Работаем по ФГОС НОО
Работаем по ФГОС НОО
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ интегрирована в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей основа для разработки и реализации собственной программы воспитания и социализации учащихся начальной школы для реализации требуются согласованные усилия многих социальных субъектов
Цель и общие задачи воспитания и социализации учащихся начальной школы Национальный воспитательный идеал - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа . Ценностные установки воспитания и социализации российских школьников патриотизм социальная солидарность гражданственность семья труд и творчество наука традиционные российские религии искусство и литература природа человечество
10 этапов (4-5) - определение содержания (1) - диагностика участников деятельности (10) - внесение корректив в деятельность (7) - планирование деятельности (6) - определение методов и приемов, помогающих решить задачи (8) - организация и реализация дети (4-5) - выбор формы деятельности (2) - прогнозирование результатов д-ти (3) - постановка задач деятельности (9) - анализ деятельности
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Спортивно-оздоровительное Духовно-нравственное Общеинтеллектуальное Общекультурное Социальное Игровая Познавательная Проблемно-ценностное общение Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение) Художественное творчество Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность) Техническое творчество Трудовая (производственная) деятельность Спортивно-оздоровительная деятельность Туристско-краеведческая деятельность Проектная деятельность
Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся начальной школы Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (гражданско-патриотическое воспитание). Воспитание нравственных чувств и этического сознания (нравственное воспитание). Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (трудовое воспитание). Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) . Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) .
Планируемые результаты воспитания и социализации учащихся начальной школы Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (1-й класс) Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (2-3-й класс) Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия (4-й класс) Достигается во взаимодействии с педагогом Достигается в дружественной детской среде (коллективе) Достигается во взаимодействии с социальными субъектами
Выделение трех уровней результатов внеурочной деятельности позволит: разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с четким представлением о результатах подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому диагностировать результативность и эффективность внеучебной деятельности оценивать качество программ внеурочной деятельности по достижению результатов, соответствие избранных форм предполагаемым результатам
Примерный учебный план образовательного учреждения Учебные предметы Количество часов в неделю ВСЕГО I II III IV Внеурочная деятельность 10 10 10 10 40 Спортивные кружки, секции 2 2 2 2 8 Растим патриотов России 2 2 2 2 8 Предметные кружки 2 2 2 2 8 Музыкальные кружки, театральная студия 2 2 2 2 8 Социальная работа 1 1 1 1 4 Проектная деятельность 1 1 1 1 4
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ВНЕУРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА Воспитательные результаты Приобретение школьником социальных знаний (1 уровень) Формирование ценностного отношения к социальной реальности (2 уровень) Получение опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень) Формы внеурочной деятельности Занятия детских объединений художественного творчества Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе Художественные акции и проекты школьников в окружающем школу социуме
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ВНЕУРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Воспитательные результаты Приобретение школьником социальных знаний (1 уровень) Формирование ценностного отношения к реальности (2 уровень) Получение опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень) Формы внеурочной деятельности Занятия спортивных секций, участие в оздоровительных процедурах Школьные спортивные турниры и оздоровительные акции Спортивные и оздоровительные проекты школьников в окружающем школу социуме
Воспитательные результаты Приобретение школьником социальных знаний (1 уровень) Формирование ценностного отношения к реальности (2 уровень) Получение опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень) Формы внеурочной деятельности Социальная проба КТД (коллективное творческое дело) Социально-образовательный проект МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ВНЕУРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности. Эффекты воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности Оценка достижения результатов проводиться через неперсонифицированные мониторинговые исследования и отражается в портфолио младшего школьника.
Типы программ для реализации внеурочной деятельности комплексные образовательные программы , предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности; тематические образовательные программы , направленные на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, образовательная программа патриотического воспитания, образовательная программа воспитания толерантности и т.п.);
Типы программ для реализации внеурочной деятельности образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня Такие программы могут иметь возрастную привязку, например: для 1-2-го класса – образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности; для 2-3-го класса – образовательная программа, формирующая позитивное отношение к базовым ценностям; для 4-го класса – образовательная программа, дающая ребенку опыт самостоятельного общественного действия; образовательные программы по конкретным направленностям внеурочной деятельности («История и культура кубанского казачества», «Спортивная гимнастика», «Кукольный театр» и т. д.); индивидуальная образовательная программа младшего школьника (программа развития одаренного ребенка и т. д.).
Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.06 № 06-1844
Структура образовательной программы дополнительного образования детей Титульный лист. Пояснительная записка. Учебно-тематический план. Содержание программы. Методические рекомендации. Список литературы.
Проблемы титульного листа отсутствие обозначения срока реализации, возраста учащихся, наименования города, района, учреждения ; утверждение программ в нескольких учреждениях, организациях; указано слишком много «лишней» информации: формы занятий по программе, режим занятий, формы итоговой аттестации учащихся ; н азвания отдельных программ не вполне соответствуют описанному содержанию .
Проблемы пояснительной записки Отсутствие описания актуальности программы - свойств а отвечать потребностям сегодняшнего уровня общественной жизни с ориентацией на эффективное решение проблем в будущем ; Попытка излож ения в программе вс ей истори и развития данного вида деятельности и его современное состояние, а не обознач ение максимальн ой приближенност и содержания программы к реальным условиям жизни и деятельности детей .
В описание раздела «Пояснительная записка» следует включить: выделены ли определенные этапы обучения, и чем они отличаются по содержанию и организации (введение понятия «этап» дает возможность педагогу индивидуализировать процесс обучения в зависимости от способностей и желания ребенка, ведь его временные рамки могут быть шире или уже, чем один год обучения); как организованы учебные занятия каждого года или этапа обучения: группами или индивидуально; какие используются формы занятий (учебные, практические на местности, выездные, лабораторные и т. д.); как организованы дополнительные занятия, если они есть (индивидуальные или звеньевые, сколько часов в неделю, с кем и как проводятся, зачем необходимы); по какому принципу формируются учебные группы – по возрасту, по способностям, или работа ведется в разновозрастных группах (в последнем случае необходимо обоснование целесообразности именно такой организации); как организован учебный процесс в рамках одного учебного занятия (со всей группой вместе, по звеньям, индивидуально и т. д.).
Ошибки учебно-тематического плана многие авторы при оформлении учебно-тематического плана программы путают его с календарно-тематическим планом занятий на конкретный учебный год, т. е. расписывают в плане тему каждого конкретного занятия. Хочется напомнить, что программа является своего рода «стратегическим» документом, поэтому в учебно-тематическом плане должны быть обозначены основные содержательные блоки программы («узловые» темы) и необходимое количество часов на их изучение с разбивкой на теоретические и практические часы; учебно-тематический план был рассчитан в некоторых программах на весь период обучения, а не по каждому учебному году. Данный подход может быть оправдан только в комплексных программах, которых на конкурс поступило не так уж и много; встречались учебно-тематические планы, рассчитанные на нестандартное количество часов в рамках одного учебного года (например, 165 часов) без указания на необходимость такого количества и описания специфики режима работы объединения.
Ошибки описания раздела « Содержание программы » отсутствие данного раздела вообще; отсутствие содержания практической деятельности детей в каждой учебной теме; слишком лаконичное описание содержания больших разделов программы (на 90-96 учебных часов описано две-три строчки).
Необходимые условия реализации программы: материально-технические условия, необходимые для нормальной деятельности объединения; методические условия (дидактические пособия), если обучение ведется по какой-либо конкретной авторской методике; кадровые условия, если в программе предусмотрено несколько направлений образовательной деятельности или педагогу необходимы коллеги-помощники (концертмейстер, режиссер и т. д.); внешние условия, определяющие необходимые связи с различными творческими или научными организациями, а также информационную поддержку деятельности детского объединения.
Ошибки в разделе «Список литературы» неполный, слишком скудный список ; использование в списке устаревших изданий (1965, 1974 год выпуска изданий); на титульном листе стоит дата утверждения программы –1995 год, а в списке литературы встречаются издания 2003, 2005 года.
