3. Научно-методическая деятельность

Никитенко Евгения Александровна

Обоснование выбора образовательной программы и комплекта УМК; обоснование выбора используемых образовательных технологий; обоснование применения в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов; использование ИКТ в образовательном процессе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Научно – методическая деятельность

  1. Обоснование выбора образовательной программы и УМК.

При выборе учебных и методических изданий я руководствуюсь прежде всего статьей 18 Федерального Закона "Об образовании в Российской Федерации" (от 29.12.2012 N 273-ФЗ), в которой «организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:

1) учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

Целью обучения немецкому языку в рамках базового курса является овладение учащимися способностью осуществлять непосредственное общение с носителями языка в наиболее распространённых ситуациях повседневного общения, а также  читать несложные аутентичные тексты с целью извлечь информации о странах изучаемого языка, их культуре и быте.

Поставленные цели соответствуют разработанной Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации программе “Немецкий язык 5-9 классы” (2011 год), в которой сказано:                 “Коммуникативная цель обучения представляет собой сложное интегративное целое, включающее:                                                                                                                                                                                                                              

  • коммуникативные умения, сформированные на основе языковых, лингвострановедческих и социокультурных знаний, навыков;    
  • воспитание школьников, осуществляемое через систему личностных отношений к постигаемой культуре и процессу овладения этой культурой;    
  •  образования средствами иностранного языка;
  •  развитие учащихся, осуществляемое в процессе освоения ими опыта творческой, поисковой деятельности, осознания явлений как своей, так и ной деятельности, их общности и различия;    
  • общеучебные и специальные учебные умения;  
  • компенсаторные умения”.                                                                          Совпадение целей обучения и послужило обоснованием выбора образовательной программы.

      Данная программа реализуется на основе УМК по немецкому языку для 2-11 классов общеобразовательных учреждений, имеющего гриф Минобразования России.                                                                                             Новое издание УМК и  образовательная программа к этому УМК  авторской группы И. Л. Бим учитывают  в настоящее время основные требования ФГОС второго поколения.                                                                                                   В своей работе я руководствуюсь примерными программами обучения иностранному языку для начального, основного общего образования, разработанными авторской группой И.Л. Бим и  рекомендованными МОРФ,  работаю по УМК  "Немецкий язык" для общеобразовательных учреждений 4- 9 классов.                                                                                                                                 С 2013-2014 учебного года по запросам родителей педагогическим  советом было принято решение о введении в учебный план МОУ «Утайская ООШ» английского языка со второго класса. Таким образом,  во втором и третьем классе я работаю по  УМК “Enjoy English” для начальной школы класса общеобразовательной школы авторов М. З. Биболетова, О.А. Денисенко, Н.Н.Трубанева.

Обоснование выбора педагогических технологий.

       Современный педагог обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главных прав детей – право на доступное и качественное образование. При этом применение современных образовательных технологий на уроках и во внеурочной деятельности повышает не только социальный, но и профессиональный статус учителя, который идет не только в ногу со временем, но и со своими учениками. Необходимость поиска и использования новых технологий определяется изменением социального заказа общества и требованиями государства к системе образования. Для развития ученика я выделяю информационную, коммуникативную, исследовательскую и  социально-личностную компетенции. Технологии, которые   я  использую в своей работе, направлены на формирование и развитие личности, соответствующей запросам общества и способствуют обеспечению достойного уровня и постоянному совершенствованию качества образования. Данные технологии органично сочетаются в рамках урока и во внеурочной деятельности и способствуют достижению поставленных целей и задач.

        В своей работе я активно  использую  инновационные технологии. Наибольший интерес представляют игровые технологии  (автор -С.А.Шмаков) для повышения мотивации к овладению языком (ролевые игры, обучающие игры – фонетические, лексические, грамматические и др.;  уроки-игры). Для сохранения психического и физического здоровья обучающихся я провожу физминутки, строго  дозирую  домашнее задание,  меняю род деятельности, учитываю  группу  здоровья каждого учащегося. Кроме того, на своих уроках я использую приемы технологии критического мышления (кластеры, концептуальное колесо, дерево предсказаний, мозговой штурм, загадка, инсерт, чтение (просмотр, прослушивание) с остановками, толстые и тонкие вопросы, зигзаг, синквейны), авторами которой являются Дж. Стил, К.Мередит, Ч.Темпл.  В  основе технологии лежит: диалогическая концепция культуры М Бахтина-В.Библера,  психологические исследования  Л.Выготского, Ж. Пиаже и др.педагогика сотрудничества  Ш. Амонашвили. ТКМ  способствует  развитию личности ученика при непосредственном обучении иностранному языку, в результате чего,  происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования. Для того чтобы повысить эффективность деятельности учителя и обучающихся, а также сделать эту деятельность разнообразнее, чтобы повысить мотивацию обучения, проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (использование музыки, анимации) и т.д, я использую ИКТ, которые не только дают учащимся возможность идти в ногу со временем, но и делают процесс обучения более интересным.

Использование передовых технологий способствует повышению мотивации обучающихся к изучению иностранного языка, развитию коммуникативной, языковой и социокультурной  компетенций.

  1. Обоснование применения в своей практике средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов.

В своей работе я использую различные средства диагностики:

  1. Контрольная работа (текущая и промежуточная аттестация 2-9 кл.) - объективно оценивает знание, умение и навыки, показывает способности каждого ученика в течение и конце учебного года.

2)  Самостоятельная работа - проводится фронтально, небольшими группами и индивидуально. Цель такого контроля - определить индивидуальне особенности, темп  продвижения учащихся и усвоения знаний в течение учебного года.

3)  Устный опрос  (индивидуальный, фронтальный, групповой, взаимный опрос и т.д.) - требует устного изложения учеником изученного материала, связного повествования по определенной лексической или грамматической теме. Устный опрос как диалог учителя с одним учащимся или со всем классом (ответы с места) проводится в основном на первых этапах обучения, когда требуется систематизация и уточнение знаний школьников, проверка того, что усвоено на этом этапе обучения, что требует дополнительного учебного времени или других способов учебной работы.

4)  Тестирование – методика педагогической диагностики, не требующая больших затрат времени, не допускающая произвольного толкования тестового задания, исключающая возможность формулирования многозначных ответов, дает возможность быстро обработать результаты.  Можно использовать в конце раздела, блока, четверти, учебного года. Но,  тестирование обязательно должно сочетаться с другими формами и методами контроля.

5) Творческие задания (для повышения интереса к предмету, развития самостоятельности и творческих способностей) -  составление кроссворда по теме; выполнение рисунка или аппликации («В зоопарке», «Дом моей мечты» и т.д.); реферат; создание презентации; проекта; составление таблицы; схемы; плана пересказа.