Выступление в рамках "Школы педагога" на 2017-2018 уч.год
"Школа педагога" - это где педагоги с опытом работы и молодые педагоги, могут делиться между собой своим педагогическими знаниями.
- "Составление рабочей программы педагога ДОУ"
- "Экспериментирование – одна из форм развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_programma.ppt | 1.49 МБ |
eksperimentirovanie_prezentatsiya_ustyugova.pptx | 1.7 МБ |
prikaz.docx | 437.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Рабочая программа – нормативный документ, внутренний стандарт группы ДОУ, определяющий ценностно-целевые ориентиры, содержание и объем образования для каждой возрастной ступени, разработанный по образовательным областям развития детей и представляющий собой комплекс условий и средств воспитания, обучения, оздоровления, коррекции развития детей, реализуемых на основе имеющихся ресурсов (педагогических, материально-технических, организационных, технологических и др.) в соответствии с современным социальным заказом.
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации " ст. 48 (далее – Закон № 273-ФЗ) Постановление от 15 мая 2013г. № 26 «Санитарно -эпидемиологические требования к устройству содержания и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». "Об утверждении СанПиН » 2.4.1.3049-13 Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1014 «Об утверждении порядка и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования». Основная образовательная программа дошкольной образовательной организации. Устав ДОУ. Положение о рабочей программе педагогов дошкольной образовательной организации.
Титульный лист ; Содержание программы; Целевой раздел: пояснительная записка; планируемые результаты; Содержательный раздел: Содержание образовательной деятельности в конкретной возрастной группе в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях. Организационный раздел Материально-техническое обеспечение программы Приложение Календарно-тематическое планирование по образовательным областям Расписание Режим дня Годовой календарный график Учебный план График утренней гимнастики Закаливание Циклограмма совместной деятельности
полное название дошкольной образовательной организации; сведения о согласовании и утверждении документа руководителем ДО У (грифы «Согласовано» (дата, № протокола) и «Утверждаю»); название рабочей программы; адресность (возрастная группа, возраст детей); сведения об авторе (должность, Ф. И. О.); место нахождения, год составления рабочей программы
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Раскрывает: 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 4 1.1. Пояснительная записка 4 1.1.1. Цели и задачи реализации Программы 5 1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы 6 1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики 8 1.1.3.1. Характеристики особенностей развития детей младшего дошкольного возраста 9 1.1.3.2. Характеристика современной социокультурной среды ребенка 11 1.1.3.3. Характеристика специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность 13 1.2. Планируемые результаты освоения Программы 14 Целевые ориентиры образования в младшем дошкольном возрасте 15
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 23 2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в 5 образовательных областях 23 2.1.1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Часть, формируемая участниками образовательных отношений 26 2.1.2. Образовательная область «Познавательное развитие» 34 2.1.3. Образовательная область «Развитие речи» Часть, формируемая участниками образовательных отношений 40 2.1.4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» 46 2.1.5. Образовательная область «Физическое развитие» Часть, формируемая участниками образовательных отношений 53 2.2. Взаимодействие взрослых с детьми 62 2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников 63
Может быть представлено : перспективного плана по взаимодействию с родителями; отдельной графы «Взаимодействие с родителями» в содержании тематической недели
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 67 3.1. Организационно-педагогические условия реализации Программы 67 3.1.1. Материально-техническое обеспечение Программы 67 3.1.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания 67 3.1.3. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды 69 3.1.4. Организация режима пребывания детей в образовательной организации 73 3.2. Психолого-педагогические условия для успешной реализации Программы 74
ПРИЛОЖЕНИЕ
Календарно-тематическое планирование по образовательным областям 78 Календарно-тематическое планирование образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» непосредственно образовательной деятельности по программе «Социокультурные истоки» 78 Календарно-тематическое планирование образовательная область «Познавательное развитие» непосредственно образовательная деятельность «Делаем первые шаги в математику» 94 Календарно-тематическое планирование образовательная область «Познавательное развитие» непосредственно образовательная деятельность «Мир природы» 110 Календарно-тематическое планирование образовательная область «Речевое развитие» непосредственно образовательная деятельность «Развитие речи» 120 Календарно-тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности по программе «Развитие мелкой моторики рук» 144 Календарно-тематическое планирование образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» 157 Непосредственно образовательная деятельность «Рисование» 157 Непосредственно образовательная деятельность «Лепка» 161 Непосредственно образовательная деятельность «Аппликация» 167 Непосредственно образовательная деятельность «Конструирование» 172 Календарно-тематическое планирование образовательная область «Физическое развитие» непосредственно образовательная деятельность «Физическое развитие» 175
Расписание 180 Режим дня 181 Годовой календарный график 183 Учебный план 185 График утренней гимнастики 188 Закаливание 201 Циклограмма совместной деятельности 205
формы работы с детьми, описание режимов пребывания детей данной возрастной группы в холодный и теплый периоды, режим закаливания, двигательный режим, проекты
Перечень использованной воспитателем литературы в работе с детьми. Прежде всего, это методическая литература.
