Кубановедение. Классные часы.

Гречишкина  Татьяна  Викторовна

Предварительный просмотр:

Классный  час

 «Кубанские  космонавты»

ЦЕЛИ:

Познакомить с космонавтами Кубани;

Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину,  уважение к кубанцам и их достижениям.

ХОД  МЕРОПРИЯТИЯ

  1. Вступительное слово учителя:

Сегодня мы поговорим о наших земляках – кубанцах, которые внесли свой вклад в развитие Космонавтики и покоряли  космические пространства.

II. Цепочка загадок для детей.

- Отгадайте загадки в стихах:

Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный …

Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя …

Астроном - он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная …

До
Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая …

У
ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: "астронавт",
А по-русски …

Космонавт сидит в ракете,
Проклиная все на свете -
На орбите как назло
Появилось …

НЛО летит к соседу
Из созвездья Андромеды,
В нем от скуки волком воет
Злой зеленый …

Гуманоид с курса сбился,
В трех планетах заблудился,
Если звездной карты нету,
Не поможет скорость…

Свет быстрее всех летает,
Километры не считает.
Дарит Солнце жизнь планетам,
Нам - тепло, хвосты - …

Всё
комета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора -
Это черная …

В черных
дырах темнота
Чем-то черным занята.
Там окончил свой полет
Межпланетный …

Звездолет - стальная птица,
Он быстрее света мчится.
Познает на практике
Звездные …

А
галактики летят
В рассыпную как хотят.
Очень здоровенная -
Эта вся вселенная!

Человеку звезды расти помогают

Хоть недавно совсем  Век Космический начат,

А во многом уже  по - развеялась  тьма.

и  уже мы на многое смотрим иначе,

и  наука свои дополняет тома.

Проникает Земля  (пусть ей светит  удача!)

в мудрый  Космос  (он полон огня и ума!)

и становится с каждой победой сама

необъятней и ярче, сильней и богаче.

Ковш Медведицы — что экскаватора ковш,

он снести может горы  до самых подошв,

на другой материк занести Гималаи...

Как бы ни были звезды от нас далеки,

но их сила вливается в мышцы руки,

человечеству звезды расти помогают!

III. Кубань и космонавтика

«Тысячью нитями связан наш край с историей развития отечественной космической науки и техники. Здесь родились, выросли или трудились многие отечественные ученые, работавшие в области ракетостроения, летчики-космонавты, труженики космодромов Байконур, Плесецк и полигона Капустин Яр. В 1966 году комиссия Академии наук СССР по лунным наименованиям присвоила имена ученых и конструкторов, разрабатывавших пороховые и жидкостные ракетные двигатели, десяти кратерам на обратной стороне Луны. Кратеру № 136 было присвоено имя Н.Г. Чернышева. Так имя казака, рожденное в бескрайних просторах кубанских степей, достигло космических высот. До середины 1980-х годов деятельность ученого — создателя ракетного топлива — было известно лишь в узких кругах специалистов-химиков и ракетчиков. В 1988 году после публикации статьи профессора Т.И. Агаповой «Имя на карте Луны» в газете «Советская Кубань» кубанцы впервые узнали о достижениях своего земляка, фактах из его биографии. Но мало кто знает сегодня о судьбе Чернышева-воина, ушедшего добровольцем на фронт в самом начале Великой Отечественной войны.


Предприятия Кубани еще в советскую эпоху работали на развивающуюся космическую отрасль страны. Краснодарский «Сатурн», например, сейчас производит солнечные батареи, используемые в современной космонавтике.
Десятки космонавтов бывшего СССР, современной России и зарубежья прошли подготовку в Южнороссийском институте мониторинга земель и экосистем, Краснодарском высшем военном авиационном училище летчиков имени А. Серова и Ейском авиационном училище. Первая группа космонавтов СССР проходила предполетную практику в Краснодарском аэропорту. Примечательно и то, что первый космонавт планеты Ю. А. Гагарин позже передал космическую эстафету кубанским коллегам: в общей сложности, наши земляки дважды Герой Советского Союза В. В Горбатко, дважды Герой Советского Союза В. И. Севастьянов, Герой Советского Союза А. Н. Березовой, Герой Российской Федерации Г. И. Падалка, Герой Российской Федерации С. Е. Трещев почти два года провели в космосе.
Кубань также подарила планете Земля и выдающихся ученых космической эры— Ю. В. Кондратюка, Д. И. Козлова, Н. Г. Чернышева».

Ученик:

Сергей Евгеньевич Трещев – космонавт, Герой Российской Федерации.

Будущий космонавт родился 18 августа 1958г. в селе Красный кустарь,Волынского района, Липецкой области. В 1964 году Трещевы переехали в Краснодарский край. Родители Сергея – Евгений Георгиевич и Нина Давыдовна решились поменять прописку, узнав от родственников, что на Кубани высокие зарплаты и чудесный климат. Глава семейства устроился механизатором в огромной станице Холмская, а мать – кондуктором автобуса.
Первый раз Трещевы поняли, что их сынишка растет неординарным человеком, когда ему исполнилось пять лет. В этом возрасте маленький Сережа пришел учиться в школу. Попытки учительницы выгнать из класса мальчика с пальчик закончились ее полной капитуляцией.

Со второй попытки в 1976 году поступил в Московский  энергетический институт (МЭИ), который успешно закончил в 1982, получив специальность «инженера-преподавателя электроэнергетических дисциплин». После два года служил в Советской Армии в должности техника группы регламентных работ по авиационному оборудованию в расквартированной в городе Овруч Житомирской области. С 29 августа работал мастером по энергооборудованию на заводе экспериментального машиностроения .

Награды

  1. Ученик:

Севастьянов Виталий Иванович.

Севастьянов Виталий Иванович (р. 8.7.1935, Красноуральск Свердловской области), лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза (3.7.1970, 27.7.1975). Член КПСС с 1963. В 1959 окончил Московский авиационный институт им. С. Орджоникидзе и начал работать в КБ. Кандидат технических наук (1965). В отряде космонавтов с 1967. 1—19 июня 1970 совершил (совместно с А. Г. Николаевым) полёт на космическом корабле "Союз-9" в качестве бортинженера. Корабль сделал более 286 оборотов вокруг Земли за 424 ч 59 мин, пролетев около 11,9 млн. км. 24 мая — 26 июля 1975 совместно с П. И. Климуком совершил полёт на космическом корабле "Союз-18" в качестве бортинженера. 26 мая 1975 "Союз-18" произвёл стыковку с находившейся на орбите с 26 декабря 1974 научной станцией "Салют-4". Общее время полёта около 63 сут. Находясь в космических полётах (всего 80 сут 15 ч 59 мин), С. выполнял программу научно-технических и медико-биологических исследований, а также отрабатывал методику проведения прикладных работ по исследованию природных ресурсов Земли. Действительный член Международной академии астронавтики. Награжден 2 орденами Ленина, а также медалями.

