Обобщение опыта
Обобщение опыта
Год | Название мероприятия | Тема выступления |
2015 | Семинар в МАОУ СШ №8 | "Рефлексия на уроке" |
2015 | РМО учителей информатики Борского района Нижегородской области | Сетевой проект "Проектирование урока в условиях введения ФГОС" |
2015 | Семинар РМО учителей информатики Борского района Нижегородской области | "Разработка технологической карты урока информатики" |
2010 | Школьный конкурс "Учитель года-2010" | Доклад на тему "Игровые технологии на уроке информатики" Открытый урок в 3 классе "Подготовка к контрольной работе" |
2012 | Районный конкурс "учитель года - 2012" | Доклад на тему "Активизация познавательной деятельности на уроках информатики" Мастер-класс проведения рефлексии на уроке "Шесть шляп мышления" Открытый урок в 6 классе "Линейные алгоритмы" |
2012 | Заседание районного МО | Доклад на тему "Технология развития критического мышления на уроке информатики" Открытый урок в 5 классе "Метод координат" |
2013 | Школьная конференция учителей | "Применение технологии развития критического мышления на уроке информатики" |
2013 | Школьный день открытых дверей | Мастер-класс для родителей "Мульт-студия в вашем доме" |
2014 | МБОУ СОШ №8 | Открытый урок в 7А классе "Простые таблицы" |
2014 | Районное общешкольное родительское собрание, ЦВР "Алиса" | Мастер-класс для родителей "Мульт-студия в вашем доме" |
2014 | Детская Библиотека | Мастер-класс "Мульт-студия в вашем доме" |
2014 | ЦОД | Семинар для воспитателей "Мульт-студия в вашем доме" |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roezentatsiya_dlya_konferentsii.pptx | 1.67 МБ |
formy_refleksii_na_uroke.pptx | 416.3 КБ |
razrabotka_uroka_po_fgos_prezentatsiya.pptx | 84.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Единственный путь к знаниям –это деятельность» Б.Шоу
ФГОС Обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию Вычленять проблемы и искать пути их решения Уметь критически анализировать полученные знания Применять полученные знания для решения новых задач Основные задачи Технологии Технология проектного обучения Технология развития критического мышления Игровые технологии Проблемное обучение и т.д. Чем больше технологий в руках учителя, тем выше его мастерство
О чем это мы?... Критическое мышление – это: способность ставить новые, полные смысла вопросы ; вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы ; принимать независимые продуманные решения . … 4
Сравнение признаков обыденного и критического мышления 5 Умелое мышление Обычное мышление Оценивающее суждение Гадательное предположение Взвешенное суждение Предпочтение Классификация Группирование Допущение Верование Логическое формулирование выводов Формулирование выводов Понимание принципов Объединение понятий по ассоциации Построение гипотезы Предположение (без достаточных оснований) Предложение мнений с аргументами Предложение мнений без аргументов Формулирование суждений на основе критериев Формулирование суждений без опоры на критерии
Технологические этапы 1-я стадия ВЫЗОВ 2-я стадия ОСМЫСЛЕНИЕ 3-я стадия РЕФЛЕКСИЯ Актуализация знаний Побуждение интереса к получению новой информации Постановка учеником собственных целей обучения Получение новой информации Корректировка поставленных учеником целей обучения Рождение нового знания Постановка учеником новых целей обучения 6
Приемы технологии развития критического мышления 1.Приемы стадии вызова: верные и неверные утверждения («верите ли вы»), ключевые слова 2.Кластеры, денотатный граф 3.Инсерт 4.Эффективная лекция 5.Дерево предсказаний 6.Дневники и бортовые журналы 7.Толстые и тонкие вопросы 8.Таблицы 9.Чтение с остановками 10.Работа в группах 11.Зигзаг 12.Дискуссии 13.Письмо 14.Приемы проведения рефлексии 15.Стратегия « Fishbone » 16.Стратегия «РАФТ» 17.Ранжирование 18.Пирамида приоритетов 19.Стратегия IDEAL
«Мозговой штурм» При работе обращайте внимание на иерархию вопросов, которые сопровождают каждый этап «Мозгового штурма»: I уровень - что ты знаешь? II уровень - как ты это понимаешь? (применение других знаний, анализ) III уровень - применение, анализ, синтез
«Мозговой штурм» I уровень - Приведите примеры исполнителей; II уровень – Какие алгоритмы, выполняют ваши исполнители? Чем они похожи и в чем у них отличие? III уровень – А нужны ли нам исполнители?
