Гуманная педагогика
Интервью с Шалвой Александровичом Амонашвили о воспитании детей
Шалва Александрович Амонашвили – известный психолог, педагог, доктор психологических наук, почетный профессор Тюменского государственного университета, действительный член Российской Академии Образования, руководитель Центра Гуманной Педагогики и лаборатории гуманной педагогики при Московском Городском Педагогическом Университете, научный руководитель экспериментальных школ в Москве, С.-Петербурге , Тюмени, Нижневартовске, Сургуте и других городах.
Автор книг, переведенных на многие языки: «Педагогическая симфония», «В школу с 6 лет», «Здравствуйте, дети», «Как живете, дети?», «Единство цели», «Личностно-гуманная основа педагогического процесса», «Школа жизни», «Созидание человека», « Амон Ра» и др.
В 60 - 70-х годах возглавил массовый эксперимент в школах Грузии, имевший широкий отклик по всему миру в силу обоснования нового научного направления, которое обрело известность под названием "Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе".
Его система «Школа жизни» рекомендована Министерством образования РФ для применения на практике. Принципы гуманной педагогики, разрабатываемые Шалвой Александровичем Амонашвили, понятны и близки всем творчески работающим педагогам, которые хотят избавиться в своей работе от рутины и шаблонов авторитарной педагогики. Наиболее полный ответ на вопрос «Что такое гуманная педагогика?» мы находим у Шалвы Александровича: «Эта педагогика принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой. Она видит в ребенке его безграничность, осознает его космичность и ведет, готовит его к служению человечеству на протяжении всей жизни. Она утверждает личность в ребенке путем выявления его свободной воли и строит педагогические системы, процессуальность которых предопределяют учительская любовь, оптимизм, высокая духовная нравственность. Она поощряет педагогическое творчество и призывает к педагогическому искусству. Гуманное педагогическое мышление стремится объять необъятное, и в этом сила образовательных систем и процессов, рожденных в его недрах».
− Шалва Александрович, что Вы считаете самым главным в воспитании детей?
− Дети – это изумительный народ со своими привычками, характером, традициями игры, общения, даже шалостей. Самое лучшее определение понятия «дети» я нашел в книге «Словарь сути слов»: «Дети – народ, живущий в истине». И действительно, дети любят истину, а точнее не знают что такое ложь. Но живя в социуме, они видят, как взрослые лгут, ругаются, и дети адаптируются, теряя свою истинную природу.
Может потому и сказал Иисус Христос: «…Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». Ибо дети – народ, живущий в истине.
− И что же самое главное в воспитании детей, если исходить из такого понимания?
− Нужно воспитывать в детях честность, совесть; хотя изначально дети живут по совести, но еще этого не понимают, нужно дать им возможность осознать, что такое совесть и придерживаться ее. Направляйте детей на благородство, т.е. создавайте из них благородных людей.
Я задавал вопрос и учителям и родителям: «Что для Вас значит благородство?» И каждый раз они не ошибались, абсолютно точно определяя смысл слова «благородство»: это доброта, любовь, честность, порядочность, великодушие, сострадание, сочувствие. Как идеал для человека и для гуманной педагогики я задался целью воспитать детей такими. Все мои коллеги стараются придерживаться именно этого и с ранних лет воспитывать в детях благородство – величайшее состояние духа.
В 60-е годы в СССР ставили целью воспитать хороших строителей коммунизма, это, конечно, хорошо, но людям же надо и отношения строить, и семью создавать, и детей воспитывать. Потом в нашей стране произошел раскол, и все стали воспитывать хороших строителей капитализма. Но все партии приходят и уходят, правительства приходят и уходят, мода меняется, но народ не должен терять благородства, честности и любви в душе. Вот если бы каждый, живущий в городе, был бы благородным, каким бы был этот город? Чистым, красивым, уютным, мирным.
Поэтому, на мой взгляд, самое главное в воспитании детей – это благородство
− А с какого возраста, на Ваш взгляд, начинается воспитание детей?
− Многие считают так: сначала ребенок должен родиться, затем немного повзрослеть, и потом можно уже начинать его воспитание. У одного философа спросили:
- Когда начинается воспитание детей?
- А сколько лет Вашему ребенку? – в ответ спросил он у матери.
- 6 недель от зачатия.
- Так вот, Вы уже на 6 недель опоздали.
А я бы добавил, что воспитание начинается еще до зачатия ребенка, а именно с мысли, с желания, с мечты о своих детях в умах и сердцах будущих родителей.
Когда ребенок появляется в утробе матери, он начинает подавать знаки, воспринимать внешнюю информацию, чувствовать, что к нему обращаются, с ним общаются.
