Авторские разработки уроков

Козлова Татьяна Александровна

Предварительный просмотр:

Бинарный урок по  литературе и истории.

Историко-литературная мастерская.

ЛЮБОВЬ К РОССИИ И ЛЮБОВЬ К ЖЕНЩИНЕ БЕЛОГО ГЕНЕРАЛА

(Александр Васильевич Колчак и Анна Тимирева)

Цель: Осмысление трагической судьбы  человека в период Гражданской войны в  России.

Задачи:

Образовательные:

  • углубить и обобщить знания учащихся по теме «Лидеры Белого Движения в период Гражданской войны в России»;
  • расширение границ восприятия исторической действительности через соприкосновение с миром мемуарной литературы.

Развивающие:

  • развивать критическое мышление, используя прием синквейна;
  • развивать умение анализировать, сопоставлять и сравнивать исторический факт и мемуарную литературу для составления личностно - политического портрета личности (Колчак А.В.);
  • развивать навыки коммуникативности.

Воспитательные:

  • воспитание эмоциональной отзывчивости;
  • воспитание исторической памяти;
  • формирование мировоззренческих установок, ответственности личности  перед обществом и государством

Тип урока: бинарный урок с применением технологии  критического мышления

                    (вызов – осмысление – рефлексия) и ИКТ. 

Оборудование: мультимедийный проектор.

Форма организации деятельности учащихся:

  1. Литературная композиция: А.В.Колчак и Анна Васильевна Тимирева

2.  Работа в группах: «Литераторы» и «Историки» -  составление синквейна на литературную и историческую тему. «Психологи» и «Политологи» - составление личностного и политического портрета.

3.    Рефлексия – составление синквейна и личностно-психологического портрета А.В.Колчака.

Приемы:

  1. Погружение в тему: Песня "Белая армия, чёрный барон…", кадры из фильма Андрея Кравчука «Адмирал», романс «Гори, гори, моя звезда…».
  2. Составление личностного и политического портрета.
  3. Составление синквейна.

Он защищал страну от смуты,

Как только мог.

Но дьявол карты перепутал,

Оставил Бог.

Смерть лихорадочно косила

Со всех сторон,

Тонула, как корабль, Россия

А с нею - Он.

Сергей Бонгарт

                                                 I   ЧАСТЬ.

     Личность Александра Васильевича Колчака — полярного исследователя, гидролога, адмирала, организатора «белогвардейского движения», «верховного правителя России» — неоднозначно оценивается историками.

     В одном только сходятся исследователи: это был незаурядный, талантливый и сильный человек.

     Ему от природы были даны ум, красота, обаяние. От предков досталось хорошее имя и уважение в обществе.

     Прожил А. Колчак всего 47 лет, но эти годы были настолько насыщенны событиями, что, кажется, в них уместилось несколько жизней. http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=0c605a1bbff5f0eb189e085b01e13264-28-144&n=33&h=190

      В нашей литературно-исторической мастерской мы сегодня  попробуем исправить ошибку школьных учебников, в которых Колчак характеризуется одностороннее как лидер белогвардейского движения в России, и составить портрет человека, который до сих пор для многих остается лишь символом ужаса Гражданской войны.                                                                                А.В.Колчак

     Но Колчак был и мужем, и отцом, любил сам и был любим…

  1. Литературная композиция: А.В.Колчак и Анна Васильевна Тимирева

Ведущих – 4;     Чтецов – 2 (парень – А.А.Колчак,  девушка – А.В.Тимерева);

Звучит громко, потом затихает песня "Белая армия, чёрный барон снова готовят нам царский трон…" (1 куплет и припев)

"…Он стоял, печальный и бледный среди всеобщей разрухи, и не было вокруг ни одной души способной понять его или ему помочь. Священные развалины дымились перед ним, страна кабаков и пророков с надеждой обращала к нему пустые глазницы поверженных храмов, и даль клубилась меж копытами разбойничьих табунов.

      Он был, как новый Адам после светопреставления, 40-летний Адам в  поношенном адмиральском сюртуке с пятнышком Георгиевского крестика ниже левого плеча. У него никогда ничего не было, кроме чемодана со сменой белья и парадным мундиром, а ведь ему приходилось до этого командовать лучшими флотами России.

       Он всю жизнь мечтал о путешествиях и о тайном уединении в тиши кабинета над картами открытых земель… Он был рождён для любви и науки,  но судьба взвалила ему на плечи тяжесть диктаторской власти и ответственность за будущее опустошённой Родины".

      Появляются ведущие и чтецы

1 Ведущий:

     Истории любви рождаются неслучайно: они возникают из того времени, тех обстоятельств, в которых живут влюблённые.

      Увы, все истории любви уходят в небытие, в Лету – бесстрастную реку времён. Но остаются следы человеческих отношений: письма, дневники, фотографии портреты, предметы. Исследуя их, потомки переживают: а вот если бы Она сделала тогда так, а Он здесь поступил бы иначе, и всё сложилось бы по-другому…

     Но История не знает сослагательного наклонения, и всё случается так, как случается. Подтверждением сказанному может служить история любви Александра Колчака и Анны Тимирёвой.

2 Ведущий:

      1915 год. Январский ветер с залива гулял по вечернему перрону Финляндского вокзала Петрограда. Около поезда на Гельсингфорс (ныне Хельсинки) – пассажиры и провожающие. Снежная буря разыгралась не на шутку.

     Синеглазая, стройная Анна Тимирёва, кутая руки собольей муфтой, стояла рядом с мужем Сергеем Николаевичем Тимирёвым, флаг-капитаном штаба Балтийского флота. Ему, герою Порт-Артура, - 40 лет, ей – 22. Она успела выучиться в Петроградской гимназии княгини Оболенской, пару месяцев назад родила сына… Анна Тимирева

      Звонили перед отходом поезда… Вдруг по перрону стремительно прошёл капитан 1-го ранга – атлетически сложённый, чернобровый, горбоносый, - пружинисто поднялся по лесенке соседнего вагона, исчез в тамбуре.

       Муж улыбнулся: "Колчак-Полярный…Он много плавал на Север с научными экспедициями…Мы вместе учились в Морском корпусе…"

                                                                                                                  Анна Тимирёва

       Так произошла первая встреча двух неординарных людей, оставивших каждый свой след в российской истории.

3 Ведущий: Александр Васильевич Колчак был коренным петербуржцем. Его фамилия в переводе с турецкого языка означала "рукавица". А род Колчаков шёл ещё от половцев, загнанных татаро-монголами в Венгрию.

4 Ведущий:

     Из воспоминаний о юном фельдфебеле Колчаке в Морском корпусе:

"Колчак, молодой человек невысокого роста с сосредоточенным взглядом живых и выразительных глаз, глубоким грудным голосом, образностью прекрасной русской речи, серьёзностью мыслей и поступков, внушал нам, мальчикам, глубокое к себе уважение. Мы чувствовали в нём моральную силу, которой невозможно не повиноваться, чувствовали, что это тот человек, за которым надо беспрекословно следовать. Ни один офицер-воспитатель, ни один преподаватель корпуса не внушал нам такого чувства превосходства, как гардемарин Колчак. В нём был виден будущий вождь".

1 Ведущий:

     Во время осады Порт-Артура А.В. Колчак командовал батареей вооружённого сектора Скалистых гор, был награждён орденом Святой Анны 1-й степени с надписью "За храбрость", а в 1905 г., уже после возвращения из японского плена, пожалован за отличие под Порт-Артуром золотой саблей с надписью "За храбрость" и орденом Святого Станислава 2-й степени с мечами.

2 Ведущий:

      Колчак-Полярный был издавна знаменит и по боевой, и по штабной работе. После возвращения с русско-японской войны он вошёл в узкий круг морских офицеров, которые хотели научно реорганизовать морской флот России.

На экране – слайд с фотографией жены Колчака – Софьи Фёдоровны.

3 Ведущий:

     Его будущая супруга Софья. Это была необыкновенная женщина: интеллигентка, интеллектуалка, чудесная рассказчица, знавшая великолепно 7 иностранных языков, выпускница Смольного института благородных девиц…

      Она умела ездить на коне, стрелять из пистолета и прекрасно справляться с домашним хозяйством. В семье Колчаков родилось трое детей, но впоследствии обе девочки – Рита и Катя – умерли, и остался сын Ростислав, Славушка.

4 Ведущий:

     В 1915 г. Колчак командовал Минной дивизией в порту Ревеля (ныне Таллинн). Он сам изобретал мины, разрабатывал методы их установки, лично возглавлял выход группы кораблей в море для сторожевой службы и "Охотился" за судами противника.

     Благодаря Колчаку к концу 1915 г. германские потери на Балтике были чудовищны и невосполнимы. За доблестное служение Родине А.В. Колчак был награждён императором Николаем II орденами Святого Георгия IV степени и Святого Владимира III степени.

      В 1916 г. карьера Колчака стремительно взмывает: он – контр-адмирал, а позже – вице-адмирал. Далее он получает приказ взять под командование Черноморский флот и отбыть в Севастополь.

