3. Научно - методическая деятельность

Караулова Наталья Сергеевна

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов:

«Технология «Ситуация» - путь к открытию новых знаний»

1.Мотивация к деятельности

Добрый день уважаемые коллеги! Свое выступление хочу начать с стихотворения:

У маленьких учеников

Спросил художник Токмаков:

«А кто умеет рисовать?»

Рук поднялось – не сосчитать.

Шестые классы. Токмаков

И тут спросил учеников:

«Ну, кто умеет рисовать?»

Рук поднялось примерно пять.

В десятом классе Токмаков

Опять спросил учеников:

«Так кто ж умеет рисовать?»

Рук поднятых и не видать.

А ведь, ребята, в самом деле

Когда-то рисовать умели,

И солнце на листах смеялось.

Куда всё это подевалось?

Вы когда – нибудь задумывались над тем, почему так происходит?  (нет, я как мама – у меня были такие мысли) Почему когда дети маленькие у них есть интерес к  математике, но чем старше они становятся,  у них этот интерес пропадает? (чем старше они становятся тем больше у них появляется трудностей перед этим предметом, и дети не желают справляться с ними ,поэтому им проще отказаться от этого предмета или сказать, что я не знаю или понимаю)

2. Актуализация знаний

Уважаемые коллеги, а как вы  на занятиях по математике поддерживаете интерес у детей, какие используете технологии в своей работе? (придумываем разные игровые ситуации, создаем ситуацию успеха для ребенка, сюрпризные моменты)  А хотите узнать про новые и интересные технологии? (Хотим). Сможете? (Сможем)

А вам знакома технологию  «Ситуация»? (да, часто бываем у вас в гостях в детском саду, и видели, как ваши педагоги проводят непосредственно – образовательную деятельность с использование данной технологии)

– Если вы бывали на наших занятиях, то вспомните основные этапы занятия в технологии деятельностного метода. Для этого постройте логическую последовательность из шагов, которые предложены вам в разрезном варианте. (Педагоги работают в группах. Они вынимают из конвертов шаги занятия в ТДМ и выстраивают логическую последовательность проведения занятия в ТДМ.)

–Проверим свои результаты (Обращаю внимание на презентацию-слайд №3)

1. Введение в ситуацию  

2 . Актуализация знаний  и умений

3. Затруднение в ситуации

4 . «Открытие » нового знания

5. Включение нового знания в систему знаний

6. Осмысление

Все согласны с эталоном?  А сейчас - назовите требования к каждому из 6 этапов занятия в технологии деятельностного метода» в этом вам помогу карточки с этапами, которые были в приложении.

3. Выявление места и причины затруднения.

Какое было задание? (дать описание каждого этапа технологии «Ситуация»)

Каков результат нашей деятельности? (не смогли дать описание каждому этапу, дали неправильное описание, сомневаемся в правильности)

Почему так получилось? Как вы думаете, какая причина? (не знаем правильных ответов, испытываем затруднение в описании особенностей каждого этапа)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Какую цель ставите перед собой? (устранить причины затруднения, узнать описание каждого этапа)

Что нужно сделать, если чего-то не знаешь? (спросить у того, кто знает, попробовать догадаться самим, найти ответ в интернете, прочитать). Хорошо, в нашем случае возможно ли справиться самим? Есть предложения? (предложения педагогов).

Хорошо, в нашем случае возможно ли справиться самим? Есть предложения? (предложения педагогов)

Сегодня я предлагаю Вам самим, работая в группах, открыть новое знание о основных этапах технологии «Ситуация» .

Вашими ключами к новому знанию будет набор шагов структуры занятия «Ситуация» (с ним Вы уже поработали!) и набор требований  к каждому из 6 этапов.

В группы я вам предлагаю объединиться по цвету приглашений.

Каков план? (обращаю внимание на презентацию-слайд № 4)

1. Прочитать требования, проанализировать их содержание.

2. Установить соответствие  между названиями этапов и соответствующими к ним требованиями.

3. Проверить свой результат по эталону.

5. Реализация построенного проекта.

Работаем в группах по плану.

Карточки с описанием каждого этапа

На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, «детскую» цель, основанную на ключевых потребностях и интересах детей. Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите?», «Сможете?»

На данном этапе в ходе совместной деятельности воспитатель организует деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые для построения нового знания.

Данный этап является ключевым, так как содержит в своем истоке основные компоненты структуры рефлексивной самоорганизации, позволяющие определить верный путь преодоления затруднения. В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в деятельности: для достижения своей «детской» цели ребенку требуется выполнить некое действие, назовем его «пробным действием». Но выполнение этого действия связано с тем новым знанием (понятием или способом действия), которое ребенку предстоит только «открыть» и которое на данный момент у него пока еще отсутствует. Возникает затруднение. Воспитатель с помощью системы вопросов («Смогли?» – «Почему не смогли?») помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины

На данном этапе воспитатель, вовлекает детей в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решение вопросов проблемного характера. С помощью различных вопросов (например, «Что нужно делать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать?», «Как мы это сможем узнать?») воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления  затруднения

На данном этапе воспитатель предлагает различные виды деятельности, в которых новое знание или способ действий используется совместно с освоенными ранее, либо в измененных условиях.

Этап является необходимым элементом в структуре рефлексивной самоорганизации, так как позволяет приобрести опыт выполнения таких важных универсальных действий как фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели.С помощью системы вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» — воспитатель помогает детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели. А далее, с помощью вопросов: «Как вам это удалось?», «Что вы делали, чтобы достичь цели?», «Какие знания (умения, личностные качества) вам пригодились?» — подводит детей к тому, что «детскую» цель они достигли благодаря тому, что они что-то узнали, чему-то научились, определенным образом проявили себя, то есть сводит воедино «детскую» и «взрослую» цели («Удалось …, потому что узнали (научились)…».

Проверку осуществляем по презентации(слайд № 5,6_)

6. Включение нового знания в систему знаний:

А теперь я предлагаю вам  поработать с конспектом образовательной ситуации «Путешествие в Простоквашино» и определить границы каждого этапа технологии «Ситуация». Работу организуем так же в микро-группах. Затем проводим обсуждение (Проверку осуществляем в ходе обсуждения и прилагаем в приложении конспект «Путешествие в Простоквашино» _)

7. Осмысление

В заключение я бы хотела задать еще несколько вопросов:

 -Скажите, что нового вы сегодня узнали?

-Полезен ли вам был мой мастер – класс?

- Подумайте и ответьте, на какой ступеньке вы находитесь?

Я узнал этапы занятия «Ситуация», узнал особенности (требования) этапов, смог применить знания при работе со сценарием – 1 ступенька

Я узнал этапы занятия «Ситуация», узнал особенности (требования) этапов, но не смог применить знания при работе со сценарием – 2 ступенька

Я узнал этапы занятия «Ситуация», но мне не совсем понятны  особенности (требования) этапов, и я  не смог применить знания при работе со сценарием – 3 ступенька

Успехов Вам!

Любая деятельность может быть либо технологией,
либо искусством. 
Искусство основано на интуиции, технология – на науке.
С искусства всё начинается, технологией – заканчивается, 
чтобы затем всё началось сначала.

Беспалько В.П.



Предварительный просмотр:

Социальная акция как инновационная форма формирования культуры безопасности  у  детей дошкольного возраста.

Ежедневно в СМИ появляется информация о том, что произошло новое дорожно – транспортное происшествие. Самое страшное, когда есть смертельный исход или тяжелые травмы.

Порой удивляют причины:

- сбили пешехода на пешеходном переходе (водитель не уступил дорогу пешеходу, не убедился в безопасности своего передвижения);

- не пристегнулся водитель, не пристегнуты пассажиры, в том числе и дети;

- детей без присмотра взрослых катаются на самокатах или велосипедах вблизи проезжей дороги;

- дети и взрослые переходили дорогу в неположенном месте и многое другое.

Вот почему взрослые люди не позволяют себе выйти на улицу в одежде наизнанку или в ботинках на разные ноги? Каждый знает, что так нельзя.

А вот не пристегнуться в машине, пройти или проехать на красный сигнал светофора, а что еще страшнее сесть за руль в нетрезвом состоянии могут. Не пугают даже штрафы.

Несомненно, дело здесь в отсутствие культуры безопасности, которая в нашей стране у всех участников дорожного движения находиться на низком уровне.

