Методы,формы организации деятельности учащихся на уроке физической культуры , средства

Лысова Марина Валерьевна

В своей работе на уроках физической культуры  применяю следующие формы организации деятельности учащихся: фронтальную, групповую, индивидуальную, а так же круговую тренировку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы, формы организации деятельности учащихся

на уроках физической культуры, средства

Яркая черта современного урока физической культуры - четко выраженный индивидуальный подход к учащимся. Распределение заданий нуждается в четкой дифференциации. То, что проблемно для одного, может и не быть проблемным для другого. 

В своей работе я применяю личностно – ориентированное обучение. Для этого использую всевозможные формы работы учеников на уроке: фронтальная, групповая, использую метод индивидуальных заданий, дополнительных упражнений по овладению двигательными действиями, развитие физических способностей с учетом типа телосложения, физической и технико-тактической подготовленности, учитываю интересы учеников, их двигательные и психические возможности.

Фронтальная форма организации - выполнение учащимися всего класса одинакового для всех задания под руководством учителя.

Ведущее место при этом отводится совместной работе. Все учащиеся слушают объяснения учителя или наблюдают за его действиями, или выполняют физические упражнения, т.е. возникают специфические коммуникативные отношения между учителем и коллективом класса. Учитель направляет работу учащихся непосредственно или косвенно (опосредованно).

Я строю урок так, чтобы каждый обучающийся стремился к рефлексии, самоанализу и самосовершенствованию своих возможностей, а это позволяет включать в активную деятельность на уроке не только сильных, но и более слабых, а так же медлительных учеников и способствует поднятию на более высокий уровень двигательных умений и навыков. Учащихся оцениваю на основе персонального совершенствования, не сравнивая их с другими сверстниками и без учета возрастных норм: стандартные тесты физической подготовленности использую для понимания компонентов оздоровительной физической активности и определения индивидуальных целей совершенствования.

Индивидуальную  форму применяю на уроках физической культуры всех типов. Особую ценность они представляют на подготовительном этапе, когда в процессе самостоятельных занятий формируются двигательные и инструктивно-методические умения. В структуре школьного урока физической культуры такую форму организации использую во всех трех его частях, чаще всего в IX–XI классах. Однако это не исключает ее применения в младших и средних классах. Используя индивидуальную форму на уроках, учитель полнее удовлетворяет запросы и интересы учащихся, создает оптимальные возможности для их физической подготовки, предлагая упражнения-задания, наиболее соответствующие их учебным возможностям и потребностям, целенаправленно организуя педагогический процесс.

Параллельно на уроках применяется групповую  форму обучения. Ребята распределяются на группы с учетом уровня физической подготовленности.  Чаще всего этот метод применяю на уроках гимнастики. Например, при составлении акробатической связки, даю возможность для творчества в группах. Несколько обязательных элементов, а остальные элементы связки дети добавляют свои с учётом сложности. При этом вначале -обязательное проговаривание элементов вслух. Оценка за выполнение складывается из оценки самих учащихся и учителя. Всегда даю возможность ещё поработать и пересдать, если оценка не устраивает. В группах назначаю учащегося, лучше всего освоивший необходимое двигательное действие, ответственным за показ упражнений. Он же контролирует выполнение одноклассниками упражнений и выявляет ошибки. Учитель направляет и  помогает учащемуся освоиться в роли руководителя группы. Групповая форма занятий активизирует учащихся, повышая их интерес к уроку.  Позволяет выполнять упражнения в индивидуальном темпе и ритме, подбирать упражнения, наиболее соответствующие силам и способностям состава данной группы и каждого ученика в отдельности. На группы ученики распределяются с учетом пола, уровня физической подготовленности, состояния здоровья. Выполняется эта работа в начале учебного года.

Метод круговой тренировки  чаще всего провожу для воспитания физических качеств. Упражнения на станциях подбираю хорошо освоенные на различные мышечные группы. Так, чтобы на следующей станции выполнялось упражнения на развитие тех мышц, которые не были задействованы в предыдущем упражнении. Мною  разработаны карточки- задания для работы в парах. Тем самым сокращается время на объяснения упражнения. Переход от станции к станции осуществляется по команде : «Закончить упражнение! Смена видов!». После прохождения всех станций обязательно провожу стрейчинг- упражнения на растягивание тех мышц, которые были задействованы в работе.

