Главные вкладки
Рабочие программы
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации города Когалыма
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Березка»
Принята на заседании педагогического совета от « 19 » мая 2024г. Протокол № 4 | Утверждаю Заведующий МАДОУ «Берёзка» _______________ И.С. Шамсутдинова « 20 » мая 2024г. № 195 |
Дополнительная общеразвивающая программа
«Говорушечки»
направленность: социально-гуманитарная
Уровень: стартовый
Возраст обучающихся: 5 - 6 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Тэугяс Надежда Викторовна,
Учитель-логопед
г. Когалым, 2024г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка………………………………………………………3
2. Учебный план…………………………………………………………………5
3. Содержание программы………………………………………………………7
4. Планируемые (ожидаемые) результаты………………………..……………12
5. Формы аттестации (контроля) и оценочные материалы…………………...13
6. Методические материалы ……………………………………………………15
7. Организационно-педагогические условия…………………………………..16
7.1. Календарный учебный график…………………………………………..16
7.2.Материально-технические условия……………………………………...17
7.3. Кадровое обеспечение реализации Программы………………………..18
7.4. Список учебно-методической литературы……………………………..18
- Пояснительная записка
Современное общество требует от дошкольного образования воспитания умных, талантливых и образованных детей, умеющих устанавливать контакты для содружества, полноценного общения и достижения совместных целей. Недооценить важность коммуникативного воспитания невозможно, так как высокий уровень развития коммуникативных способностей, служит залогом успешной адаптации ребенка в любой социальной среде.
В дошкольных учреждениях следует обращать внимание на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.
Речь включается в качестве важного компонента, как средство общения, познания и творчества в следующие целевые ориентиры:
ребёнок:
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
- может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
- проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет.
Актуальность программы заключена в том, что совместная деятельность педагога, детей и их родителей направлена на реализацию одной из важнейших задач дошкольного воспитания и обучения – совершенствование речи дошкольников. В процессе реализации программы педагог показывает образцы правильной речи, использует в работе скороговорки, чистогорки, загадки, различные дидактические игры, что способствует становлению и развитию всех сторон речи, формированию речевых умений и навыков.
Оценивая состояние речи ребёнка дошкольного возраста, мы можем сделать определенные выводы об особенностях развития его личности. Речь является одной из важнейших психических функций и своевременное её формирование не только способствует становлению личности ребёнка, но и позволяет дошкольнику выйти за рамки узкосемейных связей, начать общение с более широким кругом людей, стать более самостоятельным. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве также позволяет ребенку активно участвовать в практической деятельности различного характера, уверенно высказывать свою точку зрения. Реализация данной программы также позволяет совершенствовать уровень подготовки детей к школьному обучению.
Новизна программы заключается в том, что обучение происходит в игре. Дети не замечают, что они учатся. Использование игровых приёмов, упражнений, дидактических материалов, занимательных заданий способствует развитию у детей: зрительного и слухового восприятия, памяти, логики, аналитического и абстрактного мышления, творческих способностей внимания и волевых механизмов.
Нормативно-правовые документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №273-ФЗ);
- Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Инструктивно-методическое письмо Министерства образования и науки РФ от 14.03.2000 №65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28 Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Цели и задачи реализации программы
Ведущая цель Программы - способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков свободного общения со взрослыми и сверстниками, совершенствованию образной речи.
Данная цель реализуется в процессе разнообразных видов детской речевой деятельности через решение следующих задач:
- совершенствовать речь как средство общения;
- развивать умение работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца;
- развивать свободное общение со взрослыми и детьми;
- работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия;
- развивать наглядно-образное и способствовать формированию словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения;
- способствовать формированию целостной картины мира, расширению кругозора детей с опорой на жизненный опыт;
- развивать все компоненты устной речи детей (лексику,грамматический строй речи, произношение, связную речь: диалогическая и монологическая формы) в различных формах и видах детской деятельности;
- способствовать практическому овладению воспитанниками нормами речи;
- развивать мелкую моторику;
- развивать интонационную выразительность речи;
- способствовать развитию детского словесного творчества.
Программа предназначена для детей 5 – 6лет
Срок реализации:1 год.