Важным компонентом в  формировании личности человека является воспитание культуры безопасности. Дети дошкольного возраста не способны обеспечить собственную безопасность, но именно в этом возрасте необходимо начинать воспитывать культуру безопасного поведения.

Образование для дошкольников – проводник в мир культуры, оно должно обеспечивать формирование основ ценностного отношения к окружающему миру, самому себе, овладение элементарными культуросообразными способами деятельности и нормами.

Содержание образования по воспитанию культуры безопасного поведения должно включать в себя:

- воспитание мотивации к безопасности;

- формирование системы знаний об источниках опасности, опасных ситуациях и средствах их предупреждения и преодоления;

- формирование компетенций безопасного поведения;

- формирование физической готовности к преодолению опасных ситуаций;

-формирование готовности к эстетическому восприятию и оценке действительности;

- формирование психологической готовности к безопасному поведению;

-воспитание личностных качеств, способствующих предупреждению и преодолению опасных ситуаций.

Перед педагогом стоит задача выбрать  интересные формы взаимодействия всех участников образовательных отношений.

Я поделюсь опытом проведения социальных акций. Данная форма работы не требует больших затрат и долговременной подготовки, вместе с тем она находит живой отклик у детей, родителей и педагогов. Социальная акция – это вид социальной деятельности, целью которой является привлечение внимания общества к существующей социальной проблеме  (в нашем случае к проблеме безопасности дорожного движения).

Проводится социальная акция  в несколько этапов. Первый, из которого является разработка идеи. В данном этапе используется метод «мозгового штурма», чем больше идей, тем лучше. Следующий этап – самый длительный, это подготовка. Этот период включает в себя, подготовку всех необходимых в соответствие со сценарием, атрибутов (плакатов, листовок, костюмов и другое), а так же репетиции. Любое действие должно быть обязательно отрепетировано. Это необходимо для того, что бы избежать путаницы и неразберихи во время мероприятия. Последний этап – проведение акции. Во время проведения акции очень важно соблюдать все меры личной безопасности.

Социальные акции можно проводить в разных формах. Расскажу о некоторых из них.

 «Шествие» - массовое прохождение активистов по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания, к каким – либо проблемам. Во время шествия активисты выкрикивают кричалки, а так же демонстрируют плакаты с различными лозунгами.

«Хеппининг» - это своеобразные микро спектакли с элементами сюжетности и наличием театрального реквизита.

«Фрейм»- это живая фотография, которая в отличие от обычного фото, может громко и ярко заявить о себе. Фрейм состоит из двух частей: первая часть – это определенное действие, которое дети выполняют для привлечения внимания прохожих. Вторая часть – это непосредственно живое фото, когда дети замирают в определенных позах, создавая красивую картинку.

В начале учебного года я разрабатываю план работы по профилактике дорожно – транспортного травматизма и повышения культуры безопасности. В соответствии с данным планом мы с дошкольниками в нашем детском саду проводили следующие социальные акции.

 «Письмо водителю» (шествие). Цель акции: привлечение жителей нашего города к проблеме дорожно – транспортного травматизма, формирование навыков безопасного поведения на дорогах, адаптация детей к транспортной среде. Лозунгом этой акции служат слова: «Уважаемые водители и пешеходы, давайте будем взаимно вежливы и будем соблюдать правила дорожного движения!»

Социальная акция (хеппининг) – «Зебрята». Целью акции: повышение уровня ответственности, как водителей так и пешеходов за свои действия на проезжей части. К этой акции дети готовились заранее и ответственно. Так как воспитанники нашего детского сада увлекаются исследовательской деятельностью – они вместе с родителями провели работу, нашли много материала об истории возникновения «зебры», узнали, когда ее день рождения и значения пешеходного перехода для людей.

Социальная акция (фрейм) «Засветись». Цель акции: внедрения практики использования дошкольниками светоотражающих приспособлений для снижения дорожно – транспортного травматизма и повышения безопасности дорожного движения. Призыв акции такой: «Светоотражающие предметы носи, что бы ни случилось с тобой беды!»

Социальная акция (шествие) «Притормози» - в этой акции принимали участие дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги. Как всегда, мы к акции готовились тщательно и серьезно. Дети с воспитателем обсудили план проведения акции. Решили провести «шествие» вокруг территории детского сада, с целью привлечения общественности к проблеме дорожно – транспортного травматизма. Каждый житель нашего города является и водителем , пассажиром и пешеходом. Так же дети решили      раздать прохожим памятки с правилами безопасного поведения на дорогах города.

   Социальная акция (шествие) «Автокресло - детям» . Цель: привлечение внимания родительской общественности к проблеме детского – дорожно – транспортного травматизма, к необходимости применения ремней безопасности и детских удерживающих устройств при правильной перевозке детей в салоне автомобиля. Предварительная работа к каждой акции предусматривала подготовку плакатов и буклетов, в том числе с привлечением родителей.

Оценка развития детей, анкетирование родителей в конце учебного года позволили мне сделать вывод об эффективности данной формы взаимодействия:

- 96% детей уверенно знают и называют правила дорожного движения, обогащен опыт детей о правилах безопасного поведения;

- у 23% родителей повысилась компетентность и заинтересованность в обеспечении безопасной жизнедеятельности детей;

- 100%  родителей приобрели для своих детей светоотражающие элементы;

- 100% перевозят детей в автокреслах, всегда пристегивают.

Время пролетает незаметно. Дети вырастут и в памяти у них останутся важные моменты о том, как:

- рисовали дорожные знаки, плакаты, эмблемы;

- лепили машины, светоотражающие эмблемы;

- создавали памятки и буклеты для родителей, как их им раздавали;

- разучивали кричалки и мини -спектакли для предстоящих акций;

- как сообща придумывали идеи для предстоящих акций;

Я очень хочу, чтобы мои воспитанники в будущем стали культурными водителями и пешеходами и не были  виновниками дорожно транспортных происшествий !



Предварительный просмотр:

Добрый день уважаемые педагоги! У нас в саду 3 группы работают по программе «Мир открытий» и сегодня я хочу вас познакомить с диагностическим инструментарием к данной программе.

Педагогическая диагностика детей к программе «Мир открытий» направлена на определение эффективности педагогических действий и соответствия образовательных условий, созданных в образовательной организации, возможностям и индивидуальным особенностям воспитанников.

Основными особенностями системы мониторинга в программе «Мир открытий» являются:

 - опора на реальные достижения ребенка, проявляющиеся в его повседневной активности и деятельности, в естественной среде (в играх, в процессе свободной и организованной образовательной деятельности, в ходе режимных моментов);

- комплексный подход к диагностике развития воспитанников, при котором учитываются, с одной стороны, экспертные оценки различных специалистов детского сада (воспитателей, логопеда, педагога по физической культуре, музыкального руководителя, при необходимости – медицинского работника,) а с другой  - данные анкетирования родителей воспитанников;

- наличие четких критериев для оценивания по параметрам, характеризующим важные этапы развития на каждом возрастном этапе;

- использование электронных средств обработки результатов мониторинговых исследований.

В помощь педагогам дошкольных образовательных организаций специально разработана электронная версия педагогического мониторинга к комплексной программе «Мир открытий»,которая также может быть использована педагогами, работающими по другим программам дошкольного образования.

Процесс диагностики развития воспитанников по программе «Мир открытий»

Мониторинг проводиться педагогом ДОО на основании наблюдений за детьми, бесед и создания несложных (естественных) диагностических ситуаций. Ряд параметров оценивают педагог по физической культуре, музыкальный руководитель, логопед. Если в дошкольной организации нет логопеда, то на соответствующие вопросы мониторинга отвечает воспитатель, который занимается с детьми развитием речи.

Анализ развития осуществляется по всем пяти взаимодополняющим образовательным областям, представленным в диагностических листах по каждому возрасту.

Поскольку в разных ситуациях ребенок может вести себя по – разному, то для получения более точных результатов ряд показателей, которые оценивает воспитатель, дублируется вопросами в специальных анкетах для родителей. Воспитатель получает дополнительную информацию и соотносит свой ответ с ответами родителей, а родители получают возможность задуматься о каких – то аспектах жизни своего ребенка, его интересах, любимых занятиях, особенностях проведения и др.