Соревновательно -игровой метод применяю на уроках во всех классах. В работе с младшими школьниками этот метод является незаменимым. «Разумно построенными»  играми призывал педагогов бороться против двух важнейших недостатков времени – «чрезмерной впечатлительности ребёнка и ослабления  его воли» С.Я.Эйнгорн.  В начальных классах подвижные игры внедряю в каждый урок, в любую его часть, учитывая её интенсивность. В процессе игры контролирую и стимулирую действия учеников. Использую сюжетно-ролевые игры, игры- эстафеты, народные игры, традиционные игры такие, как волейбол, футбол, баскетбол, лапта, городки. В уроки включаю и краткую информацию об играх, правилах, способов выбора водящих, правил подведения итогов.

В своей работе с учащимися начальной школы, используя межпредметные связи, провожу интегрированные уроки с окружающим миром.

При обучении двигательным действиям использую методы:

Методы расчлененного упражнения предполагают разучивание упражнения по частям с последовательным их объединением по мере освоения в целостное действие. Этот метод применяется в следующих случаях:

- при обучении координационно-сложным двигательным действиям, когда нет возможности изучить их целостно;

- если упражнение состоит из большого числа элементов, органически мало связанных между собой;

- если упражнение производится так быстро, что при целостном выполнении нельзя изучить и усовершенствовать его отдельные части;

- когда целостное выполнение действия может быть опасным, если предварительно не изучить его элементы;

- когда необходимо обеспечить быстрый успех в обучении с тем, чтобы поддержать интерес к учебной деятельности, особенно в работе с детьми-подростками, сформировать уверенность в своих силах.

Задача построения обучения технике двигательным действиям методом расчленения сводится к решению вопросов о числе упражнений и их выборе. Необходимо придерживаться следующих правил:

а) при расчленении упражнений следует учитывать особенности структуры изучаемого действия, двигательный опыт обучаемых и условия обучения;

б) расчленение не должно вызывать принципиального изменения структуры данного действия;

в) при расчленении упражнения должны быть охвачены все фазы целевого упражнения;

г) для отдельного разучивания следует выбирать только те фазы упражнения, которые могут эффективно контролироваться либо самим обучаемым, либо извне, с помощью преподавателя или обучающих устройств; фазы движения, плохо поддающиеся контролю, вычленять не следует;

д) упражнение должно содержать, возможно меньше посторонней двигательной информации, не связанной с предметом обучения.

Основные разновидности метода расчлененного упражнения:

Метод собственно расчлененного упражнения, который предусматривает использование относительно крупных заданий, каждое из которых охватывает одну или несколько фаз целевого упражнения.

Метод решения узких двигательных задач, который предполагает вычленение отдельных характеристик движений, и действий внутри фаз целевого упражнения. С помощью него можно решать разнообразные задачи. Сформировать более точные представления о движении у обучаемых, совершенствовать отдельные характеристики техники движений, исправлять ошибки, возникающие в процессе обучения.

Существует множество приемов расчлененного разучивания двигательных действий. К основным следует отнести освоение ключевых положений тела и его частей, временная фиксация положения тела в той или иной фазе упражнения, «проводка» в изучаемой фазе движения, имитация движения, изменение исходных и конечных условий движения и т.д.

Метод целостного упражнения основывается на том, что с самого начала движения осваиваются занимающимися в составе той целостной структуры, которая типична для данного действия (прыжки, метания и др.). Данный метод используется:

  • при разучивании простых упражнений;
  • при изучении сложных действий, которые с методической точки зрения нецелесообразно изучать по частям;
  • при совершенствовании и закреплении двигательных навыков.

Благоприятные условия для применения целостных методов имеются тогда , когда обучаемый и педагог располагают эффективными средствами и приемами помощи и страховки. Это характерно для таких видов спорта, как спортивная гимнастика, акробатика, прыжки в воду, прыжки с трамплина на лыжах и другие, в которых освоение действий связаны с элементами риска, страха, преодолением отрицательных эмоций.

В настоящее время все более широкое применение в физическом воспитании и спорте находят тренажерные устройства, берущие на себя функции обучения технике движений и контроля за действиями занимающихся. Естественно, применение таких тренажеров и других технических устройств делает возможным целостное разучивание даже довольно сложных двигательных действий.

Разновидности целостных методов:

Собственно целостный метод, который подразумевает прямое применение в качестве обучающего упражнения целевое движение, т.е. то действие, которое является объектом изучения.

Метод целостного упражнения с постановкой частных задач.

Метод целостного упражнения с развертыванием обучения от ведущего звена.

Метод подводящих упражнений, который основан на применении в качестве обучающих упражнений действий структурно-родственных целевому упражнению, но более доступных в освоении.

При разучивании и совершенствовании упражнений этим методом могут использоваться такие методические приемы, как:

- самостоятельное выполнение упражнения при наличие гарантированной безопасности (применяется непосредственная страховка преподавателем, партнером, вспомогательными средствами и др.);

- выполнение упражнений с направляющей помощью;

- на тренажере;

- применение проводки и т.д.

