Рабочая программа по ОБЖ
Настоящая рабочая программа по факультативному курсу ОБЖ для 5-9 классов создана на основе Положения ОУ о рабочей программе, базисного учебного плана, учебного плана ОУ, типовой программы специальной (коррекционной) школы VIII вида:
Рабочая программа по курсу ОБЖ представляет собой целостный документ, включающий: аннотацию; количество учебных часов (в том числе практических ); цели; задачи; перечень обязательной и дополнительной литературы для учителя и обучающихся; основное содержание программы; требования к уровню подготовки обучающихся; диагностика: педагогическая дифференциация по В.В. Воронковой; учебно-тематический планирование.
Настоящая рабочая программа является компенсаторно-адаптационной, детализирует и раскрывает содержание типовой программы, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения ОБЖ.. Программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с нарушением интеллекта, возрастных особенностей, взаимосвязи памяти, внимания, мышления.
Программа курса ОБЖ для 5 класса рассчитана на 68 часов учебного времени в учебном году, а 6-9 классах - 34 часа в учебном году в каждой параллели.
Классы
| К-во часов в неделю
| Количество часов в четверть | К-во в уч.год | |||
1 четв | 2 четв | 3 четв | 4 четв |
| ||
5 класс | 2 | 18 | 14 | 20 | 16 | 68 |
6 класс | 1 | 9 | 7 | 10 | 8 | 34 |
7 класс | 1 | 9 | 7 | 10 | 8 | 34 |
8 класс | 1 | 9 | 7 | 10 | 8 | 34 |
9 класс | 1 | 9 | 7 | 10 | 8 | 34 |
Цель предмета: - воспитание «личности безопасного типа, и умение применять полученные навыки в повседневной жизни и в жизненных ситуациях.
Обучение «Основам безопасности жизнедеятельности» в школах VIII - го вида носит элементарно - практический характер и направлено на достижение следующих задач:
• учить детей предвидеть опасность;
• практическая подготовка к самостоятельной жизни;
• формирование знаний и умений, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья;
• повышение уровня общего развития обучающихся, способности к социальной адаптации в обществе.
Содержание данной программы включает в себя следующие разделы:
1. опасности в жилище;
2. опасные ситуации на улицах и дорогах;
3. безопасность в пути;
4. социальные опасности;
5. нарушение экологического равновесия;
6. оказание 1-ой медицинской помощи;
7. безопасность и защита человека в экстремальных природных условиях;
8. производственные аварии и катастрофы, пожары и взрывы;
.Программа состоит из разделов (блоков). В каждом разделе даны темы занятий, а также перечислены основные требования к знаниям и умениям учащихся.
I блок - 5 классы - « Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни».
Задачами блока являются обучение умению предвидеть опасность, правилам безопасного поведения в доме, в школе, на улице и дорогах; оказанию 1-ой медицинской помощи при травмах.
II блок - 6 класс - « Безопасное поведение в ЧС».
Задачи: правила поведения в экстремальных природных условиях, привитие практических навыков поведения на природе и обучение оказания 1-ой медицинской помощи и самопомощи в случае автономного существования в природных условиях.
III блок - 7 класс - «Чрезвычайные ситуации природного характера».
Задачами обучения являются: Дать понятие об опасности от стихийных бедствий. Оказание первой помощи при травмах».
IV блок - 8 класс - «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях техногенного характера».
Задачами этого блока являются формирование правильных действий и поведения при различных авариях техногенного характера, правильного поведения и действия при радиоактивных авариях и авариях с выбросом сильнодействующих веществ. Оказание первой помощи.
V блок - 9 класс - «Структуры осуществляющие защиту населения в ЧС и способы защиты».
9. Задачи этого блока: Закрепить пройденный материал о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Ознакомит с Единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). МЧС РФ цели, задачи, структура. Практически отработать правила оказания первой помощи пострадавшему.
С целью формирования у учащихся мотивации здорового образа жизни, с учетом своих возрастных особенностей в тематическом планировании в каждой параллели предусматривается раздел «Основы здорового образа жизни».
Также в каждой параллели в начале учебного года в тематическом планировании обязательно предусматривается вводный урок на котором дается инструктаж по технике безопасности и пожарной безопасности в школе и правила поведения во время террористического акта.
Коррекционно-развивающая работа включает несколько направлений. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений;
- коррекция – развитие памяти;
- коррекция – развитие внимания;
- развитие пространственных представлений и ориентации.
Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления.