Система оценок мониторинга трехуровневая: «качество проявляется устойчиво» (2 балла), «качество проявляется неустойчиво», то есть, по сути, находится в зоне ближайшего развития, в стадии становления, и проявляется лишь в совместной со взрослым деятельности (1 балл), «качество не проявляется» (0 баллов)

Специфика мониторинга по программе «Мир открытий» предполагает, что его можно проводить со всеми детьми группы в конце учебного года. В результате подобной диагностики могут быть выделены образовательные области, в рамках которых дети показывают невысокие результаты. Данный факт будет сигналом для педагога о необходимости пересмотра форм и методов образовательной работы по данному направлению. Выделение детей с результатами более низкими, чем результаты остальных детей группы, позволит выстроить для таких детей индивидуальную образовательную траекторию или продумать способы профессиональной коррекции их развития. По результатам заполнения Excel – форм педагог получит автоматически подсчитанные значения, демонстрирующих эффективность образовательной работы по каждой из образовательных областей в данной группе ДОО, на основании чего можно делать выводы об адекватности – неадекватности созданных условий, и в случае их недостаточной адекватности – о необходимости их оптимизации. В случае получения низких значений диагностики у отдельных детей возможно проведение с ними психологической диагностики развития (с согласия родителей), а так же организация психологического сопровождения их развития и при необходимости – проведения квалифицированной коррекции развития.

Так же воспитателю следует обратить внимание детей, чьи индивидуальные значения будут составлять меньше 75% по отдельным образовательным областям или в целом. В отношении таких детей усиливается индивидуальный подход, разрабатывается индивидуальная образовательная траектория их развития. Если обнаруживаются дети, чьи индивидуальные значения будут меньше 50% по отдельным образовательным областям, то это является показанием для беседы с родителями с целью рекомендации проведения комплексного психологического обследования ребенка для выявления причин столь низких результатов диагностики. Рекомендуется разработка индивидуальной программы мероприятий, способствующих активизации процесса развития ребенка и профессиональной коррекции особенностей его развития. Если результаты диагностики невысокие или неравномерные (где – то хорошие, где – то ниже ожидаемых), то это служит прямым указанием для педагога на то, что содержание формы работы с детьми по данной образовательной области должны быть пересмотрены, подобраны более адекватные методы, продуманы более эффективные модели.

Таким образом, результаты педагогической диагностики по программе «Мир открытий» покажут в первую очередь адекватность педагогических усилий поставленной задаче. Если результаты диагностики высокие – то организация  процесса правильная, условия созданы адекватные, процесс развития детей идет успешно.

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Приложение 2

Перспективный план работы по ФЭМП и художественно – эстетическому  творчеству  у детей  4 – 5 лет с использованием  технологии «Ситуация»

Месяц

НОД и совместная деятельность

Задачи

Применение технологии «Ситуации в НОД»

Сентябрь

1.Ознакомительное занятие

Ситуация с целью уточнения знаний детей в области математики и художественно- эстетического развития.

«Геометрические фигуры»

Рисование сюжетное по замыслу детей

«Посмотрим в окошко»

1. Закреплять представления о знакомых плоских геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и умение раскладывать их на группы по качественным признакам (цвет, форма, величина)

2. Создавать условия для поддержки детской инициативы и самостоятельности.

1. Формировать умения детей определять замысел в соответствии с назначением рисунка.

2. Создавать условия для самостоятельного творчества.

3. Воспитывать любознательность , интерес к познанию своего ближайшего окружения и его отражения в рисунке.

Игровая ситуация «Путешествие в математическую страну»

Игровая ситуация

«Посмотри в свое окошко…»

Октябрь

«Счет до 5. Число и цифра 5»

Аппликация «Листопад и звездопад»

1. Формировать представление о числе и цифре 5, умение считать до пяти, соотносить цифру 5 с количеством;

2. Формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода), закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;

3. Тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение и обобщение; развивать внимание, память, речь, фантазию,

воображение, логическое мышление, творческие способности, формировать опыт самоконтроля.

1. Формировать умения создавать на бархатной бумаге сюжетные композиции из природного материала – засушенных листьев, лепестков, семян.

2. Воспитывать интерес и бережное отношение  к природе, вызывать желание сохранять ее красоту в картинках и композициях из природного материала.

3. Способствовать поддержке детской инициативы и самостоятельности в продуктивной деятельности.

Игровая ситуация «Помочь белки в  заготовке грибов и орехов на зиму»

Игровая ситуация «Путешествие в осенний лес»

Ноябрь

«В гостях у друзей»

Аппликация «Автобусы на нашей улице»

1. Закреплять прямой счёт в пределах 5; тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать логическое мышление, формировать опыт нахождения способов сравнения предметов; тренировать мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение

2.Развивать социальные навыки умения работать в группе, в паре; находить решение и делать выводы. Развивать внимание, логическое мышление, память и речь.

3.Воспитывать самостоятельность, сдержанность, усидчивость, доброжелательность, чувства взаимовыручки, желание прийти на помощь, поддерживать интерес к математическим заданиям.

1. Сформировать представление детей о том, как вырезать детали из бумажных квадратов или прямоугольников, сложенных пополам и украшать аппликативными или декоративными средствами;

2. Развивать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода; тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, развивать воображение, логическое мышление, творческие способности;

3. Воспитывать сдержанность, усидчивость, доброжелательность, чувства взаимовыручки, желание прийти на помощь, поддерживать интерес к продуктам своего труда.  

Игровая ситуация

« Помочь Вини Пуху

подобрать заплатку к коврикам»

Игровая ситуация

«Поможем лисенку добраться на день рождение друзей»

Декабрь

«Бусы для куклы»

Лепка сюжетная «Дед Мороз принес подарки»

1. Формировать представление о размерных отношениях между нескольких предметов разной длины и располагать  их в определённой последовательности.

2.Развивать универсальные умения: фиксировать затруднение в деятельности, выявлять его причину, ставить цель, выбирать способы преодоления затруднения. Способствовать развитию связной речи, умению строить простейшие выводы.

3. Воспитывать сдержанность, усидчивость, доброжелательность, чувства взаимовыручки, желание прийти на помощь, поддерживать интерес к математическим заданиям.        

                                 

1. Продолжать формировать умения детей лепить фигуру человека на основе конуса ( в длинной шубе)

2. Формировать умения самостоятельно, определять приемы лепки для передачи характерных особенностей Деда Мороза  (длинная борода, высокий воротник на шубе, большой мешок с подарками)

3. Способствовать поддержке детской инициативы и самостоятельности в продуктивной деятельности.

Игровая ситуация «Поможем куклам собрать бусы»

Игровая ситуация

«Веселые приключения с Дедом Морозом»

Январь

«Раньше, позже»

Рисование цветными карандашами по замыслу

1. Уточнять представления детей об изменении предметов со временем, о временных отношениях «раньше - позже» (сначала – потом»)

2. Тренировать умения понимать и правильно употреблять в речи слова «раньше», «позже», составлять сериационный ряд по данным временным отношениям

3. Закреплять умения считать в пределах 5, соотносить число с количеством, выделять, называть и сравнивать свойства предметов.

1. Формировать умения детей рисовать, раскрывая тему литературного произведения, передавая характер и настроение героев

2. Знакомить с приемами передачи сюжета, выделять главное, изображая более крупно на переднем плане, передавать как смысловые,  так и пропорциональные соотношения между объектами

3. Способствовать поддержке детской инициативы и самостоятельности в художественном решении детей.

Игровая ситуация

«Путешествие в магазин игрушек»

Игровая ситуация

«Поможем лесным зверятам»

Февраль

«Свойство предметов»

Рисование «Праздничный салют»

1.Закрепить умение называть свойства предметов (цвет, форма) и название геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник).

2. Закреплять прямой счёт в пределах 5; тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать логическое мышление.

3. Упражнять в двух групп предметов способом приложения; актуализировать известный способ действий в ситуации затруднения - «если чего-то не знаю, спрошу у того, кто знает».

4. Формировать опыт нахождения способов сравнения предметов; тренировать мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение.

1. Учить выполнять рисунок в новой технике рисования – «граттаж»;                                      

2. Расширять систему знаний и умений  ребенка путем включения в нее нового способа действия; формировать опыт преодоления затруднения под руководством воспитателя; развивать интерес к творчеству;

3. Воспитывать сдержанность, усидчивость, доброжелательность, способствовать проявлению творческой самостоятельности и активности.