Объем программы: количество учебных часов – 36.
Формы обучения: групповая, очная.
Количество детей в группе: 10 человек
Режим занятий: 1 раз в неделю, 36 занятий в год.
Продолжительность занятий: 25 мин
Уровень программы: стартовый.
Учебный план: 1 занятие в неделю.
Место проведения: кабинет учителя-логопеда.
Условия реализации программы
Программа по речевому развитию, а именно по подготовке к школьному обучению реализуется в учебной и игровой деятельности.
В занятия включены разные виды игр: дидактические, игры-соревнования, ситуативные, подвижные. В играх формируются следующие мыслительные операции: анализ и синтез, представление, абстрагирование, сравнение. Ориентируясь на возрастные особенности детей-дошкольников, в занятия введено большое количество игр и игровых ситуаций, способствующих развитию навыков общения.
2. Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Мониторинг | 1 | 1 | Выполнение дидактических заданий | |
2 | «Здравствуйте! Это Я!» | 1 | 1 | Составление рассказов по плану | |
3 | «Чем мы отличаемся друг от друга» | 1 | 1 | Беседа | |
4 | «Путешествие к волшебным островам» | 1 | 1 | Составление рассказов в соответствии со схемой высказывания | |
5-6 | «Моё настроение» | 2 | 1 | 1 | Беседа, составление рассказов по плану |
7 | «Когда я вырасту большим» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, составление рассказов на предложенную тему |
8 | «Что такое дружба?» | 1 | 1 | Беседа | |
9 | «Ты и я вместе дружная семья» | 1 | 1 | Игра-инсценировка | |
10-11 | «Мой любимый город - Когалым» | 2 | 1 | 1 | Составление рассказов из личного опыта |
12 | «Югра - мой дом» | 1 | 1 | Беседа | |
13 | «Моя страна - Россия | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, дидактические упражнения |
14 | «Здравствуй, Новый год!» | 1 | 1 | Создание интеллект-карты | |
15-16 | «Зимние забавы» | 2 | 2 | Составление творческих рассказов, дидактические игры | |
17-18 | «Уроки вежливости» | 2 | 1,5 | 0,5 | Беседа, игра-инсценировка |
19 | «Хорошо – плохо» | 1 | 1 | Беседа | |
20 | «Защитники Отечества» | 1 | 1 | Дидактические игры | |
21-22 | «Бином фантазии» | 2 | 1 | 1 | Беседа, дидактические упражнения (технология ТРИЗ) |
23 | «Мамы разные нужны» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, составление рассказов из личного опыта |
24-25 | «Я и моя семья» | 2 | 0,5 | 1,5 | Беседа, создание интеллект-карты |
26-27 | «Соседи по планете» | 2 | 1 | 1 | Беседа, дидактические упражнения, составление рассказов в соответствии со схемой высказывания |
28-29 | «Путешествие в прошлое живой природы» | 2 | 0,5 | 1,5 | Беседа, дидактические упражнения (технология ТРИЗ) |
30-31 | «В мире звуков и букв» | 2 | 2 | Дидактические игры | |
32 | «Угадай сказку» | 1 | 0.5 | 0,5 | Беседа, пересказ сказок при помощи моделей |
33 | «Сказка наоборот» | 1 | 1 | Дидактические упражнения | |
34 | «Вы видали?» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, дидактические игры |
35 | «Живые слова» | 1 | 1 | Составление рассказа по набору картинок | |
36 | Итоговое занятие | 1 | 1 | Дидактические игры | |
Количество занятий | 36 | 13 | 23 |
3. Содержание Программы
Тематическое планирование занятий
Тема | Форма проведения Цель | Программное содержание |
Мониторинг | Занятие – беседа Выявление уровня речевого развития | - продолжать развивать умение детей вступать в диалог и оценивать результаты совместного общения; формировать навыки положительного межличностного взаимодействия и общения; |
«Здравствуйте! Это Я!» | Занятие-беседа Развитие свободного общения | - закрепить навыки участия в диалоге; - формировать чувство собственного достоинства, понимание того что каждый ребенок заслуживает внимания и уважения со стороны окружающих его близких; - способствовать развитию дружеских взаимоотношений между детьми; - способствовать формированию положительного эмоционального фона в группе детей; - развивать умение внимательно слушать собеседника; - обогащать словарь формулами словесной вежливости; .- воспитывать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого. |
