Внеурочная работа
Один из путей решения этой проблемы – внеурочная внеклассная работа, которая является неотъемлемой составляющей учебно-воспитательного процесса. Если информация, полученная на уроке, заинтересовала учащихся, то у школьников возникает желание изучать историю и после звонка.
Внеурочная работа по истории – это организация учителем различных видов деятельности учащихся после уроков, обеспечивающих необходимые условия для овладения ими навыками и умениями теоретической и практической работы по более глубокому усвоению и активному восприятию исторического опыта и окружающей действительности. Во внеклассную работу я вовлекаю детей на основе свободного выбора. Добровольное начало – один из основных принципов внеклассной работы. Этот принцип в значительной мере определяет ее содержание и методы.
В своей педагогической деятельности я использую: кружковую работу; индивидуальную форму; организацию массовых мероприятий (исторических игр, вечеров, конференций, дискуссий, дебатов, встреч с интересными людьми, исторических недель, олимпиад, конкурсов, театральных постановок, туристических походов, экскурсий по историческим местам, экскурсий в музеи и т. д.); мои учащиеся принимают участие в олимпиадах, викторинах, конкурсах и конференциях, активно участвуют в научно-исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Предметные недели | 15.63 КБ |
Школьная исследовательская конференция "Мы помним! Мы гордимся!" | 24.24 КБ |
Викторина по Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. | 28 КБ |
Олимпиада по истории для 5 класса | 15.88 КБ |
Олимпиада по истории России для 7 класса | 17.5 КБ |
Программа школьной конференции | 13.44 КБ |
Исторический спектакль: "Слава русской старине" | 18.78 КБ |
Фольклорный праздник | 27.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Директор МБОУ ________________Р.М.Протасова
____________________________
План проведения недели истории и краеведения
2018-2019 учебный год
Стартовая линейка. Торжественное начало недели истории и краеведения.
№ | Мероприятия | Класс | Ответственный учитель | Дата проведения |
1 | КВН: «Своя игра» | 5 | Протасова Р.М. | 17.11 |
2 | Интеллектуальная игра: «Русский дом» | 6 | Протасова Р.М. | 18.11 |
3 | Игра: « Путешествие в прошлое» Краеведческая викторина: «Мой край» | 7 6 | Протасова Р.М. | 19.11 |
4 | Игра : «Умники и умницы» | 8 | Протасова Р.М. | 20.11 |
5 | Круглый стол: «Белые пятна истории» | 9 | Протасова Р.М. Шамаева Л.В. | 23.11 |
6
| Конкурс: « Лучший кроссворд по краеведению» Конкурс: « Лучший кроссворд по истории» | 5-7 8-9 | Протасова Р.М. | 24.11 |
Утверждаю
Директор МБОУ ________________Р.М.Протасова
____________________________
План проведения недели истории и краеведения
2017-2018 учебный год
Стартовая линейка. Торжественное начало недели истории и краеведения.
№ | Мероприятия | Класс | Ответственный учитель | Дата проведения |
1 | «Секреты Клио» | 5-6 | Протасова Р.М. | 13.12.2010 |
2 | Брейн-ринг: « Мои права» | 7 | Протасова Р.М. | 14.12 |
3 | Игра: «Неравный поединок» | 7-8 | Протасова Р.М. | 15.12 |
4 | Игра: «Умники и умницы» | 9 | Протасова Р.М. | 16.12 |
5 | Интеллектуальный марафон. | 9 | Протасова Р.М. | 17.12 |
6 | Конкурс детского рисунка « Мы рисуем историю» | 5-6 | Протасова Р.М. | 13.12 |
7 | Конкурс презентаций по истории России «Историческая личность» | 7-9 | Протасова Р.М. Никитин В.А. | 20.12 |
Утверждаю
Директор МБОУ ________________Протасова Р.М.
____________________________
План проведения недели истории и краеведения
Стартовая линейка. Торжественное начало недели истории и краеведения.
№ | Мероприятия | Класс | Ответственный учитель | Дата проведения |
1 | Игра: «Путешествие в Древний мир» | 5 | Протасова Р.М. | 15.11 |
2 | Рыцарский турнир"Защитники Отечества" | 8,9 | Протасова Р.М. | 16.11 |
3 | Исторический спектакль «Слава русской старине » | 6-7 | Протасова Р.М. | 17.11 |
4 | Интеллектуальная игра: « Самый умный» Краеведческая викторина: Мой край» | 7-9 5-6 | Протасова Р.М. | 21.11 |
5 | Обществоведческий аукцион. | 8-9 | Протасова Р.М. | 18.11 |
6 | Конкурс презентаций: «Великая Отечественная война» | 5-9 | Протасова Р.М. Никитин В.А. | 22.11 |
Утверждаю
Директор МБОУ ________________Протасова Р.М.
____________________________
План проведения недели истории и краеведения
Стартовая линейка. Торжественное начало недели истории и краеведения.
