Выступление на ШМО
Доклад Гришениной Н.С. на тему
«Стилизация как средство развития творческого мышления на уроках и во внеклассной деятельности»
Слайд 1
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Вашему вниманию представляется доклад на тему: «Стилизация как средство развития творческого мышления на уроках и во внеклассной деятельности».
Слайд 2
Стилизация – это своего рода имитация, декорация. Например, в литературе можно изменить стихотворение под фольклор. Юмористы и пародисты способны выступать в манере пародируемого человека. Использовать его мимику, речь. В изобразительном искусстве, дизайне и фотографии также широко используется этот метод.
Основная цель стилизации – это преобразование реалистичного преображения в выразительный и эмоциональный объект. Стилизация — понятие, производное от термина "стиль". Стиль - самая общая категория творческого мышления. Творческое мышление – особый вид мышления, связанный с созданием чего-то нового.
Слайд 3
Современная система образования ориентируется на подготовку молодого поколения к реальной жизни. В настоящее время, для того чтобы быть востребованным на рынке труда, выпускнику школы необходимо обладать творческими способностями, самостоятельностью и оригинальностью мышления, уметь самостоятельно получать и анализировать знания в ходе творческой деятельности. В последнее время в деловой сфере чрезвычайно востребована креативность – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях. Сейчас креативное мышление – залог успешного развития.
В школе обучаются дети с разным уровнем развития. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на нас – учителей. Именно мы закладываем основы творческой деятельности, развиваем креативные способности детей.
Главное — научиться не обращать внимания на шаблонность мышления, быть уверенней и верить в силу собственной мысли!
Слайд 4
Технологии развития креативного мышления:
- Развивающее обучение
- Технологи ТРИЗ.
- Технология игрового моделирования.
- Метод проектов.
- Разноуровневое обучение.
- Информационно-коммуникативные технологии.
- Проблемное обучение.
- Диалоговые технологии.
Слайд 5
Развитие креативности на любом уроке может происходить только в процессе деятельности, и такой деятельностью является процесс творчества.
Например, на уроках технологии учитель часто ставит перед собой цели: приобщить учащихся к творческой работе, прививать интерес к творчеству, поиску.
Одним из наиболее эффективных методов формирования креативного мышления на уроках технологии, является проектная деятельность.
Слайд 6
Работа в проекте помогает развить творческие способности детей.
Рассмотрим некоторые методы развития креативного мышления на уроках физики:
- Метод поиска альтернатив и аналогий. Характеризуется спонтанным мышлением со множеством различных задач и решений. Он не требует конкретной работы над каждым вариантом, родившемся в голове. Таким образом, он позволяет найти решение, используя весь накопленный за жизнь опыт.
- Угадывание.
- Мозговой штурм.
Например, группа состоит из 10 участников, в течение 40 минут им предстоит высказать свои идеи относительно заданной темы. Разрешаются любые фантазии: от шутливых до фантазийных и ошибочных (критиковать их нельзя и все идеи приветствуются). В определенный момент начинается ажиотаж, при котором идеи формируются у участников непроизвольно и мозг начинает выдвигать самые невероятные гипотезы. Окончание мозгового штурма подразумевает детальный разбор и оценку предложенных участниками вариантов. Главный плюс данного метода — опыт нестандартного мышления, который приобретает каждый участник.
Слайд 7
Развитию креативности в математике способствует аналогия. Это такая мыслительная операция, с помощью которой находится сходство между объектами в некотором отношении. Использование аналогии в математике является одним из основных методов при поиске доказательства теоремы, решении текстовых задач. Можно широко применять аналогию при решении текстовых задач, которые представлены на слайде:
- Задачи на предположение;
- Задачи на движение по суше;
- Задачи на движение по воде;
- Задачи на части;
- Геометрические задачи на разрезание;
- Задачи на проценты;
- Задачи, решаемые “с конца”.
Творческий процесс - это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует накопление опыта, знаний, умений и навыков.
