Родительский клуб "Развиваемся вместе"
Предварительный просмотр:
Рабочая программа логопедического детско-родительского клуба «Развиваемся вместе».
Составила: учитель-логопед Тэугяс Н.В.
Целевой раздел.
Пояснительная записка.
Актуальность.
Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в дошкольном учреждении. Основной задачей - является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к школьному усвоению письменной речи.
В настоящее время наблюдается быстрый рост числа детей с различными речевыми нарушениями. Речь у таких детей малопонятна для окружающих: некоторые звуки полностью отсутствуют, т.е. не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Наблюдается не умение правильно построить фразу, составить рассказ по картинке, пересказать текст.
Очень часто речевые нарушения, являются первичным дефектом, что влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной коррекционной помощи. И. как уже доказано, чем раньше начинается коррекционная работа, тем она эффективнее.
Одним из основополагающих принципов коррекционной работы является комплексное коррекционное воздействие на ребенка с нарушением речи. Реализация данного принципа предполагает привлечение к коррекционной работе не только учителя - логопеда, педагогов ДОУ, но и при необходимости медицинских специалистов (невролога, психиатра, ортодонта и др.), а также обязательное активное участие родителей.
Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. Ни одна, даже самая лучшая педагогическая система, не может быть эффективна в полной мере, если в этой системе нет места семье. Статья 44 Федерального закона РФ от29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гласит о том, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
ФГОС ДО указывает, что вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность является важным психолого-педагогическим условием успешной реализации основной образовательной программы ДОУ.
Современные родители (законные представители) нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, недооценивают свою роль в развитии речи детей, испытывают определенные трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с детьми дома.
Таким образом, высокая значимость родительского участия в профилактике и преодолении речевых нарушений с одной стороны и малая осведомленность родителей (законных представителей) в вопросах профилактики нарушений речи, патологии и коррекции речевых нарушений, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей с другой стороны, делают необходимой организацию целенаправленной помощи родителям (законным представителям) в речевом развитии детей.
Работа учителя-логопеда и воспитателей группы предусматривает различные формы взаимодействия с родителями (законными представителями) дошкольников. Практика показывает, что родителей (законных представителей) дошкольников с нарушением речи беспокоят одни и те же проблемы (неправильное звукопроизношение, бедный лексический запас, нарушение грамматического строя речи). В связи с этим целесообразно организовывать работу с родителями (законными представителями) в групповой форме. Одной из таких форм взаимодействия учителя – логопеда, воспитателей группы с родителями (законными представителями) является детско-родительский логопедический клуб.
Рабочая программа логопедического клуба «Развиваемся вместе» предназначена для родителей (законных представителей) дошкольников старшего возраста. Реализация программы клуба позволяет оказывать специализированную помощь родителям обучающихся, направленную на профилактику и преодоление речевых нарушений у дошкольников.
Отличительные особенности данной программы от существующих и используемых в дошкольных учреждениях состоят в следующем:
Взаимосвязь с родителями осуществляется не только через открытые мероприятия, как в других кружках, а через систему методических рекомендаций, получаемых родителями индивидуально в устной форме и еженедельно в письменной форме на карточках или специальных тетрадях.
Также часто практикуются индивидуальные консультации, в присутствии и с участием ребёнка, на которых демонстрируются элементы коррекционного занятия (артикуляционная, дыхательная гимнастики и т.д.), требующие правильного закрепления в домашних условиях.
Программа детско-родительского клуба предполагает взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями, которое осуществляется в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период по всем направлениям; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении;
Все занятия проводятся в игровой форме.
Программа составлена в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом №1155 Минобрнауки от 17 октября 2013 года.
- Возрастными психологическими особенностями детей старшего дошкольного возраста.
Содержательный раздел.
Содержание рабочей программы логопедического клуба предусматривает интегрированные подходы видов деятельности в организации коррекционно-педагогического процесса, взаимодействие ребёнка с окружающей средой, поэтапную практическую и продуктивную деятельность по достижению поставленной цели в работе с детьми-логопатами.
Учитывается интеграция следующих областей:
Социально-коммуникативное развитие: нравственное воспитание, патриотическое воспитание, правовое воспитание, гендерное воспитание, коммуникативное развитие, трудовое воспитание, формирование основ безопасности жизнедеятельности.
Познавательное развитие: ознакомление с окружающим социальным миром, природным миром, предметным миром, формирование элементарных математических представлений, экспериментирование и исследовательская деятельность, сенсорное развитие.
Речевое развитие: формирование звуковой культуры речи, развитие словаря, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи, речевого творчества, ознакомление с художественной литературой.
