, объекты природы и предметы, созданные человеком, на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
  • проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
  • использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
  • использовать различные справочные издания (атлас-определитель «От земли до неба», «Зеленые страницы», «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики», атлас карт) для поиска необходимой информации;
  • использовать готовые модели (глобус, карта, план, муляжи) для объяснения явлений или выявления свойств объектов, изучения основных форм земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоёмов; части реки;
  • использовать приборы (компас) для определения основных сторон горизонта;
  • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
  • определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;
  • понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Второклассник получит возможность научиться:

  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;
  • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
  • выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.

Раздел «Человек и общество».

Второклассник научится:

  • различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы, Санкт-Петербурга, родного края и некоторых других городов России; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, Санкт-Петербург, свой регион и его главный город, некоторые другие города России, страны мира;
  • используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т. д.);
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;
  • соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.

Содержание рабочей программы

Где мы живем (4 ч)

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные ве щи, машины, дома – это то, что сделано и построено рука ми людей. Наше отношение к окружающему.

Экскурсия: Что нас окружает?

Природа (20 ч)

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды

от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.

Сезонные изменения в природе: осенние явления.

Экологические  связи  между растениями  и  животными: растения – пища   и   укрытие   для   животных;   животные – распространители  плодов  и  семян растений  (изучается по усмотрению учителя).

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.

Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.

Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.

Жизнь города и села (9 ч)

Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах.

Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

Магазины города, села.

Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и   т. д. (по выбору учителя).

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).

Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.

Здоровье и безопасность (9 ч)

Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.

Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним по кататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.

Общение (8 ч)

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, от дых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

Практическая работа: Отработка основных правил этикета.

Путешествия (18 ч)

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.

Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).

Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.

Экскурсия: Весенние изменения в природе.

Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.

 

Формы организации урока:

·         коллективная;

·         фронтальная;

·         групповая;

·         индивидуальная работа;

·         работа в парах



Предварительный просмотр:

Раздел I. Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

-Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);

-Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;

-Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

-Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2017-2018 учебный год»;

-Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;

- Примерная программа по русскому языку составлена на основе примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. М.: Просвещение, 2011

- Учебный план МБОУ СОШ №4 г.Ак-Довурака на 2017-2018 учебный год, утвержденный приказом №___ от  «___»_________2017г.

Содержание учебного предмета

Общая характеристика учебного предмета. В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которого является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеников;

социокультурная цель включает формирование: а) коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи); б) навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Особенность курса в том, что он представляет собой первоначальный этап изучения системы родного языка. В этот период осуществляется не только подготовка к  изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 7—10 лет.

Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс.

Задачи  изучения русского языка в начальной школе:

1) развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»;

2)освоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка;

3)овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

4)воспитание   позитивного   эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа; пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.

При составлении программы и методики её реализации были также учтены принципы развития, вариативности и спиралевидности (концентричности), рекомендованные в «Концепции содержания непрерывного образования» и документах Госстандартов.

Принцип развития предполагает ориентацию содержания и методики на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-ценностного и интеллектуального развития и саморазвития ребёнка.

Принцип вариативности предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологий обучения в интересах осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к ребёнку. В учебниках с помощью маркировки указывается инвариантный минимум содержания и его вариативная часть. В разделе «Содержание программы» вариативная часть программы даётся курсивным шрифтом.

Принцип спиралевидности (концентричности) предполагает неоднократное обращение к изучению основных средств языка — звуков, слов, словосочетаний, предложений, текстов — с переносом акцента на новые их признаки, свойства, назначение и пр., от общего взгляда на средства языка к более конкретному и многостороннему их анализу.

В общих подходах и принципах, отмеченных выше, проявляется единство курса. Язык и речь выступают не как механические, вполне самостоятельные части, а как ступени единого процесса познания языка: от коммуникативных речевых ситуаций к языку и от языка — к речи.

В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.

Содержательные линии предмета: фонетика, графика, состав слова (морфемика), лексика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография, орфоэпия и пунктуация. Языковой материал (основы лингвистических знаний) призван сформировать научное представление (с учётом возрастных особенностей младших школьников) о системе и структуре русского языка, являющегося частью окружающего мира учеников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка, постижению его интонационного и лексического богатства. Путь изучения всех языковых средств — от значения к форме, далее — к назначению (функции) в речи.

Ознакомление с языковыми единицами проводится через призму основного средства языка — слова. Так, в 1 классе слово рассматривается в основном со стороны его строения — звукового, буквенного, слогового. Во 2 классе акцент переносится на изучение слова со стороны значения, вводятся понятия о лексическом (конкретном) и общем (как часть речи) значениях слов. Состав слова анализируется со стороны входящих в него значимых частей (корня, приставки, суффикса, окончания), а также рассматривается с позиций значения, так как из значений морфем складывается лексическое значение слова. Вопросы правописания слова рассматриваются на морфемном и морфологическом уровнях с введением термина орфограмма.Представления о предложении и тексте углубляются через призму «работы» в них слов как частей речи. В 3—4 классах ядром курса становится изучение предложения, текста.