№ | Мероприятия | Класс | Ответственный учитель | Дата проведения |
1 | Игра: «Что? Где? Когда?» | 5 | Протасова Р.М. | 13.11 |
2 | Исторический спектакль «Есть у Родины витязи» | 5-6 | Протасова Р.М. | 14.11 |
3 | Конкурс ораторов | 6-7 | Протасова Р.М. | 15.11 |
4 | Интеллектуальная игра: « Самый умный» (Второй сезон) Конкурс исследовательских проектов: «Я помню !Я горжусь!» | 7-9 5-9 | Протасова Р.М. | 16.11 |
5 | Викторина «Имею право» | 8-9 | Протасова Р.М. | 19.11 |
6 | Конкурс презентаций: «Семейная реликвия» | 5-9 | Протасова Р.М.
| 20.11 |
Предварительный просмотр:
МБОУ Большеустинская основная общеобразовательная школа
70-летию Великой Победы
в Великой Отечественной войне посвящается.
Школьная исследовательская конференция
«Мы помним, мы гордимся!»
апрель, 2015 г.
Цель:
прививать чувство патриотизма, уважения к подвигам героев Великой Отечественной войны.
Задачи:
- Развивать интерес к историческим событиям и судьбам людей, сохранивших мир на земле.
- Воспитывать уважительное, неравнодушное отношение к событиям ВОВ, ветеранам войны и труда.
- Способствовать пониманию роли русского человека (солдата) в ВОВ.
- Формировать положительные привычки учащихся, стремление помочь, людям, пережившим войну.
Форма: школьная конференция.
Оборудование: календарь, вечный огонь, голуби
Подготовительная работа:
- Подготовка исследовательских работ
- Подготовка сценария
- Подбор слайдов по теме ВОВ
- Оформление помещения для проведения мероприятия
- Подбор фонограмм (музыкальное оформление): Бернес М. «Журавли», Лещенко Л. «День Победы», песни 60-70 г «Священная война», «Случайный вальс».
Ход конференции
Звучит музыка Бернес М. «Журавли». Дети усаживаются на места. Музыка становится тише.
Учитель: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Ребята, вы сейчас заходили в класс и ничего не заметили?
(Звучала музыка)
Учитель: А какая это музыка?
(Бернес М. «Журавли»)
Учитель: Ребята, я выбрала эту музыку потому что, тема нашего сегодняшнего мероприятия посвящается 70-летию Великой Победы в Великой Отечественной войны.
(Звучит музыка чуть громче не долго, затем затихает.)
Учитель: Итак, мы начинаем нашу конференцию!
На фоне музыки Бернеса Марка «Журавли» учитель читает стих.
Ученик: Помните!
Через века,
Через года, -
Помните!
О тех,
Кто уже не придет
Никогда, -
Помните!
В горле сдержите стоны,
Памяти
Павших
Будьте
Достойны!
Вечно достойны!
Хлебом и песней,
Мечтой и стихами,
Жизнью
Просторной,
Каждой секундой,
Каждым дыханьем
Будьте
Достойны!
Люди!
Покуда сердца
Стучатся, -
Помните!
Какой ценой
Завоевано счастье, -
Песню свою
Отправляя в полет, -
Помните!
О тех,
Кто уже никогда не споет, -
Помните!
Детям своим
Расскажите о них,
Чтобы запомнили!
Детям
Детей
Расскажите о них,
Чтобы тоже
Запомнили!
Во все времена
Бессмертной Земли
Помните!
К мерцающим звездам
Ведя корабли, -
О погибших
Помните!
Встречайте трепетную весну,
Люди Земли.
Убейте войну,
Прокляните
Войну,
Люди Земли!
Мечту пронесите через года
И жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придет
Никогда, -
Заклинаю, -
Помните!
Учитель: «Мы помним! Мы гордимся!» - называется наша школьная исследовательская конференция, посвященная 70-летию Победы.
Учитель: Я, так же как и вы, родилась после войны, я выросла под иным небом. Сейчас мы не слышим взрывов бомб, не стоим холодными ночами за хлебом, мы не знаем, что такое похоронки. Но стоит спросить взрослых о войне, то почти в каждой семье кто – то погиб, пропал без вести, умер от ран. Война коснулась каждой семьи.
Начинает звучать музыка «Священная война»
Ученик: 22 июня 1941 года в 3 часа 30 минут утра немецкие войска со своими союзниками (Венгрией, Италией, Румынией и Финляндией) перешли границу Советского Союза. Так началась ВОВ.
(После куплета музыка становится тише).
В 2015 году исполняется 70 лет со Дня Победы в самой трагической, самой героической войне. Мы стоим на пороге самого светлого, самого святого праздника – Дня Победы над фашисткой Германией.
День Победы – это радостный и горький праздник, да он и не может быть иным. В эти весенние дни, когда природа оживает, мы остро ощущаем, как прекрасна жизнь! Как дорога нам она. И понимаем, что за все мы обязаны всем тем, кто воевал, погибал.
Всем тем, кто выживал в тех адских условиях, когда казалось, что невозможно выжить, всем тем, кто прошел длинными дорогами войны.
