Главные вкладки
элективные курсы,курсы по выбору
элективные курсы,курсы по выбору
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.04 КБ |
![]() | 48.75 КБ |
![]() | 30.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Управление образования Администрации города Когалыма
МАОУ "Средняя школа № 3"
Пункт 2.1. Основной образовательной
программы основного общего образования
(в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденным приказом
Минпросвещения от 31.05.2021 № 287
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; приказа Минпросвещения от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»), утвержденной приказом директора
МАОУ «Средняя школа №3» от30.08.2023 № 420
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса « Речеведческий анализ текста»
для обучающихся 11 классов
город Когалым 2023
Аннотация к рабочей программе учебного курса «Речеведческий анализ текста» 11 класс
Название рабочей программы | Рабочая программа по русскомуязыку. 10-11класс. |
Предмет | Русский язык |
Рабочая программа составлена на основе | Рабочая программа по русскому языку для 10-11 класса составлена на основе ФГОС ООО в соответствии с Федеральным государственным образовательном стандартом среднего и общего образования. РыбченковаЛ.М.,Александрова О.М. «Русский язык 10-11 классы. Базовый уровень. М.«Просвещение»,2020 г продолжает линию УМК Рыбченкова Л.М. (5-9 классы) на старшей ступени образования. |
Количество часов | 2/ 68 |
Уровень | базовый |
УМК: Учебник | РыбченковаЛ.М.,Александрова О.М. «Русский язык 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных организаций.Базовый уровень. » М. «Просвещение»,2020 г-272с. |
Методическое пособие | Рыбченкова Л.М.,Александрова О.М. «Русский язык 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных организаций.Базовый уровень. » М. «Просвещение»,2020 г-272с. |
Пояснительная записка
Программа по курсу «Речеведческий анализ теста» на уровне основного общего образования подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), федеральной рабочей программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Рабочая программа по русскому языку на уровень основного общего образования для
обучающихся 5–9-х классов МАОУ «Средняя школа №3» разработана в соответствии с
требованиями:
∙Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
∙приказаМинпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования»;
∙приказаМинпросвещения от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной
образовательной программы основного общего образования»;
∙приказаМинпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам — образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
∙СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 №
28;
∙СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 №
2;
∙концепции преподавания русского языка и литературы в Российской
Федерации, утвержденной распоряжением Правительства от 09.04.2016 №
637-р;
∙учебного плана основного общего образования, утвержденного приказом
МАОУ «Средняя школа №3» от 30.08.2023 № 420 «Об утверждении основной
образовательной программы основного общего образования»;
∙федеральной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык».
Программа элективного курса составлена на основе Рабочая программа по русскому языку для 10-11 класса составлена на основе ФГОС ООО в соответствии с Федеральным государственным образовательном стандартом среднего и общего образования. РыбченковаЛ.М.,Александрова О.М. «Русский язык 10-11 классы. Базовый уровень. М.«Просвещение»,2020 г продолжает линию УМК Рыбченкова Л.М. (5-9 классы) на старшей ступени образования.Программно-методические материалы. «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.10-11классы»/ -6-е изд- М.: Просвещение, 2020г. и анализе результатов части ЕГЭ предыдущих лет Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса. Введение элективного курса, как вариативной части учебного плана общеобразовательного учреждения, обусловлено тем, что здание 27 ЕГЭ составляет примерно 1/3 от общего количества баллов, набранных учеником на экзамене, и существенно влияет на общее количество баллов, необходимое для поступления в вуз. Главные принципы, на которых строится курс - научность, системность, доступность. Это позволит учащихся максимально успешно овладеть ключевыми языковыми и речевыми компетенциями. Актуальность курса заключается в расширении знаний по русскому языку с целью успешной сдачи ЕГЭ.