Неоднократное обращение к основным средствам языка мотивировано новыми задачами. Сначала рассматриваются общие признаки единиц языка, затем, особенно единицы грамматики, с позиции их назначения (функции) в речи. Далее внимание детей фокусируется на роли их главных структурных частей (корень слова, главные члены предложения, тема, главная мысль текста), после этого — на роли структурных частей  «второй степени»  значимости (приставки, суффиксы, окончания в слове, второстепенные члены предложения, композиционные части текста и пр.). Концентрический путь освоения языкового материала соответствует закономерностям понимания смысла речи при её восприятии и передаче смысла при её создании (продуцировании) и способствует более интенсивному развитию мышления детей, их языкового чутья и речевых способностей.

Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания. Орфографический и пунктуационный материал также даётся с коммуникативной мотивацией — обеспечивать грамотность письменной речи.

Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над качествами письменной речи.

Ра звитие письменной речи у младших школьников отстаёт от развития устной речи на всём протяжении начальной школы. Преобладание работы над письменной речью        требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.

Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся носит практический характер и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников универсальных учебных действий (УУД), которые способствуют развитию учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой.

В программе и учебниках представлены специальные разделы к изучению курса русского языка в целом, так и к изучению отдельных разделов и тем, даны упражнения ситуативного характера, активизирующие творческое отношение учеников к осознанию той или иной закономерности родного языка.

Система упражнений для уроков составлена в деятельностном ключе и стимулирует учащихся: к формированию как регулятивных действий (целеполагания, планирования, ориентировки, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки), так и общеучебных действий («чтение» текстов, схем, таблиц, моделей и т.п., выбор рациональных способов решения языковых задач, использование разных способов поиска информации в лингвистических словарях и справочниках, структурирование материала в таблицы, плакаты и пр.).

Место курса «Русский язык» в учебном плане

Во 2 классе на изучение русского языка отводится 170  ч – 5 ч в неделю.

Раздел II. Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела/темы

Количество часов

В том числе контрольные/

лабораторные/

практические  работы и р/р

1.

Снова в школу

17

1

2.

Вспомним лето

12

1

3.

Осень золотая в гости к нам пришла

2

4.

На огороде и в саду

3

5.

Уроки и переменки

17

1

6.

Зимушка зима

15

1

7.

Я и мой друг

9

8.

Я и моя семья

4

1

9.

Я и мой дом

11

10

23 февраля

2

11

8 марта

4

1

12

Весна

3

13

Труд весной

8

14

12 апреля –День космонавтики

1

15

Я здоровье берегу – сам себе я помогу

5

1

16

Книга – наш друг

3

17

Моя Родина - Россия

3

1

18

Мой родной край - Тува

5

1

19

День Победы

1

20

Дикие животные и птицы

9

1

21

Скоро лето

2

1

Раздел III. Содержание учебного предмета

№ п/п

Наименование раздела/темы

Количество часов

Содержание

1

Снова в школу

17

Создать оптимальные условия для повторения признаков предложения и правил постановки знаков препинания в конце предложения; помочь соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение их в речи собеседника.

2

Вспомним лето

12

Способствовать ознакомлению со словами , которые отвечают на вопрос какой?, какая?, какое:, какие?, создать условия для формирования, умение ставить вопросы к слову.

3

Осень золотая в гости к нам пришла

2

Учить рассматривать картинку, составлять описательный текст по вопросам учителя, записывать предложения из составленного текста, соотносить собственный текст с назначением, задачами, условиями общения.

4

На огороде и в саду

3

Способствовать развитию умение распозновать неодушевленные имена существительных, определять лексическое значение слов

5

Уроки и переменки

17

Формировать понятие о словах отвечающих на вопросы что делаешь? Что делаете?.Формировать понятие о словах отвечающих на вопросы.  Их отличительными признаками и ролью в речи, развивать речь,коммуникативные навыки, словарный состав речи учащихся.

6

Зимушка зима

15

Познакомить с временем года зима. Уточнить представление об однозначных и многозначных словах; учить различать эти слова в речи; развивать умение правильно писать  словарные слова, воспроизводить их значение.

7

Я и мой друг

9

Учись рассказывать о своем друге.Учить выражать свою мысль письменно и устно; способствовать развитию умений оформлять самостоятельно предложения на письме, анализировать текст,  определять его главную мысль, тему текста, составлять рассказ по рисунку.

8

Я и моя семья

15

Познакомить учащихся новым разделом; воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи, положительные качества личности; учить  рассказывать о своей семье.

9

23 февраля

2

Учись рассказывать о тех, кто защишает Родину.

10

Весна

4

Обобщить знания учащихся об употреблении заглавной буквы в именаз собственных; проверить навыки употребления заглавной буквы в именах собственных и усвоение первоначальных орфографических навыков.

11

8 марта

3

Сочинения из личного опыта  по наблюдениям "Моя мама".

12

Труд весной

8

Развивать умение прогнозировать текст; учить подбирать заголовки к частям рассказа, составлять  план;  воспитывать честность и чувство ответственности за свои поступки, доброе отношение к людям.

13

12 апреля –День космонавтики

1

Узнать почему 12 апреля День Космонавтики.

14

Я здоровье берегу – сам себе я помогу

5

Учить читать выразительно, вдумчиво, без ошибок; развивать память, внимание, прививать любовь к чистоте.

15

Книга – наш друг

3

Формировать правило обращения скнигами, познакомить с работой школьной библиотеки.

16

Моя Родина -Россия

3

Знать что такое Родина. Уметь составлять предложения, из них рассказ о своей Родине.

17

Мой родной край - Тува

5

Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи, положительные качества личности

18

День Победы

1

Знать что 9 мая -  День Победы.

