|
ЗАНЯТИЕ 6 | Умственное воспитание 2 года 3 месяца-2 года 6 месяцев |
Цель. Учить собирать пирамидку из уменьшающихся 4—5 разноцветных колец. Развивать умение не отвлекаться от поставленной задачи. Материал. Разноцветная пирамидка из пяти колец (на каждого ребенка). Ход занятия. Взрослый предлагает каждому ребенку разобрать пирамидку. Показывает, как надо разложить кольца: большое, поменьше, еще меньше, маленькое, совсем маленькое. Проверяет, чтобы у каждого ребенка ряд был составлен правильно. Во второй части занятия дети последовательно нанизывают кольца, взяв их из выложенного ряда. Повторно дети разбирают и собирают пирамидку самостоятельно или с небольшой помощью взрослого: например, он напоминает, что каждый раз необходимо выбирать самое большое кольцо из оставшихся. Эти пирамидки дети сравнивают с теми, что стоят на середине стола. На следующих занятиях они учатся подбирать предметы по величине с меньшей опорой на автодидактические приемы, используя лишь зрительное сравнение.
|
ЗАНЯТИЕ 7 | Умственное воспитание 2 года 3 месяца-2 года 6 месяцев |
Цель. На ориентировочной эмоционально-чувственной основе закреплять представления о предметах разной формы. Продолжать развивать тонкую моторику пальцев. Материал. По два полых одноцветных кубика и колпачка-конуса с разницей в величине 2—З см (на каждого ребенка) (цв.табл. VIII).
Ход занятия. Взрослый показывает, что у каждого ребенка есть полые кубики и колпачки, предлагает построить из них башенки. Вначале из кубиков. Взрослый показывает образец на своем материале. Затем побуждает детей выбрать кубики и наложить меньший куб на больший. Во второй части занятия дети строят башенки из конусов. Взрослый обращает внимание на две различные башенки, предлагает их рассмотреть. В конце занятия дети разбирают башенки, вкладывая меньшую деталь в большую; в результате получается пара вложенных один в другой кубиков и пара вложенных конусов.
Варианты. На последующих занятиях после составления башенок из одинаковых предметов взрослый предлагает построить их из двух разных деталей.
|
|
ЗАНЯТИЕ 8 | Умственное воспитание 2 года 3 месяца-2 года 6 месяцев |
Цель. Закреплять умение соотносить предметы по величине. Развивать более тонкое зрительное восприятие при совмещении деталей по рисунку. Совершенствовать моторику пальцев, координацию движений рук. Материал. Цветной или расписной разборный шарик (яйцо) диаметром 8—10 см, вмещающий один неразборный предмет, меньший по величине (на каждого ребенка). Ход занятия. В центре стола на подносе лежат разноцветные шарики (яйца). Взрослый, придвигая поднос к каждому ребенку, предлагает взять по одному шарику (яйцу). Дети рассматривают их. Взрослый обращает внимание на цвет и яркую роспись игрушек, на то, что они могут катиться и звучать. «Внутри что-то лежит. Посмотрим», — говорит он, раскладывая шарик (яйцо) на две половинки, и вынимает меньший предмет. Дети выполняют те же действия со своими игрушками. Во второй части занятия дети рассматривают предмет, находящийся внутри первого (если это яйцо, то внутри него может находиться цыпленок или маленький шарик). В третьей части занятия дети берут одну часть шара (яйца), вкладывают в нее неразборную игрушку, накрывают другой половинкой, прокручивая верхнюю половинку вокруг нижней так, чтобы части узора совместились. |
ЗАНЯТИЕ 9 | Умственное воспитание 2 года 3 месяца-2 года 6 месяцев |
Цель. Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь из хлопушки (мешочка), учить называть их, подбирать по тождественным признакам. Материал Разноцветный мешочек или хлопушка (40x30 см); предметы разной формы (шарики, кубики, втулки, яйца и т.п.) небольшого размера (3—4см.), а также сюжетные игрушки (куколки, матрешки, машинки) по 2—3 штуки в коробке (на каждого ребенка) {цветная табл. XV). Желательно подбирать предметы и игрушки из разных материалов (резиновые, полиэтиленовые, матерчатые, деревянные). Ход занятия. Взрослый укрепляет мешочек (хлопушку) на шнуре, свисающем с потолка (или с кронштейна), предлагает рассмотреть его, усаживает вокруг. Затем показывает различные игрушки, называет их, и по одной опускает в мешочек через боковую прорезь. Затем встряхивает мешочек, перекручивает шнурок и отпускает его — мешочек начинает вращаться. Взрослый говорит «Мешочек, покрутись, нашим детям покажись». Во время вращения мешочка дети видят его со всех сторон. Когда он останавливается, взрослый опускает руку в прорезь, ненадолго задерживает ее там и говорит: «Что внутри? Какая мне попалась игрушка?» Достает, показывает детям и называет, например: «Рыбка!» Дает детям возможность рассмотреть ее: «Какая красивая рыбка—голубая, а глазки розовые». Затем предлагает каждому ребенку достать игрушку из мешочка, назвать ее, рассмотреть и показать всем детям. Если дети легко справляются с этим заданием, можно усложнить его. После того как ребенок достанет и назовет игрушку, взрослый предлагает ему подобрать из общей коробки аналогичную ей: «Найди такую же машинку в коробке. Покажи ее всем детям! Какого она цвета? Красного цвета, и эта машинка тоже красного цвета». Примечание. Если дети поначалу затрудняются, можно положить в мешочек одинаковые игрушки. Для закрепления знаний о различных свойствах в мешочек кладут предметы определенного цвета, формы, величины. Внимание обращают не только на предмет, но и на его свойства. |
|
ЗАНЯТИЕ 10 | Умственное воспитание 2 года 3 месяца-2 года 6 месяцев |
Цель. Учить по просьбе взрослого находить предметы определенного цвета. Развивать умение обобщать предметы по признаку цвета. Материал. Игрушки одинакового цвета: флажки, ленты, мячи, шарики, кубики, корзиночки, матрешки и т.п.