Игровая ситуация

«В гостях у друзей»

Игровая ситуация «Подарок защитникам Отечества»

Март

«План»

Лепка

«Украшение матрешки»

  1. 1. Формировать у детей умения ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве, опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством педагога (на основе рефлексивного метода).
  2. 2. Закреплять умения определять и называть свойства предметов, геометрические и пространственные представления
  3. 3. Побуждать проявлять инициативу.

1. Закрепить навыки работы с пластилином, вызывать интерес у малоактивных детей.

2.  Расширять систему знаний и умений  ребенка путем включения в нее нового способа действия; формировать опыт преодоления затруднения под руководством воспитателя; развивать интерес к творчеству;

3. Воспитывать сдержанность, усидчивость, доброжелательность, чувства взаимовыручки, желание прийти на помощь, поддерживать интерес к математическим заданиям.  

Игровая ситуация

«Поможем медвежонку подготовить праздник»

Игровая ситуация

«Поможем матрешкам украсить сарафаны»

Апрель

«Призма и пирамида»

Рисование сюжетное «Кошки с воздушными шариками по мотивам стихотворения Д. Хармса»

1. Формировать у детей представления о призме и пирамиде и некоторых их свойствах, умения распознавать предметы формы призмы и пирамиды в окружающей обстановке и среди других фигур;

2. Закреплять умения преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает».

3. Способствовать поддержки инициативы и самостоятельности у детей во время нод. 

1. Формировать умения детей рисовать, раскрывая тему литературного произведения, передавая характер и настроение героев

2. Знакомить с приемами передачи сюжета, выделять главное, изображая более крупно на переднем плане, передавать как смысловые,  так и пропорциональные соотношения между объектами

3. Способствовать поддержке детской инициативы и самостоятельности в художественном решении детей.

Игровая ситуация «Путешествие по сказкам»

Игровая ситуация

«Поможем кошечке, поднять ей настроение»

 

Май

«Ориентировка в пространстве». 

Аппликация сюжетная с элементами рисования «У солнышка в гостях»

1. Упражнения в умении двигаться в заданном направлении. 

 2.Совершенствование умения ориентироваться на листе бумаги. 

1. Закреплять умения детей рисовать простые сюжеты по мотивам сказок, закреплять технику вырезания округлых форм из квадратов разной величины.

2. Развивать чувство цвета, формы и композиции.

3. Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность.

Игровая ситуация

«В поисках клада»

Игровая ситуация

«Ловим с медвежонком солнечные лучи»



Предварительный просмотр:

Приложение 3

Сценарий образовательной ситуации по ФЭМП с детьми среднего дошкольного возраста  в технологии «Ситуация».

Тема: «В гостях у друзей»

Караулова Наталья Сергеевна

Воспитатель высшей. кат. МБДОУ «Детский сад 1»

Образовательная область

Познавательное  развитие (ФЭМП)

Возраст детей, группа

4 – 5  лет, средняя группа

Тип НОД

Тренировочное занятие

Тема НОД

«В гостях у друзей»

Цель

Цель: закрепление умение называть свойства предметов (цвет, форма) и название геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник).

Задачи:

Образовательные: закреплять прямой счёт в пределах 5; тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать логическое мышление, формировать опыт нахождения способов сравнения предметов; тренировать мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение

Развивающие:  развивать социальные навыки умения работать в группе, в паре; находить решение и делать выводы. Развивать внимание, логическое мышление, память и речь.                                                                                         Воспитательные: воспитывать сдержанность, усидчивость, доброжелательность, чувства взаимовыручки, желание прийти на помощь, поддерживать интерес к математическим заданиям.                                          

Материал

«коврик», «заплатки» в форме геом. фигур, бумажные чашки и блюдца, длинные и короткие, широкие и узкие полоски бумаги (для изображения речки, дощечки для мостика). Картинка Винни Пуха, Кролика, Пятачка, Маши, Миши.

Предполагаемый результат

 Познакомить детей с новым способом сравнения предметов -   наложения и приложения.

Этапы технологии «Ситуация»

Деятельность педагога

Методы, приемы

Деятельность воспитанников

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

1.Введение в игровую ситуацию

  Ребята, я приглашаю вас отправиться в гости к любимым героям Винни Пуху, Пятачку и Кролику. Вместе с нами отправятся Маша и Миша.

  Посмотрите, ребята, это наши друзья. Послушайте, они о чем-то спорят.

  Здравствуйте, Винни Пух, Пятачок и Кролик. О чём вы так спорите? Винни принес Кролику коврик на новоселье, но он с дырками.

 Мы никак не можем решить какую заплатку куда пришить. Хотите помочь починить коврик? Сможете?

Рассказ  Маши и Миши

Привлекает внимание детей, вызывает интерес, создаёт мотивацию на предстоящую деятельность

Отвечают на вопросы.

Умение слушать и понимать инструкцию.

Целеполагание

Психологическая готовность детей.

Внутренняя мотивация на деятельность.

Ответы детей.

Этапные задачи: вызвать внутреннюю потребность детей для включения в деятельность, настроить на рабочую атмосферу.

2.Актуализация знаний

  Какие вам понадобились «заплатки» для ремонта ковриков? (Синий круг, желтый квадрат, зеленый треугольник).

  Посмотрите, какой красивый коврик получился. Теперь его можно постелить на пол. Дома станет тепло и красиво.

Стимулирует детей на актуализацию уже имеющегося опыта, задаёт наводящие вопросы, поощряет, контролирует правильность ответов.

Отвечают на вопросы

Выполняют действия педагога

Умение слушать . понимать и отвечать  вопросы.

Правильные ответы  и выполнения действий.

Этапные задачи: закрепить умение называть свойства предметов (цвет, форма) и название геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник).

3.Затруднение в ситуации

 Кролик готовится к чаепитию. На полке стоят чашки и блюдца.

  Как узнать, хватает ли на каждую чашку блюдца? (Нужно сосчитать чашки и блюдца)

 Сколько чашек? (4)

 Сколько блюдец? (5)

   Как еще узнать, чего больше?

Беседа

Проблемные вопросы

Фиксация затруднений

Выполнение задания

Формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения

Правильные ответы детей.

Этапные задачи: закреплять прямой счёт в пределах 5; тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать логическое мышление.

4. Открытие нового знания.

  А что нужно сделать, если чего-то не знаешь? (спросить у того, кто знает)  

 У кого вы можете спросить? (Дети спрашивают у воспитателя).

 Нужно на каждое блюдечко поставить чашку. Приложим чашку к блюдцу. Этот способ называется способ приложения.

  Чего больше – чашек или блюдец? (блюдец)

  Чего меньше - чашек или блюдец? (чашек)

  Что надо сделать, чтобы стало поровну и чашек, и блюдец? (надо добавить чашку или убрать блюдце).

 Молодцы! Вы справились вместе с Маше и Мише помогли накрыть на стол Кролику. Пока Кролик угощает гостей чаем мы немного отдохнём.  

Объяснение

Восприятие полученной информации

Умение выбирать способы преодоления затруднения

Воспроизведение информации необходимой для успешного усвоения нового

Этапные задачи: упражнять в сравнении и уравнивании двух групп предметов способом приложения; актуализировать известный способ действий в ситуации затруднения - «если чего-то не знаю, спрошу у того, кто знает».

5. Включение нового знания в систему знаний

  Винни Пух с друзьями отправился гулять, на их пути появились две речки.

  Какие? (широкая и узкая)

  Как перейти речку? (Чтобы перейти речку нам нужно построить мост)

  Из чего можно построить мост? (из бревен, досок).

  На берегу лежит строительный материал. Выбирайте дощечку нужного размера.

   А как узнать какая дощечка длинная, а какая короткая? (Для того чтобы сравнить полоски по длине, нужно приложить их друг к другу и выровнять два конца.)

  А как узнать какая дощечка широкая, а какая узкая? (Для того чтобы сравнить полоски по ширине, надо одну полоску наложить на другую так, чтобы совместились короткие стороны. Если начало и конец этих сторон совместятся, то полоски по ширине равны, а если нет – то не равны).

  Женя, какую доску ты выбрал: длинную или короткую? Почему?

  Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились. Помогли перейти две речки.

  Чтобы прогулка была не скучной послушайте, какое стихотворение Маша и Миша знают про цифру пять.

А вот это – цифра пять!

До пяти легко считать.

Каждый пальчик подержи,

Цифру пальчику скажи,

Как считали, повтори!

И один, и два, и три,

А четыре не забудешь?

И четыре говори.

А последний будешь брать

Говори скорее пять.

С. Маршак

практический

Игровые ситуации для закрепления полученного знания

Выполнения действий по алгоритму, образцу

Самоконтроль

Корректировка

Анализ индивидуальных достижений

Фиксация результата.

Этапные задачи: формировать опыт нахождения способов сравнения предметов; тренировать мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение.

6.Осмысление (итог)

  Прогулка у наших друзей продолжается, а нам пора возвращаться из гостей.

  Где вы сегодня побывали?

  Кому и чем смогли помочь?

  Что нового узнали?

Беседа

Ответы на вопросы

Умение оценивать свои действия

Ответы детей, эмоциональное состояние детей

Этапные задачи: создать ситуацию успеха

Сценарий образовательной ситуации по ФЭМП  с детьми 4 - 5 лет   в технологии «Ситуация».

Тема: «Бусы для куклы»

Караулова Наталья Сергеевна

Воспитатель высшей кв. кат. МБДОУ «Детский сад 1»

Образовательная область

Познавательное развитие (ФЭМП)

Возраст детей, группа

4 – 5   лет, средняя группа

Тип НОД

Тренировочное занятие

Тема НОД

«Бусы для куклы»

Цель

Цель:  способствовать формированию умений сравнивать предметы по длине путём непосредственного наложения и приложения их друг к другу.

Задачи:

Образовательные: формировать представление о размерных отношениях между нескольких предметов разной длины и располагать  их в определённой последовательности.

Развивающие: развивать универсальные умения: фиксировать затруднение в деятельности, выявлять его причину, ставить цель, выбирать способы преодоления затруднения. Способствовать развитию связной речи, умению строить простейшие выводы.

Воспитательные: воспитывать сдержанность, усидчивость, доброжелательность, чувства взаимовыручки, желание прийти на помощь, поддерживать интерес к математическим заданиям.                                          

Материал

Две куклы маленькая и большая, ленты по количеству детей, набор бусин из картона овальной и прямоугольной формы по количеству детей,  две коробки разной величины.  

Предполагаемый результат

способствовать формированию умения сравнивать по длине путем приложения и наложения нескольких предметов, формировать  представление о размерных отношениях между нескольких предметов разной длины и расположении  их в определённой последовательности.

Этапы технологии «Ситуация»

Деятельность педагога

Методы, приемы

Деятельность воспитанников

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

1.Введение в игровую ситуацию

 Ребята сегодня к нам гости пришли две куклы-подружки  Маша и Даша, но они сегодня грустные.  Маша и Даша играли с бусами и порвали их.  Куклы просят вас им помочь починить бусы.

Хотите помочь?

Сможете?

Рассказ  педагога.

Привлекает внимание детей, вызывает интерес, создаёт мотивацию на предстоящую деятельность

Отвечают на вопросы.

Умение слушать и понимать инструкцию.

Целеполагание

Психологическая готовность детей.

Внутренняя мотивация на деятельность.

Ответы детей.

Этапные задачи:  актуализировать знания детей о способе сравнения двух предметов по величине (длине), обозначать результаты сравнения словами высокий и низкий , короткий  и длинный .

2.Актуализация знаний

  Посмотрите наши куклы одинаковые? (Нет)

  Давайте поставим их рядом и сравним.

  Чем они отличаются ? (  Маша выше , а Даша ниже. Отличаются по высоте)

  Что бы собрать бусы . что нам нужно сделать? (выбрать ленты на которые будут одеваться бусины)

Стимулирует детей на актуализацию уже имеющегося опыта, задаёт наводящие вопросы, поощряет, контролирует правильность ответов.

Отвечают на вопросы

Выполняют действия педагога: считают книги, записывают ответы в бланки

Умение слушать . понимать и отвечать  вопросы, работать в микрогруппах

Правильные ответы  и выполнения действий.

Этапные задачи: создать мотивационную ситуацию для построения способа сравнения предметов по длине; сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины; тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать логическое мышление, речь.

3.Затруднение в ситуации

  Как вы думаете ленты должны быть одинаковые или разные ?(ответы детей)

  Ребята возьмите себе каждый по одной красной ленте и  по одной жёлтой ленте( дети берут себе ленты и кладут перед собой).

  Как вы думаете какая лента  подойдёт  кукле Маше ? ( жёлтая )

  Почему вы выбрали  жёлтую ленту ?( она длинная)

  Ребята . как вы узнали , что жёлтая лента длинная? ( Не знаем)

Возникает затруднение, так как дети не знают способа сравнения по длине методам наложения  и приложения.  

  А когда мы чего – то не знаем, но хотим узнать, у кого мы можем спросить? ( у взрослых)

Беседа

Проблемные вопросы

Фиксация затруднений

Отвечают на вопросы

Формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения

Правильные ответы детей.

Этапные задачи: сформировать представление о способе сравнения предметов по длине  путем наложения и приложения;  сформировать опыт самостоятельного целеполагания и открытия, эмоционального переживания радости открытия; тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать память, речь.

4. Открытие нового знания.

  Ребята, сейчас я вам покажу как сравнивать ленточки и узнать какая ленточка длинная , а какая короткая .

  Посмотрите, прикладываем  одну ленточку к другой, слева подровняю их края. Край жёлтой  ленточки выступает, значит она длиннее  красной.

 красная лента какая ? (короткая)

Жёлтая лента длинная , а красная короткая.

  Жёлтую длинную ленту вы взяли для куклы Маши , так как длинная лента подойдёт для высокой куклы .

  Красную короткую ленту для какой куклы возьмёте ?( для куклы Даши)

  Так как  короткая лента подойдёт для низкой куклы.

Физминутка  «Куклы»

Поднимают  куклы руки

Вверх-вниз, вверх-вниз! (поднимать и опускать руки )

А потом они танцуют

Покружились   покружились!(повороты вокруг себя)

После танца всем ребятам куклы

Поклонились  поклонились! (наклоны вперёд)

  Ребята отдохнули?

Объяснение

Восприятие полученной информации

Умение выбирать способы преодоления затруднения

Воспроизведение информации необходимой для успешного усвоения нового

Этапные задачи: закрепить способ сравнения по длине приложением, тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, устанавливать размерные отношения между трёх предметов разной длины , развивать внимание.

5. Включение нового знания в систему знаний

  Ребята предлагаю начать собирать бусы?

  Посмотрите у вас есть овальные и прямоугольные бусы. Вам нужно на жёлтую длинную ленту одеть овальные бусины начиная с самой длинной бусины до самой короткой.

  Ребята как вы будите определять длину бусин (будем бусины прикладывать друг другу).

  Молодцы , справились с заданием. Бусы для куклы Маши готовы.

  А теперь сделаем бусы для куклы Даши.

  Какую ленту возьмём для этих бус? (красную короткую ленту)

  На короткую ленту нужно одеть прямоугольные бусины от самой короткой до самой длинной .

  Ребята  как вы найдёте самую короткую бусину(будем прикладывать бусины друг к другу)

 Молодцы ребята , теперь и для куклы Даши бусы готовы.

  Ребята предлагаю сложить бусы в коробки , что бы они не терялись.

  Посмотрите у меня есть две коробки.

  Они одинаковые (нет, одна длинная другая короткая)

  Как вы это определили? (приложили одну коробку к другой и сравнили)

  В длинную коробку сложим какие бусы? ( на длинной ленте)

  В короткую коробку какие бусы сложим( на короткой ленте)

практический

Игровые ситуации для закрепления полученного знания

Выполнения действий по алгоритму, образцу

Самоконтроль

Корректировка

Анализ индивидуальных достижений

Фиксация результата.

6.Осмысление

Ребята,  кому мы сегодня помогли? (куклам Маше и Даше)

Что мы делали? (делали бусы)

Получилась у нас помочь куклам?

Какие новые знания вам помогли это сделать?

Молодцы ребята!!!

Беседа

Ответы на вопросы

Умение оценивать свои действия

Ответы детей, эмоциональное состояние детей

Этапные задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.

