Мониторинг деятельности учителя физической культуры

Лысова Марина Валерьевна

Мониторинг уровня физической подготовленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring.docx54.04 КБ

Предварительный просмотр:

Основы мониторинга деятельности учителя физической культуры

Цель мониторинга – формирование углубленных знаний в области физического состояния и здоровья человека, овладение широким спектром концептуальных и методических подходов для оценки различных параметров физического развития и физической подготовленности разных групп населения (занимающихся и не занимающихся физической культурой и спортом) на разных этапах онтогенеза.

 Задачи мониторинга заключаются в формировании правильного понимания законов сохранения высокого уровня физического статуса человека на разных этапах онтогенеза. Знаний о возможностях и особенностях осуществления мониторинга физического развития, двигательных способностей человека в разнообразных формах физической культуры (спорт, физическое воспитание, профессионально-прикладная и лечебная физическая культура, двигательная рекреация);  навыков проведения научных исследований, помогающих оценить уровень физического развития, физической подготовленности и здоровья.

  1. Уровень физического развития - на основании данных о росте и массе тела, окружности грудной клетки, динамометрии.

Оценка весо-ростового индекса

Характеризует физическое развитие и наличие избыточного веса, либо дефицита массы.

Результат

Оценка

Дети до 12 лет

Подростки 13-17 лет

Муж.

Жен.

Менее 0,2

Менее 0,3

Менее 0,35

Менее 0,325

Дефицит массы тела

0,2-0,3

0,3-0,4

0,35-0,4

0,325-0,375

Норма

Более 0,3

Более 0,4

Более 0,4

Более 0,375

Избыток массы тела

Экскурсия грудной клетки характеризует развитие органов дыхания. Разница между замерами ОГК на вдохе и выдохе у тренированных людей составляет 8—10 см.

  1. Показателями состояния физического здоровья

Параметры  статистики

2018/19 уч. год

2019/20 уч. год

2020/21 уч. год

2021-22

уч. год

- 1-

-2-

-6-

-7-

-8-

-9-

1.

Анализ заболеваемости учащихся

1.1.

А. % практически здоровых детей

57

26,92 %

57

25,6%

57

25,9%

61

27,5%

Б. % детей, имеющих отклонения здоровья

84

39,7%

84

37,8%

84

39%

93

42%

В. % детей, имеющих хронические заболевания

47

22,2 %

-

49

23%

44

20%

1.2.

Распределение учащихся по группам здоровья

А. 1 группа (без отклонений), число и %

57

26,9 %

57

25,6%

57

25,9%

61

27,5%

Б. 2 группа (с функциональными отклонениями), число и %

    84

  39 %

84

37,8%

84

39%

93

42%

В. 3 группа (наличие хронических патологий, то есть состояние компенсации), число и %

47

22,2 %

47

21,1 %

49

23%

44

20%

Г. 4 группа (состояние субкомпенсации), число и %

3  

1,5 %

3  

1,4 %

2

0,9%

2

0,9%

Д. 5 группа (состояние декомпенсации, то есть наличие тяжелых патологий), число и %

-

-

-

-

2.

Освобождённые от занятий физической культурой

1

1

1

1

3.

Наличие спец. медицин. групп, в них учащихся

А. По 1 ступени обучения (групп/учащихся)

-

-

-

-

Б. По 2 ступени обучения (групп/учащихся)

-

-

-

-

В. По 3 ступени обучения (групп/учащихся)

-

-

-

-

4.

Количество учащихся с вредными привычками (по результатам анкетирования и собеседования с родителями, учащимися, школьными мед. и пед. работниками)

9

4,3%

9

4,0%

10

4,5%

9

4.1

А. Курение (число и %)

9     4,3%

9     4 %

10   4,5%

11   4,9%

4.2.

Б. Употребление алкоголя (число и %)

-

-

-

-

4.3.

В. Наркомания (число и %)

-

-

-

-

4.4

Г. Другие (указать какие)

-

-

-

В соответствии с показателями состояния физического здоровья, обучающиеся распределяются по различным физкультурным группам. На основании принадлежности ребёнка к медицинской группе, осуществляется индивидуально-групповое обучение детей с ослабленным физическим здоровьем. Выбирается щадящий режим проведения уроков физической культуры, снижается нагрузка с целью сохранение и укрепление физического здоровья обучающихся.

3. Уровень двигательной подготовленности.

Один из компонентов  мониторинга является определения  уровня  физической подготовленности обучающихся с 1 по 11 класс.

 В нашей школе оценка уровня развития двигательных качеств обучающихся и оценка их физической подготовленности проводится 2раза  в учебном году (в начале сентября и в конце апреля - начале мая)  с помощью тестов:

- сгибание, разгибание рук в упоре лёжа

- прыжок в длину с места;

- челночный бег /3х10м/;

- бег 30 м;

- наклоны вперед из положения сидя (гибкость);

- бег 1000 м..