Летчик-космонавт Виталий Иванович Севастьянов скончался 5 апреля 2010 года на 75-м году жизни в Москве после тяжелой продолжительной болезни. Похоронен на  Останкинском кладбище 8 апреля рядом с могилой жены.

 В 1970 году В. Севастьянов и А.Николаев на корабле «Союз-9″ осуществили рекордный на то время по продолжительности 18-суточный полет вокруг Земли. Это был 16 запуск советского космического корабля с космонавтами на борту.

2.Ученик:

 Березовой Анатолий Николаевич.

С 1970 года  в отряде космонавтов под порядковым номером 107.Единственный полёт совершил с 13 мая по 10 декабря 1982 года на станции Салют-7 (командир экспедиции), взлёт — Союз Т-5, посадка — Союз Т-7. Продолжительность полёта — 211 суток 09 часов 04 минуты 31 секунда. Число выходов в открытый космос — 1. Продолжительность работ в открытом космосе — 2 часа 33 минуты. Отчислен из отряда космонавтов 31октября 1992 года в связи с увольнением из вооружённых сил по возрасту.

Имеет многочисленные награды:

3.Ученик: 

Александр Владимирович Щукин.

Родился 19 января 1946 года в городе Вен , Австрия, в семье военнослужащего.

В связи с постоянными переводами отца по службе учился в различных школах, в том числе в городах Петропавловск-Камчатский и Ленинград.

С 1962 по1964 г. обучался в средней политехнической общеобразовательной трудовой школе №60 с производственным обучением г. Краснодара. По окончании которой, получил свидетельство о присвоении профессии радиомонтёра по ремонту наземной авиаэлектрорадиоаппаратуры.

В 1980 году окончил вечернее отделение Жуковского филиала Московского авиационного института имени Серго Орджоникидзе, получив специальность инженер-механик.

Профессиональная деятельность:

Работал слесарем-монтажником, электрослесарем.

В 1966 году работал радиомехаником Краснодарского авиаотряда.

Погиб 18 августа 1988 года в испытательном полете на спортивном самолете Су-26М. Похоронен на Быковском кладбище в г.Жуковском Московской области.

4. Ученик:

Герой Российской федерации летчик-космонавт Геннадий Падалка.

Геннадий Иванович Падалка закончил Ейское военное авиационное училище в 1979 году. Женат, отец трех дочерей. В свободное время увлекается театром, парашютным спортом и дайвингом.

Порядковый номер – 384 (89)
Количество полетов – 3

Общая продолжительность – 585 суток 06 ч 29 мин 53 с
Число выходов в открытый космос – 8
Продолжительность работ в открытом космосе – 27 ч 14 мин

Дата и место рождения: 21 июня 1958 года, город Краснодар, СССР.

Семейное положение: жена – Ирина Анатольевна, дочери – Юлия, Екатерина, Софья.

Образование: высшее.

5.Ученик:

В 1979 году окончил Ейское высшее военное авиационное училище летчиков (ВВАУЛ) имени В. М. Комарова по специальности «Командно-тактическая истребительно-бомбардировочная авиация».

В 1994 года окончил Международный Центр обучающих систем ЮНЕСКО на факультете «Аэрокосмоэкология» Государственной академии нефти и газа, присвоена квалификация «инженер-эколог» и степень магистра экологического менеджмента.

В 2009 году окончил Российскую академию государственной службы при Президенте РФ по специальности «Государственное и муниципальное управление», специализация «Государственное управление и национальная безопасность».

Опыт работы: после окончания авиационного училища с декабря 1979 года  по апрель 1989 года проходил службу в качестве военного лётчика в частях Военно-Воздушных Сил МО СССР.

К моменту зачисления в отряд космонавтов освоил самолёты Л-29, МиГ-15УТИ, МиГ-17, Су-7Б, Су-7У, Су-7БМ, Су-24. Общий налёт составлял около 1200 часов.

22 апреля 1989 года приказом МО был зачислен кандидатом в космонавты-испытатели в отряд космонавтов РГНИИ ЦПК.

С июня 1989 по январь 1991 года проходил обще-космическую подготовку в ЦПК. 1 февраля 1991 года решением Межведомственной квалификационной комиссии (МВКК) присвоена квалификация «космонавт-испытатель».

С апреля 1991 по февраль 1996 года проходил подготовку по программе полетов на ОК «Мир» в составе группы.

9 февраля 1996 года был назначен командиром дублирующего экипажа по программе 24-й экспедиции на ОК «Мир» (ЭО-24) и командиром основного экипажа 26-й экспедиции (ЭО-26).

С сентября 1996 по июль 1997 года проходил подготовку в качестве командира дублирующего экипажа Э0-24 вместе с Сергеем Авдеевым и Жан-Пьером Эньере (Франция).

С октября 1997 года приступил к подготовке в составе основного экипажа Э0-26 вместе с Сергеем Авдеевым. 23 марта 1998 года к подготовке в этом экипаже приступил космонавт-исследователь Юрий Батурин.

6. Ученик:

Первый полёт: с 13 августа 1998 по 28 февраля 1999 года в качестве командира корабля «Союз ТМ-28» и командира 26-основной экспедиции (ЭО-26) на ОК «Мир». Стартовал с Сергеем Авдеевым и Юрием Батуриным. Посадку совершил с Иваном Беллой (Словакия).
Позывной: «Альтаир-1».

Во время полета выполнил один выход в открытый космос и один выход в разгерметизированный модуль «Спектр».

Продолжительность полета составила 198 суток 16 часов 31 минута 20 секунд.

3 февраля 1999 года решением коллегии РКА был назначен командиром дублирующего экипажа 29-й экспедиции на ОК «Мир» (ЭО-29) вместе с Сергеем Трещёвым. 1 июня 1999 года Советом главных конструкторов было принято решение о переводе с августа 1999 года ОК «Мир» в беспилотный режим полета. Экипажи ЭО-29 были расформированы.