«Чем мы отличаемся друг от друга» | Игра-забава Развитиекоммуникативных умений детей через осознание своего «Я», раскрытие собственной индивидуальности и неповторимости. | - формировать представление детей об отличительных особенностях каждого, о полоролевой принадлежности; - продолжать развивать чувство собственного достоинства, понимание того что каждый ребенок заслуживает внимания и уважения со стороны окружающих его близких; - продолжать развивать умение внимательно относится к своему собеседнику, интересоваться его чувствами, интересами, предпочтениями, посредством зрительного восприятия; - воспитывать доброжелательное, теплое отношение к своим товарищам. |
«Путешествие к волшебным островам» | Занятие-путешествие Знакомство детей с невербальными средствами общения (мимикой, жестами, пантомимикой) | - формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров; - продолжать развивать умение детей вступать в диалог и оценивать результаты совместного общения; - развивать творческое взаимодействие и общение детей; - воспитывать у детей умение обращать внимание на эмоциональное состояние окружающих. |
«Моё настроение» (занятие 1) | Занятие - игра Обучение умению понимать и выражать своё настроение при помощи слов. | - развивать умение делиться своими чувствами, интересами и настроением с партнерами по общению; - формировать навыки положительного межличностного взаимодействия и общения; - развивать умение использовать индивидуальные возможности для установления связей и формулирования выводов; - способствовать становлению умения адекватно оценивать свое поведение; - воспитывать доброжелательное, теплое отношение к своим товарищам. |
«Моё настроение» (занятие 2) | Занятие - игра Обучение умению понимать и выражать своё настроение при помощи слов. | - развивать умение делиться своими чувствами, интересами и настроением с партнерами по общению; - формировать навыки положительного межличностного взаимодействия и общения; - развивать умение использовать индивидуальные возможности для установления связей и формулирования выводов; - способствовать становлению умения адекватно оценивать свое поведение; - воспитывать доброжелательное, теплое отношение к своим товарищам. |
«Когда я вырасту большим» | Занятие -беседа Обучение составлению рассказа на предложенную тему | - учить придумывать рассказ на предложенную тему; - развивать умение фантазировать; - упражнять в согласовании существительных с прилагательными; Развивать фонематический слух; - упражнять в использовании в речи антонимов; - воспитывать доброжелательное отношение к труду. |
«Что такое дружба?» | Занятие-беседа Развитие коммуникативных умений дошкольников, посредством формирования дружественных взаимоотношений между детьми. | - продолжать развивать умение договариваться, приходить на выручку друг другу, раскрывая законы дружбы; - продолжать развивать у детей способность к сопереживанию, сочувствию, желание прийти друг к другу на помощь в сложной ситуации; - продолжать развивать умение ориентироваться в эмоциональном поведении окружающих; - стимулировать детей применять имеющиеся у них коммуникативные умения в практической деятельности; - воспитывать в детях умение видеть в своих друзьях человека со своими потребностями, желаниями и интересами. |
«Ты и я вместе дружная семья» | Игра-инсценировка Развитие коммуникативных навыков посредством сказкотерапии | - развивать умение оценивать результат совместного общения; - развивать умение проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам по общению; - познакомить с невербальными средствами общения, обращая внимание детей как на собственные чувства и эмоции, так на переживания других; - воспитывать теплые, дружеские отношения между участниками группы; |
«Мой любимый город - Когалым» | Занятие - игра Обучение составлению рассказа из личного опыта | - учить составлять рассказ из личного опыта; - уточнить представления об истории родного города; - упражнять в умении подбирать синонимы; - развивать любознательность; - воспитывать любовь к родному городу. |
«Югра - мой дом» | Занятие - игра Уточнение представлений детей о ХМАО-Югре | - уточнить представления о родном крае; - закрепить навык использования в речи прилагательных и наречий; - учить формулировать вопросы; - воспитывать любовь к родному краю. |
«Моя страна – Россия» | Занятие - игра Развитие коммуникативных навыков | - уточнить представления о родной стране; - закрепить навык использования в речи притяжательных прилагательных; - познакомить с пословицами и поговорками; - воспитывать любовь к родной стране. |