Характеристика учебного предмета. В данном элективном курсе рассматривается последовательность расположения частей текста, систематизируются и дополняются знания о стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте. Поскольку данный курс носит комплексный характер, учащиеся будут учиться анализировать не только стилевые особенности текста, но и содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства. Программа предусматривает конструирование текста типа рассуждения на основе исходного текста, развивает умение понимать и интерпретировать читаемый текст, создавать свое высказывание, уточняя тему и основную мысль, выстраивать композицию, отбирать языковые средства, объяснять их роль в тексте, выбирать стиль и тип речи. Умения и навыки, приобретенные при изучении данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.
Цели элективного курса: Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей и развитие умения находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте
Задачи курса:
- Формирование умения овладеть литературно-критическими жанрами (рецензия, эссе).
- Расширение знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов в жанре рецензии или эссе.
- Развитие письменной и устной речи. .
- Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей
- Подготовка учащихся к выполнению задания ЕГЭ. Создавать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле;
- Активизировать познавательную деятельность школьников;
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого ученика при его взаимодействии с учителем и соучениками. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Освоение курса предполагает следующую типологию уроков: уроки-лекции; уроки применения знаний на практике; уроки навыков (тренировочные);уроки комплексного применения знаний.
Программа включает в себя теоретический материал, вопросы и задания практического характера.
Место элективного курса в учебном плане:
Элективный курс «Разноаспектный анализ текста» предназначен для учащихся 11 класса и рассчитан на 68 часов. Курс рассчитан на 1год обучения: 11 класс - 68ч (2 часа в неделю) ,
Формы обучения курса: групповая и индивидуальная работа, Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов в жанре рецензии, эссе);
- самостоятельная работа (написание рецензии, эссе, нахождение выразительных средств языка и объяснение их роли);
- групповая и индивидуальная работа. Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности. Задания для работы помещёны в тренировочных тестах и индивидуальных карточках и распределёя в соответствии с процессом и структурой ЕГЭ. Особенность программы: элективный курс оценивается «зачёт» / «незачёт» (определяется в процентном соотношении: более 50 % - «зачёт», менее 50 % - «незачёт»).
Программа составлена таким образом, чтобы большую часть знаний, умений и навыков учащиеся получали в практической деятельности через анализ текстов, работу с различными стилями текстов
Планируемые результаты освоения курса:
В результате прохождения программного материала обучающиеся должны знать:
- основные понятия, необходимые для создания текста и его анализа;
- определение терминов, встречающихся в формулировке задания в критериях оценивания;
- виды текста;
- определение понятий «вступление» и «заключение»;
- что такое проблема текста, комментарий, позиция автора;
Обучающиеся должны уметь:
- указывать средства связи между частями текста;
- определить тему и основную мысль текста;
- определить тип и стиль речи;
- использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе текста;
- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- анализировать форму исходного текста;
- находить характерные для исходного текста языковые средства;
- создавать связное высказывание;
- излагать последовательно собственные мысли;
- использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.
- речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.
Содержание программы
Разноаспектный анализ текста. (16 часов)
Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста.Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста. Стили речи. Типы речи.
Тема 2. Лингвистический анализ текста. (19часов)
Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.
Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.
Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы.
Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись.
Лексически – поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы.
Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, синтаксические конструкции.