15 июня 1999 года приступил к подготовке в ЦПК имени Ю.А.Гагарина в качестве командира основного экипажа по программе «МКС-1R» («МКС-спасатель») вместе с Николаем Будариным. Предполагалось, в случае срыва автоматической стыковки служебного модуля «Звезда» со связкой ФГБ «Заря»/Node-1, отправить на орбиту экипаж для проведения стыковки в ручном режиме. Проходил подготовку до 6 июля 2000 года. 26 июля 2000 года автоматическая стыковка была выполнена успешно.

В июле 1999 года был назначен командиром дублирующего экипажа 4-й экспедиции на Международную космическую станцию (МКС-4Д). С ноября 2000 года приступил к подготовке к полёту в качестве командира дублирующего экипажа МКС-4Д, вместе с Майклом Финком (США) и Стивеном Робинсоном (США).

7. Ученик:

С декабря 2001г. по апрель 2002г. вместе с Кононенко О. Д. проходил подготовку в качестве командира дублирующего экипажа ТПК  “Союз ТМ-34” третьей экспедиции посещения на МКС.

В марте 2002 года был назначен командиром экипажа 9-й основной экспедиции на МКС (экипаж МКС-9 – Геннадий Падалка, Майкл Финк, Олег Кононенко). В феврале 2003 года, после катастрофы шаттла Columbia в связи с изменением в программе полёта МКС экипажи были переформированы.
В декабре 2003 года был назначен командиром дублирующего экипажа 9-й экспедиции на МКС (МКС-9Д) и командиром основного экипажа 10-й экспедиции на МКС (МКС-10), вместе с Майклом Финком. Однако после того как в январе 2004 года бортинженер основного экипажа МКС-9 Уилльям МакАртур был отстранен от подготовки по медицинским показателям, после нескольких перестановок в составе экипажей, 28 января 2004 года было принято решение назначить дублирующий экипаж (Геннадий Падалка, Майкл Финк) основным экипажем 9-й экспедиции МКС. В связи с тем, что до полета оставалось всего 2,5 месяца, экипаж МКС-9 приступил к подготовке в тот же день, не дожидаясь официального решения МСОР. Вместе с ними по программе экспедиции посещения проходил подготовку голландский астронавт Андрэ Кейперс.

8. Ученик:

Второй полет: с 19 апреля по 24 октября 2004 года в качестве командира корабля «Союз ТМА-4» и командира 9-й основной экспедиции МКС. Во время полета выполнил четыре выхода в открытый космос.

Продолжительность полета составила 187 суток 21 час 16 минут 09 секунд.

В августе 2007 года был назначен командиром основного экипажа 19-й экспедиции на МКС (МКС-19А, с июля 2008 года обозначается просто МКС-19).

В январе 2008 года начал подготовку по программе 19-й экспедиции на МКС. В мае 2008 года, после перевода командира дублирующего экипажа МКС-18 Юрия Лончакова в основной экипаж, был включен на его место в дублирующий экипаж (МКС-18Д) и приступил к подготовке вместе с Майклом Барратом (США) и членом экспедиции посещения космическим туристом Ником Халиком.

После дублирования продолжил подготовку в качестве командира основного экипажа по программе 19-й и 20-й экспедиций на МКС вместе с астронавтом НАСА Майклом Барратом и членом экспедиции посещения, космическим туристом Чарльзом Симони.

9. Ученик:

Третий полет: с 26 марта по 11 октября 2009 года в качестве командира корабля «Союз ТМА-14» и командира 19-й и 20-й основных экспедиций на МКС.

Во время полета выполнил два выхода в открытый космос.

Продолжительность полёта составила 198 суток 16 часов 42 минуты 22 секунды.

Классность: военный лётчик 1-го класса. Инструктор-космонавт-испытатель 1-го класса.

Почетные звания и награды:

Герой Российской Федерации (05.04.1999).

Летчик-космонавт РФ (05.04.1999).

Награжден медалью «Золотая звезда» Героя РФ (05.04.1999), орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (23.02.2005), орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени (02.04.2010), лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники.

- Из интервью Падалки:

 « Космос и невесомость – особая среда обитания, и обычные земные приспособления там не годятся. Поэтому все, что есть на МКС, сделано специально для нее. Одежда, пища и приспособления для ее приема, средства личной гигиены, средства фиксации космонавта для работы в невесомости внутри и снаружи станции, системы обеспечения жизнедеятельности в космосе – все они уникальны, и земных аналогов у них нет. Вот, к примеру, российская система регенерации воды из конденсата, которая используется для удаления влаги из атмосферы станции с последующей ее очисткой. Это та влага, которая выделяется при дыхании, через кожу либо остается в атмосфере станции при приеме водных процедур. Так вот: после сбора и очистки она вновь насыщается солями и минералами и делается пригодной для питья. Это порядка полутора литров ежедневно на каждого оператора. Некий круговорот воды в объеме комплекса. Это позволяет нам уменьшить поставки воды на станцию на грузовых кораблях»

10. Ученик:

Ученик: Горбатко Виктор Васильевич

Горбатко родился 3 декабря 1934 года в поселке Венцы-Заря  Гулькевичского района Краснодарского края. После окончания средней школы в 1952 году он поступил и в 1953 году окончил военную авиационную школу первоначального обучения пилотов, а в 1956 году Батайское военное авиационное училище им. А.К. Серова. Далее служба в истребительном авиационном полку 48-й Воздушной армии Одесского военного округа, откуда в 1959 году по собственному желанию был направлен в Москву для отбора в отряд космонавтов. Пройдя все этапы отбора, Виктор Васильевич был зачислен в отряд 7 марта 1960 года на должность слушателя-космонавта Центра подготовки космонавтов ВВС в числе космонавтов первого, "гагаринского" набора. Начались этапы общекосмической и предполетной подготовки.

В 1968 году без отрыва от работы в Центре подготовки космонавтов он окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е. Жуковского.

Свой первый полет в космос В.В. Горбатко совершил 12-17 октября 1969 года по программе группового полета трех кораблей "Союз-6", "Союз-7", "Союз-8" на КК "Союз-7" в качестве инженера-исследователя (позывной "Буран-3") в экипаже: командир корабля А.В. Филипченко, бортинженер В.Н. Волков.