         При воспитании физических качеств использую методы:

Равномерный метод занимающиеся выполняют физическое упражнение непрерывно с относительно постоянной интенсивностью, стремясь, к примеру, сохранить неизменную скорость передвижения, темп работы, величину и амплитуду движений.Этот метод используется в основном в циклических видах спорта (бег, ходьба, плавание), хотя не исключено применение его в упражнениях ациклического характера (гимнастика).

Переменный метод характеризуется последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного изменения скорости передвижения, темпа, длительности ритма, амплитуды движений, величины усилий, смены техники движений и т.п.

Существует несколько вариантов переменного метода:

  • с ритмичным колебанием интенсивности;
  • с неритмичным колебанием интенсивности и длительности мышечной работы;
  • с неритмичным колебанием интенсивности.

Данный метод используется  в циклических и в ациклических видах спорта.

Повторный метод- это многократное  выполнение упражнений через интервал отдыха, в течение которого происходит  полное восстановление работоспособности. При применении этого метода тренирующее воздействие на организм обеспечивается не только в период выполнения упражнения, но и благодаря суммации утомления организма от каждого повторенного задания.

Данный метод используется в циклических и  ациклических видах спорта.

В практике повторный метод используется в нескольких вариантах:

  • повторная работа с равномерной непредельной интенсивностью;
  • повторная работа с равномерной предельной интенсивностью;

Интервальный метод внешне похож на повторный. Но если при повторном методе характер воздействия на организм определяется исключительно самим упражнением, то при интервальном методе большим тренировочным воздействием обладают также интервалы отдыха.

 В настоящее время в большинстве физических упражнениях используется интервальный метод.

По интенсивности нагрузки  интервальный метод делится:

  • экстенсивно-интервальный метод;
  • интенсивно-интервальный метод.

При очередном повторении упражнения можно выделить следующие варианты интервального метода зависящие от длительности физической  нагрузки

  • с постепенным увеличением длительности работы;
  • с постепенным уменьшением длительности выполнения физических упражнения;
  • с чередованием длительности работы в каждой серии.

По характеру интервалов отдыха между очередным выполнением физического упражнения можно выделить:

  • «облегченный» интервальный метод;
  •  «жесткий» интервальный метод.

Средства применяемые на уроках физической культуры в школе

К средствам физического воспитания относят физические упражнения, естественные силы природы и гигиенические факторы.

Физическое упражнение - это основное и специфическое средство физического воспитания, особый вид двигательной деятельности, при помощи которого осуществляется направленное воздействие на занимающихся.

Физические упражнения - двигательные действия, с помощью которых решаются образовательные, воспитательные задачи и задачи физического развития. Многократное выполнение двигательных действий образует двигательную деятельность.

Естественные силы природы и факторы гигиены являются вспомогательными средствами. С помощью их лучше используется основное средство, создаются условия для эффективного влияния физических упражнений на учащихся, успешной организации и проведение занятий. Основные и вспомогательные средства должны применяться в единстве.

Физические упражнения оказывают на человека многостороннее и глубокое воздействие. При выполнении физических упражнений в организме занимающихся совершается целый ряд физиологических, психических, биохимических и других процессов, которые вызывают соответствующие изменения как в двигательной, так и в вегетативной сферах. Систематическое применение физических упражнений совершенствует деятельность всех органов и систем, способствует положительным перестройкам в работе организма. Кроме того, физические упражнения являются важнейшим средством предупреждения заболеваний и борьбы с ними.

Влияние физических упражнений на организм занимающихся определяется рядом внешних и внутренних факторов:

· Индивидуальные особенности занимающихся: возрастные, половые, состояние здоровья и физического развития, уровень умственной, нравственной, физической и эмоциональной подготовленности, режим труда, учёбы, отдыха, быта. В зависимости от индивидуальных особенностей одно и то же физическое упражнение (бег, прыжки, метания и др.) оказывает разный эффект.

· Особенности самих физических упражнений: их сложность, новизна, эмоциональность, направленность, техника, величина нагрузки и т.д. Так, упражнения, выполненные неохотно, небрежно, без усилия, не могут оказать такое же влияние на занимающихся, как упражнения, выполненные сознательно и активно.

· Особенности внешних условий: метеорологических, местности, качества спортивного инвентаря, одежды, гигиенического состояния мест занятий и др. Так, влияние на организм занимающихся одних и тех же упражнений, выполненных в разных условиях, будет неодинаковым. Например, бег на определённое расстояние, выполненный на дорожке стадиона, по пересечённой местности вверх и вниз, по песку, по снегу, по воде, определённо даст разные результаты и окажет разный эффект.

