Традиции и современность: к вопросу использования мультимедийных уроков в процессе обучения и воспитания.

Хабибуллина Ирина Николаевна

Невозможно воспитать у учащихся патриотизм и любовь к Родине, если они оторваны от своих родных историко-культурных корней. Нельзя воспитать уважение к другой нации, если нет уважения к своему этническому происхождению. Невозможно привить уважение к старшим, заложить нравственные основы личности, не опираясь на духовные традиции своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_traditsii_i_sovremennost_po_kompyuternym_urokam.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Традиции и современность: к вопросу использования мультимедийных уроков в процессе обучения и воспитания.

И.Н.Хабибуллина, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.

Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия № 125»

город Казань

Невозможно воспитать у учащихся патриотизм и любовь к Родине, если они оторваны от своих родных историко-культурных корней. Нельзя воспитать уважение к другой нации, если нет уважения к своему этническому происхождению. Невозможно привить уважение к старшим, заложить нравственные основы личности, не опираясь на духовные традиции своего народа.

Сегодня, когда в нашу жизнь все увереннее входят компьютеры, школа тоже не может остаться в стороне. Работая в гимназии с русским этнокультурным компонентом, я столкнулась со следующей проблемой: как преподать учебный материал по русскому языку, чтобы одновременно решить несколько задач:

1) в научной, доступной и понятной форме объяснить новые темы,

2) через дидактический материал вести воспитательную работу, изучая историю культуры русского народа, воспитывая в детях уважительное отношение к истории своих предков,

3) обеспечить уроки русского языка достаточным иллюстративным и дидактическим материалом,

4) умело сочетать индивидуальную и групповую работу с классом за счет разнообразного дидактического, иллюстративного материала,

5) прививать любовь к русскому языку через его пропаганду на уроках и во внеклассной деятельности.

Реализации этих задач помогают мультимедийные разработки уроков по русскому языку и литературе.

В этом плане актуальным является метод проектов, позволяющий проявить творчество и исследовательский подбор материалов при составлении заданий. При работе с текстами на мультимедийных уроках по русской культуре обращаемся к анализу, синтезу, сравнению и сопоставлению. Наиболее оптимальными формами работы считаю урок-исследование, урок-экскурсию, урок - семинарское занятие. Учащиеся  для таких уроков  разрабатывают мини-лекции по  русской культуре, ведя при этом самостоятельный поиск материалов (научно-популярная литература, публицистика, компьютер).

Что же из себя представляют такие уроки?

Урок русского языка в 6 классе по теме «Имя прилагательное» выполняет сразу несколько функций: помогает закрепить ЗУН по данной теме, знакомит с особенностями русских народных промыслов, воспитывает любовь и уважительное отношение к истории своей страны.

Урок «Глагол. Русский народный костюм», богатый иллюстрациями,  тем не менее, несет много полезной информации для учащихся, помогает повторить виды разбора, подготовиться к проверочной работе, знакомит с этимологией названия деталей русского национального костюма.

3 урока в 8 классе разработаны под общей темой «Обобщение второстепенных членов предложения». Именно эти темы являются самыми сложными за курс русского языка 8 класса, и поэтому использование мультимедийных средств помогает не только рационально использовать время на данных уроках, но и научно, доступно и интересно представить перед учащимися излагаемый материал, познакомить с историей родного края.

Работая в гимназии с русским этнокультурным  компонентом, постепенно понимаешь, что недостаточно только говорить о русских традициях, обычаях, праздниках. Так, при работе над уроком в 8 классе «Повторим орфографию» я в качестве дидактического материала использовала информацию о флаге, гимне и гербе РФ и РТ. Я искренне считаю, что лишь тот человек будет по-настоящему понимать свою культуру, кто уважительно относится к культуре других народов. Поэтому на уроках стала использовать материалы, позволяющие развить кросскультурную компетентность. Через что происходит это развитие?  Через использование на уроках и во внеурочной деятельности материалов, учитывающих историческое прошлое народов России и Татарстана:

Русский УНТ

Татарский УНТ

-пословицы, поговорки

-пословицы, поговорки

-сказки

-сказки

-праздники

-праздники

-обычаи

-обычаи

Уроки литературы в 9 классе по изучению творчества А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова позволяют познакомиться с жизнью и творчеством писателей, творчество которых изучается во всём мире. Кроме того, данный материал представляет интерес для самостоятельного изучения творчества писателей.

Урок литературы в 11 классе по теме «Тема народных страданий и горя в поэме А.А.Ахматовой «Реквием» помогает учиться понять предпосылки поступков обычных советских людей во время ежовщины, самого трудного времени в плане выражения собственной точки зрения.

Работая в школе, нельзя уделять внимание только учебному процессу, воспитание идет нераздельно с обучением. И поэтому при разработке классных часов и внеклассных мероприятий я также использую материалы, помогающие формированию кросскультурной  компетенции учащихся. Внеклассная работа в классе  базируется на материалах народной педагогики. Заочная экскурсия  по городам Золотого кольца позволяет учащимся больше узнавать о славном историческом прошлом России.

Вся эта планомерная работа привела к тому, что дети не только знакомы с обычаями, традициями, промыслами русского, но и татарского народов. И поэтому закономерно, что знания помогают учащимся и на других предметах, т. е. осуществляется межпредметная связь. Так, на уроках информатики учащиеся 9 класса, используя литературный материал, создали цветовые ассоциации на произведения русской литературы первой половины 19 века, а при создании национальных русских и татарских узоров  - знания  и по народным промыслам.

Кураторство при создании работ учащихся позволяет добиться глубокого, четкого осмысления изучаемого материала, прививает интерес к предмету, учит самостоятельности, развивает мышление и речь учащихся.