Результаты тестирования записываются в соответствующие графы классного журнала на специально отведенной странице, определяя средний уровень физической подготовленности. Сопоставление результатов, достигнутых в начале и в конце учебного года, позволит судить об эффективности процесса обучения, роста технической и физической  подготовленности обучающихся.

Предлагаемые тесты просты, объективны, надёжны, не требуют для проведения специального оборудования, не сложны по технике и доступны для каждого ребенка. Применение одних и тех же тестов в течение всех лет пребывания обучающихся в школе позволяет проследить за динамикой их физической подготовленности с 1 по 11 класс, сравнивать, анализировать показатели каждого ученика и, таким образом, вести систематический контроль за уровнем физической подготовленности.        

По  таблице в зависимости от возраста ученика и показанного им результата по каждому тесту  выставляются отметки и определяются уровни физической подготовленности:

  • «5» - высокий;
  • «4» - выше среднего;
  • «3» - средний;
  • «2» - ниже среднего;
  • «1»- низкий

Оценка физической подготовленности ученика определяется как средняя из 6 тестов, определённых по таблице с учетом возраста обучающихся.

Складывая все общие отметки и разделив на количество учеников класса, мы получим оценку физической подготовленности класса; складывая все общие оценки классов и разделив на классы-комплекты, получим оценку физической подготовленности школы.

Контрольные испытания по тестам в конце учебного года /в апреле/ дают возможность учителю определить улучшение, величину сдвига /в процентах/ физической подготовленности каждого ученика, сравнивая исходный показатель /начало учебного года/.

Уровень двигательной подготовленности

2018-2019 учебный год

Классы

Оценка физической подготовленности ( по среднему баллу)

ОУФП

30м

Наклон вперёд из положения сидя

Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа

Прыжок

в длину

с места

Челночный бег

3х10

Бег

1000 м.

2 «а»

4,5

4,0

3,8

4,0

4,5

3,9

4,1

2 «б»

4,1

4,1

4,0

4,0

4,3

4,1

4,1

4

4,0

4,3

3,9

4,0

4,4

4,1

4,1

5

4,0

4,1

3,9

4,1

4,6

4,4

4,2

6

4,2

3,9

4,0

4,0

4,2

4,4

4,1

7 «а»

4,3

4,0

3,9

4,3

4,4

4,4

4,2

8

4,5

4,0

4,0

4,1

4,7

4,1

4,2

Оценкапо тесту

4,2

4,1

3,9

4,1

4,4

4,2

4,1

Оценка уровня физической подготовленности по всем  классам –4,1, что соответствует выше среднего уровня. Высокий показатель в челночном беге. – 4,4. Самый низкий показатель – сгибание и разгибание рук в упоре лёжа (3,9 ). Показатель по школе 4,1

Уровень двигательной подготовленности

2019-2020 учебный год

Классы

Оценка физической подготовленности ( по среднему баллу)

ОУФП

30м

Наклон вперёд из положения сидя

Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа

Прыжок

в длину

с места

Челночный бег

3х10

Бег

1000 м.

3 «а»

3,8

4,0

3,8

4,0

4,0

4,5

4,0

3 «б»

3,8

4,1

3,9

4,1

4,1

4,7

4,1

5

4,3

4,4

4,3

4,1

4,2

4,3

4,3

6

4,1

4,3

4,4

4,2

4,2

4,6

4,3

7

4,1

3,9

3,9

4,0

4,0

3,9

4,0

8 «а»

4,0

4,0

4,0

4,0

4,1

4,1

4,0

9

4,0

4,1

4,3

4,3

4,6

4,5

4,3

Оценкапо тесту

4,0

4,1

4,1

4,1

4,2

4,4

4,2

        Самый высокий уровень физической подготовленности  в 5,6, 9 классах (4,3 ), самый низкий  у обучающихся 3 «а» класса (4,0).

Оценка уровня физической подготовленности по всем  классам –4,2, что соответствует выше среднего уровня. Высокий показатель в беге на 1000 м. – 4,4. Самый низкий показатель – бег 30 м (4,0 ).

Уровень двигательной подготовленности

2021-2022 учебный год

Классы

Оценка физической подготовленности ( по среднему баллу)

ОУФП

30м

Наклон вперёд из положения сидя

Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа

Прыжок

в длину

с места

Челночный бег

3х10

Бег

1000 м.

5 «а»

3,7

3,6

3,4

3,9

4,0

3,8

3,7

5 «б»

3,8

3,7

3,6

4,1

4,1

3,9

3,9

7

3,8

3,8

3,7

4,2

4,2

4,0

4,0

8

3,9

3,7

3,8

4,2

4,1

3,9

3,9

9

3,8

3,7

3,9

4,1

4,1

3,9

3,9

10

4,0

3,8

4,0

4,0

4,2

4,0

4,0

11

4,0

3,8

4,0

4,2

4,3

4,1

4,1

Оценкапо тесту

3,9

3,7

3,8

4,1

4,1

3,9

3,9

Из таблицы видно, что по четырём видам наблюдается снижение уровня подготовленности (ниже среднего). Это связано с тем, что в прошлом году дети находились на дистанционном обучении. Средний балл по школе – 3,9

Уровень двигательной подготовленности

2022-2023 учебный год (сентябрь)

Классы

Оценка физической подготовленности ( по среднему баллу)

ОУФП

30м

Наклон вперёд из положения сидя

Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа

Прыжок

в длину

с места

Челночный бег

3х10

Бег

1000 м.