«Мозговой штурм» I уровень – С какими циклическими алгоритмами вы сталкиваетесь каждый день? II уровень – Всегда ли количество повторений в ваших циклах известно заранее? III уровень – А что бы стало, если бы циклы пропали из нашей жизни?
Прием «Корзина» идей, понятий, имен...
Кластеры
“Шесть шляп критического мышления” “Белая шляпа” — ИНФОРМАЦИОННАЯ “ Желтая шляпа” — ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ “Черная шляпа” — НЕГАТИВНАЯ “Зеленая шляпа” — ТВОРЧЕСКАЯ “Красная шляпа” — ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ
Прием стратегия ИДЕАЛ. Расшифровывается она следующим образом: И ― Идентифицируйте проблему (Проблема определяется в общем виде) Д ― Доберитесь до её сути (Сформулировать её в виде вопроса). Е ― Есть варианты решения! (Как можно больше) А ― А теперь за работу! (Выбрать из всех лучший вариант) Л ― Логические выводы (Анализ проделанной работы)
Прием « Фишбон »
Приём « Синквейн » 1 строка – тема или предмет (одно существительное); 2 строка – описание предмета (два прилагательных); 3 строка – описание действия (три глагола); 4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету; 5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово ).
Что бы стимулировать критическое мышление учителю необходимо : Выделить время , обеспечить возможность Содействовать активному вовлечению учащихся в учебный процесс Высказывать уверенность в способностях каждого ученика Разрешать ученикам свободно мыслить и высказывать свои мысли Принимать различные идеи и мысли Ценить критическое мышление учащихся
Учитель Душевный, открытый Любящий, ищущий, думающий Много идей - мало времени Призвание
Учитель Суетливый, крикливый Объясняет, объясняет, ждет Когда окончится эта пытка? Бедолага
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Рефлексия ( reflexio –обращение назад) – способность человека взглянуть на себя со стороны. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов. Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителей, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентированный на личность каждого ученика.
Рефлексия бывает: а ) индивидуальная – формирование реальной самооценки (-за что ты можешь оценить свою работу, - беседа с ребенком по результатам самооценки – почему выбран тот или иной уровень) б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»)
Виды рефлексии: 1) физическую (успел – не успел); 2) сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно); 3) интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал); 4) духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
• Коммуникативная - ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека. • Личностная - объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим. • Интеллектуальная - проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.
рефлексия может: 1) выступать формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной деятельности (интеллектуальная рефлексия); 2) отражать внутреннее состояние человека (сенсорная рефлексия); 3) быть средством самопознания.
Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация. 1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния 2. Рефлексия деятельности 3. Рефлексия содержания учебного материала
Рефлексия настроения: Образная рефлексия Мишени настроения Светофор Мое состояние
Рефлексия деятельности: Как бы вы назвали урок? Что было самым важным на уроке? Зачем мы сегодня на уроке…? Какова тема сегодняшнего урока? Какова цель урока? Чему посвятим следующий урок? Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке? Что для тебя было легко (трудно)? Доволен ли ты своей работой? За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?
Выбери верное утверждение : 1) Я сам не смог справиться с затруднением; 2) У меня не было затруднений; 3) Я только слушал предложения других; 4) Я выдвигал идеи….
Продолжи фразу, выбери понравившуюся, ответь на вопрос Наш день (урок, мероприятие, игра) подошел к концу, и я хочу сказать… Мне больше всего удалось… А особенно удалось… Что я получил от этого дня (урока, праздника)? За что ты можешь себя похвалить? За что ты можешь похвалить одноклассников? За что ты можешь похвалить учителя?
