Муниципальный конкурс "Классный руководитель года"
В данной странице расположены материалы конкурса "Классный руководитель года"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse.docx | 18.85 КБ |
programma.docx | 23.01 КБ |
tehnologicheskaya_karta.rar | 2.3 МБ |
novaya_statya.docx | 25.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальный конкурс профессионального мастерства
«Педагог года »
Номинация «Классный руководитель года»
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ»
Эккардт Г.А.,
учитель истории и обществознания
МАОУ «СОШ №1»
Я – КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
«Ученик – не сосуд,
который надо наполнить знаниями,
а факел, который надо зажечь…».
К.Д. Ушинский
В национальной педагогической энциклопедии записано: классный руководитель - это педагогический работник, в чьи должностные обязанности входит: создание благоприятных условий для индивидуального развития и формирования личности учащегося; создание благоприятной микросреды и морально-психологического климата для каждого учащегося в классе; внесение (при необходимости) корректив в систему воспитания учащегося; помощь в решении проблем, возникающих у учащихся при общении между собой, с учителями, родителями.
Это определение отражает в полном объёме моё представление о деятельности классного руководителя. За свою педагогическую деятельность я несколько раз была классным руководителем, думаю, что действительно была КЛАССНЫМ. Такую уверенность дают результаты моей деятельности, признания учеников и их родителей.
Каждый раз, когда тебе дают новый класс, начинаешь новую жизнь. Каждый новый набор – это новые ученики со своими характерами, интересами и плюс новый коллектив родителей. Первоначальная задача – сплотить всех, сформировать дружный коллектив, который «и в горе и в радости» сумеет решить все вопросы, преодолеть трудности, дойти до получения аттестата. Этот процесс можно сравнить с процессом создания новой «семьи».
В основе взаимодействия «семьи» и меня как классного руководителя лежат принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Только глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их чувствам могут создать обстановку взаимопонимания. Опыт работы как классного руководителя мне подсказывает, что личный пример учителя играет важную роль в воспитании детей. Поэтому, своим примером стараюсь показать ученикам те стороны взаимодействия с окружающими, которые способствуют успеху. Глядя на мою активность в образовательном процессе, ученики так же стремятся принимать участие в различных конкурсах, мероприятиях и добиваются определённых результатов.
Конечно, в любой семье не всегда всё гладко, но я вижу, как мои ребята
учатся справляться со злостью, обидами, гневом, и рада, что у меня как у
классного руководителя медленно, но верно
получается сплотить их в дружную, счастливую «семью». Главными помощниками в этом процессе являются родители. Праздничные концерты для мам, бабушек, совместные спортивные мероприятия позволяют родителям и детям увидеть друг друга с другой стороны и гордиться друг другом.
Классному руководителю приходится воспитывать не только учеников, но и их
родителей. Сегодня, по-моему, классный руководитель — это мыслитель, товарищ, наставник, воспитатель не только для детей, но и для их родителей. Порой завоевать авторитет у студентов проще, чем вызвать уважение их родителей. Однако настоящему классному руководителю и это по плечу. И тогда процесс воспитания детей идет успешно! Родители, как и их дети, тоже разные. Все родители считают, что его ребёнок самый лучший, поэтому необходимо подобрать такие слова, которые помогли бы увидеть лучшие стороны каждого. При работе с родителями придерживаюсь принципа – на родительских собраниях не обсуждать индивидуальные проблемы учеников. Только индивидуальная встреча с родителями, разговор один на один, обсуждение проблем, которые касаются только его ребёнка. Такая работа позволяет родителям и детям почувствовать уверенность в том, что их «секрет» останется «секретом».
В своей педагогической практике придерживаюсь правила: «Прежде чем спросить со своих учеников, я должна научиться делать всё сама». Вот поэтому, вместе с ними учу песни, танцую, играю в различные игры, участвую в спортивных соревнованиях. Такая совместная деятельность позволяет создать атмосферу доверия, уважения, взаимопонимания. Как только научишься понимать проблемы подростков, так сразу можно найти её решение. Доверительные беседы с девочками или с мальчиками способствуют выстраивать дружеские отношения. Для меня очень важно, чтобы ученики доверяли мне, видели во мне союзника, друга.
Я думаю, что дети заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения, мне приято быть сними в этой ясной атмосфере теплых ощущений, веселого смеха, добрых усилий и удивленных, чистых, светлых и милых радостей.