Второй космический полет В.В. Горбатко совершил с 7 по 25 февраля 1977 года по программе "Алмаз" в качестве командира экипажа КК "Союз-24" и орбитальной станции "Салют-5" (позывной "Терек-1") вместе с бортинженером Ю.Н. Глазковым.

23-31 июля 1980 года В.В. Горбатко в качестве командира международного экипажа корабля "Союз-37" (позывной "Терек-1") вместе с космонавтом-исследователем, гражданином Социалистической Республики Вьетнам Фам Туаном совершил свой третий космический полет на орбитальную станцию "Салют-6" по программе экспедиции посещения.

После того как экипаж «Союз – 37″ перешел в помещение станции и немного отдохнул, начался эксперимент «Азола». Азолла, вьетнамский водяной папоротник, самое мелкое из высших растений. Это делает его удобным для опытов по влиянию невесомости на процессы роста и развитие растений, ведь в исследовательский прибор можно было поместить до 20 азол, что повышало достоверность получаемых данных. Кроме того, азолла быстро размножается, и за короткий срок можно исследовать полную смену поколений этих растений. Азолла, растущая на полях, повышает плодородие почвы. Это происходит оттого, что в воздушных пазухах живет одна их разновидностей синезеленой водоросли, которая может связывать атмосферный азот, переводить его в соединения, пригодные для питания растений. Такие качества могут позволить применять азоллу на долговременных станциях для создания экологических систем.

В рамках подготовки к полетам в космос летал на самолетах Як-11, УТИ МиГ-15бис, Л-29, МиГ-17, Ил-14, вертолете Ми-8.

Виктор Васильевич награжден двумя медалями "Золотая Звезда" Героя Советского Союза (1969, 1977), тремя орденами Ленина (1969, 1976, 1980), орденом Красной Звезды (1961), медалью "Золотая Звезда" Героя Монгольской Народной Республики (1971), медалью "Золотая Звезда" Героя Социалистической Республики Вьетнам (1981), орденами и медалями МНР, СРВ, НРБ, ГДР, ПНР, КНДР. Звание "Летчик-космонавт СССР" он получил в 1969 году после первого полета в космос.

Суммарный налет – 30 сут 12 час 48 мин.
Виктор Васильевич женат, имеет двух дочерей.

11. Учениик.

1969 год:  12-17 октября Детство мое проходило на Кубани в годы Великой Отечественной войны. Полгода я проживал на оккупированной территории. Что особенно запомнилось мне в то время? Помню, когда наши войска отступали – а рос я на конном заводе «Восход», – бросали все, в т.ч. и табуны лошадей. Я наблюдал, как немецкие летчики заходили над табуном и расстреливали его. Если бы это была кавалерия – тогда понятно, но расстреливать мирный табун лошадей… Это произвело на меня ужасающее впечатление. Помню бои между нашими и фашистскими истребителями, которые проходили в небе над Кубанью. В то время я еще не знал, что именно в небе Кубани наша авиация впервые достигла превосходства в воздухе.

Не раз приходилось слышать, что самая земная профессия в мире — космонавт. Виктор Горбатко тоже так считает. Дважды Герой СССР, награжденный тремя орденами Ленина, орденом Красной Звезды, золотой медалью им. К. Э. Циолковского, Герой Монголии и Республики Вьетнам, почетный гражданин Краснодара, Армавира, Калуги, других городов России, Казахстана, Болгарии и Монголии. Человек Вселенной… Его дорога к звездам начиналась с Млечного Пути. Того, который пролился в кубанском небе теплой летней ночью. Когда кобылы в полудреме мирно щиплют траву, а Кубань дымится паром, словно подогретое молоко.

12. Ученик.

Знакомство в больнице

Виктору Горбатко посчастливилось попасть в первый, «гагаринский» набор. Вышло так, что в больницу, куда претенденты на звание «космонавта N 1″ легли для обследования, первым пришел именно он.
- Как сейчас помню: провел в больнице весь день и был в палате совершенно один. Лежу на кровати, и тут открывается дверь и заходит молодой человек. «Старший лейтенант Гагарин», – просто представился он. Потом пришли и другие ребята. В группу нас попало 6 человек одного возраста. Мы дружим до сих пор. Всем в этом году исполняется 70 лет. Очень жаль, что Юра не отметит с нами замечательный юбилей.
Вместе летчики провели 45 дней, затем начались совместные тренировки. Они мечтали о том, как поднимутся над землей, и надеялись, что когда-нибудь полеты в космос будут доступны всем.

Пройдя специальную подготовку, все космонавты «гагаринского» набора поступили на один курс Академии имени Жуковского. Все они учились в одной группе и писали дипломные работы, посвященные разным аспектам одной темы. Гагарин и Горбатко исследовали возможность создания космических кораблей многоразового использования. Уже тогда они планировали строить «Бураны» и «Шаттлы».
- Юрий очень серьезно относился к учебе. Несмотря на массу дел, он в академии не числился, а именно учился. Иногда, правда, пропускал занятия и брал у нас лекции, для того чтобы готовиться. Сколько раз он и моими тетрадями пользовался. Мы защитили дипломы в 1968 году, а через 3 месяца Юра ушел в свой последний полет.

13. Ученик.

Вместе на конверте

После гибели Юрия Гагарина Виктор Горбатко внес огромный вклад в развитие советской космонавтики. Он был дублером Алексея Леонова и готовился по программе выхода в открытый космос. Первым в космосе оказался все же Леонов, но в октябре 1969 года наступил звездный час и Горбатко. Именно он принимал участие в совместном полете трех космических кораблей, а затем поднимался на орбиту в составе «советско-вьетнамской делегации».
Грудь космонавта Горбатко украшают две звезды Героя Советского Союза, три ордена Ленина, орден Красной звезды, золотые звезды героя Монголии и Вьетнама. Особой гордостью Виктора Васильевича, однако, является… простой набор марок. На них он вместе с сокурсником Юрием Гагариным.

Просмотр фильма о В. Горбатко.

14. Ученик:

В Краснодарском историко-археологическом музее имени Е. Д. Фелицына сегодня открылась выставка «Космические маршруты кубанцев». «Она посвящается 50-летию полета Юрия Гагарина и Году российской космонавтики»,- сообщил корр. ИТАР-ТАСС президент Краснодарской федерации космонавтики Энвер Трахов.
В экспозиции представлены личные вещи  кубанских летчиков-космонавтов
Виктора Горбатко, Анатолия Березового, Александра Щукина и Геннадия Падалки, книги и письма ученых Константина Циолковского и Юрия Кондратюка, костюмы. В рамках выставки представлена экспозиция космического питания. «Космические разносолы» любезно предоставили на выставку сотрудники единственного в России Бирюлевского экспериментального завода космического питания. В центре экспозиции личные вещи дважды героя Советского Союза, побывавшего в космосе, Виктора Горбатко. Выступивший на церемонии открытия выставки Горбатко отметил, что «в Краснодаре и на Кубани для космоса делалось многое».

