Методическая копилка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zima-nod_v_sredney_gruppe.pptx | 2.06 МБ |
zima-nod_v_sredney_gruppe.docx | 22.54 КБ |
obuchenie_gramote_s_pomoshchyu_tiko.docx | 25.77 КБ |
master-klass_po_obucheniyu_gramote_s_ispolzovaniem_konstruktora_tiko_grammatika.pdf | 414.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Улыбка»
Конспект
непосредственно-организованной образовательной деятельности
образовательная область «Речевое развитие»
по теме: «Зима»
в средней группе
подготовила и провела:
воспитатель по развитию речи МБДОУ д/с «Улыбка»:
Тэугяс Надежда Викторовна
г.КОГАЛЫМ
Цель: уточнение представлений детей об основных признаках зимы.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Задачи образовательных областей:
Образовательные: учить участвовать в диалоге, соблюдая основные нормы взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Развивающие: уточнить представления об основных свойствах снега; закрепить знания об особенностях жизнедеятельности животных в зимний период.
Воспитательные: вызвать желание помочь в трудной ситуации
Образовательная область «Познавательное развитие»: уточнить представления об основных свойствах снега; закрепить знания об особенностях жизнедеятельности животных в зимний период.
Образовательная область «Речевое развитие»: упражнять в подборе эпитетов к словам; в согласовании существительных и прилагательных в роде и числе; активизировать потребление в речи существительных в родительном падеже; закрепить изолированное произношение звуков: «с», «з», «ш»; упражнять в умении отвечать на вопросы полными предложениями; развивать координацию движений с речью, упражнять в восприятии рифмованного текста, воспитывать «чувство языка».
Предварительная работа: заучивание текста физминутки; рассматривание картинок с изображением зимы.
Материал и оборудование: презентация, ноутбук, экран, проектор, снежинки, контурные картинки из белой бумаги; для каждого ребёнка: шишка, снежинка, ватная палочка.
Словарная работа:
Обогащение: «вьюга», «метель», «ледяной».
Активизация: «холодный-холодная», «снежная», «морозная», «снегопад».
Закрепление: «пушистый-пушистые», «легкий», «прозрачные».
Методы и приёмы: наглядные: методы: демонстрация слайдов, приёмы: показ способа действия; словесные: методы: создание проблемной ситуации, беседа, чтение художественной литературы, приёмы: вопросы к детям, объяснение, педагогическая оценка; игровые: методы: введение игрового персонажа , дидактические игры («Найди отличия», «Собираем картину»); практические: методы: упражнение в практических действиях, моделирование («Собираем картину»)
Ход деятельности
Организационный момент. Ребята, посмотрите, кто это прячется под елочкой? Вы видите? Как он здесь оказался, что он сейчас должен делать? Спросите его, почему он здесь, не спит?
- Медвежонок: «Мама мне сказала, зимой я должен спать.
Но что зимой бывает, мне хочется узнать
Вы мне поможете?»
- Ребята, поможем медвежонку узнать, что же бывает зимой? Какое время года вы видите на экране? Почему вы решили что это зима? Зима какая? (Морозная, снежная, холодная)
- Медвежонок: А что такое снег?
- Ребята, посмотрите, что я принесла с улицы. Что это? Какой снег? Потрогайте. На улице холодно, и снег холодный. Пальчики замерзли.
Пальчиковая гимнастика:
Давайте согреем свои пальчики дыханием (дуем – произносим Х-Х-Х)
Не согрелись наши пальчики. Давайте разотрём их (самомассаж).
Шишки в руки мы возьмём
Наши ручки разотрём
Медвежонок – Мишка,
Тоже бери шишку!
В руки перышки возьмём
И тихонько проведём
(чередуем шишки и пёрышки).
- Мишка вам покажет свой способ, как согреть пальчики (Массаж точек на подушечках пальцев ватными палочками.)
- Зачерпнём снег на блюдце и посмотрим: Какой снег? (белый, мягкий, пушистый, лёгкий, липкий, искристый)
Дыхательная и речевая зарядка Снег из чего состоит? Из снежинок. Снежинки (какие?) – … (белые, лёгкие, мохнатые, пушистые, красивые, прозрачные, холодные и др.)
На полянку, на лужок
Тихо падает снежок.
Улеглись снежинки,
Белые пушинки.
Падают бумажные снежинки на разнос
- Если снег падает тихо, не спеша, как называется это явление? (Снегопад) Вот какой сугроб получился.
Но подул вдруг ветерок,
Закружился наш снежок.