(На экране фотографии военных лет)
Ученики читают:
Дороги войны - это
- От Бреста до Москвы – 1000 км
- От Москвы до Берлина – 1600 км
- Итого 2600 км. Поездом – четверо суток, самолетом – 4 часа.
- А дорогами войны … 4 года.
- 4 года - это 1418 дней!
- 34 тысячи часов и 27 миллионов погибших людей!
Ученик: Вы представляете, что это такое?
Если по каждому погибшему из 27 миллионов, в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать…32 года!
20 миллионов за 1418 дней – это значит, 14 тысяч убитых ежедневно, 600 тысяч человек в час, 10 человек в каждую минуту.
Вот что такое 27 миллионов!
Учитель: Фашисты превратили в руины наши город и села, издевались над мирным населением, нашими военнопленными, проводили медицинские эксперименты над советскими людьми, морили голодом, жгли в крематориях. На оккупированных территориях они создали лагеря смерти, концлагеря, тюрьмы. Устраивали зверские расправы над людьми. Мусса Джалиль в своем стихотворении «Варварство» попробовал описать эти моменты.
Ученик:
Защита проектных работ( в соответствии с программой)
Учитель: -А сейчас, участники конференции представят нашему вниманию свои исследовательские работы, которые они подготовили на основе изучения семейных архивов, воспоминаний.
Русский солдат – он стал символом мужества, самоотверженности, бесстрашия, он – символ любви к родине, неугасимой жажды жизни. Из нашего района ушли на фронт 6378 человек, погибло в боях 3604 человека.
Победа… Она пришла 9 Мая не в лавровом венке, торжественная и спокойная, нет. Она пришла в образе старой матери, опустила натруженные руки, поникла головой, скорбя о не вернувшихся.
Учитель: Как далека она от нас, сегодняшних, живущих в 21 веке.
Только по книгам, фильмам, да воспоминаниям фронтовиков мы можем представить себе, какой ценой завоевана Победа.
Учитель: Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины! Вечное почтение и вечная память всем, кто выжил в те страшные годы!
Минута молчания
Подведение итогов. Награждение.
Предварительный просмотр:
Вопросы к викторине
- Назовите имя советского летчика, сбившего в одном бою 9 юнкерсов.
- БМ-13-это «Катюша». А как называли БМ-30 в народе? Почему?
- Как назывался первый серийный советский танк?
- Какой подвиг совершил пионер-герой Ваня Федоров?
- кто первый закрыл амбразуру грудью?
- какой советский самолет немцы называли «Черная смерть»?
- «Райх», «Великая Германия», «Мертвая голова», «Викинг», «Адольф Гитлер»-это:
а) отборные дивизии СС
б) позывные немецких разведчиков
в) операции немецкого командования
8. Где впервые дали залп «Катюши»?
9. Где родилась советская гвардия? Где впервые немцы оборонялись?
10. План захвата Польши «Вейс» (белый) Франции, Голландии, Бельгии «Гельб» (желтый) А как называется план захвата СССР?
11.Назовите советские танки, поступившие на вор\ оружение в 30-х годах?
12.Период Великой Отечественной войны длился:
а) 1939-1941г.г.
б) 1941-1945г.г.
в)1918-1921г.г.
13.Назовите имена пионеров-героев Великой Отечественной войны?
14. Какие типы стрелкового оружия времен войны вам известны?
15. Что такое Танкоград?
16. Какое партизанское соединение в годы войны называли бригадой «Дяди Кости».
17. Когда была прорвана блокада Ленинграда?
18. Как назывался стратегический план ведения войны против Советского Союза, разработанный немецким командованием?
19. Какие войска называли в годы войны «царицей полей»?
20.Кто был любимым литературным героем Великой Отечественной войны?
21. При защите какого города совершали свой подвиг гвардейцы панфиловцы?
22. «Все умрем, но из крепости не уйдем» Где были написаны эти слова?
23. Назовите имя погибшей под Сталинградом разведчицы, которая до войны снималась в кино и была награждена путевкой в «Артек», а также вспомните книгу об этом героине.
24. Как называлась дорога, связывавшая блокированный Ленинград с «Большой землей»?
а) дорога смерти
б) государева дорога
в)дорога жизни
25. В какой битве Советская армия одержала первую победу над гитлеровскими войсками?
а)битва под Москвой
б) Сталинградская битва
в) битва на Курской дуге
26. Высшее воинское звание? Сколько полководцев в истории России были удостоены этого звания?
27. «Нормандия-Неман»-это:
а) круиз по городам Европы;
б) название французского авиационного полка;
в) название французских духов времен 2-ой мировой войны;
28.Какой советский летчик впервые в истории авиации осуществил таран
вражеского самолета в ночных условиях?
29. Расставьте события в хронологическом порядке:
а) сражение под Прохоровкой
б) освобождение Харькова
в) освобождение Орла и Белгорода
г) начало немецкого отступления на Курской дуге
д) переход советских войск в контрнаступление
30. Где произошло самое крупное танковое сражение в ВО войне?
