Работаем по ФГОС НОО

Гречишкина  Татьяна  Викторовна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация внеурочной деятельности в начальной школе Чуп Ольга Валерьевна, зав. кафедрой педагогики и дополнительного образования ККИДППО 260-33-29, e-mail : chup-olga@mail.ru

Слайд 6

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ интегрирована в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей основа для разработки и реализации собственной программы воспитания и социализации учащихся начальной школы для реализации требуются согласованные усилия многих социальных субъектов

Слайд 7

Цель и общие задачи воспитания и социализации учащихся начальной школы Национальный воспитательный идеал - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа . Ценностные установки воспитания и социализации российских школьников патриотизм социальная солидарность гражданственность семья труд и творчество наука традиционные российские религии искусство и литература природа человечество

Слайд 8

Патриотизм любовь к России к своему народу к своей малой родине служение Отечеству

Слайд 9

Социальная солидарность свобода личная и национальная доверие к людям, институтам государства и гражданского общества справедливость, милосердие, честь, достоинство

Слайд 10

Гражданственность служение Отечеству правовое государство гражданское общество закон и правопорядок поликультурный мир свобода совести и вероисповедания

Слайд 11

Семья любовь и верность здоровье достаток почитание родителей забота о старших и младших забота о продолжении семьи

Слайд 12

Здоровье духовно-нравственное, социальное и психологическое здоровье физическое здоровье человека здоровый образ жизни

Слайд 13

Труд и творчество любовь к труду творчество и созидание целеустремленность и настойчивость

Слайд 14

Наука ценность знания стремление к истине научная картина мира

Слайд 15

Традиционные религии России представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности как основе межконфессионального диалога

Слайд 16

Искусство и литература красота гармония духовный мир человека нравственный выбор смысл жизни эстетическое развитие этическое развитие

Слайд 17

Природа эволюция родная земля заповедная природа планета Земля экологическое сознание

Слайд 18

Человечество мир во всем мире многообразие культур и народов прогресс человечества международное сотрудничество

Слайд 19

10 этапов (4-5) - определение содержания (1) - диагностика участников деятельности (10) - внесение корректив в деятельность (7) - планирование деятельности (6) - определение методов и приемов, помогающих решить задачи (8) - организация и реализация дети (4-5) - выбор формы деятельности (2) - прогнозирование результатов д-ти (3) - постановка задач деятельности (9) - анализ деятельности

Слайд 20

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Спортивно-оздоровительное Духовно-нравственное Общеинтеллектуальное Общекультурное Социальное Игровая Познавательная Проблемно-ценностное общение Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение) Художественное творчество Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность) Техническое творчество Трудовая (производственная) деятельность Спортивно-оздоровительная деятельность Туристско-краеведческая деятельность Проектная деятельность

Слайд 21

Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся начальной школы Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (гражданско-патриотическое воспитание). Воспитание нравственных чувств и этического сознания (нравственное воспитание). Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (трудовое воспитание). Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) . Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) .

Слайд 22

Планируемые результаты воспитания и социализации учащихся начальной школы Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (1-й класс) Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (2-3-й класс) Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия (4-й класс) Достигается во взаимодействии с педагогом Достигается в дружественной детской среде (коллективе) Достигается во взаимодействии с социальными субъектами

Слайд 23

Выделение трех уровней результатов внеурочной деятельности позволит: разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с четким представлением о результатах подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому диагностировать результативность и эффективность внеучебной деятельности оценивать качество программ внеурочной деятельности по достижению результатов, соответствие избранных форм предполагаемым результатам

Слайд 24

Примерный учебный план образовательного учреждения Учебные предметы Количество часов в неделю ВСЕГО I II III IV Внеурочная деятельность 10 10 10 10 40 Спортивные кружки, секции 2 2 2 2 8 Растим патриотов России 2 2 2 2 8 Предметные кружки 2 2 2 2 8 Музыкальные кружки, театральная студия 2 2 2 2 8 Социальная работа 1 1 1 1 4 Проектная деятельность 1 1 1 1 4

Слайд 25

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ВНЕУРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА Воспитательные результаты Приобретение школьником социальных знаний (1 уровень) Формирование ценностного отношения к социальной реальности (2 уровень) Получение опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень) Формы внеурочной деятельности Занятия детских объединений художественного творчества Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе Художественные акции и проекты школьников в окружающем школу социуме

Слайд 26

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ВНЕУРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Воспитательные результаты Приобретение школьником социальных знаний (1 уровень) Формирование ценностного отношения к реальности (2 уровень) Получение опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень) Формы внеурочной деятельности Занятия спортивных секций, участие в оздоровительных процедурах Школьные спортивные турниры и оздоровительные акции Спортивные и оздоровительные проекты школьников в окружающем школу социуме

Слайд 27

Воспитательные результаты Приобретение школьником социальных знаний (1 уровень) Формирование ценностного отношения к реальности (2 уровень) Получение опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень) Формы внеурочной деятельности Социальная проба КТД (коллективное творческое дело) Социально-образовательный проект МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ВНЕУРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

Слайд 28

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности. Эффекты воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности Оценка достижения результатов проводиться через неперсонифицированные мониторинговые исследования и отражается в портфолио младшего школьника.