Кружатся снежинки,
Белые пушинки.
- Ветер дует, снег летит, кружится. (Дети дуют) Как называется это явление? (метель, вьюга) Давайте расскажем мишке как воет вьюга.
- Проговариваем вместе с детьми:
Старая, седая, с ледяной клюкой,
Вьюга ковыляет Бабою Ягой.
Воет вьюга: «3-з-з-з-э-з».
(С усилением звука, руки медленно вытягивать вперёд)
Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м».
(Тихо, высоким голосом.)
Тяжело стонут Дубы! М м-м-м-м м».
(Громко, низким голосом.)
Стонут березы М-м-м-м-м-м».
(Тихо, высоким голосом.)
Шумят ели: «ш ш ш ш-ш-ш-ш».
Стихает вьюги: «С-с-с-с-с-с.
(руки плавно опускать вниз)
Сравнение двух снеговиков. Что можно лепить из снега? (Снеговика.) Посмотрите, на полянке слепили двух снеговиков.
Медвежонок у реки встал на задних лапах
Перед ним снеговики: снежные и в шляпах.
Мишка смотрит, он притих: но что разного у них,
Он понять не может. Кто ему поможет.
- Давайте посмотрим внимательно, они одинаковые? Чем они отличаются. Кто найдет отличие, тот снежинку прицепит на доску. Сколько снежинок, столько отличий. (дети находят отличие, называют его: У этого снеговика две пуговицы, а у этого одна. И т. д. В конце считают количество снежинок)
- Ребята, а что еще можно делать зимой? Кататься на коньках, на санках, играть в снежки, кататься с горки. А как вы думаете можно зимой есть сосульки? Давайте расскажем медвежонку что случиться если съесть сосульку.
Физминутка «Я вчера сосульки ела»
Я вчера сосульки ела
Встать, руки вверх, попеременные движения ладонями ко рту
А сегодня заболела,
Присесть, ладони ко лбу
И с утра лежу одна
На кровати у окна,
Встать, наклон вправо, руки под голову
Я болею, я чихаю,
Наклон вперёд, тряхнуть головой
Я в игрушки не играю,
К ним совсем не подхожу,
Встать, руки на пояс,
Покачать головой в стороны
Вдруг их гриппом заражу?
Присесть, ладони к щекам
Собираем картину: (наборное полотно – фланелеграф с изображением леса без признаков времен года. Белый заяц на серой земле)
Слышите, кто-то плачет? Отгадайте загадку, кто это?
Маленький, беленький, по лесочку прыг, прыг,
По снежочку тык, тык.(Зайка)
Зайка по полянке скачет,
зайка стонет, зайка плачет
и не знает, где же спрятаться ему?
Ребята, почему?
(Зайцу негде спрятаться. Нужно полянку сделать зимней.) Что для этого нужно: (Снег, сугробы.)
(наборное полотно украшаем снежинками. Получилась зимняя картина)
Какая зимняя картина получилась! Да, и заяц больше не плачет.
Спряжение существительных в родительном падеже.
- Ребята, а кого можно встретить в зимнем лесу? (дети называют и выкладывают на наборное полотно: В зимнем лесу можно встретить снегиря и т.д. медведя нельзя, он спит)
Рассказ о зиме. Но, чтобы ты, Медвежонок, не забывал о зиме, дети расскажут тебе о её приметах. А помогут ребятам картинки, чтобы они ничего не забыли. (На доске выложена схема рассказа о зиме. Дети составляют рассказ.)
Зимой небо серое. Солнце светит, но не греет. Зимой идет снег. Дует холодный сильный ветер. Деревья стоят голые. Заяц надел белую шубу, теперь лиса и волк не увидят его на снегу. Медведь спит в берлоге. Люди одеваются тепло. Дети катаются на лыжах, на санках, лепят снеговиков.
- Медвежонок: Да, теперь, я знаю, какая зима. Спасибо вам. А за то, что вы мне помогли, я угощу вас снежными комочками, вот я сколько налепил.
- Ребята, а разве можно их есть? Почему? (Можно заболеть)
Медвежонок расстроился. Не расстраивайся, наши ребята знают волшебные слова Мороза. Сейчас мы их произнесем и посмотрим, что получится.
Разыграйтесь-ка, метели!
Гнитесь ниже сосны, ели!
Всё, что есть в моём лесу,
Я засыплю, занесу!
(снежные комочки превращаются в сладкие)
Спасибо вам, ребята. Это Маше, она хороший рассказ составила, это Вове, он полными предложениями отвечал и т.д.