Сценарий образовательной ситуации по художественно – эстетическому развитию с детьми 4 – 5 лет в  технологии «Ситуация».

Тема:  «Автобусы на нашей улице»

Караулова Наталья Сергеевна

Воспитатель высшей кв. кат. МБДОУ «Детский сад 1»

Образовательная область

Художественно – эстетическое   развитие (аппликация)

Возраст детей, группа

4 – 5 лет, средняя  группа

Тип НОД

Тренировочное занятие

Тема НОД

«Автобусы на нашей улице»

Цель

Цель: Формировать у детей интерес к художественной деятельности, способствовать поддержке детской инициативы и самостоятельности.

Задачи:

Образовательные: сформировать представление детей о том, как вырезать детали из бумажных квадратов или прямоугольников, сложенных пополам и украшать аппликативными или декоративными средствами;

Развивающие:  развивать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода; тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, развивать воображение, логическое мышление, творческие способности;

Воспитательные: воспитывать сдержанность, усидчивость, доброжелательность, чувства взаимовыручки, желание прийти на помощь, поддерживать интерес к продуктам своего труда.                                          

Материал

бумага размером 1/2 А 4 для основы фона разных цветов; прямоугольные полоски с закругленными вверху концами (заготовка для салона), черные квадраты (для колес), голубые полоски прямоугольники (для окон). Ножницы, клей, салфетки, кисточки для клея.

Предполагаемый результат:

формировать умения создавать свои уникальные работы, проявлять инициативу и самостоятельность в творческой деятельности

Этапы технологии «Ситуация»

Деятельность педагога

Методы, приемы

Деятельность воспитанников

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

1.Введение в игровую ситуацию

Воспитатель собирает детей вокруг себя загадывает загадку:

Что за чудо красный дом!

 Ребятишек много в нем.

Носит обувь из резины и питается бензином.

(Автобус)

 Ребята, на чем вы с мамами, папами утром добираетесь до детского сада?

(Автобус, такси, машина и т.п.)

  Как мы можем назвать все выше перечисленное, одним словом?

 ( Транспорт)

 Ребята, вы слышите, кто-то плачет?

Воспитатель достает из за ширмы игрушку. Это же Лисенок. Что случилось, Лисенок, расскажи.

Рассказ Лисенка: «Меня пригласил на день рождения мой лучший друг Ежик. Я пошел на остановку, но не успел, автобус уехал. Это был последний автобус. И теперь я не попаду на день рождения к другу».

  Ребята, что же делать? Как помочь Лисенку? (варианты ответов)

 Хотите? Сможете?

Привлекает внимание детей, вызывает интерес, создаёт мотивацию на предстоящую деятельность

Отвечают на вопросы, разгадывают загадку

Умение слушать и понимать инструкцию.

Целеполагание

Психологическая готовность детей.

Внутренняя мотивация на деятельность.

Ответы детей.

Этапные задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания об окружающем мире.

2.Актуализация знаний

Рассматривание автобуса (игрушка)

 Что есть у автобуса?

( Салон, колеса, окна)

 На какую форму похож салон?  (Прямоугольную)

 Колёса какой формы? Какого цвета?

(Круглой. Черные.)

 Окна какой формы?

(Прямоугольной)

 Объяснение приема вырезания и наклеивания.

 Посмотрите на детали у себя на столах, что видите? (прямоугольник, полоска, квадраты). Сначала что будем приклеивать?

(Салон. (На магнитной доске выполняет ребенок) )

 Что потом?

( Колеса, окна)

 Из какой заготовки сделаете окна?

( полоски голубого цвета)

  Каким образом будете вырезать?

( Разрежем полоску на равные прямоугольники)

Стимулирует детей на актуализацию уже имеющегося опыта, задаёт наводящие вопросы, поощряет, создает игровые ситуации, контролирует правильность ответов.

Отвечают на вопросы, выполняют игровые упражнения

Умение слушать . понимать и отвечать  вопросы, выполняют действия по заданному алгоритму.

Правильные ответы детей.

Этапные задачи актуализировать знания детей о транспорте, их внешнем виде; тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, развивать воображение, логическое мышление, творческие способности;

3.Затруднение в ситуации

Ребята получилось у вас? (Нет)

 Почему?

( Потому что нет колес)

 У вас есть только квадраты бумаги? Поедет ли автобус с квадратными колесами?

  Что делать? (версии детей)

Беседа

Проблемные вопросы

Фиксация затруднений

Выполнение задания

Формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения

Правильные ответы детей.

Этапные задачи: актуализировать представления  о том, как вырезать нужные детали для автобуса; сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения; развивать воображение, логическое мышление, творческие способности;

4. Открытие нового знания.

  Ребята может быть кто – то из вас знает как из квадрата сделать круг? (ответы и предположения детей)

  Сейчас я покажу, как надо сделать колеса.

Я беру квадрат черного цвета, из этого квадрата сделаю колесо, оно должно быть каким?

( Круглым)

 Посмотрите внимательно, как я вырезаю.

 Я осторожно беру ножницы, положила ножницы на середину квадрата, и осторожно закругляю и срезаю уголочки до середины другой стороны, затем переворачиваю точно так же с другой стороны, с третьей и четвертой, вот так. И получилось колесо, вот одно и второе.

 Теперь это колесо наклею на автобус. Клеем намазываю колеса, приклеила, прикладываю тряпочкой.

Перед тем как мы начнем делать наши автобусы, я предлагаю вам отдохнуть. Занимайте свои места в автобусе. Я буду водителем, а вы кем будете? (Ответ детей: «пассажирами»). Сели в автобус, поехали под музыку.

«Физкультминутка «В автобусе»:

Мы в автобусе сидим, Все сидим, и сидим,

Из окошечка глядим, Все глядим и глядим,

 Глядим назад, глядим вперед, Вот так вот! Вот так вот!

 Ну что ж автобус не везет, Не везет, не везет?

Колеса закрутились, Вот так вот! Вот так вот!

 Вперед мы покатились, Вот так вот, вот так вот!

А щетки по стеклу шуршат, Вжик, вжик, вжик!

Все капельки смести хотят, Вжик, вжик, вжик!

Объяснение

Восприятие полученной информации

Умение выбирать способы преодоления затруднения

Воспроизведение информации необходимой для успешного усвоения нового

Этапные задачи: организовать активный отдых детей, уточнить способ вырезания и сформировать представление детей о том, как вырезать колеса  из бумажных квадратов  и украшать аппликативными или декоративными средствами; сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю, а потом спрошу у взрослого»; тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции, развивать воображение, логическое мышление, творческие способности;

5. Включение нового знания в систему знаний

 Ребята, присаживайтесь на места и соберите каждый свой автобус. Найдите салон, окна, колеса.

 Приступаем к работе. Вспоминаем как правильно и безопасно нужно работать с ножницами (берем ножницы в правую руку, перед собой, не заводя руку вперед, концы смотрят в стол, а левая рука поворачивает бумагу в нужном направлении). Давайте повторим правила работы с клеем. *Намазываем детали клеем на клеенке. *Заготовки кладем на клеенку цветной стороной, а клей наносим на белую сторону.

*Клей наносим от середины к краям, края хорошо промазываем. Работаем аккуратно. Приступаем к работе, если вам что-нибудь понадобится, поднимаем руку.

Индивидуальная помощь воспитателя. Воспитатель в процессе работы помогает детям. Воспитатель: Кто справился с работой, то можно ее дополнить рисунком (дорисовать дорогу, остановку). Выставка работ.

практический

Выполняют свои работы

Выполнения действий по алгоритму, образцу

Самоконтроль

Корректировка

Анализ индивидуальных достижений

Фиксация результата.

Этапные задачи: организовать самостоятельную деятельность детей, развивать фантазию; закрепить знания детей о том, как вырезать силуэты бабочек из бумажных квадратов или прямоугольников, сложенных пополам ; поддерживать детскую инициативу.

6.Осмысление (итог)

 Чем мы с вами занимались? Ответы детей.

 Кому мы помогали, для кого клеили автобус? Ответы детей.

 Посмотрите, как радуется Лисенок. Он вас благодарит и говорит огромное спасибо!

