Методическая рекомендация для воспитателей

Газимова Елена Александровна

«Методическая рекомендация по развитию художественно – творческих способностей младших дошкольников с легкой умственной отсталостью посредством рисования тычком (ватными палочками) - Пуантилизм»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_rekomendatsiya.docx88.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный конкурс методических разработок

«Парад педагогических достижений коррекционно-развивающего обучения» в рамках муниципального образовательного форума

«Лидер в образовании – 2018».

Номинация «Методическая рекомендация»

Газимова Елена Александровна, воспитатель,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида № 81 г. Ангарск

 «Методическая рекомендация по развитию художественно – творческих способностей младших дошкольников с легкой умственной отсталостью посредством рисования тычком (ватными палочками) - Пуантилизм»

Проблема воспитания и обучения дошкольников с легкой умственной отсталостью является одной из наиболее важных и актуальных в коррекционной педагогике. Дети с легкой умственной отсталостью имеют нарушение интеллекта и относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья.

Заниматься с детьми, имеющими проблемы в развитии, достаточно сложно. Дети имеют нарушения в интеллектуальной, двигательной, психической, эмоциональной и личностной сферах. Для этих детей характерна низкая познавательная активность, отсутствие интереса к знаниям. Наряду с интеллектуальной недостаточностью в развитии; у детей наблюдаются нарушения в формировании процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, развития речи, у них также нарушена эмоциональная сфера, наблюдаются трудности в общении с детьми и взрослыми. Возникает объективная потребность в других способах педагогического воздействия на детей, то есть специально организованном образовательном пространстве, которое может обеспечить все необходимые условия для развития детей.

Педагогическая целесообразность методической рекомендации объясняется тем, что работа в технике рисования тычком обеспечивает положительное эмоциональное состояние, что важно для детей с легкой умственной отсталостью. 

 Для того чтобы вызвать интерес к рисованию у детей, необходимо превратить этот процесс в игру или волшебную сказку. Чтобы поддерживать в детях желание творить, можно предложить им нетрадиционные техники рисования. В таких случаях рисовать позволено, чем хочется и как хочется. Но взрослые всегда направляют ребенка в какое-то русло, поэтому могут ему предлагать те или иные виды рисования. Например, рисование ватными палочками с детьми младшего дошкольного возраста. Ватные палочки, оказывается, можно использовать не только по их прямому назначению. С их помощью можно еще и рисовать, а в процессе творчества развивать детей, учить запоминать цвета, знакомить малышей с природой, развивать мелкую моторику, обогащать словарный запас ребенка и еще много всяких полезных функций выполняет этот незамысловатый предмет гигиены. Ватные палочки — это интересно. В некоторых методических источниках эта техника рисования носит название «метод тычка». Если бы пришлось создавать рейтинг самых простых техник рисования, то ватные палочки, безусловно, обошли бы всех конкурентов.

Рисование ватными палочками можно назвать одним из видов пуантилизма. Пуантилизм – это уникальное течение в живописи, которое в переводе с французского языка означает «писать по точкам и точками». Рисование ватными палочками – весьма необычная техника, интересная малышам, которые только-только знакомятся с различными инструментами для рисования. Дети обычно с радостью приветствуют технику рисования ватными палочками, так как можно одну и ту же картинку создать совершенно разными способами. При работе можно взять за основу шаблон и заполнить все детали рисунка точками определенного цвета. Можно не заполнять весь рисунок, а сделать разноцветными точками только контур деталей. Точками увлекательно дополнять уже готовые рисунки и шаблоны. Этот вариант особенно удобен для детей младшего возраста: когда воспитатель предлагает нарисовать глазки какому-нибудь животному, а также интересно ватными палочками создавать снег или дождь. Рисовать ватными палочками гораздо проще, чем кисточкой. Для того, чтобы заинтересовать малыша, нужно сначала показать ему, как можно провести красивую линию или поставить точку, потом еще одну, а потом другого цвета. Для проведения занятия потребуется следующий инвентарь: пальчиковая или обычная гуашь, бумага; шаблоны с черно-белыми рисунками или тематические картинки, на которых требуется что-то дорисовать; большое количество ватных палочек; палитра. Пластмассовая палитра пригодится для того, чтобы не давать ребенку в распоряжение целую баночку с краской. Очень часто у детей возникает желание использовать такое обилие материала не по назначению. На палитре же удобно развести водой гуашь нескольких цветов и рядом с каждой положить свою палочку. После того как все готово, можно начинать рисование ватными палочками картинки на какую-нибудь интересную тему. Лучше заранее продумать тематику предстоящего занятия, подобрать подходящие стишки или загадки. Не стоит пренебрегать пальчиковой игрой в серединке рисования, потому что малыши часто отвлекаются. И им необходима постоянная смена деятельности. Для малышей на первых занятиях лучше предлагать только один цвет краски. Картинки надо подбирать максимально простые: солнышко, яблочко или снег, дождик. Детям постарше даются задания сложнее. Увеличивается количество цветов.