«Здравствуй, Новый год!» | Занятие - игра Развитие коммуникативных и творческих способностей | - развивать умение фантазировать;- учить использованию в речи синонимов; - упражнять в согласовании числительных с существительными; - уточнить представления о русских традиционных праздниках; - воспитывать теплые, дружеские отношения между участниками группы; |
«Зимние забавы» (занятие 1) | Занятие - игра Развитие грамматического строя речи | - упражнять детей в словотворчестве; - учить придумывать концовку к рассказу; - закрепить навык использования в речи прилагательных в сравнительной степени; - воспитывать доброжелательное, теплое отношение к своим товарищам. |
«Зимние забавы» (занятие 2) | Занятие - беседа Развитие связной речи | - познакомить с зимними видами спорта; - развивать фонематический слух - учить составлению рассказа по плану; - закрепить навык использования в речи антонимов; - способствовать формированию объяснительной речи. |
«Уроки вежливости» | Игра - инсценировка Развитие коммуникативных навыков | - закрепить представления детей о нормах поведения в обществе; - уточнить навыки использования словесных форм вежливости; - упражнять в отгадывании загадок; - воспитывать теплые, дружеские отношения между участниками группы; |
«Хорошо – плохо» | Занятие - беседа (технология ТРИЗ) Развитие коммуникативных навыков | - формировать представление о том, что любой предмет может нести в себе хорошее и плохое начало; - учить отвечать на вопросы распространенными предложениями; - формировать навык решения противоречий; - закреплять умение отгадывать загадки; - воспитывать уважение к участникам беседы. |
«Защитники Отечества» | Занятие - игра Развитие грамматического строя речи | - уточнить представления о значении понятия «Защитники Отечества»; - познакомить с разнообразием военных профессий; - учить подбору синонимов и антонимов; - упражнять в умении образовывать однокоренные слова; - воспитывать любовь к Родине. |
«Бином фантазии» (занятие 1) | Занятие - беседа (технология ТРИЗ) Развитие коммуникативных навыков | - продолжать знакомство с предметами ближайшего окружения; - учить понимать учебную задачу; - формировать навык решения противоречий; - развивать умение согласовывать слова по родам, числам и падежам; - закреплять умение отгадывать загадки; - воспитывать у детей желание учиться. |
«Бином фантазии» (занятие 2) | Занятие - беседа (технология ТРИЗ) Развитие коммуникативных навыков | - продолжать знакомство с предметами ближайшего окружения; - закрепить навык понимания учебной задачи; - совершенствовать навык решения противоречий; - развивать умение согласовывать существительные с числительными в роде, и падеже; - закреплять умение отгадывать загадки; - воспитывать у детей желание учиться. |
«Мамы разные нужны» | Занятие - беседа Обучение составлению рассказа из личного опыта | - учить составлять рассказ, опираясь на личный опыт; - познакомить с разнообразием женских профессий; - упражнять в умении подбирать наиболее точные определения; - закрепить навык использования в речи антонимов и синонимов; - помочь изготовить открытку для мамы; - воспитывать любовь к родным и близким. |
«Я и моя семья» | Занятие - беседа Обучение составлению рассказа из личного опыта | - продолжать обучение составлению рассказа из личного опыта; - формировать навык образования прилагательных; - упражнять в подборе наиболее точныхопределений; - закрепить умение передавать в речи собственное отношение к событиям и явлениям; - воспитывать любовь к родным и близким. |
«Соседи по планете» (занятие 1) | Занятие-видеосалон Развитие грамматического строя речи | - уточнить представления о различных представителях флоры и фауны; - закрепить навык согласования существительных с прилагательными, числительных с существительными; - упражнять в умении подбирать существительные к прилагательным; - формировать фонематический слух; - воспитывать любовь к природе. |
«Соседи по планете» (занятие 2) | Занятие-видеосалон Развитие связной речи | - уточнить представления о различных представителях флоры и фауны; - закрепить навык употребления в речи предлогов; - учить составлению описательного рассказа с опорой на схему; - воспитывать любовь к природе. |