Художественно-эстетическое развитие: развитие восприятия произведений искусства и литературы, музыкальное развитие, рисование, лепка, конструирование, аппликация.
Физическое развитие: охрана и укрепление здоровья, развитие физических качеств, формирование представлений о здоровом образе жизни.
Форма организации обучения – совместные занятия родителей и детей.
Цель: создать условия для профилактики и преодоления речевых нарушений у старших дошкольников через организацию взаимодействия учителя – логопеда, воспитателей с родителями в условиях логопедической группы.
Задачи:
Формирование и совершенствование педагогических компетенций родителей в вопросах развития своего ребенка.
Оказание консультативно – методической помощи родителям в коррекции речевых нарушений дошкольников, в правильной организации логопедических занятий дома.
Способствовать повышению логопедической грамотности родителей.
Побуждение родителей к сознательной деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье.
Содержание программы построено с учетом совокупности принципов:
Принцип доступности предполагает соответствие организации и осуществление работы клуба (форма проведения родительских встреч, их содержание, предлагаемые родителям материалы, пособия) с учетом подготовленности и информированности родителей.
Принцип сознательности и активности основывается на развитии у участников логопедического клуба внутренней потребности в ознакомлении, изучении того или иного материала. Реализация принципа подразумевает активное освоение родителями приемов и методов коррекции речевых нарушений и применения их в процессе взаимодействия со своим ребенком.
Принцип наглядности предполагает использование целого комплекса средств, приемов и методов которые обеспечивают формирование более четкого и ясного восприятия сообщаемых знаний.
Принцип активного привлечения ближайшего окружения к работе с ребенком. Важным условием повышения коррекционного эффекта является готовность ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.
Функции, которые выполняет клуб:
Просветительская – родителям предлагаются видеоматериалы, буклеты, памятки по различным вопросам, касающимся проблем детей, в том числе, с речевыми нарушениями.
Консультативная – родителям предлагается консультация воспитателя, учителя-дефектолога, учителя- логопеда, и т.д.
Коррекционная – в ходе проведения встреч происходит сближение детей и родителей, что способствует гармонизации детско-родительских отношений.
Развивающая (совместная деятельность) – для встреч подбираются игры и игровые упражнения познавательного и развивающего характера.
Диагностическая – оценка эффективности применения упражнений, взаимодействия родителей и детей через наблюдение за их совместной деятельностью, анкетирование родителей и анализ анкетных данных.
Участники родительского Клуба:
- родители;
- дети;
- учитель-логопед;
-воспитатели.
Занятия на логопедическом пункте могут посещать не только мамы и папы, но и бабушки и дедушки, старшие братья и сестры - словом, все взрослые, которые будут заниматься с ребенком дома. Это необходимое условие, потому что в семье и ДОУ к ребенку должны предъявляться одинаковые требования.
Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников.
Используемые методы и формы работы с родителями:
- консультации, беседы;
- практические занятия с использованием электронных поддержек и мультипликационных пособий;
- работа с дидактическим материалом (различные карточки с картинками, схемы модели артикуляции звука, различные предметы для классификации и т.д.);
- активные подгрупповые методы обучения: игры, дискуссии, гимнастики (пальчиковые, артикуляционные, зрительные), упражнения на развития дыхания, общей моторики.
Современные образовательные технологии, используемые в практической деятельности.
Игровые технологии на занятиях в детском саду – это одно из средств реализации системно – деятельностного подхода в рамках ФГОС ДОО. Играя вместе с ребенком, взрослый находится на территории его интересов и проблем. Подчинение единым правилам родителей и детей дают возможность ребенку почувствовать уверенность в своих силах, дают «чувство плеча», а родителю побыть в роли ребенка, сойдя с позиции всегда правильного взрослого.
Участвуя в совместных играх, родители будут обращать внимание на отличительные стороны своего ребенка, которые в каждодневной жизни часто ускользают. Они начинают по-другому воспринимать себя, учатся сотрудничать, понимать друг друга. Родители, осваивая игры, получают знания по организации и проведению досугов, помогающих вовремя скорректировать проблемы ребенка за пределами ДОО в семейном кругу.
Технология проблемного обучения – это, такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению. Сомнение, догадка, предположение возникает у ребенка при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Общение и совместная деятельность со взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательная деятельность организовывается в форме диалога ребенка со взрослыми и другими детьми в группе. Показатели такого диалога - простота общения, демократичность отношений.
Проблемное обучение активизирует мысль детей, придаёт ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.
Использование в образовательной деятельности технологии проблемного обучения помогает всесторонне развивать дошкольника, формировать мотивацию достижения успеха, умение задавать вопросы, находить самостоятельно ответы, развивать коммуникативные навыки у детей. При этом основным видом деятельности остается игра. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное “зачем?”, “как?”, “почему?”. Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.