1 Ведущий:

     Итак, в 42 года Александр Колчак – самый молодой адмирал на посту командующего флотом. Это – блестящая карьера, открывающая перед ним ещё более лучезарные перспективы.

      Но всё это – внешняя канва жизни Александра Васильевича. А что в это время происходит у него в душе?

      Он вдруг мучительно осознаёт: он влюблён, как мальчишка, в другую женщину – чужую жену, мать маленького мальчика, женщину, которая в 2 раза моложе него… Так кто же его возлюбленная?

На экране – слайд с фотографией Анны Тимирёвой.

2 Ведущий:

     Анна Сафонова-Тимирёва родилась в Кисловодске, в семье музыкантов. Её отец Василий Сафонов был знаменитым пианистом-виртуозом. А мама Анны окончила тоже Петербургскую консерваторию по классу пения с золотой медалью и много концертировала в 1880-е годы…

3 Ведущий:

     Вторая встреча Анны и Александра случилась в Гельсингфорсе.

     Военные городки – это замкнутое пространство, в котором все друг друга знают и встречаются по несколько раз на дню: на прогулке, в лавке, у общих знакомых… Тимирёвы и Колчаки вскоре подружились и стали бывать друг у друга в гостях практически ежедневно.

4 Ведущий:

     Тимирёва полюбила сына Колчака – Славушку, и мальчик отвечал ей взаимностью. А догадывалась ли Софья Фёдоровна, что перед ней сидит её будущая соперница, та, с которой Александр Васильевич разделит свои последние дни на земле? Та, которая станет единственной, желанной собеседницей в письмах её мужа? Чувствовала ли, что с Колчаком её уже связывает лишь прошлое – рождение детей, смерти дочерей, и что понятие "семья" уже потускнело, потеряло свой смысл?

      Наверное, жена Колчака ощущала перемены. Но, как любая женщина, она готова была верить в то, что узы прошлого крепче сегодняшних нитей страсти, и разум Колчака возьмёт верх… Но когда дети побеждали силу любви?

1 Ведущий:       Однако, сразу оговоримся: Анна и Александр позволят себе близкие отношения  лишь после того, как Анна окончательно расстанется с мужем, а Александр начнёт процесс о разводе со своей женой. Это случится в Токио жарким летом 1918 г. А потом вместе им останется жить только полтора года в Омске, хрустальном от морозов и славы белых офицеров…

     А пока ещё на дворе стоит год 1916-й, Колчака назначают командующим флотом в Севастополе, и он просит разрешения у Анны изредка писать ей. Анна согласна! И переписка Колчака с Тимирёвой становится одним из великих памятников любви. Она доказывает, что по сравнению с муками сердца меркнет всё на свете: обязательства, долг, войны, революции…

На экране – слайд: фотографии Колчака и Анны Тимирёвой + фото их писем.

1 Чтец (Колчак А.В.):

(Колчак – Тимирёвой) "…В Вас, в Ваших письмах, в словах Ваших заключается для меня всё лучшее, светлое и дорогое… Когда я читаю слова Ваши и вижу, что Вы не забыли меня,… я переживаю действительно минуты счастья, связанные с каким-то спокойствием, уверенностью в себе; точно проясняется всё кругом, и то, что казалось сплошным безобразием или почти неодолимым препятствием, представляется в очень простой и легко устранимой форме…"

2 Чтец (Тимирева А.В.):

(Тимирёва – Колчаку) "…Я так часто и сильно скучаю без Вас, без Ваших писем, без ласки Ваших слов, без улыбки… У меня тревога на душе за Вас, Вашу жизнь и судьбу…"

1 Чтец: (Колчак - Тимирёвой)

"Я никогда не думаю о Вас так много и с такой силой воспоминаний, как в трудное и тяжёлое время, находя в этом себе облегчение и помощь. И только с одним повелительным желанием являетесь Вы в моих представлениях и воспоминаниях – поступить или сделать так, чтобы быть достойным Вас и всего того, что для меня связано с Вами… Как странно читать Ваши слова, где Вы говорите, что я забыл Вас. Я попробовал это сделать, мне так было тяжело иногда, что я хотел бы не думать и не вспоминать Вас, но это было, конечно, невозможно…"

2 чтец: (Тимирёва – Колчаку)

"Где Вы, радость моя, Александр Васильевич?... Господи, когда я увижу вас, милый, дорогой, любимый мой?.."

1 Чтец: (Колчак – Тимирёвой) "

…Ваши слова, сказанные Вами при отъезде моём на юг, те слова, которые Вы мне повторяете в нежных письмах Ваших, были и есь для меня не только величайшим счастьем, но и тяжким обязательством оправдать их действием или поступками… Вы – моё божество… "

2 Чтец: (Тимирёва – Колчаку)

"Дорогой мой, милый, возвращайтесь только скорее, я так хочу Вас видеть, быть с Вами, хоть немного забыть всё, что только и видишь кругом, - болезни, смерть и горе…»

1 Чтец: (Колчак – Тимирёвой)

 "…Что я делал бы без Вас, милая моя Анна Васильевна… В Вас я нахожу и мой счастье и радость даже в это время, когда, казалось бы, что даже слова утратили значение. Нет, эти слова имеют смысл благодаря Вам. Воспоминания о Вас, Ваши письма, просто думы о Вас – всё это так хорошо, что иногда кажется каким-то прекрасным сном, который больше не повторится… Останьтесь со мной, я буду Вашим рабом, буду чистить Ваши ботинки. Вы увидите, как я хорошо умею это делать!.."

1 Ведущий: Из воспоминаний Анны Васильевны Тимирёвой:

2 Чтец:

 "…Когда мы возвращались (из русской православной церкви в Токио), я сказала ему: "Я знаю, что за всё надо платить – и за то, что мы вместе, - но пусть это будет бедность, болезнь, что угодно, только не утрата той полной нашей душевной близости, я на всё согласна!" Что ж, платить пришлось страшной ценой, но никогда я не жалела о том, за что пришла эта расплата".

2 Ведущий:

     В Севастополе Колчак, лишившийся встреч с Анной, страшно тосковал, ему казалось, что он потерял Тимирёву навсегда. И он, сильный мужчина, гордость русского флота, не знал, есть ли у него силы, чтобы её вернуть. Без неё жизнь его не имела прежнего смысла, цели, радости. Он бросался к столу и строчил карандашом на листке блокнота:

1 Чтец:

     "…Вы были для меня в жизни больше, чем сама жизнь, и продолжать её без Вас мне невозможно. Всё моё лучшее я нёс к Вашим ногам, как бы божеству моему, все свои силы я отдал Вам…"

2 Ведущий:

      В начале службы на Чёрном море адмирал думал сократить эту переписку. Забот – тысячи, он не имеет права тратить время на личные переживания!.. Но приходил свободный миг, и он тотчас садился к столу. И в один из таких моментов Колчак, имя которого наводило ужас на многих германских и турецких вояк, растерянно понял: не писать Анне, не делиться с нею своими думами свыше его сил. Переписка стала его "альтер его".

3 Ведущий:

     Год 1917-й. Февральская революция. Семья Тимирёвых перебирается в Петроград.

     На февральские именины Анны Колчак заказал для неё по телеграфу корзину ландышей, и Анна уложила их в чемодан. А по прибытии, открыв чемодан, ахнула: все ландыши замёрзли, почернели, сморщились… Так и врезались ей в память на всю жизнь эти изуродованные цветы – она решила, что это – предупреждение свыше, плохой знак. Но любовь всё равно была сильнее всех предубеждений!

На экране – слайды с фотографиями российской жизни тех времён

4 Ведущий:

       А в Петрограде – революция, бунт, переворот – хаос, безвластье, повальное пьянство, грабежи, убийства офицеров Балтийского флота: их кололи штыками, расстреливали группами, живьём топили в Неве.

Через месяц-два бунты и неповиновение добрались и до Черноморского флота: Колчак впервые испытал ужасное состояние – отдавать приказы, не располагая для их обеспечения ничем, кроме собственного авторитета. И всё же какое-то время его слушались…

3 Ведущий:

       Конец мая 1917 года. Ситуация на Черноморском флоте крайне обострилась: в Севастопольский порт прибыла делегация балтийских моряков из большевиков и анархистов. Адмиралу приказано было сдать личное оружие (весь офицерский состав флота был разоружён).

     Адмирал спустился в каюту, вышел оттуда с Золотой саблей – Георгиевским отличием за Порт-Артур. Взглянул на море, потом на сгрудившихся матросов и сказал толпе: " Не от вас я её получил, не вам и отдам". И – швырнул саблю за борт!

     6 июня 1917 г. бывший адмирал телеграфировал Временному правительству о своей отставке.

4 Ведущий:   

      После отставки Колчака с поста командующего Черноморским флотом вице-адмирал Гленнон взялся ходатайствовать перед правительством США о командировке Колчака в Америку по обмену опытом – и Керенский его отпустил с радостью, боясь соперничества в борьбе за власть.