19

Дикие животные и птицы

9

Познакомить учащихся новым разделом: развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к животным и интерес к чтению.

20

Скоро лето

2

Учись говорить о том, куда ты поедешь летом;что ты увидишь, услышишь в лесу (на лугу, на реке).

Раздел IV. Планируемые результаты освоения учебного предмета и система их оценки

ЛИЧНОСТНЫЕ:

У учащихся будут сформированы:

•осознание языка как основного средства мышления и общения людей;

•восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры русского и тувинского народов;

•понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;

•отработаны навыки к мелодичности русской звучащей речи;

•положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка;

Учащиеся получат возможность для формирования:

чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности языка родного народа;

эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении.

Развитие правильной устной и письменной речи, что является показателем культуры человека.

способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи.

ПРЕДМЕТНЫЕ

У учащихся будут сформированы :

•различать основные языковые средства (слова, словосочетания, предложения, текста);

•различать и называть: а) значимые части слов (корень, окончание); б) слова, отвечающие на вопросы: кто? что? какой? какая? какое? какие? что делать? что сделать?(без термина) в) основные типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности (вопросительные,   повествовательные,   побудительные, восклицательные);

•применять при письме правила орфографические (правописание падежных окончаний имён существительных (без термина) имён прилагательных, местоимений, личных окончаний глаголов, употребление мягкого знака после шипящих в глаголах); пунктуационные (употребление знаков препинания в конце предложения.);

•практически использовать знания алфавита при работе со словами.

•определять значение слова по тексту;

•различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

•различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слова и выбирать нужную букву для обозначения звуков;

•грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (в 1 полугодии 18-25, во 2 полугодии- 30-35 слов), включающие изученные орфограммы;

•соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

•ориентироваться в  заголовке,  оглавлении,  ключевых словах с целью извлечения информации (уметь читать);

•осознанно передавать содержание прочитанного текста, строить высказывание в устной и письменной формах;

•выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения.

Учащиеся получат возможность для формирования:

•производить элементарные языковые анализы слов (звуко-буквенный, как часть речи, не называя термины) •соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);

•проверять правильность постановки ударения или произношения слова по словарю учебника (самостоятельно) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);

•подбирать синонимы для устранения повторов в тексте и более точного и успешного решения коммуникативной задачи;

•при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;

•составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

•использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты/высказывания) в учебных и бытовых ситуациях.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

У учащихсябудут сформированы:

•осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;

•планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям;

•осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач;

•выполнять   учебные   действия   в   материализованной, громкоречевой и умственной форме; руководствоваться правилом при создании речевого высказывания;

•следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника).

•осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Учащиеся получат возможность для формирования:

•осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;

•вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактировать устные и письменные высказывания.

Познавательные

У учащихся будут сформированы:

•осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях);

•ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;

•использовать знаково-символические средства,  в том числе модели, схемы для решения языковых задач;

•дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты);

•находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, слово, предложение;

•осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений, текстов);

•классифицировать,  обобщать,  систематизировать изученный материал по плану, по таблице;

•владеть общим способом проверки орфограмм в словах;

•выделять существенную информацию из читаемых текстов;

•строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем.

Учащиеся получат возможность для формирования:

•осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

•строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

•критически оценивать получаемую информацию.

Коммуникативные

У учащихся будут сформированы:

•владеть диалоговой формой речи;

•учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре;

•договариваться и приходить к общему решению;

•формулировать собственное мнение и позицию;

•задавать вопросы, уточняя непонятное в высказывании;

•адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Учащиеся получат возможность для формирования:

•с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

•осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь и речевые средства длярешении коммуникативных задач.

Учащиеся получат возможность научиться:

•с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

 осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь и речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Учащиеся в конце года должны уметь:

Уметь различать слова, словосочетания, предложение, текст.

Уметь различать значимые части слов (корень, окончание);

Уметь различать слова, отвечающие на вопросы: кто? что? какой? какая? какое? какие? что делать? что сделать?(без термина)

Уметь различать основные типы предложений по цели высказывания  (вопросительные,   повествовательные,   побудительные, восклицательные);

ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

 

ДИКТАНТ.

Объем диктанта:

2-й класс – 1-2 четверть – 25-35 слов.

                    3-4 четверть – 35-52 слова.

 

Отметка "5" – за работу, в которой нет ошибок.

Отметка "4" – за работу, в которой допущено 1-2 ошибки.

Отметка "3" – за работу, в которой допущено 3-5 ошибок.

Отметка "2" – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

 

Учет ошибок в диктанте:

1. Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1 ошибку (например, ученик дважды в слове "песок" написал вместо "е" букву "и").

2.     Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву "т" вместо "д" в слове "лошадка" и букву "с" вместо "з" в слове "повозка").

 

Ошибкой считается:

1.   Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах.

2.   Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями).

3.  Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.

 

Примечание:

2 исправления считаются за 1 ошибку.

Примечание.

  При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения.

   При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.

   При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученное правило, в особенности на давно изученные орфограммы.

 

 ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.

 

Отметка "5" – без ошибок.

Отметка "4" – правильно выполнено не менее 3/4 заданий.

Отметка "3" – правильно выполнено не менее 1/2 заданий

Отметка "2" – правильно выполнено менее 1/2 заданий.

 

 КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

 

Отметка "5" – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.

Отметка "4" – за работу, в которой допущена 1 ошибка и 1-2 исправления.