Применение ИКТ – повышает мотивацию воспитанников. Для проведения заседаний клуба были разработаны игровые и познавательные презентации для детей разного возраста, нацеленные на активизацию и развитие познавательных способностей дошкольников. Созданы презентации для родителей. Созданы видеоролики для детей, родителей, которые рассказывают о достижениях детей в группе и в детском саду.
Технологии здоровьесбережения направлены на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Современные здоровьесберегающие технологии можно условно разделить на следующие виды:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: Динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни: проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, самомассаж, точечный самомассаж, биологическая обратная связь (БОС).
3. Коррекционные технологии: Арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика
Методика работы в группах с интеграцией индивидуализированного обучения. Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать в процессе познания. Внимания педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в учебном процессе. Интегрированные занятия позволяют ребенку реализовать свои творческие способности, в интересной, игровой форме обогащать словарь, развивать коммуникативные умения, познавательный интерес и активность.
Методика «Парная педагогика». Работа в парах как нельзя лучше соответствует целям развития коммуникативных умений и нравственных качеств. Благодаря наличию общей цели, чёткому распределению обязанностей, вниманию к усилиям и успехам друг друга, ответственности за общий и лично свой результат, дети осваивают элементарные способы сотрудничества, помощи, поддержки, принятия совместных решений, учатся разрешать конфликты, оценивать свои и общие достижения.
Такие встречи помогут изменить возможные неэффективные родительские установки и укрепить свою уверенность в собственных возможностях в воспитании и развитии своего ребенка.
Предполагаемые результаты.
Повышение логопедической компетентности родителей, активизация их сознательного взаимодействия с ребенком по преодолению речевых нарушений и как следствие частичная коррекция речевых дефектов дошкольников.
Возрастание авторитета ДОУ среди родителей воспитанников, увеличение доли участия семьи в воспитательном процессе.
Темы заседаний клуба и консультаций определяются учителем-логопедом, воспитателями совместно и на основе родительского запроса. С согласия большинства родителей в содержание тематического планирования могут быть внесены изменения.
Тематическое планирование
Октябрь
Организационная встреча. Ознакомление с программой клуба. Выявление запроса родителей.
Тема: «Речевое дыхание»
Теория. «Формирование воздушной струи»
Практическая часть. «Изготовление пособий для формирования воздушной струи»
Ноябрь.
Тема: «Учим и рисуем стихи вместе с детьми»
Теория. «Методика заучивания стихотворения по мнемотаблице».
Практическая часть. Изготовление мнемотаблиц по стихам А. Барто.
Декабрь
Тема: «Логопедический массаж».
Теория. «Развитие мимических мыщц и мыщц языка».
Практическая часть. Тактильное взаимодействие ребенка с мамой.
Январь.
Тема: «Фонематический слух- основа правильной речи».
Теория. «Формирование фонематического слуха».
Практическая часть. Изготовление пособий для развития фонематического слуха.
Февраль.
Тема: «Развитие лексико-грамматических категорий»
Теория. «Нормы развития грамматического строя речи»
Практическая часть. «Игры с мячом для развития лексико-грамматических категорий».
Март.
Тема: «Развитие связной речи».
Теория. «Развитие воображения, фантазии при составлении рассказов о герое».
Практическая часть. «Рисование нитью, от кляксы».
Апрель.
Тема: «Развитие межполушарного взаимодействия».
Теория. «Игры на развитие межполушарного взаимодействия»
Практическая часть. «Синхронное рисование».
Май.
Тема: Заключительное заседание. Рефлексия.
Игровой практикум для детей и родителей (квест)
По итогам каждого мероприятия родители получают памятку, буклет с рекомендациями по организации коррекционной работы с ребенком по обсужденной на заседании теме, с практическими упражнениями, играми, заданиями для дошкольников для преодоления недоразвития того или иного компонента речи. Таким образом, по окончании работы клуба у каждого участника будет в наличии серия буклетов «Домашний логопед», содержание которой поможет родителям осуществлять коррекцию, развитие и совершенствование речи ребенка в домашних условиях.
Организационный раздел
Организационно-педагогические условия реализации программы.
