Ежегодная акция " Спорт-альтернатива пагубным привычкам!"
Ежегодно в нашей школе проводится акция "Спорт-альтернатива пагубным привычкам!" Участники этого проекта ученики 4 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_23.doc | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Учебный проект по теме «Спорт-альтернатива пагубным привычкам»
Руководитель проекта: Люева Мария Мухамедовна
Учитель начальных классов МКОУ «СОШ № 1» г. Благодарный
Категория обучающихся: ученики 4-х классов МКОУ«СОШ№ 1»
г. Благодарный
Предметы: физическая культура
Продукт проекта: презентации «Спорт - альтернатива пагубным привычкам», «ЗОЖ», плакаты и рисунки на тему «ЗОЖ».
г. Благодарный, 2015 г.
Содержание проекта
Здоровье - это не только отсутствие
болезней, но и состояние полного
физического, душевного и социального
благополучия.
Всемирная организация здравоохранения
Цель проекта: приобщение обучающихся к здоровому образу жизни и привлечение к занятиям спортом.
Основными задачами проекта являются:
- формирование у учащихся стремления к духовному и физическому совершенствованию;
- привлечение учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
- привлечение обучающихся к исследовательской деятельности: планировать проект, оформлять и защищать;
- исследовать способы оздоровления своего организма и делать выводы.
1. Анализ ситуации.
Здоровье человека является необходимым условием реализации всех заложенных в человеке возможностей, основа основ достижения любых успехов. Забота о своём здоровье позволяет жить полноценной во всех отношениях жизнью.
Здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов. Это состояние полного душевного и социального благополучия. Здоровье - это радостное отношение к трудностям.
Уровень здоровья в значительной степени зависит от того образа жизни, который ведёт человек, поэтому главной задачей является обучение детей принципам здорового образа жизни, создавать условия для сохранения и укрепления их здоровья.
Процесс формирования понимания ценности здоровья может осуществляться по следующим направлениям:
1. Формирование знаний о здоровье и его значимости.
2. Внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий.
3. Организация оздоровительной работы.
4. Профилактика вредных для здоровья привычек.
Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. Одной из причин этого является образ жизни семей, где сегодня воспитываются дети. В большинстве семей можно обнаружить так называемые факторы риска: хронические инфекционные заболевания, несбалансированное питание, низкая физическая активность, курение, злоупотребление алкоголем, наркотиками и т. д. При этом часто в семье присутствуют не один, а сочетание нескольких факторов.
У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни.
2. Актуальность проблемы.
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать?
Сегодня сохранение и укрепление здоровья учащихся - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает. «Здоровье - это вершина, которую должен каждый покорить сам» - так гласит восточная мудрость. Задача педагогов - научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом. С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот.
Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу.
Здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в школе являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
3. Выявление проблемы.
В настоящие время существуют тенденции снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни и привлечение учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии школьников.
4. Условия реализации проекта:
1. Интеграция и дифференциация здоровьесберегающего материала с содержанием базовой программы МКОУ «СОШ № 1 « г.Благодарного.
2. Наличие теоретических и практических знаний у педагога и учащихся.
3. Накопление, систематизация материалов по здоровьесбережению и создание здоровьесберегающей среды в условиях группы.
4. Активное сотрудничество с педагогом и учащимися.
5. Методы реализации:
1. Наблюдение за влиянием образовательного процесса на состояние здоровье учащихся, их развития;
2. Проведение микроисследований в области соблюдения здорового образа жизни, правильного режима дня, двигательной активности учащихся (анкетирование, опрос, наблюдение);
3. Анализ научной литературы, нормативно-правовых и программно-методического материалов.
4.Создание творческих групп учащихся.
5. Распределить работу между участниками проекта.
6.Спланировать презентацию.
6. Рабочий план реализации проекта.
ЭТАПЫ
ЭТАП I. Подготовительный
Цель: Изучение возможностей и потребностей педагога и родителей по оздоровлению детей.
Задачи:
- Проанализировать характер лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий;
- Изучить возможности качественной реализации мероприятий в системе образовательного процесса;
- Изучить потребности родителей и возможные ресурсы СОШ №1 в оздоровлении учащихся;
Содержание I этапа:
- Анализ научно-методической литературы;
- Разработка программы «Здоровье»;
- Создание материально-технических, организационных, научно методических условий;
- Оценка степени развития заболеваний и имеющихся морфофункциональных нарушений в развитии учащихся;
- Анкетирование родителей.
- Планирование работы учащихся в группах и сбор информации.
Ожидаемый результат
Педагог теоретически подготовлен к проведению экспериментальной работы (изучена литература, проанализированы ресурсы, спланирована работа, проведён мониторинг, разработана комплексная программа «Здоровье»).
