Лупонос Зоя Николаевна

Томина Светлана Васильевна

Здравствуйте, Зоя Николаевна! Спасибо, вам , что вы ответили на мой вопрос и подробно дали на него ответ. Я проверила и, правда, мой мальчик не может держать язык в положении "широко". Все ваши рекомендации мы уже начали выполнять. Надеюсь, что в в скором времени, мы "зашипим"!

Макарова Галина Сергеевна

Добрый день, Зоя Николаевна. Спасибо за интересный материал на вашей странице. Как мама, считаю его очень полезным. Прошу помочь советом. Моя дочь 3,5 лет не выговаривает звук "Р" и очень расстраивается по этому поводу. Как ей помочь?

Галина Сергеевна сначала надо выработать р проторный.
Подготовительный этап. Для правильного произношения звука р нужно, чтобы передний край языка стал широким. Некоторым детям это не удается: кончик языка все время суживается. Здесь могут помочь сравнения, например: «Сделай язык блинчиком, пусть он полежит на тарелке»
Если язык у ребенка продолжает оставаться напряженным, надо предложить пошлепать его губами, чтобы он стал ровным. Логопед сам произносит слоги пя-nя-пя, положив язык на нижнюю губу. При этих звуках язык легко распластывается. Внимание ребенка обращают на то, что язык стал ровный и широкий. «Теперь блинчик готов, положим его на тарелку». (Следует показать, как, пошлепывая язык губами, останавливать движение челюсти при открытом рте. Широкий язык остается лежать на нижней губе.) «Вот теперь посмотри, твой язык стал совсем хороший, лежит спокойно, не двигаясь, ровно. Закрой рот, отдохни».
Когда ребенок научится распластывать язык, делать его мягким, ненапряженным, ему предлагают поднять язык на верхнюю губу. Показывают это движение, сильно не открывая рот, чтобы ребенку не было трудно поднять широкий кончик языка вверх. Чем меньше будет расстояние между губами, тем легче сделать это движение.
Затем можно сказать: «Теперь отправим язычок за верхние зубы». Показывать, как язык отодвигается за верхние зубы, нужно медленно, плавным движением отодвигая его в глубь рта. Нужно обратить внимание ребенка на то, что язык остался таким же широким, каким был, когда лежал на верхней губе. Затем снова плавно выводят язык на верхнюю губу.
Удержав язык широким за верхними зубами, нужно подуть на его кончик. Необходимо следить, чтобы губы ребенка не закрывали зубы, иначе это помешает ему видеть положение своего языка. Можно обратиться к нему с такими словами: «Улыбнись, чтобы твои зубы были видны! Держи язык широким наверху. Скажи з ... з ... з ... Чувствуешь ветерок? Подуй так еще раз. Посмотри теперь, как я подую!»
Выработкой воздушной струи, направленной на широкий, поднятый кверху кончик языка, завершается подготовительная работа по произношению звука р. Ребенок слышит звук, близкий к а (именно этот звук получается при данной артикуляции), и не связывает его со звуком р.
Успехов и удачи! С уважением Зоя Николаевна.

Томина Светлана Васильевна

Мой ребенок не чисто произносит звук "ш", ему четыре года. Что вы посоветуете?

Здравствуйте, Светлана Васильевна. Вам надо проверить, умеет ли ребенок поднимать кончик языка за верхние зубы и может ли делать язык широким (распластывать его). Если эти движения затрудняют ребенка, их отрабатывают,
Чтобы сформировать умение держать язык широким, свободно распластанным, ребенку предлагают положить его на нижнюю губу, затем слегка пошлепать губами, как бы произнося звукосочетания ля, пя, ля.
Затем воспитывают умение загибать широкий язык кверху в форме ложечки. Для этого лучше всего, слегка высунув широкий язык, показать, как его передний край может прижиматься к верхней губе. Если движение у ребенка не получается, подкладывают ему под кончик языка ручку чайной ложки и, подняв, прижимает к верхней губе.
Усвоив движение, ребенок может повторять его при широко открытом рте, постепенно убирая язык за верхние зубы. Держать язык во рту нужно на весу, не прикасаясь кончиком к нёбу.
После того как ребенок научится распластывать язык и загибать его вверх, логопед предлагает ему: «Приоткрой рот, подними широкий язык за верхние зубы, как я. А теперь подуй на язык. Слышишь, как зашумел ветер?» (Воздух,проходя через небольшую щель между передним краем языка и небом, образует шум, напоминающий шипящий звук.)
Бывает, что ребенок дует со звуком х, тогда струя рассеивается, звук получается нечетким, искаженным. В этом случае ему надо сказать: «Подуй на кончик языка со звуком с». Выработка правильного звука ш требует многократного повторения и использования при этом различных образов (шумит ветер, шипит гусь, выходит воздух из лопнувшего шара и т. п.).
Игровая форма объяснения в сочетании с показом быстро сосредоточивает внимание ребенка. Постепенно, под контролем. воспитателя он начинает выполнять требуемые движения (сближать зубы и слегка выдвигать губы вперед) и правильно произносить звук я.
Нужно помнить, что, ставя звук, не следует никогда называть его ребенку, чтобы не вызвать у него привычное неправильное произношение.
Удачи и успехов! с уважением Зоя Николаевна Лупонос.

Надежда Романова Торопова

Как самой проверить фонематический слух ребенка?

Надежда! Ребенок может путать близкие (например С-З, Ш-Ж, Р-Л) или далекие (С-Р) по звучанию звуки. Проверить можно следующим образом (Например Р-Л): Ребенку даете задание-1, когда он услышит звук Р, хлопнет в ладоши, задание-2, когда он услышит звук Л, а Вы произносите различные звуки среди которых встречаются звуки Р и Л (З,Л,Х,П,Р,Л, и т.д.). Можно произносить слоги: РА,ДА, МА, РО и т.д.

Если ребенок путает между собой близкие звуки, то у него небольшие нарушения речевого слуха. Если далекие, то нарушение более серьезное.

Добавить запись

Защита от спам-роботов