Одна из функций классного руководителя - помочь найти каждому ученику «себя» в нашем огромном и сложном мире, стать сильным и благородным, не бояться идти по жизни навстречу новому и неизведанному, т.е стать личностью.
Чтобы стать личностью человеку необходим коллектив. Коллектив помогает каждому нашему ученику выйти за пределы собственного «Я». Это откроет новые возможности для подлинного самовыражения личности. Очень важно участие детей и подростков в социальных проектах, акциях, в общественных детских организациях. Не все дети могут проявить себя в учебных дисциплинах, а вот работа в кружках дает возможность для самовыражения, возможность почувствовать себя значимым, и способным вместе с коллективом решить ряд проблем. Работа в кружках развивает творческие способности, раскрывает талант, создает площадку успеха. Воздействие коллектива на личность возможно лишь при совместной общественно полезной деятельности. В ней осуществляется процесс общения, возникают и складываются взаимоотношения, формируется общественное мнение, нормы поведения, взаимные требования коллектива и личности, становятся более глубокими интересы, стремления, настроения. В классе сложилось много традиций: поздравление с днём рождения, различные праздники, поздравление с Днём Победы жителей по улице Чкалова, походы, совместная подготовка классных часов и другие. Когда мои ученики занимают призовые места за участие в различных конкурсах, я испытываю большую гордость за них!
Мои ребята - это двадцать миров. Каждый – личность, знающая себе цену. И все-таки мы – единое целое. Мои дети заботятся друг о друге, всегда готовы прийти на помощь, выручить. Они эрудированны, воспитаны, коммуникабельны, уверены в себе, умеют глубоко чувствовать и переживать.
"Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.",- писал А.С.Макаренко.
Предварительный просмотр:
Программа "Правовая культура подростка".
Пояснительная записка.
Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений. Одним из важных средств правового воспитания является ответственность.
Становление государством определенных мер ответственности за те или иные правонарушения необходимо для поддержания правопорядка.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.
Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание школьников приобретает актуальность в подростковом возрасте, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов.
Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям социально-правовых норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.
Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.
Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения школьников в настоящее время в стране достаточно актуальна.
Рост правонарушений и преступности в обществе, а, следовательно, и в среде школьников, рост неблагополучных семей, а также семей находящихся в социально-опасном положении и не занимающихся воспитанием, содержанием детей является основанием воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения, как учащихся, так и их родителей.
Противоправные деяния отчетливо проявляются и в детской и в подростковой среде. Вот почему необходимо всестороннее изучение, исследование данной проблемы и ее решение.
Однако репродуктивное усвоение правовой информации нельзя рассматривать как основную задачу воспитания правосознания школьников, так как современное российское законодательство очень изменилось. Кроме того, правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях. Таким образом, в школьном правовом воспитании необходима такая педагогическая технология, которая отвечала бы потребностям самого ученика, общества и учитывала закономерности формирования правового сознания.
Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе учёбы школьники должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способом защиты прав и свобод. Гражданское общество начинается с воспитания гражданина.
Цель программы: формирование правовой культуры учащихся.
Задачи программы:
1. Создать целостное представление о личной ответственности за антиобщественные деяния, предусмотренные уголовным и административным правом;
2. Научить учащихся вести себя в общественных местах, соблюдать дисциплину и порядок в школе;
3. Сформировать умение различать хорошие и плохие поступки;
4. Способствовать развитию, становлению и укреплению гражданской позиции, отрицательному отношению к правонарушениям;
5. Предупредить опасность необдуманных действий, свойственных подростковому
возрасту, которые могут привести к совершению преступлений.
Основные направления деятельности по реализации программы:
1.Содержательное направление.
1.1.Разработка образовательных, воспитательных, социально - педагогических технологий, методов; отбор учебного материала, способствующего формированию законопослушного поведения школьников;
1.2.Организация работы лектория правовых знаний.
2.Социально - педагогическое направление.
2.1.Реализация системы просветительских и социально - педагогических мероприятий, адресованных учащимся, родителям, педагогам;
2.2. Социально - психологический мониторинг с целью выявления и коррекции имеющихся отклонений в семейном воспитании и личностном развитии школьников.
Используемые формы работы с учащимися:
- деловая игра;
- практикум;
- викторина;
- конкурс сочинений;
- защита проектов.
Используемые образовательные технологии:
- развития критического мышления;
- учебной деловой игры;
- проблемного обучения;
- интерактивные методы;
- технология «мозгового штурма»;
-информационные технологии;
- проектная технология.