Заседания клуба посещают родители (законные представители) дедушки, бабушки дошкольников старшего возраста. Заседания клуба проводятся 1 раз в месяц (4-й понедельник), в удобное для родителей время. Длительность встреч не ограничена. Заседания клуба проводятся преимущественно в форме семинаров – практикумов, мини-практикумов, круглых столов, бесед и др. Проведение заседаний клуба целесообразно организовывать совместно с детьми в форме практикумов, соревнований, открытых занятий с дошкольниками, логопедических гостиных. Это позволит родителям увидеть проблемы в речевом развитии своего ребенка и на практике овладеть приемами и методами их коррекции в домашних условиях. Общение родителей между собой во время заседаний клуба позволит обогатить их опыт коррекционной работы, распространить наиболее удачный опыт семейного воспитания, организации коррекционной работы, психологически настроить на работу по преодолению речевого нарушения в домашних условиях.
Для побуждения участников клуба к более осознанному и активному участию в проводимых мероприятиях в конце каждой встречи целесообразно предложить родителям высказать или написать обратную связь, используя метод незаконченных предложений. Полученная таким образом информация позволит вносить коррективы в содержание последующих встреч.
Оценка результативности реализации программы.
С целью оценки результативности реализации программы проводится анкетирование родителей в начале и в конце учебного года (приложение 1).
Методическое сопровождение:
Филичева Т. Б. Чиркина Г. В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М., 2008.
Хватцев М. Е. Логопедия: работа с дошкольниками: Пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, СПб., 1996.
Репина З. А., Буйко В. И. Уроки логопедии. – Екатеринбург: «Литур», 1999.
Колесникова Е. В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. – М.: Ювента, 2008.
Ткаченко Т. А. Звуковой анализ и синтез. – М.: Книголюб, 2005.
Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. – М.: ООО «Издательство АСТ», 1997.
Воробьёва Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом. – СПб: Издательский Дом «Литера», 2010.
Светлова И. Е. Развиваем устную речь. – М.: Эксмо, 2003.
Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР.- М.: ГНОМ, 2009. (4 альбома)
Косинова Е. М. Грамматическая тетрадь (№ 1, 2,3,4) для занятий с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2014.
Серия буклетов «Домашний логопед».
Список литературы
Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. — М.: ТЦ Сфера, 2009.
Детско – родительский клуб «Веселая семейка». Практические материалы. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей. / авт. – сост. Н. М. Сертакова. – Волгоград: Учитель, 2014.
Микляева Н. Г., Лагутина Н. Ф. Содружество: программа взаимодействия семьи и детского сада. – М.: Мозиака – синтез, 2011.
Поваляева М. А. Полный справочник. Настольная книга логопеда. - М.: АСТ: Астрель, 2010.
Степанова О. А. Организация логопедической работы в ДОУ. - М.: Творческий центр, 2003.
Приложение 1
Анкета для родителей (в начале работы клуба)
Фамилия, имя ребенка._________________________________________
И. О. родителя ________________________________________________
Как Вы считаете, соответствует ли речевое развитие Вашего ребенка возрастной норме? (да, нет, не знаю) __________________________________
Знакомы ли Вы с нормами речевого развития Вашего ребенка? (да, нет) __________________________________________________________________
Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (воспитатели, родители, логопед, др.) __________________________________
_____________________________________________________________
Как Вы считаете, зачем исправлять недостатки речи детей? (потому что нарушения речи мешают развитию всех психических процессов и личности ребенка, потому что это некрасиво, считаю, что не надо исправлять речевые нарушения, все само пройдет, другое) _________________________________
__________________________________________________________________
Знакомы ли Вы с результатами логопедического заключения, понимаете ли, что означает данное заключение? _________________________
__________________________________________________________________
Проводились ли с Вашим ребенком логопедические занятия? (если да, то с какого возраста, сколько времени, результаты занятий) _______________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Как Вы думаете, от кого или от чего зависят результаты логопедических занятий? (только от логопеда, от способностей самого ребенка, от родителей, от воспитателей и др.) ___________________________
__________________________________________________________________
Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? В чем она заключается? ________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Знакомы ли Вы с понятием «фонематический слух» (нет, да, что означает данное понятие) ____________________________________________
__________________________________________________________________
Какие Вы знаете игры, упражнения для развития лексико-грамматического строя речи? ________________________________________
__________________________________________________________________
Какие темы, вопросы Вы хотели бы рассмотреть, обсудить на заседаниях логопедического клуба? ___________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Ваши ожидания от участия в работе логопедического клуба? _________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Приложение 1 (продолжение)
Анкета для родителей (по итогам работы клуба)
Фамилия, имя ребенка._________________________________________
И. О. родителя ________________________________________________
Помогло ли Вам участие в логопедическом клубе понять как организовать работу по совершенствованию речи ребенка в домашних условиях?____________________________________________________________________________________________________________________________
Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? В чем она заключается? ________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Наблюдается ли динамика в речевом развитии Вашего ребенка? ______
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Хотели бы Вы участвовать в работе клуба на следующий учебный год? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!