31. Назовите города-герои?
32. В каком городе-герое находится знаменитый Дом Павлова?
33. Какой город-герой был центром битвы за Днепр?
34. В честь какого города-героя написана песня «Самовары-самопалы»
/муз. Новикова, сл.С.Алымова/?
35. Какой подвиг совершил летчик Николай Гастелло?
36. Какое крупнейшее сражение Великой Отечественной войны
произошло 12 июля 1943г.?
37.Сколько дней продолжалась героическая оборона Ленинграда?
38. Какой из городов-героев ни разу не был захвачен вражескими
войсками за всю историю существования?
39. Абвер-это:
а)фамилия легендарного советского разведчика
б) католический священник
в) место службы Штирлица (военная разведка Германии)
40. Назовите известного летчика-трижды героя Советского Союза,
сбившего в период ВО войны 62 вражеских самолета.
41. Когда встретились советские войска в ходе ВО войны с передовыми
частями американских войск?
42. Кто из советских военачальников разрабатывал стратегический план
контрнаступления под Сталинградом:
а) Г.К. Жуков
б) С.М. Буденный
в) А.М. Василевский
г) М.Н. Тухачевский
43. Назовите официальную дату окончания второй мировой войны (2
сентября 1945 года)
44. В каком сражении впервые в годы ВОв был развеян миф о
непобедимости фашистких захватчиков?
45. Назовите лучший советский танк времен Вов?
Предварительный просмотр:
Школьная олимпиада по родной истории
5 класс
- Дайте определение понятиям:
История-это
Исторический источник-
Летопись –
Дань-
Иго-
Язычество-
Крепостной крестьянин -
- Какое слово лишнее?
Междоусобица, вражда, князья, половцы, распад, единство, 12 век
- В каких богов верили славяне? Соотнеси:
1)Перун а) солнце
2) Велес б) молния
3) Даждьбог в) урожай
4) Купало г) скот
- Назови дату
988 год 1380
1240 г. 1700-1721
1242г 1812
1147 г. 1221
5.Закончи предложение
А) Окно а Европу прорубил __________________
Б) Она была немецкой принцессой, а когда приехала в Россию и вступила на престол, стала императрицей_______________________________
В)Русскими войсками в Бородинской битве командовал_________________________
Г) Крепостное право отменил_________________________________________
Д) Самое мощное восстание крестьян в России в 18 веке возглавил_____________________
6.Впишите слово:
Петербург-голова России, Москва -её сердце, а Нижний Новгород________________ России.
7.С именем какого князя связано строительство первого каменного кремля в Москве?
А) Иван Калита- правил с 1327 по 1341 гг
Б) Дмитрий Донской – правил с 1359 по 1389 гг.
В) Иван Васильевич –правил с 1462-1505 гг.
- 8. Кто из русских князей предупреждал своих врагов о предстоящем направлении «Иду на Вы»?
А) Ярополк
Б) Олег
В) Игорь
Г) Святослав
9.Автором «Повести временных лет» является
А) Илларион
Б) Нестор
В) Ярослав Мудрый
10. Принятие христианства всей Руси произошло при князе
А) Владимире 1
Б) Княгине Ольге
В) Ярославе Мудром
Г) Владимире Мономахе
11. Укажите материал, использовавшийся для изготовления древнерусских книг
А) Папирус
Б) Пергамен
В) Бумага
Г) Береста
12.Славянскую письменность на основе греческой азбуки создали
А) Борис и Глеб
Б) Игорь и Ольга
В) Герман, Савватей и Зосима
13.Год нашествия монголо-татар на Русь
А) 1240
Б) 1223
В) 1237
Г) 1380
14. « Русская правда»-первый свод древнерусского права появилась при
А) Княгине Ольге
Б) Владимире Мономахе
В) Ярославе Мудром
Г) Князе Игоре
Предварительный просмотр:
Школьная олимпиада по истории России
7 класс
Задание 1. Выбери один правильный ответ на вопрос
- Кто из русских князей предупреждал своих врагов о предстоящем направлении «Иду на Вы»?
А) Ярополк
Б) Олег
В) Игорь
Г) Святослав
2. Итиль являлся столицей
А)Хазарский каганат
Б) Волжкая Булгария
В) Византийская империя
3.Автором «Повести временных лет» является
А) Илларион
Б) Нестор
В) Ярослав Мудрый
4.Принятие христианства всей Руси произошло при князе
А) Владимире 1
Б) Княгине Ольге
В) Ярославе Мудром
Г) Владимире Мономахе
5. Из нижеперечисленного списка русских городов отметьте два, в которых Ярослав Мудрый и его старший сын построил соборы святой Софии
А) Киев
Б) Чернигов
В) Ярослав
Г) Новгород
6. Кем был князь в мирное время?
