Всё для родителей.

Минимуллина Алия Хабибулхаковна

Воспитание - строгость или вседозволенность?


В теории воспитания детей существует два подхода, которые однозначно не верны, — это строгость и вседозволенность. Почему? Родители, которые чересчур строги и слишком часто наказывают своих детей, лишают их самостоятельности и независимости, и в будущем такие родители столкнутся с непониманием и бунтом собственных детей, воспитанных в духе постоянных репрессий. Другая крайность заключается в том, что родители вообще не устанавливают никаких рамок и ограничений для ребенка. Это также не принесет ему пользы в процессе обучения и в дальнейшей жизни. У детей, получивших неограниченную свободу действий, может сложиться впечатление, что их родителям безразлично, как они себя ведут. В этом случае родителям также никогда не удастся завоевать уважение своих детей. Если вы не будете впадать в эти две крайности — перед вами откроется возможность выбора того типа воспитания, который более всего вам подходит.

В качестве примера возьмем две счастливые и благополучные семьи, страстно желающие дать своим детям только самое лучшее. Одни родители воспитывают своего ребенка достаточно строго, другие же предпочитают более снисходительный подход. Если бы вам удалось понаблюдать за детьми из этих двух семей лет двадцать, то вы вряд ли бы заметили какую-нибудь разницу в их поведении, психическом развитии и благополучии. Тем не менее каждый из них вступит во взрослую жизнь, имея совершенно различные представления о воспитании детей. Человек, получивший строгое воспитание, скорее всего, будет строго воспитывать и собственных детей, тогда как человек, воспитанный в либеральных традициях, вероятно, предпочтет их и для своих наследников.

Когда нужно начинать?

Некоторые представители старшего поколения все еще считают, что, если уделять младенцу слишком много внимания, из него обязательно получится очень требовательный ребенок, однако ныне высказывается предположение, что такое отношение к ребенку способствует его Дальнейшему благополучию и самостоятельности. На этом этапе жизни дети не нуждаются в дисциплине. Им нужны любовь, режим и родительская нежность.

Малыши же в возрасте от года до двух лет пребывают в том интересном состоянии, когда у них быстро развивается подвижность и они рады всему окружающему. Вот теперь самое время заняться их дисциплинированностью, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого ребенка.

Родителям, которых Господь одарил малышом в образе ангела, в течение первых двух лет не надо прилагать особых усилий для того, чтобы заставить его слушаться. Для тех же пап и мам, кому достался ребенок с характером хулигана, воспитательный период может даться нелегко. Возможно, им уже пришлось столкнуться с тем, что во время празднования первого дня рождения гости подверглись яростным нападкам со стороны именинника.

Другими словами, решение о том, с какого момента следует обучать ребенка дисциплине, принимается родителями индивидуально, при этом самое главное — осторожное и плавное начало. Ведь, как я уже говорила, дети младше двух лет редко совершают поступки, имеющие ярко выраженный агрессивный и злобный характер. Просто их действиям не хватает обдуманности. Как правило, в этом случае ребенку будет достаточно сделать строгое, но ненавязчивое наставление, приберегая родительский гнев на крайний случай.Воспитание самостоятельности у детей

 

 

 

 

 

счастливая семья

Ребенок не может делать все так быстро и качественно, как нам бы хотелось. В повторяющихся изо дня в день ситуациях быть терпеливым очень сложно: взрослому гораздо легче сделать что-то самому, чем выдержать неумение и медлительность ребенка. Однако заботясь о собственном комфорте или о том, чтобы сэкономить свое время и сохранить в доме порядок, мы рискуем отнять у ребенка возможность самостоятельного обучения. Нужно ли говорить, что потребность делать что-то самому, оставшись нереализованной, угасает: ребенок перестает стремиться к получению нового опыта и принимает правила игры.

Нарастая, как снежный ком, нереализованность часто находит выход в капризах и даже истериках. В большинстве случаев оказывается, что ребенок капризничает именно потому, что ему не помогли подняться на новую ступень развития, не помогли направить в нужное русло познавательную активность. Капризы, таким образом, становятся криком отчаяния, когда ребенок «недогружен» новыми впечатлениями, новой деятельностью.

Есть и еще один важный момент: чем больше ребенок умеет, тем увереннее он себя чувствует. Снимая с ребенка часть нагрузки, мы тем самым лишаем его возможности стать взрослее, обрести уверенность в своих силах. А потом сами возмущаемся: «Тебе уже … лет, а ты не умеешь этого делать!»

Итак, переходя от теории к практике, постараемся определить основные условия развития самостоятельности ребенка.

1. Идти навстречу любой потребности ребенка сделать что-то самостоятельно. Главное здесь — справиться с собой. Удержаться от вмешательства нелегко, еще сложнее — создать ребенку условия для деятельности.

2. Не делать за него то, что он может сделать сам. Выясните, что обычно умеют дети в определенном возрасте, и ориентируйтесь на более высокие результаты. Важно не занижать планку искусственно: а вдруг ваш ребенок развивается более интенсивно?

3. Помочь ребенку научиться выбирать. Уважительное отношение взрослого к самостоятельности ребенка выражается в том, чтобы давать ему возможность выбирать. Старайтесь предоставлять ребенку право выбора, особенно в мелочах. Привыкнув выбирать в относительно безопасных ситуациях, ребенок постепенно научится принимать более серьезные решения.

4. Соблюдать договоренности, держать слово. Позвольте ребенку самому назначить время возвращения с прогулки, уборки игрушек и т. д. Важно объяснить, что назначенное время должно соблюдаться неукоснительно. При этом важно помнить, что сын или дочь вряд ли поймет, почему нельзя нарушать данное слово, если вы сами не всегда сдерживаете обещания.

5. Просить совета у ребенка. Даже маленький ребенок сможет подсказать вам, в какую вазу поставить цветы или какое полотенце предложить гостям. В этой ситуации важно его участие и готовность отвечать за совместно сделанный выбор. Чем чаще вы будете просить совета у ребенка, тем лучше.

6. Учить завершать начатое дело. Если ребенок с детства не привык класть вещи на место, убирать за собой, доедать еду, которую сам положил себе в тарелку, то, став старше, он с большой долей вероятности будет небрежно относиться и к урокам, и к своим обязанностям по дому, и к чужому труду. Помогая ребенку осознать и преодолеть трудность, мы повышаем вероятность того, что, повзрослев, ребенок будет вести себя ответственно. То, как ребенок преодолевает свое нежелание доделывать что-либо, как правило, и становится моделью отношения к проблемам в будущем.

7. Хвалить за проявление самостоятельности. Поддержите ребенка, когда он старается действовать самостоятельно, старайтесь замечать даже незначительные успехи.

Школа, воспитатели, проповедники могут лишь развить и некоторым образом направить воспитание детей в нужное русло. Основное умонастроение личности рождается в семье. Ян Амос Коменский