Экспериментально доказано, что если во время беременности рядом с ребенком играет приятная тихая музыка, например Моцарта, Баха, Чайковского, то ребенок спокоен, как будто прислушивается. Но если включить вместо этого шумную дисгармоничную музыку – ребенок начинает дергаться, как будто пытается закрыть ручками уши. Значит, изначально в ребенке живет гармония, а все что дисгармонично ему не нравится. А представьте, что ребенок часто находится в дисгармоничной среде: мама смотрит низкопробные телевизионные передачи, читает дурные книги, желтую прессу, не дай Бог, курит, пьет, вокруг грохот, кто-то ругается, хамит, грубит. И вот рождается ребенок, который 9 месяцев формировался в дисгармоничной среде. Естественно, он будет склонен к раздражительности, гневу, капризам.
Мне хочется пояснить это древнее слово «воспитание». Ведь это− то слово, от которого зависит судьба наша и наших детей. Заглянем «внутрь» слова, в нем кроется глубочайшая мудрость: «воспитание» - это «питание оси». А какой оси? – духовной, конечно. А чем эта ось питается? – она питается образами. Изначально в ребенке присутствует Творец, который раскрывается в нем с помощью потоков красивых, мудрых, возвышенных, наполненными всеми благими чувствами и намерениями образов. Родители должны думать, какие образы они дают своему ребенку до зачатия, во время беременности, после рождения, в детском саду, в школе. Ребенок должен «купаться» в этих красивых, возвышенных образах: приятной речи, искренних отношениях, мудрых и полезных знаниях, нежной и верной любви.
Воспитание начинается задолго до зачатия, когда появляется желание, образ ребенка.
− Шалва Александрович, скажите пожалуйста, а на что нужно обращать больше внимания в воспитании мальчиков и девочек?
Вы сейчас задели во мне одно переживание, которое сильно мучает меня. Недавно я обращался к сведениям об американском образовании и воспитании, и один из поразивших меня фактов такой: 30 % населения Америки – люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией. На днях в армии разрешили солдатам говорить о подобной сексуальной ориентации вслух. И неужели получается, что в Америке каждый третий рождается с нетрадиционной сексуальной ориентацией? Да, бывают такие отклонения от природы, т.е. болезни, но неужели так часто и так много? Этого не может быть, значит, цивилизация специально взращивает такие склонности у людей. Искусственно парней делают женственными, отучая от ответственности, а красивых девушек мужеподобными. Но разве не лучше оставаться тем, кем тебя создала природа?
Для меня, как для грузина, крайне важна женская честь. В Грузии, например, честь женщины – превыше всего, честь семьи лежит на женщине. Она мать, жена, дочь. В первую очередь обращают внимание на женскую честь, благоразумие, целомудрие.
В воспитании девушек я придаю значение именно этому. Шить, вязать и готовить всегда можно научиться, иногда бывает, что мужчина готовит лучше. Женщина должна создавать пространство любви, быть женственной, нежной, спокойной, мудрой. Название последнего качества происходит от греческого имени античной богини «София» – мудрость , символизирующей Вечное Женское Начало. Это женское приданое от Бога.
Что касается мальчиков – они будущие мужчины и должны защищать родину, семью, детей, стариков, свою честь. Мужчина должен быть преданным, верным, честным, уметь жертвовать.
Но, к сожалению, в массовом воспитании происходит совсем наоборот.
Да, я сторонник эмансипации, чтобы женщинам была открыта дорога во всех сферах жизни, даже в управлении, но я бы не хотел видеть женщину, например, работающей в шахте. Есть сферы, где должны трудиться только мужчины.
− А как быть, если жена сделала хорошую карьеру и занимает высокую должность, а муж социально ниже нее?
− Пусть мужчину это не унижает. Был случай, когда и у меня была начальницей женщина, она диктовала условия, командовала, но мужчине не следует воспринимать это как унижение.
Управлять женщина должна тоже женственно. Вспомните прекрасный и очень поучительный советский фильм «Служебный роман». Была главная героиня мужеподобной руководительницей – у нее не складывались отношения с подчиненными, а как стала более женственной – все изменилось к лучшему. Она начала больше внимания уделять своей внешности, проявлять мягкость в общении, и, как следствие, ее стали уважать сотрудники и, в конце концов, она вышла замуж и родила ребенка.
Председателем Совета Федерации сейчас выбрали Валентину Ивановну Матвиенко. Неужели она будет там кулаками махать и кричать? Да, она призывает к порядку, но делает это по-женски. В Федеральном собрании большинство составляют мужчины, которые сами ее выбрали, и они понимают, что в женщине есть Божественная мудрость и интуиция. И если мужчину что-то не устраивает, он может спокойно объяснить свою позицию, но не унижаться.