«Путешествие в прошлое живой природы» | Занятие-путешествие (технология ТРИЗ) Развитие коммуникативных навыков | - закрепить знания детей о живой природе; - познакомить с линией жизни растений, животных, рыб и птиц; - совершенствовать фонематический слух; - развивать умение отвечать на вопросы и аргументировать свои ответы; -воспитывать интерес к живой природе. |
«В мире звуков и букв» (занятие 1) | Занятие - игра Развитие фонематических процессов | - совершенствовать навыки составления предложений деления слов на слоги; - упражнять в умении определять местоположение звука в слове; - формировать навыки звукового анализа; - совершенствовать объяснительную речь; - закреплять образы букв - воспитывать уважение к достижениям сверстников. |
«В мире звуков и букв» (занятие 2) | Занятие - игра Развитие фонематических процессов | - совершенствовать навыки составления предложений деления слов на слоги; - упражнять в умении определять местоположение звука в слове; - формировать навыки звукового анализа; - совершенствовать объяснительную речь; - закреплять образы букв - воспитывать уважение к достижениям сверстников. |
«Угадай сказку» | Игра-инсценировка Обучение творческому рассказыванию | - закрепить знание русских народных сказок; - учить отвечать на вопросы, используя строчки из сказок; - способствовать формированию умения пересказывать сказки при помощи моделей; - развивать интонационную выразительность речи; - воспитывать любовь к русским народным сказкам. |
«Сказка наоборот» | Занятие - игра Обучение навыку придумывания сказки | - учить детей придумывать сказки; - продолжать знакомство с русскими народными сказками; - способствовать формированию умения обосновывать свои ответы; - воспитывать интерес к творчеству. |
«Вы видали?» | Занятие-игра Развитие фонематических процессов | - уточнять и закреплять правильное произношение звуков; - упражнять в умении различать звуки на слух; - формировать навык подбора слов с заданным звуком; - закреплять навык определения местоположения звука в слове; - учить подбирать рифмы. |
«Живые слова» | Занятие- игра Развитие грамматического строя речи | - уточнить знания о многозначных словах; - упражнять в составлении предложений по схеме; - формировать навык составления рассказа по набору картинок. |
Итоговое занятие | Деловая игра Уточнение уровня сформированности коммуникативныхспособностей | - показать достижения детей в формировании навыков правильной речи. |
4.Планируемые результаты
I модуль обучения – с 5 до 6 лет
воспитанники будут:
- понимать структуру загадки и знать, как оценить загадки, выбирать лучшие;
- иметь эмоционально-чувствительный опыт в процессе непосредственного восприятия и взаимодействия с другими людьми;
- иметь представление о создании модели составления творческих рассказов;
- иметь представление о понятиях «добро» и «зло» через оценку поступков с точки зрения героя;
- иметь представление о грамотном оформлении повествовательной речи;
- смысл слов «синонимов», «антонимов»;
- понимать полученную информацию и использовать ее для создания речевых продуктов; - понимать, как передать эмоциональное состояние героя и отразить его в речи.
- уметь ориентироваться в источниках информации, в поисках недостающих звеньев для систематизации знаний об объекте;
- уметь ориентироваться в том, что зрительно воспринимаемую информацию надо обрабатывать в уме;
- ориентироваться в жанрах литературных произведений;
- уметь задавать вопросы на интересующую тему, позволяющие самостоятельно систематизировать знания про объект, устанавливать системные связи;
- уметь оценивать различные проблемы социальных привычек с точки зрения цели героя (созидательная она или разрушительная);
- получать и обрабатывать информацию, используя зрительно воспринимаемые объекты (картины);
- задать вопросы по сюжету картины;
- делать выводы из зрительно воспринимаемой информации;
- оценивать различные социальные проблемы через сюжет картины;
- использовать различные модели составления творческого рассказа по картине для создания новых речевых продуктов;
- осознавать способы мыслительных действий, позволяющих менять точку зрения на объект.
5. Формы аттестации (контроля), оценочные материалы
Для проверки результативности проводится мониторинг, результаты которого позволяют определить степень усвоения ребенком программных требований.
Система мониторинга включает в себя комплекс диагностических методик:
1. Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман)
Целью методики «Рукавички» является выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества.
2. Методика «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже).
Целью следующей методики, «Левая и правая стороны», явилось определение коммуникативных действий каждого ребенка с учетом позиции собеседника.
3. Методическое пособие «Речевая карта для детей дошкольного возраста 5-6 лет» (О.И. Крупенчик)
Целью методики является выявление уровня развития всех компонентов устной речи (лексики, грамматического строя речи, произношение, связной речи: диалогической и монологической формы)
Показатели речевых навыков и умений:
Уровень | Показатели речевых навыков и умений |
Высокий уровень | У ребенка не наблюдаются нарушений произношения звуков или слоговой структуры слов. Фонематические представления сформированы в соответствии с возрастом. Ребенок способен определить: наличие или отсутствие заданного звука в слове, местоположение звука в слове, характер звука; назвать звуки в слове по порядку. Лексический запас использует в полном объеме, часто использует в речи антонимы и синонимы. Практически не допускает ошибок при выполнении заданий по словоизменению и словообразованию, правильно согласует слова в предложении. Владеет навыками монологической речи: составляет рассказ по сюжетным картинкам и пересказывает знакомый литературный текст. Использует выразительную речь для передачи эмоционального отношения. Охотно вступает в речевое общение со сверстниками или взрослыми, часто является его инициатором. Легко и быстро изменяет характер общения в зависимости от ситуации. |
Средний уровень | Наблюдаются нарушения произношения одной или двух групп звуков, нарушения слоговой структуры слов в предложениях. Фонематические представления частично сформированы. Ребенок способен определить: наличие или отсутствие заданного звука в слове, местоположение звука в слове, характер звука, но допускает ошибки при выполнении заданий. Лексический запас сформирован на уровне обихода, ребенок использует в речи антонимы и допускает ошибки при подборе синонимов. При выполнении заданий по словоизменению и словообразованию нуждается в незначительной помощи со стороны взрослого, наблюдаются редкие аграмматизмы. Частично владеет навыками монологической речи: способен составить рассказ по сюжетным картинкам взрослого или пересказать литературный текст при незначительной помощи со стороны взрослого. Испытывает трудности при использовании выразительной речи для передачи эмоционального отношения. Редко инициирует диалог, но охотно откликается на исходящую от собеседника инициативу. В случае необходимости изменяет характер общения в зависимости от ситуации. |
Низкий уровень | Наблюдаются нарушения произношения трех групп звуков, нарушения слоговой структуры слов. Фонематические представления не сформированы. Ребенок не способен определить: наличие или отсутствие заданного звука в слове, местоположение звука в слове. Лексический запас беден, ребенок выполняет только половину предложенных заданий. Не использует в речи антонимы и синонимы. Допускает многочисленные ошибки при выполнении заданий по словоизменению и словообразованию, наблюдаются специфические аграмматизмы. Используя различные грамматические формы, допускает ошибки согласования в роде, числе и падеже. Не владеет навыками монологической речи: не способен составить рассказ по сюжетным картинкам или пересказать литературный текст. Не использует выразительную речь для передачи эмоционального отношения. Редко вступает в речевое общение со сверстниками или взрослыми, исходящую от них инициативу чаще всего игнорирует. Затрудняется в изменении характера общения в зависимости от ситуации. |
6. Методические материалы
По форме организации занятия можно разделить на:
- занятия по изучению нового материала;
- занятия по закреплению и систематизации знаний, умений и навыков;
- комплексные занятия;
- итоговые занятия.
Структура занятия включает в себя:
- организационный момент (использование приёмов активизации интереса детей);
- постановку цели занятия;
- организацию самостоятельной практической и познавательной деятельности детей на занятии;
- анализ деятельности детей и подведение итогов занятия.
В процессе развития связной речи дошкольниковиспользуется следующие методы:
- словесные (объяснение, рассказ, беседа, чтение);
- наглядные (наблюдение, демонстрация способа действия, ТСО);
- практические (игра, упражнение и т.д.).
В Программе есть серия занятий, где ведущая роль принадлежит не педагогу, а ребёнку. В этом случае используются методы самостоятельной работы, практические работы (эксперименты), методы проверки и оценки знаний. При оценке характера познавательной деятельности ребёнка на занятии, предполагается использование объяснительно-иллюстративного, репродуктивного, проблемного, частично-поискового и исследовательского методов.
Использование различных методов обучения на занятиях позволяет максимально приблизить решение поставленных Программой задач и развить возможности детей, обогатить взаимоотношения воспитателя и воспитанников, сформировать новые пути взаимодействия.
Для успешной реализации Программы используются различные виды детской деятельности:
Виды детской деятельности
Формы организации детской деятельности
- игра-путешествие
- игра-забава
- видеосалон
- игра-инсценировка
- занятие-беседа
- занятие - игра
Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:
- Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече; использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;
- Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;
- При необходимости помогать детям в решении проблем организации игры;
- Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам.
7. Организационно-педагогические условия реализации Программы
7.1.Календарный учебный график
Учебный период | Количество учебных недель | Объем программы | Продолжительность каникул | Мониторинг |
01.09.2022 – 31.05.2023 | 36 | 1/4/36 | 28.12.2022 – 09.01.2023 | Диагностика проводится в начале и конце года |
7.2.Материально-технические условия
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в рамках проведения кружковой работы соответствует Программе и должны обеспечивать:
- экспериментирование с доступными детям материалами;
- двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда создает возможности для успешного развития речи и позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Предметно-развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого.
Для реализации поставленных задач необходим следующий дидактический материал:
Дидактические игры:
- «Подскажи словечко»;
- «Путаница»;
- «Скажи наоборот»;
- «Угадай по звуку»;
- «Хорошо-плохо»;
- «Веселый паровозик»
- «Что сначала, что потом»
- «Что было бы, если…»;
- «Фантазеры»;
- «О чем так говорят»;
- «Цепочка слов»;
- «Кто больше?»;
- «Скажи какой».
Техническое оснащение занятий:
- тренажеры для развития дыхания;
- тренажеры для развития мелкой моторики;
- демонстрационная магнитная доска;
- музыкальный центр, ноутбук, аудиоматериалы, презентации.
7.3.Кадровое обеспечение реализации Программы
Программу реализует педагог, учитель-логопед, с уровнем образования не ниже среднего профессионального, без предъявления требований к категории и педагогическому стажу работы.
7.4.Список учебно-методической литературы
Программы | |
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/подред.Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. – М., «Мозаика-Синтез»,2014. | |
Методические пособия | |
Развитие речи | Ушакова О.С, СтрунинаЕ.М.Методика развития речи детей дошкольного возраста.-М., «Владос», 2004. Федоренко Л.П.,Фомичева Г.А. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., «Просвещение»,1984. Новоторцева Н.В. Развитие речи. (3 выпуска). – Ярославль, «Академия развития», 1997. Иванова О.А. Учимся читать художественную литературу. – М., «Школьная пресса»,2004. Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль, «Академия развития», 1996. Синицына Е. Умные занятия. – М., «Лист»,1999. Стародубова Н.А. Развитие речи ребёнка. – М., «Школьная пресса», 2005. Бугаева З.Н. Развитие устной речи и дикции. – М., «Бао-Пресс. РиполКласик», 2005. Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет. - М., «Сфера», 2005. |
Формирование ЗКР | Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. – С.- Петербург, «Лань»,1999. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. – М., «Просвещение»,1991. Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки. – С.-Петербург, 1999. |
Формирование словаря | ЕлкинаЛ.В.,Тарабарина Т.И. 1000 загадок. - Ярославль, «Академия развития», 1999. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., «Просвещение», 1988. |
Формирование ГСР | Семёнова Е.Е. Занимательная грамматика. – М., «Омега»,1996. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. – М., «Просвещение»,1974. |
Развитие мелкой моторики | Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму. – М.: «Гном и Д», 2003. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. – М., «Сфера», 2006. |
Диагностический инструментарий | Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей. – М.: «АРКТИ»,2003. Макарова В.Н., Ставцева Е.А., Едакова М.Н. Диагностика развития речи дошкольников. – М., «Педагогическое общество России», 2007. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – С.- Петербург, «Детство-Пресс»,2004. |