Тематическое планирование
№пп | Тема | Количество часов | Теория | Практика |
1 | Разноаспектный анализ текста. | 34часов | 17 | 10 |
2 | Лингвистический анализ текста. | 34часов | 27 | 14 |
3 | всего | 68 | 44 | 24 |
Календарно-тематическое планирование
№пп | Тема | Форма урока | Вид контроля | Дата проведения |
Разноаспектный анализ текста. 17 часов | ||||
1 | Введение Задачи курса | Беседа | ||
2 | текст | лекция | Анализ текста | |
3 | Тема и основная мысль текста | лекция | Комплексный анализ текста | |
4 | Содержание исходного текста | практикум | Самостоятельная работа | |
5 | Средства связи между частями текста Способы связи предложений в тексте | практикум | Работа с текстами | |
6 | Лексические средства организации текста | лекция | Анализ текста | |
7 | Лексические средства организации текста | практикум | Практическая работа | |
8 | Морфологические средства организации текста | лекция | Анализ текста | |
9 | Морфологические средства организации текста | Практикум | тест | |
10 | Синтаксические средства организации текста | лекция | тест | |
11 | Синтаксические средства организации текста | Практикум | Практическая работа | |
12 | Тексты функционального стиля. | практикум | Анализ текста | |
13 | Стили речи | Лекция | Работа с текстами разных стилей | |
14 | Анализ композиции текстов научного и разговорного стилей | практикум | Тест | |
15 | Анализ композиции публицистического стиля | Практикум | практикум | |
16 | Типы речи | практикум | Практическая работа | |
17 | Контрольная работа 1 | |||
Тема 2. Лингвистический анализ текста. (27часов) | ||||
18-19 | Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение | лекция | Составление плана лекции | |
20-21 | Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение | Лекция | Составление плана лекции | |
22 | Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение | практикум | Тест в формате ЕГЭ | |
23 | Многозначные слова. Переносное значение слова. ограниченного употребления. Фразеологизм | Практикум | Работа с текстами | |
24 | Синонимы. Контекстные синонимы Антонимы. Контекстные антонимы | Практикум | Практическая работа | |
25 | Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс | практикум | Конспект | |
26 | Фонетические средства выразительности: эвфония, диссонанс. Звукопись | практикум | Практическая работа | |
27-28 | Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, , | практикум | Тест | |
29-30 | Тропы: олицетворение, ирония, гипербола, метафора | Практикум | Тест | |
31-32 | Тропы: аллегория, перифраза. | практикум | Практическая работа | |
33 | Художественный символ, паронимы | практикум | практическая работа | |
34 | Стилистические фигуры: градация, антитеза, | Лекция | Конспект | |
35 | Стилистические фигуры: оксюморон, лексический повтор, | практикум | Тест | |
36 | Стилистические фигуры: анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, | практикум | Практическая работа | |
37 | Стилистические фигуры: риторические фигуры, | Практикум | Практическая работа | |
38 | Стилистические фигуры: синтаксические конструкции | Практикум | Тест | |
39-40 | Комплексный анализ текста | Анализ текста | ||
41 | Контрольная работа |
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение курса
Программа | |
Дидактическое обеспечение | 1«Русский язык» приложение к изданию «Первое сентября» 2.Формановская Н.И. «Речевой этикет и культура общения» М.: Дрофа 2019 3.С.И.Львова. «Язык в речевом общении».М.: Просвещение 2019 4Тексты из сборников при подготовке к ОГЭ 5. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово– РС», 2018 6. Егораева Г.Т. Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ.- М.,издательство «Экзамен», 2020 7. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: М:, Сфера 2022
|
Электронные ресурсы |
Страна Лингвиния: Сборник диктантов, тренингов, электронных словарей: (Электронный ресурс). – М.: Новый диск,2022 |
Предварительный просмотр:
Программа курса
по русскому языку в 9 классе
Читательская грамотность.Абсолютная грамотность
Объем программы – 34 часа
Учитель: Карпенко О.Н.
Пояснительная записка
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 1645, от 31 декабря 2015 г. № 1578, от 29 июня 2017 г. № 613, приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 24 сентября 2020 г. № 519, от 11 декабря 2020 г. № 712 и от 12 августа 2022 г. № 732
- Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023г. № 371 «Об утверждении Федеральной образовательной программы среднего общего образования»
- Приказ Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 года №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
- Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
- Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.08.2017 г. № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций»
- Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28;
- Санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №28;
Цели и задачи курса:
- обобщить полученные знания по орфографии за курс 5-8 классов;
- закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи;
- преодолеть психологические трудности по отношению к языку.
- Общая характеристика учебного курса.
Элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов посвящён одной из важных задач филологического образования в школе - формированию навыков грамотного письма.