Понимаете, там, где есть благородство, не возникнут чувства зависти, ревности или ущемлённости.
Или рассмотрим отношения матери и сына в семье: ведь не только отец, но и мать воспитывает сына, направляет его. И если семья гармоничная, со своими традициями, то отношения между матерью и сыном сохраняются доверительными на всю жизнь, и мама существенно влияет на образ жизни сына и его семьи.
− Следующий вопрос несколько щепетильный: «А как быть, если по своей глупости будущая мама сделала аборт?»
− Вопрос об абортах я рассматривал в своих книгах. Вообще это большой грех, который практически невозможно «смыть», фактически это убийство ребенка. Поэтому женщина не должна идти на это, чтобы не случилось. Ведь раз Бог послал ей ребенка, значит, он даст возможности для его рождения и воспитания.
Но раз такое уже произошло, чтобы сгладить грех аборта нужно дарить заботу, любовь, внимание, служить своим следующим или уже имеющимся детям, а если не получается больше родить, то другим детям, и не только детям, вообще всем окружающим людям, ибо все люди вырастают из детей. Нужно найти в себе силы быть более внимательным, чутким, терпеливым, великодушным, сострадательным ко всем. Только это может как-то смягчить грех аборта. А дальше уже от Бога зависит, простит он вас совсем или нет. Но как сказал Святитель Иоанн Златоуст: «Будем же каяться, и творить достойные плоды покаяния». Так творите же достойные поступки, чтобы смыть следы грехов.
Более подробно о том, как смягчить грех аборта или освободиться от него, Вы можете прочитать в Журнале «Благодарение с любовью» № 4.
− А как Вы считаете, сколько детей должно быть в семье?
− По народной пословице: « Один ребенок в семье – это регресс, два – это просто компенсация, а три или больше – это уже прогресс». Чем больше детей в семье, тем больше прибыли благородства, великодушия, любви, доброты. Тем более, когда страна переживает кризис и демографический и духовный. Россия − огромная страна, а пространства не осваиваются в полной мере.
Не все могут похвастаться возможностью иметь троих или больше детей, но если такая возможность есть, надо создавать большую, крепкую, дружную семью в любви.
− Какие рекомендации Вы можете дать будущим мамам?
− Об этом я часто говорю своим студенткам, когда объясняю феномен воспитания.
Нужно вообразить своего будущего ребенка здоровым, счастливым, талантливым, гармоничным, любить его, а также всех детей вокруг, относиться к ним с нежностью, заботой и пониманием, проявлять свою женственность по отношению к детям, дать практику своим материнским чувствами.
Будущей маме очень важно думать о возвышенном и прекрасном, ибо мысль, как известно, материальна. Чем более возвышенны и благочестивы будут мысли будущих родителей, тем чище будет душа их ребенка.
А когда ребенок уже находится в утробе матери, нужно беречь его и себя от возможных раздражителей, молиться Богу о нем, разговаривать с ним, давать ему слушать хорошую музыку. Пусть отец прикладывает ухо к животу и шепчется с ребенком. В семье должны быть лад, взаимопонимание, взаимная поддержка и любовь. Это и есть те самые чистые потоки любви, благодаря которым и питается ребенок.
− Какие книги и методики Вы посоветуете для воспитания детей?
− Прежде всего, я приверженец классической педагогики, начиная с трудов Марка Фабиена Квинтилиана (« Воспитание оратора») до произведений Василия Александровича Сухомлинского («Сердце отдаю детям», « Рождение гражданина»).
В книге М.Ф. Квинтилиана « Воспитание оратора» есть такая замечательная фраза: «Отец, коль скоро родится у тебя сын, должен ты с того же самого времени возыметь об нем добрую надежду…». Давайте разовьем эту идею. Когда в семье рождается ребенок, мы должны на него возложить самые большие надежды. А какие надежды большие? Речь не идет о деньгах или карьере – мы говорим о благородстве и любви в душе. А все материальное, что должно быть по судьбе, само придет к ребенку, если внутри него любовь.
И что получится? Большие надежды порождают в родителях большую заботу о ребенке, раскроют в них глубину любви, ибо родители будут искать пути оправдания своих надежд, а этот поиск и есть воспитание и педагогика.
Есть еще одна прекрасная книга Иоганна Генриха Песталоцци «Как Гертруда учит своих детей». Это классика воспитания, конечно сейчас в современном мире мы немного иначе будем воспитывать своих детей, но в этих книгах есть базовые принципы, которые актуальны и важны вне времени, они вечны.