Развитие основных мыслительных операций:
- развитие умения сравнивать, анализировать;
- выделять сходство и различие понятий;
- умение работать по инструкциям, алгоритму;
- планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
· развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
· формирование адекватности чувств;
· формирование умения анализировать свою деятельность.
Коррекция – развитие речи:
- коррекция нарушений устной и письменной речи;
- коррекция монологической речи;
- диалогической речи;
- обогащение словаря.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами являются упражнения, практические, учебно-практические работы.
Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки обучающихся, которые содержат следующие компоненты: знать/уметь - перечень необходимых для усвоения каждым обучающимся знаний; уметь - перечень конкретных умений и навыков, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, и практические работы. Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся.
• Ответы на вопросы
• Обмен мнениями по поводу ситуационных моментов в быту, жизни;
• Обсуждение видео, кинофильмов
• Ролевые и сюжетные игры, драматизация, введение театральной технологии, работа в рамках экспериментальной площадки ХРИПКиПРО.
Реализация межпредметных связей:
В целях формирования целостной научной картины мира, содействия социализации учащихся с ОЛВЗ учитель способствует реализации и углублению межпредметных связей. ОБЖ тесно связано с другими учебными предметами;
• СБО;
• Природоведение ( познают мир природы, земли, страны и опасность, которую может преподнести природа человеку.
• География;
• История (познают исторические события в различных сферах деятельности человека в прошлом, стремится делать выводы случившихся событий в том числе и ЧС, военные действия и какие последствия принести те или иные события в жизни человека и как избежать их в будущем).
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами и формами являются: словесный, наглядный, практический; беседа, сюжетно–ролевая игра, экскурсия, практическое задание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_obzh.doc | 617.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 5-9 классов создана на основе Положения ОУ о рабочей программе, базисного учебного плана ОУ, типовой программы специальной (коррекционной) школы VIII вида: «Программа специальной (коррекционной) школы VIII вида 5 - 9 кл.». Сборник 1 под редакцией В.В. Воронковой.- М.: Гуман. изд. центр «Владос», 2010.
Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание типовой программы, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения ОБЖ. Рабочая программа по ОБЖ представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; количество учебных часов (в том числе практических и контрольных работ); цели; задачи; перечень обязательной и дополнительной литературы для учителя и обучающихся; формы промежуточной аттестации; основное содержание программы; требования к уровню подготовки обучающихся; учебно-тематическое планирование.
Программа по ОБЖ для 5-9 классов является компенсаторно-адаптационной и составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные сведения во время уроков чтения и развития речи в младших классах, и рассчитана на 34 часа учебного времени.
Цель предмета ОБЖ – воспитание «личности безопасного типа», умение применять полученные навыки в повседневной жизни и в жизненных ситуациях.
Задачи ОБЖ:
- учить детей предвидеть опасность;
- практическая подготовка к самостоятельной жизни;
- формирование знаний и умений, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья;
- повышение уровня общего развития обучающихся, способности к социальной адаптации в обществе.
Содержание рабочей программы выстроено по темам с выделением разделов:
- Опасные и чрезвычайные ситуации.
- Пожарная безопасность.
- Опасные ситуации в быту
- Опасные ситуации на дорогах, транспорте.
- Опасные ситуации криминогенного (преступного) характера.
- Оказание первой помощи пострадавшему.
В связи с современными требованиями в рабочую программу были внесены следующие изменения:
1. В связи с увеличением дорожно-транспортного травматизма среди детей увеличены часы по изучению правил дорожного движения.
2. В разделе «Пожарная безопасность» включены темы: Правила пожарной безопасности в школе.
3. В связи с увеличением числа преступлений направленные против детей, включены темы: «Как уберечь себя от преступлений», «Как защитить свой дом», «Криминальные ситуации в общественных местах».
Основной принцип реализации программы – обучение в процессе конкретной практической, коррекционной деятельности, которая учитывает познавательные потребности школьников. Коррекционно-развивающая работа включает несколько направлений. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений;
- коррекция – развитие памяти;
- коррекция – развитие внимания;
- развитие пространственных представлений и ориентации.
Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления.
Развитие основных мыслительных операций:
- развитие умения сравнивать, анализировать;
- выделять сходство и различие понятий;
- умение работать по инструкциям, алгоритму;
- планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
- развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
- формирование адекватности чувств;
- формирование умения анализировать свою деятельность.
Коррекция – развитие речи: - коррекция нарушений устной и письменной речи;
- коррекция монологической речи;
- диалогической речи;
- обогащение словаря.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами являются упражнения, практические, учебно-практические работы.
Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки обучающихся, которые содержат следующие компоненты: знать/уметь - перечень необходимых для усвоения каждым обучающимся знаний; уметь - перечень конкретных умений и навыков, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
К концу 5 класса учащиеся должны знать:
∙ какие предметы обихода могут оказаться опасными при неправильном обращении с ними
∙ правила пользования этими предметами, газом, водой, электроприборами
∙ меры, которые необходимо предпринять для устранения затопления жилища, утечки газа
∙ правила пользования лифтом
∙ об угрозе нападения, исходящей от незнакомых людей
∙ основные правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях социального характера
∙ правила безопасного поведения на улице
∙ правила безопасного обращения со спичками и зажигалками, быстровоспламеняющимися веществами
∙ правила обращения газовой плитой, электроприборами
∙ правила поведения при пожаре в доме, автобусе, лесу
∙ правила поведения при землетрясении
∙ правила пользования общественным транспортом
∙ правила поведения в транспорте при возникновении ЧС
∙ значение сигналов светофора
∙ правила движения пешеходов по тротуарам и обочине дороги
∙ правила перехода улиц и дорог
∙ правила безопасности в лесу
∙ виды ядовитых растений и грибов
∙ признаки отравления организма и способы оказания первой помощи
∙ меры безопасности при купании и способы оказания помощи утопающему
∙ что такое здоровый образ жизни уметь:
∙ узнавать сигналы, оповещающие о возникновении ЧС
∙ быстро и спокойно действовать при эвакуации из здания
∙ вызвать нужную службу спасения по телефону
∙ закрывать водопроводный вентиль, перекрывающий подачу воды
∙ закрывать вентиль, перекрывающий подачу газа
∙ оказывать первую помощь при порезах и уколах
∙ вызывать помощь при остановке лифта между этажами
∙ предпринимать правильные действия при встрече с незнакомцем
∙выполнять правила безопасного поведения на улице
∙ обращаться за помощью в случае возникновения опасной ситуации на улице
∙ вызывать пожарную команду по телефону и объяснить, что произошло, давать точный адрес с указанием дома, номера подъезда, этажа, квартиры
∙ гасить небольшой огонь подручными средствами
∙ делать для себя мокрую маску от дыма приобретать билеты для проезда в транспорте
∙ двигаться по тротуарам улицы и обочине загородной дороги
∙ правильно переходить улицы и загородные дороги по наземному и подземному переходу
∙ оказывать помощь тонущему человеку с использованием подручных средств
∙ правильно вести себя во время землетрясения
∙ вести здоровый образ жизни
К концу 6 класса учащиеся должны знать:
∙ главные составные части дороги, дорожную разметку и дорожные знаки, виды перекрестков, сигналы светофоры и регулировщика
∙ сигналы, подаваемые водителями транспортных средств
∙ правила перехода улиц и дорог
∙правила перехода улицы при высадке из общественного транспорта
∙ дорожные знаки действия при пожаре в общественном транспорте
∙ как выбирать место для катания на велосипеде, скейтборде, роликовых коньках
∙ возможные последствия пользования неисправным оборудованием
∙ правила поведения на воде
∙ правила пользования различными плавательными средствами
∙ способы и средства самоспасения и оказания помощи утопающему на воде
∙ правила безопасного обращения со средствами бытовой химии согласно инструкции
∙ правила обращения с ртутным термометром
∙ правила предосторожности, необходимые для обеспечения предотвращения возникновения криминогенной ситуации в жилище
∙ способы и средства первой помощи при различных укусах и последующие действия пострадавшего
∙ правила сбора грибов и ягод в лесу
∙ правила поведения при землетрясении
∙ что такое эвакуация, правила эвакуации
∙ элементарные сведения о возможностях инфицирования ран
∙ обеззараживающие средства
∙ способы оказания первой помощи при травмах
∙ что такое здоровый образ жизни
уметь:
∙ различать сигналы светофора и регулировщика
∙ сигналы, подаваемые водителями транспортных средств
∙ соблюдать правила перехода улиц и дорог
∙ проверять техническое состояние велосипеда, скейтборда, роликовых коньков
∙ соблюдать правила движения по улице
∙ соблюдать обязанности пассажира
∙ соблюдать правила перехода улицы при высадке из общественного транспорта
∙ соблюдать правила поведения на воде
∙ проверять состояние плавательных средств
∙ правильно вести себя во время землетрясения
∙ соблюдать правила обращения со средствами бытовой химии
∙ соблюдать меры предосторожности для предотвращения возникновения криминогенной ситуации в жилище
∙ оказывать первую помощь при различных укусах и вызывать врача
∙ выполнять действия по сигналу учебной тревоги об эвакуации из школьного здания
∙ оказывать первую помощь при травмах
∙ вести здоровый образ жизни
К концу 7 класса учащиеся должны знать:
∙ правила для пешеходов
∙ средства регулирования дорожного движения
∙ правила езды на велосипеде
∙ правила поведения при террористических актах
∙ правила поведения человека при попадании в условия вынужденного автономного существования в природных условиях
∙ последовательность действий при вынужденной автономии
∙ способы ориентирования на местности