     Перед отъездом в Америку они встретились – Александр и Анна. Адмирал с замиранием сердца ждал встречи с Анной – и боялся её. Придёт ли она? В каком настроении она будет?.. Она приехала! Она оказалась ещё прекрасней, чем он предполагал!

На экране – отрывок из кинофильма Андрея Кравчука "Адмирал" (2008 г): встреча Колчака с Анной.

1 Ведущий:

      Анна шла навстречу, и даже ветер исчез при её появлении. Молода, неотразима, синеглаза! Сколько счастья в её глазах! Колчак боялся, что сердце его разорвётся от счастья: он вновь видел желанную и обожаемую женщину, и он понял, что он тоже любим ею!

     Это летнее петербургское свидание Колчака и Тимирёвой – классическое прощание с последним великосветским романом. Ведь через три месяца в России навсегда рухнет и уйдёт в небытие старая русская жизнь. А пока МУЖЧИНА и ЖЕНЩИНА не сводят друг с друга влюблённых глаз и не могут наговориться…  

      Анна садилась в поезд на Таллинн, всё время оглядываясь, глаза её были влажны – она не хотела уезжать, терять его – он это видел.

      Последний свисток. Поезд тронулся… Они ещё встретятся – они знали это наверняка, потому что настоящая любовь соединяет, а не разлучает. А пока оставались письма, их долгий эпистолярный роман, это испытание чувств, проверка на крепость, глубину. И если бы не существовало этой напряжённой переписки, как знать, может быть, ни о какой любви и говорить не пришлось бы?..

2 Ведущий: 

        В эти июльские дни 1917 г. к адмиралу явилась фронтовая делегация Союза офицеров армии и флота и преподнесла ему саблю с надписью: "Рыцарю чести от Союза офицеров армии и флота". Его прочили в военные диктаторы. Его звезда продолжала сиять! Кстати, Александр Васильевич всегда любил звёзды. В одном из писем любимой женщине он писал:

1 Чтец:

(Письмо из Китая) "…Даже звёзды, на которые я всегда смотрел, думая о Вас, здесь чужие; и только Большая Медведица и Орион напоминают мне Вас; может быть, Вы иногда смотрите на них и вспоминаете…"

3 Ведущий:

А его любимым романсом был – "Гори, гори, моя звезда…": он всегда замирал, когда слушал его…   Романс "Гори, гори, моя звезда…".

3 Ведущий:

      В начале сентября 1917 г. Колчак в составе Русской миссии прибыл в США: здесь он преподавал морскую науку (минное дело) в Морской академии, участвовал в маневрах американского флота. В начале ноября миссия отбыла в Японию, и здесь узнала ошеломляющую новость: в России переворот! А большевики ведут с немцами переговоры о мире! Колчак же считал своим долгом беспощадную борьбу с врагом – Германией – а потому обратился к английскому правительству с просьбой принять его на службу в качестве военно-морского офицера.

       В Японии Колчак изучал философские труды китайцев, увлёкся буддизмом, мировоззрением самураев.

      В начале 1918 г. Колчак прибыл в Китай, в г. Шанхай: этот город полон русскими эмигрантами, которые видят в Колчаке своего спасителя и спасителя России.

4 Ведущий:

      А Анна с мужем в апреле 1918 г. выезжают на поезде из Таллинна во Владивосток: адмирал Тимирёв сумел вывезти жену из "красной" зоны, правда, сын их остался в Кисловодске, у родных Анны.

      В Благовещенске Анна случайно встретила старого знакомого, бывшего офицера, который и сообщил ей о том, что едет в Харбин, так как там находится адмирал Колчак, собирающий под свои знамёна Белую гвардию.

       И Анна стала всей душой рваться в Харбин! Муж знал, зачем Анна собирается туда, он тяжело переживал её чувство и всё надеялся, что оно пройдёт. Ну, подумаешь, - влюбленность юной женщины!..

      А тут – семья, маленький сын… Тимирёв так же, как и Колчак, со всей основательностью старого морского волка ничегошеньки не понимал в женском сердце… Он просил её возвратиться скорее… А Анна считала дни и часы до отъезда.

1 Ведущий:

     Она ехала в Харбин!  Для этой встречи Александру и Анне пришлось с двух сторон объехать весь земной шар…

2 Ведущий: 

       Анна перебралась в гостиницу, и Александр Васильевич каждый вечер был у неё, и они не могли наговориться, не могли надышаться друг другом! Эти дни были настоящим счастьем для них…

4 Ведущий:

      Но счастье не может быть вечным…  После гибели Колчака Анна 40 лет скиталась по сталинским лагерям и ссылкам. Она была наделена громадной энергией жизни. И, как знать, может быть, эта энергия не иссякала, потому что на роду Анне Тимирёвой была написана невероятная любовь к Колчаку?

1 Ведущий:

        Когда в начале 70-х годов ХХ века эта героическая Прекрасная Дама угасала, она перенесла весь блеск трагизма собственной судьбы в стихи. 3 апреля 1971 г. Анна написала:

Слайд: фотография Анны Васильевны в последние годы жизни

2 Чтец:

Больница… Ночь… Не спится мне.     И беспощадно, до зари

Одна звезда в моём окне.                     Горят, не гаснут фонари

Деревьев чёрных кружева,                   И где-то запропал рассвет-

За ними сонная Москва.                       И нету сна, и яви нет.

                                                             Лишь в колыхании волны –

                                                             Полувиденья, полусны…

4 Ведущий:

       Когда Колчак и Тимирёва из Японии прибыли в Омск, то поселились в разных местах – как того требовали приличия, хотя и по-семейному встречались у Колчака в уютной резиденции. Анна заняла должность переводчицы Отдела печати при Управлении делами Совета Министров и Верховного правителя, а вскоре она ещё организовала мастерскую пошива одежды и белья для солдат, она часто бывала в госпиталях на раздаче пищи больным и раненым воинам.

1 Ведущий:

Из мемуаров А.В. Тимирёвой:

     Независимо от того, какое положение занимал Александр Васильевич, для меня он был человеком смелым, самоотверженным, правдивым до конца, любящим и любимым. За всё время, что я знала его – 5 лет – я не слыхала от него ни одного слова неправды, он просто не мог ни в чём мне солгать. Всё, что пытаются писать о нём на основании документов, - ни в какой мере не отражает его как человека больших страстей, глубоких чувств и совершенно своеобразного склада ума".

1 Ведущий:

      Как случилось, что А.В. Колчак оказался в плену у большевиков? Очень тривиально: его "сдали" союзники, в частности, французы и белочехи, нарушив все свои клятвы и обещания. Александр Васильевич был сам человеком чести, и он помыслить не мог, что станет просто разменной фигурой в политических игрищах западных держав. Когда он понял, что совершилось предательство, он распустил свою охрану, и люди спаслись бегством за рубеж. А Колчак не успел. Или не захотел, - как знать?

2 Ведущий:

      Начальник личной охраны Колчака Агрохин рассказывал 90-летним стариком в США внуку адмирала, Саше, что не выдали бы его на смерть: "Мы могли бы выскочить, нас было что-то человек сто, через чехов прорезались бы, мы могли, но Ваш дед не согласился, потому что он верил союзникам".

      Превосходно описал потом в Харбине Александра Васильевича в эти последние дни и его поезд, идущий на эшафот, колчаковский офицер, талантливый поэт Арсений Несмелов в стихотворении "В Нижнеудинске".

Слайд: фотография А. Колчака того времени.

1 Чтец:

И было точно погребальным                              

Охраны хмурое кольцо,                  

Но вдруг, на миг, в стекле зеркальном

Мелькнуло строгое лицо.

Уста, уже без капли крови,                          Рука сама пришла в движенье,

Сурово сжатые уста!..                                  И, проходя, я отдал честь.

Глаза, надломленные брови,                        И он ответил мне наклоном

И между них – Его черта,                             И этот жест в морозе лютом,

Та складка боли, напряженья,                      В той перламутровой тиши, -

В которой роковое есть…                            Моим последним был салютом,

                                                                        Салютом сердца и души!

                                                                                Своей прекрасной головы…

                                                                                И паровоз далёким стоном

                                    Кого-то звал из синевы…

3 Ведущий: Когда за Колчаком пришли, Анна Тимирёва осталась рядом, требуя, чтобы её арестовали вместе с любимым. Она хотела идти с ним до конца, предполагая, что это случится скоро – виселица или расстрел.Даже находясь в ледяном чреве тюрьмы, Анна продолжала заботиться о любимом человеке: она отсылала на волю записки знакомым, прося их принести Александру Васильевичу тёплые вещи и еду. Но – увы – все записки оставались у тюремщиков.

4 Ведущий:

      Тем временем белая армия вновь перешла в наступление, бои шли у стен Иркутска, и большевики заторопились: была получена телеграмма от Ленина о необходимости расстрела адмирала при первом же подвернувшемся случае.

За 20 с лишним дней, что адмирал и Анна были в тюрьме, им несколько раз разрешили недолго гулять вместе в тюремном дворе. Впоследствии Анна Васильевна вспоминала:

2 Чтец:

"…Он говорит: "Я думаю, за что плачу такой страшной ценой? Я знал борьбу, но не знал счастья победы. Я плачу за Вас – я ничего не сделал, чтобы заслужить это счастье. Ничто не даётся даром".