В данном курсе приводятся в систему все знания, полученные учащимися при изучении орфографии (5-7 классов). Курс ориентирован на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов. Он является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность проверить свои способности в этой области.
Рабочая программа элективного курса рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Имеются некоторые отличия. При составлении программы элективного курса учитывалась логика построения курса русского языка в 9 классе.
Информационный материал сочетается с такими формами работы, которые позволят учащимся повысить уровень ЗУН, необходимых для успешной сдачи экзаменов.
Формы текущего контроля:
- лекции учителя с различными видами заданий;
- составление обобщающих таблиц и схем;
- самостоятельная работа учащихся;
- работа в группах;
- урок-практикум;
- работа с пакетами КИМов;
- написание диктантов;
- выполнение тестов.
Курс завершается итоговым контрольным тестированием.
- Место учебного курса в учебном плане.
Курс ориентирован на предпрофильную подготовку по русскому языку, на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам успешно осваивать программу старшей профильной школы и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов. Он является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность проверить свои способности в этой области.
Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по русскому языку и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.
- Результаты освоения курса.
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению.
Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.
Предметные: знать/ понимать/ уметь
- знать трудные случаи правописания;
- понимать их роль в общекультурном развитии человека;
- соблюдать в практике основные правила орфографии и пунктуации;
- осуществлять речевой самоконтроль;
- оценивать свою речь с точки зрения ее правильности;
- находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;
- совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- объяснять языковое явление;
- уметь применять знания при тестировании;
- формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала;
- формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами;
- работать над расширением словарного запаса;
- работать с тестовыми заданиями;
- выполнять различные типы тестовых заданий;
- самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
- четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;
- хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
- правильно отмечать в бланке вариант ответа;
- вносить исправления в бланк экзаменационной работы;
- сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут.
Тематическое планирование
курса Читательская грамотность . Абсолютная грамотность .
в 9 «Г» классе
№ п/п | Наименование разделов и тем | Макси- мальная нагрузка учащего- ся, ч. | Из них | ||
Теоретическое обучение, ч. | Практическое занятие, ч. | Уроки контроля, ч. | |||
I. | Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке | 2 ч. | 2 ч. | - | - |
II. | Орфограммы в корнях | 6 ч. | - | 6 ч. | - |
III. | Правописание приставок | 2 ч. | 1 ч. | 1 ч. | - |
IV. | Орфограммы в суффиксах | 7 ч. | - | 7 ч. | - |
V. | Орфограммы в окончаниях | 3 ч. | - | 3 ч. | - |
VI. | Правописание сложных слов | 2 ч. | - | 2 ч. | - |
VII. | Правописание предлогов | 2 ч. | 1 ч. | 1 ч. | - |
VIII. | Правописание союзов | 2 ч. | 1 ч. | 1 ч. | - |
IX. | Правописание частиц | 4 ч. | 1 ч. | 3 ч. | - |
X. | Правописание числительных | 2 ч. | 1 ч. | 1 ч. | - |
XI. | Принципы и правила переноса | 1 ч. | 1 ч. | - | - |
XII. | Итоговая работа за I полугодие (тест) | 1 ч. | - | - | 1 ч. |
Итого: | 34 ч. | 8 ч. | 25 ч. | 1 ч. |
Содержание элективного курса (34 часа)
Раздел 1. Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке (2 ч.)
Расширение и углубление понятий об орфограммах и нахождений их в словах разных частей речи.
Учащиеся должны знать:
- части речи.
Учащиеся должны уметь:
- опознавать части речи.
Основные термины и понятия: части речи, орфограмма.
Раздел 2. Орфограммы в корнях (6 ч.)
Состав слова, корень слова, однокоренные слова.
Омонимичные корни.
Гласные, проверяемые ударением. Гласные, непроверяемые ударением.
Чередующиеся, проверяемые гласные.
Правописание согласных в корне.
О-Е после шипящих в корне.
Учащиеся должны знать:
- состав слова.