Повышение педагогической культуры родителей учащихся В системе повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) могут быть использованы различные формы работы, в том числе: - родительское собрание, - родительская конференция, - организационно-деятельностная и психологическая игра, - собрание-диспут, - родительский лекторий, - семейная гостиная, - встреча за круглым столом, - семинар, - педагогический практикум, - тренинг для родителей и др.
Использование ресурсов дополнительного образования при организации внеурочной деятельности разработка и осуществление совместных программ и проектов, отдельных дел и акций, направленных на решение воспитательных задач; кооперация ресурсов и обмен ресурсами (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми, материально-техническими и др.); предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.); взаимообучение специалистов, обмен передовым опытом; совместная экспертиза качества внеурочной деятельности.
Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся содержит шесть разделов: 1. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя
Спортивно-оздоровительное Духовно-нравственное Общеинтеллектуальное Общекультурное Социальное Ценности: Ценности: Ценности: Ценности: Ценности: Игровая Познавательная Проблемно-ценностное общение Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение) Художественное творчество Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность) Техническое творчество Трудовая (производственная) деятельность Спортивно-оздоровительная деятельность Туристско-краеведческая деятельность Проектная деятельность Художественно-эстетическая; Культурологическая; Социально-педагогическая; Социально-экономическая; Физкультурно-спортивная; Туристско-краеведческая; Спортивно-техническая; Научно-техническая; Естественно-научная; Эколого-биологическая; Военно-патриотическая ПРЕДЛОЖИТЕ свои виды деятельности
Напавление Вид деятельности Содержание и форма 1-й 2-й 3-й 4-й Всего Предполагаемые результаты Общеинтеллектуальное Познавательная деятельность Конференции, интеллектуальные марафоны 1 1 1 3 патриотизм; социальная солидарность; гражданственность; семья; труд и творчество; наука; традиционные российские религии; искусство и литература; природа; человечество. На внеурочную деятельность отводится 1350 часов: 1 класс – 330 часов , 2 класс – 340 часов , 3 класс – 340 часов , 4 класс – 340 часов .
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мир стал другим ! На рубеже двадцатого столетья Нам суждено родиться и творить, Но в двадцать первом веке мы в ответе За то, что будут петь и говорить
Личностные результаты способность обучающихся к саморазвитию, их интересы, мотивация к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки Метапредметные результаты универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться, овладение межпредметными понятиями, активное использование средств ИКТ. Предметные результаты Знания, умения , специфические для данной предметной области, опыт творческой деятельности. ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К РЕЗУЛЬТАТАМ
Модель внеурочной деятельности в начальной школе МАОУ лицей п.г.т. Афипский Спортивно- оздоровительное «Олимпионик» Направления внеурочной деятельности Интеллектуальное «Любознайка» «Земля-наш общий дом» Духовное «Зеркало души» Социальное «Наш дружный класс» Культурное «Таланты и поклонники» «Юный художник» «Пластилиновая сказка»
Предварительный просмотр:
МАОУ лицей п.г.т. Афипский
Формирование личностных и метапредметных действий во внеурочной деятельности.
Учитель начальных классов : Гречишкина Т. В.
2013 г.
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлениях о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требований на рынке труда.
Большое внимание уделяется развитию «универсальных учебных действий»-личностных, регулятивных, предметных, как совокупность способов действий учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Плодотворной почвой для развития личных учебных действий являются занятия внеурочной деятельностью в клубах «Земля – наш общий дом»,« Наш дружный класс», «Таланты и поклонники», «Пластилиновая сказка».На этих занятиях происходит формирование:
-чувства сопричастности своей Родине, народу, ответственности человека за благосостояние общества;
-адекватной самооценки;
- мотивов достижения цели и социального признания;
-знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, ответственность);
- выделение нравственного содержания поступков.
О формирование этих умений говорят даже темы занятий:
акция «Сохраним лицей чистым»,«Как ухаживать за своим питомцем», экологическая акция «Поможем птицам», «Природа – наш общий дом», «Люди разные нужны, люди всякие важны», «Человек! Будь другом природе!»,экологический проект «Мое дерево»(посадка саженцев деревьев в своем дворе ,около дома. Но и на каждом уроке есть место для формирования этих умений.
