Внедряя ФГОС... 5 класс (Литература)

Добровольская Юлия Раймондовна

В 2015-2016 году, работая над внедрением ФГОСа в 5 классе, представляю мои учебно-методические разработки по литературе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта  модуля

 

Тема: «М.Ю. Лермонтов «Бородино».

Класс:5

УМК: Литература . 5 класс. Учебник для образовательных учреждений в 2 ч./В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - 12-е изд., перераб. - М: Просвещение, 2012 г.

      Учитель:  Добровольская Ю.Р., учитель русского языка и литературы МБОУ  г. Керчи РК «Школа № 23»

Цели для ученика

Обучающие: формирование умений  анализа произведения;

 формирование практических умений и навыков правильного понимания произведения, умения аргументировать свои мысли.

Развивающие: развитие логического мышления, коммуникативных умений,  познавательного интереса.

Воспитывающие: воспитание бережного отношения к слову, культуры поведения при фронтальной, групповой и  индивидуальной работе.

Цели для учителя

Образовательные: знакомство со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Бородино» и его исторической основой, обучение основам анализа лирического  произведения.  

Развивающие: создание мотивационной основы для восприятия учебного материала, развитие навыков осмысленного чтения, умения «всматриваться и вслушиваться» в слово художественного произведения,   развитие речи, аналитического мышления учащихся, умения актуализировать личный жизненный опыт.

Воспитательные:  воспитание бережного отношения к слову, любви и уважения к великому прошлому России, воспитание чувства патриотизма.

Тип  модуля


Анализ лирического произведения

Интегрированный урок

Форма  модуля

  Работа в группах

Опорные понятия, термины

Лирика

Лирическое произведение
Ритм

Эпитет

Метафора

Заимствованные слова

Устаревшие слова

Новые понятия

Звукопись

Стилистические особенности

Формы контроля:

Фронтальный опрос
Работа в группах

Домашнее задание

- заполнить таблицу «Лексико-стилистический анализ стихотворения»;

- выучить стихотворение (или отрывок) наизусть.

Используемое оборудование

Портрет М.Ю. Лермонтова

Аудиозапись

Раздаточные материалы на печатной основе

Различные виды словарей

Дополнительная литература

  1. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе.5 класс.- М.:ВАКО, 2012

2. http://literature.area7.ru/?m=5460

Этап модуля

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

I. Мотивация

4 минуты.



Включение в деловой ритм, проверка готовности учащихся к уроку.

Мотивация учебной деятельности,  создание эмоциональной обстановки (предлагает послушать фрагмент  Торжественной увертюры «1812 год» П.И. Чайковского, задаёт вопросы на выявление восприятия музыкального произведения, просит подобрать ассоциации к названию увертюры).

Подготовка к работе.

Слушают музыку

П.И. Чайковского, отвечают на поставленные вопросы, слушают ответы одноклассников.

Словесная форма.

Постановка проблемного вопроса, подводящий к теме диалог.

Слайд 1

Личностные: самоопределение;

регулятивные: целеполагание; коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Психологический настрой учителя и учащихся.

Восприятие разных форм искусства. Эмоциональный отклик

II. Актуализация знаний

Актуализация опорных исторических и литературных   знаний, полученных в начальной школе


 3 минуты.

Объяснение целеполагания урока.

Организация работы с литературными ассоциациями.

Уточнение понимания учащимися поставленных целей урока.

Вопросы на выявление опорных знаний.

Определение цели учебной деятельности.

Формулировка темы урока.

Ответы на вопросы учителя

Беседа Иллюстративно-словесный метод.

Слайд 2

Личностные:

самопроверка, оценивание своего ответа;

познавательные:

работа с ассоциациями;
коммуникативные: изложение своего мнения, подтверждение его фактами.

Отработка умений давать полные ответы на предложенные вопросы.

Умение делать сопоставительный анализ

III. Работа по теме урока
1.Работа с текстом стихотворения.

Выразительное чтение.