Слайд 8
На уроках русской литературы есть большая возможность творить, и на уроках учитель старается создать условия для творчества, т.е. условия внутренней свободы. Такая деятельность способствует самоутверждению личности школьника, укрепляет уверенность в своих силах, готовность к самостоятельной деятельности, способность творчески использовать свой опыт, помогает раскрыть творческий потенциал в душе ученика при помощи слова и образа. Само чтение художественного произведения – это уже творчество. Выразить внутренние переживания в письменной форме человеку всегда помогали стихи. Писать стихи по заданию за несколько минут учащимся действительно трудно, но возможно. Учителя литературы знакомят ребят со стилизацией. Стилизация — это намеренная и явная ориентация автора на ранее бытовавший в художественной словесности стиль, его имитация, воспроизведение его черт и свойств.
Учащимся даётся стихотворение и ставится задача: написать стихотворение, сохранив стиль автора и каждую четную строку. Конечно, с литературной точки зрения встречаются недостатки, но, читая эти стихи, понимаешь, как много эмоций, внутренней работы остается вне наших представлений о детях.
Слайд 9
На уроках истории так же применяется приём – стилизация. Основой стилизации выступает имитацией подлинных текстов, относящихся к определенным историческим условиям: писем, воззваний, дневниковых записей, воспоминаний, газетных публикаций и т.п.
Слайд 10
Уроки по изобразительному искусству способствуют расширению кругозора школьника, его интересов, развитию их мышления, творческого воображения, развивают зрительную память, формируется целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. Ребята усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и окружающий их мир. Большую помощь в формировании художественного мировоззрения учащегося может оказать цикл заданий по стилизации. Окружающая нас природа является прекрасным объектом для художественной стилизации. Стилизацию природных форм можно начать с изображения растений. Это могут быть цветы, травы, деревья, мхи, лишайники в сочетании с насекомыми и птицами. Занятия по стилизации необходимо проводить поэтапно, четко следуя методике, начиная от простейших заданий на одно – трех предметные композиции и постепенно подводя к беспредметным, образно-ассоциативным, психологическим.
Слайд 11
Развитие творческих способностей подростков является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не только классные занятия, но и внеклассную деятельность учащихся.
Основными формами обучения творчеству являются:
-Предметные кружки. Содержание занятий кружков включает в себя: более углубленное изучение отдельных вопросов учебной программы, которые вызывают интерес учащихся; ознакомление с жизнью и творческой деятельностью выдающихся ученых, писателей и других деятелей науки и культуры, с новейшими достижениями науки и техники; проведение вечеров, посвященных отдельным ученым или научным открытиям; организацию технического моделирования и опытнической работы, организацию встреч с интересными людьми и т.д.
-Научные общества. В последнее время получило распространение создание научных обществ школьников, которые объединяют и координируют работу кружков, проводят массовые мероприятия, посвященные науке и технике, организуют конкурсы и олимпиады по различным отраслям знаний.
-Олимпиады, конкурсы. Действенная форма развития талантов, выявления творческих возможностей детей и их дарований, позволяют судить о творческом характере работы учителей, их умении искать и развивать таланты. Такая форма внеклассной работы заранее планируются, для участия в олимпиаде отбираются лучшие школьники, что дает большой импульс для развития их способностей и задатков в различных отраслях знаний.
Сопутствующими формами обучения творчеству являются разнообразные читательские, зрительские, конференции, выставки, массовые праздники, экскурсии.
Слайд 12
Стилизация является мощным катализатором вырабатывания художественного вкуса и формирования творческих способностей. Работая над стилизацией, школьники стараются творчески подойти к поставленным задачам. У школьников происходит усиление эстетических, трудовых знаний, вырабатывание ряда особых навыков культуры труда, появление интереса к профессиям. Перед педагогами стоит задача раскрыть и поддержать творческие способности у всех учащихся. Однако это не всегда оказывается возможным. Часто в наш век узкой специализации какой-то один талант человека направляется в русло определенной профессиональной деятельности, а все остальные скрытые таланты затухают, не получая развития.
И хотелось бы закончить словами Василия Александровича Сухомлинского «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».