Учащиеся должны уметь:
- выделять корни слов;
- «видеть» орфограмму в корне и объяснить её написание;
- различать корни с чередующейся, проверяемой гласной;
- обогащать словарный запас слов.
Основные термины и понятия: состав слова, корень, орфограмма, чередующаяся и проверяемая гласная.
Раздел 3. Правописание приставок (2 ч.)
Неизменяющиеся на письме приставки (морфологический принцип орфографии).
Изменяющиеся на письме приставки (фонетический принцип орфографии).
Написание приставок, зависящее от значения.
Учащиеся должны знать:
- приставки.
Учащиеся должны уметь:
- выделять приставки;
- различать их написание;
- находить орфограмму в приставках, объяснять правильность выбора.
Основные термины и понятия: приставка, морфологический принцип орфографии, фонетический принцип орфографии.
Раздел 4. Орфограммы в суффиксах (7 ч.)
О, Е после шипящих в суффиксах.
Правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий.
Ч-Щ в суффиксах существительных.
Различение на письме суффиксов прилагательных -к и –ск.
Правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), существительных (-ек, - ик).
Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий.
Учащиеся должны знать:
- суффиксы.
Учащиеся должны уметь:
- выделять суффиксы;
- различать их написание;
- их грамотно писать.
Основные термины и понятия: суффикс, орфографический разбор.
Раздел 5. Орфограммы в окончаниях (3 ч.)
О, Ё после шипящих в окончаниях слов.
Падежные и родовые окончания.
Правописание личных окончаний глаголов.
Учащиеся должны знать:
- окончания.
Учащиеся должны уметь:
- выделять окончания;
- их грамотно писать.
Основные термины и понятия: окончание, падежные и родовые окончания.
Раздел 6. Правописание сложных слов (2 ч.)
Сложные слова с соединительной гласной.
Сложные слова без соединительной гласной.
Слитное написание сложных существительных.
Дефисное написание сложных существительных.
Слитное написание сложных прилагательных.
Дефисное написание сложных прилагательных.
Учащиеся должны знать:
- правила написания сложных слов.
Учащиеся должны уметь:
- различать слитное и раздельное написание сложных слов.
Основные термины и понятия: сложные слова, соединительная гласная, слитное и дефисное написание сложных слов.
Раздел 7. Правописание предлогов (2 ч.)
Правописание производных и непроизводных предлогов.
Слитное и раздельное написание предлогов.
Учащиеся должны знать:
- предлоги.
Учащиеся должны уметь:
- отличать предлоги от самостоятельных частей речи.
Основные термины и понятия: предлоги, слитное и раздельное написание предлогов.
Раздел 8. Правописание союзов (2 ч.)
Слитное и раздельное написание союзов.
Учащиеся должны знать:
- союзы.
Учащиеся должны уметь:
- отличать союзы от предлогов.
Основные термины и понятия: союзы, слитное и раздельное написание союзов.
Раздел 9. Правописание частиц (4 ч.)
Слитное и дефисное написание частиц.
Разграничение частиц НЕ и НИ.
Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи.
Учащиеся должны знать:
- частицы.
Учащиеся должны уметь:
- отличать частицы от других частей речи.
Основные термины и понятия: частица, слитное и дефисное написание частиц, разграничение частиц не и ни.
Раздел 10. Правописание числительных (2 ч.)
Мягкий знак на конце и в середине числительных.
Учащиеся должны знать:
- правило написания числительных.
Учащиеся должны уметь:
- применять правило написания числительных на письме.
Основные термины и понятия: числительное, написание числительных.
Раздел 11. Принципы и правила переноса (1 ч.)
Повторение принципов и правил переносов.
Тренировочные упражнения.
Учащиеся должны знать:
- правила переноса.
Учащиеся должны уметь:
- переносить слоги.
Основные термины и понятия: правила переноса, слоги.
Раздел 12. Итоговая работа (1 ч.)