∙ способы оборудования временного укрытия
∙ способы разведения костра, типы костров
∙ способы обогрева внутри временного жилища
∙ способы очистки воды
∙ способы рыбной ловли и охоты
∙ способы приготовления пищи в походных условиях
∙ сигналы бедствия и сигнальные средства
∙ правила безопасного поведения при акклиматизации
∙ меры безопасности при переходе водоемов по льду
∙ правила спасения при попадании в полынью
∙ правила безопасного поведения на воде
∙ приемы оказания первой помощи утопающему
∙ правила поведения при землетрясениях
∙ что такое эвакуация
∙ способы оказания первой медицинской помощи при ранах, кровотечениях, ожогах
∙ лекарственные растения
∙ причины тепловых и солнечных ударов
∙ опасных змей и насекомых
∙ значение здорового образа жизни
уметь:
∙ переходить дорогу в разрешенном месте
∙ выполнять правила безопасного поведения на остановке, в салоне транспортного средства
∙ соблюдать правила передвижения по улице на велосипеде
∙ соблюдать правила поведения при террористических актах
∙ составлять план действий в условиях вынужденной автономии
∙ ориентироваться на местности по солнцу, по деревьям
∙ различать съедобные растения
∙ готовить пищу на костре
∙ применять меры по профилактике пищевых отравлений
∙ разводить костры разных типов
∙ подавать сигналы бедствия
∙ подбирать и упаковывать необходимые для турпохода вещи
∙ соблюдать меры безопасности при переходе водоемов по льду
∙ применять правила спасения при попадании в полынью
∙ соблюдать правила безопасного поведения на воде
∙ оказывать первую помощь утопающему
∙ правильно действовать при пожаре в общественном месте
∙ применять лекарственные растения
∙ накладывать повязки и жгуты при переломе
∙ оказывать первую медицинскую помощь при тепловых и солнечных ударах
∙ оказывать первую медицинскую помощь при укусах змей и насекомых
∙ правильно вести себя во время землетрясения
∙ вести здоровый образ жизни
К концу 8 класса учащиеся должны знать:
∙ правила дорожного движения
∙ дорожно – транспортную структуру города
∙ правила поведения при угрозе террористических актов
∙ причины возникновения ЧС природного характера
∙ виды опасных природных явлений
∙ правила поведения во время землетрясения
∙ правила поведения во время моретрясений и цунами
∙ возможные последствия обвалов, оползней, селей
∙ возможные последствия бурь, ураганов, смерчей
∙ рекомендации по действиям при наводнении и его угрозе
∙ причины возникновения лесных пожаров, меры по их профилактике
∙ меры безопасности в зоне лесных пожаров
∙ правила эвакуации
∙ правила пользования противогазом
∙ способы остановки кровотечения
∙ правила наложения резинового жгута
∙ правила оказания первой медицинской помощи при обморожении и ожоге
∙ основы здорового образа жизни
уметь:
∙ правильно переходить улицы
∙ соблюдать правила поведения при террористических актах
∙ устанавливать причинно – следственные связи между опасными природными явлениями и ЧС природного характера
∙ выполнять рекомендации по действиям при угрозе наводнения и во время наводнения
∙ соблюдать правила безопасного поведения во время землетрясения
∙ соблюдать меры безопасности в зоне лесных пожаров
∙ вовремя и правильно эвакуироваться из здания
∙ надевать противогаз
∙ оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим
∙ вести здоровый образ жизни
К концу 9 класса учащиеся должны знать:
∙ виды железнодорожного транспорта
∙ правила поведения на железнодорожной станции и железнодорожных путях
∙ правила поведения в аварийной ситуации в ж/д транспорте
∙ причины бедствий на реках, морях, океанах
∙ правила поведения на судне
∙ индивидуальные и коллективные спасательные средства
∙ правила эвакуации с аварийного судна
∙ правила поведения при пожаре на судне
∙ правила поведения в самолете
∙ действия при разгерметизации в самолете
∙ действия при пожаре в самолете
∙ правила безопасного поведения при угрозе террористических актов
∙ виды промышленных аварий и катастроф
∙ причины возникновения пожаров
∙ меры профилактики пожаров
∙ правила безопасного поведения при пожарах и взрывах
∙ правила поведения во время землетрясения
∙ виды переломов
∙ правила оказания первой медицинской помощи при переломах
∙ причины, вызывающие поражение отравляющими веществами
∙ основы оказания первой медицинской помощи при поражении отравляющими веществами
∙ действия населения при оповещении о химическом заражении
∙ индивидуальные средства защиты
∙ порядок действий при оповещении о радиоактивном заражении
∙ виды поражающих факторов и их воздействие на человека
∙ способы оповещения населения о ЧС техногенного характера
уметь:
∙ соблюдать правила поведения на железнодорожной станции и железнодорожных путях, в вагоне
∙ соблюдать правила поведения на судне
∙ пользоваться спасательным жилетом
∙ соблюдать правила поведения в самолете
∙ соблюдать правила безопасного поведения во время землетрясения
∙ оказывать первую медицинскую помощь при переломах
∙ соблюдать правила безопасного поведения при угрозе террористического акта
∙ пользоваться противогазом, респиратором
∙ быстро готовиться к эвакуации
∙ оказывать медицинскую помощь при радиационном заражении, при химическом ожоге
Содержание учебного предмета, курса.