А вот одна из последних записок адмирала к Анне:

 "Конечно, меня убьют, но если бы этого не случилось – только бы нам не расставаться".

1 Ведущий:

     В ночь на 7 февраля 1920 года адмиралу объявили в камере о предстоящем расстреле. Он обратился с просьбой о последнем свидании с Анной – тюремщики в ответ расхохотались.

На экране – отрывок из кинофильма "Адмирал" (сцена казни)

     Светила полная луна, стояла морозная, очень тихая ночь. Процессия из палачей и жертв остановилась на берегу реки Ангары. Колчаку предложили завязать глаза – он отказался, но изъявил желание выкурить последнюю сигарету.

     46-летний белый Верховный правитель России был спокоен, невозмутим, подтянут. Бросив окурок, застегнулся на все пуговицы и вытянулся "смирно" – на груди блеснул Георгиевский крест. Раздался залп – Колчак и его министр Пепеляев упали на снег. В них всадили контрольные пули, а затем спустили в прорубь напротив монастыря. И ушёл навсегда в ледяное плавание его адмиральское превосходительство Колчак-Полярный…

2 Ведущий:

      А Анну именно в ту ночь сморил странный, тяжёлый, беспробудный сон, который она не могла себе простить до конца своих дней.

2 Чтец:

Полвека не могу принять,                 Но если я ещё жива

Ничем нельзя помочь,                       Наперекор судьбе,

И всё уходишь ты опять                    То только как любовь твоя

В ту роковую ночь…                         И память о тебе…

3 Ведущий:

       Адмирал Колчак любил романс "Гори, гори, моя звезда…" Помните?

Анна Тимирёва была настоящей звездой адмирала. После гибели любимого она долго-долго жила, пройдя через тюрьмы, этапы, лагеря. Она жила за двоих. Наверное, так велел Господь и хотел тот, кто называл её сердечно "своей голубкой".

 Звучит метроном в тишине, и под его стук:

2 Чтец:

     "Ты хотел, чтобы я жила", - сейчас, в преддверии конца, она позволяла себе говорить ему "ты", - и я осталась жить, но трудно назвать жизнью то, что выпало на мою долю!  Знал бы ты, сквозь какие тернии и через какую темь протащила меня судьба, прежде чем выбросить на эту окраину, в моё последнее одиночество!  В тот день, когда мне наконец сказали, что тебя больше нет, жизнь моя кончилась, я лишь продолжала существовать, плыть по течению без руля и ветрил туда, куда несло меня обезумевшее от крови время. Я оставалась с тобой в той оголтелой зиме двадцатого года, когда в прогулочном дворе ты в последний раз взял мои руки в свои. Этим я и жила все остальные годы.

      Теперь ко мне ходит множество людей, старых и молодых, знаменитых и никому не известных, всех возрастов, полов и профессий.  Гости сидят часами и спрашивают, спрашивают, спрашивают, но я-то знаю, чувствую, что приходят они не ко мне, а к тебе, и вопросы их обращены тоже, прежде всего, к тебе. Им жаждется прозреть в твоей судьбе меру вещей и понятий той эпохи, которая для них ушла вместе с тобой.

       Однажды ты мне сказал, что миру, в котором мы родились, наверное, придётся умереть заодно с нами, но, как видишь, он не умер, он снова появляется на свет Божий, вопреки всему тому, что ему пришлось пережить. Те же чувства и те же ценности, которыми жили мы, прорастают сегодня в людях, и уже никакая сила не в состоянии этого остановить. В конце концов, ты всё-таки победил, мой Адмирал!"

   

   II ЧАСТЬ.   Практическая часть.

Вы объединились в четыре группы. «Литераторы», «Историки», «Психологи», «Политологи»

Выразите свои чувства, ощущения, отношение к героям.

«Литераторы» и «Историки» составляют синквейны:

«Литераторы» по теме личные отношения с Анной Тимеревой Колчака

«Историки» - исторический синквейн -  «Белый генерал»

«Психологи» составляют  личностный портрет Колчака

«Политологи» -  политический портрет.

На работу 5-7 минут.

Напоминаю правила синквейна:  на экране. 

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом)

Приглашенным предлагается принять участие в составлении синквейна.

На доске: СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

Любовь

Генерал                     Север

Преданность

Конец                       Лед    

Отчаяние

Ангара                      Подвиг

Лагеря

Прорубь                    Экспедиция    

Женщина

Гибель                          Океан

Встреча

Ненависть                 Ученый

Одиночество

Революция                Исследователь

Письма

Белый лидер              Память  

«Самоарестовалась»

Война  

Память

Расстрел

Время

Большевики

Образцы синквейна:

              Война.

Гражданская, всеипепиляющая.

Вешают, топят, расстреливают.

Зачем ломать Россию!?

         Большевики.

             Север.

Холодный, безлюдный.

Вьюжит, метет, замерзает.

Но это призванье души и служение Великой России.

             Океан.

Психологический портрет А.В.Колчака:

  1. Хорошо образован
  2. Романтик
  3. Целеустремленный
  4. Скромный
  5. Строг к себе
  6. Честен
  7. В кругу близких людей прост, обходителен.
  8. Требователен к себе и другим
  9. Не боится риска, считает, что любой риск оправдан
  10. Замкнутый, сухой, суровый.
  11. Вспыльчивый
  12. Жестокий
  13. Ненавидит предателей
  14. Считает, что России надо служить до конца

Политический портрет Колчака А.В.

  1. Непревзойдённый мастер ведения минной войны
  2. Безжалостный борец с большевизмом
  3. Не был сторонником монархии
  4. Ненавидел демократию
  5. Сторонник порядка и государственной дисциплины
  6. Имел популярность в военных и политических кругах европейских держав

Таким образом, психологический портрет Колчака дает объяснение вопросу, почему он стал Лидером белогврдейского правительства, Верховным правителем России – это была сильная, целостная, организованная личность.

Завершение:

  Эпоха революций и Гражданской войны наложили отрицательный отпечаток на его личность. Она стала символом трагизма не только собственной судьбы, но и судьбы Отечества, которому он беззаветно служил. Она стала уроком для потомков: Гражданская война — чудовищное порождение человечества — способна даже лучших представителей общества делать слепыми, замещая мораль и совесть иными ценностями. 

А.В. Колчак говорил: "Нет ничего выше Родины и служения ей. Цель и смысл всей моей жизни — создание России единой и могучей, создание мирной и спокойной жизни.,. Той жизни, по которой так истосковалось население нашей страны".

В разработке использованы материалы: Литературно-музыкальная композиция о жизни и судьбах адмирала Александра Колчака и его любимой женщины - Анны Тимирёвой, подготовленная Н.В. Куличенко, ведущим методистом НМО ННБ. ( tlt.poetree.ru. Мой адмирал: Александр Колчак и Анна Тимирева- 22 Января 2012 года – Литературный сайт «Фолиант»)



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

  1. Ф.И.О. учителя: Козлова Татьяна Александровна
  2. Место работы: МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 21»  г. Полевской
  3. Предмет: история
  4. Класс: 9
  5. Тема  урока: «Первая мировая война – Великая война за цивилизацию».
  6. Базовый учебник: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России. ХХ век.
  7. Тип урока: комбинированный. Урок-проект. Урок систематизации и обобщения знаний и умений
  8. Педагогическая технология: проектная деятельность

Тип урока: создание учебного проекта

Цели урока:

  • Образовательная: проанализировать причины и итоги первой мировой и гражданской войн; охарактеризовать основные события; дать оценку действиям участников войн.
  • Развивающая: развитие умений и навыков работы с историческим пространством (картой) и историческим временем (хронологией), историческими источниками; развитие логического мышления во время работы с историческими документами; способствовать развитию памяти, мышления, речи, умению аргументировать свои ответы; устанавливать причинно-следственные связи; решать проблемные задачи, анализировать, делать обобщающие выводы.
  • Воспитательная: формирование гражданственности и патриотизма; учить самостоятельности, способствовать формированию потребности приобретать умения по самоорганизации.

Планируемые результаты:

  • Личностные:
  • реализация готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности;
  • развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам.
  • Метапредметные:
  • формирование познавательных интересов и интеллектуальных способностей учащихся;
  •  формирование способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
  • умения управлять своей познавательной деятельностью.

  •   Предметные: 
  • развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников;
  • освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, выявления причин исторических событий, объяснения фактов;
  • рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты

Методы и формы учебной деятельности.

по источнику передачи и восприятия учебной информации:

- словесные, наглядные;

по степени активности познавательной деятельности:

- объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый;

Виды учебной ситуации деятельности учителя:

-  учитель-коллега, учитель-соавтор

Деятельность ученика: 

- индивидуальный вклад в создание коллективного продукта (проекта)

Оборудование:  индивидуальные задания учащимся для создания учебного проекта

Этап   урока

Формиреумые УУД

          Деятельность учителя/ используемые ЭОР

  Деятельность ученика

  1. Ориентировочно - мотивационный

1.Формирование мотива действий.