 2 минуты

2.Работа по осмыслению содержания текста. Работа в группах.

  10 минут
3.Презентация выполненных заданий (поскольку этот этап урока предполагает активность детей (встают с мест, слушают музыку, аплодируют и т.п.), физкультурная пауза не проводится)

  10 минут

1. Чтение стихотворения.

2. Организация работы в группах с материалом учебника и дополнительной литературой

Корректировка выполнения заданий.

1.Слушание стихотворения.

2.Работа в группах (Приложение №1)

Распределение и выполнение заданий.

Презентация результатов своей работы.

Оформление отчёта о выполнении задания

Групповая работа.

Практический метод.
Приём познавательной активности через творческое задание.
Работа со словарями, театральным реквизитом, раздаточным материалом. Выразительное чтение текста.

Слайды 3-6

Личностные:

ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

познавательные: владение смысловым чтением, представление информации в разных формах;

регулятивные:

поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание;

коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, изложение своего мнения, уважительное отношение к чужой позиции

Вырабатывать уважительное отношение друг к другу при работе в группах и при отчётах групп.

Эмоциональный отклик.

V.Актуализация знаний.

1. Ответ на вопрос на осознанное восприятие текста стихотворения (каждая группа получает пакет с вопросом по тексту стихотворения)


5 минут.

1.Выявление  осознанности восприятия.
2.Осуществление первичного обобщения знаний 3.Организация деятельности по применению полученных знаний

1. Ответ на вопрос после коллективного обсуждения.

2. Запись ответа на вопрос в тетрадь.

Работа в группах, выбор человека, который сможет обобщить сказанное.

Слайды 7-13

Личностные:

самопроверка и взаимопроверка;

регулятивные:

 контроль, оценка,

коррекция;

познавательные:

общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение

осознанно  строить письменное  высказывание;

коммуникативные:

 контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Развитие умения составлять монологическое высказывание,

Воспроизводить литературоведческую информацию,

выслушивать и принимать во внимание чужое мнение

VI.Подведение итогов

1.Выступление групп

2.Обобщающее слово учителя


5 минут.

1.Организует деятельность по применению полученных знаний.

Ответы на вопросы

Обсуждение результата работы с лирическим произведением

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Проявление толерантности.

VII.Рефлексивно-оценочный этап.

3 минуты.

Организует рефлексию.

Осуществляют самооценку собственной учебной
деятельности, соотносят цель и
результаты, степень их соответствия.

Беседа.

Заполнение таблицы (Приложение№3)

Коммуникативные:

 умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
познавательные:

рефлексия;
личностные:
смыслообразование.

Умение оценивать себя и других

VIII.Домашнее задание.

1  минута.

Объясняет домашнее задание.

Слушают и записывают в дневник.

Познавательные:

умение делать выбор и обосновывать его.

Приложение 1

Работа в группах

Приложение 1

1 группа. Группа «Историки»:

Анализ композиции стихотворения.

- Сколько частей в произведении (композиция)?

- Назовите средства художественной выразительности?

- Определите идею данного стихотворения (можно строкой из текста).

- Какими словами передал Лермонтов весь ужас войны, напряжение боя?

2 группа. Группа «Актёры»:

 Рассказчик.

Стихотворение М.Ю. Лермонтова перекликается с устным народным творчеством. Кто главный герой этого стихотворения?

- На героя каких произведений устного народного творчества он похож?

- Почему один из собеседников интересуется событиями прошедших лет, уважительно называя второго солдата «дядя»?

- Как вы представляете пожилого солдата?

- А какие слова помогают представить себе этого героя – простого солдата, бывшего крепостного крестьянина.

- Как речь характеризует его? 

3 группа. Группа «Языковеды»:

Образы русских солдат.

- Кто является героем рассказа старого солдата?

- Из кого набирались русские солдаты?

- Можем ли мы сказать, что героем является русский народ?

- В каких строчках своего рассказа старый солдат определяет основную задачу русских воинов?

- Найдите слова, характеризующие настроение солдат после боя.