Учебно-методическое обеспечение курса
В качестве обучающего пособия для занятий по темам данного элективного курса предлагается компьютерная программа - программно-методический комплекс для формирования навыков орфографической грамотности "Семейный наставник". М.И. Беляев. Электронный репетитор-тренажёр. Курс русского языка (Базовый). - М.: Компания Медиа Хауз, 2013, 2014. Методические пособия для учителя:
Для учащихся:
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
|
Календарно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Количество часов | Виды самостоятельной работы | Дата проведения занятия | |
планируемая | факти ческая | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке | 2 ч. | ||||
1.1 | Опознавательные признаки орфограмм. | Мини-лекция. | 1 ч. | Работа со схемами, таблицами. | ||
1.2 | Части речи в русском языке. | Мини-лекция. | 1 ч. | Работа с текстом. | ||
2. | Орфограммы в корнях | 6 ч. | ||||
2.1 | Состав слова. Корень. Однокоренные слова. Омонимичные корни. | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа с текстом, со схемами, таблицами. | ||
2.2 | Гласные проверяемые и непроверяемые ударением. | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа с текстом, со схемами, таблицами. | ||
2.3 | Правописание согласных в корне. | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа с текстом. | ||
2.4 | Чередующиеся гласные. | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа с текстом, с таблицами. | ||
2.5 | Чередующиеся гласные (продолжение). | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа с текстом, с таблицами. | ||
2.6 | О-Е после шипящих в корне. | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа с текстом. | ||
3. | Правописание приставок | 2 ч. | ||||
3.1 | Изменяющиеся и неизменяющиеся приставки. | Мини-лекция. | 1 ч. | Работа с текстом. | ||
3.2 | Приставки, зависящие от значения. | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа с текстом. | ||
4. | Орфограммы в суффиксах | 7 ч. | ||||
4.1 | О, Е после шипящих в суффиксах. | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа со схемами, таблицами. | ||
4.2 | Правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий. | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа со схемами, таблицами. | ||
4.3 | Правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий (продолжение). | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа с текстом, с таблицами. | ||
4.4 | Ч-Щ в суффиксах существительных. | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа со схемами, таблицами. | ||
4.5 | Суффиксы –к и –ск. | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа со схемами, таблицами. | ||
4.6 | Правописание гласных в суффиксах глаголов –ова (-ева), -ива (-ыва). | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа с текстом. | ||
4.7 | Правописание гласных в суффиксах существительных –ек и –ик. | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа с текстом. | ||
5. | Орфограммы в окончаниях | 3 ч. | ||||
5.1 | О, Ё после шипящих в окончаниях слов. | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа со схемами, таблицами. | ||
5.2 | Падежные и родовые окончания. | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа с текстом, со схемами, таблицами. | ||
5.3 | Личные окончания глаголов. | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа с текстом, со схемами, таблицами. | ||
6. | Правописание сложных слов | 2 ч. | ||||
6.1 | Соединительные о и е в сложных словах. | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа с текстом. | ||
6.2 | Слитное и дефисное написание сложных слов. | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа с текстом. | ||
7. | Правописание предлогов | 2 ч. | ||||
7.1 | Правописание производных и непроизводных предлогов. | Мини-лекция. | 1 ч. | Работа со схемами и таблицами. | ||
7.2 | Слитное и раздельное написание предлогов. | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа с текстом. | ||
8. | Правописание союзов | 2 ч. | ||||
8.1 | Слитное и раздельное написание союзов. | Мини-лекция. | 1 ч. | Работа со схемами и таблицами. | ||
8.2 | Слитное и раздельное написание союзов. | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа с текстом. | ||
9. | Правописание частиц | 4 ч. | ||||
9.1 | Слитное и дефисное написание частиц. | Мини-лекция. | 1 ч. | Работа с текстом, со схемами, таблицами. | ||
9.2 | Разграничение частиц НЕ и НИ. | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа с текстом, со схемами, таблицами. | ||
9.3 | Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа с текстом. | ||
9.4 | Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи (продолжение). | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа с текстом. | ||
10. | Правописание числительных | 2 ч. | ||||
10.1 | Мягкий знак на конце и в середине числительных. | Мини-лекция. | 1 ч. | Работа со схемами и таблицами. | ||
10.2 | Мягкий знак на конце и в середине числительных (продолжение). | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа с текстом, с таблицами. | ||
11. | Принципы и правила переноса | 1 ч. | ||||
11.1 | Принципы и правила переноса. | Повторительно-обобщающий урок. | 1 ч. | Работа с текстом. | ||
12. | Итоговая работа | 1 ч. | ||||
12.1 | Итоговый тест. | Урок контроля. | 1 ч. | Тест. | ||
Итого: | 34 ч. | |||||
урок теории – 8 ч. | ||||||
урок практических занятий – 25 ч. | ||||||
урок контроля – 1 ч. | ||||||
год – 34 часа, в неделю -1 час (на 34 недели) |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также является элементом развивающего обучения.