Ход занятия. По всей групповой комнате разложены различные игрушки. Взрослый показывает детям, например, красный флажок и просит принести игрушки такого же цвета; ставит флажок на середину стола и принимает участие в игре. Когда ребенок приносит игрушку, взрослый прикладывает к ней флажок и говорит: «Правильно, ты принес шарик такого же цвета, как и флажок. Красный флажок и красный шарик». Располагает Г4грушку рядом с флажком. Если же цвет не совпадает, взрослый не ставит игрушку рядом. На одном занятии дети могут подбирать предметы 2—3 цветов, но одновременно они подбирают предметы только одного цвета.
|
ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
| УЧИМСЯ ИГРАЯ Умственное воспитание 2 года 6 месяцев-3 года |
Учить детей более тонким дифференцировкам при действии с предметами и дидактическими игрушками, постепенно переходя от практических проб к действиям в мысленном плане: планировать поиск и способы достижения цели, прогнозировать результат. Учить составлять пирамидки разных цветов (красного, зеленого, синего, желтого) из трех последовательно уменьшающихся частей; закреплять понимание слов маленький, побольше, большой при подборе частей по принципу их увеличения; собирать пирамидки, башенки по принципу простого чередования двух деталей (по цвету, форме или величине). Формировать умение соотносить предметы трех величин и разных форм; составлять различные по форме и цвету башенки из 2—3 геометрических форм-вкладышей.
|
|
ЗАНЯТИЕ 11 | Умственное воспитание 2 года 6 месяца-3 года |
Цель. Продолжать знакомить с предметами различной формы и величины. Учить соотносить предметы по форме и величине. Осуществлять выбор предметов трех форм (шарик, кубик, призма) и трех величин (большой, поменьше, маленький). Продолжать формировать умение действовать по словесной инструкции. Материал. «Занимательная коробка» с квадратными (7, 5, 3 см), круглыми (диаметром 7, 5 и 3 см), треугольными (со стороной 7, 5 и 3 см) отверстиями. У каждого ребенка кубики (6, 4, 2 см), шарики (диаметром 6, 4 и 2 см), трехгранные призмы (со стороной 6, 4 и 2 см). Ход занятия. Взрослый обращает внимание детей на то, что у каждого из них есть кубики, шарики, призмы трех размеров, и предлагает вложить их в «занимательную коробку». Дети сначала раскладывают игрушки по форме. Затем взрослый от одного ребенка к другому, по кругу, передвигает коробку, предлагая опустить вначале шарик, затем кубик и, наконец, призму (крыша). Каждый ребенок по словесному указанию выбирает объемные геометрические фигуры и ищет наиболее легкий (рациональный) способ выполнения поставленной задачи: самые большие предметы могут быть опущены только в самые большие отверстия; предметы средних размеров — в большое и среднее и, наконец, маленькие — в любое отверстие. Так дети совершенствуют умение не только соотносить предметы по величине, но и выполнять это действие более рациональным способом. Затем дети по очереди опускают в коробку другие предметы, и так до тех пор, пока все они не окажутся в ней. Взрослый оценивает действия детей с точки зрения более рационального выполнения задания. |
ЗАНЯТИЕ 12 | Умственное воспитание 2 года 6 месяца-3 года |
Цель. Закреплять умение различать предметы одной формы, но разной величины {большие, поменьше, маленькие), подбирая их в определенной последовательности {цветная табл. XIV). Продолжать обогащать чувственный опыт при действии с предметами определенной формы и разной величины, познавать их физические свойства. Развивать тонкие движения кончиков пальцев. Материал. Три кубика со сквозными отверстиями одного цвета, последовательно уменьшающиеся (5, 4, 3 см); стержень высотой 12—15 см для нанизывания кубиков (на каждого ребенка). Ход занятия. Взрослый обращает внимание детей на то, что у них есть кубики разной величины, которые он может нанизать на стержень. Дает возможность рассмотреть их, поставить один на другой, приложить один к другому, постучать один о другой и прислушаться к издаваемым звукам. «Покажите самый большой кубик. Какой поменьше? А самый маленький, какой?» — спрашивает взрослый, учит детей сравнивать предметы по величине разными способами. Предлагает составить пирамидку, нанизывая последовательно самый большой кубик, поменьше и маленький, затем произвольно. В конце занятия взрослый предлагает собрать пирамидку, располагая кубики в порядке уменьшения их величины, т.е. в определенной последовательности. Варианты. Аналогичные занятия можно проводить и с другими геометрическими фигурами (шары, цилиндры, призмы).
|
|
ЗАНЯТИЕ 13 | Умственное воспитание 2 года 6 месяца-3 года |
Цель. Учить составлять пирамидки из разных геометрических фигур, подбирая их в разных вариантах. Развивать воображение и творческие способности детей. Закреплять практическое умение действовать с предметами разной формы. Накапливать сенсорный опыт при действии с объемными геометрическими фигурами, практически познавать их свойства. Развивать тонкую моторику кончиков пальцев. Материал. Кубики, шарики, цилиндры, кольца разного цвета и размера (5—6 штук); стержни (2 штуки) для нанизывания предметов высотой 12—15 см (на каждого ребенка) {цветная табл. XVI). Ход занятия. Взрослый обращает внимание детей на то, что у каждого есть 5—6 фигур, которые можно нанизать на стержень (стержни располагаются на середине стола). Предлагает придвинуть к себе стержни и собрать пирамидки из фигур. Когда пирамидки будут готовы, взрослый предлагает поставить их на середину стола и рассмотреть: «У Саши пирамидка сделана из шариков и кубиков. Вот она какая, посмотрите». Поднимает пирамидку над столом, чтобы всем было видно. Затем каждый ребенок берет другой стержень и делает еще одну из оставшихся деталей. Взрослый предлагает сравнить пирамидки. Называет сам и предлагает детям назвать детали, из которых они составили пирамиды (шарики, кубики, столбики, кирпичики и т. п.). Варианты. На повторных занятиях можно не раздавать фигуры, а выложить их на середину стола широкой дорожкой. Это даст возможность большого выбора и большей вариативности при составлении пирамидок. |
ЗАНЯТИЕ 14 | Умственное воспитание 2 года 6 месяца-3 года |
Цель. Развивать более тонкие зрительные ориентировки, умение не только подбирать предметы по величине, но и совмещать детали по рисунку. Совершенствовать моторику пальцев, координированные движения рук. Материал. Расписная матрешка (высота 8—10 см), вмещающая еще две разборные матрешки (на каждого ребенка) (цветная табл. XI).