Беседа

Ответы на вопросы

Умение оценивать свои действия

Ответы детей, эмоциональное состояние детей

Этапные задачи: провести рефлексия деятельности на занятии, создать ситуацию успеха

Сценарий образовательной ситуации по ФЭМП  с детьми 4 - 5 лет   в технологии «Ситуация».

Тема: «Праздничный салют»

Караулова Наталья Сергеевна

Воспитатель высшей кв. кат. МБДОУ «Детский сад 1»

Образовательная область

Художественно – эстетическое развитие (Рисование)

Возраст детей, группа

4 – 5   лет, средняя группа

Тип НОД

Групповое занятие

Тема НОД

«Праздничный салют»

Цель

Цель:  формировать у детей познавательный интерес к нетрадиционной технике создания рисунка. Создавать условия для поддержки детской инициативы и самостоятельности.

Задачи:

Образовательные: учить выполнять рисунок в новой технике рисования – «граттаж»;                                      

Развивающие: расширять систему знаний и умений  ребенка путем включения в нее нового способа действия; формировать опыт преодоления затруднения под руководством воспитателя; развивать интерес к творчеству;

Воспитательные: воспитывать сдержанность, усидчивость, доброжелательность, способствовать проявлению творческой самостоятельности и активности.

Материал

Дидактические материалы:

Демонстрационный:

Мальберт для экспозиции рисунков, 6-7 рисунков в технике «граттаж», презентация «Салют», картины с изображением военных: летчика, пограничника, моряка.

Раздаточный:

Листы заготовок для рисования по количеству детей, салфетки, апельсиновые палочки.

Оборудование:

ноутбук.

Предполагаемый результат

Закреплять  умения детей рисовать в новой технике «граттаж», вызывать интерес к художественно – эстетическому творчеству.

Этапы технологии «Ситуация»

Деятельность педагога

Методы, приемы

Деятельность воспитанников

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

1.Введение в игровую ситуацию

 Ребята, давайте вспомним еще раз, какой важный праздник мы скоро будем отмечать? (день защитника Отечества)

  Я приглашаю вас отправиться на выставку, посвященную солдатам  нашего Отечества. Посмотрите, ребята на эти картины. Кто на них изображен?                                                                                                                                    ( военные, солдаты нашей армии)                                                                                           Ребята, а кого вы будете поздравлять в этот день.

( папу, дедушку, они служили в армии и защищали наше Отечество.)

 Ребята, скажите, что можно подарить на праздник? (на праздник можно подарить, открытку, цветы, торт, шары, рассказать стихотворение, спеть, песню и т.д.)

 А еще ребята в честь праздника  гремит праздничный салют. Просмотр видео праздничного салюта.

 В какое время суток обычно бывает салют?

( вечером, ночью)

 На что похож салют?

( на сверкающие огоньки, на огромный букет и т.д.)
 Сначала начинают греметь мощные залпы орудий, а потом в ночном небе вспыхивает множество ярких, разноцветных огней, которые рассыпаются на множество сверкающих искр.

 А у вас готовы подарки своим папам и дедушкам?                                                            ( нет)                                                                                                                                        Предлагаю нарисовать и  подарить  открытки «Праздничный салют». Хотите?
( да, нарисуем и подарим праздничный салют)

Рассказ  педагога.

Привлекает внимание детей, вызывает интерес, создаёт мотивацию на предстоящую деятельность

Отвечают на вопросы.

Умение слушать и понимать инструкцию.

Целеполагание

Психологическая готовность детей.

Внутренняя мотивация на деятельность.

Ответы детей.

Этапные задачи: Мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

2.Актуализация знаний

 Ребята, предлагаю  подумаем, что можно использовать для рисования праздничного салюта?

( можно нарисовать салют красками, цветными карандашами, восковыми мелками)

 Молодцы, а еще вспомните, мы набирали краску на кисть и стучали кистью об карандаш. У нас получился очень красивый салют. Кто помнит, как называется эта техника?

(эта техника называется «набрызг»)

   Сегодня мы будем  рисовать «Праздничный салют» в новой технике «граттаж».

Вы сможете?

(да)

 Я приглашаю вас присесть за столы.  У вас лежат листы бумаги черного цвета, представьте, что это темное ночное небо. Есть  кисти для рисования.

 Ребята, все готовы?

(да)

 приступайте к рисованию. (Дети пробуют рисовать).

Стимулирует детей на актуализацию уже имеющегося опыта, задаёт наводящие вопросы, поощряет, контролирует правильность ответов.

Отвечают на вопросы

Выполняют действия педагога: считают книги, записывают ответы в бланки

Умение слушать . понимать и отвечать  вопросы, работать в микрогруппах

Правильные ответы  и выполнения действий.

Этапные задачи: актуализировать представления детей о разных способах рисования «Салюта».

3.Затруднение в ситуации

 Получился у вас рисунок?

(нет, не получился)

 Почему не получился рисунок?

(  мы не знаем, как можно рисовать на  листе без красок или карандашей?)

 Значит, что нам нужно узнать?

(нам нужно узнать, как можно рисовать на этих черных листах без краски и карандашей)

Беседа

Проблемные вопросы

Фиксация затруднений

Отвечают на вопросы

Формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения

Правильные ответы детей.

Этапные задачи: создать мотивационную ситуацию для знакомства с техникой рисования «граттаж»; формировать под руководством воспитателя опыт фиксации затруднения и понимания его причины.

4. Открытие нового знания.

 Ребята, что нужно сделать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать?

( надо у кого - то спросить)

 Правильно. У кого можно спросить?

(у воспитателя, у художника)

 Отправляемся в мастерскую художника.

Физкультминутка

Руки ставим мы вразлет: (руки в стороны)

Появился самолет  («полетели» как самолеты)

Мах крылом туда - сюда, (наклоны влево - вправо)

Делай «раз» и делай «два». (повороты влево  - вправо)

Раз и два, раз и два! (хлопаем в ладоши)

Руки в стороны держите, (руки в стороны)

Друг на друга посмотрите. (повороты влево - вправо)

Раз и два, раз и два! (прыжки на месте)

Опустили руки вниз, (опустили руки)

Хлопни, топни, повернись

В мастерской художника очутись.

( дети проходят в мастерскую художника, я за мольбертом переодеваюсь в художника)

Художник: здравствуйте ребята,  рад вас видеть в своей мастерской. Что привело вас ко мне?

Дети рассказывают.

Художник: я знаком с техникой граттаж. Слово граттаж произошло  от французского Gratter - скрести, царапать. Это способ выполнения рисунка путем процарапывания острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью или черной гуашью.

Художник: сегодня я вам открою маленькую тайну превращения.                                                                В рисовании немало разных техник,                                                                                                        Вам о граттаже расскажу,                                                                                                                                   И чтобы быть не голословным,                                                                                                                               Как это делать - покажу.                                                                                                                                   Взяв в руки ручку, зубочистку                                                                                                                                  И лист бумаги непростой,                                                                                                                                      Ты словно фокусник – царапкой                                                                                                                   Рисунок сможешь сделать свой.                                                                                                                  Граттаж – техника занимательная и необычайная.                                                                                             Чтобы создать рисунок нужно приготовить лист.                                                                                   1. Чистый лист покрывается  цветными восковыми мелками (показывает заготовку)                                2. Тонируется тушью.

Посмотрите на ваши заготовки, они покрыты черной тушью.

Процарапывать  задуманный  рисунок  можно  заостренной,  деревянной

палочкой, обратной стороной кисти - острым кончиком.

После того как вы процарапаете черную краску,

увидите цветную, она и будет изображать ваш салют.

(Художник показывает способ рисования праздничного салюта).

Нарисую различные линии, точки, завитки

Внизу нарисую дома, вот кокой у меня получился рисунок.

Художник: ребята сможете теперь справиться с заданием.

(спасибо, мы справимся)

Художник: отправляйтесь в детский сад.

Хлопни, топни, повернись

В группе «Почемучки» очутись.

Объяснение

Восприятие полученной информации

Умение выбирать способы преодоления затруднения

Воспроизведение информации необходимой для успешного усвоения нового

Этапные задачи: познакомить детей с новой техникой рисования «граттаж», формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и способ действий «если что-то не знаю, спрошу у того,  кто знает».