5 класс
КОЛИЧЕСТВО УЧЕБНЫХ ЧАСОВ
Класс | Количество часов в неделю | Количество часов в четверть | Количество часов в год | |||
I | II | III | IV | |||
5 | 1 | 9 | 7 | 10 | 8 | 34 |
Практическая работа | 1 | 2 | 1 | 2 |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ И ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (1 час)
Беседа о цели, содержании и значении предмета основ безопасности жизнедеятельности. Особенности уроков ОБЖ. Знакомство с кабинетом, правила поведения в нём. Соблюдение правил техники безопасности в кабинете. Соблюдение санитарно-гигиенических требований на занятиях.
Обучающиеся должны иметь представление: Что такое опасные и чрезвычайные ситуации. Главные формы ОБЖ.
Пожарная безопасность (8 часа)
Основные факторы пожара. Наиболее частые причины пожара.
План пожарной эвакуации в школе. Правила и способы эвакуации при пожаре.
Правила эвакуации из здания школы при пожаре. Противопожарный режим в жилом доме. Что делать, если квартиру покинуть нельзя. Наиболее доступные средства тушения огня. Первичные средства пожаротушения.
Назначение и оборудование пожарного щита. Какие горящие предметы нельзя тушить
водой. Пожарная охрана, ее назначение и задачи.
Обучающиеся должны знать: Уметь вовремя покинуть помещение при пожаре. Уметь пользоваться средствами тушения пожара.
Опасные ситуации на дорогах и транспорте (7 часа)
Улица и движение в нашем городе. Дорожные знаки и дополнительные средства информации. Правила пользования транспортом. Основные понятия и термины правил дорожного движения. Элементы улиц и дорог. От «бытовой привычки – к трагедии на дороге. На железной дороге. Езда на велосипеде. Правила оказания первой помощи при ДТП (при кровотечении и ожогах, потере сознания).
Обучающиеся должны знать: Уметь уберечься от опасности и соблюдать правила поведения на дороге и транспорте.
Опасные и чрезвычайные ситуации (6 часа)
Что такое опасные и чрезвычайные ситуации? Как научится выявлять и предвидеть
опасности. Какие службы защищают население, какие сигналы оповещают нас об
опасности. Опасные ситуации в жилище.
Обучающиеся должны знать:
Уметь предвидеть и предотвратить опасность.
Опасные ситуации в быту (4часа)
Опасные газы. Затопление жилища. Разрушение здания. Как защитить себя от опасных веществ в быту
Обучающиеся должны знать: Уметь пользоваться газом, средствами бытовой химии, уметь действовать при затоплении жилья и разрушении здания.
Опасные ситуации криминогенного (преступного характера) ( 4 часа)
Как уберечь себя от преступления. Как защитить свой дом. Криминальные ситуации на улице, в школе и других общественных местах.
Обучающиеся должны знать: Как правильно вести себя в криминальной (преступной) ситуации.
Оказание первой помощи пострадавшему (4 часа)
Если ранили друга, перевяжи его. Помощь при термических ожогах. Помощь при отравлении и ожогах. Первая помощь при травмах.