Ход занятия. Аналогичен ходу занятия 8. Усложнение заключается в том, что дети действуют с тремя разборными матрешками и совмещают детали по рисунку. Действия с маленькой матрешкой требуют относительно тонких движений. Взрослый помогает тем, кому трудно собрать маленький предмет.
|
|
ЗАНЯТИЕ 15 | Умственное воспитание 2 года 6 месяца-3 года |
Цель. Учить находить по просьбе взрослого идентичные предметы, развивать зрительную память, воображение. Совершенствовать умение следовать поставленной задаче, не отвлекаться при ее выполнении. Материал. Игрушки (машинки, куклы, пирамидки, мячи, шарики, кубики, кольца, ленты, корзиночки, грибки и т.п.). Ход занятия. Взрослый собирает детей вокруг себя, раздает им игрушки. Они рассматривают их, называют, отмечают особенности. Предлагает детям по очереди подойти к столу и выбрать такую же игрушку. Пока ребенок подбирает идентичную игрушку, взрослый прячет его игрушку, побуждая действовать по памяти. Если ребенок затрудняется, взрослый показывает игрушку издали, называет ее, тем самым, побуждая его к действию. Когда ребенок принесет игрушку, взрослый предлагает детям сказать, справился ли их товарищ с заданием. С этой целью он ставит рядом две игрушки и предлагает сравнить: «Миша принес такую же куколку? Я кукол поставлю рядом». Точно так же поочередно игрушки приносят все дети, взрослый учит их сравнивать. В конце занятия дети играют с игрушками, которые выбирают по желанию. |
ЗАНЯТИЕ 16 | Умственное воспитание 2 года 6 месяца-3 года |
Цель. Учить собирать пирамидку из 4—5 колец, чередуя их по цвету. Материал. Пирамидка из пяти колец одного размера и двух цветов, два стержня (на каждого ребенка) (цветная табл. XIV).
Ход занятия. Взрослый ставит перед каждым ребенком собранную пирамидку, в которой кольца чередуются по цвету. Обращает на это внимание (кольца красные и желтые). Предлагает взять красное кольцо и нанизать на стержень, затем кольцо другого цвета и нанизать на другой стержень. Оставшиеся кольца взрослый предлагает выложить в ряд, чередуя их по цвету. Собранные пирамидки ставят на середину стола, а детям раздают пирамидки, в которых чередуются кольца другого цвета.
Варианты. Дети вначале выкладывают кольца, чередуя по цвету, а затем, последовательно беря их, нанизывают на стержень. Аналогично проводится занятие по составлению пирамидки из колец одного цвета и двух размеров (чередование деталей по величине).
|
|
ЗАНЯТИЕ 17 | Умственное воспитание 2 года 6 месяца-3 года |
Цель. Продолжать знакомить с различными свойствами полых предметов путем составления башенки из одинаковых по форме и цвету, но различных по величине деталей. Материал. По три полых одноцветных куба и цилиндра, отличающихся по величине на 2—3 см (на каждого ребенка) (цветная табл. VIII).
Ход занятия. Аналогичен ходу занятия 7.
Варианты. На занятии можно использовать другие сочетания фигур, например: цилиндры и конусы, конусы и т.д.
|
ЗАНЯТИЕ 18 | Умственное воспитание 2 года 6 месяца-3 года |
Цель. Учить составлять целое из частей, ориентируясь на форму, величину и цвет предметов. Закреплять умение выбирать предметы с ориентировкой на два свойства одновременно. Материал. Большой и малый кубики красного цвета, большой и малый цилиндры синего цвета (на каждого ребенка). Ход занятия. Перед каждым ребенком разложены кубы и цилиндры двух цветов. Взрослый предлагает составить цветные башенки: одну — красного цвета, а другую — синего. Для этого вначале дети должны разложить фигуры: в одну сторону— все красные, в другую — все синие. Затем собрать башенки из них (цветные табл. VIII— X). При составлении башенок ребенок ориентируется не только на цвет, но и на величину деталей (например, маленький колпачок надевает на большую деталь). Если ребенок легко справляется с заданием (собирает две башенки), взрослый дает ему другую пару деталей, различных по величине и цвету.
Варианты. Аналогичные занятия проводят с другими полыми геометрическими фигурами. |
|
ЗАНЯТИЕ 19 | Умственное воспитание 2 года 6 месяца-3 года |
Цель. Учить подбирать предметы, чередуя их по цвету, составляя целое из частей. Закреплять знания о цвете предметов. Материал. 4—6 полых, последовательно вкладывающихся предметов (кубы, цилиндры, конусы двух цветов (на каждого ребенка) (цв. табл.IX и X).
Ход занятия. Взрослый дает каждому ребенку набор чередующихся по цвету предметов, которые вложены один в другой. Дети вынимают их и расставляют на столе в том же порядке, затем так же вкладывают один в другой. И наконец, учатся составлять башенку, чередуя колпачки по цвету. Когда яркие башенки будут готовы, взрослый предлагает разобрать предметы и вновь собрать, а потом обменяться ими друг с другом. Далее дети самостоятельно упражняются в чередовании деталей.
|
ЗАНЯТИЕ 20 | Умственное воспитание 2 года 6 месяца-3 года |
Цель. Обогащать опыт детей путем действий с предметами различной формы, величины и цвета. Развивать их творческие способности. Совершенствовать координацию движений рук. Материал. Наборы полых конусов, цилиндров, кубиков различного цвета и величины (по 3—4 штуки на каждого ребенка) цветная табл. VIII).
Ход занятия. Столы (2—3) составляют торцевыми сторонами, на середину выкладывают геометрические фигуры, из которых дети будут составлять башенки (удобнее делать это, стоя за столом). Детей следует разместить вдоль стола на расстоянии 60—70 см друг от друга, чтобы они могли работать, не мешая стоящему рядом товарищу. Взрослый объясняет и наглядно показывает, как маленькие детали ставить на большие. Постройки могут быть самыми разнообразными: из трех уменьшающихся в размерах кубиков (конусов, цилиндров), одноцветных или разноцветных; из кубика, цилиндра и конуса и т.д.