Отметка "3" – за работу, в которой допущены 2-3 ошибки и 1-2 исправления.

Отметка "2" – за работу, в которой допущены 4 и более ошибок.

 

 СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

 

Объем:

2-й класс – 8-10 слов.

Отметка "5" – без ошибок.

Отметка "4" – 1 ошибка и 1 исправление.

Отметка "3" – 2 ошибки и 1 исправление.

Отметка "2" – 3-5 ошибок.

  СОЧИНЕНИЕ И ИЗЛОЖЕНИЕ.

      Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая—за соблюдение орфографических и пунктуационных норм.

   Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае

первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

ИЗЛОЖЕНИЕ. 

Отметка за содержание и речевое оформление:

   Отметка "5" – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст.

   Отметка "4" – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности.

   Отметка "3" – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь.

   Отметка "2" – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь. 

Отметка за соблюдение орфографических и пунктуационных норм:

Отметка "5" – нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 исправление.

Отметка "4" – имеются 1-2 орфографические ошибки и допущено 1 исправление.

Отметка "3" – имеются  3-6 орфографические ошибки и 1-2 исправления.

Отметка "2" – имеются более 6 орфографических ошибок. 

СОЧИНЕНИЕ. 

Отметка за содержание и речевое оформление:

   Отметка "5" – логически последовательно раскрыта тема.

  Отметка "4" – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности.

   Отметка "3" – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь.

   Отметка "2" – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь.

 

Отметка за соблюдение орфографических и пунктуационных норм:

 

Отметка "5" – нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 исправление.

 Отметка "4" – имеются 1-2 орфографические ошибки и допущено 1 исправление.

 Отметка "3" – имеются  3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.

 Отметка "2" – имеются  более 6 орфографических ошибок.

Учебно-методическое обеспечение

  1. Базыр Г.С. Учебник русского языка: 2 класс. – Мин обр и науки РТ «Институт развития национальной школы». – К.: ПИК «Офсет»  2012
  2. Базыр Г.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык» для 2 класса .- Кызыл 2012.



Предварительный просмотр:

Раздел I. Пояснительная записка

      2 –ги класска литературлуг номчугага чижек ажылчын программазын тургузарда дараазында документилерге даянган:   

-Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);

-Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;

-Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

-Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2017-2018 учебный год»;

-Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;

       - РБУП  образовательных учреждений Республики Тыва реализующих программы  общего образования, утвержденный  приказом МОиН РТ «29» августа 2012 года №953/д-1

-Примерная программа по тувинскому языку составлена на основе: Тыва дыл 1-4 класстар ооредилге программазы. Куруне стандарты; Кызыл, 2008г. Учебник   И.Ч.Эргил – оол , Н.Ч.Дамба, Н..М.Ондар «Тыва дыл» ; Кызыл, 2016 ч. ;

-Учебный план МБОУ СОШ №2 г.Ак-Довурака на 2017-2018 учебный год, утвержденный приказом №___ от  «___»_________2017г.

2-ги класска тыва дылды ооредиринин кол сорулгалары :

1. Уругларны медерелдии-биле шын номчуур, бижиир болгаш шын чугааланыр кылдыр ооредир;

2. Оларга торээн дыл болгаш литература талазы-биле эге билиглерни бээр;

3. Уругларны ном ажыглаарынга чанчыктырар болгаш оларнын дылга сонуургалын, номчулгаже болгаш билиглерже чуткулун хайныктырар;

 4. Номчулга болгаш бижилге-биле холбаштыр бойдусту, ниитилел амыдыралын хайгаараарынга ундезилээш, оореникчилерни материалистиг узел-бодал-биле чепсеглээр;

5. Уругларны мораль болгаш этика талазы-биле кижизидер;

 6. ооренип турар чуулдерни сайгарып, болуктеп деннеп, туннеп билиринге, оларнын иштинден кол болгаш чугула чуулдерни тып, тайылбырлаарынга оореникчилерни чанчыктырар.

Оореникчилернин личностуг хевирлеттинген турары:

 -Торээн дылывыс харылзажырынын база мээ –медереливистин шынарынкоргузеринин колчепсээ;

  -  Торээн дыл национал культуравыстын кол болуушкуну;

   -Сагыш-сеткилди,бодалдарны илередиринге дылдын бай-байлаан, уран-чечен  аргаларын  чоптуг ажыглап билири.;

 -  Торээн дылын улаштыр оорениринге сонуургалын оттурары;

 - Аас болгаш бижимел чугаага дылдынуран-чечен аргаларын чедимчелиг ажыглап билири.

Оореникчилернин билиинин хевирлеттинери:

-Торээн дылын сайзырадырынга. ону кадагалап арттырарынга оореникчинин  бот киржилгези;

 - Аас чугаага дылдынуран-чечен аргаларын эстетиктиг талазынче угландырары.

Оореникчилернин предметтиг хевирлеттинген турары:

- Чаа материалды ханы билип алырынче угланган ажылдарны; номчулга, бижилге, уругларны янзы бурубот-ажылдары, чугаасайзырадылгазы.

-уннер болгаш ужуктерни ылгап билири.

-  Ажык болгаш ажык эвес уннерни ылгап билири.

-  Состерни слогтарга чарары.

- Состу шын кожуруп билири.

- Алфавитте ужуктернин туружун  болгаш оон ужур-дузазын билири.

