Самообразование
Отчёт по теме самообразования "Создание условий для развития речи детей младшего дошкольного возраста, посредством фольклорного слова»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет по теме самообразования за 2016-2017 г.
Тема: «Создание условий для развития речи детей младшего дошкольного возраста, посредством фольклорного слова»
Воспитатель: Зарубина С.В.
Цель:
- повышение уровня развития связной речи средствами фольклора;
- приобщение детей к традициям и культуре родного края через развитие речи средствами фольклора.
Задачи:
-выявить значение фольклорного слова в развитии речи детей младшего дошкольного возраста;
-показать красоту русского языка через устное народное творчество, сформировать у детей интерес к детскому фольклору, обогатить словарный запас детей.
Актуальность темы самообразования
Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор — сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки.
Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь педагога, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Песенки - потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общих играх.
План по работе с детьми на 2016-2017 учебный год
Месяц | Деятельность с детьми |
Сентябрь | Знакомство с вновь прибывшими детьми (адаптация) |
Октябрь | Чтение потешки: «Ладушки», сопровождаемое пальчиковой гимнастикой |
Ноябрь | Русская народная сказка «Колобок»-рассказывание, сопровождаемое показом на фланелеграфе |
Декабрь | Разучивание потешки «Наши уточки с утра» Совместная работа «Овечка» |
Январь | Пальчиковая гимнастика «Мальчик-пальчик» |
Февраль | Чтение потешки «Вот и люди спят» |
Март | Разучивание потешки «Солнышко-вёдрышко» |
Апрель | Кукольный театр по сказке «Теремок» |
Май | Русская народная сказка «Репка» (игра- инсценировка) |
Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребенка в детском саду. В период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Здесь мне очень помогают такие малые формы фольклора как потешки. Я подбираю и выразительно рассказываю потешку, которая помогает установить контакт с ребенком, вызывает у него положительные эмоции, симпатию к пока еще мало знакомому человеку - воспитателю.
Очень эффективен прием использования художественного слова во время проведения режимных моментов, в которых использовала следующие потешки: например, «Баю, баю, баиньки, прилетели чайки, стали крыльями махать, наших деток качать». При умывании, например: «Ай лады, лады, лады, не боимся мы воды, чисто умываемся, маме улыбаемся». Сначала дети прислушивались, а потом охотно проговаривали слова и выполняли указанные действия.
Тексты я заучиваю наизусть и, конечно, ищу соответствующие интонации: колыбельную произношу нараспев, ласково, негромко, весёлую потешку - задорно, с юмором, с улыбкой.
Показав детям новую игрушку и обыграв потешку кисонька-мурысенька, я обратила внимание, что дети, затаив дыхание, смотрели на игрушку, вдруг ожившую в моих руках, выслушали от начала до конца, даже не шевелясь.
Русские народные сказки - эффективный фактор развития речи.
На занятиях и в свободное время, работая над речью детей, большое внимание уделяла русским народным сказкам. Малыши с удовольствием слушают сказки: «Репка», «Курочка ряба», «Теремок», «Волк и семеро козлят» и другие. Сказки стараюсь не читать, а рассказывать. Когда воспитатель не смотрит в книгу, а на детей, он как бы разговаривает с каждым ребенком и этим воспитывает очень важное умение слушать и понимать монологическую речь. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Дети быстро запоминают такие образы, как петушок - золотой гребешок, козлятушки - ребятушки, коза - дереза и другие.
Повторение песенок героев народных сказок, их имен, закрепляет эти образные слова в сознании детей, и дети начинают использовать их в своих играх, учатся рассказывать сказки.
Встреча со сказкой - это, прежде всего, воспитание чувств ребенка. Ребенок должен не рассуждать, а наслаждаться услышанным. Это возможно лишь тогда, когда ребенок запомнит хотя бы частично текст. После знакомства со сказкой или потешкой обязательно спрашиваю детей о героях и их характере. Одни вопросы помогают точнее охарактеризовать героев сказки, другие - обратить внимание на отдельное слово, поступок, эпизод. Например: - Какая лиса в сказке «Колобок»? - хитрая, - говорят дети.
Знакомя детей со сказками, проводила словарную работу: объясняла непонятные слова, выражения, рассказывала о назначении предметов, обозначенных этими словами. Эту же работу проводила и при рассматривании иллюстраций к сказкам и потешкам. По иллюстрациям дети знакомятся не только с героями сказок, но и с природой, окружающей их, с предметами быта.
Одним их эффективных приемов развития речи детей является театрализация сказок. В этом году мы инсценировали сказку: «Репка».
Самое трудное в театрализованной деятельности - это добиться единство слов и действия. В театральной игре ребенок воспроизводит знакомые сюжеты сказок, и это активизирует его мышление, тренирует память и художественно - образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.
В результате обобщения опыта своей работы, я пришла к выводу, что приобщение к устному народному творчеству (фольклору), способствует развитию связной речи детей, обогащение активного словарного запаса, развитию грамматического строя речи, развитию творческих способностей детей.
Приобщение детей к фольклору на занятиях и в свободное время дало свои положительные результаты. Знакомясь с потешками, сказками, поговорками, колыбельными, дети научились образно воспринимать героев, раскрывать особенности их характеров, расширился кругозор, увеличился словарный запас. Застенчивые и малоговорящие дети стали намного активнее.