|
|
ЗАНЯТИЕ 21 | Умственное воспитание 2 года 6 месяца-3 года |
Цель. Учить выполнять простейшую последовательность действий с предметами, ориентируясь на их форму и чередуя заданным образом. Развивать воображение, память, образное мышление. Материал. Цилиндры (4 штуки), параллелограммы (3 штуки) одного цвета. Игрушка-уточка (цыпленок, гусенок и т.п.) средних размеров (7—10 см), пластмассовая, полиэтиленовая, деревянная или резиновая (на каждого ребенка). Ход занятия. Дети рассаживаются вокруг стола. Взрослый обращает их внимание на столбики (цилиндры) и кирпичики (параллелограммы), лежащие перед каждым из них. Из кирпичиков и столбиков сделаем заборчик для утят, чтобы они не разбегались по двору», — предлагает взрослый и демонстрирует принцип чередования предметов: вначале столбик, потом кирпичик, затем вновь столбик и т.д. Взрослый предупреждает возможные ошибки: нельзя ставить рядом два столбика или два кирпичика — такой заборчик легко раздвинуть и разбежаться (демонстрирует, как утенок расталкивает носом два кирпичика в месте их соединения и убегает). «Нам нужен крепкий заборчик», — говорит взрослый и еще раз показывает, как его строить (столбик — кирпичик, столбик—кирпичик и т.д.). Затем дети действуют самостоятельно. Взрослый продолжает показывать действия на своем материале, побуждая малышей к подражанию. Если кто-то ошибается, он обращает его внимание на образец, затем помогает выполнить задание правильно. В третьей части занятия взрослый дает каждому ребенку еще несколько предметов с целью «замкнуть» заборчик со всех сторон. В одном месте взрослый ставит рядом два кирпичика—это вход. Когда постройка будет выполнена, предлагает детям «загнать» утят за заборчик, «накормить» и «напоить» из корытца. Играя, они свободно передвигаются вокруг стола. Взрослый побуждает их к имитации голосов птиц, разыгрывает забавные ситуации, например, утята гуляют по двору, собираются группкой или выстраиваются гуськом и т.п. Варианты. Дети могут действовать с предметами одного цвета, но разной формы, чередуя кубики и кирпичики, призмы и цилиндры и т.п. Можно придумывать другие сюжеты с учетом опыта ознакомления детей с окружающим. |
ЗАНЯТИЕ 22 | Умственное воспитание 2 года 6 месяца-3 года |
Цель. Учить находить одинаковые предметы. Развивать зрительную память, воображение.
Ход занятия. Взрослый раздает детям игрушки. Они рассматривают их, называют. Затем взрослый раскладывает на полу обручи и предлагает каждому ребенку, взяв с собой любую игрушку, войти в обруч, оставить игрушку внутри, принести такую же, но маленькую (согласно инструкции взрослого). Игрушки заранее разложены так, чтобы ребенок с определенного расстояния мог их увидеть. В конце занятия дети смотрят, какие игрушки подобрали их товарищи и проверяют, справились ли они с выполнением задания.
|
|
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ | Умственное воспитание 3 года |
Учить действовать по представлению, по инструкции. Развивать наглядно-образное мышление, умение использовать имеющийся опыт. Продолжать формировать более тонкие дифференциации при подборе, соотнесении, группировке предметов; способность планировать деятельность, выполнять действия в системе; стимулировать поиск средств и способов достижения цели. Способствовать умению соотносить реальный предмет и его изображение, собирать простые конструкции" (пирамидки, башенки и пр.) по их графическому изображению (рисунку). Совершенствовать зрительные, слуховые, двигательные реакции во время действий с предметами и дидактическими игрушками.
|
ЗАНЯТИЕ 23 | Умственное воспитание 3 года |
Цель. Учить составлять пирамидки из разных геометрических тел, чередуя их (по показу воспитателя). Стимулировать запоминание их названий (шар, куб, цилиндр, кольцо и пр.). Совершенствовать умение действовать с предметами разной формы. Материал. Геометрические фигуры двух видов, например кольца и шары (по 6 штук на каждого ребенка). Ход занятия. Взрослый дает детям возможность рассмотреть имеющиеся у них кольца и шары. Затем показывает, как можно, чередуя их, составить пирамидку: «Вначале возьму колечко, потом шарик. (Показ.) Опять колечко, и вновь шарик». (Показ.) Собранную пирамидку в качестве образца взрослый ставит на середину стола. Во второй части занятия дети начинают действовать под руководством взрослого: вначале взять шар и нанизать его на стержень; затем взять колечко и нанизать его, опустив на шар сверху, и т.д. В третьей части занятия дети самостоятельно снимают все детали со стержня и вновь собирают пирамидку, начиная с кольца и чередуя детали (выполняют задание, подражая действиям взрослого). В четвертой части занятия детям предоставляется возможность поиграть с пирамидкой, подбирая кольца и шарики произвольно; они могут нанизать или только шарики, или только кольца. В пятой части занятия взрослый предлагает детям повторить первый вариант пирамидки (чередуя шарики и кольца), но уже в меньшей степени применяет наглядный показ — учит выполнять задание по словесной инструкции. Для придания пирамидке законченного вида сверху на стержень надевают колпачок-наконечник. Варианты. Аналогичные занятия можно организовать, используя другие фигуры (куб, цилиндр, кольцо, шар и т.п.). |
|
ЗАНЯТИЕ 24 | Умственное воспитание 3 года |