15. Ученик:

Мерцают созвездья.

Мерцают созвездья в космической мгле,

Заманчиво светят и ясно,

Но люди привыкли жить на земле,

И эта привычка прекрасна.

Космос как море, но берег —

Земля, Равнины ее и откосы.

Что значит земля для людей с корабля,

Вам охотно расскажут матросы.

О море мечтают в тавернах они,

Как узники, ищут свободы.

Но все же на море проходят лишь дни,

А берегу отданы годы.

Я тоже хотел бы на борт корабля,

Созвездия дальние манят.

Но пусть меня ждет дорогая Земля,

Она никогда не обманет.

Итог:

Учитель:

- На этом наше мероприятие заканчивается. Но, я надеюсь, не закончится список космонавтов Кубани. Может быть, когда вы вырастите, кто – то из вас станет продолжателем начатого космического дела и прославит новыми подвигами нашу малую Родину – нашу Кубань.

Литература:

1 «Вознесший славу Кубани до лунных высот» (к 100-летию со дня рождения Н.Г. Чернышева). - Краснодар: Диапазон-В, 2006

2. Звездный сын Кубани: к 70-летию дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта СССР генерал-майора авиации В.В. Горбатко. - Краснодар: Периодика Кубани, 2004.

3. Шалобаев А.Ю.
Во славу Руси/ А.Ю. Шалобаев, Ю.С. Устинов. - М.: Герои Отечества, 2005.

5. Интернетресурсы.



Предварительный просмотр:

МАОУ лицей пгт Афипский  МО  Северский  район

                     

                                            Учитель начальных  классов  Гречишкина  Т. В..

 

Цель: Воспитание  патриотизма, чувства гордости  за  свою  Родину, край,  своих  сверстников,  совершивших  подвиг  во  имя  жизни.

Оформление: презентация   к  уроку, книжная  выставка, портреты  героев.  фотографии  памятников.

Ход урока

Ведущий : – Сегодня  мы  вспоминаем  тех,  кто  воевал, кто  погиб во  имя  мира  и  свободы.

Чтец:  Гремели " К бою" трубы пол

Я  зарастаю  памятью,

Как  лесом  зарастает  пустошь.

И  птицы- память  по  утрам  поют,

И  ветер – память по  ночам  гудит.

Деревья – память   целый  день лепечут.

Но  в  памяти  моей  такая  скрыта  мощь,

Что  возвращает  образы  и  множит…

Шумит,  не  умолкая,  память – дождь,

И  память – снег  летит,  и  пасть  не  может.

   (Д.Самойлов « Я зарастаю памятью»)

Ведущий:

   -Счастливая  мирная  жизнь  советских  людей  на  рассвете  22  июня  1941 года  была  прервана нападением  фашистской  Германии. На  войне  тяжело  всем,   но  особенно противоестественно,  когда  в  войну  втягиваются  дети,  которые  должны  радоваться,  дружить,  учиться  и  обязательно -  жить. Но…

   Дети  войны.  Они  встретили  войну в  разном  возрасте.  Кто-то совсем  крохой,  кто-то  подростком.  Кто-то  был  на  пороге  юности.  Война  застала  их  в  городах  и  маленьких  деревеньках,  дома  и  в  гостях  у  бабушки,  в  пионерском  лагере.  На  переднем  крае  и  в  глубоком тылу.

Чтец:

 Его я  узнал  не  из  книжки –

Жестокое  слово – война!

Прожекторов  яростной  вспышкой

К  нам  в  детство  врывалась  она.

Смертельными  тоннами  стали,

Сиреной  тревоги  ночной.

В те  дни  мы  в  войну  не  играли –

Мы  просто  дышали  войной.

В  читальнях,   притихших  и  тесных,

На  отмелях  книжных  морей  

При  свете  коптилок  железных

Шуршали  листы  букварей.           (А.Иоффе)

Ведущий:

  - Наступило  суровое  время,  и  сразу  дети  повзрослели  на  несколько  лет. Рядом  со  взрослыми  на  защиту  Отечества  встали  юные.

    По – прежнему  основной  задачей  ребят  было  хорошо  учиться. Но  наряду с  этим Родина нуждалась  во  всесторонней  помощи,  и  школьники  оказывали её. Они  участвовали  в  сельхозработах: в уборке  и  охране  урожая,  в сборе  колосьев. В летнюю пору 1941  года  в  колхозах  края  работало  около  200  тысяч  школьников.

Ведущий:

- ребята  собирали  бутылки  для  изготовления  противотанковых,  ручных,  зажигательных  гранат, стали  почтальонами,  пришли  в  заводские  цеха. 15 – летний  токарь  Краснодарского  мотороремонтного  завода  Иван  Нарыков  выполнял  норму   взрослого  рабочего  на  150% . Рядом  с  ним  трудилось 40  ребят,  овладевших  рабочими  специальностями. Подобных примеров  можно  привести  множество.

Ведущий:

- По  инициативе  школьников  Лабинска   были  собраны  средства  на постройку   танка «Пионер  Кубани». Грозная  боевая  машина – посланец  кубанских  ребят – вышла  на  поля сражений.

 Ведущий:

- В  годы  войны  зародилось  и  развернулось  в  массовое,  поистине  всенародное  ребячье движение,  создание  тимуровских  звеньев,  отрядов,  дружин. Последователи героя  книжки Аркадия  Гайдара «Тимур и  его  команда»  окружили  заботой  и  посильной  помощью  семьи  многих  советских  солдат и  офицеров.

В госпиталях  ребята  ухаживали  за  раненными,  выступали  с  художественной самодеятельностью.

Чтец:

Коридоры  сухие  и  маркие.

Шепчет  старая нянечка:

«Господи!..

До  чего же  артисты маленькие…

Мы  шагаем  палатами  длинными.

