статья Хабибуллиной ИН
Предварительный просмотр:
Тема: Воспитание культурного человека
на уроках русского языка и литературы в рамках работы
в гимназии с русским этнокультурным компонентом.
Выступление
на районном семинаре
в 169 школе
24.11.2008 года.
«Воспитание человека
культуры на уроках
лингвистического цикла».
Учитель русского языка
и литературы
МОУ «Гимназия 125»
И.Н. Хабибуллина.
Сколько себя помнит, человек всегда задумывался над словом, собственной речью, родным языком. И в древности уже пытались понять, отчего изменяется слово и что оно значит.
О родном языке – сколько людей, столько и мнений. За три последних века русский язык изменился качественно, став языком современным. Изменилось и отношение к нему.
Современному человеку кажется важным не то, что сближает и объединяет, но что различает, - признак или свойство, по которым отчетливо виден смысл вещи, явления, события. И может быть, оттого так мало внимания обращает наш современник на родной язык: тот, как воздух, как вода, всюду, всегда с нами – и возникает иллюзия его малоценности. За что не платят рублем, то кажется дешевым.
Увы, мы не знаем родной язык – мы только им пользуемся. Говорим, как птицы поют, - естественно и свободно, как придется. Знать же язык, языком владеть – значит охватить сознанием не одну лишь пользу слов и грамматики, но проникнуть в изначальную суть, в красоту и в высокую правду речи, понять не ощущением только или чувством, но и разумом, волей.
Природа современного человека во многом объясняется его средой, его культурой. Язык – важнейший компонент культуры.
Нация, которая утеряет свой подлинный, свой исторический язык, утеряет, вероятно, и свою собственную психологию, порвет со своими великими произведениями искусства.
Отречемся от предков – забудем себя.
Семья в прежние времена всегда играла важнейшую роль в воспитании детей, привитии им обычаев и традиций. Но сегодня все чаще говорят о возрастающей роли школы при воспитании подрастающего поколения. И большое значение играют уроки гуманитарного цикла. Работая в гимназии с русским этнокультурным компонентом, я хочу рассказать о той работе, которая ведется учителями по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с учетом накопленного веками культурного наследия, истории жизненных ценностей и традиций русского народа.
Этнокультурный компонент в учебных предметах имеет три основных уровня:
- гуманитарные предметы, в которых этнокультурный материал составляет их основное содержание (русский язык и литература).
- гуманитарные предметы, где этнокультурный компонент является существенной составляющей базовых тем (отечественная история, география, иностранный язык).
- этнокультурный материал негуманитарных предметов.
В реализации целей и задач гимназии с русским этнокультурным компонентам немалая, а может быть главная роль отводится учителям русского языка и литературы. В гимназии разработана и утверждена комплексно – целевая программа «Развитие русского языка» на 2003-2007 годы, которая своей целью ставит обеспечение активного развития и функционирования русского языка как государственного языка РФ и языка межнационального общения; нравственное воспитание школьников на традициях русской культуры и культуры народов России. Кроме вопросов, касающихся собственно развития языка, в ней отражены вопросы взаимодействия культур народов РТ, вопросы повышения профессиональной компетенции учителей, подготовка методических материалов, определены словесности, центр поддержки одаренных детей, театр чтеца, журнал «МИГ», школьный драматический театр, ораторское общество, литературно – музыкальная студия, игровое кафе и т.д.
Учителями методического объединения русского языка и литературы разработаны авторские программы элективных курсов «Культура народов РТ», где наряду с изучением русской литературы большое место отводится изучению татарской культуры, а также культуры других народов, населяющих нашу республику.
Культурный человек знает обычаи и традиции прошлого и умеет себя вести, уважительно относится к историческому наследию своей страны.
Каким же образом происходит формирование этнокультурной компетенции учащихся?
На уроках русского языка:
А) УНТ (пословицы, поговорки, загадки)
Б) Тексты диктантов, изложений, контрольных списываний о полководцах и героях войн, великих певцах, танцорах, музыкантах, великих ученых, путешественников.
В) Сборники упражнений по классам с этнокультурным материалом.
Г) Проведение сочинений по вечным темам.
На уроках литературы:
А) УНТ
Б) Тексты древнерусской литературы.
В) Произведения русской литературы о семье, правилах воспитания, нормах морали и нравственности.
Г) Инсценировки литературных произведений.
Д) Уроки внеклассного чтения.
Е) Диспуты.
Ж) Семинары.
Таким образом, использование этнокультурного компонента дает возможность более полно раскрыть в ходе обучения возможности всех наук в воспитании у учащихся гордости за свою историю, за вклад русского народа в мировую науку и культуру, осознать взаимодействие культур разных народов.