     - Медээ, айтырыг, кыйгырыг домактарын ылгап болгаш чогаадып билири.

     -Домактын чугула кежигуннерин тып болгаш шыйып билири.

     - Кым? чуу? кымнар? чулер? кандыг? чулуг? канчап тур? деп айтырыгларны ылгап билири.  

- Сюжеттиг чуруктар-биле чугаа сайзырадырынын ажылдарын  чорудары.

- Домак болгаш харылзаалыг чугааны ылгап билири.

- 40-70 хире состен тургустунган эдертигни бижиири.

Оореникчилернин билиинин хевирлеттинери:

-Торээн дылынын бугу уннерин болгаш ужуктерин, оларнын кол ылгалын билген ужурлуг.

-Состерде уннерни ылгап, оларнын туружун тодарадып билир.

-Ажык,ажык эвес уннерни болгаш ужуктерни, кыска,узун ажык уннерни болгаш ужуктерни бот-боттарындан ылгап шыдаар.

  -Домактарнын болгаш состернин анализ-синтезтиг сайгарылгазын кылып,домактардан состерни ылгап тывар.

  - Состерни слогтарга чарып болгаш слог аайы-биле кожуруп билир.

  - Алфавиттин ужуктерин, оларнын туружун билир.

  - Домактарнын чугула кежигуннерин тып болгаш шыйып билир.

-Бижимел болгаш парламал шрифт-биле бижиттинген состерни, домактарны иштинде слогтап адап тура, шын дужуруп бижиири.

-Домак эгезинге улуг ужукту бижиир,соолунге улуг секти, айтырыг, кыйгырыг демдектерин  херек таварылгаларда салып билир.

- Хуу чуве аттарынга улуг ужук бижиир.

- Торел состерни болуктеп, тып билир болгаш дазылын ангылап билир.

- Кым? чуу? кымнар? чулер? кандыг? чулуг? канчап тур? деп айтырыгларны ылгап билир.

- Харылзаалыг чугаа тургузуп билир.

- 40-70 состен тургустунган эдертигни бижип билир.

Оореникчилернин метапредметтиг хевирлеттинген турары:

А) Регулятивтиг

Чогуур деннелге хевирлеттинген турар ужурлуг чуулдери:

- Ооренип турар эртеминин  тема, болук аайы-биле кол сорулгаларын,утказын  угаап билири;

- башкынын удуртулгазы-биле бердинген даалгаларны кууседип ооренири;

-бот хыналданы, удур-дедир хыналданы болгаш орфографтыг,пунктуациалыг частырыгларны тып билирин боттандырар.

Оореникчилернин хевирлеттинген турары:

-ооренген темазынга алган билиглерин туннеп болгаш унелеп билирин боттандырары;

-    тыва дылдын негелдери-биле ооренип алган дурумнерин ажыглап билири.  

Б) Эртем тайылбырлыг чуулду билип алыры ( познавательный)

 

 Чогуур деннелге хевирлеттинген турар ужурлуг чуулдери:

- ооредилге даалгаларын кууседип турар уеде херек ужурлуг медээлерни  немелде номнар, статьялар болгаш энциклопедиялардан тып билири;

-бодунуённазы-харынга дууштур янзы-буру словарьларга, справочниктерга  даянып билири;

-дылдын негелдерин кууседирде янзы-буру схемаларны, модельдерни, символ- демдектерни ажыглап билири

-белен таблицаларны,схемаларны, созуглелдерни немээри

-дылдыё адырлары: ун.ужук, сос тургузуу, чугаа кезээ, домак кежигуну, бодуун домак дугайында алган билиглерин деннеп, болуктеп, тып, ажыглап билири;

-алган билиглерин план болгаш таблица дузазы-биле системажыдып, болуктеп,туннеп билири;

- состе орфограммаларны янзы-буру аргалар-биле хынап билири;

- номчаан созуглелдеринин кол утказын  ылгап ундурери;

- бодунун чугаазын тода болгаш билдингир кылдыр дыннакчыга дамчыдып билири;

Оореникчилернин билиинин хевирлеттинген турары болгаш   ооренип алыр  аргалары:

- Библиотека болгаш Интернет дузазы-биле херек билиглерни тып, ажыглап билири;

- аас болгаш бижимел чугааны шын болгаш медерелдии-биле тургузуп билири;

- болуушкуннарны логиктиг (бодамчалыг) сайгарылгага даянып дамчыдып билири;

- алган медээлерни сайгарып, критикалап билири;

  В)   Коммуникативтиг

Чогуур деннелге хевирлеттинген турар ужурлуг чуулдери:

- аас чугаага диологту ажыглап билири;

- ангы-ангы бодалдарны ооренип, сайгарып билири болгаш чангыс аай туннелге келиринге ооредири;

-  бот туружун болгаш бодалын быжыглап чанчыгары;

- билдинмес чуулеринге айтырыгларны салып билири;

- коммуникативтиг сорулгаларны шиитпирлээринге дылдын аргаларын чедимчелиг ажыглаары;

-Оореникчилернинбилиглеринин хевирлеттинген турары болгаш   ооренип алыр  аргалары:

- коммуникативтиг сорулгаларны дыннакчыга тода, дорт, дес-дараалашкаа-биле  медээни, билигни чедирери;

-удур-дедир хыналда уезинде бот-боттарынга  дузаны уезинде чедирип билири болгаш коммуникативтиг сорулгаларны шиитпирлээринге дылдын аргаларын чедимчелиг ажыглаар.        