Мы  почти  растворяемся  в них

С  балалайками,

С мандолинами

И с  большими  пачками  книг…

  (Р. Рождественский)

Ведущий:

- В  период  временной  оккупации  Кубани  гитлеровские  захватчики встретили  массовое  сопротивление  всего населения,  вылившееся  в  широкий  размах  партизанской  и  подпольной борьбы. И  в этой  борьбе  сумели  найти  своё  место  пионеры. Юные герои  вписали  замечательные,  беспримерные  страницы в летопись  боевой  славы.

Ведущий:

Кубанцы  по  праву  гордятся  юными  героями,  своими  земляками. До  войны  это  были  обычные  ребята. Они  учились,    занимались  общественными  делами,  любили  книги  и  мороженное,  охотно  ходили  в  кино. Но  сегодня   нельзя  не  поражаться  их  мужеству,  самопожертвованию  во  имя  достижения   победы  над  ненавистным  врагом. Ведь им было всего  12-15 лет.  Напомним  имена  некоторых  из  них:

Ведущий:

(Зажигается  свеча,  которая  передаётся  от ведущего  к  ведущему)

- Несколько  гитлеровцев  истребил  пионер, ученик  6-го  класса  средней  школы №1  станицы  Новопокровской  Вася  Масалыкин.

Ведущий:

- Героически  сражались  и  погибли,  как  солдаты,  пионеры  из  станицы  Воздвиженской   Витя, Павлик и Коля  Сергиенко, Саша  Землянухин,  Коля  Заглодин, Маруся  Сомонова.

Ведущий:

- Майкопский  партизан  Женя  Попов,  сказав матери,  что  скоро  придёт,  ушёл.

 Вот и  огромные  катушки  с  проводами,  соединяющие  станицу  Белореченскую с  канцелярией  гестапо. Женя лёг  возле  них,  достал  кусачки. Провод  довольно  прочный. Женя  налегал  на  кусачки  всей  своей  мальчишеской  силой,  но  дело  двигалось  туго. Наконец – то  провод  показал  два  конца. Женя,  довольный,   встал, положил  кусачки в  карман и,  взяв  один  конец  провода,  понёс  его  в  сторону,  чтобы  не так  быстро немцы  могли  восстановить  связь.  Укрыться  Женя  не  успел. Немецкий  патруль  обнаружил  его. Женю  схватили.  Кусачки,  торчащие из  кармана  пальто,  были  уликой.

А  что  было  дальше?

Гестапо, тюрьма.

Пытки, допросы, расправа.

А  что  было  дальше?

Холодная  тьма

И юная  вечная  слава.

В  течение  месяца  Женя  содержался  в  гестапо.  А  17  января  1943 г.  в  день  рождения, Женю  расстреляли.  Он  погиб  как  герой.

  Кубанский поэт  Иван  Беляков  сочинил  поэму   «Примите  меня  в  отряд!»,  посвящённую  юному  герою:

Проходят  годы,

Но  Женя  Попов  не  забыт.

В  городе  Майкопе  есть  улица  -

Имени  Жени  Попова.

В  городе  Майкопе  есть  школа –

Имени Жени  Попова…

Юный  герой –

Он  всегда будет  жить  в  наших  сердцах!

Ведущий:

- В  благодарной  памяти народа  живут павшие  храбрые  партизанские  разведчики  и  связные: Лёня  Таранник,  Надя  Гнездилова,  Володя  Гуков,  Федя  Токарев,  Стёпа  Понамарёв.

Ведущий:

- Подвигу  юного  пионера Лёни  Таранника  посвятил  поэму «Ты  наш  боец» кубанский  поэт Иван  Беляков.

  Станицу Ключевую  Апшеронского  района  Краснодарского   края  оккупировали  фашисты. Многие  жители  ушли  в  лес,  в горы. Организовали  партизанские  отряды. Пионер  Лёня  Таранник,  чем  мог   и  как  мог  помогали  партизанам.

« А  нынче  ночью  -

В  Ключевой

Был  взорван

Склад  боеприпасов.

А  за  полночь,

В  одной  из  хат

Разрывом  брошенных  гранат

Разбита  рация  фашистов.

Кто  это

Так  сработал  чисто?

Пусть  будет  всё  пока  секретом

И,  может,  тайной  на  года.

Но   Лёня  знал,

Что  в  этом  деле

Есть  доля  и его  труда».

Фашисты  схватили  русского  разведчика.

«Привели  мальчишку  в  хату.

Он  терпел,  молчал  сурово.

Клятва  Родине  - закон.

О  своих  делах  ни  слова  не  сказал  фашистам  он.

Золотистыми  коврами  плыли  дали  горных  круч.

Грустно  на  оконной  раме  трепетал  прощальный  луч.

Ведущий:

- На  окраине  города  Краснодара,  в  уютном домике  жила  семья Жени  Дороша. Мальчик  учился  в  соседней  школе  №66. друзья  любили  его  за  дружелюбный  характер,  смелость. Перед  приходом  фашистов  в  город  у  мальчика  был  день  рождения. Друзья  поздравляли  его  и желали  долгих,  долгих  лет  жизни.  Он  приносил  партизанам  собранные  им  сведения  о  фашистах.  Мальчика  арестовали.  Допрашивали его  в  том  же  классе,  в  котором  он  учился.  Его  долго  и  зверски  мучили.  Эсесовский  офицер  не  мог понять,  почему  этот маленький,  худенький  мальчик  так  упорно  молчит.  Женя  не  выдал  никого. Разъярённый  офицер  выстрелил. Так  оборвалась короткая,  но  героическая  жизнь  Жени.  Прошло  много  лет.  Построили  новую школу – большую  и  светлую. Ребята,  которые  учатся в  ней  сейчас,  не  забыли  о  подвиге  юного  героя.  На  заработанные  ими  деньги  был  создан  барельеф.  И  теперь,  каждый  день  Женя  Дорош,  одетый  в  камень, встречает  по утрам  нынешних   школьников. Инициатором  увековечивания  памяти  героя  был  тогдашний  директор школы  А.Н.Ярославцев.  это  его  слова   прозвучали  на  открытии  памятника

Гей,  ребята,  память  сберегите

Пусть   звенит  над  школою  звонок

И  одетый  навсегда  в  граните

Женя  Дорош  с  нами  на  урок.

