ГИА по русскому языку

Гимадеева Глюса Ренатовна

Алгоритмы решения, теоретические и практические материалы к  заданиям ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задание 2. Теоретический материал

Задание 2. Алгоритм выполнения


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Задание 11. Теоретический материал

Что должен знать ученик, выполняя задание 11: способы выражения подлежащего и сказуемого в русском языке.

Подробно эта тема рассмотрена в теоретическом материале к заданию 8.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Советы по написанию изложения

1.Сосредоточьтесь перед первым прослушиванием текста. Приготовьте черновик, проверьте, как пишет ручка. Можно записывать текст хорошо заточенным карандашом.

 2.Настройтесь на то, что записывать текст необходимо с большими пробелами. Не жалейте бумаги: в пропущенные пробелы вы при втором прослушивании текста вставите то, что не успели записать в первый раз.

3. Записывайте все, что успели, сокращайте слова. Если что-то не успели записать, не расстраивайтесь: при втором чтении дополните.

4.Эффективно используйте те минуты, которые вам дают для осмысления текста между двумя чтениями. Постарайтесь дописать сокращенные слова. Но главное: пробежав по всем записям глазами, постарайтесь осознать, о чем этот текст.

5. При втором чтении текста вписывайте в оставленные пробелы то, что не записали в первый раз. Если останется место, не беда: это же черновик.

6. После прочтения текста постарайтесь соединить все, что вы записали, прочитайте то, что у вас получилось. Если мысль при чтении « не прыгает», все читается легко, значит, вы хорошо записали текст.

7.Приступайте к сокращению текста. Постарайтесь при этом учесть все три способа сокращения:

 Обобщение. Например, у вас в тексте идет предложение: «Мужчины и женщины, старики и подростки вышли на охрану родного города». Выделенные слова вы заменяете так:  «Все жители вышли на охрану родного города».

 Исключение. В этом случае вы можете исключить лексические повторы, некоторые однородные члены, фрагменты предложения, имеющие менее существенное значение. Например: «Камни Кремля могут  звучать. У каждой стены и купола особый звук, а все вместе они сливаются в богатырскую симфонию, исполняемую огромным оркестром из труб золотых куполов Кремля». Исключив ряд слов, вы можете создать такое предложение: «Каждый камень, стена, купол Кремля имеет свой звук, который сливается в единую богатырскую симфонию».

 Упрощение. Это образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же. Например: «Призвание – это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево на благодатной почве трудолюбия. Без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню». Из двух предложений делаем одно: «Призвание – это маленький росточек таланта, который без трудолюбия может засохнуть».

8. Сократив текст, перечитайте его. Если все читается на одном дыхании, если вы нигде не запнулись, значит, создали хорошее изложение. Проверьте, где вы написали с красной строки. Наличие абзацев – важный элемент работы.

9. Подчеркните все слова, написание которых вызывает у вас  сомнение. Возьмите орфографический словарь и проверьте правильность написания этих слов.

10. После этого можете переписывать работу в чистовик.

Ни пуха ни пера!



Предварительный просмотр:

Как писать сочинение ОГЭ (ГИА)?

Сочинение на предложенную тему является важной частью государственной итоговой аттестации по русскому языку, без качественного выполнения которой невозможно претендовать на высокий балл по экзамену. На ОГЭ (ГИА) школьники пишут либо сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, либо объяснение своего понимания фраз из текста. Количество слов в сочинении ГИА – от 70. Максимальное число слов неограниченно. Для того чтобы успешно выполнить творческую часть экзаменационной работы, выпускникам 9-х классов следует развивать навык написания текстов, поиска аргументов, выстраивания сочинения как единого целого, а также разбирать различные варианты заданий. О том, как писать сочинение ОГЭ (ГИА), вы узнаете в этом разделе.

План сочинения ГИА

Как известно, любое сочинение состоит из трех частей. Первая из них – это вступление, в котором затрагивается тема или проблема сочинения, выдвигается какой-либо тезис (то, что доказывается или объясняется) и поднимаются основные вопросы. Вторая часть – основная.  Она состоит из нескольких абзацев, в которых автор описывает свою позицию по вопросам, которые поднимались во вступлении. Третья часть – это заключение, в котором подводятся итоги и автор приходит к определенному выводу.