- О каких чертах народного характера это говорит?

- Как называют человека, обладающего такими чертами характера?

4 группа. Группа «Художники»:

Образ Кутузова.

 - Как же случилось, что люди, готовые умереть за Родину, сдали Москву, столицу страны?

- Как объяснял своё решение сам Кутузов?

- Почему Кутузов принял такое трудное решение?

-Можно ли назвать М. И. Кутузова истинным патриотом? Почему?

Приложение 2

Рефлексия

Заполнить таблицу:

1.На уроке я работал/а
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Материал урока мне был


7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен   /довольна/не довольна
коротким / длинным
не устал/а / устал/а

понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересным / неинтересным


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подвигу, доблести – память и честь Пятый межрегиональный филологический мегапроект «Листая календарь. Война 1812 года»

Слайд 2

Не пройдут и не умолкнут содеянные громкие дела и подвиги ваши; потомство сохранит их в памяти своей. Вы кровью своей спасли Отечество.

Слайд 5

Вы помните: текла за ратью рать, Со старшими мы братьями прощались И в сень наук с досадой возвращались, Завидуя тому, кто умирать Шел мимо нас... А. Пушкин «Была пора: наш праздник молодой»

Слайд 6

Иди, спасай ! Ты встал – и спас… А. Пушкин «Перед гробницею святой»

Слайд 8

«Давать бой или сдать Москву без боя?»

Слайд 11

Москва, Москва!., люблю тебя, как сын, Как русский,— сильно, пламенно и нежно! Люблю священный блеск твоих седин И этот Кремль зубчатый, безмятежный. Напрасно думал чуждый властелин С тобой, столетним русским великаном, Померяться главою и обманом Тебя низвергнуть. Тщетно поражал Тебя пришлец: ты вздрогнул — он упал! Вселенная замолкла... Величавый, Один ты жив, наследник нашей славы! М. Лермонтов «Сашка»

Слайд 12

Шумел, горел пожар московский Дым расстилался по реке, На высоте стены кремлевской Стоял Он в сером сюртуке. Он видел огненное море; Впервые полный мрачных дум, Он в первый раз постигнул горе, И содрогнулся гордый ум!.. Зачем я шел к тебе, Россия, В твои глубокие снега? Здесь о ступени роковые Споткнулась дерзкая нога!.. Н. Соколов «Он»

Слайд 13

«Я хочу мира, мне нужен мир, нужен во что бы то ни стало, спасайте только честь»

Слайд 15

...Хвала тебе, наш бодрый вождь, Герой под сединами! Как юный ратник, вихрь и дождь, И труд он делит с нами. О, сколь с израненным челом Пред строем он прекрасен! И сколь он хладен пред врагом, И сколь врагу ужасен! О диво! се орел пронзил Над ним небес равнины... Могущий вождь главу склонил; Ура! кричат дружины. В. Жуковский «Певец во стане русских воинов»

Слайд 16

Герасим Курин Василиса Кожина

Слайд 17

«...Дубина народной войны поднялась со всею своею грозною и величественною силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие». Л. Толстой «Война и мир»

Слайд 18

Василиса Кожина Денис Давыдов Д. Давыдову Жизни баловень счастливый, Два венка ты заслужил; Знать Суворов справедливо Грудь твою перекрестил. Не ошибся он в дитяти, Вырос ты — и полетел, Полон всякой благодати, Под знамена русской рати, Горд, и радостен, и смел... Н.М. Языков

Слайд 20

Н.А.Дурова, кавалерист-девица Герасим Курин Василиса Кожина Кадр из фильма «Гусарская баллада»

Слайд 24

Источники http://www.1812.rsl.ru/ http://www.orthgymn.ru/publish/istved/iv1-11/2011-1.pdf http://dist-tutor.info/mod/book/view.php?id=41953&chapterid=3221 http://go.mail.ru/search_images?rch=e&type=all&is=0&q=%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F+%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0+1812+%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0&us=24&usln=1 Русская поэзия XIX – начала XX в. / Редкол .: Г. Беленький, П. Николаев, А Овчаренко и др.; М.: Худож . Лит., 1987. – 863 с. (Б-ка учителя). В. Степанов Люблю и верю: Стихотворения и поэмы –М., 1981