УУД:

Познавательные:

(умение строить логическую цепь размышлений);

Коммуникативные:

(умение выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации);

Личностные:

(Формирование учебной мотивации);

 

1. Напоминает, что подготовка к данному уроку началась заранее. Ученики получили опережающее задание:

Первое: ознакомиться с материалами фильма «Первая мировая. Неизвестная война» режиссер Е. Романова, авторы сценария А. Буровский и Д. Вересов (culture.ruСпецпроектыВеликая война).

Второе: познакомиться с дополнительным материалом «Создание фильма. Подготовительный период. Создание сценария».

(snimifilm.comstatyi/sozdanie-filma…period)

От того, как вы отнеслись к выполнению своего задания, будет зависеть и общий результат вашей деятельности.

2. Сообщает, что сегодня они будут создавать документальный фильм,  и каждый должен внести свой вклад в его создание, используя все доступные средства.

   1. Проверяют свою

       готовность

       к  уроку

2.Актуализация знаний.

УУД:

Познавательные:

(Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта);

Регулятивные:

(осознание, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения; умение вступать в диалог);

Коммуникативные:

Умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе коллективной работы)

1. На экране слайд «Указом Президента России впервые в 2013 году день 1 августа объявлен Днем памяти солдат, погибших в годы Первой мировой войны».  (Слайд № 1)

    Затем звучит видеоролик «1 августа – День воинской славы России. День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне» (http://histrf.ru/ru/lenta-vremeni/event/view/nachalas-piervaia-mirovaia-voina).

2. Обращение к учащимся:

Всем ли понятна тема урока?   - Первая мировая война.

Почему 1 августа? –  день начала войны России с Германией.

3. Задание учащимся:

Составьте алгоритм рассказа об этом историческом событии. Выстройте алгоритм, проранжировав последовательность изложения материала.

(Приложение № 1). Выводится на экран

4. Обращение к учащимся:

Можно очень ярко и трагично рассказать по алгоритму об этом событии. Итак,  мы сегодня займемся серьезным и не простым делом – мы создадим сценарий документального фильма о Первой мировой войне. Союзники России в этой войне характеризовали ее как «Первая мировая: Великая война за

цивилизацию» - я взяла это мнение для первоначального названия нашего фильма. Будет приветствоваться, если  у вас возникнет свой вариант названия фильма.

5. Обращение к учащимся:

О чем фильм, мы определили. Последовательность изложения – тоже.

 

6. Вопрос к учащимся:

Как написать сценарий фильма? Напомню: (Слайд № 2)

Задачи документалистики:

  • Средство обучения (учебные фильмы)
  • Исследование (географическое, зоологическое, историческое, этнографическое, и т.д.)
  • Пропаганда (науки, товара, технологии, религии, т.д.)
  • Хроника (длительное наблюдение за событием, репортаж, т.п.)
  • Публицистика

Объединяет их общая для всего документального кино задача: «рассказать нам о мире, в котором мы живём» (Хью Бэдли).

Какую задачу (-и) будет решать наше кино? (Средство обучения, историческое исследование).

Вы знаете, что изначально нужно создать литературный сценарий, а чтобы перенести литературный  сценарий на видеопленку, нужно подготовить режиссерский, или, как говорят профессионалы, постановочный сценарий. Я предлагаю немного интерпритировать  это применительно к нашему уроку.

Сначала вы создадите литературный сценарий, а затем результат вашего творческого исследования наглядно представите в виде постановочного сценария, который будет является продуктом вашей деятельности (Цель – конечный продукт).

   

 

 

1. Высказывают свои

     предложения по

     содержанию

     вопросов:

     размышляют,

отвечают

на вопрос,

аргументируют ответ

2. Составляют алгоритм самостоятельно

3. Построение учебной задачи

УУД:

Регулятивные:

- умение слушать в соответствии с целевой установкой;

Коммуникативные:

- строить понятные для соучастников высказывания;

Личностные:

- формирование учебной мотивации

1. Обращение  к  учащимся:

Самый оптимальный вариант для решения поставленной цели – это работа в группах.

Вопрос к учащимся:

Объясните, почему работа в группах самый оптимальный способ для выполнения задания? (каждая группа раскрывает, освещает, конкретизирует определенный блок содержания).

Действительно: нельзя за короткое время охватить необъятное, поэтому каждая группа будет выполнять свою конкретную задачу в общем деле.

Группы:

Историки (использование карт, портретов и т.д.)

Художники (изготовление агитационных плакатов воюющих сторон и т.д.)

Литераторы (поэтическое слово, синквейн, проза и т.д.)

Документалисты (использование документов и т.д.)

Костюмеры (рисунки, сравнение и т.д.)

Каждая группа получает конкретную задачу, рекомендованы  средства ее решения (рисунок, коллаж, схема, поэтическое слово, синквейн, музыка, портрет и т.д.).

Определите руководителя группы, который будет отвечать как за процесс выполнения задания, так и за конечный результат.

2. Обращение к учащимся:

А.И.Солженицин высказал такое мнение о войне:

«Самым неосмысленным безумием ХХ века была, несомненно, Первая мировая война». Если принять это высказывание за гипотезу, то в своем фильме вы должны либо ее доказать, либо опровергнуть.

В вашем распоряжении 20 минут. Желаю удачи!

   

1.Ученики

   подтверждают

   готовность к работе

2. Ученики размышляют, отвечают на вопрос, аргументируют ответ

  1. Операционно - исполнительский

4. Решение учебной задачи

УУД:

Познавательные:

(овладение  способами решения проблем; структурировать найденную информацию в нужной форме; умение осмысленно читать, извлекая нужную информацию, отбрасывая второстепенную; умение вести поиск и выделять необходимую информацию)

Личностные:

(формирование учебной мотивации;

проявлять в конкретных ситуациях доверие, доброжелательность, внимательность, помощь и др.)

Коммуникативные:

(умение создавать устные  высказывания; умение осуществлять продуктивное взаимодействие с учителем  и со сверстниками;

   

1. Я думаю, что слова Томаса Вудро Вильсона могут послужить канвой ко всему фильму и стать первым кадром фильма:

«Все ищут и не находят причину, по которой началась война.

              Их поиски тщетны, причину эту они не найдут.

Война началась не по какой-то одной причине,

война началась по всем причинам сразу»

(Томас Вудро Вильсон).

2. В случае необходимости, учитель конкретизирует деятельность учащихся в группах. 

1. Ученики работаю в группах, выполняют творческую работу.

2. Каждой группе предложен пакет с иллюстритивным материалом, документы, стихи.

В раздаточном пакете материалы не только по Первой мировой войне, но и по Крымской, Второй мировой, русско-японской, революции.

3. Возможно привлечь дополнительные источники информации (Интернет, энциклопедии)

III.    Рефлексивно - оценочный

 5. Подведение предварительных итогов урока.

УУД

Познавательные:

(Осуществлять анализ  объекта; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме);

Коммуникативные:

(Уметь формулировать собственное мнение и позицию);

Регулятивные:

(Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания);

  1. По истечении времени, учащиеся по алгоритму представляют свои результаты.

Причем, начинают Историки и заканчивают Историки  (причины и итоги). Доказана или опровегнута гипотеза, предложенная в начале работы.

2. Рассматриваются варианты названия фильма, выбирается (при наличии)  наиболее удачный.

3. Предложить Литераторам завершить фильм поэтическим словом.

 

 

1. Ребята  представляют работу в группах.

 

 2. Проводят анализ высказываний, делают свой выбор.

3. Определяют наиболее сложные моменты.

 

6. Итоговая самооценка

 УУД

Регулятивные  (осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»); формирование адекватной самооценки).

1. Учитель предлагает  оценить свою работу, используя рефлексивную карту.

 

1. Заполняют рефлексивную карту.

7. Домашнее задание

УУД:

Регулятивные - формирование навыков результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля.

1. В качестве домашнего задания ученикам предлагается написать эссе по теме: « Была ли возможность случая у России: победить в войне и избежать революции?

 В качестве материала, который может задать тон предлагается  следующее высказывание « Кое-что мы должны оставлять на волю случая» ,- говорил английский адмирал Нельсон.

2. Составить презентацию по теме «Первая мировая война»

1. Записывают домашнее задание



Предварительный просмотр:

 

СЦЕНАРИЙ

урока по истории в 9 классе

ТЕМА:

«Первая мировая война»

(Создаем учебный фильм – урок-проект).

                                                          Учитель: Козлова Татьяна Александровна

                                                                                            Учитель истории ПКК

                                                                                       МБОУ ПГО  «СОШ  №21»

г. Полевской

2015

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

Подготовка к уроку начинается примерно за две недели. Ученики в классе получают предварительное задание на повторение и на ознакомление:

Напоминает, что подготовка к данному уроку началась заранее. Ученики получили опережающее задание:

Первое: ознакомиться с материалами фильма «Первая мировая. Неизвестная война» режиссер Е. Романова, авторы сценария А. Буровский и Д. Вересов (culture.ruСпецпроектыВеликая война).