5. Включение нового знания в систему знаний

 Присаживайтесь ребята за столы, вы познакомились с новой интересной техникой рисования граттаж. На ваших столах лежат листы, специально приготовленные для этой техники и кисти для рисования, но рисовать (процарапывать свой рисунок)  мы будем обратной – заостренной стороной кисти.

 А чтобы наши пальчики лучше рисовали, мы сделаем для них гимнастику.

Пальчиковая гимнастика

Вокруг все было тихо, (Пальчики собраны в кулачки)

И вдруг - салют!

Салют! (Разжать пальчики)

Ракеты в небе вспыхнули. (Растопырить пальчики веерообразно)

И там и тут! (Вновь сжать и раскрыть пальчики веером)

Сначала продумайте вашу композицию, прежде чем начнете работать.

Вспомните, как рисовали салют красками, это вам поможет.

Звучит спокойная музыка. Самостоятельная деятельность детей.  Воспитатель подходит к каждому ребенку и помогает по мере необходимости.

практический

Игровые ситуации для закрепления полученного знания

Выполнения действий по алгоритму, образцу

Самоконтроль

Корректировка

Анализ индивидуальных достижений

Фиксация

результата.

6.Осмысление

 Чем мы сегодня занимались? Ответы детей.

 Ребята полюбуйтесь, какие яркие красочные получились наши открытки.                        Я думаю, ваши папы и дедушки будут рады получить на 23 февраля такой подарок.

 Как вы считаете,  почему ваши салюты получились такие яркий, красочные?

( потому что мы научились рисовать в новой технике граттаж.)

 Вам понравилось рисовать в этой технике?

Ответы детей.

 Вы все большие молодцы! Спасибо вам за работу

Беседа

Ответы на вопросы

Умение оценивать свои действия

Ответы детей, эмоциональное состояние детей

Этапные задачи: фиксирование детьми детской цели, создание педагогом ситуации успеха.

Сценарий образовательной ситуации по художественно – эстетическому развитию с детьми среднего дошкольного возраста  в технологии  «Ситуация».

Тема: «Украшение матрешки»

Караулова Наталья Сергеевна

Воспитатель высшей. кат. МБДОУ «Детский сад 1»

Образовательная область

Художественно – эстетическое развитие  (лепка)

Возраст детей, группа

4 – 5  лет, средняя группа

Тип НОД

Групповое занятие

Тема НОД

«Украшение матрешки»

Цель

Цель: закреплять умение катания шариков из пластилина и составление из них узора в виде цветка, формировать опыт самостоятельного открытия.

Задачи:

Образовательные: закрепить навыки работы с пластилином, вызывать интерес у малоактивных детей.

Развивающие:  расширять систему знаний и умений  ребенка путем включения в нее нового способа действия; формировать опыт преодоления затруднения под руководством воспитателя; развивать интерес к творчеству;

Воспитательные: воспитывать сдержанность, усидчивость, доброжелательность, чувства взаимовыручки, желание прийти на помощь, поддерживать интерес к математическим заданиям.                                          

Материал

Дидактические материалы: пластилин,  дощечки,  стеки, картонные шаблоны матрёшек,  игрушка «Матрёшка».  

Оборудование: мольберт, игрушка «Матрешка»

Предполагаемый результат

 закреплять умение катания шариков из пластилина и составление из них узора в виде цветка, способствовать привлечению малоактивных детей, поддержки инициативы и самостоятельности.

Этапы технологии «Ситуация»

Деятельность педагога

Методы, приемы

Деятельность воспитанников

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

1.Введение в игровую ситуацию

Воспитатель собирает около себя детей и сообщает, что к ним в гости кто-то пришёл.

 Ребята узнали кто это? (Матрёшка)

 Правильно.

 Я Матрёшка, я матрёшка.

Не видны под платьем ножки.

Очень длинный сарафан.

И пришла я в гости к вам.

 Посмотрите какая нарядная матрёшка: на ней красивый длинный сарафан, украшенный в цветочек.

Она  пришла не одна, с ней её подружки      

  Посмотрите они какие-то грустные.

  Ребята, мне одна матрёшка по секрету сказала, что им хочется такой же красивый сарафан поэтому они и  расстроились.

 Как нам помочь матрёшкам? Как их развеселить?(сделать красивые  им сарафаны, украсить их)

 Хотите помочь? (да)

Рассказ педагога. Привлекает внимание детей, вызывает интерес, создаёт мотивацию на предстоящую деятельность

Отвечают на вопросы.

Умение слушать и понимать инструкцию.

Целеполагание

Психологическая готовность детей.

Внутренняя мотивация на деятельность.

Ответы детей.

Этапные задачи: вызвать внутреннюю потребность детей для включения в деятельность, настроить на рабочую атмосферу.

2.Актуализация знаний

 Рассмотрите и скажите каким цветом у матрёшек сарафаны?

  А чем  украшен сарафан? (шариками из пластилина.)

  Какого цвета и размера шарики? (маленькие, разного цвета)

 а как сделать шарики из пластилина? (отщипнуть и между ладошками скатать шарик или двумя пальчиками)

 Молодцы.

 Предлагаю  попробовать, выберите каждый себе матрёшку и проходите на рабочие места.

Детям предоставляется самостоятельность.

Стимулирует детей на актуализацию уже имеющегося опыта, задаёт наводящие вопросы, поощряет, контролирует правильность ответов.

Отвечают на вопросы

Выполняют действия педагога

Умение слушать . понимать и отвечать  вопросы.

Правильные ответы  и выполнения действий.

Этапные задачи: актуализировать умение правильно выделять и называть свойства предметов (цвет, форму, размер), видеть контрастные размеры: большой – маленький, форма – круглый;  развивать восприятие формы и величины; мелкую моторику рук.

3.Затруднение в ситуации

В процессе работы воспитатель наблюдает за работой детей. Скорее всего, большинство детей накатают шарики и будут их прилеплять к сарафану.

Возникает затруднение.

  Такой же узор у вас получился?

 Смогли вы украсить сарафан, как у нашей Матрёшки? (нет)

 Почему не смогли? (Потому что не знаем, как лепить цветочки из шариков

Беседа

Проблемные вопросы

Фиксация затруднений

Выполнение задания

Формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения

Правильные ответы детей.

Этапные задачи: формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины; тренировать мыслительные операции: анализ и сравнение; развивать речь и логическое мышление.

4. Открытие нового знания.

  Что нужно сделать, если не знаете, как сделать правильно? (Спросить у того, кто знает).

Воспитатель помогает детям сформулировать вопрос:

«Наталья Сергеевна, как слепить цветочек из шариков?»

Воспитатель приглашает детей к демонстрационному столу.

Воспитатель выполняет, комментируя свои действия:   сначала лепим один шарик и прикрепляем  на сарафан это середина,  потом вокруг него прикрепляем шарики другого цвета.

Объяснение

Восприятие полученной информации

Умение выбирать способы преодоления затруднения

Воспроизведение информации необходимой для успешного усвоения нового

Этапные задачи: формировать умение составлять из шариков цветок ; формировать опыт самостоятельного открытия, развивать творческие способности; развивать восприятие формы и величины, глазомер и мелкую моторику рук.

5. Включение нового знания в систему знаний

Воспитатель вместе с детьми проговаривает алгоритм выполнения задания:

 Что делаем сначала? (катаем шарики)

 Что делаем потом? (прикрепляем один шарик на сарафан -это середина цветка)

 Что делаем дальше? (прикрепляем вокруг середины шарики другого цвета   это лепестки)

Дети самостоятельно украшают сарафаны.

практический

Игровые ситуации для закрепления полученного знания

Выполнения действий по алгоритму, образцу

Самоконтроль

Корректировка

Анализ индивидуальных достижений

Фиксация результата.

Этапные задачи: закреплять умение катания шариков, прикрепление и выкладывание вокруг середины; развивать глазомер, мелкую моторику рук, связную речь.

6.Осмысление (итог)

 Кому мы сегодня помогали?

Выслушиваются все ответы детей. После чего воспитатель говорит, что они смогли помочь подружкам Матрёшке потому, что научились украшать сарафаны красивыми цветами   из шариков пластилина .

 Теперь матрёшки у нас нарядные и весёлые. Все молодцы! Спасибо.

Беседа

Ответы на вопросы

Умение оценивать свои действия

Ответы детей, эмоциональное состояние детей

Этапные задачи: создать ситуацию успеха


Предварительный просмотр: