Лекотека

Цицулина Олеся Михайловна

Видео о проекте "Лекотека" в МДОАУ ЦРР-д/с "Фантазия" ссылка:https://www.youtube.com/watch?v=U0xn9aLWCrQ

Лекотека — в переводе со шведского звучит как «библиотека игр». Родиной лекотеки является Стокгольм, Швеция. Там в 1963 году по инициативе родителей и педагогов было создано своеобразное собрание развивающих игр и игрушек.

Постепенно это направление распространилось в Европе, а сейчас и по всему миру.

Лекотека представляет собой специально организованную развивающую предметно-пространственную среду,  ориентированную на стимуляцию игровой деятельности и коррекцию нарушений в  развитии детей-инвалидов,  детей с  ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) от 2 месяцев до 7 лет, не посещающих детский сад. Лекотека станет альтернативной формой дошкольного образования  для таких детей.

 Уникальным является то, что деятельность Лекотеки направлена на работу не только с детьми, но и с их родителями. Организация Лекотеки дает возможность семьям получить своевременную помощь в раннем выявлении характера и степени нарушения, определить индивидуальный путь развития и коррекции, научить родителей взаимодействовать с ребенком, чтобы активизировать его развитие.

Лекотека подразумевает бесплатные коррекционные и развивающие занятия детей с учителем-логопедом, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию, воспитателями по театральной и изобразительной деятельности и другими специалистами дошкольной организации. Педагоги Лекотеки помогают детям с нарушениями развития в формировании у них предпосылок к учебной деятельности, приобретении социального опыта, поддерживают развитие личности. Обучение проходит в форме игровых сеансов.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пальчиковая гимнастика Технологическая карта №1 Тема: «Семья» (1 вариант: взрослый по очереди разминает каждый пальчик; 2 вариант ребенок сам показывает пальчики ) Этот пальчик - дедушка (большой), Этот пальчик - бабушка (указательный), Этот пальчик - папочка (средний), Этот пальчик - мамочка (безымянный), Этот пальчик - я (мизинец). Вот и вся моя семья. (Хлопать в ладоши). Пальчиковая гимнастика Технологическая карта №2 Тема: «Семья» Кто приехал? ( ребенок складывает вместе ладошки и пальцы обеих рук, четыре раза хлопает кончиками больших пальцев) Мы, мы, мы! ( теперь кончики больших пальцев прижаты друг к другу и неподвижны, а кончиками остальных пальцев быстро и одновременно хлопает три раза ) Мама, мама, это ты? ( хлопает кончиками больших пальцев ) Да, да, да! ( хлопает кончиками указательных пальцев) Папа, папа, это ты? ( хлопает кончиками больших пальцев ) Да, да, да! ( хлопает кончиками средних пальцев) Братец, братец, это ты?

Слайд 2

Я и моя семья Знаю я, что у меня ( поднимают руку ладонью к себе Дома дружная семья: и в соответствии с текстом Это – мама, в определенной последовательности загибают пальцы: Это – я, сначала безымянный, затем мизинец, указательный палец, Это – бабушка моя, средний и большой) Это – папа, Это – дед. И у нас разлада нет. Или: Ах, сестричка, это ты? (хлопает кончиками больших пальцев) Да, да, да! (хлопает кончиками безымянных пальцев) Дедушка, а это ты? или: Бабушка, а это ты? (хлопает кончиками больших пальцев) Да, да, да! (хлопает кончиками мизинцев) Все мы вместе, да, да, да! (хлопает в ладоши)

Слайд 3

Пальчиковая гимнастика Технологическая карта №3 Тема: Игрушки У Антошки есть игрушки: ( Поочередно сгибают пальцы, начиная с большого) Вот веселая лягушка. Вот железная машина. Это мяч. Он из резины. Разноцветная матрешка И с хвостом пушистым кошка. Катины игрушки На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в ладоши , стучат кулаками.) Куклы Танины сидят: Два медведя, Буратино, (Загибают поочередно все пальцы) И веселый Чиполино , И котенок, и слоненок. Раз, два, три, четыре, пять - Разгибают поочередно все пальцы Помогаем нашей Тане - Попеременно хлопают в ладоши и Мы игрушки сосчитать - стучат кулаками. Пальчиковая гимнастика Технологическая карта №4 Тема: «Игрушки» Я с игрушками играю. Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.) Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».) Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.) Грузовик везде катаю. ( Двигаем слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)

Слайд 4

Пальчиковая гимнастика Технологическая карта №5 Тема: Части тела Дружные пальчики. Эти пальчики щипают, Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки (или мамину ладонь). Эти пальчики гуляют, Указательный и средний "идут" по другой руке. Эти - любят поболтать, Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга (шурша). Эти - тихо подремать, Безымянный и мизинец прижимаем к ладони. А большой с мизинцем братцем Могут чисто умываться. Крутим большим пальцем вокруг мизинца . Пальчиковая гимнастика Технологическая карта №6 Тема: Части тела У меня есть голова Грудь, живот, а там спина Ножки чтобы поскакать , Ручки чтобы поиграть ( указываем на части тела )

Слайд 5

Пальчиковая гимнастика Технологическая карта №7 Тема: Части тела Это глазки. Вот, вот. Это ушки. Вот, вот. Это нос, это рот. Там спинка. Тут живот. Это ручки. Хлоп-хлоп. Это ножки. Топ- топ. Ох устали вытрем лоб! Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом. Пальчиковая гимнастика Технологическая карта №8 Тема: Предметы гигиены Ах вода, вода, вода! ( ритмично потираем ладошки имитируя «мытье рук») Будем чистыми всегда! Брызги-вправо , брызги –влево! ( пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая воду ) Мокрым стало наше тело! Полотенчиком пушистым (энергичные движения имитируют поочередное вытирание каждой руки полотенцем) Вытрем ручки очень быстро.

Слайд 6

Пальчиковая гимнастика Технологическая карта №9 Тема: Фрукты Будем мы варить компот, (Левая рука – «ковшик», правая имитирует помешивание.) Фруктов нужно много вот: Будем яблоки крошить, (Загибают пальчики начиная с большого.) Грушу будем мы рубить, Отожмём лимонный сок, Слив положим на песок. Варим, варим мы компот. (Опять «варят» и «помешивают».) Угостим честной народ. (Развести руки в стороны.) Пальчиковая гимнастика Технологическая карта № 10 Тема: Фрукты Большой пальчик яблоки трясёт. (Кисти сжаты в кулак, разгибаем большой пальчик.) Второй их собирает. ( Разгибаем указательный палец.) Третий их домой несёт. (Разгибаем средний палец) Четвёртый высыпает. (Разгибаем безымянный .) Самый маленький – шалун. (Разгибаем мизинец) Всё, всё, всё съедает .

Слайд 7

Пальчиковая гимнастика Технологическая карта №11 Тема: Фрукты Мы делили апельсин. ( дети разламывают воображаемый апельсин на дольки ) Много нас, (показывают 10 пальцев) А он один. (показывают 1 палец) Эта долька – для ежа. Эта долька – для стрижа. Эта долька – для утят. Эта долька – для котят. Эта долька – для бобра. (загибают по одному пальчику на каждую строчку) А для волка – кожура. (бросательные движения правой рукой) Он сердит на нас – беда!!! (сжимают кулаки и прижимают их к груди) Разбегайтесь – кто куда!!! («бегут» пальцами по столу) Пальчиковая гимнастика Технологическая карта № 12 Тема: Фрукты Этот пальчик - апельсин, Поочерёдно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого. Он, конечно, не один, Этот пальчик – слива, Вкусная, красивая. Этот пальчик – абрикос, Высоко на ветке рос. Этот пальчик – груша, Просит: «Ну-ка, скушай!» Этот пальчик – ананас, Фрукт для вас и для нас. Показывают ладошками вокруг и на себя.

Слайд 8

Пальчиковая гимнастика Технологическая карта №13 Тема: Осень. Осень, осень, - трем ладошки друг о друга Приходи! – по очереди сжимаем кулачки Осень, осень, - трем ладошки друг о друга Погляди! – положить ладошки на щеки Листья желтые кружатся, - движение ладонями сверху вниз Тихо на землю ложатся. – поглаживаем коленки Солнце нас уже не греет, - по очереди сжимаем кулачки Ветер дует все сильнее, - разводим одновременно ручки в разные стороны К югу полетели птицы, - скрестить ручки и пошевелить пальчиками Дождик к нам в окно стучится. – стучим пальчиками по ладошкам Шапки, куртки надеваем – делаем вид И ботинки обуваем – постучать ногами Знаем месяцы: - похлопать ладошками по коленкам Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. - кулак, ребро, ладонь Пальчиковая гимнастика Технологическая карта № 14 Тема: Осень . Ветер северный подул, - подуть на пальцы все листочки с липы сдул с-с-с – смахивать руками, будто сдувает листочки Полетели, закружились и на землю опустились. - ладони зигзагами плавно опустить на стол Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – постучать пальцами по столу Град по ним заколотил, Листья все насквозь пробил, - постучать кулачками по столу Снег потом припорошил, - плавные движения вперед-назад кистями Одеялом их накрыл. - ладони прижать крепко к столу

Слайд 9

Пальчиковая гимнастика Технологическая карта №15 Тема: Осень. Ветер по лесу летал, (Плавные, волнообразные движения ладонями ) Ветер листики считал: Вот дубовый, Вот кленовый ( Загибать по одному пальчику ) Вот рябиновый резной, Вот с березки – золотой, Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку ( Спокойно уложить ладони на стол ) Пальчиковая гимнастика Технологическая карта № 16 Тема : Осенние листья. Раз, два, три, четыре, пять, - загибаем пальчики, начиная с большог о Будем листья собирать. - сжимаем и разжимаем кулачки Листья березы, - загибаем пальчики, начиная с большого Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба мы соберем, Маме осенний букет отнесем – пальчики «шагают» по столу

Слайд 10

Пальчиковая гимнастика Технологическая карта №17 Тема: Птицы Пять воробьёв… Пять воробьёв на заборе сидели, ( Показать пять пальцев , Один улетел, а другие запели. а затем загибать их по одному ).. И пели, пока не сморила усталость, Один улетел, а четверо осталось. Сидели вчетвером и немного устали, Один улетел, а трое остались. Сидели втроём и немного устали, Один улетел, а двое остались. Сидели вдвоём и снова скучали Один улетел и остался один. Один посидел, да и взял, улетел. Пальчиковая гимнастика Технологическая карта № 18 Тема: Птицы Кормушка Сколько птиц к кормушке нашей ( Ритмично сжимают и разжимают кулачки .) Прилетело? Мы расскажем. Две синицы, Воробей, ( На каждое название птицы загибают по одному пальчику.) Шесть щеглов и голубей, Дятел в пестрых перышках. Всем хватило зернышек. ( Опять сжимают и разжимают кулачки.)