Второе: познакомиться с дополнительным материалом «Создание фильма. Подготовительный период. Создание сценария».

(snimifilm.comstatyi/sozdanie-filma…period)

Планируемые образовательные результаты: 

Научатся: При качественном подходе к подготовительному этапу, получается плодотворный урок, который надолго запоминается ребятам.  Результатом урока является коллективный проект -  учебный фильм, построенный на кодовой информации

Получат возможность научиться: работать в группах; осознавать ответственность за конечный результат.

ЭТАПЫ УРОКА:

1. Этап Актуализации знаний.

Здравствуйте! Сегодня 20 января 2015 года, вторник.

В этот день:

СССР и Япония установили дипломатические отношения, подписав Пекинский договор

20 января 1925 года (90 лет) СССР и Япония установили дипломатические отношения, подписав Пекинский договор. Это было необходимо для стабилизации ситуации на российском Дальнем Востоке.

Создана Лига Наций - первая международная политическая организация

10 января 1920 года (95 лет) состоялось первое заседание Лиги Наций, первой политической международной организации. Она была основана в результате Версальского соглашения для улучшения качества жизни на планете. 
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/f6/Shestviye_u_Narvskikh_vorot1.jpg/200px-Shestviye_u_Narvskikh_vorot1.jpg

(9) 22 января 1905 года (110 лет) вошло в историю России как Кровавое воскресенье, ставшее началом революции 1905 года

Впервые в мире человек ступил на берег Антарктиды

23 января 1895 года (120 лет назад) впервые в мире человек ступил на берег Антарктиды. Одним  из чудес, которые наблюдали члены экипажа норвежского промыслового судна на новом материке, было полярное сияние.

                 Обратите внимание, это интересные факты истории не только нашей страны.


               Что общего можно выделить между приведенными историческими событиями?

- Это юбилейные события (знаменательные, памятные)  января 2015 года. (Ответы учеников)

На экран поочередно выводятся 5 слайдов (Слайд № 1- № 5)

                Какие юбилейные даты 2015 года вам известны?

70 лет со дня победы в ВОВ, 190 лет со дня восстания декабристов. (Ответы учеников)

                Какие юбилейные даты прошедшего, 2014 года, вам запомнились? (Предполагаемые ответы учеников): 200 лет со дня со дня рождения русского поэта и драматурга М. Ю. Лермонтова (1814-1841 г.);

70 лет со времени снятия блокады Ленинграда (1944 г.);

25 лет выводу советских войск из республики Афганистан (1989 г.)

75 лет со времени начала Второй мировой войны (1939-1945 г.) 

100 лет со времени начала Первой мировой войны (1914-1918 г.) (Слайд №6)

Наша страна никогда не отмечала этот день как памятный. Президент Российской Федерации В.В. Путин в 2012 году подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статью 1.1 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России». В соответствии с этим перечень памятных дат России дополняется датой 1 августа – Днем памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне 1914-1918 годов.

На экране:  «Указом Президента России впервые в 2013 году день 1 августа объявлен Днем памяти солдат, погибших в годы Первой мировой войны». (Слайд № 7)

  (http://histrf.ru/ru/lenta-vremeni/event/view/nachalas-piervaia-mirovaia-voina).

Видеовставка: «Крушение империй: 100 лет Первой мировой войне» (Слайд № 8)

2. Этап. Построения учебной задачи

На экране – Эпиграф урока:                                 (Слайд № 9)

«Войны бывают разные: большие и малые, справедливые и захватнические, освободительные и колониальные, народные и антинародные, холодные и горячие, продолжительные и скоротечные, бывают еще и абсурдные. Именно такой жестокой и кровавой бойней, унесшей миллионы человеческих жизней, в огне которой сгорели великие старые монархии Романовых, Габсбургов и Гогенцоллернов стала та, что началась 15 июля 1914 года с объявления Австро-Венгрии войны маленькой Сербии».

 Общеизвестно, что Первая мировая война началась из-за того, что сербский террорист Гаврило Принцип убил эрцгерцога Франца Фердинанда. Но как случилось, что этот выстрел повлек за собой десятки миллионов других? И почему эта война, которая должна была стать  молниеносной, затянулась на 50 месяцев?

Я предлагаю вам разобраться в этих вопросах, и представить свои знания в виде единой   большой работы. Но чтобы она приобрела целостный вид, оформим ее в некий учебный фильм.

        1. Обращение к учащимся: Напоминаю, что подготовка к данному уроку началась заранее. Вам предложено было:

Первое: ознакомиться с материалами фильма «Первая мировая. Неизвестная война» режиссер Е. Романова, авторы сценария А. Буровский и Д. Вересов (culture.ruСпецпроектыВеликая война).

Второе: познакомиться с дополнительным материалом «Создание фильма. Подготовительный период. Создание сценария».

(snimifilm.comstatyi/sozdanie-filma…period).

            

2. Обращение к учащимся:

Всем ли понятна тема урока?   - Первая мировая война.

Почему 1 августа? –  день начала войны России с Германией.

Конечный результат – учебный фильм.

       Я конкретизирую задачу: создать учебный фильм, построенный на кодовой информации. Что это значит, мы сейчас разберем.

Рассмотрим два ключевых момента вашей общей деятельности:

Первый момент:                                                      

Второй момент:

на основе знаний материала создать фильм                              

как создать фильм

3. Задание учащимся: Прежде всего, вспомните алгоритм изучения военных событий

 (Приложение № 1 – алгоритм изучения военных действий). 

Выводится на экран -  Слайд № 10

4. Обращение к учащимся:

О чем фильм, мы определили. Последовательность изложения – тоже.

5. Вопрос к учащимся:

Как написать сценарий фильма? Напомню: Выводится на экран - (Слайд № 11)

Существуют различные типы фильмов, среди них - документальный фильм

Задачи документалистики:

  • Средство обучения (учебные фильмы)
  • Исследование (географическое, зоологическое, историческое, этнографическое, и т.д.)
  • Пропаганда (науки, товара, технологии, религии, т.д.)
  • Хроника (длительное наблюдение за событием, репортаж, т.п.)
  • Публицистика

Объединяет их общая для всего документального кино задача: «рассказать нам о мире, в котором мы живём» (англ.документалист Хью Бэдли).

6. Вопрос к учащимся:

Какую задачу (-и) будет решать наше кино? (Средство обучения, историческое исследование).

Вы знаете, что изначально нужно создать литературный сценарий, а чтобы перенести литературный  сценарий на видеопленку, нужно подготовить режиссерский, или, как говорят профессионалы, постановочный сценарий. Я предлагаю немного интерпритировать это применительно к нашему уроку.

Сначала вы создадите литературный сценарий, а затем результат вашего творческого исследования наглядно представите в виде постановочного сценария, который будет является продуктом вашей деятельности (Цель – конечный продукт).   

7. Обращение к учащимся:

Я предлагаю вам трансформировать алгоритм изучения военных действий в план сценария.

Приложение № 2 (Введение, основная часть, заключение)

3 Этап. Решения учебной задачи. 

1. Обращение  к  учащимся:

Самый оптимальный вариант для решения поставленной цели – это работа в группах.

2. Вопрос к учащимся:

Объясните, почему работа в группах самый оптимальный способ для выполнения задания? (Предполагаемые ответы учеников) (каждая группа раскрывает, освещает, конкретизирует определенный блок содержания).

   Действительно: нельзя за короткое время охватить необъятное, поэтому каждая группа будет выполнять свою конкретную задачу в общем деле.

Группы:

Историки (использование карт, портретов, документов и т.д.)

Художники (изготовление агитационных плакатов воюющих сторон и т.д.)

Литераторы (поэтическое слово, синквейн, проза и т.д.)

Костюмеры (рисунки, сравнение и т.д.)

Каждая группа получает конкретную задачу, рекомендованы  средства ее решения (рисунок, коллаж, схема, таблица, поэтическое слово, синквейн, музыка, портрет и т.д.).

3. Задание группам: предлагаю вам определить, в какой части сценария фильма могут находиться ваши материалы

Алгоритм изучения военных событий.

  1. Причины и повод вооруженного столкновения (войны).    
  2. Воюющие страны, военно-политические блоки.                      ВВЕДЕНИЕ (Эпиграф)
  3. Готовность сторон к войне.
  4. Хронологические рамки войны.
  5. Этапы.
  6. Ход военных действий (по этапам):                                               ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
  • планы сторон на начало каждого этапа;
  • основные сражения и события;                                                    
  • особенности стратегии и тактики;                                
  • военные и политические итоги этапа;
  • причины успеха или неудачи  той или иной стороны;
  • полководцы и другие героические участники военных действий

  1. Военные и политические итоги вооруженной борьбы: условия мира.
  2. Значение этой победы, уроки.                                                                       ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  3. Международные последствия войны.

  

4. Задача  группам: Определите руководителя группы, который будет отвечать как за процесс выполнения задания, так и за конечный результат.