Учащиеся сформировали творческие группы и изучают информацию по данной теме.
ЭТАП II. Прогностический
Цель: Введение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс учащихся МКОУ «СОШ №1» 4 – х классов.
Задачи:
- Подобрать профилактические и оздоровительные мероприятия для работы с учащимися, оформить их в комплексы;
- Подобрать комплекс закаливающих и оздоровительных мероприятий для возможной реализации;
- Обновить мониторинг здоровья детей и деятельности, связанной с ним.
Содержание II этапа:
- Повышение компетентности педагогов в сфере здоровья (консультации, мастер-классы);
- Разработка закаливающих мероприятий для учащихся;
- Изменение режима деятельности учащихся;
- Разработка моделей обновления комплекса мероприятий по оздоровлению детей;
Ожидаемый результат.
Внедрение здоровьесберегающих технологий во все виды деятельности. У учащихся появился достаточный уровень знаний о пользе закаливания организма, правилах ухода за телом. В школе появилось нестандартное оборудование по обеспечению здоровьесберегающего компонента. Повысился интерес к научно-поисковой работе у педагогов и родителей. Учащиеся владеют культурно-гигиеническими навыками, знают о значении витаминов для здоровья человека, получили представления о том, о многообразии пространственных отношений в окружающем мире, о роли времени в природе и в жизни людей, о важности мышления для учёбы.
ЭТАП III. Практический
Цель: Создание условий для психологического комфорта и сохранения здоровья учащихся.
Задачи:
- Создать и поддерживать условия для творческой работы педагогов и учащихся;
- Разработать и внедрить рабочую программу «Здоровье» с элементами валеологии;
- Разработать занятия с включением здоровьесберегающего компонента;
- Привлечь учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
- Постоянно анализировать результаты работы по здоровьесбережению.
Содержание III этапа:
- Освоение педагогами здоровьесберегающих технологий;
- Участие учащихся в районных соревнованиях по лёгкой атлетике;
- Организация конкурса рисунков и плакатов «Здоровый образ жизни»;
- Проведение игры по станциям «Береги здоровье смолоду»;
- Занятия с учащимися с введением здоровьесберегающих технологий;
- Организация медико-профилактических мероприятий (медицинские осмотры, витаминизация, профилактика гриппа);
- Приобретение дополнительного физкультурного оборудования в спортивный зал.
Ожидаемый результат.
Уменьшение количества учащихся,имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата. Увеличение посещаемости в том числе в период эпидемии гриппа. Улучшение материально-технической базы школы и оснащение его методической и научной литературой.
ЭТАП IV. Заключительный
Цель: Совершенствование результатов проекта.
Задачи:
- Содействовать развитию физических, творческих, познавательных возможностей учащихся;
- Развивать познавательную активность учащихся;
- Активно вовлекать в работу родителей по формированию навыков здорового образа жизни;
Содержание IV этапа:
- Повторная диагностика;
- Обобщение опыта педагогов;
- Отчёт о проделанной работе педагогов;
- Защита проектов учащимися.
- Подведение итогов конкурса рисунков и плакатов на тему «Здоровый образ жизни».
Ожидаемый результат
Снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей. Овладение учащимися 4 - х классов знаниями о здоровом образе жизни, осознание ими ответственности за своё здоровье и привлечение учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
7. Содержание работы
содержание | срок | задачи |
1-ый этап – накопление знаний |
|
|
Консультация для педагогов «Подвижные игры и упражнения с учащимися на природе» | Сентябрь | Знакомить педагогов с различными играми на природе. |
Социологическое исследование семей учащихся 4 – х классов | сентябрь | Выявление неблагополучных семей |
Консультация для педагогов «Профилактика ОРВИ у детей школьного возраста» | сентябрь | Продолжать знакомить педагогов со способами профилактики простудных заболеваний |
Анкетирование родителей «Физкультура и семейное воспитание» | сентябрь | Выяснить, какую роль играет физическое развитие в семейном воспитании |
Консультация для педагогов «Как сохранить здоровье школьников» | сентябрь | Знакомить педагогов с новыми технологиями и методиками, помогающими сохранить здоровье учащихся |
Анкетирование родителей «О здоровье детей» | сентябрь | Выяснить, какими знаниями обладают родители о ЗОЖ |
Памятка для родителей «Хотите иметь здорового ребёнка?» | сентябрь | Познакомить родителей с некоторыми здоровьесберегающими технологиями |
2-ой этап - прогностический |
|
|
Физкультурно-оздоровительные досуги «подвижные игры на переменке», «На зарядку становись» | сентябрь | Повышать двигательную активность учащихся, формировать двигательные умения и навыки |