Карточка с заданием «Продолжить фразу»: Мне было интересно… Мы сегодня разобрались…. Я сегодня понял, что… Мне было трудно… Завтра я хочу на уроке…
Рефлексивные сочинения (как для домашних заданий, так и для 5-7 минут в классе) Примерный план рассуждений ребёнка в соответствии с этапами урока: Сначала мы рассуждали так… Потом мы столкнулись с проблемой Затем мы наблюдали (сравнивали, делали)…. Мы увидели (поняли)…Значит… Теперь мы будем…
Ресторан Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов: - Я съел бы еще этого… - Больше всего мне понравилось… - Я почти переварил… - Я переел… - Пожалуйста, добавьте… Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта , комментируя.
Рефлексивная мишень. На листе бумаги или ином формате рисуется мишень, которая делится на четыре части. В каждом из секторов записываются вопросы рефлексии состоявшегося занятия. Например, 1-й сектор – оценка содержания урока (типы и количество заданий); 2-й сектор – оценка формы занятия: формы, подача, разнообразие, новизна…; 3-й сектор – оценка деятельности учителя, что и как делал учитель; 4-й сектор – оценка собственной деятельности/работы во время занятия. Каждый ученик маркером или фломастером четыре раза (по одному в каждый сектор) «стреляет» в мишень, делая метку. Метка соответствует его оценке результатов состоявшегося взаимодействия. Для метки можно использовать кнопки, магниты, силовые цветные гвозди, все зависит от темы и идеи урока. Если участник очень низко оценивает результаты, то метка ставится им в «молоко» или в поле «0» на мишени, если выше, то в поле «5». Если результаты оцениваются очень высоко, то метка ставится в «яблочко», в поле «10» мишени. После того как каждый участник взаимодействия «Выстрелил», то есть поставил четыре метки, в рефлексивную мишень, она вывешивается на всеобщее обозрение и педагог организует ее краткий анализ.
Метод «Мухомор» На большом листе рисуется круг, который разделяется на секторы по числу вопросов. Вне круга записываются вопросы. Учащимся предлагается поставить свою оценку в виде значка: чем ближе к центру, тем выше удовлетворенности по данному вопросу.
Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предлагается ребятам на листочке условно отмечать свои ответы: «V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный «W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный «| » - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный «+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный «0» - не ответил.
Сиквейн Пятистишие - составление четверостишья по схеме: первая строка – понятие, выраженное существительным, вторая строка – описание двумя прилагательными (причастиями), третья строка – 4 значимые слова, выражающие отношение к понятию, четвёртая строка – слово-синоним понятию, обобщение или расширение смысла.
Шпаргалка – информация, формулировка, правило и т. д. в сжатом виде . Составление памяток, схем или текстов для справочника Архивариус – вхождение в образ изучаемого понятия и написание автобиографии или сообщения о «себе» (об образе). ов . Ранжирование, расположение в нужном порядке понятий . Восстановление деформированного высказывания, правила, текста или дополнение пропущенными словами ( например, когда каждое третье или пятое слово пропущены).
Понятие Знал Узнал Хочу узнать Моделирование или схематизация своего понимания, действий в виде рисунка или схемы. Паучок (солнышко, цветочек) – фиксация ассоциативных связей любого понятия. Табличка - фиксация знания и незнания о каком-либо понятии (может быть расположена как горизонтально, так и вертикально .
Прием «Резюме» ученики письменно отвечают на вопросы, отражающих их отношение к уроку, учебному предмету, учителю. Среди вопросов обычно предлагаю следующие: • Что нравится на уроках? • Что не нравится на уроках? • Можешь ли учиться лучше по предмету? • Что мешает учиться лучше? • Какие действия учителя считаешь неправильными? • Поставь отметку учителю по 10-ти балльной системе. Обоснуй её.
Прием «Благодарю…» : В конце урока предлагаю каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Себя из числа выбираемых людей для благодарности следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом выбираются те ребята, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.
Прием «Комплимент» : Цель данного приема - оценить свою активность и качество работы. Учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах) и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
Прием «Телеграмма» : После завершения занятия каждому ученику предлагается заполнить бланк телеграммы, дается при этом следующая инструкция: «Что вы думаете о прошедшем занятии? Что было для вас важным? Чему вы научились? Что вам понравилось? Что осталось неясным? В каком направлении нам стоит продвигаться дальше? Напишите мне, пожалуйста, об этом короткое послание – телеграмму из 11 слов. Я хочу узнать ваше мнение для того, чтобы учитывать его в дальнейшей работе». На следующем занятии обычно делятся с обучающимися своими соображениями о полученных результатах и рассказывают о том, как они будут учитываться в дальнейшей совместной работе на уроке.