Слайд 11

Пальчиковая гимнастика Технологическая карта №19 Тема: Домашние животные Поросята. Пальцы рук растопырены; поочередно «идём» по столику или коленочкам каждым из пальчиков. Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял, Мизинцы . Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал. Безымянные. Ля-ля-ля-ля , лю-лю-лю , поросяток я люблю. «Фонарики». Ля-ля-ля-ля , лю-лю-лю , поросяток я люблю. Сжимаем и разжимаем кулачки. Этот толстый поросёнок носом землю ковырял, Средние. Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал. Указательные. Ля-ля-ля-ля , лю-лю-лю , поросяток я люблю Сжимаем и разжимаем кулачки. Этот толстый поросёнок - лежебока и нахал, Большие. Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал. Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь . Пальчиковая гимнастика Технологическая карта № 20 Тема: Домашние животные Я в деревне отдыхаю… Я в деревне отдыхаю, Руки на столе ладошками вниз. Разводить и соединять пальцы правой руки. Всех зверей домашних знаю: Разводить и соединять пальцы левой руки. Кролик, лошадь и коза, Называя животное, поднимать и удерживать на весу каждый палец правой руки, начиная с большого. Кот, корова и свинья. Поднимать и удерживать на весу оставшиеся пальцы правой руки, а затем левой, начиная с большого. А еще баран с овцой, Да верный пес - Поднимать и удерживать на весу каждый палец левой руки . Помощник мой. Большой палец правой руки поднять вверх, указательный согнуть, остальные вытянуть вперед и прижать друг к другу – «собака»

Слайд 12

Пальчиковая гимнастика Технологическая карта №21 Тема: Домашние птицы. Во дворе стоит забор, За забором птичий двор. ( Руки на столе: правая – ладонью вниз, левая – сжата в кулак; поочередно меняем положение рук) Тут галдеж и суета Начинается с утра: (Ударяем правой рукой, сжатой в кулак, в ладошку левой руки, затем меняем положение). Кукарекают, гогочут, Громко крякают, болбочут (Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими). Гуси, утки, индюки, Курицы и петухи . (Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших ). Пальчиковая гимнастика Технологическая карта № 22 Тема: Домашние птицы. Есть у курицы цыплёнок, ( Большие пальцы поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца). У индюшки – индюшонок, А у утки есть утёнок, У каждой мамы малыши Все красивы, хороши! Показывают пальчики, играя ими

Слайд 13

Пальчиковая гимнастика Технологическая карта №23 Тема: Дикие животные. На лужок пришли зайчата, (Одновременное сгибание пальцев в кулак .) Медвежата, барсучата, ( При перечислении животных считать пальцы на обеих руках поочерёдно) Лягушата и енот. На зелёный, на лужок, Приходи и ты, дружок. Пальчиковая гимнастика Технологическая карта № 24 Тема : Дикие животные На водопой Жарким днем лесной тропой («шагают» по столу). Звери шли на водопой. За мамой лосихой топал лосенок, ( На каждое двустишие разгибают За мамой лисицей крался лисенок, по одному пальчику, начиная с мизинца ). За мамой ежихой катился ежонок, За мамой медведицей шел медвежонок, За мамою белкой скакали бельчата, За мамой зайчихой косые зайчата, - Делают «ушки» Волчиха вела за собою волчат, -«шагают» по столу Все мамы и дети напиться хотят.

Слайд 14

Пальчиковая гимнастика Технологическая карта №25 Тема: Зима Наши ручки замерзают. Кулачки крепко прижать друг к другу Поиграем – ка немножко Разжать кулачки, хлопать в ладони . Да похлопаем в ладошки. Хлопать в ладоши Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп! Пальчики, чтоб их согреть, Прижать ладони друг к другу, тереть Сильно надо растереть. ладонь о ладонь. Пальчики мы согреваем, Греем руки круговыми движениями , Их сжимаем – разжимаем! сжимаем и разжимаем кулачки. Пальчиковая гимнастика Технологическая карта № 26 Тема :Зима. Мороз Вечер приближается (разведите руки в стороны), Вьюга начинается ( покачайте над головой руками из стороны в сторону). Крепчает мороз ( с усилием сожмите кулаки) —Щиплет щеки, щиплет нос (пальцами слегка ущипните щеки и нос) Руки стали замерзать ( потрите ладони) Надо их отогревать ( подышите на ладони). Вечер приближается ( разведите руки в стороны) Темнота сгущается. Нам домой давно пора —До свиданья! До утра! ( помашите рукой на прощание).

Слайд 15

Пальчиковая гимнастика Технологическая карта №27 Тема: Продукты питания «Месим тесто». Тесто мнем, мнем, мнем! руками имитируем процесс вымешивания теста Тесто жмем, жмем, жмем! очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки (одновременно и поочередно) Пироги мы испечем . руками совершаем движения, как будто лепим снежки Пальчиковая гимнастика Технологическая карта № 28 Тема : Продукты питания «Салат». Мы морковку чистим- чистим ,(Энергично проводят кулачком правой руки по ладони левой). Мы морковку трём-трём, (Прижимают кулачки к груди и делают ими резкие движения вперёд-назад). Сахарком её посыплем («Посыпают сахарком», мелко перебирая пальчиками). И сметанкою польём. (Кулачком делают движения сверху вниз, как бы поливая). Вот какой у нас салат, Протягивают ладони вперёд). Витаминами богат! (Поглаживают ладошкой живот)

Слайд 16

Пальчиковая гимнастика Технологическая карта №29 Тема: Посуда. Девочка Иринка порядок наводила. Поочерёдно соединяют большой палец с остальными. Девочка Иринка кукле говорила: «Салфетки должны быть в салфетнице , Масло должно быть в маслёнке, Хлебушек должен быть в хлебнице, А соль? Ну, конечно, в солонке! Пальчиковая гимнастика Технологическая карта № 30 Тема: Посуда Мы в новом магазине посуду покупали: Руки на столе ладонями вниз; разводить пальцы в стороны и соединять. Тарелки, блюдца, чашки Поднимать поочередно пальцы правой руки На полках выбирали. Красивую кастрюлю, молочник и солонку, Набор ножей и вилок, Поднимать поочередно пальцы левой руки Шумовку и масленку. . .

Слайд 17

Пальчиковая гимнастика Технологическая карта №31 Тема:Одежда Стирка Раз, два, три, четыре, пять – (Последовательно соединяют пальцы Будем вещи мы стирать: одной руки с пальцами другой руки.) Платье, брюки и носочки, Юбку, кофточку, платочки. Шарф и шапку не забудем – Их стирать мы тоже будем. (Кулачки имитируют стирку.) Пальчиковая гимнастика Технологическая карта № 32 Тема: Одежда Сто одежек. А. Барто . Лиф на байке, ( поочередно загибают пальцы на обеих руках ) Три фуфайки, ( одновременно на каждое название одежды) На подкладке платьице Шарф на шее, Шаль большая, Что за шарик катится? ( пожимают плечами) Сто одёжек, ( ритмично сжимают и разжимают пальцы обеих рук) сто застёжек, Слово вымолвить не может. ( похлопывают себя по плечам.) Мама так закутала, Что не знаю, Тут ли я! (разводят руки в стороны)

Слайд 18

Пальчиковая гимнастика Технологическая карта №33 Тема: Обувь. Посчитаем в первый раз, ( Попеременные хлопки ладонями Сколько обуви у нас. и удары кулачками по столу.) Туфли, тапочки, сапожки Для Наташки и Серёжки, (На каждое название обуви Да ещё ботинки загибают по одному пальчику, начиная с большого ). Для нашей Валентинки , А вот эти валенки Для малышки Галеньки . Пальчиковая гимнастика Технологическая карта № 34 Тема: Обувь Новые кроссовки. Как у нашей кошки На ногах сапожки, Как у нашей свинки На ногах ботинки. А у пса на лапках Голубые тапки. А козленок маленький Обувает валенки. А сыночек Вовка – Новые кроссовки. Загибать пальчики, начиная с большого . Вот так. Вот так. Новые кроссовки. « Шагать» по столу средним и указательным пальцами обеих рук.

Слайд 19

Пальчиковая гимнастика Технологическая карта №35 Тема: Зимние забавы. Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики) Мы во двор пошли гулять ( указательным и средними пальчиками "идем" по столу) Бабу снежную слепили (катаем ручками "комок") Птичек крошками кормили ("кормим птичек ") С горки мы потом катались (ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки) А ещё в снегу валялись (кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой) Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки) Суп поели ("едим суп"), спать легли ( ладошки под щечку). Пальчиковая гимнастика Технологическая карта № 37 Тема : Зимние забавы Снежок Раз, два, три, четыре, (загибать пальчики ) Мы с тобой снежок слепили ( лепить, меняя положение ладоней) Круглый, крепкий, очень гладкий. (показывают круг, гладят ладони друг о друга) Раз – подбросим, ("подбросить", посмотреть вверх ) Два – поймаем. ("ловят", приседают) Три – уроним (встают, "роняют") И … сломаем! (топают)