В настоящее время известно более 300 классификаций физических упражнений. Данный факт объясняется тем, что каждое упражнение обладает не одним, а несколькими характерными признаками, и, соответственно, может быть представлено в разных классификациях.

В историческом масштабе можно выделить естественные и так называемые аналитические упражнения.

К естественным относятся упражнения, которые возникли из трудовой, боевой и бытовой деятельности, например: ходьба, бег, лазанье, ползанье, прыжки, метания, переноска тяжестей, плавание и т.д. Однако существуют упражнения, специально созданные в процессе развития теории и практики физической культуры. Это так называемые аналитические упражнения. Их применяют для обучения основам движения, развития основных физических качеств, решения специальных педагогических и лечебных задач. К этой группе упражнений относятся упражнения на большинстве гимнастических снарядов, упражнения с разнообразными снарядами и предметами и др. Характерной особенностью такого рода упражнений является их значительная отвлечённость от движений и действий, встречающихся в практической повседневной жизни.

На сегодняшний день в теории физической культуры к числу основных классификаций физических упражнений относятся следующие:

1. Классификация упражнений по преимущественной целевой направленности их использования. По этому признаку упражнения подразделяются на: общеразвивающие, профессионально-прикладные, спортивные, восстановительные, рекреационные, лечебные, профилактические и др.

2. Классификация упражнений по их преимущественному воздействию на развитие отдельных качеств человека. По этому признаку выделяют упражнения для развития силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости, а также сенсорно-перцептивных, интеллектуальных, эстетических, волевых качеств и т.д.

3. Классификация упражнений по преимущественному проявлению определённых двигательных умений и навыков. Здесь обычно выделяют акробатические, гимнастические, игровые, беговые, прыжковые, метательные и другие упражнения.

4. Классификация упражнений по структуре движений. В этом случае упражнения подразделяются на циклические, ациклические и смешанные.

· К циклическим упражнениям относятся: ходьба, бег, плавание, гребля, продвижение на велосипеде, лыжах, коньках и т.д. Характерным признаком циклических упражнений является закономерная последовательность, повторяемость и взаимосвязь самих циклов.

· К ациклическим упражнениям относятся: метание диска, толкание ядра, метание молота, прыжки с места, гимнастические упражнения на снарядах, рывок и толчок штанги и др. В этом случае каждое упражнение представляет собой законченное действие, повторение которого не вытекает из сути самого действия.

· К смешанным упражнениям относятся: прыжки в длину с разбега, прыжки с шестом, бег с барьерами, метание копья с разбега и т.д. То есть это упражнения, в которых сочетаются действия циклического и ациклического характера.

5. Классификация упражнений по преимущественному воздействию на развитие отдельных мышечных групп. В зависимости от того, на какие мышечные группы влияют те или иные упражнения, выделяют: упражнения для мышц шеи и затылка, спины, живота, плечевого пояса, плеча, предплечья, кисти, таза, бедра, голени, стопы.

Пример: Такая классификация широко применяется при составлении комплексов силовых упражнений в процессе проведения занятий по бодибилдингу, атлетической гимнастике, пауэрлифтингу, гиревому спорту и т.п.

6. Классификация упражнений по особенностям режима работы мышц. При этом выделяются динамические упражнения, статические, комбинированные.

· Динамические – упражнения, в процессе выполнения которых мышцы, сокращаясь, укорачиваются или удлиняются.

· Статические (изометрические) – упражнения, при выполнении которых длина мышцы при сокращении остаётся неизменной.

· Комбинированные – упражнения, сочетающие оба режима работы мышц.

7. Классификация упражнений по различию участвующих в работе механизмов энергообеспечения мышечной деятельности. В этом случае различают упражнения: аэробные, анаэробные, аэробно-анаэробные.

· Аэробные – упражнения, в процессе выполнения которых энергообеспечение мышечной работы осуществляется в основном за счёт процессов окисления с участием кислорода.

· Анаэробные – упражнения, в процессе выполнения которых энергообеспечение мышечной работы осуществляется в основном в бескислородных условиях (на клеточном уровне).

· Аэробно-анаэробные – упражнения смешанного характера.

8. Классификация упражнений по интенсивности работы. Как правило, в этом случае упражнения подразделяются на упражнения максимальной, субмаксимальной, большой, средней, малой и умеренной интенсивности.

Помимо указанных классификаций существуют и иные, например:

- по воздействию на различные системы и функции организма (на развитие органов дыхания, кровообращения, вестибулярного аппарата и т.д.);

- по снарядовому признаку (без снаряда, со снарядами и т.д.);

- по предметным формам применения (гимнастика, спорт, игры, туризм и т.д.);

- по числу занимающихся, выполняющих упражнения (без партнёра, с партнёром, в группе).