Предварительный просмотр:

 

 

 Комментарии к презентации «Подвигу, доблести – память и честь»

Цель: осмысление значимости Отечественной войны 1812 года для истории России и мировой истории.
Задачи: 
1.  Воспитание гражданина – патриота.
2.  Приобщение к культурным ценностям страны.
3. Воспитание  сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в Отечественной войне 1812 года.

Слайд 1, 2

Вступительное слово учителя

     Отечественная война 1812 года - одна из самых героических страниц истории нашей Родины. Поэтому "гроза 1812 года" вновь и вновь привлекает к себе внимание. В 2012 году мы отмечаем 200-летие Отечественной войны 1812 года. Сегодня мы будем говорить об этом событии,  вписанном  золотыми буквами  в нашу историю.

Ведущий

     В июне 1812 года полумиллионная армия Наполеона вторглась в Россию. С 12 по 15 июня бесконечными потоками по четырем мостам переправлялись через реку Неман отборные  войска. Армия шла на войну, как на парад, - сомкнутыми рядами, с развернутыми знаменами, в образцовом порядке. Гренадеры и егеря, кирасиры и драгуны, гусары и уланы, артиллеристы, понтонеры, музыканты шли мимо своего императора и восторженно приветствовали человека, которого современники единодушно признавали гениальнейшим полководцем всех времен и народов.

Слайд 3

Чтец 1

Вот Руси граница, вот Неман. Французы

Наводят  понтоны:   работа кипит...

И с  грохотом  катятся  медные пушки,

И стонет земля от копыт.

Слайд 4

Надвинув свою треугольную шляпу,

Все в том же походном своем сюртуке,

На белом коне  проскакал  император

С подзорной трубою в руке.

Чело его  ясно,  движенья  спокойны,

В  лице  не  видать   сокровенных   забот,

Коня на скаку осадил он, и видит —

За Неманом туча встает...

И,  душу волнуя,  предчувствие шепчет:

«Сомнет  знамена  твои  русский народ!»

«Вперед!» — говорят ему слава и гений.—

«Вперед, император! Вперед!»

И лик его бледен, движенья тревожны,

И  шагом  он  едет,  и  молча  глядит,

Как  к Неману  катятся  медные  пушки

И стонут мосты от копыт.

                 (Я.  Полонский  «Переход через Неман»)

Ведущий 

    События 1812 года занимают особое место в нашей истории, никогда прежде не знала Россия такого духовного пробуждения нации, какое произошло в дни нашествия Наполеона. Как один человек встал русский народ для отражения неприятельского нашествия.

Чтец 2

Страшись, о рать иноплеменных!

России двинулись сыны;

Восстал и стар и млад:

Летят на дерзновенных,

Сердца их мщеньем зажжены.

(А.Пушкин    «Воспоминания   в   Царском Селе»)

    А позже, вспоминая о пережитой грозной поре, поэт обращался к своим лицейским друзьям.

Слайд 5

Чтец 3

Вы  помните:  текла  за  ратью  рать,

Со   старшими мы братьями прощались

И в  сень  наук с досадой возвращались,

Завидуя тому, кто умирать

Шел мимо нас...

      (А.Пушкин   «Была   пора:   наш   праздник молодой»)

Ведущий

    Под натиском превосходящих сил противника армии генералов Барклая де Толли и Багратиона отступали, завлекая французов в глубь России.

    Под Смоленском обе армии соединились и дали неприятелю первый крупный бой.

    Вскоре после Смоленского сражения был назначен новый главнокомандующий русскими войсками — Михаил Илларионович Кутузов. Его назначение было выражением воли всего народа.

Слайд 6

Чтец 4

Когда народной веры глас

Воззвал к святой твоей седине:

«Иди, спасай!» Ты встал — и спас...