Слайд 20

Пальчиковая гимнастика Технологическая карта №35 Тема: Новый год Наступает Новый год! (Хлопаем в ладоши) Дети водят хоровод. (Кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти вращаем внутрь-наружу ) Висят на елке шарики, (Поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар) Светятся фонарики. ( Фонарики) Вот сверкают льдинки, ( Сжимать и резко разжимать кулаки поочередно ) Кружатся снежинки. (Легко и плавно двигать кистями) В гости Дед Мороз идет, (Пальцы шагают по коленям или по полу) Всем подарки он несет. (Трем друг об друга ладони) Чтоб подарки посчитать, (Хлопаем по коленям или по полу, одна рука - ладонью, другая - кулаком, затем меняем) Будем пальцы загибать: ( по очереди массажируем каждый палец) 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10. Пальчиковая гимнастика Технологическая карта № 38 Тема: Новый год На ёлке Мы на елке веселились, Ритмичные хлопки в ладоши И плясали, и резвились. Удары кулачками. После добрый Дед Мороз « шагают» средним и указательным пальчиками по столу. Нам подарки преподнес. «рисуют» руками большой круг. Дал большущие пакеты, В них же вкусные предметы: Ритмичные хлопки в ладоши Конфеты в бумажках синих, Загибают пальчики, начиная с большого Орешки рядом с ними, Груша, яблоко, Один золотистый мандарин.

Слайд 21

Пальчиковая гимнастика Технологическая карта №39 Тема: Профессии Повар Повар готовил обед, Ребром ладони стучат по столу. А тут отключили свет. Загибают большой палец на левой руке. Повар леща берет И опускает в компот. Загибают указательный палец . Бросает в котел поленья, - средний В печку кладет варенье - безымянны й Мешает суп кочерыжкой, - мизинец Угли бьет поварешкой. Сахар сыплет в бульон. И очень довольный он! Разводят руками. Пальчиковая гимнастика Технологическая карта № 40 Тема: Профессии Маляры Маляры известку носят, Держат в руках воображаемые ведра, имитируют ходьбу на месте. Стены кистью купоросят. Лицом друг к другу, движения воображаемой кистью вверх-вниз. Не спеша, разводят мел. Наклонились, мешают кистью в воображаемом ведре. Я бы тоже так сумел. «Красят»

Слайд 22

Пальчиковая гимнастика Технологическая карта №41 Тема: Мебель. Раз, два, три, четыре, Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках. Много мебели в квартире. Сжимают и разжимают кулачки В шкаф повесим мы рубашку, Загибают пальчики, начиная с большого. А в буфет поставим чашку. Чтобы ножки отдохнули, Посидим чуть-чуть на стуле. А когда мы крепко спали На кровати мы лежали. А потом мы с котом Посидели за столом, Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками Чай с вареньем дружно пили. Много мебели в квартире. Пальчиковая гимнастика Технологическая карта № 42 Тема: Мебель В нашей комнате – столовой – Есть отличный стол дубовый, Стулья – спинки все резные, Ножки гнутые, витые. И ореховый буфет Для варенья и конфет. В комнате для взрослых – спальне – Есть для платьев шкаф зеркальный, Две широкие кровати С одеялами на вате И березовый комод, Мама там белье берет. А в гостиной кресла есть, Телевизор смотрят здесь. Есть диван и стол журнальный, В стенке – центр музыкальный. (На каждое название предмета мебели дети загибают по одному пальчику )

Слайд 23

Пальчиковая гимнастика Технологическая карта №43 Тема: Мебель Мебель я начну считать Показывают ладошки обеих рук. Кресло, стол, диван, кровать, Пальцы обеих рук поочерёдно сжимают в кулачки. Полка, тумбочка, буфет, Шкаф, комод и табурет. Много мебели назвали, Разжимают кулачки и показывают ладошки. Десять пальчиков зажали! Сжимают кулачки и поднимают их вверх. Пальчиковая гимнастика Технологическая карта № 44 Тема: Мамин праздник Наши мамы. Много мам на белом свете, Разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи. Всех их очень любят дети! Журналист и инженер, Поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке. Повар, милиционер, Швея, кондуктор и учитель, Врач, парикмахер и строитель – Мамы разные нужны, Сжимают обе ладошки в «замочек» Мамы разные важны! Разводят руки, поднимают ладошками вверх.

Слайд 24

Пальчиковая гимнастика Технологическая карта №45 Тема: Транспорт Автобус, троллейбус, машина, трамвай – О них ты на улице не забывай. В морях – корабли, ледоколы, суда, Они очень редко заходят сюда. (Соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с указательного) Машины По шоссе идут машины, ( Крутим воображаемый руль.) По асфальту едут шины. ( Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.) По дороге не беги, (Погрозили пальцем.) Я скажу тебе: « Би-би ». (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».) Пальчиковая гимнастика Технологическая карта № 46 Тема: Транспорт. Будем пальчики сгибать – (Загибаем пальцы начиная с мизинца) Будем транспорт называть: Автомобиль и вертолёт, Трамвай, метро и самолёт. Все пальцы мы в кулак зажали, Все виды транспорта назвали. («Встряхиваем» ладонями) Машины. Все машины по порядку Подъезжают на заправку: (Обеими руками «крутят руль» перед собой). Бензовоз, мусоровоз, С молоком молоковоз, С хлебом свежим хлебовоз . И тяжелый лесовоз. ( Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки ).