Цель. Продолжать учить соблюдать простейшую последовательность действий с предметами, т.е. подбирать их по какому-либо принципу (например, чередование по цвету), не отступая от поставленной задачи. Развивать воображение, память, образное мышление. Материал. Кубики (5 см) двух цветов: четыре красных и три синих (на каждого ребенка). Игрушка-животное (высота 6—7 см), стоящая на задних лапах (например, собачка). Ход занятия. Взрослый раздает детям по четыре кубика красного и по три синего цвета и предлагает построить разноцветные барьеры для цирковых собачек. В первой части занятия демонстрирует развернутый показ и объясняет действия: «Возьму вначале красный куб, к нему приставлю сбоку синий, затем — красный, вновь — синий и т. п.». Когда все семь кубов будут выстроены в ряд, взрослый заостряет внимание детей на последовательность подбора предметов, берет игрушечную цирковую собачку и предлагает ей «пробежать» вперед—назад по цветному барьеру. «Собачке нравится красивый барьер», — говорит он. Во второй части занятия детей подводят к пониманию необходимости чередования кубов по цвету исходя из игрового замысла: «А теперь собачка будет учиться перепрыгивать через синие кубики. Она встанет на первый красный кубик и перепрыгнет через синий. Вот так! Собачка перепрыгивает через синий кубик, чтобы оказаться вновь на красном кубике». См.окончание |
ЗАНЯТИЕ 24 | Умственное воспитание 3 года |
Окончание В третьей части занятия дети выполняют задание самостоятельно по словесной инструкции взрослого. «Чтобы барьер получился красивым, нужно вначале взять красный куб»,— поясняет педагог, отрабатывая начальный этап подбора предметов: от этого зависит правильность дальнейшего чередования предметов. Если ребенок не справляется, взрослый старается практически подвести его к пониманию допущенной ошибки, но не выполняет задание за него. В четвертой части занятия собачка начинает прыгать по синим кубикам. Там, где барьер выстроен правильно, она прыгает легко, не падает. Если же чередование подобрано неверно и собачка не может перепрыгнуть через 2—3 синих куба, стоящих рядом, она отказывается выступать. Ребенок исправляет ошибку, и собачка с удовольствием прыгает. В пятой части занятия каждый ребенок вновь строит барьер. С этой целью взрослый смешивает кубики, чтобы ребенок самостоятельно мог подобрать их в определенной последовательности. Если дети не испытывают трудностей, взрослый убирает образец и показывает его лишь по завершении работы, чтобы дети могли сравнить результаты. Варианты. Если дети хорошо ориентируются в цвете, то в ходе занятия можно заменить те кубы, через которые прыгает собачка (например, вместо синих дать желтые). Барьер можно строить также из кругов, колец, кирпичиков, втулок и других разных по цвету предметов. |
|
ЗАНЯТИЕ 25 | Умственное воспитание 3 года |
Цель. Продолжать знакомить с соотношением «часть — целое». Учить составлять целое, подбирая части и нанизывая их на стержень; воссоздавать предмет из однотипных по рисунку деталей. Материал. Пять—шесть одинаковых по величине и цвету шаров (диаметр 4—5 см), имеющих сквозное отверстие по оси симметрии; стержень высотой 20—25 см; картинка, на которой изображена пирамидка соответствующего цвета в натуральную величину (на каждого ребенка) {цветные табл. XIII, XIV).
Ход занятия. Взрослый показывает детям картинки, на которых изображена пирамидка из шаров, нанизанных на стержень, и предлагает сделать такую же, а затем сравнить ее с изображением на рисунке. Варианты. На повторных занятиях взрослый предлагает собрать пирамидку по рисунку из геометрических фигур двух видов (например, шары и кубы или кубы и кольца, кольца и цилиндры).
|
ЗАНЯТИЕ 26 | Умственное воспитание 3 года |
Цель. Закреплять представление о различных геометрических фигурах (шар, куб, цилиндр, кольцо и пр.). Развивать творческое воображение. Учить соотносить предмет и его изображение; составлять несложную модель из одинаковых деталей двух цветов. Материал. 5—6 шаров двух цветов (например, красного и зеленого) с отверстием по оси симметрии, стержень (высота 20—25 см); картинка, на которой изображена пирамидка с чередующимися по цвету шарами (на каждого ребенка) (цветная табл. XIV). Ход занятия. Взрослый раздает картинки и спрашивает детей, что они на них видят; обращает внимание на то, что шары чередуются по цвету. Затем дети начинают собирать свои пирамидки. Взрослый контролирует, какую деталь они берут первой (от этого зависит последовательность выполнения всей модели). Если дети ошибаются, взрослый помогает им, обращая внимание на картинку и на очередность цветов, предлагает выложить шарики в той последовательности, в которой они будут нанизываться на стержень. Чтобы они не раскатывались, их кладут отверстием к поверхности стола. Готовая модель сравнивается с картинкой. Варианты. Если дети справляются с заданием, можно предложить им чередовать другие детали. |
|
ЗАНЯТИЕ 27 | Умственное воспитание 3 года |
Цель. Продолжать обогащать опыт детей при действии с предметами различной формы, величины и цвета. Развивать воображение, умение соотносить предмет с его изображением. Материал. Наборы полых конусов, кубиков, цилиндров различного цвета и величины; картинки с изображением различных по цвету и подбору деталей башенок (цветная табл. VIII). Ход занятия. Взрослый обращает внимание детей на особенности башенки, изображенной на картинке (детали, цвет и т.п.), предлагает выбрать нужные для составления башенки детали. Еще раз обращает внимание на картинку, советует, как лучше ее строить (поставить кубик на кубик и т.п.). Готовую модель сверяют с картинкой. На первых занятиях дети собирают одинаковые модели. Потом в зависимости от совершенствования их умений задания усложняются. Так, если вначале детям предлагают сделать по картинке самые простые модели, состоящие из двух деталей одного цвета, то далее они могут собрать башенки из трех одинаковых деталей, а затем из двух или трех разных.
|
ЗАНЯТИЕ 28 | Умственное воспитание 3 года |
Цель. Учить выполнять более тонкие действия по соотнесению трех разных по величине предметов (большой, поменьше, маленький). Продолжать развивать координацию рук, моторику пальцев. Материал. Цветной расписной шар или яйцо (диаметр 8—10 см), вмещающие два разборных предмета, меньших по величине (на каждого ребенка).