Беседа за круглым столом «Спорт и мы» | октябрь | Воспитывать чувство ответственности за своё здоровье; профилактика заболеваний |
Консультация для родителей «Компьютерная зависимость» | октябрь | Привлечь родителей учащихся к решению проблемы сохранения и укрепления здоровья детей |
Консультация для педагогов «Приобщение школьников к ЗОЖ средствами физкультуры и спорта» | сентябрь | Формировать понимание значения и необходимости спорта и физкультуры |
Опыт работы «Формирование привычек к ЗОЖ у младших школьников» | октябрь | Поделиться своим опытом работы с педагогами. |
Консультация для педагогов «Организация правильного питания дошкольников как основа ЗОЖ» | октябрь | Помочь понять, что здоровье зависит от правильного питания |
3– ий этап - практический | ||
Фотостенд для родителей «Культура здоровья» | октябрь | Привлечь родителей воспитанников к решению проблемы сохранения и укрепления здоровья детей |
Детская конференция «Для чего нужно вести здоровый образ жизни» (из опыта детей подготовительной группы и первоклассников) | октябрь | Формировать положительное отношение к занятию спортом, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, доставлятьрадость от участия в конференции |
Конкурс рисунков и плакатов «Здоровый образ жизни» | октябрь | Повышение уровня культуры в вопросах ЗОЖ. Развитию физических, творческих, познавательных возможностей учащихся; |
Участие в районных соревнованиях по лёгкой атлетике | октябрь | Формировать положительное отношение к занятию спортом, воспитывать дружеские взаимоотношения между учащимися, доставлять радость от участия в соревнованиях |
Игра по станциям «Береги здоровье смолоду» | ноябрь | Закрепить имеющиеся представления о здоровом образе жизни, воспитывать осознанное отношение к своему здоровью, вызвать положительный эмоциональный настрой |
4 --ый этап – защита проектов, презентация проекта | ||
Подведение итогов конкурса рисунков и плакатов «ЗОЖ» Создание медиа-коллекции электронной презентации по темам: «Спорт - альтернатива пагубным привычкам», «ЗОЖ» для дальнейшего использования в образовательном процессе. | ноябрь | Закрепить полученные в процессе реализации проекта знания, развивать творческое воображение, композиционные и технические умения |
8. Прогнозируемые результаты.
Дети должны знать | Уметь |
Здоровье и здоровый образ жизни | |
- Сущность понятия “здоровье”. - Факторы, оказывающие влияние на не только жизнь и здоровье человека, но и всего живого на Земле. - О роли правильного питания . - Значение гигиенических процедур для здоровья. | - Распознавать факторы риска во внешней и внутренней среде организма. - Соблюдать правила питания - Выполнять гигиенические процедуры |
Спорт – это жизнь | |
- О роли двигательной активности в повышении работоспособности. - Правила закаливания организма. - О влиянии физкультуры и спорта на секреты долголетия. | - Выполнять комплексы упражнений утренней гимнастики и для разминок на занятиях. - Выполнять доступные виды закаливания. |
Твой выбор | |
- Полезные и вредные привычки. - Привычки укрепления здоровья. - О вредном влиянии курения, алкоголя, наркотиков на здоровье. . | - Критически относиться к употреблению табака, алкоголя, наркотических веществ. |
Саморазвитие | |
- Знать самого себя и свои возможности. - Способы взаимодействия с людьми. - Качества, достойные человека. - Черты характера людей. - Причины неуверенности в себе. - Виды давления. - Причины неуверенности в себе. | - Оценивать самого себя. - Отстаивать свою точку зрения. - Принимать решения в ситуациях, связанных с соблазном. - Говорить “нет” в опасных ситуациях. - Искать способы сотрудничества с людьми в различных ситуациях. - Находить друзей по интересам. |
9.Продукт проекта: презентации «Спорт - альтернатива пагубным привычкам», «ЗОЖ», плакаты и рисунки на тему «ЗОЖ»(работы отправлены на районный конкурс.
9. Дальнейшее развитие проекта.
Успешное решение поставленных задач и выполнение требований Госстандарта возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания (физических упражнений, рационального режима, закаливания, составляющих триаду здоровья). Поэтому работа по воспитанию здорового ребенка осуществляется через систему физкультурно-оздоровительной работы, включающей в себя все направления.
10. Список используемых источников.
1. Сиденко А.С. журнал // Завуч 2002. Метод проектов: история и практика применения.
2.Анатасова Л. П. Учебник для дифференцированного обучения// Человек и окружающая среда «Просвещение»1997г.
3.С. С. Москаленко Лечение целебными силами природы - «Пресса» М. 1995г.
4.Энциклопедия для детей// «Аванта» Человек том18 часть первая М2001г.
5.В. П. Похлебин Уроки здоровья - «Просвещение» М1992г.
6.С. Б. Белогуров Популярно о наркотиках и наркомании - «Бином» М1992г