4.Творческая работа "Новые возможности для творчества в образовательном процессе"
Предварительный просмотр:
КРАЕВОЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА «УЧИТЕЛЬ ГОДА-2015»
НОМИНАЦИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДЕБЮТ»
«НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»
Творческая работа
ЛЮЕВОЙ МАРИИ МУХАМЕДОВНЫ,
учителя физической культуры
муниципального казенного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа№1»
г.Благодарного
Благодарненского района
Учитель… Если задуматься над значением этого слова, становится понятно, что это не только человек, передающий свои знания другим, но и друг, советчик, мудрый наставник. Это тот, кто щедро делится с детьми своим душевным теплом, может вовремя найти нужные слова, протянуть руку помощи тем, кто в ней нуждается.
Есть немало учителей, которые считают, что государство им платит зарплату не за любовь к детям, а за те знания, которые они должны передавать обучающимся. Любовь к детям и знания. Взаимосвязаны ли между собой эти два понятия? Они неразрывно связаны! У известного педагога Ш.А.Амоношвили есть на этот счет замечательные слова: « Знания сами по себе ни хороши, ни плохи. Но без любви они могут стать страшным злом». И я полностью с этим согласна. Какой толк от отличников или замечательных школьников-спортсменов, не имеющих самых главных человеческих качеств: милосердия, сострадания, чувства товарищества и взаимовыручки?
Поэтому моя цель как учителя - строить свою работу так, чтобы каждый ребенок по время урока не только развивал свои физические качества, но и учился быть хорошим человеком.
Учитель совместно с детьми проживает, переживает все, что происходит каждый день, соединяя воедино и кропотливое невидимое творчество по подготовке к урокам, и внеклассную работу по предмету, и всю многообразную деятельность в сотрудничестве с учащимися. При этом он проявляет стремление работать творчески. Творческая деятельность учителя, предполагающая развитие ребенка, строится на опережении, на постоянном творческом искании во всех видах взаимодействия с учащимися.
Настоящему учителю интересен процесс. Он не озабочен промежуточными результатами. Ему интересны изменения ребенка, и учитель удивляется и радуется этим изменениям. Ребенок доверяет тому, что он действительно интересен учителю.
Что ещё должен знать и уметь хороший учитель? Конечно, он обязательно должен знать детскую психологию, понимать душу ребёнка. Если учитель равнодушен к внутреннему миру ребёнка, к его переживаниям, ему не место в школе, даже если он прекрасно знает свой предмет.
Помимо преподавания своей дисциплины, педагог должен формировать взгляды, социальное мировоззрение, отношение детей к жизни, что подтверждает тенденцию, установленную в ряде исследований, усиления ожиданий от учителя выполнения его воспитательных функций. Ведущими факторами привлекательности профессии являются «возможность творческой самореализации» и «возможность учить и воспитывать детей».
Особенность моих учительских задач еще и в том, что проблема здоровья подрастающего поколения в настоящее время очень актуальна. Одно из главных направлений в школьной физкультуре на современном этапе - это формирование знаний и практических умений учащихся вести здоровый образ жизни, оптимизация двигательной активности и физической подготовленности школьников.
В образовательной части «Физическая культура» предусмотрено, что учащиеся должны уметь осуществлять собственную физкультурно-оздоровительную и спортивно-творческую деятельность как на уроках физической культуры, так и во внеурочное время (во второй половине дня, в выходные и каникулярные дни, в летний период). А мы знаем, что успешно учиться могут только здоровые дети.
Но как показывает мой уже небольшой собственный учительский опыт, современные дети в большинстве своем испытывают недостаток в двигательной активности. В результате снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, задержку возрастного развития. Полноценное физическое развитие и здоровье – это основа формирования гармонично – развитой личности. Все вышесказанное определяет актуальность проблемы воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни, физическом совершенствовании тела, отказе от вредных привычек.