Ход занятия. Аналогичен ходу занятия 14. |
|
ЗАНЯТИЕ 29 | Умственное воспитание 3 года |
Цель. Расширять сенсорный опыт детей путем действий с предметами разной формы. Углублять представления о свойствах геометрических фигур (например, шар и куб, куб и призма и т.п.). Совершенствовать умение действовать по воображению — соотносить предмет с его графическим изображением. Материал. Три куба и три шара одной величины и цвета, стержень высотой 20—25 см (на каждого ребенка) (цветная табл. XIV). Картинки с изображением пирамидки, состоящей из шаров и кубов одного цвета, а также одной величины. Ход занятия. Взрослый раздает детям картинки. «Посмотрите внимательно. Что нарисовано на картинке? Правильно, это пирамидка. Из чего она состоит? Из шариков и кубиков. Вот они. (Показ.) Мы сделаем такую же пирамидку, как нарисована на картинке. Вначале возьмем кубик, потом шарик, затем кубик, и вновь шарик. Нанижем их на стержень. Вот и получилась пирамидка!» (Объяснение сопровождается показом.) Дети повторяют действия взрослого, обращаясь в процессе выполнения задания к рисунку — сравнивают очередность нанизывания геометрических фигур. О каждой готовой модели дети рассказывают: из каких геометрических фигур она составлена, какого они цвета, размера и т.д. Затем взрослый предлагает малышам самостоятельно разобрать пирамидку, а затем составить ее еще раз, опираясь на картинку. Все пирамидки ставят на середину стола. В последней части занятия взрослый ставит на стол большую коробку с разными геометрическими фигурами и стержни для их нанизывания, предлагает собрать пирамидки, действуя произвольно. Взрослый отмечает, что у каждого ребенка получается своя, оригинальная конструкция. Хвалит все пирамидки, выделяет их цвет и детали, называет их понятными детям словами и побуждает к тому же самих детей. |
ЗАНЯТИЕ 30 | Умственное воспитание 3 года |
Цель. Обогащать сенсорный опыт детей в процессе действий с предметами разной формы и величины. Продолжать учить выполнять тонкие действия кончиками пальцев. Материал. Различные геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр, призма и пр.), имеющие сквозное отверстие (4 штуки); невысокие стержни (12—15 см) для нанизывания различных деталей, картинки с изображением пирамидки (на каждого ребенка) (цв.табл. XIV). Ход занятия. Взрослый предлагает рассмотреть пирамидки-образцы на картинках, дает каждому ребенку материал для занятия. Дети собирают пирамидки, ориентируясь на рисунки, рассматривают их, затем обмениваются и собирают новые пирамидки. Взрослый при необходимости помогает, прибегая к показу, объяснению и сравнению. Варианты. На первых занятиях всем детям раздают одинаковые картинки, они собирают однотипные пирамидки. В дальнейшем они получают разные картинки и собирают различные по форме, величине и цвету пирамидки. Этот вид занятия требует более развитого мышления, воображения и сенсорного опыта. Если дети испытывают какие-либо затруднения, взрослый предлагает более простые варианты (см. занятия 10—12) и помогает в процессе их выполнения.
|
|
ЗАНЯТИЕ 31 | Умственное воспитание 3 года |
Цель. Продолжать развивать образное мышление и учить соотносить предметы с их изображением. Материал. Картинки (8x12 см), на которых изображены игрушки (мяч, кукла, зайчик, утенок и т.п.); такие же игрушки расставлены по групповой комнате. Ход занятия. Взрослый предлагает каждому ребенку взять одну картинку, показать ее всем детям и сказать, что на ней нарисовано; затем по просьбе взрослого дети находят такие же предметы, какие нарисованы на их картинках. Если им трудно найти игрушки в пространстве комнаты, взрослый располагает все предметы на столе, и дети подбирают их, глядя на картинки. Результаты работы анализируются. Затем взрослый собирает картинки, и вновь дети разбирают их — каждому достается уже другая картинка. Упражнения повторяются. В конце занятия организуются игры с предметами и игрушками по желанию детей.
|
| КАРТОТЕКА От 2 лет до 3 лет 6 месяцев |
|
СВОЙСТВА ПРЕДМЕТНОГО МИРА: ЦВЕТ, ФОРМА, ВЕЛИЧИНА, КОЛИЧЕСТВО, ПОЛОЖЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ В ПРОСТРАНСТВЕ И ПР.
|
|
|
ЗАНЯТИЕ 1 | Умственное воспитание От 2 лет до 3 лет 6 месяцев |
Цель. Закрепить первоначальные представления о явлениях неживой природы, в частности о воде (прозрачная, течет, льется, журчит; нужна всем — и животным, и людям, и растениям, потому что воду пьют, водой умываются, в воде купаются). Использовать игры с водой для оздоровления детей, подчеркнуть целительные свойства воды. В процессе занятия целесообразно использовать малые фольклорные жанры, раскрывающие отношение человека к воде, ее значимость для всего живого. Материал. Репродукция к потешке «Водичка-водичка» (можно использовать любую картинку, на которой изображен умывающийся ребенок). Прозрачный кувшинчик с кипяченой водой, прозрачные стаканчики (по числу детей). Кукла (резиновая), тазик (игрушечный). Ход занятия. Взрослый показывает детям картинку, на которой изображена умывающаяся девочка. Дети рассматривают ее 2—3 минуты. Отвечают на вопросы: «Кто изображен на картинке? Что делает?» Затем взрослый читает потешку: Водичка-водичка, Умой Тане (наше) личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки алели, Чтобы смеялся роток, Чтобы кусался зубок. Затем взрослый обращается к каждому ребенку с вопросом, какую он видел водичку, когда умывался, мыл руки, купался. Если дети затрудняются с ответом, сам называет свойства воды: прозрачная, течет, льется, журчит, булькает и т. п. Далее разыгрывается ситуация с. куклой: ее умывают над игрушечным тазиком. Взрослый медленно льет воду, давая детям возможность прочувствовать слова «вода прозрачная, течет». В конце занятия взрослый разливает воду из кувшина по стаканчикам, сопровождая действия словами: прозрачная, журчит, булькает. Предлагает детям попить. |
ЗАНЯТИЕ 2 | Умственное воспитание От 2 лет до 3 лет 6 месяцев |