Прогнозируемые результаты реализации программы:
Реализация программы воспитания правосознания и формирования законопослушного поведения школьников призвана способствовать формированию у учащихся правовой культуры и законопослушности. В результате учащиеся образовательных организаций должны:
- обладать системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться этими знаниями;
- уважать и соблюдать права и законы;
- жить по законам морали и государства;
- быть законопослушным, активно участвовать в законодательном творчестве.
В результате реализации программы снижение численности учащихся, совершивших преступления и правонарушения, а также состоящих на учёте в комиссиях по делам несовершеннолетних; формирование правового самосознания учащихся, формирование положительной мотивации учащихся на исполнение правил, законов.
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности.
№ | тема | Основные виды деятельности |
1 | Конвенция прав ребенка. | Выделять главное и второстепенное в тексте; объяснить смысл правоведческих понятий; Осуществлять поиск информации в различных источниках, работать в группе; Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы |
2 | Что такое закон? Главный закон страны. | |
3 | Я – гражданин России. | |
4 | Твои права и обязанности. | |
5 | Урок - практикум. Игра " Гражданином быть обязан" | |
6 | Урок - практикум. (Подготовка инсценировок по нарушению прав). | |
7 | Конкурс плакатов "Правовой вернисаж". | |
8 | Преступления и правонарушения. | Осуществлять поиск информации в различных источниках, работать в группе; Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; Участвовать в проектной деятельности; систематизировать материал |
9 | Административная и юридическая ответственность. | |
10 | Уголовный Кодекс и несовершеннолетние. (практическое занятие) | |
11 | Уголовный Кодекс и несовершеннолетние. (практическое занятие) | |
12 | Встреча с представителями правоохранительных органов. | |
13 | Презумпция невиновности. | Выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии. прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную |
14 | Дискуссия «От безответственности до преступления один шаг». | |
15 | Урок - практикум. Решение правовых задач. | |
16 | Урок - практикум. Решение правовых задач. | |
17 | Правоспособность. Дееспособность. | |
18 | Диспут "Карманные деньги - за или против". | |
19 | Трудовое право и несовершеннолетние. | |
20 | Урок - практикум. Решение правовых задач по трудовому праву | |
21 | Встреча с представителями правоохранительных органов. | |
22 | Конкурс стенных газет «Не делай этого!» | Взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, согласовывают действия с партнером. |
23 | Судебная система в РФ. | |
24 | Судебная система в РФ (практическое занятие). | |
25 | Встреча с представителями судов. | |
26 | Игра "Судебное заседание". | |
27 | Правонарушения в области политики. Диспут "Нужно ли бороться с коррупцией". | |
28 | Круглый стол "Нетрадиционные религиозные объединения. Чем они опасны?" | |
29 | "Планета толерантности". Подготовка презентаций. | Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания |
30 | Мозговой штурм "Как снизить уровень преступности?" | |
31 | Урок - практикум. Разработка Кодекса чести и достоинства ребенка. | |
32 | Турнир правоведов. | |
33 | Защита проектов. | Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности |
34 | Защита проектов. | |
Примерная тематика проектов: 1.Правосознание и правовая культура несовершеннолетних. 2. Особенности правовой культуры современного российского общества. 3. Правоохранительная система в Российской Федерации: понятие и основные направления реформирования. |
Используемые учебники и учебные пособия:
1.Конвенция о правах ребенка.
2.Конституция РФ
3.Уголовный Кодекс РФ
4.Кодекс об Административных правонарушениях РФ
5.Гражданский Кодекс РФ
6.А.Ф.Никитин, Право и политика. М. Просвещение. 1998.
7.Е.А.Певцова, Право. Основы правовой культуры. М.: ООО "Русское слово", 2012.
8.Интернет - ресурсы.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Заводоуковского городского округа "Заводоуковская средняя общеобразовательная школа №1" (МАОУ "СОШ №1)
Технологическая карта классного часа.
Форма события: ролевая игра.
Тема: Правонарушение: преступление, проступок.
Цель: Систематизировать знания по административному праву.
Задачи: 1.Закрепить знания учащихся по административной ответственности 2.Формировать навыки работы в коллективе. 3.Воспитывать позитивное отношение к закону.
Класс: 8
Форма работы: групповая.
В течении учебного года проводились классные часы по формированию правовой культуры школьников, ученики получали знания по административному, уголовному праву. Данная разработка направлена на закрепление знаний. При подготовке к классному часу, ученики подготовили памятки (приложение №8).