Среди моих книг есть, например, «Искусство воспитания» - она о семейном воспитании.
− Иногда так бывает, что мама и папа настолько любят своего ребенка, что буквально душат его своей любовью. Как родителям почувствовать эту грань между любовью и давлением?
− Когда душат – это уже не любовь, а насилие. Эту грань никой закон не определяет, здесь нужно слышать, что говорит твое сердце. Родителям сердце всегда подсказывает, где нужно повлиять на ребенка, а где дать ему свободу; когда нужно отругать ребенка, а когда не нужно этого делать. Некая мудрая педагогика, заложенная от природы, всегда присутствует в женщине. Нужно слушать свое сердце, ибо сердце − это хранитель Божественной мудрости. Наблюдайте за детьми, своим поведением они подсказывают Вам эту грань. Никакие весы не покажут Вам эту меру любви. Любить нужно не умеренно, а мудро.
− Спасибо. Мы уже ранее немного затрагивали этот вопрос: «Насколько важна духовная сторона воспитания? В чем и когда она должна проявляться?»
− На мой взгляд, духовная сторона самая важная. Дело в том, что классическая педагогика, также как и искусство, культура, развиваются только на основе понятия духовности. А что такое духовность? Духовность можно сравнить с клеткой живого организма, в которой есть ядро. А что есть это ядро? Это вера. Настоящая духовность без веры не существует. В современном мире все явления пытаются трактовать с материальной точки зрения, но веру нельзя потрогать или увидеть. Вера – есть предчувствие истинного знания.
У В.А. Сухомлинского есть хорошая фраза: «Без духовной общности истинное воспитание не состоится».
А что такое духовная общность между родителями и ребенком? В начале общность естественно присутствует− младенец очень привязан к родителям, он не может жить без мамы и папы. Но проходит время, и эта привязанность ослабевает, и даже бывает, что родители и взрослые дети становятся врагами, теряется взаимопонимание, взаимоуважение, и духовная общность распадается. Значит эту общность, которую нам подарила природа, мы не взращивали, не уберегли ее, и наступил момент, когда ребенок нуждается в воспитании, в питании духовной оси, а нить-то порвалась, и слова родителей уже не влияют на ребенка. Надо беречь эту нить, беречь и взращивать эту общность, питать любовью эти отношения. Но какой любовью? Чуткой, понимающей, терпеливой, сострадающей, жертвующей. Недостаточно просто сказать «я тебя люблю» - любовь не будет утверждаться. Любовь делом подтверждается.
Многие родители думают, что когда ребенок плачет, а они его ругают, дают наставления, то тем самым воспитывают, но в этот момент ребенок не всегда готов услышать близких, и общность между ним и родителями не существует, только взаимная агрессия может родиться.
Понятие духовности включает в себя любовь к ближнему, понимание, сострадание и сопереживание. И как сказал один праведный: « С детьми надо говорить не о Боге, а о доброте и любви ».
В основе гуманной педагогики лежит истинное понятие духовности. Духовность и гуманность − это очень близкие понятия. «Умен» в переводе с санскрита «человек, ищущий в себе связь с Творцом». А этот поиск и есть духовность, без духа творца искать невозможно. Многие не знают, что этому слову в русском языке есть противостоящее слово «дура» - это тот человек, который рвет связь с Творцом.
− Спасибо. На прощание, что Вы посоветуете, пожелаете нашим дорогим читателям?
Я бы хотел подарить читателям этого прекрасного журнала 3 заповеди:
1. Верить в безграничность ребенка.
Ребенок как космос. Есть классик педагогики Ян Амос Коменский, который сказал : «Ребенок – микрокосмос, который в состоянии объять макрокосмос». Как бы ребенок не учился, нужно верить в то, что его возможности безграничны, что он талантлив, и у него все получится. Вера в ребенка и любовь к нему творит чудеса и делает возможным то, что на первый материалистичный взгляд, кажется невозможным.
2. Ни в коем случае нельзя обзывать, унижать ребенка. Ищите ласковые, мудрые слова, исходя из возвышенной Веры и Любви. Не «глупый», а «глупыш ты мой».
Верьте в свою искру божью, ибо любой родитель уже от Бога педагог. Берите систему воспитания ребенка из своего открытого сердца, где хранится Божественная мудрость.
3. Воспитывать ребенка не авторитарно, а гуманно.
Слова « не трогай», « не бери», «угомонись», «замолчи», сделают вас с вашим ребенком только врагами. Выстраивайте отношения на основе уважения, доброты, ласки, нежности, понимания и сострадания – это и есть гуманная педагогика. Верить нужно в ребенка.