Цель. Использовать игровую ситуацию для ознакомления детей с такими свойствами воды, как возможность ее окрашивания (принимает цвет краски, например, при рисовании кистью). Материал. Гуашь и специальные стаканчики, наполненные на 1/3 прозрачной водой; белая бумага, трафарет воздушного шара в виде пакета с прорезью для цветных вкладышей (18x15 см) (на каждого ребенка). Ход занятия. Взрослый обращает внимание детей на то, что у них в стаканчиках прозрачная вода, предлагает нарисовать «воздушные шарики». Каждый ребенок получает листок белой бумаги и одну краску (зеленая, красная, синяя и т.п.). Дети рисуют —на белой бумаге появляются «пятна» определенного цвета. При мытье кисточки вода" окрашивается в цвет смываемой краски. Взрослый преДлага-ет оставить листы сушиться на столе, обращает внимание на воду в стаканах. Собирает их на поднос, дети рассаживаются вокруг взрослого. Он спрашивает о том, что дети делали, кто какой краской рисовал, называет цвет воды в стаканчиках и т.д. Подчеркивает: у воды есть свойство — окрашиваться. Далее взрослый привлекает внимание детей к их работам, собирает их в стопку, вкладывает ее в пакет, на котором вырезано изображение воздушного шарика (трафарет) с темной ниточкой. Взрослый вытаскивает листочки по очереди, и «шарики» меняют свой цвет: «Чей красный шарик?», «Кто рисовал желтой краской? Чей желтый шарик?» и т.д. Игра переходит в непринужденный разговор о том, кому из детей покупали воздушные шарики, как они играли с ними. Мы гуляли по Неглинной, Заходили на бульвар, Нам купили синий-синий Презеленый, красный шар. «Какой же шарик? — - Разноцветный!» |
|
ЗАНЯТИЕ 3 | Умственное воспитание От 2 лет до 3 лет 6 месяцев |
Цель. Показать, как при смешивании трех основных цветов получаются другие. Так, например, соединение желтого и синего дает зеленый; красного и желтого — оранжевый; красного и синего — фиолетовый (сиреневый); красного и черного — коричневый и т.п. Материал. Гуашь, кисти (по количеству детей); 4—5 пустых прозрачных стакана. Ход занятия. Каждый ребенок выбирает тот цвет краски, которым хочет рисовать (рисование по замыслу); моет кисточку в стакане, таким образом у каждого образуется своя «цветная водичка». Рисунки детей раскладывают на столах для просушивания. Взрослый ставит все стаканы с цветной водой на один поднос. Собирает вокруг себя детей и предлагает посмотреть «фокус». Взрослый наливает в чистый стакан, предположим, красную водичку («Кто рисовал красной краской? — Оля. Это ее цвет!») и туда же добавляет желтую воду («Чья желтая водичка?—Колина!») «Что у нас получилось? Какой цвет водички?— Оранжевый. Такого цвета бывает солнышко, апельсин, мандарин, цветочки». Аналогично взрослый получает фиолетовый, зеленый, коричневый цвета и т.д. Примечание. Основными считаются три цвета; красный, желтый, синий. Именно при их соединении получаются все другие цвета спектра. Оттенки (голубой, розовый, салатовый и т.п.) получают при соединении основных цветов с белилами. В конце занятия дети рассматривают свои рисунки, рассказывают, кто и что нарисовал. |
ЗАНЯТИЕ 4 | Умственное воспитание От 2 лет до 3 лет 6 месяцев |
Цель. В процессе экспериментирования показать детям, как вода при охлаждении превращается в лед (замерзшую воду). Материал. Полиэтиленовые формочки для игр с песком (15—20 штук); коробка из-под шоколадных конфет; кувшинчик с прозрачной водой; цветная вода в стаканчиках. Примечание. Данное занятие может стать логическим завершением игровой ситуации, описанной в занятиях 2, 3. Ход занятия. Взрослый беседует с детьми о зиме, спрашивает о ее признаках (снег, лед, холодно). Подчеркивает, что на морозе вода превращается в лед: «Мы сделаем вместе с вами льдинки». Предлагает расставить формочки на столе. На глазах у детей наливает в одни формочки прозрачную воду, в другие — цветную. «Когда пойдем гулять, мы вынесем их на мороз и посмотрим, что у нас получится». Во второй части занятия используется коробка из-под конфет для изготовления «бус». В формовочную упаковку в присутствии детей заливается цветная вода (желательно чередовать контрастные цвета, например, синий, желтый, зеленый, красный, фиолетовый и пр.). Затем в залитые формочки следует положить толстую нитку, которая на морозе должна вмерзнуть в льдинки. На прогулке взрослый предлагает детям посмотреть, что произошло с водой. Когда вода замерзнет, он в присутствии детей вынимает цветные «нитки бус», украшая ими елочку на участке детского сада. |
|
ЗАНЯТИЕ 5 | Умственное воспитание От 2 лет до 3 лет 6 месяцев |
Цель. Используя игровую ситуацию, обратить внимание детей на свойства снега (тает, превращается в воду в тепле; снег и снежинки — это капельки воды, которые зимой в воздухе превращаются в снежинки); рассмотреть снежинку на ладошке (на варежке) во время прогулки; подчеркнуть, что снег — «это много-много снежинок». Провести в присутствии детей эксперимент со снегом, показать, что снег может быть сыпучим или липким: из липкого можно лепить фигурки и делать «пирожки». В помещении, в тепле, снег обязательно растает и превратится в воду. Материал. Полиэтиленовые формочки (для песка) и совочки (на каждого ребенка 2—3 формочки и один совок). Подносы для формовки. Невысокие, широкие емкости для снега. Ход занятия. Взрослый вносит в группу емкости со снегом, собирает вокруг себя детей. Показывает снег, говорит, что он белый, холодный, в помещении начинает таять — становится липким. Далее совочком раскладывает снег в формочки для песка. Делает из снега на подносе снежные куличики («рыбка», «цветочек», «бабочка», «птичка» и т.п.). Во второй части занятия взрослый предлагает детям 'формовать из снега фигурки; поясняет, что снег руками брать нельзя, надо использовать совочек. Примечание. Перед занятием полиэтиленовые или пластмассовые формочки желательно нагреть (в воде или на радиаторе отопления). Взрослый следит за тем, чтобы каждый ребенок использовал совочек, самостоятельно переворачивал наполненные снегом формочки на поднос. Каждый ребенок делает две—три снежные фигурки. Подносы устанавливаются на общий стол. Дети наблюдают, как снежные фигурки постепенно превращаются в воду. «Не грустите о том, что снежные фигурки растаяли. В следующий раз мы сделаем их из песка. Песочные „пирожки" не тают», — поясняет взрослый. |
ЗАНЯТИЕ 6 | Умственное воспитание От 2 лет до 3 лет 6 месяцев |