    (А. Пушкин «Перед гробницею святой...»)

Чтец 1

Герой, отечества спаситель!
Прими от сердца должну дань;
Бог наш защитник, покровитель,
Тебя нам ниспослал на брань!
Уже враги торжествовали,
Уж в злобной ярости мечтали
Здесь русский покорить народ!
Но ты лишь в стан успел явиться,
Как гордый стал тебя страшиться
И ощупью пошел вперед.

                (К. Рылеев «Князю Смоленскому»)

Ведущий 

    7 сентября 1812 года состоялось генеральное сражение, которое вписало в скрижали нашей истории легендарное слово – Бородино.

Слайд 7

Чтец 2

                          Бородино! Бородино!

                          На битве исполинов новой

                          Ты славою озарено,

                          Как древле поле Куликово.

                          Вопрос решая роковой -

                          Кому пред кем склониться выей,

                          Кому над кем взнестись главой,-

                          Там билась Азия с Россией.

                          И роковой вопрос решен:

                          Россия в битве устояла,

                          И заплескал восторгом Дон,

                          Над ним свобода засияла.

                                          (С.Е. Раич  «Арета»)

Слайд 8

Ведущий

    После Бородинской битвы, на Военном Совете в селе Фили под Москвой, Кутузов принял решение не рисковать армией и оставить Москву. «С потерей Москвы еще не потеряна Россия. Приказываю отступать...».  

    Вступая в Москву, Наполеон ждал от нее покорности, символических ключей от города, как это было в других европейских государствах.

Слайд 9,10

Чтец 3

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар.

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

      (А. Пушкин «Евгений Онегин»)

Ведущий 

    И эти же мысли и чувства о Москве, о ее великом предназначении в  борьбе  с врагом выразил Лермонтов.

Слайд 11

Чтец 4

Москва,   Москва!.,   люблю   тебя,   как   сын,

Как  русский,— сильно,  пламенно  и  нежно!

Люблю священный блеск твоих седин

И этот Кремль  зубчатый, безмятежный.

Напрасно  думал  чуждый властелин

С тобой,  столетним  русским великаном,

Померяться главою и обманом

Тебя низвергнуть. Тщетно поражал

Тебя  пришлец:  ты  вздрогнул — он упал!

Вселенная   замолкла...   Величавый,

Один ты жив, наследник нашей славы!

                              (М. Лермонтов «Сашка»)

Ведущий 

    Пребывание Наполеона в Москве, разбой и мародерство его войск вскоре привели к разложению «великой армии», а пожар в Москве, охвативший огромную территорию, сделал невыносимым положение французов.

Слайд 12

Чтец 1

Шумел,   горел   пожар   московский

Дым расстилался по реке,

На высоте стены кремлевской

Стоял Он в сером сюртуке.

Он видел огненное море;

Впервые полный мрачных дум,

Он  в   первый   раз   постигнул   горе,

И содрогнулся гордый ум!..

Зачем я шел к тебе, Россия,

В твои глубокие снега?

Здесь о ступени роковые

Споткнулась дерзкая нога!..

          (Н. Соколов «Он»)

Слайд 13

Ведущий

    Неоднократно обращался Наполеон из Москвы с предложением о мире, который был ему так необходим. Своего посла Лористона он напутствовал: «Я хочу мира, мне нужен мир, нужен во что бы то ни стало, спасайте только честь».

    Но теперь уже Россия на это пойти не могла, и Наполеон либо не получал ответа вовсе, либо получал отрицательный ответ.