         2-ги класстын тыва дыл программазын Тыва Республиканын ниити ооредилгезинин эге школага 1-4 класстарга тыва дыл талазы-биле куруне стандарттарынга дууштур Александра Касхоевна Ойдан-оол, Эртине Деспижековна Ондар, Наталья Чоодуевна Дамбаныы-биле тургускан. Ук программа Тыва Республиканын ооредилге, эртем болгаш аныяктар политиказын яамызынын ооредилге-методиктиг чувулелинин чопшээрели-биле 2008 чылда чырыкче парлаттынып ундуртунген.  

Ооредиглиг план Э.Д.Ондарнын «Методиктиг сумелеринин»  (Дорт чылдыг эге школанын 2-ги клазынын «Тыва дыл» ному-биле ажылдаар башкыларга дузаламчы. Кызыл – 1988ч) дузазы-биле ажыглаттынмышаан, уругларнын шингээдип алган билиглерин, мергежилдерин, чанчылдарын тыва дыл программазынын негелделеринге дууштур эге класс башкыларынга А.А.Алдын-оолдун «Диктантылар болгаш эдертиглер чыындызы»- биле хынаарын сумелеп турар. Тыва Республиканын ниити ооредилгезинин национал девискээр кезээ 2-ги класс оореникчилеринин ниити сайзыралынче, оларнын билиинин практиктиг болурунче угланмышаан, программаны тургузарда эртемниинин, дес-дараалашкаанын, коргузуглуунун болгаш коммуникативтиг принциптерге даянып база уругларнын назы-харын барымдаалап тургаш тургускан.

         2-ги класска И.Ч.Эргил-оолдун, Л.Д.Аракчаанын, В.Ш.Монгуштун «Тыва дыл» номун Тыва Республиканын ниити болгаш профессионал ооредилге яамызы  бадылап, 2016 чылда парладып ундурген.

        

Раздел II. Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела/темы

Количество часов

В том числе контрольные/

лабораторные/

практические  работы и р/р

1.

Катаптаашкын

4

2.

Чугаа

2

3

Чугаа уннери. Ужуктер. Слог.

23

4

Домак

24

5

Сос

22

6

Созуглел. Харылзаалыг чугаа

17

7

Катаптаашкын

10

102

        Ниитизи-биле программа езугаар 2-ги класска тыва дыл неделяда 3 шак , чылда 102 шак кылдыр бердинген.

1-ги улдун- 24 шак

2-ги улдун- 22 шак

3-ку улдун- 32 шак

4-ку улдун- 24 шак

Программада негелделер дараазында болуктерден тургустунган:

      - бижикке ооредиринин уезинде алган билиглерин,мергежилдерин болгаш чанчылдарын системажыдып катаптаары(4 шак);

   - чугаа (2 шак);

  - чугаа уннери, ужуктер, слог (20 шак);

  - домак (26 шак);

  - сос (30 шак);

  - созуглел , харылзаалыг чугаа (19 шак);

  - чыл дургузунда ооренгенин катаптаары (5 шак).

             1-4 класстарга торээн дыл устуку класстарга ооренир тыва дыл болгаш литература эртемнеринин белеткел чадазы болбушаан, колдуунда-ла  практиктиг сорулгаларны чедип алырынче угланган.

Оореникчилернин билиглеринге, мергежилдеринге болгаш чанчылдарынга кол негелделер.

      оореникчилер 2-ги класс дооскаш, дараазында билиглерни алган турар:

      Тыва алфавиттин ужуктери, ажык болгаш ажык эвес уннернин демдектери: кыска, узун, ок-биле адаар уннер, куштуг, дулей болгаш кошкак дулей ажык эвес уннер, ыыткыр кошкак ажык эвес уннер; состу кожуреринин дурумнери; чувелерни,оларнын шынарын, кылдыныын коргузер состерни бот-боттарындан ылгап билири; домактын чугула кежигуннерин тып билири; домак биле созуглелди, созуглелдин хевирлерин ылгап билири.

     Оореникчилернин чедип алган турар мергежилдери:

     - состерни, домактарны болгаш 30-40 хире состуг согзуглелдерни артык ужуктер киирбейн, херек ужуктерни кагбайн,  хажыдыышкын чокка, арыг, чараш болгаш шын бижиир;

     - состерни слогтарга чарар, слогтар езугаар кожурер;

     - кижилернин аттарын,хоорайлар,суурлар,хемнер болгаш черлер аттарын улуг ужук-биле бижиир;

    - ок-биле адаар ажык уннерлиг состерни кадыг демдек-биле бижиир(ъ);

   - саннар, шеттер дээн чергелиг состерге ийи ужукту дакпырлап бижиир;

   - фонетиктиг сайгарылганы кууседип билир;

  -  -ла,-ле,-на,-не, -даа деп артынчыларны дефис-биле бижиир;

 - соске шын айтырыг салгаш,оон дузазы-биле чувени илередир,чувенин демдээн илередир,чувенин кылдыныын илередир состерни тодарадыр;

  - домакка состерни шын харылзаштырар; кол сос болгаш соглекчини тодарадыр;

  - домактын эгезин улуг ужукту хереглээр, соолгнге улуг сек,кыйгырыг,айтырыг демдектерин салыр;

   - айтырыглар езугаар 40-70 хире состуг созугледин эдертиин бижиир, бердинген темага 5-6 состуг домактарны тургузар болгаш бижиир.