Письмо самому себе В конце урока учитель предлагает ученикам написать письмо самому себе, в котором они должны описать чему научились на уроке, что из усвоенного и как они хотели бы реализовать на практике. П исьма остаются у учителя, которые он раздаст через некоторое время
Прием «Паровозик» : На парте перед каждым ребенком в начале урока раскладываю по два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске в конце урока приклеиваю поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагаю опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика .
Какой путь я прошел? На доске цепочка следов по количеству этапов урока. Ученикам предлагается вспомнить и оценить свою деятельность на каждом этапе урока.
Прием «Рюкзак» : Прием рефлексии использую чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть данного приема- зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход". Пример . • я научился составлять план текста и конспект; • я запомнил формулу для нахождения дискриминанта; • я разобрался в такой-то теме ; • я наконец-то запомнил, чем стандартный многочлен отличается от не стандартного.
Все у меня в руках или Ладошка Учащиеся рисуют свою ладонь. Вопросы для оценки результатов обозначаются с помощью пальцев: Большой палец – над этой темой я хотел бы поработать Указательный – здесь мне были даны конкретные указания Средний – мне здесь совсем не понравилось Безымянный - психологическая атмосфера Мизинец – мне здесь не хватало
Органайзер В начале урока каждый ученик получает бланк, который надо заполнить в течении урока: Проблема/тема Что понравилось Что применю в практике Что для этого надо Примечания В конце урока обсуждается
Ваш новый компьютер Ученикам раздаются листы с изображение компьютера, просят дать оценку урока в следующем порядке: Монитор – что нового увидел на уроке; Клавиатура – чему научился; Системный блок – что понял; Мышка – эмоции. В конце все зачитывается.
Уборка в доме Три листа с рисунками: чемодан, мусорная корзина, мясорубка. У каждого ученика – три клеящихся стикера : На первом пишется, что было важного на уроке, что ученик «заберет с собой» На втором – что было лишнее, ненужное, что надо отправить в Корзину. На третьем – то, что оказалось интересным, но еще не готово к применению, требуется домыслить, доработать.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения. Ч.Дарвин
Цель: систематизация знаний учителей о федеральном государственном образовательном стандарте, современном уроке в свете внедрения ФГОС второго поколения формирования мотивационной готовности участников к педагогической и управленческой деятельности по реализации стандарта и включение участников в наработку практических навыков его введения.
Этап 1. окт Требования к уроку по ФГОС. зарегистрироваться как участник проекта (внести данные в таблицу продвижения проекта); ознакомится с презентацией составить фишбон «ФГОС в уроке информатики», выложить на google документах, скопировать ссылку в таблицу продвижения - блог
Этап 2 ноя УУД ознакомиться с презентацией разработать фрагмент урока, выложить на google документах, скопировать ссылку в таблицу продвижения - блог
Этап 3 дек Виды контроля на уроке ознакомиться с презентацией и банком видов контроля разработать фрагмент урока с применением формирующего контроля, выложить на google документах, скопировать ссылку в таблицу продвижения - блог
Этап 4 Янв Рефлексия, виды рефлексии ознакомиться с презентацией разработать фрагмент урока (рефлексии), выложить на google документах, скопировать ссылку в таблицу продвижения - блог
Этап 5 февраль Технологическая карта урока ознакомиться с презентацией и банком видов технологических карт разработать технологическую карту, выложить на google документах, скопировать ссылку в таблицу продвижения - блог
Этап 5 март Семинар в МО «Разработка урока информатики в условиях внедрения ФГОС» - обсуждение требований к уроку по ФГОС, ознакомление с результатами работы участников проекта
Этап 6 апр Рефлексия блог; подведение итогов проекта вручение сертификатов за участие в проекте - издание брошюры с лучшими проектами.
Спасибо за внимание !