6 класс
КОЛИЧЕСТВО УЧЕБНЫХ ЧАСОВ
Класс | Количество часов в неделю | Количество часов в четверть | Количество часов в год | |||
I | II | III | IV | |||
6 | 1 | 9 | 7 | 10 | 8 | 34 |
Практическая работа | 1 | 1 | 3 |
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (1 час)
Инструктаж по пожарной безопасности в кабинете. Соблюдение правил техники безопасности в кабинете. Соблюдение санитарно-гигиенических требований на занятиях.
Обучающиеся должны иметь представление: Как вести себя в кабинете ОБЖ.
Пожарная безопасность (4 часа)
Безопасное поведение с электричеством. Что делать, если пожар только начался.
Первоочередные действия при пожаре. Действие при пожаре в лесу.
Обучающиеся должны знать:Уметь вовремя покинуть помещение при пожаре. Уметь пользоваться средствами тушения пожара.
Правила дорожного движения (4 часа)
Причины ДТП. Поведение учащихся при ДТП.Знаки для пешеходов и водителей. Движение транспортных средств. Движение по загородным дорогам.
Обучающиеся должны знать:Уметь уберечься от опасности и соблюдать правила поведения на дороге и транспорте.
Безопасность и защита человека в экстремальных природных условиях (20 часа)
Экстремальная ситуация в природе и первоочередные действия человека, попавшего в нее.
Смена климатогеоргафических условий. Возможности выживания человека в условиях автономного существования в природной среде. Личная гигиена.
Обучающиеся должны знать:Как вести себя в экстремальной ситуации на природе.
Основы первой помощи пострадавшему.( 14 часа)
Общие принципы оказания самопомощи. Общие принципы оказания первой помощи пострадавшему товарищу. Аптечка ее виды. Первая помощь при травмах, кровотечении, укусах, отравлении, утопающему, тепловые и солнечные удары, обморожение. Переноска пострадавшего без носилок.
Обучающиеся должны знать: Как правильно оказать первую помощь пострадавшему при различных видах травм
7 класс
КОЛИЧЕСТВО УЧЕБНЫХ ЧАСОВ
Класс | Количество часов в неделю | Количество часов в четверть | Количество часов в год | |||
I | II | III | IV | |||
7 | 1 | 9 | 7 | 10 | 8 | 34 |
Практическая работа |
| 1 | 2 | 3 |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ И ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (1 час)
Инструктаж по пожарной безопасности в кабинете. Соблюдение правил техники безопасности в кабинете. Соблюдение санитарно-гигиенических требований на занятиях.
Обучающиеся должны иметь представление: Как вести себя в кабинете ОБЖ.
Пожарная безопасность ( 3 часа)
Пожарная безопасность в школе. Пожары в жилище. Оповещение и эвакуация при пожаре.
Средства пожаротушения.
Обучающиеся должны знать:Уметь вовремя покинуть помещение при пожаре. Уметь пользоваться средствами тушения пожара.
Правила дорожного движения (8 часа)
Дорожные «ловушки». Поведение участников и очевидцев ДТП. Светофоры для пешеходов. Сигналы регулировщика. Правила перевозки пассажиров на мотоцикле и мотороллере. Устройство велосипеда, его снаряжение и техническое обслуживание. Движение велосипедистов группами. Велоэстафета. Оказание первой помощи при наружном кровотечении. Правила наложения жгута. Общие правила транспортировки пострадавшего.
Обучающиеся должны знать: Уметь уберечься от опасности и соблюдать правила поведения на дороге и транспорте.
Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях. (14 часа)
Чрезвычайные ситуации природного характера. Землетрясение. Обвалы, оползни и сели. Бури, ураганы, смерчи. Наводнения. Лесные и торфяные пожары.
Обучающиеся должны знать: Как вести себя в чрезвычайных ситуациях различного природного характера.
Основы первой помощи пострадавшему.( 6 часа)
Основы медицинской помощи при ранениях и травмах. Правила наложения повязок. Первая помощь при переломах. Способ безносилочного переноса пострадавших.
Обучающиеся должны знать: Как правильно оказать первую помощь пострадавшему при различных видах травм.