2-ги класска  тыва дыл  программазын шингээткенинин туннелинде  

 Тыва дылдын програмазын тургузарда  тургустунуп келген бергедээшкиннер.

           Программада бердинген темалар номда материалдар-биле колдуунда дугжуп турар. Номда бербээн темалар : «Логиктиг ударение дугайында ниити таныжылга», «Ээлдек-эвилен болурунун дурумнери. Четтиргенин илередири. Таныжарда ажыглаар состер болгаш домактар». Номда кичээлдернин  кызыгаарлаттынмааны, «Методиктигсумелер» чаа программа-биле дуушпейн турары, чаа негелделерге дугжуп турар электроннуг материалдар чогу  бергедээшкиннерни тургузуп турар.

2-ги класска чыл тончузунде чорудар   чижек хыналда тестинин

                                     бирги вариантызы

1. Домак   соолунге   кандыг   бижик   демдээ  салбазыл?  

     а)  .                б)    ?                     в)  ,                    г) !    

2. Дараазында   состерге   узадыр   адаар   ажык  ун кирген состу тыпкаш,  демдеглээр.

              а)  балык                                      в) хоорай      

              б)  инек                                         г) дужут

3. Ок-биле  адаар  ажык  ун  кирген  состу тыпкаш, демдеглээр .

               а)  от                                              в)  тоол        

               б)  кисель                                      г)   каът  

4. Тыва алфавитте каш  ужук барыл?

                а) 33                                              в) 35    

                б) 34                                              г) 36    

5. Кандыг состерни торел состер дээрил?  

       а) домей кезектиг                                            в) солун                            

       б) удурланышкак уткалыг                           г) таарышпас уткалыг    

6. Хой деп состун торел состерин бижиир:

             Хой,   ___________,    ___________,    ___________,     ___________.

7. Эгезинде  «т» деп ужук бижиир состер аразында артык состу тыпкаш,    демдеглээр.  

                  а) тайга                                         в) тыва        

                  б) тоорук                                       г) туман  

8. Орус дылдан улегерлеп алган  уш-уш состерден бижиир:  

               а) ф ц щ:    ______________,     ______________,       ________

              б) ь (чымчак демдек)     ___________,     ____________,            ______

9. Шын харыыны тыпкаш, демдеглээр.  

          а) Состе чеже ажык ун барыл, ынча слог бар.          

       б) Состе чеже ажык эвес ун барыл, ынча слог бар.         

10. Шын  харыыны  тыпкаш,   демдеглээр.

          а) Состу бир одуругдан оске одуругже слог аайы-биле кожурер.    

          б)  Состу бир одуругдан оске одуругже кезектеп   кожурер.              

          в) Чангыс ужукту арттырып- даа, кожуруп-даа болур.                  

11. «Бойдузувус»  деп  состун   кожурер аргаларын бижип коргузер.

      Бойдузувус          

12. Кым? Чуу? деп  айтырыгларга  харыылаттынар  состер  чуну

     коргузерил?

         а) кылдыныгны                  в)  чувелерни  

        б) чувелернин демдээн                       г) состерни    

13. Дараазында   состерни   хойнун   санынга  оскертип  бижиир:

                 а) кижи -_____________                    в) ужук-   _________

                 б) ном-_______________                    г) хирээ-

14. Улуг ужук-биле бижиир состу тыпкаш, адаан шыяр.

                школа, кудумчу, чечена

15. Кандыг?   деп   айтырыгга    харыылаттынар   состер    чуну  илередирил?

        а) чувелерни                            в) чувелернин демдээн  

        б) чувелернин кылдыныын                        г) состерни                      

16. Кандыг?   деп     айтырыгга    харыылаттынар   с=стерге удурланышкак   уткалыг    с=стерден   тып   бижиир:

            а) чоон  -     _____________                            в) ырак -    

            б) бедик -    -____________                            г) узун -      

17. Дараазында   состерге   Кандыг?  деп   айтырыгга харыылаар     состерни таарыштыр тудуштурар.

      даг                     суткур

                          ном                    бедик

                          инек                   солун

                          орук                   ырак

18. Канчап тур?   канчаар?   канчанган?   деп     айтырыгларга харыылаттынар состер чуну коргезерил?

         а) чувелерни     в) чувелернин кылдыныын  

         б) чувелернин демдээн              г) состерни                            

19.  Домакта кол сос биле соглекчини тыпкаш, адаан шыяр:

             Улуг-Хем оожум агып чыткан.

20. Домактарнын  соолунге  бижик демдектерин салыр.

           Чылыг  хун  турган  уруглар хой кадарып чораан хураганнар ангы  кажаада  турар  оларны  сайзана  азырап  турар.

 2-ги класска чыл тончузунде чорудар чижек хыналда тестинин

                                             ийиги     вариантызы              

1. Домак соолунге кандыг бижик демдээ салбазыл?

    а) _                     б)    !                        в)  ?                       г)  .

2.  Дараазында состерге узадыр адаар ажык ун кирген состу тыпкаш, демдеглээр.

                 а)  чурук                                  в) бажын

                б)  чуурга                                  г) шугум  

3.  ок-биле адаар ажык ун кирген состу тыпкаш, демдеглээр.

                а)  терге                                     в)  чуък          

                б)  эжик                                      г)   тоорук    

4.   Тыва алфавитте каш ужук барыл?