Ведущий:

- Перед самой войной  в  город  Краснодар переехала  жить  семья  Володи Головатого. Володя  очень  любил  природу  и  хотел  стать  натуралистом.  Когда  город  заняли  фашисты, Володя  организовал  подпольную  группу,  которую  сам   возглавил. Ребята  добывали  ценные  сведения,  организовывали  диверсии  на  заводе,  на  котором  ремонтировали  фашистские  танки,  многие  из  которых  так  и  не  доходили  до  фронта. Володю  арестовали  незадолго до   прихода  наших войск.  Уходя, фашисты  выбрасывали  людей  из  подвалов  гестапо.  Юноша,  по-видимому,  был  ещё  жив,  оказался  в  глубоком  рву. Рядом  с  ним  лежала  маленькая  девочка.  Умирающий  Володя  прикрыл  её  худенькое  тельце  полой  своего пальто,  в  надежде  согреть и  может  так  спасти.  Мы  помним  твой  подвиг,  Володя. Одна  из  улиц  нашего  города  носит  твоё  имя.

Ведущий:

-Лёня  Литвиненко  учился  в  зассовской  школе  Лабинского  района. Началась  Великая  Отечественная война,  и  отец  Лёни  ушёл  на  фронт. В  августе 12942  года  станицу  оккупировали  немцы. Юный  патриот  вместе  со  взрослыми ушёл  в  партизанский  отряд,  который  базировался  в  горной  части  за  станицей  Ахметовской.  Он  стал  связным. Не  вызывал  подозрения,  Лёня  проникал  в  расположения  вражеских  частей,  добывая ценные  сведения.

Так  было  и  в  тот  холодный  декабрьский  день.  Он  и ещё  двое  партизан,  Щербина и  Цирюльников,  пришли  в  станицу Засовскую. Но  их  выследили и  схватили  полицаи.

  Двое  суток партизан  пытали  и избивали.  А  на  третий  день,  ранним  утром  12  декабря  1942  года,  на  берегу  Лабы  прогремели выстрелы.

  Ведущий:

 - Сентябрьские  дни  1942  года. потом  будут  говорить  об  этом  времени  как  начале  героической  обороны  г.  Новороссийска.

   Непрерывные  обстрелы  и  бомбёжки  не  давали  в  тот  день  даже  выйти  из  подвала,  где  Витя  Новицкий  сидел  вместе  с  сестрёнкой  и  братишкой.  Никто  не  заметил,  как  он  исчез.

    Пулемётные и  автоматные  очереди фашистов  слышались  со  стороны  башни.  Витя  пробрался  в  башню.  «Максим»  неожиданно  замолчал.  Убиты  друзья – моряки. А  ящик  с  пулемётными  лентами  ещё  целёхонек.  Скорее  зарядить…

Вон  из – за  дома показались  фашисты.  Ага  боитесь? Ну,  подойдите  поближе!  

Чётко  заговорил  пулемёт в  Витиных  руках.  Смялись  фигурки  в  грязно -  зелёных  мундирах,  упали.

- ну,  давайте,  суньтесь-ка  ещё!

За  углом,  надёжно  укрывшись  от  Витиных  пуль,  злобно  командовал  немецкий  лейтенант:

  -  В  обход!

Два  часа  задерживал  Витя  роту  фашистов…Разъярённые,  пробрались,  наконец,  они  в  башню,  откуда  стрелял  Витя,  облили  его  спиртом,  подожгли  и  выбросили  вниз…

 О  Вите  Новицком  знают  теперь  повсюду.  Улица  названа в  Новороссийске  в  его  честь.

  Юный  друг! Погляди  на  море ,   когда  будешь  в  Новороссийске   или  в  Туапсе.  Может тебе  повезёт и  ты  увидишь белый  и  стройный  теплоход. «Витя Новицкий» - прочтёшь  на  борту.

  Коротка  была  Витина  жизнь. Как  звонкая  песня…

Ведущий:

  В рядах  защитников  Новороссийска  до  последнего  вздоха  сражался  15 – летний  боец  истребительного батальона   Ваня  Савинов. А в  83 – бригаде   морской  пехоты  хорошо  знали   Витю Чаленко. Юный  моряк  участвовал в легендарном  броске  десанта  на  Малую  землю  под  Новороссийском.  Он погиб  при  выполнении  боевого  задания. За  подвиги  удостоен  орденов  Ленина  и  Красной  Звезды.  При  освобождении  Новороссийска  отличились  связист  пионер Витя Коваленко,  награждённый  орденом  Красной  Звезды, пионеры Николай  Ткач и  Евгений Барбаш.

  Ведущий:

 - В  станице  Брюховецкой,  на  улице  Батарейной,  жили  брат  и  сестра  Голубятниковы. Они были  очень  дружны,  мечтали  о  том  времени,  когда Лена  станет  врачом,  а Витька – непременно – киномехаником.   Война  оборвала  счастливую  жизнь. Утром  10  февраля  1943  года,  разбуженные  артиллеристской  канонадой, ребята  выбежали  на  окраину  станицы,  чтобы первыми встретить  наши  войска.

Эта  новость  летела  как  птица,

Отступала  угрюмо  тоска:

Оставляют  фашисты  станицу,

Наступают  родные  войска.

Ждали  жители  наших  советских,

Ждали,  словно  любимых  своих,

Ждал  свободы народ  в  Брюховецкой,

Ждал  прихода  бойцов  дорогих

.

Ждали  этого  Лена и Витя.

День  февральский  был  долгий,  как год.

Вдруг  из  дома напротив – смотрите –

В  щель  немецкий  глядит пулемёт.

Их  пронзила  догадка: засада!

Непонятная  слышалась  речь…

«Нам  спасти наших  воинов  надо,

Нужно  наших  бойцов   уберечь».

Стали строгими  юные  лица,

На раздумье – секунды  ушли…

А бойцов – принимала станица,

Вот  они показались  вдали.

И  всё  ближе  родные шинели

И  счастливые  лица солдат…

«Стойте! Сто-о-ой…», - голоса  зазвенели,

Но  прервал  их чужой автомат.

Нет  для  памяти  нашей  преграды,  

Наступил  он,  торжественный  миг:

Вижу  сверстников  ясные  взгляды

И  не  в  камне,  а  в  бронзе – живых..

Для  увековечения  подвига  юных  героев  в  1960-х годах на  территории  средней  школы  №3  станицы Брюховецкой  установлены  бюсты  Елены  и Виталия  Голубятниковых.

Ведущий:

 - Юные  патриотки   из  Кореновска  Венера Павленко  и  Клара  Навальнева спасли  советских  лётчиков.  Узнав  об  этом, фашисты  казнили  пионерок.  Об  их подвиге  кубанский  поэт  Иван  Беляков  рассказывает  в  своей  поэме  «Вечная  юность».