Слайд 14   

    Инсценировка басни  Крылова «Волк на псарне»

Волк ночью, думая залезть в овчарню, 
Попал на псарню. 
Поднялся вдруг весь псарный двор. 
Почуя серого так близко забияку, 
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку; 
Псари кричат: "Ахти, ребята, вор!" — 
И вмиг ворота на запор; 
В минуту псарня стала адом. 
Бегут: иной с дубьем, 
Иной с ружьем. 
"Огня! — кричат, — огня!" Пришли с огнем. 
Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом, 
Зубами щелкая и ощетиня шерсть, 
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть; 
Но, видя то, что тут не перед стадом 
И что приходит, наконец, 
Ему расчесться за овец, — 
Пустился мой хитрец 
В переговоры 
И начал так: "Друзья, к чему весь этот шум? 
Я, ваш старинный сват и кум, 
Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры: 
Забудем прошлое, уставим общий лад! 
А я не только впредь не трону здешних стад, 
Но сам за них с другими грызться рад 
И волчьей клятвой утверждаю, 
Что я ..." — "Послушай-ка, сосед, — 
Тут ловчий перервал в ответ, — 
Ты сер, а я, приятель, сед, 
И Волчью вашу я давно натуру знаю; 
А потому обычай мой: 
С волками иначе не делать мировой, 
Как снявши шкуру с них долой". 
И тут же выпустил на Волка гончих стаю.

Ведущий

    Наполеон вынужден оставить Москву. Он пытается пробиться к Калуге, но, потерпев поражение под Малоярославцем, его армия растянулась, отступая по старой смоленской дороге.

    В те дни в рядах русского ополчения находился знаменитый поэт В. Жуковский. В начале октября 1812 года он написал стихотворение, исполненное высокой гражданственности и патриотизма, «Певец во стане русских воинов». Поэт воспевает храбрость и мужество русских солдат и полководцев, называя такие прославленные имена, как Ермолов, Раевский, Коновницын, Платов... Он обращается с хвалебным словом к Кутузову.

Слайд 15

Чтец 2

...Хвала  тебе,   наш  бодрый  вождь,

Герой под сединами!

Как   юный   ратник,   вихрь   и   дождь,

И труд он делит с нами.

О, сколь с израненным челом

Пред строем он прекрасен!

И   сколь   он   хладен   пред   врагом,

И сколь врагу ужасен!

О диво! се орел пронзил

Над ним небес равнины...

Могущий вождь главу склонил;

Ура! кричат дружины.

          (В. Жуковский «Певец во стане русских воинов»)

Слайд 16

Ведущий

    Все выше поднималась волна народного партизанского движения. Летучие отряды партизан создавались преимущественно крестьянами... Широко известны стали наводящие страх на врага имена Герасима Курина, Василисы Кожиной и многих других. Это их имел в виду Л. Толстой.

Слайд 17

Чтец 3

«...Дубина народной войны поднялась со всею своею грозною и величественною силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью,   не   разбирая   ничего,   поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие». (Л. Толстой «Война и мир»)

Слайд 18

Ведущий

    Еще до Бородинского сражения к генералу Багратиону обратился его адъютант, подполковник Ахтырского гусарского полка Денис Васильевич Давыдов и предложил выделить ему небольшой кавалерийский отряд для партизанских действий в тылу врага. Его отряд начал активные боевые действия между городами  Смоленском и Гжатском: нападал на обозы, следующие из Франции   в расположение Великой армии, перехватывал курьеров с важными сообщениями для Наполеона, уничтожал шайки мародеров, грабившие подмосковные деревни.

      Об удали таких отрядов, о бесстрашии воинов-кавалеристов писал Д. Давыдов в стихотворении «Партизан».

Слайд 19

Чтец 4

...И мчится тайною тропой

Воспрянувший с долины битвы

Наездников веселый рой

На отдаленные ловитвы.

Как стая алчущих волков,

Они долинами витают:

То внемлют шороху, то вновь

Безмолвно   рыскать   продолжают.

Начальник,  в   бурке   на   плечах,

В   косматой  шапке  кабардинской,

Горит в передовых рядах

Особой яростью воинской...

Давно не знаем им покой,

Привет  родни,   взор  девы   нежный,

Его любовь — кровавый бой,

Родня — Донцы,  друг — конь   надежный...

Ведущий

    О партизанских офицерских отрядах писал замечательный поэт-декабрист К. Рылеев.