         а) 26                                               в) 25    

          б) 336 г) 35    

5. Кандыг состерни торел состер дээрил?

          а) домей кезектиг                             в) солун                        

          б) удурланышкак у  уткалыг              г) таарышпас уткалыг    

6. Кат  деп состун торел состерин бижи:        

       Кат ,   ___________,    ___________,    ___________,      __________.

7.  Эгезинге  «т» деп ужук бижиир состер аразында артык состу тыпкаш, демдеглээр.

 Т а)турв) тайга      

      Б) туман                                      г) тараа    

 8. Орус дылдан улегерлеп алган уш-уш с=стерден бижиир:

              а) ф  ц  щ :    _______________,        _______________,      ______

              б)  (чымчак демдек) ь     ___________,        ____________,        ______

 9. Шын харыыны тыпкаш, демдеглээр.

              а) Состе чеже ажык ун барыл, ынча слог бар.            

              б) Состе чеже ажык эвес ун барыл, ынча слог бар.    

 10. Шын харыыны тыпкаш, демдеглээр.

    а) Состу бир одуругдан оске одуругже слог аайы-биле кожурер.  

   б) Состу бир одуругдан оске одуругже ужуктеп кожурер.              

   в) Чангыс ужукту арттырып – даа, кожуруп-даа болур.                                    

11. «Койгуннарлыг» деп состун кожурер аргаларын бижип коргузер.

         Койгуннарлыг

12. Кым? Чуу?  деп   айтырыгларга харыылаттынар состер чуну коргузерил?

       а) состерни       в) чувелерни                          

      б) чувелернин демдээн                           г) чувелернин кылдыныын    

13. Дараазында   состерни  хойнун санынга бижиир.  

                                В) ине  -      ____________                                   а) уруг   -    _________

                                 Г)сырга -   __________                                      б) чурук  -     _________

14. Улуг ужук-биле бижиир состу тыпкаш, адаан шыяр.

                           Сонга, диис, москва

15. Кандыг? деп айтырыгга харыылаттынар состер чуну илередирил?

       а) чувелерни                                        в) чувелернин демдээн  

      б) чувелернин кылдыныын                      г)состерни                    

16. Кандыг? деп айтырыгга харыылаттынар состерге удурланышкак уткалыг состерден тып бижиир:

   В) дидим-  _________________                                а) кара -   _________

                                   г) бичии-    -_________________                              б) чараш-  ________

17. Дараазында   состерге   Кандыг?   деп  айтырыгга харыылаар состерни таарыштыр тудуштурар.

 хун                                 кежээ

 уруг                               изиг

                 орээл                            доруг

                 аът                                делгем

18. Канчап тур?   Канчаар?   Канчанган?   деп      айтырыгларга  харыылаттынар состер чуну коргузерил?

       а) чувелерни                                 в) чувелернин кылдыныын    

  б) чувелернин демдээн                        г) состерни                            

19.  Домакта кол сос биле соглекчини тыпкаш, адаан шыяр:

                   Дээрде улуг самолёт ужуп чор.

20. Домактарнын   соолунге    бижик  демдектерин  салыр.

                  Час   душкен   хамык   куштар   чанып   келген   ан-араатан ижээнинден   унуп   келген  чер  карарган  чазын магалыг-ла

 Тестинин чуну хынап турары:

1. Ниити чугаа кезектеринин дугайында билиин хынаары.

2. Состун иштинде кыска, узун, ок-биле адаар ажык уннерни ылгап билирин.

3. Орус дылдан улегерлээн состерни шын бижиирин.

4. Чанчыл ёзугаар «т»-биле эгелеп бижиир состерни сактып алганын.

5. Домак дугайында билиин хынаары.

6. Торел состерни тып билирин.

7. Сос дугайында алган ниити билиин хынаары.

        2 класс. Чыл тончузунде чорудар чижек  хыналда  тест      

          Шын  харыылары болгаш баллдары

Вариант 1

Вариант 2

Балл

        1

   в

    а

  1

        2

   в

    б

  1

        3

г

    в

  1

        4

   г

    б

  1

        5

   а

    а

  1

        6

Хой, хойжу, хойлуг, хойлаар

Кат,катчы, каттыг, каттаар

  1

        7

   б

    г

  1

        8

   Бот ажыл

    Бот ажыл

  1

        9

   а            

    а

  1

       10

   а

    а

  1

       11

Форма, цирк, борщ, апрель, октябрь, июль

Форма, циркуль, щи, июнь, декабрь, ноябрь

  1

       12

    в

     в

  1

       13

   Даг – бедик, ном – солун, инек – суткур, орук – ырак.

    Хун – изиг, уруг – кежээ, орээл – делгем, аът – доруг.  

  1

       14  

Чечена

    Москва

  1

       15

    в

   в

  1

       16

  Чинге, чоон, чавыс, кыска,            

 Кортук, ак, улуг, чудек

  1

       17

   Бот ажыл

   Бот ажыл

  1

       18

   в

   в

  1

       19

 Улуг-Хем агып чыткан.

 Самолёт ужуп чор.

  1

       20

   Бот ажыл

   Бот ажыл

  1

Тестинин туннелин унелээри:

  19-20 балл-  «5». Программаны бедик деёнелде шингээдип алган.

  15-18 балл-  «4». Программаны бедик шингээдип алган.

  10-14 балл- «3». Программаны  шингээдип алган.  9-тан куду балл- «2». Программаны шингээдип албаан.