Педагогические/образовательные технологии
Образовательные технологии, применяемые на уроках физической культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskie_tehnologii.docx | 27.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогические/образовательные технологии
в преподавании уроков физической культуры
Педагогическая технология здоровьесбережения включает в себя знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учёт в учебно-воспитательной работе. Одним из главных направлений здоровьесбережения, считаю создание здорового психологического климата на уроках. Так, ситуация успеха способствует формированию положительной мотивации к процессу обучения в целом, тем самым снижая эмоциональную напряженность, улучшая комфортность взаимоотношений всех участников образовательного процесса. На своих уроках уделяю внимание организации здоровьесберегающих факторов. Контрольные испытания, задания, тестирование дают мне исходную (и текущую) информацию для разработки индивидуальных заданий, суть которых – учащийся должен в каждый очередной период времени продвинуться дальше, что и подтвердит следующее тестирование. Если этого не произошло, то я вношу в индивидуальные задания соответствующие коррективы. Принципиально важно, чтобы при этом учащийся не сравнивался с другими, а сравнивался с самим собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсь стать лучше, чем сегодня. Для этого задания делаю реальными и стимулирую учащихся к активной работе. Во время урока я чередую различные виды учебной деятельности; использую методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения моих учеников. Применяю упражнения для коррекции осанки, профилактики плоскостопия, упражнения для глаз, дыхательные упражнения.
И, конечно же, при выборе форм, содержания и методов работы я учитываю возраст, пол учащихся, состояние здоровья, уровень их развития и подготовленности. Для того, чтобы контролировать нагрузку на каждом уроке обязательным является измерение пульса до занятий, во время и после. При необходимости корректирую нагрузку. При выборе форм, содержания и методов работы я учитываю возраст, пол учащихся, состояние здоровья, уровень их развития и подготовленности. На своих занятиях обеспечиваю необходимые условия в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами (освещение, характеристика воздуха, температурный режим). Занятия провожу преимущественно на свежем воздухе.
Эффективным методом формирования грамотной заботы о своем здоровье считаю внеклассные проекты: «Спорт вместо наркотиков», «Лыжня России», «Кросс Наций», а так же семейные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья». Мероприятие, посвящённое Дню космонавтики: «Не пробежишь, в космос не полетишь!». https://nsportal.ru/node/6052230
Современный урок невозможно представить без информационных технологий. В связи этим провожу урок с презентацией, при разучивании технических элементов сложных упражнений, демонстрирую фрагмент тактического взаимодействия в игре баскетбол, волейбол. Использую презентации при ознакомлении с новым разделом программы. Уроки физической культуры включают большой объем теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому использование электронных презентаций позволяет эффективнее решать и эту проблему. В конце каждого изученного раздела применяю тестирование уровня освоения знаний с помощью электронного ресурса, например для 8 класса https://onlinetestpad.com/ru/tests/physical-culture/8class
Широко применяю цифровые образовательные и Интернет-ресурсы как в урочной, так и внеурочной деятельности:
- в качестве подготовки рабочих программ, поурочных планов, дидактических материалов (тестовые задания), различных докладов, методических разработок
- конструктор рабочих программ https://promodoc.ru/cabinet/edsoo-ru
- использование программных ресурсов для создания собственных учебных пособий к урокам с помощью программ Microsoft Word, Microsoft Power Point, Microsoft Excel, Adobe Photoshop
- на этапе повторения пройденного материала
- использование Интернет-ресурсов, для создания собственных учительских презентаций к урокам в качестве наглядности
- использование сети Интернет для активного поиска необходимой информации
- использование учащимися для подготовки домашнего задания
- для общения с коллегами и обмена опытом в сетевых сообществах
- для работы с освобождёнными от занятий детьми активно использую ресурс Российской электронной школы https://resh.edu.ru/
В своей работе использую электронный журнал. Сетевой город. Образование.
Создала в социальной сети работников образования свой персональный сайт, где делюсь опытом со своими коллегами.
Игровая технология. Игровая технология является уникальной формой обучения, которая позволяет сделать обычный урок интересным и увлекательным. Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе.
Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка, отвечает его потребностям и интересам.
Игра формирует типовые навыки социального поведения, специфические системы ценностей, ориентацию на групповые и индивидуальные действия, развивает стереотипы поведения в человеческих общностях. В начальных классах подвижные игры внедряю в каждый урок, в любую его часть, учитывая её интенсивность. В процессе игры контролирую и стимулирую действия учеников. Использую сюжетно-ролевые игры, игры- эстафеты, народные игры, традиционные игры такие, как волейбол, футбол, баскетбол, лапта, городки. В уроки включаю и краткую информацию об играх, правилах, способов выбора водящих, правил подведения итогов.
Технология дифференцированного обучения.
Представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса. С целью осуществления дифференцированного, индивидуального подхода к организации уроков физической культуры все учащиеся школы по уровню здоровья и физической подготовленности подразделяются на три медицинские группы – основную, подготовительную и специальную медицинскую.
Занятия в этих группах различаются учебными программами, объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала.
При разработке практических заданий на своих уроках осуществляю дифференцированный подход к учащимся, учитывая состояние их здоровья, уровень физического развития и физической подготовленности.
Обучение двигательным действиям проводится целостным методом с последующей дифференциацией (выделением деталей техники и "разведением" их по сложности) и затем интеграцией (объединением) этих частей разными способами в зависимости от уровня технической подготовленности обучающихся с целью более качественного выполнения упражнения. Для закрепления и совершенствования двигательных навыков и развития соответственных координационных способностей на уроке многократно использую специально-подготовительные упражнения, целенаправленно и часто изменять отдельные параметры движения, их сочетания, условия выполнения этих упражнений.
Дифференцированное развитие физических качеств в группах разной подготовленности осуществляю с использованием как одинаковых, так и разных средств и методов, но величина нагрузки всегда планируется разная, в результате чего уровень физической подготовленности обучающихся существенно улучшается по сравнению с исходным уровнем. В более слабых группах дети раньше заканчивают выполнение заданий, у них остаётся больше времени для отдыха и восстановления. А для более подготовленных даю задание повышенного уровня сложности. Например, на уроках гимнастики, более подготовленные ребята выполняют олимпиадные задания.
Для обучающихся, имеющих недостаточный уровень физической подготовленности использую карточки индивидуальных заданий с указанием упражнений, последовательности их выполнения, дозировки.
При оценке физической подготовленности учитываю как максимальный результат, так и прирост результата. Причем индивидуальные достижения (т.е. прирост результатов) имеют приоритетное значение. При выставлении отметки по физической культуре учитываются и теоретические знания, и техника выполнения двигательного действия, и прилежание, и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность, участие в соревнованиях, сдача норм ГТО.
Временно освобожденные дети и обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе помогают учителю на уроке, а так же выполняют задания на платформе РЭШ и тесты на onlinetestpad
Проектная технология
Использование проектов позволяет строить на уроках физической культуры обучение на активной основе, через целенаправленную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом. Составляя проект, он превращается из объекта в субъект обучения. Такая работа даёт возможность осознать, что уроки физической культуры развивают не только физически, но и интеллектуально.
Создание условий для развития способности школьников к самообучению путем исследовательской творческой учебной работы учащихся, направленной на интеграцию и актуализацию знаний;
Виды проектов
1. Исследовательский
2. Обзорный
3. Продукционный
4. Проекты инсценировки
Метод проектов, как наиболее перспективная педагогическая технология, которая позволяет раскрыть творческие способности школьников, сформировать умение ориентироваться в огромном море информации, выделять главное, брать ответственность на себя и принимать решения; позволяет интегрировать в себе обучение в сотрудничестве, групповые методы, рефлексивные.
Технология проблемного обучения
Сущность проблемного обучения состоит в создании учителем цепи проблемных ситуаций и управлении деятельностью учащихся по самостоятельному решению учебных проблем. Соответственно важнейшими
понятиями в проблемном обучении являются проблемная ситуация и учебная проблема.
Проблемная ситуация заключается в противоречии между известными школьнику сведениями и новыми фактами, явлениями, для понимания и объяснения которых прежних знаний недостаточно. Действия ученика при создании учителем проблемной ситуации проходят в следующей логической последовательности:
-анализ проблемной ситуации;
-формулировка (постановка) проблемы или осознание и принятие формулировки учителя;
-решение проблемы: выдвижение предположений; обоснование гипотезы; доказательство гипотезы (теоретическое или экспериментальное);
-проверка правильности решения.
Проблемные вопросы: они должны быть сложными настолько, чтобы вызвать затруднение учащихся, и в то же время посильными для самостоятельного нахождения ответа. Например, мы предлагаем задания-схемы, предусматривающие поисковую деятельность учащихся: 1) Выбрать один из способов прыжка в длину и разобрать его минусы и плюсы в сравнении с другими; 2)применить хорошо освоенный навык в нестандартных условиях. Или рассчитать скорость пробегания 100 метровых отрезков так, чтобы выполнить школьный норматив на соответствующую оценку. Задания поискового характера всегда связаны с постановкой проблемы. Осознание проблемы зависит от уровня знаний учащихся, его интересов и подготовленности. Начинается поиск решения. При этом педагог отслеживает информацию о промежуточных результатах. Основным средством контроля являются ответы и действия школьников, аналитическая деятельность учителя по определению степени их правильности, количества и характера ошибок.
Чаще всего на уроках применяется сразу несколько образовательных технологий.