Большое внимание воспитатели должны уделять развитию восприятия, мотивации, доступных форм словесно-логического мышления, познавательных процессов, созданию доброжелательной обстановки в детском коллективе, укреплению веры детей в собственные силы, формированию интереса к занятиям.

У детей с ограниченными возможностями здоровья обычно наблюдаются специфические проявления особенностей работоспособности, памяти, внимания, мышления, развития речи. Необходимо четко определить цели, которые желательно достичь в процессе обучения. Перед началом обучения составляют этапную программу обучения. Процесс обучения следует сделать трехступенчатым:

1. Вначале ребенку объясняют, что он должен сделать.

2. Затем оказывают ту или иную помощь.

3. Создают ситуацию успеха и поощряют за выполненное задание.

Для того, чтобы помочь ребенку показать себя с лучшей стороны, следует:

  • предлагать ребенку короткие задания, стараясь сделать их более разнообразными, чередовать разнообразные виды деятельности;
  • начинать и заканчивать каждую серию заданий ситуацией успеха;
  • сочетать новые более трудные задания с уже известными заданиями, более легкими;

К тому же использование этой методики имеет ряд преимуществ:

  • способствует развитию у детей мелкой моторики;
  • ориентировки на листе бумаги, развитию внимания, усидчивости;
  • уточняются представления ребёнка о цвете, форме;
  • развивается воображение;
  • вызываются положительные эмоции;
  • способствуют обогащению знаний об окружающем.

Фотогалерея творений ватными палочками

Инструкция: Дети получают заготовки стволов деревьев с веточками, ватные палочки и краски. Важно! Для облегчения задачи, можно очертить область расположения листвы кругом. «Ребята, окунаем палочку в краску нужного цвета и делаем тычок на веточки или около них. Не забывайте, что палочку нужно держать ровно». «Для листьев другого цвета мы берём новую палочку.http://shkolabuduschego.ru/wp-content/uploads/2017/03/derevo-s-listyami-tychkami-vatnoy-palochkoy.jpg

Инструкция: Детям выдаются листы с контуром снеговика. Рассматривание.

Окунуть ватную палочку в белую краску. И начиная с самого большого круга, начинаем ставить отпечатки, не заходя за контур круга. Посмотрите, наши снеговики становятся «пушистыми». Кто закрасил большой круг, можно перейти к следующему, кругу поменьше. А затем и закрасить самый маленький круг. Воспитатель дополняет рисунки детей деталями, подрисовывая фломастерами глазки, рот, нос.https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/1117/00084e76-fadbcc0c/hello_html_1ecc8f4e.jpg

В заключении хочу сказать следующее: рисование для детей – радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать, постоянно открывая перед ними новые возможности изобразительной деятельности.                        Главное то, что все эти формы взаимодействия взрослого с ребенком становятся содержанием предварительной работы для развития игровой и продуктивной деятельности. Это и есть главный аспект в моей работе: чтобы занятия приносили детям только радость и положительные эмоции.

Данная методическая рекомендация может быть рекомендована педагогам, работающим в группе компенсирующей направленности.   Она направлена на развитие игровых и художественно-творческих способностей детей с ОВЗ. Способствует применению здоровьесберегающих технологий и предназначена для развития мелкой моторики рук, а также психических функций: восприятия, памяти, внимания и речи, кроме этого, учитывается принцип полимодальности восприятия.

Воспитателям, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо набраться терпения и не спешить. Не следует стараться научить ребенка сразу всему, лучше двигаться небольшими шажками, поднимаясь как бы по маленьким ступенькам и учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

Литература:

  1. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» -     М.,2007 г.
  2.  «Дошкольное воспитание» - №6 2007 г.
  3. «Дошкольное воспитание» - №7 2007 г.
  4. Колдина Д.Н. «Рисование с детьми 4-5 лет» - М-С 2011 г.
  5. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»