15.Учебник «История России», стр.149, вопрос 3. Ответить письменно. ______________________________________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________
Дискуссия. "Все, что он ни делает, он делает наполовину. Он слишком слаб, чтобы управлять, и слишком силен, чтобы быть управляемым". М.М.Сперанский |
Политическая система при Александре I
|
1.Учебник «Право». Страница 24-25. Заполните схему.
Элементы политической системы
_____________________________- политическая организация общества с определённой формой правления, наличием специального аппарата управления, который обладает суверенитетом.
2.Характеристика государства. ________________________________ _________________________________________ _________________________________________
3.Проанализируйте схему на стр.38. Для чего необходимо знать характеристики государства? ____________________________________________________ ______________________________________________________ _____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ 4.Составьте схему по вопросу «Форма правления».
12.Учебник «История России», стр.148 – 149. Проект М.М.Сперанского. 1.Принципы государственного устройства: _______________________________________________________ 2.Центральный орган: _______________________________________________________ 3.Полномочия Центрального органа: _____________________________________________________ _______________________________________________________ 4.Формирование Государственного совета: _______________________________________________________ 5.Роль Государственного совета в принятии законов: _______________________________________________________ 6.Избирательными права обладали: ______________________________________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________
13.Ответьте на вопрос «Почему проект М.М.Сперанского не был реализован»? (обсудить в группе)
7.Учебник «История России», стр.142. Найдите аргументы, доказывающие, что в России в начале XIX в. была абсолютная монархия. ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________
8.Учебник «Право», стр.46. Форма государственного устройства - ________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________
Составьте схему. Формы территориального устройства
9.Используйте учебный материал учебника «Право» (стр.46) и дополнительную информацию для определения государственного устройства России в начале XIX в. Дополнительная информация: В результате к концу царствования Екатерины II Россия делилась на 50 наместничеств и губерний и 1 область. С восшествием на престол Павла I было произведено временное укрупнение ранее созданных наместничеств, которые были официально переименованы в губернии. С вступлением на престол Александра I в 1801 г. восстанавливается прежняя сетка губерний, однако сохраняется ряд новых павловских губерний. Губернии и области, в свою очередь, подразделялись на уезды (от 5 до 15 уездов в составе губернии). Некоторые группы губерний (преимущественно в национальных окраинах) были объединены в генерал-губернаторства и наместничества, которыми управляли военные генерал-губернаторы и наместники. | 14.Составьте схему управления государства по Сперанскому.
5.Учебник «Право», стр.40 – 41, сформулируйте и запишите основные отличия абсолютной монархии от ограниченной. ________________________________________________________ ______________________________________________________ _______________________________________________________ ________________________________________________________ _______________________________________________________ _______________________________________________________ 6.Историчсеская справка. Александр Первый был императором Всероссийским. Екатерина Вторая считала его самым любимым внуком. Александр - старший сын Павла. Воспитывала его венценосная бабушка. Александр Первый все понимал и хранил в глубине души свои настоящие желания и стремления. Он был осторожным, предусмотрительным и внимательным политиком. Некоторые считают его робким, двуличным, пассивным. Александр Первый был натурой целеустремленной, властной, исключительной, живой, способной чувствовать и сопереживать, имеющей разум ясный, прозорливой и осторожной. Александр Первый обладал характером гибким. Он был личностью, способной к самоограничениям и учитывающей, с какими людьми имеет дела. Губернатор назначался императором, подчинялся министру внутренних дел и обладал широкими правами: ему подчинялись все местные органы отраслевых ведомств. ________________________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ _______________________________________________________
10.Ответьте на вопрос (устно). Почему мы не можем определить тип политического режима России в начале XIX века?
11.Историческая справка.
| Русский общественный и государственный деятель, реформатор, законотворец. Выходец из низов, благодаря своим способностям и трудолюбию привлёк внимание императора Александра I и, заслужив его доверие, возглавил его реформаторскую деятельность. В 1816-1819 гг. пензенский губернатор, в 1819-1821 гг. сибирский генерал-губернатор. При Николае I руководил работой по кодификации законодательства, заложив основы теоретического правоведения в России. Участвовал в воспитании цесаревича Александра Николаевича, который через полвека попытался возобновить либеральные реформы в России |
|