И тебе спасибо, Мишка, тебе пора в лес, засыпай и спи до весны. Приходи к нам ещё.
Предварительный просмотр:
«Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте с помощью конструктора ТИКО «Грамматика» СЛАЙД 1
…И можно буквы знать, но не уметь читать.
Уметь читать, но грамотным не быть...
Быть грамотным, но ничего не знать.
И всё на свете знать, да умным не прослыть.
Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе. СЛАЙД 2 Ученые подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывает большое влияние на развитие головного мозга. Наша речь является уникальным даром. Будучи отражением наших мыслей, она непосредственно связана с мышлением. Очень часто мы слышим от учителей начальных классов: «Надо учить с детьми звуки, а не буквы», «Родители ТАК учат детей, а нам потом в школе приходится переучивать!» Чтобы ТАК не получилось, необходимо сразу учить детей правильно говорить, произносить звуки, читать по слогам и составлять предложения.
На сегодняшний день, всем требованиям ФГОС ДО отвечает такая инновационная разработка, как конструктор ТИКО «Грамматика». СЛАЙД 3 В его разработке учтены пожелания и советы педагогов, он идеально подходит для занятий с детьми по обучению грамоте. Конструктор ТИКО развивает у детей мелкую моторику, мышление, фонематическое восприятие, способность к звуковому анализу и синтезу, пространственную ориентацию. К тому же он позволяет заменить уйму раздаточного материала для проведения звукобуквенного анализа. Конструктор ТИКО « Грамматика» позволяет разнообразить занятия по изучению букв и обучению чтению, превратить их в игру. В процессе занятий физическое соединение (сцепление) руками двух квадратов с буквами в одно целое, в одну «дорожку», помогает детям перейти к слитному чтению не только слогов, но и слов. Игровые упражнения с использованием конструктора ТИКО «Грамматика» позволяют детям ненавязчиво, в увлекательной форме охарактеризовать звук, найти букву, составить слог, слово с использованием звуковой схемы. У детей без принуждения происходит автоматизация и дифференциация звуков, закрепление их в речи. Конструктор ТИКО «Грамматика» помогает разнообразить игры и упражнения по обучению грамоте, даёт возможность некоторым детям перейти к слитному чтению, что, несомненно, повышает у дошкольников мотивацию к обучению.
Формы работы с конструктором ТИКО «Грамматика». СЛАЙД 4
1. Характеристика звука.
Квадратик подбирается в соответствии с характеристикой звука:
- красный (гласный звук);
- синий (согласный твёрдый звук);
- зелёный (согласный мягкий звук).
2. Развитие фонематического слуха.
- Подобрать и показать соответствующий звук;
- «превращение» мягкого звука в твёрдый и наоборот.
3. Формирование звуко – слоговой структуры слов. СЛАЙД 5
- Послоговое составление слов (каждый слог в слове отделяем пробелом);
- составление слов заданной слоговой структуры (слово из 1-2-3 слогов);
- чтение слов по слогам.
4. Звуко – буквенный анализ и синтез слогов и слов.
- Деление слога на отдельные звуки;
- составление и проговаривание слогов с заданными звуками;
- деление слов на слоги и звуки с подробной характеристикой каждого звука;
- составление и проговаривание слов с заданным звуком, с заданным местом звука в слове (начало, середина, конец слова).
5. Дифференциация смешиваемых звуков в слогах, словах. СЛАЙД 6
- Различение акустически близких звуков путём проговаривания схожих по звучанию слогов, слов;
- составление и изменение слогов, слов со зрительной опорой.
6. Развитие мелкой моторики.
- Соединение деталей конструктора между собой различными способами;
- разъединение деталей после выполнения задания.
Конструктор ТИКО «Грамматика» позволит разнообразить занятия по изучению звуков и букв, превратить их в игру. В результате конструирования происходит увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение детей в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими отрабатываемого материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Игры и упражнения с конструктором ТИКО «Грамматика» СДАЙД 7
«Раз ступенька, два ступенька»
Цель: учить делить слова на слоги, выполнять звукобуквенный анализ слов. Развивать фонематический слух, умение соотносить звук с буквой.
1 вариант. Педагог предлагает детям картинку, которую они должны назвать. Затем это слово они делят на слоги, считают их и выкладывают первый слог или все слово.
2 вариант. Педагог выставляет картинку и предлагает детям выполнить звуковой анализ слова.
3 вариант. Дети самостоятельно выполняют звуковой анализ слова по предлагаемой картинке. Затем обозначают каждый звук буквой.