Приложение №1 (таблица у судьи для подведения итогов)
понятия | Виды правонар | Виды Админ. ответ. | задача | итого | |
1 группа | |||||
2 группа | |||||
3 группа | |||||
4 группа |
Приложение №2 (каждой группе выдаётся схема)
Приложение №3.
виновное противоправное деяние дееспособного лица, которое наносит вред обществу. | это противоправные, общественно-опасные, виновные деяния субъектов, которые причинили вред другим лицам, но эти деяния не содержат признаков состава преступления |
это общественно опасное, противоправное, виновное деяние дееспособного лица, за которое предусмотрено уголовное наказание |
Приложение №4.
Виды административных правонарушений:
Приложение №5.
Виды административной ответственности несовершеннолетних:
Приложение №6.
1 группа.16-летний Широков, гуляя с 14-летним Яковлевым, решил перейти оживлённое шоссе в запрещённом месте, хотя Яковлев его отговаривал, но т.к. друг его не послушал, а, наоборот, начал смеяться над ним, говоря, что Яковлев ведёт себя как девчонка, последовал за Широковым. На шоссе из-за правонарушителей случилась автомобильная авария.
Будут ли привлечены несовершеннолетние к административной ответственности? Какая мера наказания будет применена к ним? Будут, т.к. нарушили правила дорожного движения. Будет выписан штраф.
2 группа.
17-летний Бубликов зашёл в дневное время в церковь и распылил краску из баллончика на иконы. Бубликов мотивировал своё поведение тем, что он атеист, и, таким образом, выражает свою жизненную позицию. В чём будет выражена ответственность Бубликова? Бубликов будет привлечён к административной ответственности, т.к. нанёс вред имуществу.
3 группа.
Четырнадцатилетний Алексеев был задержан контролером за безбилетный проезд в электричке, ему было предложено уплатить штраф. Платить штраф Алексеев отказался, из-за чего его доставили в отделение полиции, где Алексеев находился в течение восьми часов до прибытия его родителей, которым было сообщено о правонарушении сына. Совершил ли Алексеев административное правонарушение? Какая мера наказания будет применена к нему? Да, совершил административное правонарушение. Будет выписан штраф.
4 группа.
15- летний Иванов и 16 –летний Сидоров решили сделать подарок родным на Новый год и отправились в лес за ёлками. По дороге домой были остановлены патрульной машиной. За запрос полицейских о предоставлении документом на право вырубки ёлок, ничего не предоставили. Соответственно были задержаны патрульными. Правомерны ли действия патрульных? Почему? Да, т.к несовершеннолетние совершили административное правонарушение в сфере охраны окружающей среды.
Приложение №7. Приговор судьи.
Уважаемые члены суда присяжных, сегодня вы присутствовали на судебном заседании по делу №15.02.18. Рассматривалось дело по определению уровня правовой культуры, по определению знаний в вопросе административной ответственности учащихся 8 «В» класса МАОУ «СОШ №1». Судебное заседание проходит под председательством Григорьева Александра Сергеевича. Секретарь Гольцман Ольга Андреевна. Сторону обвинения представляла классный руководитель Эккардт Галина Анатольевна. Защита была представлена в лице учеников 8 «В» класса. На основании рассмотренных материалов и результатов выполненных работ суд установил:
1.Ученики 8 «В» класса владеют знаниями по административному праву.
2.Умеют определять основные понятия.
3.Умеют решать правовые задачи.
4.Умеют работать в команде.
На основании изложенного суд считает не виновным учеников 8 «В» класса МАОУ «СОШ №1», т.к уровень правовых знаний достаточен.
Суд постановляет:
1.Ученикам 8 «В» класс МАОУ «СОШ №1» продолжать работу по формированию правовой культуры.
Решение суда обжалованию не подлежит.
Приложение №8
Перед нами мир такой чудесный, Сколько в нем не пройденных дорог! Путь один – ведет по жизни с честью, Путь другой – к позору приведет. Чтобы в жизни нам не ошибиться, Чтоб могли мы многого добиться, Знать должны и ты, и он, и я Мудрые законы - нам друзья! Знать закон – в нем наша сила. Этим жила и будет жить Россия! | П а м я т к а д л я п о д р о с т к а |
«Как не допустить правонарушение»
Незнание закона не освобождает тебя от ответственности!!! | Административная ответственность наступает с 16 лет. Примерами административных правонарушений являются:
Штраф в размере от 300 до 500 рублей;
Штраф в размере до пятикратной стоимости похищенного имущества, но не менее одной тысячи рублей;
Штраф в размере от 1000 до 1500 рублей;
Штраф в размере от 500 до 1000 рублей. |
Предварительный просмотр:
Эккардт Г.А.,
учитель истории и обществознания
МАОУ «СОШ №1»
Слайд 1.Название конкурсного задания, представление автора работы.