План написания сочинения состоит из следующих пунктов:

  • введение занимает первый абзац сочинения и содержит общие сведения о проблеме. Данный пункт задает общий эмоциональный фон всему сочинению. Во введении школьники могут приводить цитаты из авторитетных источников;
  • постановка проблемы. В этой части школьники задают вопрос, уточняют, к какой части жизни общества относится проблема и к чему она побуждает. Проблема может быть морально-этической, социальной, политической, злободневной, философской, идеологической и т.д.;
  • комментарии к проблеме и описание позиции автора по данному вопросу. В этом пункте школьники отвечают на вопросы: насколько актуальна проблема и почему, как к проблеме относится сам автор произведения, на что обращает внимание читателей автор, существуют ли альтернативные точки зрения и какие. Оформление ответов на эти вопросы необходимо подкреплять цитатами и выдержками из текста;
  • личное мнение. Здесь ученики могут согласиться или не согласиться с мнением автора, привести несколько примеров из личной жизни или литературных источников, подтверждающих их мнение;
  • заключение. В данном пункте школьники в общей форме повторяют основную идею сочинения.

Особенности написания сочинения ГИА

Вступление сочинения необходимо для того, чтобы подготовить читателя к восприятию написанного школьниками текста. При написании вступления могут быть использованы такие приемы, как:

  • небольшое обобщение, в котором демонстрируется актуальность темы сочинения;
  • цепь вопросительных предложений, с помощью которых фиксируется внимание читателя на ключевых понятиях и осуществляется плавный переход к основной части сочинения;
  • цитата в качестве введения. При этом цитированный фрагмент должен быть небольшим и иметь прямое отношение к теме сочинения.

В ходе написания основной части сочинения школьники могут использовать следующие виды рассуждения:

  • рассуждение-доказательство. Главная цель – доказать истинность или ложность главной проблемы. Языковые средства, которые могут быть здесь использованы, это: вводные слова (например, во-первых, во-вторых, таким образом, итак, следовательно), союзы (так как, поскольку, если) и речевые обороты (допустим, что, предположим, что, это позволяет предположить, об этом свидетельствует);
  • рассуждение-объяснение. Главная цель – объяснить содержание проблемы. В этом случае не нужно доказывать истинность или ложность заявленного тезиса, так как заранее известно, что главное утверждение истинно. Для того чтобы обеспечить логическую связь между предложениями, следует использовать вводные слова (таким образом, например), слова-организаторы логических связей (поэтому, потому что, вот почему) и слова, которые резюмируют высказывание (это зависит от, это объясняется тем, что, это является следствием того, что);
  • рассуждение-размышление. Данный вид рассуждения включает в себя объяснение и доказательство, в котором требуется привести примеры и указать причинно-следственные отношения. Такое рассуждение строится в вопросно-ответной форме. Оно содержит в себе систему вопросов и ответов, которые последовательно дополняют друг друга. Основными языковыми средствами оформления рассуждения-размышления выступают: речевые обороты (я полагаю, что, я могу с уверенностью сказать, что, можно сравнить, попытаемся разобраться, я согласен с тем, что) и вводные слова (на мой взгляд, по-моему, скорее всего, как мне кажется, очевидно).

Все виды рассуждения строятся по одной схеме: подведение к вопросу – тезис — доказательство тезиса — выводы.

Подведение к вопросу зачастую реализуется во вступлении. Тезис приводится в основной части. Также в основной части обязательно приводятся аргументы в поддержку тезиса. Для связи тезиса и его доказательств можно использовать такие словосочетания: это объясняется следующим, докажем это, об этом свидетельствует, это можно доказать так, доказательством служит, это можно доказать следующим образом.

Выводы приводятся в заключении сочинения. Эта часть должна быть небольшой по объему. Основная цель заключения состоит в подведении черты под основной частью и соединении аргументов, приведенных воедино. В этой части необходимо подтверждать аргументы, которые были приведены в основной части. В заключении желательно использование вводных слов.



Предварительный просмотр:

Задание 12.

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

 1. Задание

 Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

 1. дремл..щий, (они) гон..тся (друг за другом)

 2. установл..нный, неуправля..мый

 3. (они) шепч..тся, маш..щий (крыльями)

 4. (вы) остан..тесь, встрет..вшись

 5. насто..нный, леле..мый

 Запишите номера выбранных вариантов.

 2. Задание

 Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

 1. вылин..вший, обеспоко..нный

 2. обещ..нный, огнедыш..щий

 3. немысл..мое (дело), застрел..шь

 4. измуч..нный, (птица) щебеч..т

 5. (они) противореч..т, (они) тащ..т

 Запишите номера выбранных вариантов.