Слайд 29

Типы программ для реализации внеурочной деятельности комплексные образовательные программы , предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности; тематические образовательные программы , направленные на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, образовательная программа патриотического воспитания, образовательная программа воспитания толерантности и т.п.);

Слайд 30

Типы программ для реализации внеурочной деятельности образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня Такие программы могут иметь возрастную привязку, например: для 1-2-го класса – образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности; для 2-3-го класса – образовательная программа, формирующая позитивное отношение к базовым ценностям; для 4-го класса – образовательная программа, дающая ребенку опыт самостоятельного общественного действия; образовательные программы по конкретным направленностям внеурочной деятельности («История и культура кубанского казачества», «Спортивная гимнастика», «Кукольный театр» и т. д.); индивидуальная образовательная программа младшего школьника (программа развития одаренного ребенка и т. д.).

Слайд 31

Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.06 № 06-1844

Слайд 32

Структура образовательной программы дополнительного образования детей Титульный лист. Пояснительная записка. Учебно-тематический план. Содержание программы. Методические рекомендации. Список литературы.

Слайд 33

Проблемы титульного листа отсутствие обозначения срока реализации, возраста учащихся, наименования города, района, учреждения ; утверждение программ в нескольких учреждениях, организациях; указано слишком много «лишней» информации: формы занятий по программе, режим занятий, формы итоговой аттестации учащихся ; н азвания отдельных программ не вполне соответствуют описанному содержанию .

Слайд 34

Проблемы пояснительной записки Отсутствие описания актуальности программы - свойств а отвечать потребностям сегодняшнего уровня общественной жизни с ориентацией на эффективное решение проблем в будущем ; Попытка излож ения в программе вс ей истори и развития данного вида деятельности и его современное состояние, а не обознач ение максимальн ой приближенност и содержания программы к реальным условиям жизни и деятельности детей .

Слайд 35

В описание раздела «Пояснительная записка» следует включить: выделены ли определенные этапы обучения, и чем они отличаются по содержанию и организации (введение понятия «этап» дает возможность педагогу индивидуализировать процесс обучения в зависимости от способностей и желания ребенка, ведь его временные рамки могут быть шире или уже, чем один год обучения); как организованы учебные занятия каждого года или этапа обучения: группами или индивидуально; какие используются формы занятий (учебные, практические на местности, выездные, лабораторные и т. д.); как организованы дополнительные занятия, если они есть (индивидуальные или звеньевые, сколько часов в неделю, с кем и как проводятся, зачем необходимы); по какому принципу формируются учебные группы – по возрасту, по способностям, или работа ведется в разновозрастных группах (в последнем случае необходимо обоснование целесообразности именно такой организации); как организован учебный процесс в рамках одного учебного занятия (со всей группой вместе, по звеньям, индивидуально и т. д.).

Слайд 36

Ошибки учебно-тематического плана многие авторы при оформлении учебно-тематического плана программы путают его с календарно-тематическим планом занятий на конкретный учебный год, т. е. расписывают в плане тему каждого конкретного занятия. Хочется напомнить, что программа является своего рода «стратегическим» документом, поэтому в учебно-тематическом плане должны быть обозначены основные содержательные блоки программы («узловые» темы) и необходимое количество часов на их изучение с разбивкой на теоретические и практические часы; учебно-тематический план был рассчитан в некоторых программах на весь период обучения, а не по каждому учебному году. Данный подход может быть оправдан только в комплексных программах, которых на конкурс поступило не так уж и много; встречались учебно-тематические планы, рассчитанные на нестандартное количество часов в рамках одного учебного года (например, 165 часов) без указания на необходимость такого количества и описания специфики режима работы объединения.

Слайд 37

Ошибки описания раздела « Содержание программы » отсутствие данного раздела вообще; отсутствие содержания практической деятельности детей в каждой учебной теме; слишком лаконичное описание содержания больших разделов программы (на 90-96 учебных часов описано две-три строчки).

Слайд 38

Необходимые условия реализации программы: материально-технические условия, необходимые для нормальной деятельности объединения; методические условия (дидактические пособия), если обучение ведется по какой-либо конкретной авторской методике; кадровые условия, если в программе предусмотрено несколько направлений образовательной деятельности или педагогу необходимы коллеги-помощники (концертмейстер, режиссер и т. д.); внешние условия, определяющие необходимые связи с различными творческими или научными организациями, а также информационную поддержку деятельности детского объединения.

Слайд 39

Ошибки в разделе «Список литературы» неполный, слишком скудный список ; использование в списке устаревших изданий (1965, 1974 год выпуска изданий); на титульном листе стоит дата утверждения программы –1995 год, а в списке литературы встречаются издания 2003, 2005 года.

Слайд 40

Повышение педагогической культуры родителей учащихся В системе повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) могут быть использованы различные формы работы, в том числе: - родительское собрание, - родительская конференция, - организационно-деятельностная и психологическая игра, - собрание-диспут, - родительский лекторий, - семейная гостиная, - встреча за круглым столом, - семинар, - педагогический практикум, - тренинг для родителей и др.

Слайд 41

Использование ресурсов дополнительного образования при организации внеурочной деятельности разработка и осуществление совместных программ и проектов, отдельных дел и акций, направленных на решение воспитательных задач; кооперация ресурсов и обмен ресурсами (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми, материально-техническими и др.); предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.); взаимообучение специалистов, обмен передовым опытом; совместная экспертиза качества внеурочной деятельности.

Слайд 42

Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся содержит шесть разделов: 1. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Слайд 43

Диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя

Слайд 44

Спортивно-оздоровительное Духовно-нравственное Общеинтеллектуальное Общекультурное Социальное Ценности: Ценности: Ценности: Ценности: Ценности: Игровая Познавательная Проблемно-ценностное общение Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение) Художественное творчество Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность) Техническое творчество Трудовая (производственная) деятельность Спортивно-оздоровительная деятельность Туристско-краеведческая деятельность Проектная деятельность Художественно-эстетическая; Культурологическая; Социально-педагогическая; Социально-экономическая; Физкультурно-спортивная; Туристско-краеведческая; Спортивно-техническая; Научно-техническая; Естественно-научная; Эколого-биологическая; Военно-патриотическая ПРЕДЛОЖИТЕ свои виды деятельности

Слайд 45

Напавление Вид деятельности Содержание и форма 1-й 2-й 3-й 4-й Всего Предполагаемые результаты Общеинтеллектуальное Познавательная деятельность Конференции, интеллектуальные марафоны 1 1 1 3 патриотизм; социальная солидарность; гражданственность; семья; труд и творчество; наука; традиционные российские религии; искусство и литература; природа; человечество. На внеурочную деятельность отводится 1350 часов: 1 класс – 330 часов , 2 класс – 340 часов , 3 класс – 340 часов , 4 класс – 340 часов .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование метапредметных и личностных действий во внеурочной деятельности в начальной школе МАОУ лицей п.г.т. Афипский Учитель начальных классов: Гречишкина Т.В

Слайд 2

Мир стал другим ! На рубеже двадцатого столетья Нам суждено родиться и творить, Но в двадцать первом веке мы в ответе За то, что будут петь и говорить

Слайд 3

Личностные результаты способность обучающихся к саморазвитию, их интересы, мотивация к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки Метапредметные результаты универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться, овладение межпредметными понятиями, активное использование средств ИКТ. Предметные результаты Знания, умения , специфические для данной предметной области, опыт творческой деятельности. ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К РЕЗУЛЬТАТАМ

Слайд 4

Модель внеурочной деятельности в начальной школе МАОУ лицей п.г.т. Афипский Спортивно- оздоровительное «Олимпионик» Направления внеурочной деятельности Интеллектуальное «Любознайка» «Земля-наш общий дом» Духовное «Зеркало души» Социальное «Наш дружный класс» Культурное «Таланты и поклонники» «Юный художник» «Пластилиновая сказка»



Предварительный просмотр:

МАОУ   лицей  п.г.т.  Афипский

 Формирование личностных и метапредметных действий во внеурочной деятельности.

      Учитель начальных классов : Гречишкина Т. В.

2013 г.

     За последние десятилетия в обществе  произошли  кардинальные изменения в представлениях  о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию  обучения как процесса  подготовки  учащихся к  реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требований на рынке труда.  

     Большое внимание уделяется развитию «универсальных учебных действий»-личностных, регулятивных, предметных, как совокупность способов действий учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

     Плодотворной  почвой для развития личных учебных действий являются занятия внеурочной деятельностью в клубах «Земля – наш общий дом»,« Наш дружный класс», «Таланты и поклонники», «Пластилиновая сказка».На этих занятиях происходит формирование:

          -чувства сопричастности своей Родине,  народу,           ответственности человека за благосостояние общества;

           -адекватной  самооценки;

           - мотивов достижения цели и социального признания;

           -знание основных моральных норм (справедливое  распределение, взаимопомощь, правдивость, ответственность);

           - выделение нравственного содержания поступков.

    О  формирование этих умений говорят даже темы занятий:

акция «Сохраним лицей чистым»,«Как ухаживать за своим питомцем», экологическая акция «Поможем  птицам», «Природа – наш общий дом», «Люди разные нужны, люди всякие важны», «Человек! Будь другом природе!»,экологический  проект «Мое дерево»(посадка саженцев деревьев в своем дворе ,около дома. Но и на каждом уроке есть место для формирования этих умений.

      На этих  занятиях  формируются  и регулятивные учебные умения:

           - умение учиться и способность к организации своей деятельности;

           -  способность принимать, сохранять цель и следовать ей в учебной деятельности;

           - умение действовать по плану и планировать учебную деятельность;

           - умение контролировать процесс и результаты своей  деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля  в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

           -   умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности.

      Эти умения формируются совокупностью различных форм  и методов работы. Чаще, чем на других уроках приходится использовать метод наблюдения, экскурсии, приучать учеников фиксировать свои наблюдения, анализировать и обобщать, уметь представить результаты своих наблюдений другим ученикам и учителю(наблюдения за домашними животными, птицами, сезонными изменениями в природе, за деревьями).

     Для успешной организации познавательной деятельности  необходимо:

            поддержать любую инициативу, самостоятельность ученика, его стремление к индивидуальному выбору задания, партнера по деятельности, способа выполнения задания. Больше уделять внимания групповой работе, но, раскрывая перед учениками достоинства каждого ученика: что особенно у него получается, чему у него можно поучиться, каким талантом обладает. Это способствует  тому, что ребенок более ответственно относится к заданию и в глазах сверстников успешен.

     Другим интересным и важным упражнением для развития личностных и метапредметных умений является разыгрывание небольших диалогов , то есть участия в ролевых играх. Ролевая игра долго остается для ребенка актуальной, занимает большую часть его свободного времени,оказывает качественные  изменения в его психическом развитии, удовлетворяет потребность растущей личности в деятельности, которая создает реальные жизненные отношения. Такая игра развивает умения сотрудничать , учитывать интересы друг друга, то есть осуществлять совместную деятельность, способствует  развитию знаний об окружающем мире и развитию интереса к нему.

     Начало игры – это создание воображаемой ситуации , то есть постановка перед детьми задачи на воображение : «Представь себе…»,  «Как будто бы…»,  «Если бы…» и т.п. Тема игры будет соответствовать теме урока, например :

   диалоги животных и растений: « Лесное собрание», «Лесные новости», «Первоцветы», «Встреча в весеннем лесу», «Пошел  кот на рыбалку ,а по дороге встретил …», «Весеннее настроение( о чем говорят первоцветы» и др.

      Часто мы используем на уроках задания «подготовь рассказ», «опиши устно…», «объясни…» и т.д. Это задание имеет чисто коммуникативную природу: рассказ всегда адресован кому- либо. Целесообразно  поэтому практиковать выполнение хотя бы части такого рода заданий детьми, объединенными в пары или микрогруппы по 3-4 человека, когда они ,например, должны выработать общее мнение или создать общее описание .Такой прием устраняет ситуацию «рассказывания самому себе». Дети могут советоваться, спорить, доказывать – словом , действовать естественно, «не как  на уроке».

       При выполнении творческих  заданий  и исследовательской деятельности успешно идет обучение работе с дополнительной литературой: художественной литературой о природе, родной стране, научно-познавательными книгами, словарями,  энциклопедиями, справочниками. Так, например, при изучении темы «Животные» дети предложили много загадок и рассказов о животных (название животного, место обитания, условия существования). В календарно- тематическом плане клуба на этот год даже выделены отдельные темы, при изучении ,которых потребуется работа с различного вида литературой, необходимой для получения  информации.

       Работа  с дополнительной литературой позволяет рассмотреть объект с разных точек зрения, с  позиции наблюдателей, которые «видят»  предмет по-разному: ученый рассматривает с научной точки зрения; поэт и художник видят эстетические стороны и т.д.

        Все, что дети узнают, им хочется использовать в своей  продуктивной деятельности. Они с удовольствием рисуют, оформляют плакаты, выставки ,сочиняют стихи и рассказы, участвуют в концертах, спектаклях. Выставки работ по теме отражают результаты не только ( и не столько)учебной работы, но и деятельности школьников по расширению ,углублению и творческому осмыслению своих знаний.

         При самоанализе занятия учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный анализ. Форма записи урока в виде технологической карты даёт возможность максимально детализировать его ещё на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств, и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.

      Анализ урока позволяет оценить каждый этап, правильность отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.