Цель. Аналогична цели занятия 5. Материал. Вылепленные взрослым из снега кролик, зайчик или Снеговик (высота 40—45 см); ведро на голову последнего (10—12 см в диаметре), ленточки, сухие веточки, уголечки (пуговички для глаз), морковка (красный колпачок от фломастера) для носа и т.п. Ход занятия. Снеговика ставят в высокую металлическую тарелку или эмалированную миску (для устойчивости и сохранения температуры). Взрослый обыгрывает приход Снеговика. Дети рассматривают его. Взрослый предлагает подарить Снеговику «шляпу» (игрушечное ведерко), украсить ее цветными ленточками, подарить метелочку из веток. Примечание. Если есть дидактический столик на вращающейся основе, следует его использовать: он дает возможность обозревать фигурку со всех сторон; кроме того, возникает впечатление, что Снеговик «танцует». Во второй части занятия дети предлагают угостить Снеговика льдинками, снежными «пирожками» (заготовленными заранее). В третьей части занятия дети украшают Снеговика цветными льдинками, ледяными «бусами» (выполнены заранее, хранятся в морозилке холодильника). Взрослый предлагает спеть для Снеговика какую-нибудь зимнюю песенку. См. продолжение |
|
ЗАНЯТИЕ 6 | Умственное воспитание От 2 лет до 3 лет 6 месяцев |
Продолжение В четвертой части занятия обращает внимание на то, что Снеговик начинает подтаивать: «Ему в доме жарко». Цветные льдинки, подтаивая, «расписывают» наряд Снеговика, что делает всю композицию еще более красочной. Далее Снеговик приглашает детей на прогулку. Перед уходом он угощает их морковками. «Они не ледяные, а настоящие, потому что малышам нельзя есть снег и сосульки», — поясняет гость. Занятие продолжается на участке. Можно использовать следующие четверостишия, относящиеся к зимнему времени года. Снеговик Два блестящих уголька — Глазки у Снеговика, Яркий нос, в руках — метла, Веселится детвора! А. Павлова
| Снег Снег, снег кружится, Белая вся улица! Собралися мы в кружок, Завертелись, как снежок. А. Барто
|
См. окончание |
ЗАНЯТИЕ 6 | Умственное воспитание От 2 лет до 3 лет 6 месяцев |
Окончание
Снежный кролик Мы лепили снежный ком, Ушки сделали потом. И как раз Вместо глаз Угольки нашлись у нас, Кролик вышел как живой! Он с хвостом и головой! За усы Не тяни — Из соломинок они! Длинные, блестящие, Точно настоящие! О. Высотская
| Загадки Прыгает ловко, Любит морковку. (Зайчик) Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу. В дупле на старом дубе Орешки я грызу. (Белка) Зимой спит — Летом ульи ворошит. (Медведь)
|
|
|
ЗАНЯТИЕ 7 | Умственное воспитание От 2 лет до 3 лет 6 месяцев |
Цель. Используя игровую ситуацию, обратить внимание детей на то, что одни предметы (легкие) на воде держатся, другие (тяжелые) — тонут (экспериментирование). Материал. Набор предметов из различных материалов: щепочка (деревянная лодочка), пластмассовая планочка (рыбка), железный гвоздик (металлическая рыбка), бумажный кораблик (цветочек), резиновый шарик, ватный «снежок» и др.; ведерко, широкое блюдо, наполненное водой. Ход занятия. Взрослый предлагает детям сесть вокруг стола, на котором стоят блюдо с водой, а также ведерко с игрушками. Дети рассматривают их. Каждый достает одну из них. Взрослый спрашивает каждого ребенка, что он выбрал, как называется этот предмет. Затем по предложению взрослого дети по очереди опускают предметы на воду, взрослый комментирует происходящее. В процессе игровых действий опытным путем устанавливается: не все предметы держатся на воде; на поверхности воды плавают легкие предметы, такие как щепочка, резиновый шарик, ватный «снежок»; металлические (железные) предметы более тяжелые — они тонут. Взрослый предлагает детям подуть на воду по очереди, чтобы каждый из них смог направить плавающие игрушки к кому-либо из товарищей. В конце занятия взрослый предлагает «испытать» бумажные лодочки: в присутствии детей складывает из бумаги (оригами) 1—2 лодочки, опускает их на воду, предлагает поиграть с лодочками в бассейне. |
ЗАНЯТИЕ 8 | Умственное воспитание От 2 лет до 3 лет 6 месяцев |
Цель. Используя ситуацию экспериментирования, организовать игру с машинками одного размера и одинаковой конструкции, но разного цвета («Чья машинка уедет дальше»). Материал. Цветные машинки (по количеству детей). Доска (скат) шириной 80—100 см, укрепленная с одного края на высоту 40—50 см (зимой в группе, летом на участке детского сада). Ход занятия. Взрослый раздает детям машинки. Они рассматривают их, называют. «А чья машинка уедет дальше?» — спрашивает взрослый, побуждая тем самым детей к экспериментированию. Во второй части занятия дети распределяются по 2—3 и, встав у приподнятого края ската, по сигналу взрослого пускают машинки «под горку», сообщив им начальную скорость. Взрослый отмечает, чья машинка уехала дальше, и поясняет: «Сережа, по всей вероятности, сильнее толкнул машину и колесики быстрее завертелись—машина уехала далеко-далеко». Так ребенок опытным путем знакомится с предметами, которые перемещаются с помощью колес, а также с тем, что скорость их передвижения зависит от силы толчка. Затем каждый малыш испытывает свою машинку. Дети отмечают, какого цвета машинка уехала дальше. Если в игре возникает неоднократный повтор, то взрослый учит детей делать первые умозаключения: например, красные машинки ездят быстрее, чем желтые или зеленые. Варианты. На повторных занятиях в кузов машинок можно укладывать различные грузы и определять связь скорости и веса перевозимых предметов и их количества. Аналогичную игру можно провести с шариками, мячами, обручами и т.п. |
|
ЗАНЯТИЕ 9 | Умственное воспитание От 2 лет до 3 лет 6 месяцев |
Цель. Используя ситуацию экспериментирования, познакомить со свойством магнита (притягивает металлические предметы); организовать игру на основе сюжета «Ловись, рыбка, большая и маленькая!» Материал. Магнитные «удочки» (3—4 штуки) (палочки длиной 30—40 см, в сечении 5—6 см, на них засечки для закрепления суровой нитки длиной 30—35 см; на конце нитки крепится магнит). Примечание. Магниты можно взять из пособия «Магнитная азбука (алфавит)». Вместо палочек — два одноцветных высохших фломастера, которые склеивают широкими концами. Разноцветные рыбки из картона (с укрепленными на них металлическими скобками или канцелярскими скрепками, которые хорошо притягиваются к магниту). Большое блюдо или круглая красивая коробка с приподнятыми краями (озеро). Ход занятия. Взрослый ставит на стол коробку или блюдо с рыбками: «Это озеро, в нем живут разноцветные рыбки. Мы попробуем их поймать с помощью удочек». Демонстрирует удочки, отмечает, что на каждой вместо крючка имеется магнит (рыбки будут «клевать» на него и «приклеиваться» к нему); показывает игровое действие. Далее дети самостоятельно ловят рыбок. Взрослый отмечает, у кого какая рыбка (цвет, величина). Если многим детям одновременно хочется действовать с удочками, взрослый устанавливает очередность. |