А) Главой исполнительной власти
Б) Военачальником
В) Верховным судьей
Г)всеми вышеперечисленными
7. Какой князь в народе заслужил прозвище Большое Гнездо за то, что имел 12 детей
А) Всеволод Юрьевич
Б) Андрей Юрьевич
В) Константин Всеволодович
8. Укажите материал, использовавшийся для изготовления древнерусских книг
А) Папирус
Б) Пергамен
В) Бумага
Г) Береста
9. Славянскую письменность на основе греческой азбуки создали
А) Борис и Глеб
Б) Игорь и Ольга
В) Герман, Савватей и Зосима
10.Год нашествия монголо-татар на Русь
А) 1240
Б) 1223
В) 1237
Г) 1380
11. Полюдье в Киевской Руси это
А) Сбор дани
Б) Перепись населения
В) Народное вече
12. « Русская правда»-первый свод древнерусского права появилась при
А) Княгине Ольге
Б) Владимире Мономахе
В) Ярославе Мудром
Г) Князе Игоре
13. Волжская Булгария и Хазарский каганат были разгромлены князем
А) Игорем
Б) Святославом
В)Владимиром Мономахом
Г) Ярославом Мудрым
14. Любечский съезд князей произошел
А) 1097
Б) 1223
В) 1147
Г) 1054
15. какой город Святослав объявил своей новой столицей?
А) Тмутаракань
Б) Переяславец
В) Суздаль
Г) Саркел
16. Что из нижеперечисленного маршрута не входит в «путь из варяг в греки» ?
А) Нева д) Озеро Ильмень
Б) ладожское озеро е) Река Ловать
В) Волхов ж) Днепр
Г) Волга з) Черное Море
17.Какой товар новгородцы закупали в других русских землях, т.к. своего было недостаточно
А) мед в) рыба
Б) хлеб г) воск
18. Первое упоминание о Москве относится к
А) 1156 в) 1169
Б) 1147 г) 1221
Задание 2. Расставьте в хронологической последовательности названия кочевых народов, сменявших друг друга у границ Руси.
А) Хазары Б) Половцы В) Монголо-татары Г) Печенеги
Задание 3. Соотнесите
- Племена и торговые центры
- Северяне а) Киев
- Поляне б) Чернигов
- Кривичи в) Новгород
- Родимичи г) Смоленск
- Ильменские словене д) Любеч
- Имена князей и даты правления
- Олег а) 957-972
- Игорь б)945-957
- Ольга в) 912-945
- Святослав г) 882-912
- Термины и определения
- Раб а) рядович
- Человек, отрабатывающий долг б) закуп
- Человек, работающий по договору в) холоп
- Имена первых князей варягов и названия русских городов, где они стали княжить
- Рюрик а) Белоозеро
- Трувор б) Изборск
- Синеце в) Новгород
- Термины и названия с соответствующим городом
Десятинная, ушкуйники, тысяцкий, Днепр, Иларион, вече, Золотые ворота, Волхов, республика, княжество
Киев | Новгород |
Задание 4. Заполните пропуски
Прозвища князей северо-восточной Руси:
Владимир 2___________________________________________
Юрий________________________________________________
Андрей______________________________________________
Всеволод____________________________________________
Кто из князей основал:
Дмитров и Звенигород________________________________
Владимир на Клязме_________________________________
Нижний Новгород___________________________________
Предварительный просмотр:
МБОУ Большеустинская средняя общеобразовательная школа
Программа
проведения школьной историко-краеведческой конференции
«Времен связующая нить»
для учащихся 5- 11 классов.
Место проведения: актовый зал школы
Время поведения: 13 марта 2008 года в 13.00
- Открытие конференции- Протасова Р.М.
- Защита исследовательских работ
- «Старославянская вязь» - Катютин Никита 5 класс
- «История раскулачивания семьи Кудрявцевых из д. Загарские – Топчий Юля 11 класс
- «Наши земляки в годы Великой Отечественной войны»- Полушин Сергей 10 класс
- «Письма с фронта»- Изъянова Марина 11 класс
- «Трактористки военных лет» - Лашманова Нина 11 класс
- Боевой путь одного солдата»-Протасов Сергей 11 класс
- Музыкальный номер: Протасов Сергей (из репертуара Трофима)
- Подведение итогов, награждение.
Предварительный просмотр:
Защитнику земли русской А.Невскому посвящается
Исторический спектакль:
«Слава русской старине»
Цель и задачи:
- сформировать у учащихся представление о героической борьбе русского народа с немецкими и шведскими поработителями;
- показать, что всегда в лихолетье на русской земле появляется человек, который может собрать вокруг себя народ и повести его на врага; в XIII веке им был А. Невский – великий князь Владимирский;
-воспитание патриотизма и чувства гордости за свой народ, выдающихся людей своего края и его историю.
Форма урока: исторический спектакль.
Оборудование:
- Кантата Прокофьева С.С. «Александр Невский»;
- Картина П. Корина «Александр Невский»;
- Схема Невской битвы и Ледового побоища;
- Мультимедийная презентация, сопровождающая мероприятие.
- Рисунки немецких рыцарей и русских воинов, выполненные учащимися;
6. Реквизит (экспоната школьного музея в том числе)
Былинница:
В монастырской келье узкой
В четырех глухих стенах
О земле о древнерусской,
Быль рассказывал монах.