Чтец 1

       

В лесу дремучем, на поляне,

Отряд наездников  сидит.

Окрестность вся в седом тумане,

Кругом осенний ветр шумит.

Пируют всадники лихие,

Свершив отчаянный набег,

Заботы трудны боевые,

Но весел шумный их ночлег.

Чтец 2

Вкушает враг беспечный сон;

Но мы не спим, мы надзираем —

И вдруг на стан со всех сторон

Как снег внезапный налетаем.

В одно мгновенье враг разбит,

Врасплох застигнут удальцами,

И вслед за ними страх летит

С неутомимыми донцами.

Свершив набег, мы в лес густой

С добычей вражеской уходим.

И там за чашей круговой

Минуты отдыха проводим.

С зарей бросаем свой ночлег,

С зарей опять с врагами встреча,

На них нечаянный набег

Иль неожиданная сеча...

        (К. Рылеев  «Партизаны»)

Слайд 20

Ведущий

     Среди участников Отечественной войны 1812 года встречается имя мужественной женщины, Надежды Дуровой, которая, переодевшись в мужскую военную форму, добровольно отправилась на фронт и отважно сражалась с французами, не уступая мужчинам. Об этой «кавалерист-девице», как ее называли, увлекательную пьесу «Давным-давно» написал драматург А. Гладков. (Позднее по этой пьесе был поставлен кинофильм «Гусарская баллада»)

Ведущий

    Отступая, армия Наполеона таяла на глазах у императора от холода, голода и болезней, от сокрушительных ударов армии Кутузова и партизанских отрядов. Менее 30 тысяч французов добрели до западных рубежей России к концу 1812 года.

Слайд 21   

Чтец 3

 По безлюдному простору,
Без ночлега, без привала,
Точно сонм теней, проходят
Славной армии остатки,
Егеря и гренадеры,
Кто окутан дамской шалью,
Кто церковною завесой,-
То в сугробах снежных вязнут,
То скользят, вразброд взбираясь
На подъем оледенелый...
Где пройдут - по всей дороге
Пушки брошены, лафеты;
Снег заносит трупы коней,
И людей, и колымаги,
Нагруженные добычей
Из святых московских храмов...
Посреди разбитой рати
Едет вождь ее, привыкший
К торжествам лишь да победам...
В пошевнях на жалких клячах,
Едет той же он дорогой,
Где прошел еще недавно
Полный гордости и славы,
К той загадочной столице…

       (А. Майков «Сказание о 1812»)

Слайд 22

Ведущий

    В Москве Наполеон больше месяца ждал просьбы о подписании мира, но ее не последовало, император Александр I заявил: «... прочный мир может быть подписан только в Париже». Наполеон был вынужден оставить Москву.

   В начале октября русская армия перешла в наступление, нанося удары по французам (по авангарду Мюрата севернее Тарутино - 6 октября и Малоярославца - 12 октября). Дорога на Калугу Наполеону была закрыта.

     Его план перезимовать на Украине, а затем начать новую кампанию против русских был сорван. Остаткам Великой армии пришлось отступать по старой, разоренной Смоленской дороге, неся огромные потери.

    Через реку Березину из полумиллионной армии Наполеона переправились только  30 000 человек. Наполеон  покинул остатки своей армии и тайно  уехал в Париж.

    В декабре Кутузов привел русские войска к Неману, откуда началось нашествие Наполеона. По армии был зачитан приказ главнокомандующего:  « Храбрые и победоносные войска. Наконец вы  на границах империи, каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вас сим именем». Тяжелейшая и кровопролитная Отечественная война 1812 года закончилась полной победой России.

 Слайд 23

    Но конец Отечественной войны не означал мира. По приказу императора Александра 1 русские войска пересекли границы России, и повели борьбу с Наполеоном Бонапартом  уже на территории  Европы. В январе  1813 года начался «Заграничный поход русской армии» - боевые действия переместились на территорию Германии и Франции.