Закрепление пройденного материала за год: 2 часа
Обобщение пройденного материала, подготовка к тестированию. Проведение тестирования.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема | Количество часов | Дата | Основные понятия, словарные слова |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по пожарной безопасности в кабинете. Соблюдение правил техники безопасности в кабинете. Соблюдение санитарно-гигиенических требований на занятиях. | 1 | ||
Раздел 1. Пожарная безопасность (3часа) | ||||
2. | Пожарная безопасность в школе. Пожары в жилище. | 1 | Огонь- друг и враг человека. | |
3. | Оповещение и эвакуация при пожаре. Средства пожаротушения | 1 | Твои действия при пожаре | |
4. | Практические занятия: Тренировочная эвакуация при пожаре в школе. | 1 | Эвакуация | |
Раздел 2. Правила дорожного движения ( 5 часов) | ||||
5. | Дорожные «ловушки» | 1 | Дорожная опасность, откуда ее ждать. | |
6. | Поведение участников и очевидцев ДТП | 1 | Дорожно-транспортное происшествие, виды ДТП. | |
7. | Светофоры для пешеходов. Сигналы регулировщика. | 1 | Регулировщик – кто он. | |
8. | Правила перевозки пассажиров на мотоцикле и мотороллере. | 1 | Чем опасна езда на мотоцикле и мотороллере. | |
9. | Устройство велосипеда, его снаряжение и техническое обслуживание. Движение велосипедистов группами. Велоэстафета. | 1 | Вид транспорта - велосипед. Предвидеть опасность. | |
1 четверть – 9 часов | ||||
10-11 | Оказание первой помощи при ДТП. Остановка наружного кровотечения. Общие правила транспортировки пострадавшего. Эвакуация пострадавших в ДТП. | 2 | Кровотечения. Первая помощь при ДТП. | |
12. | Практическое занятие по теме. Тестирование. | 1 | ||
Раздел 3 Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях (14 часа) | ||||
13-14 | Чрезвычайные ситуации природного характера | 2 | ЧС природного характера | |
15-16. | Землетрясение | 2 | Меры безопасного поведения при землетрясении. Страх, паника. | |
2 четверть – 7 часов | ||||
17. | Обвалы, оползни и сели | 1 | Меры безопасного поведения при обвалах, оползнях и сели.. Страх, паника. | |
18-19. | Бури, ураганы, смерчи. | 2 | Меры безопасного поведения при бури, урагане, смерчи. Страх, паника. | |
20-21. | Наводнение | 2 | Меры безопасного поведения при наводнении. Страх, паника. | |
22-23 | Лесные и торфяные пожары | 2 | Меры безопасного поведения при лесных пожарах. Страх, паника. | |
24. | Как вести себя в случаи возникновения ЧС природного характера. | 1 | Твои действия при ЧС природного характера. | |
25-26 | Практическое занятие, тестирования: «Правила поведения человека при различных видах чрезвычайных ситуациях природного характера». | 2 |
| |
3 четверть – 10 часов | ||||
Раздел 4 Основы первой помощи пострадавшему: (6 часов) | ||||
27-28. | Основы помощи пострадавшим при ранении и травмах | 2 | Травма, ранение – виды. | |
29. | Практическое занятие «Правила наложения повязок» | 1 |
| |
30. | Первая помощь при переломах | 1 | Шина, подручный материал. | |
31. | Способы безносилочного переноса пострадавшего. | 1 | Виды подручного материала при переносе пострадавшего | |
32 | Практическое занятие: «Как правильно наложить шину и использование подручного материала» | 1 |
| |
33. | Обобщающий урок по теме 4 | 1 |
| |
34. | Тестирование за год. | 1 |
| |
4 четверть – 8 часов. | ||||
Всего за год: 34 часа. |
8 класс
КОЛИЧЕСТВО УЧЕБНЫХ ЧАСОВ
Класс | Количество часов в неделю | Количество часов в четверть | Количество часов в год | |||
I | II | III | IV | |||
8 | 1 | 9 | 7 | 10 | 8 | 34 |
Практическая работа | 1 | 1 |
| 2 |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ И ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (1 час)
Инструктаж по пожарной безопасности в кабинете. Соблюдение правил техники безопасности в кабинете. Соблюдение санитарно-гигиенических требований на занятиях.
Обучающиеся должны иметь представление: Как вести себя в кабинете ОБЖ.
Пожарная безопасность ( 8 часа)
Пожары. Взрывы. Условия и причины возникновения пожаров и взрывов. Возможные последствия
пожаров и взрывов. Правила пожарной безопасности. Правила поведения при пожаре и взрыве.
Действие при пожаре в общественном месте. Действие при пожаре в общественном месте.
Обучающиеся должны знать: Знать правила пожарной безопасности. Уметь оценить пожароопасную обстановку. Сформировать самооценку и самоконтроль, способность к принятию эффективных решений в условиях пожарных и чрезвычайных ситуаций.