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач
Не случайно и в КИМ ЕГЭ по русскому языку в 11-м классе говорится, что задание27 - н ебольшое сочинение-рассуждение — предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Кроме того, сочинение-рассуждение является и вариантом задания 27 на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла
Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался.
Предлагаемая программа элективного курса «Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности по русскому языку» будет полезен не только учащимся гуманитарного профиля, но и любому выпускнику школы
Цели элективного курса:
- гуманитарное развитие учащихся
- развитие творческих способностей личности
- овладение учащимися свободной письменной речью
- подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому язык
Задачи элективного курса:
- помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания 27 на ЕГЭ
- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения
- формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью
- совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей
- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений
формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст
Прогнозируемый результат
Программа элективного курса предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности
В результате изучения элективного курса ученик должен Знать/Понимать:
- понимать и интерпретировать содержание исходного текста
- формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
- определять позицию автора
- высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт)
- уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно
- анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
Технология организации учебного процесса по элективному курсу
Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения задания С ЕГЭ предыдущих лет.
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: урок-лекция с элементами исследовательской деятельности, урок применения знаний на практике, уроки навыков (тренировочные), уроки комплексного применения знаний.
Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения)
- самостоятельная работа;
- работа в группах, парах
- индивидуальная работа
Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности
Программа рассчитана на 34 часа и адресована учащимся 10класса, сдающим ЕГЭ по русскому языку. Материалы курса могут быть использованы на факультативных занятиях
Формы итогового контроля по освоению ЭК и критерии их оценки.
- текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке)
- промежуточный (проводится в форме творческих работ)
- итоговый (в конце курса) проводится в форме презентации творческой работы в соответствии с требованиями ЕГЭ и критериями оценивания
Критерий эффективности реализации программы: в результате изучения курса максимальное количество баллов за содержание сочинения - 14.
Особенность программы: ЭК оценивается «зачёт» / «незачёт» (определяется в процентном соотношении: более 50 % (7 баллов) - «зачёт», менее 50 % (менее 7) - «незачёт»)
Содержание программы
Модуль 1. Теоретический аппарат курса.
- Введение. Задачи курса «Как работать над сочинением. Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку в 11 классе
- Композиция сочинения-рассуждения. Критерии оценивания сочинения-рассуждения
- Зачин. Роль вступления в сочинении-рассуждении. Формы вступления
- Виды информации в тексте. Формулировка основной проблемы исходного текста. Соотношение тематики и проблематики текста
- Комментарий основной проблемы текста. Виды и категории проблем, рассматриваемых авторами в исходных текстах.
- Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции
- Логические приёмы мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции
- Заключительная часть сочинения
Модуль 2. Практикум. Творческие работы разной стилевой направленности.
- Художественный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля
- Публицистический стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля
- Научно-популярный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля
- Экспертная оценка творческих работ.
