Ян Амос Каменский об обучении, воспитании и дисциплине
Коменский об обучении
Коменский впервые в истории дидактики не только указал на необходимость руководствоваться принципами в обучении, но раскрыл сущность этих принципов:
1. Принцип сознательности и активности; главным условием успешного обучения является понимание сущности предметов и явлений: «Правильно обучать юношество – это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит – раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки (знания)».
2. Принцип наглядности: этот принцип предполагает усвоение учащимися знаний путем непосредственных наблюдений над предметами и явлениями. Наглядность Коменский считает золотым правилом обучения. Для осуществления наглядности Коменский считал необходимым использовать:
реальные предметы и непосредственное наблюдение над ними;
когда это невозможно, модели и копию предмета;
картинки как изображение предмета или явления.
3. Принцип постепенности и систематичности знаний.
Должен быть установлен точный порядок обучения во времени, поскольку «порядок – душа всего».
Обучение должно соответствовать уровню знаний учащихся и чтобы «вся совокупность учебных занятий должна быть тщательно разделена на классы».
Материал должен изучаться «последовательно с начала и до завершения».
«Подкреплять все основания разума – это значит всему учить, указывая на причины, т.е. не только показывать, каким образом что-либо происходит, но также показывать, почему оно не может быть иначе. Ведь знать что-нибудь – это значит называть вещь в причинной связи».
4. Принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками связан с памятью. А также изучаемый материал должен быть хорошо понят, а не просто механически заучен.
«Упражнения памяти должны практиковаться беспрерывно».
«Основательно внедряется в ум только то, что хорошо понятно и тщательно закреплено памятью».
Есть три причины трудности в обучении:
1. Рабский способ постановки занятий;
2. Порочный способ изучения вещей – когда учащихся не обучают вещам, а лишь рассказывают им о вещах;
3. Несовершенство метода.
Единственным критерием правильности деятельности той или иной формы обучения может выступать лишь качество знаний выпускников.
"Руководящей основой нашей дидактики пусть будет:
Исследование и открытие метода, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся больше бы учились; в школах было бы меньше одурения, напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха, и в христианском государстве было бы меньше мрака, смятения, раздоров, а больше света, порядка, мира и спокойствия».
"... Если понятия не соответствуют вещам, которые они должны отражать, то они становятся нетвердыми, шаткими, сомнительными".
"Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применения на деле".
"Читать и не понимать – то же, что совсем не читать".
"Книги – это инструмент насаждения мудрости".
"Образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным".
"Изучение мудрости возвышает и делает нас сильными и великодуш
Коменский о воспитании
"Без воспитания (человек) становится не чем иным, как только зверем".
"Под природой здесь мы разумеем не испорченность, присущую нам после падения... но первое и основное наше состояние, в которое нужно еще призвать нас, как к первоначалу".
"Как это ясно, когда семя, посаженное в землю, внизу пускает маленькие корни, а выше даёт ростки, из которых впоследствии, по врождённой силе развиваются ветви и сучья; последние покрываются листьями, украшаются цветами и плодами. Следовательно, нет необходимости что-либо привносить человеку извне, но необходимо развивать, выяснять то, что он имеет заложенным в себе самом, в зародыше, указывая значение всего существующего".
"Следует как можно больше заботиться о том, чтобы искусство внедрять настоящим образом нравственность было поставлено надлежащим образом в школах, чтобы школы стали, как их называют, «мастерскими людей»".
"Важную роль в нравственном воспитании играет пример взрослых, систематическое приучение детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения".
ными".
Коменский о дисциплине
"Следует поддерживать дисциплину "хорошими примерами, ласковыми словами, и всегда искренним и откровенным благорасположением".
"Пусть поддержание дисциплины всегда происходит строго и убедительно, но не шутливо или яростно, чтобы возбуждать страх и уважение, а не смех или ненависть. Следовательно, при руководстве юношеском должна иметь место кротость без легкомыслия, при взысканиях – порицание без язвительности, при наказаниях – строгость без свирепости".