Слайд 2. Тема моего педагогического опыта «Формирование правовой культуры школьников через работу классного руководителя».
Цель: Исследовать приёмы и методы работы классного руководителя при формировании правовой культуры школьников.
Для достижения поставленной цели обозначила задачи:
1.Охарактеризовать методы при формировании правовой культуры.
2.Выделить и описать приёмы и методы работы классного руководителя при формировании правовой культуры.
Воспитание растущего поколения в России сегодня происходит в условиях становления правового государства, изменений в различных сферах общественной жизни. Создание демократического законного государства связано с процессом формирования правовой культуры общества. Правовая культура обеспечивает предоставления свободы и безопасности личности, гарантирует правовую защиту человека и формирует гражданскую активность, основывает моральную атмосферу, где все люди защищены от произвола и могут беспрепятственно осуществлять свое творчество.
Слайд: Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения школьников в настоящее время в Российской Федерации достаточно актуальна.
Правовая культура – разновидность духовно - материально культуры, которая представляет собой совокупность юридических ценностей, отражает качественное состояние российской правовой системы.
Президент России Владимир Путин считает воспитание первичным фактором полноценного развития человека. На встрече с классными руководителями он сказал: (Слайд) «Получить знания — это не просто, но это все-таки вторично по сравнению с воспитанием человека, с тем, чтобы он должным образом относился и к себе самому, и к своим друзьям, к семье, к родине — это абсолютно фундаментальные вещи и только на этой базе можно рассчитывать на то, чтобы человек стал полноценным».
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования определяют формирование гражданской позиции обучающегося, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические демократические ценности одним из личностных результатов освоения основной образовательной программы.
Ученик, имеющий четкие знания правовой культуры должен:
- знать все законы, касающиеся его прав;
- уметь применять их в различных жизненных ситуациях;
- отстаивать права: свои и других.
Для формирования этих качеств необходимо разнообразие форм: не только лекций и бесед, но и практикумов, когда учитель использует событийный подход .
Успешность формирования правовой культуры обеспечивается соблюдением следующих педагогических условий:
1) оптимальный отбор правовой информации и включение ее в содержание учебного материала;
2) использование ситуаций, максимально приближенных к реальности;
3) оптимизация воспитания у учащихся правовой ответственности и активной правовой позиции;
4) повышение психолого-педагогической подготовки преподавательского состава.
В рамках реализации поставленных задач, была разработана программа по формированию правовой культуры школьников.
Слайд: Цель программы: формирование правовой культуры учащихся.
Задачи программы:
1. Создать целостное представление о личной ответственности за антиобщественные деяния, предусмотренные уголовным и административным правом;
2. Научить учащихся вести себя в общественных местах, соблюдать дисциплину и порядок в школе;
3. Сформировать умение различать хорошие и плохие поступки;
4. Способствовать развитию, становлению и укреплению гражданской позиции, отрицательному отношению к правонарушениям;
5. Предупредить опасность необдуманных действий, свойственных подростковому возрасту, которые могут привести к совершению преступлений.
В рамках реализации программы использовались формы работы с учащимися:
- деловая игра; - практикум; - викторина; - конкурс сочинений; - защита проектов.
Используемые образовательные технологии:
- развития критического мышления; - учебной деловой игры; - проблемного обучения;
- интерактивные методы; - технология «мозгового штурма»;
-информационные технологии; - проектная технология.
Программа по формированию правовой культуры школьников прошла экспертизу и опубликована в журнале «Завуч. Инфо».
Помимо реализации данной программы в воспитательной работе используются и другие направления внеурочной деятельности.
Опыт работы в данном направлении показал, что наиболее эффективными методами и приёмами являются:
Слайд: Прием «коллективный вердикт».
Вариант использования приема – на классном часе.
Форма организации работы: индивидуальная, переходящая в групповую.
Учитель создает проблемную ситуацию необходимости согласования Правил школьной жизни и предлагает решить ее, составив коллективный вердикт. Также данный приём можно использовать при решении правовых задач.
Слайд: Прием «кластер».
Форма организации работы: индивидуальная и фронтальная.