Фашист  на  них, уставив  взгляд:

-Так  вы  опять  молчите?

Вы  партизаны? Где отряд?

Кто  ваш  руководитель?

Мы  знаем  всё,  нам  донесли,

Как вы  к реке  ходили,

Как  красных  лётчиков  спасли,

К  своим  их  проводили.

Молчите?  Кончен  разговор.

Солдат!  Ведите  их  во  двор!

Ведущий:

- Гордым  и  непокорным  ушёл  в  бессмертие советский  мальчик  Муся  Пинкензон,  ученик  5-го  класса  Усть-Лабинской  школы  №1.

В  школу  он  часто  приходил  со  скрипкой  и  играл,  окружённый  притихшими  ребятами. Своей  игрой  он  восхищал  и  взрослых, и  детей.

  Семья  Муси  не  успела  уйти  из  станицы,  когда  летом  1942  года  в  неё  ворвались  фашисты.  Начались  бесчинства  и  насилия  оккупантов.

  Наступил  тот  страшный  день,  когда на  возвышенный  берег  Кубани  фашисты  согнали  более  трёхсот  человек. Здесь  были  дети,  старики  и  женщины,  пленные, раненные  командиры  и красноармейцы.  Среди  них  был  и  Муся  со  своей  неразлучной  скрипкой.

  Гитлеровцы  выстроили  безоружных  людей  перед  рвом.  Тогда  отец  Муси  крикнул,  обращаясь   к  эсэсовцу: «Оставьте  мальчика. Из  него  выйдет  большой музыкант!». «Карашо, - сказал каратель, - пусть  играль,  я  буду слушайт. Ком,  мальчик…».  Только   на  два шага  выступил Муся  из  шеренги  и  взмахнул  смычком…  Раздались  торжественные  звуки  пролетарского  гимна.  Мусина  скрипка  пела  о  протесте,  о  борьбе.  «Интернационал»  тут  же  подхватили  все  обречённые. Выстрелы  палачей   оборвали  песню…

  В  нашей  стране  и  за  её  пределами  чтят  память  пионера – кубанца  Муси  Пинкензона.  В  городе  Усть – Лабинске,  на  улице  Крепостной,  на  высоком  берегу  Кубани   находится  братская  могила  советских  людей,  расстрелянных оккупантами  в  январе  1943  года.  на  памятнике  высечена  надпись : «Пионеру – герою  Мусе  Пинкензону и  советским  гражданам – жертвам  фашизма». А  в  германии  была  популярная  песня  «Муся  Пинкензон» (муз. Гартфрида Шайбелера,  слова Йорга Тегдера). В  ней есть   слова:

Никак  забыть  я  не  могу

Тот  город  Краснодар.

Лежала скрипка  на  снегу,

На  ней  закат  пылал.

Он так  потешиться  хотел,

Фашистский  генерал.

Но  мальчик  пел,  он только  пел

«Интернационал»!

Ведущий:

- Тёмной  осенней  ночью  тревожную  тишину  оккупированной  фашистами  Анапы  разметал  гулкий  грохот  взрыва.  Над портом взметнулось огненное  зарево.  Потом  последовали  новые  взрывы  -  это сдетонировали  сложенные  в  портовых    складах  снаряды  и мины.

     А  через  несколько   недель  фашистская  комендатура  сообщила  о  «ликвидации  подпольной  группы  советских  чекистов – диверсантов  капитан-лейтенанта  чекиста  Владимира  Каширского»  и  обещали  за  это  крупное  вознаграждение.

  Но  Владимира  Каширского, «капитан-лейтенанта и  чекиста», не  существовало.  Избежал ареста  только  юный  минёр  группы «Рассвет»  двенадцатилетний  пионер  ученик  пятого  класса  Владик  Каширин.

  Подробно  о  деятельности  этой  группы  можно  прочитать  в  книге В.Попова «Они  приближали  рассвет».

  Всё  это  было  только  началом  короткой,  но  героической  биографии  анапского  пионера Владислава Каширина.

   В  день,   когда  советские  воины  выбили  фашистов из  Анапы,  к  командиру  подразделения  морской  пехоты  подбежал  вихрастый  босоногий  мальчишка и,  вытянувшись  по  стойке  «смирно»  ,  доложил: - товарищ майор, докладывает пионер  Каширин.  Фашисты  заминировали  казармы,  а  в них  сложено  зерно.  Я  обезвредил  мины.  Прошу  послать  со  мной  минёра,  проверить  мою  работу.

  В  тот  же  день  пионеру  Владиславу  Каширину  была   вручена    медаль  «За  боевые  заслуги»  и  Владислав   стал  сыном  полка.

  А  в деревушке  возле  города  Старый  Крым  за   спасение  разведгруппы  боец  Каширин  был  награждён  медалью  «За  отвагу».

  В  боях  за  венгерский  город  Будапешт,  за  подавление  фашистской  точки  крупнокалиберных  пулемётов  Владислав  Каширин  представлен  к  ордену  Красного  Знамени.

  Вскоре  Владик  стал  студентом  Анапского  сельскохозяйственного  техникума.  Но  стать  агрономом  Владику  было  не  суждено.

  Как-то  при  расчистке  развалин  был  обнаружен  неразорвавшийся  немецкий  снаряд. Владик  взялся его  обезвредить. Он  ловко  удалил  взрыватель.  Но  оказалось,  что  в  снаряде   был  второй,  скрытый.

  Произошёл  взрыв.

 - Минёр… ошибается… только раз,  успел  прошептать Владик.

  В  городе  Анапе  юному  герою  открыт  памятник. Блестят  под  солнцем  высеченные  на  памятнике  слова: «Воспитанник  18-й  армии  Владик  Каширин».

Ведущий:

- Неправда,  что  время  сушит  слёзы.  Неправда,  что  время  притупляет  горечь  утрат.  Седые  матери  помнят  погибших  детей.  никто  не  заставит  их  позабыть.  Повешены,  расстреляны,  погребены  заживо…

     Мы  вспомнили только  о  немногих,  кто  свои  юные   жизни  отдал  за  освобождение  Родины. Но  мы  помним  всех.

 Вела  на  подвиги  страна,

И  в  жизни  быстротечной

Их  не  забудут  имена,

И  точно  так же,  как  весна,

Их  юность  будет  вечной.