Монах-летописец:
Я писал зимой и летом
Озаренный тусклым светом
Я писал из года в год
Про великий наш народ
О нашествии Батыя
Написал я в грозный час
И слова мои простые
Сквозь века дошли до вас.
Был страшный год, когда все страны
Боялись больше, чем огня
Батыя, внука Чингиз-хана
Свое соседство с ним кляня…
Был страшный век, когда монголы
На Русь лавиною пошли.
( звучит симфония- А.Невский)
Былинница:
Так шла чудовищным потоком
На Русь монгольская Орда
В одном стремлении жестоком
Сжигать и грабить города.
( звучит симфония- А.Невский)
Горят хоромы, терема-
Все чем Рязань была богата
Пять дней оборонял народ
Свой край, как говорит сказанье,
И пять ночей небесный свод
Пылал над стонущей Рязанью
(Звучит колокольный звон)
Сцена 2
Былинница:
Ой, ты Новгород Великий,
Господин торговых дел!
От боев с Ордою дикой
Ты счастливо уцелел…
(Музыка)
Монах-летописец:
Ой ты, древний город вольный,
Не привык поклоны класть…
Ты единственный меж всеми
Управлялся без князей
Только ныне ведь не время
Вольной гордости твоей.
Старуха:
Там куда садится солнце
Не спокойно в этот час,
Ведь задумали ливонцы
Наши земли взять у нас
Воин:
Александр! Ведь он от шведа
В Невской битве землю спас!
(музыка, входит А.Невский)
Александр Невский:
Слушай! Слушай, добрый люд!
Славу князя внемли!
Хан Батый жесток и лют,
Раззоряет земли
Губит нас проклятый враг,
Грабит нас безбожно,
Но от хана как никак откупится можно:
Дань заплатим. Спору нет,
Стянем пояс туже,
Но ливонец наш сосед-,
Дело тут похуже!
Вот теперь не отбери у ливонцев Пскова,-
Доберутся до Твери,
Суздаля, Ростова!
А захватят города и начнут селиться,
И прости, прощай тогда, Русская землица!
Нам их земли не нужны,
Нам свое вернуть бы,
Ведь сейчас нам вручены
Всей Отчизны судьбы!
(Появляется враг, поединок князя и врагов)
Монах:
Грохот, ржанье, стон и крик,
Наши жмут сильнее,
А ливонец не привык.
Получать по шее
Как? Куда теперь бежать
В панцире пудовом?
Или сняв его дрожать
На пути ледовом?
И по льду семь верст пешком,
В плен дружиной взяты,
Шли ливонцы босиком, побросавши латы.
Былинница:
Эти ратники в борьбе
Землю отстояли
Ведь спасли они тогда
Русскую землицу - села, пашни, города
И, стало быть, столицу!
А.Невский:
Пусть без страха жалуют к нам в гости
Но кто к нам с мечом придет от меча и погибнет!
На том стояла и стоять будет русская земля.
(Музыка)
Предварительный просмотр:
Цель мероприятия:
-способствовать воспитанию у учеников любви к своим родным местам;
-уважение к традициям своих предков;
Задачи:
воспитательная: формировать у учащихся эстетическое отношение к действительности, стремление творчески преобразовывать окружающую жизнь и самого себя;
развивающая: развивать у детей творческое воображение навыки практического творчества;
познавательная: расширить и углубить знания учеников об истории, традициях, народных промыслах родного края
Участники мероприятия: учащиеся 5-9 кл., родители, учитель истории.
Организатор мероприятия: учитель истории Протасова P.M.
Сценарий составила: Протасова P.M.- учитель истории Б-Устинской школы.
Содержание подготовительного этапа:
-анкетирование детей и родителей с целью выявления творческих семей, культивирующих народные традиции;
-формирование творческих детско-взрослых групп для проведения ;
-сбор информации об истории заселения края, ремеслах и обычаях, традициях наших предков;
-подготовка угощения для чаепития.
Фольклорный праздник проводится в актовом зале.
С одной стороны сцены зала размещаются палатки творческих мастерских:
- Хохломская роспись Б) Рукодельница
- Народные умельцы.
С другой стороны сцены- интерьер крестьянской избы: стол, печь, красный угол с образами, лавки, ухват и т.д.
Интерьер орнаментировать в русском стиле.
Ход мероприятия.
В русских национальных костюмах под веселую плясовую участники выходят на сцену и рассаживаются. А дальше -тихо звучит песня о России.
Ведущий: много у русского народа чудесных напевных песен, красивых зажигательных танцев, старинных обычаев и традиций. А в каком народе живешь- таких обычаев и держишься. Пожалуй, самый красивый и интересный из них-это деревенские посиделки. В старые добрые времена собирались вместе красны девицы да добры молодцы, коротать долгие зимние вечера.
Время проводили за любимым занятием: кто за прялкой, кто вышивает, кто вяжет, кто из глины посуду лепит.А затем отложат на время свои дела и начинают все веселиться: песни петь да плясать, игры разные затевать, шутки да прибаутки рассказывать.