Правила дорожного движения (7 часа)
Разметка проезжей части улиц и дорог. Движение пешеходов индивидуально, группами и в колоннах. Правила поведения участников дорожного движения. Дорожная этика. Назначение номерных опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах. Остановочный и тормозной путь автомобиля. Перевозка учащихся на пассажирском и грузовом транспорте. Пассажиром быть не просто.
Обучающиеся должны знать: Знать правила дорожного движения. Ориентироваться на дороге. Знать правила перевозки пассажиров. Знать виды дорожных знаков.
Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях. –(10 часов)
Производственные аварии и катастрофы. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Виды аварий. Аварии с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ. Возможные последствия. Правила поведения и действие населения при авариях на ХОО. Аварии с выбросом радиоактивных веществ. Возможные последствия. Правила поведения и действие населения при радиоактивном заражении местности. Гидродинамические аварии. Правила поведения и действие населения при возникновении гидродинамических авариях. Как защитить окружающую среду от чрезвычайной экологической ситуации.
Обучающие должны знать: Как вести себя при чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Виды индивидуальных средств защиты. Виды эвакуации.
Основы первой помощи пострадавшему: (6 часов)
Характеристика поражений сильно действующими ядовитыми веществами. Отравляющие сильнодействующие ядовитые вещества. Оказание первой помощи при отравлении сильно действующими ядовитыми веществами. Приборы для определения сильно действующих ядовитых веществ.
Обобщающий урок. Тестирование.
9 класс
КОЛИЧЕСТВО УЧЕБНЫХ ЧАСОВ
Класс | Количество часов в неделю | Количество часов в четверть | Количество часов в год | |||
I | II | III | IV | |||
9 | 1 | 9 | 7 | 10 | 8 | 34 |
Практическая работа |
| 1 | 1 | 1 |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ И ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (1 час)
Инструктаж по пожарной безопасности в кабинете. Соблюдение правил техники безопасности в кабинете. Соблюдение санитарно-гигиенических требований на занятиях.
Обучающиеся должны иметь представление: Как вести себя в кабинете ОБЖ.
Пожарная безопасность ( 8 часа)
Требования правил пожарной безопасности к учебному заведению. Пожарная защита населения профилактика и ее задачи. Права и обязанности граждан по соблюдению правил пожарной безопасности. Экстренная реанимационная помощь. Средства пожаротушения. Государственная структура контролирующие соблюдения пожарной помощи. Структуры пожарной службы по оказанию помощи населению при возникновении пожара.
Обучающиеся должны знать: Знать правила пожарной безопасности. Знать классификацию средств пожаротушения. Уметь оценить пожароопасную обстановку. Развитие культуры личной безопасности.
Правила дорожного движения (7 часа)
Ответственность за нарушение ПДД. Государственные структуры регулирующие и контролирующие соблюдение правил на дороге. Дорожные знаки и их значение на дороге. Перекрестки их виды. Предупредительные сигналы водителей. Движение в темное время суток в сложных погодных условиях.
Обучающиеся должны знать: Знать правила дорожного движения. Ориентироваться на дороге. Уметь предвидеть опасность на дороге. Знать виды дорожных знаков.
Терроризм: шутки в сторону! –(6часов)
Что такое терроризм? Как выявить террориста. Как вести себя при терактах. Безопасность в транспорте. Если вы попали в заложники. Если взорвалась бомба. Если вас завалило.
Обучающие должны знать: Как вести себя при террористическом акте.
Чрезвычайные ситуации криминогенного характера (4часа).
Виды преступлений против личности. Твоя безопасность в твоих руках. Информационная безопасность. Как защитить себя и свой дом.
Структуры осуществляющие защиту населения от чрезвычайных ситуациях и способы защиты от их последствий. (4 часов)
Единая Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Цели и задачи МЧС. Его структуры. Роль МЧС и его структур в защите населения от ЧСиГО. Оповещение населения о стихийных бедствиях, промышленных авариях и катастрофах.
Обучающие должны знать: Государственные структуры защищающие население от чрезвычайных ситуациях. Систему оповещения населения о стихийных бедствиях, промышленных авариях и катастрофах.
Оборона государства – важнейший элемент обеспечения безопасности личности и общества (3 часов)
Структура вооруженных сил Российской Федерации. Рода войск, звания. Воинская обязанность граждан России. Воинский учет. Подготовка к военной службе. Призыв граждан на военную службу.
Обучающие должны знать: Конституционные обязанности гражданина РФ по защите Отечества. Структуру ВС РФ. Воинские звании.
Итоговое занятие.
Приложение 1 Календарно-тематическое планирование
Приложение 2 Оценочные материалы
Приложение 3 Учебно-методический комплекс