Слайд 25

Пальчиковая гимнастика Технологическая карта № 47 Тема: 23 февраля. Наша армия. Аты - баты, аты - баты! Поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки. На парад идут солдаты! Вот идут танкисты, Потом артиллеристы, А потом пехота – Рота за ротой. Пальчиковая гимнастика Технологическая карта № 48 Тема: Весна. Перелётные птицы. С юга птицы прилетели! Прилетел к нам скворушка- Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, Серенькое перышко. начиная с мизинца левой руки. Жаворонок, соловей Торопились: кто скорей. Цапля, лебедь, утка, стриж, Аист, ласточка и чиж- Снова, скрестив большие пальцы, помахать Все вернулись, прилетели, ладошками. Песни звонкие запели! У казательным и большим пальцами сделать « клюв» — « птицы поют».

Слайд 26

Пальчиковая гимнастика Технологическая карта №49 Тема: Весна Вот уж две недели Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе. Капают капели. Снег на солнце тает Руки ладонями вниз разведены в стороны. И ручьём стекает. Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону. Подснежник К нам Весна лишь заглянула - Протягивают руки вперед В снег ладошку окунула Руки внизу, перпендикулярно корпусу И расцвел там нежный, Руки соединяют в бутон на уровне глаз Маленький подснежник Медленно раздвигают пальцы («цветок раскрылся») Пальчиковая гимнастика Технологическая карта № 50 Тема: Тема: Лес, деревья, кустарники. Клён За окном сосулька тает, Ветер тучи рвёт в клочки. «Рвать» клочки, Разжимает, разжимает разжимать кулачки, Клён тугие кулачки. Прислонился он к окошку. ладони вместе прижать к щеке И, едва растает снег, Мне зелёную ладошку протянуть ладошки вперед, Клён протянет раньше всех. сжимать и разжимать кулачки Иголки У сосны, пихты и ёлки (дети перекатывают в руках, массируя ладони Очень колкие иголки, массажный мячик) Но ещё сильней, чем ельник, Вас уколет можжевельник! (подбрасывают мячик)

Слайд 27

Пальчиковая гимнастика Технологическая карта №51 Тема: КЛЕН Ветер тихо клён качает, (пальчики растопырены и тянутся вверх) Вправо, влево наклоняет: (качаем ладошками вправо-влево) Раз – наклон и два – наклон, (наклоняем влево — вправо ладошки низко-низко) Зашумел листвою клён. (пошевелить пальчиками) Пальчиковая гимнастика Технологическая карта № 52 Тема: ПАЛЬЧИКИ В ЛЕСУ (взрослый играет с ребенком) Раз, два, три, четыре, пять, вышли пальчики гулять. (взрослый держит перед собой кулачок ребенка) Этот пальчик в лес пошел, (разгибает мизинчик) этот пальчик гриб нашел, (разгибает безымянный пальчик) этот резал, (разгибает средний пальчик) этот ел, (разгибает указательный пальчик) ну, а этот лишь глядел! (разгибает большой пальчик и щекочет ладошку)

Слайд 28

Пальчиковая гимнастика Технологическая карта № 53 Тема:Пальчики в лесу (вариант 2) Этот пальчик в лес пошел, (разгибает мизинчик) этот пальчик гриб нашел, (разгибает безымянный пальчик) этот пальчик чистить стал, (разгибает средний пальчик) этот пальчик резать стал, (разгибает указательный пальчик) ну, а этот взял и съел! Потому и потолстел (разгибает большой пальчик и щекочет ладошку) Пальчиковая гимнастика Технологическая карта № 54 Тема: Цветы Наши алые цветки Распускают лепестки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши алые цветки Закрывают лепестки, Головой качают, Тихо засыпают. Медленно разжимать пальцы из кулачков, покачивать кистями рук вправо – влево, медленно сжимать пальцы в

Слайд 29

Пальчиковая гимнастика Технологическая карта № 55 Тема: Цветы АХ! Какие хризантемы! Мы сорвём их без проблемы. Ух! Охапку мы набрали , Эх! Прихватим и для Вали! Эхе – хе … цветов не стало, Их и раньше было мало. Ох, зачем мы их сгубили? Ведь не мы же их растили. Пальцами показать, как цветок распускается. Обеими руками срываем цветы. Обеими руками показать охапку. Махнуть рукой и рвать цветы дальше. Удивленно пожать плечами. Развести руки в стороны. Прижать к щекам обе руки и горестно покачать головой. Пальчиковая гимнастика Технологическая карта № 56 Тема:

Слайд 30

Пальчиковая гимнастика Технологическая карта № Тема: Пальчиковая гимнастика Технологическая карта № Тема:



Предварительный просмотр:

Лекотека как вариативная форма получения дошкольного образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ, не посещающими дошкольные образовательные организации

Аннотация. Обобщается опыт работы в Лекотеке с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ, не посещающими дошкольные образовательные организации.

Ключевые слова: дети-инвалиды, дети с ОВЗ. альтернативные формы оказания дошкольных образовательных услуг, Лекотека,  оказание ранней помощи, инклюзия.

Несмотря на внедрение инклюзивного образования на территории Российской Федерации не все дети имеют возможность посещать дошкольные организации, даже в рамках точечной инклюзии, в силу психофизических особенностей и поведения, уровня здоровья и коммуникации. С целью оказания ранней коррекционной помощи детям группы риска и инвалидностью, детям с генетическими нарушениями, а также сопровождения семей, имеющих таких детей,  в МДОАУ ЦРР – д/с «Фантазия» с октября 2018 года открыта Лекотека. Лекотека представляет собой специально организованную развивающую предметно-пространственную среду, ориентированную на стимуляцию игровой деятельности, выявление и коррекцию особенностей развития детей-инвалидов,  детей с  ограниченными возможностями здоровья в раннем и дошкольном возрасте.