Учитель дает задание учащимся перечислить то, что они уже знают по данной теме, фиксирует их высказывания на доске. Затем предлагает ребятам проверить и дополнить свои представления по теме, работая с источником, и уяснить, что они понимали правильно (неправильно), что неточно, что узнали нового. Такой приём использовался при ознакомлении с правовыми понятиями, при работе с Декларацией прав ребёнка.
Слайд: «Учебно-деловая игра» позволяет ученикам глубже проникнуть в суть проблемы, способствует формированию личностных качеств. Данный приём использовался при подготовки инсценировок по нарушению прав, во время игры "Судебное заседание". Сюжет позволяет детям на своем опыте пережить ситуации осуществления или нарушения прав. Учащиеся получают начальный эмоциональный импульс, который пробуждает интерес к проблеме.
Работая в малых группах (оптимально 4—5 человек), ребятам предлагается обсудить какую-либо правовую проблему, решить ситуацию, разработать проект. При этом индивидуальная работа каждого ученика становится исходной, составляющей частью коллективной. Такая работа осуществлялась при рассмотрении таких вопросов как: «Преступления и правонарушения», «Правоспособность. Дееспособность», «Судебная система в РФ».
Слайд: Для формирования ценностно-правовых ориентаций были апробированы методики анализа и моделирования конкретных правовых ситуаций, тематическая дискуссия "Карманные деньги - за или против", "Нужно ли бороться с коррупцией", метод правотворчества и др. Создание воспитывающей правовой среды обеспечивало целеустремленное и систематическое воздействие на сознание и культуру поведения учащихся, выработку у них чувства уважения к праву и привычки соблюдения права на основе личного убеждения.
Слайд: Применение метода правотворчества осуществлялось при организации активной правовой деятельности учащихся посредством самостоятельного составления правовых документов (гражданско-правового договора, искового заявления, приказов), выпуска правовых плакатов.
Результаты применения активных методов воспитания показали, что учащиеся усваивали правовые нормы лучше тогда, когда использовался событийный подход.
Слайд: К концу учебного года ученикам было предложено подготовить проект по темам:
1.Правосознание и правовая культура несовершеннолетних.
2. Особенности правовой культуры современного российского общества.
3. Правоохранительная система в Российской Федерации: понятие и
основные направления реформирования.
Такая работа учит детей ставить и решать проблемы , которые требуют не только применение полученных знаний, но и приобретения новых в рамках самостоятельного и совместного со взрослыми исследования; раскрывает личностные качества; повышает самооценку, интерес к
учебной деятельности; помогает школьникам чувствовать себя уверенно в нестандартных ситуациях; повышает адаптивные возможности и творчество .
В результате реализации программы учащиеся:
- обладают определённой системой знаний в области прав и законов, умеют пользоваться этими знаниями – 18 человек;
- уважают и соблюдают права и законы – 20 человек;
- активно участвуют в законодательном творчестве – 15 человек .
Слайд: Результаты диагностики по формированию правовой культуры говорят о том, что уровень сформированности правовой культуры к маю 2017 года вырос по сравнению с сентябрём 2016 года. За последние три года учениками не было совершенно правонарушений, не один ученик не поставлен на учёт.
Слайд: В 2017 году ученики моего класса принимали участие в областном конкурсе творческих работ «Инфографика» в номинации «Памятка для родителей» и заняли первое место. В ноябре 2017 года создали видеоролик «Права человека глазами молодёжи» и приняли участие в заочном туре. Плюхина Юлия стала победителем заочного конкурса «Россия 2035» и принимала участие в очном туре, где стала лучшей от представителей Тюменской области.
Слайд: Формирование правовой культуры только одних школьников не даст желаемых результатов. Необходимо в комплексе вести работу в данном направлении и с родителями. Правовое просвещение родителей, способствует образованию у них специфического правового понятийного аппарата мышления, при помощи которого производится отбор, классификация и переработка поступающей извне правовой информации. В 2016-2017 учебном году на родительских собраниях уделялось достаточно внимания правовому просвещению родителей. На родительских собраниях рассматривались нормативно-правовые документы, рассматривались различные ситуации, давались рекомендации.
В ходе работы над данной темой я пришла к выводам:
Комплекс педагогических условий повышения уровня правовой культуры включает:
1) оптимальный отбор правовой информации и включение ее в содержание работы классного руководителя;
2) использование ситуаций, максимально приближенных к реальности;
3) оптимизацию воспитания у школьников правовой ответственности и активной правовой позиции.