Обращаю ваше внимание, что от того, как вы отнетесь к выполнению своего задания, будет зависеть и общий результат вашей деятельности.

5. Обращение к учащимся:

 Я думаю, что слова Томаса Вудро Вильсона могут послужить канвой ко всему фильму и стать первым кадром фильма:

«Все ищут и не находят причину, по которой началась война.

              Их поиски тщетны, причину эту они не найдут.

Война началась не по какой-то одной причине,

война началась по всем причинам сразу»

(Томас Вудро Вильсон).

А.И.Солженицин высказал такое мнение о войне:

«Самым неосмысленным безумием ХХ века была, несомненно, Первая мировая война». Если принять это высказывание за гипотезу, то в своем фильме вы должны либо ее доказать, либо опровергнуть.

В вашем распоряжении 20 минут. Желаю удачи!

             В случае необходимости, учитель конкретизирует деятельность учащихся в группах.                                      

4 Этап. Подведение предварительных итогов урока.

1. По истечении времени, учащиеся по алгоритму представляют свои результаты.

Начинают Историки и заканчивают Историки  (причины и итоги). Доказана или опровегнута гипотеза, предложенная в начале работы.

2. Рассматриваются варианты названия фильма, выбирается (при наличии)  наиболее удачный.

3. Предложить Литераторам завершить фильм поэтическим словом.

При наличии времени можно предложить аргументировать выбранные доказательства, тем самым систематизируют все предложенные материалы (См. Технологическую карту).

 Учитель предлагает  оценить свою работу, используя рефлексивную карту.

Домашнее задание:

1. В качестве домашнего задания ученикам предлагается написать эссе по теме: «Была ли возможность случая у России: победить в войне и избежать революции?

         В качестве материала, который может задать тон предлагается  следующее высказывание «Кое-что мы должны оставлять на волю случая» ,- говорил английский адмирал Нельсон.

2. Составить презентацию по теме «Первая мировая война»

 

Приложение 1

Алгоритм изучения военных событий.

Причина и характер войны:

  • основные противоречия, приведшие к войне;                    ВВЕДЕНИЕ
  • подготовка к войне, соотношение сил;
  • планы сторон.
  1. Ход войны (основные этапы):
  • Повод к войне и её начало;                                                   ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
  • Основные этапы и главные сражения;
  • Окончание войны, условия мира, итоги.
  1. Значение войны. Экономические,                                

                                                                                                ЗАКЛЮЧЕНИЕ

социальные, политические

 и другие последствия войн



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

  1. Ф.И.О. учителя: Козлова Татьяна Александровна
  2. Место работы: МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 21»  г. Полевской
  3. Предмет: история
  4. Класс: 9
  5. Тема  урока: «Гражданская война – белые и красные».
  6. Базовый учебник: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России. ХХ век.
  7. Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений
  8. Педагогическая технология: технология развития критического мышления – создание ментальной карты (интеллект-карты)

  1. Цель урока: Сосредоточить внимание обучающихся на вопросах Гражданской войны, требующих глубокого осмысления: Гражданская война как итог борьбы за политическую власть в обществе, как пример решения политических, экономических, социальных вопросов силовыми методами, основой которых стал террор.

  1. Задачи:
  • Образовательная: обобщение и систематизация знаний учащихся о событиях и последствиях Гражданской войны в России;

в результате исследования источников сформировать представление о том, что гражданская война стала национальной трагедией народа. Опираясь на источники, дополнительный материал учащиеся должны дать оценку красному и белому движению.

  • Развивающая:

развивать учебно-информационные умения:

   -  работать с документами, различными источниками информации;

              развивать учебно-интеллектуальные умения:

   -  определять причинно-следственные связи;

   -  оценивать исторические процессы и явления, обобщать, сравнивать и делать выводы; 

   -  способствовать развитию памяти, мышления, речи, умению аргументировать свои ответы.

  • Воспитательная: воспитание неприятия террора, силовых методов решения проблем; дальнейшее развитие нравственных и коммуникативных качеств личности.


Планируемые результаты:

  • Личностные:
  • реализация готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности;
  • развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам.

  • Метапредметные:
  • формирование познавательных интересов и интеллектуальных способностей учащихся;
  • формирование способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
  • умения управлять своей познавательной деятельностью.

  •  Предметные: 
  •    развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников;
  •  освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, выявления причин исторических событий,   объяснения фактов;
  •    рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты

Методы и формы учебной деятельности.

по источнику передачи и восприятия учебной информации:

- словесные, наглядные;

по степени активности познавательной деятельности:

- объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый;

Виды учебной ситуации деятельности учителя:

-  учитель-коллега, учитель-соавтор

Деятельность ученика: 

- индивидуальный вклад в создание коллективного продукта (ментальной карты)

Оборудование:  компьютер

Этап   урока

Формиреумые УУД

          Деятельность учителя/ используемые ЭОР

  Деятельность ученика

  1. Ориентировочно - мотивационный

1.Формирование мотива действий.

УУД:

Познавательные:

(умение строить логическую цепь размышлений);

Коммуникативные:

(умение выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации);

Личностные:

(Формирование учебной мотивации);

 

1. Урок начинается с музыкального вопроса.

В какой период истории нашего государства могли звучать такие песни 

2. Что позволило вам сделать такие умозаключения 

3. А если вы прослушаете поэтическую подсказку, то уверена, определите тему сегодняшнего урока.

Поливает колос спелый 
Кровушка кубанская, 
Кто-то красный, кто-то белый, 
Ох, война гражданская. 
           Уезжали два сыночка — 
           Родные головушки. 
           Уезжали темной ночкой 
           В разные сторонушки. 

Не прощались — обнимались, 

Будто и не братушки, 

Непонятными остались 

В добром сердце матушки. 
            Словно злости пригубили — 
            Разошлись недобрыми, 
            И на третьи сутки были 
            Мертвыми подобраны. 
Кто был красным, кто был белым, 
Кровь обоих — на поле. 

Мать по-равному отпела, 
Поровну оплакала.


 Проверяют свою

   готовность        к  уроку

1. Прослушивают музыкальный вопрос, возможные варианты ответа (в период революции, в период войны, в период Гражданской войны).

2. Анализируют и отвечают - (текст песен, музыкальная композиция, жанр музыки – боевой, революционный, маршеровой)

3. Высказывают свои

     предложения по

     содержанию

     вопросов:

     размышляют,

отвечают на вопрос, аргументируют ответ

2.Актуализация знаний.

УУД:

Познавательные:

(Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта);

Регулятивные:

(осознание, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения; умение вступать в диалог);

Коммуникативные:

Умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе коллективной работы)

1. Обращение к учащимся:

Как бы вы определили тему урока

2. Обращение к учащимся:

Я предлагаю обозначить тему следующим образом

Гражданская война – трагедия русского народа.

Обратите внимание, тема без знака препинания.

Какой бы вы поставили знак в конце данной темы?

Почему? Что обозначал бы этот знак с исторической точки зрения?

!  знак  трагедия Гражданской войны  

Как ответим на этот вопрос:

  • Гражданская война разделила общество на своих и врагов;
  • Гражданская война – это братоубийственная война;

?   знак -  чья правда была в этой войне – белых или красных?

… знак – не было в этой войне ни победителей, ни проигравших.

   

 

 1. Высказывают предположения

2. Высказывают свои

     предложения по

     содержанию

     вопросов:

     размышляют,

отвечают

на вопрос,

аргументируют ответ

2. Составляют алгоритм самостоятельно

3. Построение учебной задачи

УУД:

Регулятивные:

- умение слушать в соответствии с целевой установкой;

Коммуникативные:

- строить понятные для соучастников высказывания;

Личностные:

- формирование учебной мотивации

1. Обращение  к  учащимся: 

Но Гражданская война не может длиться вечно.

В 1920 году закончилась война победой красных.

Что способствовало тому, что красные смогли одержать вверх в этой схватке – это задача, которую вам нужно будет решить на уроке.

ИТАК: я конкретизирую задачу:

Докажите, почему белые проиграли и благодаря  чему красные победили в Гражданской  войне.

Это задача, которую вам нужно будет решить в течение 10-15 минут.

Для решения задачи вам предлагается составить ментальную группу.

Мы заранее определили группы. Задача для каждой группы поставлена.

Группа «Красные»  

благодаря чему победили красные

Составление визуальной ментальной карты

Группа

«Белые»

почему проиграли белые

Составление визуальной ментальной карты

Группа «Красные»  

благодаря чему победили красные

Составление ментальной карты в электоронном варианте

Группа

«Белые»

почему проиграли белые

Составление ментальной карты в электоронном варианте

Общая группа

Общая задача: почему проиграли белые и благодаря чему победили красные

Составление геополитической карты. Акцентрировать внимание на:

 -экономических условиях (пути сообщения, связи, промышленные регионы, концентрация населения в центральных регионах)

-географических условиях.