Хотели бы вы на таких посиделках побывать да своими глазами увидеть? Ну тогда закройте глаза и считайте все до 10...
V
Звучит русская народная песня «Пряха»
I
Ведущий. Оказались мы с вами в русской деревенской избе. А вот и хозяин с хозяюшкой. Всякий дом хозяином и хозяюшкой держится.
Сцена в деревенской избе.
Хозяйка хлопочет у печи, дочка вышивает.
Хозяйка: Дом вести- не головой трясти. Все надо припасти . Акуля, Акуля, что
шьешь не оттуля?
Дочка: Да я матушка, еще пороть буду.
Хозяйка: Поспешишь -людей насмешишь.
Дочка- Знаю, матушка, знаю семь раз отмерь- один раз отрежь!
Хозяин: Домом жить- обо всем надо тужить (плетет лапти, учит сына)
Ведущий: Родители трудолюбивы- и дети в этом доме неленивы.
Сын: Тятенька, а тятенька, а давай с тобой в рифмы играть Х-н: А чего такое- рифмы?
Сын: А это надо так говорить, чтоб складно было. Вот скажи как твоего отца звали? Х-н: моего папашу Кузьмой звали.
Сын: Вот я твоего Кузьму за бороду возьму?
Хозяин: Это зачем же ты моего папашу за бороду брать будешь?
Сын: Тятенька, ну это же шутка. Так для рифмы говорят, а как твово дедушку звали, тятенька?
Хозяин: Моего дедушку звали Иваном.
Сын: Твой дедушка Иван посадил кошку в карман. Кошка плачет и рыдает-твово дедушку ругает.
Хозяин: (сердито): Это зачем мой дедушка будет кошку в карман сажать? Ты зачем такие пустяки перебираешь?
Сын: Да это же для рифмы, тятенька.
Хозяин: Вот я тебе сам рифму скажу! Тебя как зовут?
Сын: Федя!
Хозяин: Если ты Федя, то поймал в лесу медведя, на медведя полезай, а с моей скамьи слезай!
Хозяйка: будет вам ругаться до ссориться, лучше загадку отгадайте.
Раздается стук в дверь.
Хозяйка: Добрые гости всегда в пору!
Дочка (выглядывает за дверь)
-Ах, тара, тара.-ра-ра! Идут девки со двора!
Девочки заходят, кланяются и хором:
Пришли мы песни петь, да плясать, да себя показать
Мир вашему дому (прихорашиваются, рассаживаются на лавке)
Первая девочка: Хозяюшка, а что ты нам сегодня делать дашь?
Хозяйка: Красным молодушкам дам вышивать белый ленок.
(раздается пяльцы, звучит русская народная песня).
Ведущий: Сидят девушки вышивают, вышивают себя песней забавляют,
Каждая мастерица- трудиться, не ленится.
Не даром говорят люди добрые: «Какова пряха, такова на ней и рубаха»
Продолжается песня, девушки вышивают.
Стук в дверь, шум за дверью.
Ведущий: Расступись, частной народ, не пыли, дорожка, добры молодцы идут погулять немножко.
Шутят рассаживаются
- й мальчик: Мороз, не велик, а стоять не велит.
- й мальчик: Молодо-зелено-погулять велено
- й мальчик: Эй, девчонки -беляночки, где вы набелилися?
Девочки: Мы вчера коров доили, молоком умылися
Хозяйка:: Ну что же, пришла пора-отложи дела, Делу время-потехе час!
Мальчики: Эх, возьмем в руки балалайку! Да потешим хозяина с хозяйкой! Эй, Тимоха, эй Иван, Николай, Демьян . Сядем братцы -то рядком да частушки попоем! Д-ки: Балалайка, балалайка, свое дело знает, она в Ваниных руках хорошо играет! Мал-ки: Мы свеселой песней дружим, по Устински, говорим, Хорошо живем не тужим, без сметаны хлеб едим.
Девочки: Эх, сторонушка родная, дорогая сторона, здесь повсюду нас встречает. Эх Устинска старина.
Мальчики: Эх, березонька, березка, раскудри , кудрявая, хороша ты, речка наша Уста величавая! Вы послушайте, девчата, Нескладуху будем петь. На дубу свинья пасется в бане парится медведь.
Девочки: На горе стоит телега, слезы капают с дуги, под горой стоит корова, надевает сапоги.
Мальчики: Запрягу я кошку в дрожки, а котенка в тарантас, повезу свою подружку, всем соседям напоказ!
Девочки: По деревне нашей шла и Федюшу видела под кустам сидел и плакал, курица обидела.
Мальчики: Если б не было воды, не было бы кружки Если б не было девчат Кто бы пел частушки? Ты играй повеселее Балалайка три струны, подпевайте кто умеет не стесняйтесь, плясуны.
Девочки: Не хотела я плясать, стояла стеснялася, но гармошка так играла, я не удержалася. Эх топну ногой Да притопну другой устоять не могу: характер такой . Хороши у нас частушки?