формат листов А 4; редактор Word for Windows; шрифт Times New Roman; кегль 12—14; междустрочный интервал - одинарный; поля, 1,5-3-1,5,--1 ,5; выравнивание по ширине, абзац 1 см; переносы в тексте не ставятся; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word ; таблицы вставляются непосредственно в текст, шрифт 10; нумерация страниц, кроме титульного листа и приложений.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности . Задачи: Расширять знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником. Уточнить знания педагогов о создании и наполняемости уголков экспериментальной деятельности. Планируемый результат: Знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста, создание и расширение уголков экспериментальной деятельности.
Какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника?
Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса , развивает наблюдательность , мыслительную деятельность .
Н.Н. Поддъяков выделяет два основных вида исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников. Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребёнка. Он выступает как её полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цели, ищет пути и способы их достижения. В этом случае ребёнок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы.
Второй вид исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребёнка определённому алгоритму действий. Таким образом, ребёнок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.
Для развития ребёнка решающее значение имеет не изобилие знаний, а методы и виды деятельности в которых знания приобретаются.
Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит, и всё делает сам. Вот на этом и основано внедрение детского экспериментирования должно войти в практику работы в дошкольном учреждении.
Требования к оформлению и содержанию центра экспериментальной деятельности 1. Материалы , находящиеся в уголке распределяются по разделам : « Песок и вода » «Магниты» « Бумага » «Камни» «Материалы»… 2.Расположены в доступном для экспериментирования месте и в достаточном количестве.
Благодаря экспериментированию, у ребенка формируется представление: О материалах (песок , глина, бумага, ткань, дерево); О природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение ); О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений — гороха, бобов, семян цветов ); О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).
Оборудование Приборы – помощники: увеличительные стёкла, весы, песочные часы, компас, магниты, сантиметровая лента, линейка. Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объёма и формы. Природный материал: шишки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д. Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.
Технические материалы: гайки, скрепки, болты, винтики, детали конструктора и т.д. Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д. Красители: гуашь, акварель и т.д. Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы, (без игл), мерные ложки, ёмкости, резиновые груши и т.д. Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, пилки, сито, свечи и т.д.
Дополнительное оборудование Детские халаты, клеенчатые фартуки, контейнеры для хранения мелких и сыпучих предметов. Карточки – схемы проведения экспериментов на плотной бумаге. Дневник экспериментов с зарисовкой хода эксперимента. На видном месте вывешиваются правила работы с материалом. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки. Материал, находящийся в уголке должен соответствовать среднему уровню развития ребёнка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на детей с высоким уровнем развития.
Следует отметить, что в возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно.
После 5 лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление - превращается в игру, второе - в осознанное экспериментирование .
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.
Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.
Структура детского экспериментирования Как и любая деятельность, экспериментирование имеет свою структуру:
Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира Задачи: 1 ) развитие мыслительных процессов; 2) развитие мыслительных операций; 3) освоение методов познания; 4) развитие причинно-следственных связей и отношений Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах
Средства: язык, речь, поисковые действия Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.
Последовательность детского экспериментирования - Проблемная ситуация. - Целеполагание . - Выдвижение гипотез. - Проверка предположения. - Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось) - Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось)
Содержание уголков экспериментальной деятельности Задачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение ); формирование умений комплексно обследовать предмет.
В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены: 1 ) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п .) 2 ) место для приборов Место для хранения материалов (природного, "бросового ") 3 ) место для проведения опытов 4 ) место для неструктурированных материалов ( песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:
Спасибо за внимание!