1.Ученики

   подтверждают

   готовность к работе

2. Ученики размышляют, отвечают на вопрос, аргументируют ответ

  1. Операционно - исполнительский

4. Решение учебной задачи

УУД:

Познавательные:

(овладение  способами решения проблем; структурировать найденную информацию в нужной форме; умение осмысленно читать, извлекая нужную информацию, отбрасывая второстепенную; умение вести поиск и выделять необходимую информацию)

Личностные:

(формирование учебной мотивации;

проявлять в конкретных ситуациях доверие, доброжелательность, внимательность, помощь и др.)

Коммуникативные:

(умение создавать устные  высказывания; умение осуществлять продуктивное взаимодействие с учителем  и со сверстниками;

   

1. Участники создают ментальную карту. Принципы работы в данной техноологии детям знакомы из предварительных уроков.

2.  В случае необходимости учитель конкретизирует деятельность учащихся в группах. 

 

1. Ученики работаю в группах, выполняют творческую работу.

2. Каждой группе предложен пакет с иллюстритивным материалом, документы

3. Возможно привлечь дополнительные источники информации (Интернет, энциклопедии)

III.    Рефлексивно - оценочный

 5. Подведение предварительных итогов урока.

УУД

Познавательные:

(Осуществлять анализ  объекта; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме);

Коммуникативные:

(Уметь формулировать собственное мнение и позицию);

Регулятивные:

(Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания);

   1. По истечении времени, учащиеся представляют свои результаты.

Группы аргументируют подтемы, которые они включили в ментальную карту, чтобы решить поставленную задачу.

2. Учитель акцентрирует внимание на том, что две группы предстаили субъективные причины победы и проигрыша, а объективные причины отражены в работе  Обобщенной группы:

 

1. Ребята  представляют работу в группах.

 

 2. Проводят анализ высказываний, делают свой выбор.

3. Определяют наиболее сложные моменты.

 

6. Итоговая самооценка

 УУД

Регулятивные  (осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»); формирование адекватной самооценки).

1. Учитель предлагает  оценить свою работу, используя рефлексивную карту.

 

1. Заполняют рефлексивную карту.

7. Домашнее задание

УУД:

Регулятивные - формирование навыков результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля.

Домашнее задание:

1. В качестве домашнего задания ученикам предлагается написать эссе (сочинение-рассуждение) на тему «Трагедия Гражданской войны: мой взгляд».

         

2. Составить презентацию по теме «Гражданская война»

2. Домашнее задание выведено в электронный дневник



Предварительный просмотр:

Стадия – Вызова

Поэтическое слово о Российской истории

(великие люди об истории в стихах)

О    России

Автор

1

«Умом Россию не понять,

  Аршином общим не измерить,

    У ней особенная стать –

    В Россию можно только верить».                      

Тютчев

Фёдор Иванович

(1803-1873)

поэт, дипломат, консервативный публицист, член-корреспондент Петербургской АН с 1857 года.

2

«У нас чужая голова,

  А убежденья сердца хрупки…

  Мы - европейские слова

  И азиатские поступки»

Щербина

Николай Федорович

(1821-1863)

русский поэт второй половины XIX века

3

«О, Русь! В предвиденье высоком

  Ты мыслью гордой занята:

  Каким ты хочешь быть Востоком:

  Востоком Ксеркса – иль Христа?»

Соловьев

 Владимир Сергеевич  

(1853- 1900)

русский философ второй половины XIX в., богосов, поэт, публицист, литературный критик; почётный академик Императорской Академии наук по Разряду изящной словесности

4

« Колумбы русские, презрев угрюмый рок,
   Меж льдами новый путь отворят на восток
   И наша досягнет в Америку держава»

Ломоносов  

Михаил Васильевич

(1711-1765)

первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик

5

…В Петербурге в день присяги

Был бунт, исполненный отваги.

Полк вышел чуть не на заре

И стал на площади в каре,

Готов на смерть и жаждет воли –

Не надо больше рабской доли!

Ребята! Стойте в добрый час,

Святая Русь помянет вас!

Огарев

 Николай Платонович

(1813-1877)

русский поэт второй половины XIX века, публицист, революционер.

6

«Мы были дети 1812 года. Принести в жертву все, даже самую жизнь, ради любви к Отечеству было сердечным побуждением. Наши чувства были чужды эгоизма».

Муравьев-Апостол

Матвей  Иванович

(1793—1886)

декабрист

7

 «Задумчив, одинокий.

  Я по земле пройду, не знаемый никем.

  Лишь пред концом моим. Внезапно озаренный.

  Познает мир, кого лишился он».

Муравьёв-Апостол

Сергей Иванович

(1796 — 1826)

декабрист

8

О, жертвы, мысли безрассудной,

Вы уповали, может быть,

Что станет вашей крови скудной,

Чтоб вечный полюс растопить!

Едва дымясь, она сверкнула,

На вековой громаде льдов,

Зима железная дохнула -

И не осталось и следов.

И стихотворением К.Рылеева:

Тюрьма мне в честь – не в укоризну,

За дело правое я в ней,

И мне ль стыдиться сих цепей,

Когда ношу их за Отчизну.

(пронизано духом предопределённости)

Тютчев

Фёдор Иванович

поэт, дипломат, консерватив-ный публицист, член-корреспондент Петербургской АН с 1857 года.

9

Узнала я, как опадают лица,

Как из-под век выглядывает страх,

Как клинописи жесткие страницы,

Страдания выводят на щеках.

Ахматова

А́нна Андреевна

(1889-1966)

русская поэтесса, переводчица и литературовед

10

а) Швед русский - колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть, и ад со всех сторон.

б) Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.

в) Все, чем для прихоти обильной
Торгует Лондон щепетильный
И по Балтическим волнам
За лес и сало возит нам

Пушкин

Александр Сергеевич

(1799 – 1837)

русский поэт, драматург и прозаик

11

Панмонголизм                                                1 октября 1894

Панмонголизм! Хоть имя дико,
Но мне ласкает слух оно,
Как бы предвестием великой
Судьбины Божией полно.

Когда в растленной Византии
Остыл Божественный алтарь
И отреклися от Мессии
Иерей и князь, народ и царь, -

Тогда он поднял от Востока
Народ безвестный и чужой,
И под орудьем тяжким рока
Во прах склонился Рим второй.

Судьбою павшей Византии
Мы научиться не хотим,
И все твердят льстецы России:
Ты - третий Рим, ты - третий Рим.

Пусть так! Орудий божьей кары
Запас еще не истощен.
Готовит новые удары
Рой пробудившихся племен.

От вод малайских до Алтая
Вожди с восточных островов
У стен поникшего Китая
Собрали тьмы своих полков.

Как саранча, неисчислимы
И ненасытны, как она,
Нездешней силою хранимы,
Идут на Север племена.

О Русь! забудь былую славу:
Орел двуглавый сокрушен,
И желтым детям на забаву
Даны клочки твоих знамен.

Смирится в трепете и страхе,
Кто мог завет любви забыть...
И третий Рим лежит во прахе,
А уж четвертому не быть.

Соловьев

Владимир Сергеевич

(1853- 1900)

 русский религиозный мыслитель, мистик поэт, публицист, литературный критик...

12

«Колумбы русские, презрев угрюмый рок,
Меж льдами новый путь отворят на восток
И наша досягнет в Америку держава.

                                  (пророческие слова Ломоносова)

Ломоносов  

Михаил Васильевич

(1711-1765)

13

Смотрите в грозной красоте, 
Воздушными полками, 
Их тени мчатся в высоте 
Над нашими шатрами… 
О …, бич древних лет, 
Се твой полет орлиной, 
«Погибнем! Мертвым срама нет!» 
Гремит перед дружиной. 
(В. А. Жуковский) о Святославе 

Жуковский

Василий Андреевич

(1783-1852)

русский поэт

14

Победой прославлено имя твое 
Твой щит на вратах Цареграда… 
(А. С. Пушкин) об Олеге 

Пушкин

Александр Сергеевич

15

3) Как после, водима любимым вождем, 
Сражалась, гуляла дружина 
По градам и селам с мечом и огнем 
До града царя Константина; 
Как там победитель к воротам прибил 
Свой щит, знаменитый во брани, 
И как он дружину свою оделил 
Богатствами греческой дани! 
(Н. М. Языков) об Олеге 

Языков

Николай Михайлович

(1803- 1847)

Русский поэт эпохи романтизма, один из ярких представителей  золотого века русской поэзии

16

17

Подняв клинки из русской стали,

Нагнув копейные древки,

Из леса с криком вылетали

Новогородские  полки.

По льду неслись с лязгом, визгом,

К мохнатым гривам наклонясь,

И первым на коне огромном

В немецкий строй врубился князь.

                                                 /Поэма «Ледовое побоище»/ 

Сей шкипер был тот шкипер славный,

Кем наша двинулась земля,

Кто придал мощно бег державный

Рулю родного корабля. (О Петре Первом)

Симонов

Константин Михайлович

(1915 – 1979)

 Советский писатель, поэт, общественный деятель

Пушкин

 Александр Сергеевич

18

Победоносцев он для рода,

Обедоносцев – для двора.

Бедоносцев для народа.

И Доносцев – для царя.

Эпиграмма