Тематическое планирование элективного курса:
№ | Темы уроков | Вид урок |
1 | Композиция сочинения - рассуждения | Лекции |
2 | Зачин сочинения-рассуждения. Как начать | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности |
3 | Тема и проблема текста. Как определить проблему | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности |
4-5 | Как прокомментировать проблему. Виды комментария | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности |
6-7 | Позиция автора. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности |
8-9 | Как выразить собственное мнение по выявленной проблем | Практику |
10-11 | Что такое аргумент? Типы аргументирования. Способы ввода аргументов | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности |
12 | Финал сочинения | Практику |
13 | Как писать сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля | Комплексное применение знаний |
14 | Как писать сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля | Комплексное применение знаний |
15 | Как писать сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля | Комплексное применение знаний |
16-17 | Итоговое занятие. Защита творческих работ | Презентация, рецензирование, экспертная оценка |
КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ 2021-2022
№ | Критерии оценивания ответа на задание С1 | Баллы |
I | Содержание сочинения | |
К 1 | Формулировка проблем исходного текста | |
Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет | 1 | |
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. | 0 | |
К 2 | Комментарий к сформулированной проблеме исходного текст | |
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста, в комментариях нет | 2 | |
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована, но допущено не более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста | 1 | |
Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована, или допущено более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента, или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста | 0 | |
К 3 | Отражение позиции автора исходного текста | |
Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет | 1 | |
Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно или позиция автора исходного текста не сформулирована | 0 | |
К 4 | Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблем | |
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. | 2 | |
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт | 1 | |
Экзаменуемый сформулировал свое мнение о проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы, или мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: «Я согласен / не согласен с автором»), или вообще не отражено в работе | 0 | |
II | Речевое оформление сочинения | |
К 5 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: | 2 | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста | 1 | |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста | 0 | |
К 6 | Точность и выразительность речи | |
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматических форм | 2 | |
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи | 1 | |
Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи | 0 | |
III | Грамотность | |
К 7 | Соблюдение орфографических норм | |
орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) | 2 | |
допущена 1 ошибка | 1 | |
допущено более 1 ошибки | 0 | |
К 8 | Соблюдение пунктуационных норм | |
пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) | 2 | |
допущены 1 – 2 ошибки | 1 | |
допущено более 2 ошибок | 0 | |
К 9 | Соблюдение языковых норм | |
грамматических ошибок нет | 2 | |
допущены 1 – 2 ошибки | 1 | |
допущено более 2 ошибок | 0 | |
К 10 | Соблюдение речевых норм | |
допущено не более 1 речевой ошибки | 2 | |
допущены 2 – 3 ошибки | 1 | |
допущено более 3 ошибок | 0 | |
К 10 | Соблюдение этических норм | |
этические ошибки в работе отсутствуют | 1 | |
допущены этические ошибки (1 и более) | 0 | |
К 11 | Соблюдение фактологической точности в фоновом материале | |
фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют | 1 | |
допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале | 0 | |
Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1 – К12) |
Литература для учащихся и учителя:
- Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. - Челябинск, «Взгляд», 2018
- Л.М.Рыбченкова. Русский язык, 10-11кл. - М.: Просвещение, 2020
- Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). - М.: «Экзамен», 2019.
- Единый государственный экзамен. 2013: Русский язык. – М.: Просвещение, 2020
- Сокольницкая Т.Н. Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаём без проблем! – М.: Эксмо, 2018
- Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: Интеллект-Центр, 2020-21
Дополнительная литература
- Всё об экзаменационном сочинении. Материалы к письменному экзамену. - М.:Астрель, 2018
- Как написать сочинение? Справочник школьника. – М.:Слово, 2018
- Калганова Т.А.. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение , 2019.
- Ладыженская Т.А.. Развивайте дар слова. - М.: Просвещение, 2010
- Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. – М.: Просвещение,2010
- Никитина Е.И. Русская речь. М.:Просвещение, 2011