Поэтому меня, как учителя физической культуры, среди множества вопросов и проблем современного образования наиболее тревожат противоречия, возникающие между застывшими в своем развитии дисциплинарными формами физкультурного образования и реально востребованной существующей физкультурной практикой; между необходимостью формирования базовых основ двигательной деятельности и созданием условий для расширения двигательного опыта учащихся; между широким распространением разнообразных форм физической культуры и снижением интереса учащихся к самостоятельным занятиям.
Размышляя, читая методические новинки, анализируя собственную практическую деятельность, я сформулировала задачи своей педагогической работы. Это прежде всего - формирование необходимости оптимизации двигательной активности, повышение эффективности уроков физической культуры как условие сохранения здоровья, нормализации физического развития и физической подготовленности, снижение психоэмоционального напряжения учащихся; создание на уроках физической культуры условий для сознательного активного участия учащихся в спортивной деятельности, приносящей радость преодоления и достижения поставленной цели.
Моя личная концепция учителя включает в себя:
- поиск творческих приемов совершенствования навыков двигательных действий и их вариативное использование на уроках физической культуры и во внеурочное время;
- поиск активных форм и методов формирования прочных знаний, умений и навыков учащихся;
- активное вовлечение школьников в процесс совершенствования собственной физической природы;
- использование соревновательных отношений и самостоятельных занятий физическими упражнениями как средств и методов организации свободного времени и культурного досуга;
- активизация и совершенствование психических процессов, лежащих в основе двигательной активности школьников.
Работая над проблемой развития двигательной активности, подбираю соответствующие методы обучения, знание которых позволит правильно ориентироваться и наиболее эффективные решать учебные задачи. Целесообразность применения того или иного метода в каждом конкретном случае обеспечивается соблюдением ряда требований. Научная обоснованность метода обеспечивает оздоровительный, образовательный и воспитательный эффекты от занятий физическими упражнениями.
Основные методы, используемые мною в педагогической работе, - фронтальный, поточный, групповой, индивидуальный, диагностика, тестирование, интерактивные.
Форма организации учебной деятельности:
- урок физической культуры (урок-игра, урок-соревнование, урок-турнир, интегрированный урок);
- физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня;
- спортивные соревнования и праздники;
- занятия в спортивных секциях и кружках;
- самостоятельные занятия физическими упражнениями.
На основе требований государственного образовательного стандарта в настоящее время активно использую в своей работе компетентностный, личностно-ориентированный и деятельностный подходы, что помогает в формировании осознанной потребности физкультурно-оздоровительной и спортивно-творческой деятельности. Для каждого обучающегося создана индивидуально-образовательная траектория, которая учитывает индивидуальный тип телосложения, физическую подготовленность, состояние здоровья. Зная особенности физического и психического развития детей, строю занятия физической культурой на индивидуализации и дифференциации обучения. Учитывая возрастные особенности, предлагаю упражнения различной степени сложности, предоставляю возможность постепенного овладения необходимыми умениями и навыками. Мною составлены комплексы физических упражнений для учащихся с учетом уровня их физического развития. Физические нагрузки дифференцирую по половому, психологическому и физиологическому признакам.
По моему мнению, уроки физической культуры должны быть нацелены на формирование здоровой личности ребенка не только физически, но и духовно, нравственно. Сегодня на учебных занятиях физической культуры учитель может использовать весь свой творческий потенциал, учитывать способности и физические возможности каждого ребенка.
Мне посчастливилось начать работать учителем в интересное время школьных перемен. Я вижу безграничные возможности для развития творческого потенциала как учителя, так и обучающегося. Уроки физической культуры необходимо сделать интересными, насыщенными, разнообразными, доступными для всех категорий детей.
Я преподаю физкультуру в начальной школе. Это самая первая ступенька школьной жизни. Я четко осознаю всю долю ответственности, которая ложится на меня как первого учителя физкультуры. Я мечтаю стать хорошим учителем. Хочется, чтобы на мои уроки дети (все без исключения ) шли с удовольствием и желанием научиться чему-то новому, стать лучше. Да и просто для того, чтобы пообщаться с любимым учителем.