Хороши припевочки?
Хорошо учиться в школе, мальчики и девочки?
Ведущий: Складно добры молодцы поют, да и девицы от них не отстают
Приглашаем всех поиграть свою удаль показать.
На сцену выходят ведущие в национальных костюмах, Они набирают две команды из зрительного зала по 5 человек путем загадывания загадок.
Загадки: 1). На стене висит болтается, за него всяк хватается /Полотенце/
2). Что во рту не удержишь? /Кипяток/
3). Посреди двора-золотая голова /Подсолнух/
4). Мохнатенька, усатенька, сядет-песенки поет /Кошка/
5). Белая морковка зимой растет (сосулька)
Набрав команды, проводят первый конкурс: а). «Национальный костюм» -Назвать элементы национального костюма.
б). Интерьер крестьянской избы.
Второй конкурс для зала «Календарно-обрядовая деятельность». Требуется определить обряд или праздник по следующим словам или словочетаниям:
- круг, хороводы, окликание молодых, прощеный день.
- пост, первая звезда, кутья.
- сапог, курица, ворота, жених
- Христосование, смотреть «игру солнца».
- Костры, сыр, снежные городки
- мыть в бане, полоскание рта, выбрасывать посуду, понедельник
- Хождение со звездой, славление 1). Масленица 2) сочельник 3). Гадание на святки 4) пасха 5) масленица 6) чистый понедельник 7) рождество
В русских национальных костюмах под веселую плясовую участники выходят на
сцену и рассаживаются на скамейках.
Звучит русская народная песня «Во поле береза стояла» и исполняется танец:
хоровод (см. Приложение №1)
IV Обереги в жизни славян Сказатель знакомит посетителей о значении оберегов в жизни славян и демонстрирует эти элементы. Что же такое народный промысел? Прежде всего это жизненно необходимый труд, ведь все что производится, непосредственно связано с устроением жизни человека, будь то посуда или дом, или девичье украшение. Но в тоже время это искусство. Ведь украсить дом деревянными кружевами и полотенцами, посадить конька на крышу и петуха на ворота, да причем так, чтобы люди в восторге останавливались перед таким творением, сможет не каждый, а лишь народный умелец, мастер.
Изначально украшение жилища, утвари, одежды имело не только эстетическое, но и мифологическое значение.
Например, петух, обозначавший чаще всего благополучие и процветание дома, в то же время был символом, оберегом от нечистой силы. В сказаниях говорится- первые петухи прогоняют нечистую силу. Петух открывает новый день, который должен быть счастливым и добрым. Поэтому петух- один из основных элементов в вышивках, орнаментах.
Венчающий крышу народов севера конек охлупень - древний славянский символ солнца.
Из века в век, из поколения в поколение сохранялись и развивались народные промыслы. Каждый мастер передавал собственное умение детям, а те - своим детям. Были и талисманы от сглаза, огня, воды- сделанные своими руками.
Группа из детей и родителей показывают мастерскую «Народные промыслы» и рассказывают о местных умельцах. А также показывают обереги, выполненные дома родителями и детьми -из глины, бисера, ниток и т.д. -обучают желающих своему ремеслу.
Выходит сказатель.
-В старину свадьба была одним из самых замечательных праздничных обрядов. Играли свадьбы обычно в осеннее или зимние мясоеды, после уборки урожая.
Свадьба знаменовала собой утверждения жизни, плодородие, продолжение человеческого рода.
ЭТАП I Начинается обряд сватовства
ЭТАП II Глядение места где будут жить «Чадушко не наглядное»
ЭТАП III В случае удачи - рукобиты, сговор, запорученье. Это момент когда семьи окончательно решили породниться, намечая день венчания, место, где будут жить молодые, количество приданного.
Девушка начинает готовить приданое (шить, вышивать и т.д.) и часто бывают девичники, когда девушки помогают своей подруге шить приданое.
ЭТАП IV Приезд за дарами .
И завершает весь обряд венчание и свадебный пир.
Фрагменты обряда смотри (см. Приложение)
VI
Действие в крестьянском доме. Все сидят за столом.
Хозяйка: Ну, гости дорогие, напелись, наигрались, чай проголодалися?
Ведущий: Не красна изба углами, а красна пирогами.
Хозяин: Все, что есть в печи-все на стол мечи!
Хозяйка: Я иду, иду, иду, самовар в руках несу, прибауточку пою. Вот чай, чай, чай.. Гость хозяюшку встречай!
Г ости угощаются пирогами, чаем.
Ведущий: Ну, гости дорогие, пора и честь знать. Хозяину с хозяюшкой пора отдыхать.
Гость 1. Стол «спасибом» красится.
Гость2. Спасибо, вам, хозяин с хозяюшкой.
ГостьЗ. Пироги у вас хорошие. Сердца ваши приветливые.
Гость4 Спасибо этому дому, пойдем к другому.
Музыка. Все парами уходят под музыку «Светит месяц» Вед-щий: вот и шуткам, прибауткам конец, а кто здесь был, да нас слушал- молодец!