8.Статьи и публикации

Караулова Наталья Сергеевна

В данном разделе находятся статьи, которые публиковались в журналах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социальная акция как инновационная форма формирования культуры безопасности  у  детей дошкольного возраста.

Ежедневно в СМИ появляется информация о том, что произошло новое дорожно – транспортное происшествие. Самое страшное, когда есть смертельный исход или тяжелые травмы.

Порой удивляют причины:

- сбили пешехода на пешеходном переходе (водитель не уступил дорогу пешеходу, не убедился в безопасности своего передвижения);

- не пристегнулся водитель, не пристегнуты пассажиры, в том числе и дети;

- детей без присмотра взрослых катаются на самокатах или велосипедах вблизи проезжей дороги;

- дети и взрослые переходили дорогу в неположенном месте и многое другое.

Вот почему взрослые люди не позволяют себе выйти на улицу в одежде наизнанку или в ботинках на разные ноги? Каждый знает, что так нельзя.

А вот не пристегнуться в машине, пройти или проехать на красный сигнал светофора, а что еще страшнее сесть за руль в нетрезвом состоянии могут. Не пугают даже штрафы.

Несомненно, дело здесь в отсутствие культуры безопасности, которая в нашей стране у всех участников дорожного движения находиться на низком уровне.

Важным компонентом в  формировании личности человека является воспитание культуры безопасности. Дети дошкольного возраста не способны обеспечить собственную безопасность, но именно в этом возрасте необходимо начинать воспитывать культуру безопасного поведения.

Образование для дошкольников – проводник в мир культуры, оно должно обеспечивать формирование основ ценностного отношения к окружающему миру, самому себе, овладение элементарными культуросообразными способами деятельности и нормами.

Содержание образования по воспитанию культуры безопасного поведения должно включать в себя:

- воспитание мотивации к безопасности;

- формирование системы знаний об источниках опасности, опасных ситуациях и средствах их предупреждения и преодоления;

- формирование компетенций безопасного поведения;

- формирование физической готовности к преодолению опасных ситуаций;

-формирование готовности к эстетическому восприятию и оценке действительности;

- формирование психологической готовности к безопасному поведению;

-воспитание личностных качеств, способствующих предупреждению и преодолению опасных ситуаций.

Перед педагогом стоит задача выбрать  интересные формы взаимодействия всех участников образовательных отношений.

Я поделюсь опытом проведения социальных акций. Данная форма работы не требует больших затрат и долговременной подготовки, вместе с тем она находит живой отклик у детей, родителей и педагогов. Социальная акция – это вид социальной деятельности, целью которой является привлечение внимания общества к существующей социальной проблеме  (в нашем случае к проблеме безопасности дорожного движения).

Проводится социальная акция  в несколько этапов. Первый, из которого является разработка идеи. В данном этапе используется метод «мозгового штурма», чем больше идей, тем лучше. Следующий этап – самый длительный, это подготовка. Этот период включает в себя, подготовку всех необходимых в соответствие со сценарием, атрибутов (плакатов, листовок, костюмов и другое), а так же репетиции. Любое действие должно быть обязательно отрепетировано. Это необходимо для того, что бы избежать путаницы и неразберихи во время мероприятия. Последний этап – проведение акции. Во время проведения акции очень важно соблюдать все меры личной безопасности.

Социальные акции можно проводить в разных формах. Расскажу о некоторых из них.

 «Шествие» - массовое прохождение активистов по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания, к каким – либо проблемам. Во время шествия активисты выкрикивают кричалки, а так же демонстрируют плакаты с различными лозунгами.

«Хеппининг» - это своеобразные микро спектакли с элементами сюжетности и наличием театрального реквизита.

«Фрейм»- это живая фотография, которая в отличие от обычного фото, может громко и ярко заявить о себе. Фрейм состоит из двух частей: первая часть – это определенное действие, которое дети выполняют для привлечения внимания прохожих. Вторая часть – это непосредственно живое фото, когда дети замирают в определенных позах, создавая красивую картинку.

В начале учебного года я разрабатываю план работы по профилактике дорожно – транспортного травматизма и повышения культуры безопасности. В соответствии с данным планом мы с дошкольниками в нашем детском саду проводили следующие социальные акции.

 «Письмо водителю» (шествие). Цель акции: привлечение жителей нашего города к проблеме дорожно – транспортного травматизма, формирование навыков безопасного поведения на дорогах, адаптация детей к транспортной среде. Лозунгом этой акции служат слова: «Уважаемые водители и пешеходы, давайте будем взаимно вежливы и будем соблюдать правила дорожного движения!»

Социальная акция (хеппининг) – «Зебрята». Целью акции: повышение уровня ответственности, как водителей так и пешеходов за свои действия на проезжей части. К этой акции дети готовились заранее и ответственно. Так как воспитанники нашего детского сада увлекаются исследовательской деятельностью – они вместе с родителями провели работу, нашли много материала об истории возникновения «зебры», узнали, когда ее день рождения и значения пешеходного перехода для людей.

Социальная акция (фрейм) «Засветись». Цель акции: внедрения практики использования дошкольниками светоотражающих приспособлений для снижения дорожно – транспортного травматизма и повышения безопасности дорожного движения. Призыв акции такой: «Светоотражающие предметы носи, что бы ни случилось с тобой беды!»

Социальная акция (шествие) «Притормози» - в этой акции принимали участие дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги. Как всегда, мы к акции готовились тщательно и серьезно. Дети с воспитателем обсудили план проведения акции. Решили провести «шествие» вокруг территории детского сада, с целью привлечения общественности к проблеме дорожно – транспортного травматизма. Каждый житель нашего города является и водителем , пассажиром и пешеходом. Так же дети решили      раздать прохожим памятки с правилами безопасного поведения на дорогах города.

   Социальная акция (шествие) «Автокресло - детям» . Цель: привлечение внимания родительской общественности к проблеме детского – дорожно – транспортного травматизма, к необходимости применения ремней безопасности и детских удерживающих устройств при правильной перевозке детей в салоне автомобиля. Предварительная работа к каждой акции предусматривала подготовку плакатов и буклетов, в том числе с привлечением родителей.

Оценка развития детей, анкетирование родителей в конце учебного года позволили мне сделать вывод об эффективности данной формы взаимодействия:

- 96% детей уверенно знают и называют правила дорожного движения, обогащен опыт детей о правилах безопасного поведения;

- у 23% родителей повысилась компетентность и заинтересованность в обеспечении безопасной жизнедеятельности детей;

- 100%  родителей приобрели для своих детей светоотражающие элементы;

- 100% перевозят детей в автокреслах, всегда пристегивают.

Время пролетает незаметно. Дети вырастут и в памяти у них останутся важные моменты о том, как:

- рисовали дорожные знаки, плакаты, эмблемы;

- лепили машины, светоотражающие эмблемы;

- создавали памятки и буклеты для родителей, как их им раздавали;

- разучивали кричалки и мини -спектакли для предстоящих акций;

- как сообща придумывали идеи для предстоящих акций;

Я очень хочу, чтобы мои воспитанники в будущем стали культурными водителями и пешеходами и не были  виновниками дорожно транспортных происшествий !