Для работы Лекотеки в образовательной организации выделено отдельное помещение, соответствующее санитарно-гигиеническим требованиям.

Одним из основных условий организации деятельности Лекотеки является правильная организация развивающей  предметно-пространственной среды, которая рассматривается как  комплекс психолого-педагогических условий развития интеллектуальных, специальных, творческих, физических  способностей  детей в организованном пространстве. Специалисты, работающие в Лекотеке, организуют развивающую предметно-пространственную среду, отвечающую содержанию поставленных задач, так, чтобы все субъекты взаимодействия во время игрового сеанса чувствовали эмоциональный комфорт, а дети имели возможность самостоятельно регулировать степень своего участия во взаимодействии со взрослыми.

Пространство Лекотеки представлено в виде различных центров, оснащенных большим количеством развивающих игр и игрушек. Все предметы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет детям выбирать интересные для себя занятия, мотивирует к различным видам деятельности.

Предметно-пространственная среда  Лекотеки представлена следующими центрами:

  • сюжетно-ролевых игр
  • театрализованных игр
  • настольно-печатных игр
  • спортивный
  • разнообразных видов самостоятельной деятельности – изобразительной, музыкальной, конструктивной и др.
  • сенсомоторного развития
  • зона отдыха и релаксации (с мягкой мебелью).

Коррекционно-развивающую деятельность в  Лекотеке  осуществляют педагог-психолог, учитель-логопед,  музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре и другие специалисты, имеющие высшее профессиональное образование и прошедшие курсы повышения квалификации для специалистов Лекотеки.

        В настоящее время Лекотеку посещают 5 воспитанников, из них: один - с синдромом Дауна, два -  с НОДА, один -  с РАС и один -  с ЗПР. Для оказания помощи таким детям специалистами Лекотеки разработана программа «Выход есть», на основе которой с учетом рекомендаций ТПМПК и ИПРА составлены индивидуальные образовательные программы для каждого ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ. 

        Основной формой деятельности в Лекотеке являются игровые сеансы (индивидуальные и групповые), которые могут быть разные по целям (диагностические и коррекционно – развивающие).

Целью диагностического игрового сеанса является определение уровня развития ребёнка. Он проводится в игровой форме и предполагает совместную оценку  всех специалистов Лекотеки.

        Индивидуальный игровой сеанс (коррекционно-развивающей направленности) организуется специалистами Лекотеки индивидуально для семьи каждого ребенка в соответствии с содержанием поставленных задач.

Индивидуальный игровой сеанс может включать:

  1. наблюдение за свободной игрой ребенка, с целью отслеживания динамики в его развитии и психологическом состоянии;
  2. организованные виды деятельности с целью решения задач индивидуально-ориентированной программы;
  3. сопровождение свободной игры ребенка.

Помимо индивидуальных игровых сеансов  организованы групповые игровые сеансы.

Игровые сеансы предполагают присутствие и активное участие родителей и близких родственников. Групповые сеансы способствуют взаимодействию и коммуникации всех участников сеанса. Взаимодействие детей друг с другом дает им дополнительные впечатления, новые эмоциональные переживания, развивают  подражательные способности, стимулируют интерес и доброжелательное отношение к сверстникам, создают условия для развития совместной игры. Участие родителей в групповых игровых сеансах  создает безопасные условия общения между детьми. Поначалу родители следят за соблюдением ребёнком общих правил, помогая адаптироваться к ним (например, тихо объясняют ему, что сказал ведущий, поддерживают ребёнка в ожидании своей очереди и помогают усидеть на месте). Постепенно дети усваивают установленный в группе порядок и самостоятельно следуют ему.

Продолжительность группового игрового сеанса составляет от 30 до 60 минут в зависимости от сложности нарушений развития детей и их возраста. В процессе игровых сеансов мы используем такие педагогические  технологии, как: психогимнастика, сказкотерапия, музыкотерапия, игротерапия, цветотерапия, танцевальная терапия, смехотерапия, ИКТ технологии, артикуляционная, дыхательная,  пальчиковая гимнастики,  гимнастика для глаз и пр.

Работая в Лекотеке команда специалистов подбирает адекватные средства общения с каждым ребёнком в зависимости от характера его нарушения. Например, для детей с расстройствами аутистического спектра используются вербальные и невербальные средства коммуникации (жесты, мимика, движение тела, взгляд, вокализация), различные предметы (натуральные, миниатюрные, ассоциативные), опорные схемы и картинки.

Игровые сеансы в Лекотеке организуются 2 раза в неделю продолжительностью 2 часа.

Структура игрового сеанса в Лекотеке:

  1. Общий сбор.
  2. Индивидуальный или групповой игровые сеансы.
  3. Свободная совместная деятельность детей и родителей.
  4. Прощание.

