Ребенок не может делать все так быстро и качественно, как нам бы хотелось. В повторяющихся изо дня в день ситуациях быть терпеливым очень сложно: взрослому гораздо легче сделать что-то самому, чем выдержать неумение и медлительность ребенка. Однако заботясь о собственном комфорте или о том, чтобы сэкономить свое время и сохранить в доме порядок, мы рискуем отнять у ребенка возможность самостоятельного обучения. Нужно ли говорить, что потребность делать что-то самому, оставшись нереализованной, угасает: ребенок перестает стремиться к получению нового опыта и принимает правила игры.
Нарастая, как снежный ком, нереализованность часто находит выход в капризах и даже истериках. В большинстве случаев оказывается, что ребенок капризничает именно потому, что ему не помогли подняться на новую ступень развития, не помогли направить в нужное русло познавательную активность. Капризы, таким образом, становятся криком отчаяния, когда ребенок «недогружен» новыми впечатлениями, новой деятельностью.
Есть и еще один важный момент: чем больше ребенок умеет, тем увереннее он себя чувствует. Снимая с ребенка часть нагрузки, мы тем самым лишаем его возможности стать взрослее, обрести уверенность в своих силах. А потом сами возмущаемся: «Тебе уже … лет, а ты не умеешь этого делать!»
Итак, переходя от теории к практике, постараемся определить основные условия развития самостоятельности ребенка.
1. Идти навстречу любой потребности ребенка сделать что-то самостоятельно. Главное здесь — справиться с собой. Удержаться от вмешательства нелегко, еще сложнее — создать ребенку условия для деятельности.
2. Не делать за него то, что он может сделать сам. Выясните, что обычно умеют дети в определенном возрасте, и ориентируйтесь на более высокие результаты. Важно не занижать планку искусственно: а вдруг ваш ребенок развивается более интенсивно?
3. Помочь ребенку научиться выбирать. Уважительное отношение взрослого к самостоятельности ребенка выражается в том, чтобы давать ему возможность выбирать. Старайтесь предоставлять ребенку право выбора, особенно в мелочах. Привыкнув выбирать в относительно безопасных ситуациях, ребенок постепенно научится принимать более серьезные решения.
4. Соблюдать договоренности, держать слово. Позвольте ребенку самому назначить время возвращения с прогулки, уборки игрушек и т. д. Важно объяснить, что назначенное время должно соблюдаться неукоснительно. При этом важно помнить, что сын или дочь вряд ли поймет, почему нельзя нарушать данное слово, если вы сами не всегда сдерживаете обещания.
5. Просить совета у ребенка. Даже маленький ребенок сможет подсказать вам, в какую вазу поставить цветы или какое полотенце предложить гостям. В этой ситуации важно его участие и готовность отвечать за совместно сделанный выбор. Чем чаще вы будете просить совета у ребенка, тем лучше.
6. Учить завершать начатое дело. Если ребенок с детства не привык класть вещи на место, убирать за собой, доедать еду, которую сам положил себе в тарелку, то, став старше, он с большой долей вероятности будет небрежно относиться и к урокам, и к своим обязанностям по дому, и к чужому труду. Помогая ребенку осознать и преодолеть трудность, мы повышаем вероятность того, что, повзрослев, ребенок будет вести себя ответственно. То, как ребенок преодолевает свое нежелание доделывать что-либо, как правило, и становится моделью отношения к проблемам в будущем.
7. Хвалить за проявление самостоятельности. Поддержите ребенка, когда он старается действовать самостоятельно, старайтесь замечать даже незначительные успехи.