6 «а»

3,7

3,7

3,7

4,4

4,4

4,3

4,0

6 «б»

3,9

3,8

3,8

4,5

4,5

4,3

4,1

8

4,1

3,9

4,0

4,5

4,5

4,4

4,2

9

4,0

4,0

4,0

4,4

4,4

4,0

4,1

10

3,9

3,7

3,9

4,0

4,3

4,1

4,0

11

4,2

4,0

4,4

4,6

4,7

4,5

4,4

Оценкапо тесту

3,9

3,9

4,0

4,4

4,5

4,3

4,1

Анализируя таблицу, можно сделать следующие выводы: самый высокий уровень подготовленности по челночному бегу 4,5.  Самый низкий  - по бегу на 30 м. и наклону вперёд из положения сидя.  Средний балл по школе – 4,1

Динамика уровня физической подготовленности учащихся

Учебный год

Уровень физической подготовленности

30м

Наклон вперёд из положения сидя

Сгибание и разгибание рук

Прыжок

в длину

с места

Челночный бег

3х10

Бег

1000 м.

ОУФП

2018-2019

4,2

4,1

3,9

4,1

4,4

4,2

4,1

2019-2020

4,0

4,1

4,1

4,1

4,2

4,4

4,2

2020-2021

Не проводилось в связи с дистанционным обучением

2021-2022

3,9

3,7

3,8

4,1

4,1

3,9

3,9

2022-2023 сентябрь

3,9

3,9

4,0

4,4

4,5

4,3

4,1

Анализ уровня физической подготовленности показал, что низкие показатели по всем тестам приходится на год после дистанционного обучения, в связи с заболеванием ковид – 3,9

 Таким образом, комплексная оценка физического здоровья  и физической подготовленности позволяет выявить слабые звенья в развитии детей для  дальнейшего целенаправленного воздействия на них,  для определения целей учебной деятельности и составления  индивидуальной программы оздоровительных занятий и определения их эффективности.

  1. Уровень технической подготовки ученика - на основании педагогических наблюдений и контрольных испытаний.
  2. Уровень знаний учащихся в области физической культуры и здорового образа жизни - на основании бесед с учащимися, проведения контрольно- теоретических зачетов.

Для оценки уровня знаний применяю следующие формы

закрытая — с выбором одного или нескольких правильных ответов;

открытая - задания, требующие дополнения;

задания на установление соответствия;

задания на установление правильной последовательности.

А так же онлайн тестирование по каждому разделу программы.

  1. Состояние здоровья школьника и его адаптационные возможности - на основании данных школьных медицинских карт, наблюдения на уроках и других занятиях, измерения физических показателей (частоты пульса) при выполнении стандартных нагрузок.

Оценка индекса Руффье для учащихся. Функциональная оценка физической работоспособности. Реакция ССС на нагрузку.

Результат

Оценка

0-5

6-10

11-15

Более 15

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

Неудовлетворительно

Оценка адаптационного потенциала (АП)

Значения АП

Оценка

Рекомендации

До 2,10

Нормальная (удовлетворительная) адаптация

Занятия без ограничений

2,11-3,20

Напряжение механизмов адаптации

Занятия по спец. программе

3,21-4,30

Неудовлетворительная адаптация

Занятия строго ограничены

Более 4,30

Срыв адаптации

Занятия ЛФК

АП является показателям, обусловливающий взаимосвязь двух противоположных понятий «здоровье» и «болезнь». Здоровый человек должен быть максимально адаптирован к окружающей среде, и, наоборот, конкретным выражением морфофункциональных изменений при болезни будет дезадаптация. Вывод о том, что адаптационные возможности организма определяют меру индивидуального здоровья, является общепризнанным. По величине ИФИ оценивается уровень напряжения регуляторных систем. Чем выше адаптационные возможности системы кровообращения, тем меньше значение АП.

Оценка ортостатической пробы

Определяет состояние механизма регуляции ССС. Определяется по разнице ЧСС в покое лежа и ЧСС в покое стоя.

Результат

Оценка

Менее 10

Отлично

Менее 15

Хорошо

Менее 20

Удовлетворительно

Более 20

Неудовлетворительно

Результаты пробы более 20 свидетельствует о нарушении работы сердца из-за переутомления или заболевания.

  1. Степень утомления в процессе выполнения физических нагрузок - на основании внешних признаков и данных объективного контроля.
  2. Адекватность нагрузки, согласно возрастным, половым и индивидуальным особенностям учащихся с учетом типа телосложения и уровня биологической зрелости.
  3. Уровень мотивации учащихся занятиям физической культурой.

Качество самоподготовки учащихся - в том числе выполнения домашних заданий и рекомендаций учителя.