На этих занятиях формируются и регулятивные учебные умения:
- умение учиться и способность к организации своей деятельности;
- способность принимать, сохранять цель и следовать ей в учебной деятельности;
- умение действовать по плану и планировать учебную деятельность;
- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
- умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности.
Эти умения формируются совокупностью различных форм и методов работы. Чаще, чем на других уроках приходится использовать метод наблюдения, экскурсии, приучать учеников фиксировать свои наблюдения, анализировать и обобщать, уметь представить результаты своих наблюдений другим ученикам и учителю(наблюдения за домашними животными, птицами, сезонными изменениями в природе, за деревьями).
Для успешной организации познавательной деятельности необходимо:
поддержать любую инициативу, самостоятельность ученика, его стремление к индивидуальному выбору задания, партнера по деятельности, способа выполнения задания. Больше уделять внимания групповой работе, но, раскрывая перед учениками достоинства каждого ученика: что особенно у него получается, чему у него можно поучиться, каким талантом обладает. Это способствует тому, что ребенок более ответственно относится к заданию и в глазах сверстников успешен.
Другим интересным и важным упражнением для развития личностных и метапредметных умений является разыгрывание небольших диалогов , то есть участия в ролевых играх. Ролевая игра долго остается для ребенка актуальной, занимает большую часть его свободного времени,оказывает качественные изменения в его психическом развитии, удовлетворяет потребность растущей личности в деятельности, которая создает реальные жизненные отношения. Такая игра развивает умения сотрудничать , учитывать интересы друг друга, то есть осуществлять совместную деятельность, способствует развитию знаний об окружающем мире и развитию интереса к нему.
Начало игры – это создание воображаемой ситуации , то есть постановка перед детьми задачи на воображение : «Представь себе…», «Как будто бы…», «Если бы…» и т.п. Тема игры будет соответствовать теме урока, например :
диалоги животных и растений: « Лесное собрание», «Лесные новости», «Первоцветы», «Встреча в весеннем лесу», «Пошел кот на рыбалку ,а по дороге встретил …», «Весеннее настроение( о чем говорят первоцветы» и др.
Часто мы используем на уроках задания «подготовь рассказ», «опиши устно…», «объясни…» и т.д. Это задание имеет чисто коммуникативную природу: рассказ всегда адресован кому- либо. Целесообразно поэтому практиковать выполнение хотя бы части такого рода заданий детьми, объединенными в пары или микрогруппы по 3-4 человека, когда они ,например, должны выработать общее мнение или создать общее описание .Такой прием устраняет ситуацию «рассказывания самому себе». Дети могут советоваться, спорить, доказывать – словом , действовать естественно, «не как на уроке».
При выполнении творческих заданий и исследовательской деятельности успешно идет обучение работе с дополнительной литературой: художественной литературой о природе, родной стране, научно-познавательными книгами, словарями, энциклопедиями, справочниками. Так, например, при изучении темы «Животные» дети предложили много загадок и рассказов о животных (название животного, место обитания, условия существования). В календарно- тематическом плане клуба на этот год даже выделены отдельные темы, при изучении ,которых потребуется работа с различного вида литературой, необходимой для получения информации.
Работа с дополнительной литературой позволяет рассмотреть объект с разных точек зрения, с позиции наблюдателей, которые «видят» предмет по-разному: ученый рассматривает с научной точки зрения; поэт и художник видят эстетические стороны и т.д.
Все, что дети узнают, им хочется использовать в своей продуктивной деятельности. Они с удовольствием рисуют, оформляют плакаты, выставки ,сочиняют стихи и рассказы, участвуют в концертах, спектаклях. Выставки работ по теме отражают результаты не только ( и не столько)учебной работы, но и деятельности школьников по расширению ,углублению и творческому осмыслению своих знаний.
При самоанализе занятия учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный анализ. Форма записи урока в виде технологической карты даёт возможность максимально детализировать его ещё на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств, и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.
Анализ урока позволяет оценить каждый этап, правильность отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.