Во время общего сбора совершается ритуал приветствия, который создает позитивный настрой, организует детей, мотивирует их на принятие правил поведения. Дети запоминают, что в начале игрового сеанса они здороваются друг с другом, слушают потешки, выполняют веселые упражнения на развитие общей и мелкой моторики. Эти упражнения выполняются под  музыкальное сопровождение.

Во время проведения группового игрового сеанса, как правило, организуется интегрированная коррекционно-развивающая деятельность детей совместно с учителем-логопедом и педагогом-психологом в рамках одной лексической темы, затем к ним постепенно подключаются другие специалисты. Такая система работы позволяет наблюдать за изменениями в поведении и деятельности детей и родителей, выступать специалистам в роли супервизоров друг для друга, повышая тем самым эффективность коррекционного воздействия.

По окончанию игрового сеанса педагог-психолог проводит ритуал прощания. во время которого дети встают в круг, хлопают друг другу (Мы – молодцы!),  педагоги прощаются с каждым ребенком, называя его по имени.

Календарно-тематическое планирование работы специалистов в Лекотеке составляется на 1-2 недели в зависимости от лексической темы и представлено в виде «паутинки», позволяющей наглядно продемонстрировать работу специалистов по направлениям.

Коррекционно-развивающая работа с детьми разной нозологии имеет свои особенности. Так,  первые встречи с ребёнком с РАС мы использовали для определения методов и средств, способных привлечь внимание ребёнка и выбора тех из них, которые могут быть использованы для поощрения и активизации его деятельности в дальнейшем. Для привлечения и концентрации внимания ребенка, понимания им речи активно использовались эмоционально-смысловые комментарии, позволяющие  проживать и эмоционально осмысливать  совместную деятельность.

Отмечено, что особый интерес у ребенка с РАС вызывает звучание дудочки: он успокаивается, сосредоточивается, внимательно слушает. Ребенок начал узнавать педагога и с помощью невербальных средств просить поиграть на дудочке.

Перед проведением игр-занятий с детьми с НОДА и ЗПРР проводили гимнастику на развитие артикуляционной и мимической моторики, различные игры на развитие общей и мелкой моторики, логоритмические игры и упражнения, дыхательную гимнастику. Во время игровых сеансов особое внимание уделялось обучению детей манипулированию различными предметами и игрушками, поскольку эти умения играют важную роль в активизации речевой деятельности и расширении словарного запаса. Для развития слухового восприятия проводились специальные игры: «Угадай, что звучит?», «Чей это голос?», «Откуда слышится звук?», «Угадай, кто позвал». Детей  знакомили с новыми предметами, их словесными обозначениями. Важным являлось обучение детей способам сенсорного обследования предметов. Одновременно вводились новые слова, обозначающие качества предмета. Для их освоения детей учили сравнивать предметы, противоположные по свойствам. Для расширения пассивного словаря проводились различные дидактические игры.

 Особое внимание в Лекотеке уделяется  взаимодействию с семьями. Специалисты, сопровождающие семью, формируют у родителей активную жизненную позицию в преодолении сложностей в развитии ребенка и общении с ним, создании атмосферы принятия собственного ребенка, установления эмоционального контакта внутри семьи.  Совместная работа специалистов направлена на оказание квалифицированной помощи ребенку с ОВЗ и членам его семьи, на привлечение родителей к активному участию в коррекционных мероприятиях.

На данном этапе деятельности Лекотеки можно отметить следующие достижения:

  1. сформировалась способность к элементарному звукоподражанию (у - гудит самолет, ту - едет поезд), к воспроизведению слов простой слоговой структуры (мама, дай, на, нет)
  2.   нейтральный эмоциональный фон сменился на положительный у ребенка с РАС
  3. на более высоком уровне проявляются показатели концентрации, устойчивости внимания
  4. проявляется самостоятельность в игровых ситуациях
  5. проявляется интерес, инициатива в игре
  6. расширился круг общения детей и родителей.

За период существования Лекотеки с 1 октября 2018 года по настоящий момент

было проведено несколько видов анкетирования родителей. Анализ анкет показал следующее:

 • 100 % родителей отмечают ценность Лекотеки как вариативной формы дошкольного образования

• 100% родителей применяют игровые приёмы в домашних условиях;

• 100% родителей пользуются полученными в Лекотеке методическими рекомендациями;

• 100% родителей свидетельствуют об улучшении эмоционального состояния детей с момента посещения Лекотеки;

• 80% родителей указывают на приобретение их детьми речевых умений и других новых компетенций за время посещения Лекотеки;

 • 100% родителей проявляют желание продолжать посещение Лекотеки.

Положительные результаты деятельности Лекотеки позволяют надеяться, что в процессе реализации индивидуальной коррекционно-образовательной программы и постепенной социализацией  «особенного»  ребенка появится возможность постепенного вхождения его в группу типично развивающихся сверстников. Сначала это могут быть «гостевые», кратковременные  визиты в группы общеразвивающей направленности. В дальнейшем, успешным продолжением Лекотеки для детей с РАС могли бы стать ресурсные группы, а для остальных детей с ОВЗ – инклюзивные группы кратковременного пребывания, которые будут связующим звеном, своеобразным «мостиком» между Лекотекой и полной инклюзией в комбинированных группах или обычной группе.