 3. Задание

 Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

 1. предвид..вший, водонепроница..мый

 2. прокашл..вшийся, медл..щий (с выбором)

 3. (ты) мел..шь (кофе), (он) движ..тся

 4. незыбл..мый, (едва) слыш..мый

 5. (что-то) знач..щий, (дети) плач..т

 Запишите номера ответов.

 4. Задание

 Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

 1. немысл..мый, застро..нный

 2. та..щие (снега), (они) вид..тся

 3. (вы) устан..те, колебл..мый

 4. выскоч..м, (вы) вытерп..те

 5. (они) обид..тся, пове..вший

 Запишите номера ответов.

5.Задание

 Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

 1. уполномоч..нный, слыш..мый

 2. опаса..шься, потрат..вший

 3. закле..шь, неслыш..мый

 4. посе..шь, потрач..нный

 5. помож..шь, движ..мый

 В ответ запишите номера выбранных вариантов.

 6. Задание

 Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

 1. вскоч..шь, (вы) порт..те (изделие)

 2. выкач..нный (из гаража велосипед), грохоч..щий

 3. устро..вший (праздник), муч..мый (сомнениями)

 4. (он) клевещ..т, движ..мый

 5. теш..щий (себя надеждами), обвенч..нные

 Запишите номера ответов.

 7. Задание

 Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

 1. Дорогосто..щий, вылин..вшая (ткань)

 2. (ничего не) знач..щий, (автомобили) движ..тся

 3. выплачива..мый, обезум..вший (от страха)

 4. ове..нный (прохладой), настро..в (радио)

 5. (кони) брод..т (по лугу), дремл..щий (в поезде)

 Запишите номера ответов.

 8. Задание

 Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

 1. смотр...шь, обид...вший

 2. дремл...шь, приемл...мый

 3. похвал...шь, прикле...вший

 4. произнос...шь, преобразу...мый

 5. выстел...шь, независ...мый

 Запишите номера ответов.

 9. Задание

 Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

 1. прикле..нный, посе..вший

 2. (врач) вылеч..т, направ..шься

 3. (ласточки) щебеч..т, колыш..щиеся (занавески)

 4. удостовер..вшийся, независ..мый

 5. наве..нный (сон), раду..щийся

 Запишите номера ответов.

Запишите номера ответов.

 Запишите номера ответов.

 10. Задание

 Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

 1. колебл..мый (волной), прав..вший (лошадьми)

 2. провер..вший (ответы), (всадник) скач..т

 3. обтека..мая (форма), (дворник) вымет..т (мусор)

 4. служ..щий (делу), задерж..нный (преступник)

 5. завещ..нный (дом), распор..шь (швы)

 Запишите номера ответов.

 11. Задание

 Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

 1. (вы слишком) тороп..тесь, посе..шь (пшеницу)

 2. скро..нный (костюм), контролиру..мая (ситуация)

 3. выслуш..нный (ответ), маш..щий (руками)

 4. мол..щийся (в церкви), рассе..вший (сомнения)

 5. (они) высме..т (зло), ороша..щий (землю)

 Запишите номера ответов.

 12. Задание

 Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

 1. облага..мый, (он) мел..т (зерно)

 2. (козы) щипл..т, дав..щая боль

 3. догон..шь, озадач..вший

 4. подпрыгн..шь, стро..вший

 5. жажд..щий успеха, воры стащ..т

 Запишите номера ответов.

 13. Задание

 Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

 1. (он) гон..тся (за нами), (актёр) наде..тся (на успех)

 2. стел..щийся (по земле туман), (сугробы) раста..т

 3. противореч..щий (логике), слыш..тся (звуки)

 4. кле..щий (карандаш), зала..вшая (собака)

 5. обстрел..нный, прострел..нный

 Запишите номера ответов.

 14. Задание

 Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

 1. (он) скле..т (вазу), слыш..мая (музыка)

 2. занавеш..нное (окно), (они) тащ..т (бревно)

 3. леле..мая (мечта), почу..вший (опасность)

 4. брызж..щий (искрами), щебеч..т (птицы)

 5. выруч..нный (из беды), удерж..нный (налог)

 15. Задание

 Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

 1. разбавл..нный, завис..щий

 2. предвид..шь, подгоня..мый

 3. обвеш..нный (покупками), выдерж..вший (многое)

 4. (ёж) кол..тся, ужал..вшая (пчела)

 5. вызыва..щий, (дети) раду..тся

 Запишите номера ответов.

 Запишите номера ответов.