Игра «Что получится» с использованием тико-конструктора СЛАЙД 8
Цель: работать со слогами, развивать фонематический слух.
Педагог предлагает детям составить слоги с заданными звуками. Ребёнок составляет слоги, а затем их прочитывает, например:
Если я сначала произнесу звук –А-, потом звук –У-. Что получится? (АУ)
Верно. Найдите буквы обозначающие эти звуки и составьте слог АУ. Каким цветом звук «А» (красным), а «У» (красным)
Выкладывают.
Если я сначала произнесу звук –У-, потом звук –А-. Что получится? (УА)
Выложите схему из конструктора.
Развитие фонематического слуха. Игра «Сигнальщики» СЛАЙД 9
Выделение звуков в звуковом ряду. Например: На звук М – поднимаем синий квадрат, на звук М’ – зеленый (тико-конструктор)
МАК, МОРОЗ, МЕТЛА, МЕД, МОЛОКО, МОРКОВЬ, МЕДВЕДЬ, МАШИНА, МАНДАРИН, МАЛИНА, МЯЧИК, МЕРЦАЮТ, МЫШКА
Игра «Найди место звука в слове» СЛАЙД 10
Например: на столах вагончики из ТИКО - схемы слов, в них едут звуки. В первом вагончике звук К едет в начале слова, во втором – в середине, в третьем – в конце слова.
1 вариант. Педагог называет предметы, а дети расселяют их по по вагончикам (поднимают соответствующий вагончик)
Слова: кот, ком, кошелек, калитка, капля, катушка, утка, окно, аквариум, будка, мышка, акула, баклажан, стакан, лукошко, кочка, мак, сук, жук, рак, веник, замок, снеговик, индюк, чайник, мешок, волк, снежок.
Итак, мы с вами узнали, что звук К может жить в начале, в середине и в конце слова.
2 вариант. На столе у детей предметные картинки, дети выкладывают позицию звука в этих словах- вагончики.
«Слово рассыпалось» СЛАЙД 11
Цель: развитие умения определять последовательность звуков в слове, проводить звуко-буквенный анализ.
1 вариант. Каждому ребенку даётся по одной букве. Педагог называет слово. Дети составляют слово из букв, которые они держат в правой руке.
2 вариант. Педагог дает карточки с буквами , не называя слова. Дети должны самостоятельно составить слово из букв. (В Е С Н А)
«Заменяй – ка» СЛАЙД 12
Цель: работать со словом, развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа.
Педагог называет слова, например, БАНКА. Предлагает детям заменить первый звук на звук «р» и назвать новое слово, собрать его из букв конструктора. Получается – РАНКА.
«Цепочка слов»
Цель: работать со словами, развивать словарный запас, фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа.
У педагога собрано трёхзвуковое слово. Он предлагает детям поменять только одну букву в этом слове, можно одну букву прибавить или убрать, но всегда только одну букву, чтобы получилось новое слово.
Дети собирают новые слова по очереди. Например, дом-ком-том и т.д.
«Путаница»
Буквы и слоги поменялись местами и получились непонятные слова.
КУЛ СПУ КМА АБРУЗ БЫРА ИЛГА ТАЧУ
«Волшебники» СЛАЙД 13
Цель: развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа, умение соотносить фонетический облик слова с его значением; способность работать в команде.
Если детей несколько, нужно разделить их на команды. Каждая команда будет выполнять отдельное задание.
В начале игры педагог говорит: «Давайте поиграем в волшебников. Сегодня мы будем заниматься превращением слов. Посмотрим, команда справится лучше».
1-е задание. Превратите одно слово в другое, убрав квадрат с лишней буквой:
1-й вариант: муха, беда, двор, шарф, лампа;
2-й вариант: крот, волк, смех, борщ, риск.
2-е задание. Измените одну букву так, чтобы получилось новое слово:
1-й вариант: рука (мука или река), кожура (конура), май (чай), жук (лук), белка (булка);
2-й вариант: нож (нос), сын (сон), лед (мед), дочка (бочка), салют (салат).
3-е задание. Из слова убежали все гласные. Попробуйте угадать, что это за слова, расставив гласные правильно:
1-й вариант: ш_к_л_д (шоколад), к_р_н_д_ш (карандаш);
2-й вариант: п_т_л_к (потолок), т_л_в_з_р (телевизор).
4-е задание. Составить слова из первых слогов указанных слов:
1-й вариант: город – ложка – варенье (голова), атаман – курица – лава (акула);
2-й вариант: солнце – батон – карандаш (собака), коробка – локоть – колбаса (колокол).
«Логические цепочки» СЛАЙД 14
Цель: запоминать буквы, тренировать внимание, развивать логическое мышление.
Сидя рядом с ребенком, выложить цепочку из букв: А-Т-А-Т-А. Попросить угадать, какая буква должна быть следующей. Добавить ее. Предложить снова внимательно посмотреть на цепочку букв и назвать, какая буква должна теперь быть следующей. Добавить ее. Продолжать так по порядку отгадывать 3-5 последующих букв.
Можно предлагать и другие виды чередования букв, например:
А-А-П-П-А-А-П-П
А-Л-Л-А-Л-Л-А
А-Л-А-П-А-Л-А-П и т.д.
«Составь и прочитай предложение» СЛАЙД 15
Из предложенных слов дети составляют предложение и читают его.
«Составление предложения по схеме»
Детям выдаются схемы предложения и одно слово, они составляют предложение.
«Магазин игрушек» СЛАЙД 16
Цель: учиться определять первый звук в словах, находить соответствующую букву.
Разложить «на прилавке» разные игрушки: мячик, куклу, пирамидку, машинку и т.п. Продавец – педагог, покупатель - ребенок. Главное условие состоит в том, что товар можно купить, только правильно назвав первый звук слова и «заплатив» продавцу соответствующей буквой.
Затем можно поменяться ролями: теперь педагог - покупатель, а ребенок - продавец. Когда будете «покупать» игрушки, специально выбирайте неправильную букву. Продавец должен будет отказать вам в покупке и объяснить, почему он не может продать эту игрушку за предложенные вами «деньги».
Чтобы эта игра не наскучила, а также для запоминания большего количества букв, можно менять «профиль» магазина. Сегодня - это продуктовый магазин, а завтра - спортивный. Очень удобно использовать набор картинок. С помощью картинок можно «продавать» не только те предметы, которые на самом деле выкладываются «продавцом» на воображаемый прилавок, но и «товары» гораздо большего размера, например: транспорт, мебель, деревья, цветы.
«Дружилки»
Цель: запоминать буквы, учиться придумывать слова на буквы, развивать воображение, развивать речь.
Разложить картинки с животными на одном столе, а буквы на другом столе. Играть по очереди. Сначала педагог берёт любую картинку и придумывает, с какой буквой хотело бы дружить животное, на ней изображенное. Например: СЛОН хотел бы дружить с буквой X, потому что у него есть хобот, а КОШКА с буквой М, потому что ловит мышек. Найти соответствующую букву, рассказать, почему животное хочет дружить с этой буквой.
Следующий ход ребенка. Дать ему возможность выбрать картинку из разложенных на столе. Если ребенок не может придумать букву к этой картинке, помочь ему: задать вопрос-подсказку. Например: ребенок выбрал картинку с КРОЛИКОМ, спросить ребенка, что любит есть кролик (морковку - выбирает букву М).
«Привези грузы»
Цель: учиться определять первый звук в словах, запоминать буквы.
На машинки с помощью скотча прикрепить буквы К, П, М. Это будут «марки» машин. Разложить перед ребенком игрушки. Предложить распределить грузы по машинкам. Чтобы выбрать, в какую машинку положить груз, нужно определить первый звук в названии игрушки и найти соответствующую букву на машинке. Машинки перевозят только те предметы, которые начинаются с буквы – «марки» машины.
« Допиши пропущенные слоги»
Цель: развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа, чтения, автоматизировать звуки.
На столе у ребёнка выложены слова, в которых пропущен один из звуков или слогов, например, К…Т, БА…БАН. Ребёнок должен определить, какой слог потерялся, а затем «вставить» его на место пропуска, например, РА.
«Найди все слова в цепочке»
Цель: развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа, чтения, автоматизировать звуки.
Перед детьми представлена длинная цепочка букв. Ребёнку нужно поделить эту цепочку на слова, выделяя каждое, например, СЫРОЗАЯЦИРКОТИР. Слова: СЫР, ЗАЯЦ, ЦИРК, КОТ, ТИР.
« Угадай слово»
Цель: развивать навык звуко-буквенного анализа, чтения, автоматизировать звуки.
Логопед отстукивает ритмическую структуру слов, например, два раза, а ребёнок придумывает и выкладывает слово, состоящее из 2 слогов, например, МУХА.
«Наборщик»
Из слогов дети составляют слова
«Волшебный мешочек»
Педагог предлагает достать из мешочка букву, назвать ее и придумать слово, которое с нее начинается.
.