Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей разновозрастной группе на тему «Донской край – мой край родной».
Цель: Создать условия для формирования у детей интереса к истории донского края.
Задачи: - Формировать представление детей об истории своей малой Родины;
- Развивать познавательный интерес к истории своего края;
- Закрепить представление детей о быте и укладе жизни казаков;
- Воспитывать чувство гордости за свой родной край;
- Развивать и обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями;
- Воспитывать уважение к традициям родного народа, воспитывать чувства патриотизма и любовь к Родине.
Материал: предметы казачьей жизни в краеведческом музее.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю отправиться в путешествие, а куда мы с вами отправимся, вы узнаете из стихотворения, которое я вам прочитаю:
***
Ростовская область – сады винограда,
Есть хлеб здесь душистый и мёд,
И Батюшка Дон, как природы награда,
И песни высокий полёт.
***
Ростовская область – души очищенье,
Рождение храмов святых,
Казачьей традиции вновь возрожденье
И слава знамён боевых.
Воспитатель:Ребята, о чем говорится в этом стихотворении?
Дети: О Ростовской области.
Воспитатель: А кто знает, как ещё называется земля, на которой мы живём?
Дети:Донская земля. Донской край.
Воспитатель:: Правильно. А почему возникло такое название?
Дети: Потому что мы живём в станице Егорлыкской, которая находится недалеко от Ростова-на-Дону, а наша главная река Дон.
Воспитатель: А ещё наш край зовётся казачьим. Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что нашими предками были донские казаки.
Воспитатель: Ребята, а кто такие казаки?
Дети: Казаки были сильные и уверенные в себе люди, ведь им приходилось делать самим всё, что нужно для жизни: жилище построить, семью кормить, одевать, и хозяйство обустраивать. Жизнь была тяжёлой. А если вдруг начиналась война – казак садился на коня, брал шашку в руки и воевать обязан был до победы.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправиться в удивительное путешествие - в прошлое наших предков.
Воспитатель: Ребята, как же нам попасть в прошлое? (Идеи детей – машина времени, колесо истории и т.д.).
Воспитатель: Я предлагаю мальчикам надеть на голову папаху, а девочкам кичку – обернёмся три раза вокруг себя и скажем: «Время, время, остановись, к нашим предкам повернись» (звучит волшебная музыка, ребята входят в музей казачества).
Воспитатель: Ребята, мы с вами оказались в далёком прошлом наших предков.
Воспитатель: А как назывались дома, которые в далёком прошлом строились на берегу реки Дон?
Дети: Курень.
Воспитатель: Правильно, но курени были разные, чем они отличались друг от друга?
Дети: Курени были двухэтажные и одноэтажные.
Воспитатель: От чего это зависело?
Дети: От места жительства, там, где Дон разливался, строили двухэтажные курени. А куда воды Дона не доходили, строили одноэтажные курени.
Воспитатель: Первый этаж куреня строили из камня, потому что при разливе реки он оказывался в воде, а камень не размокал . На первом этаже никто не жил, его использовали как кладовую для хранения продуктов, а зимой пускали животных.
Второй этаж строили из дерева. Он был жилой. Мы видим окна со ставнями, в жару и непогоду ставни закрывали. Вокруг куреня делали деревянный балкончик «балясник». Летом на нем можно было пить чай. Также на нем хранили лодку, на которой плавали во время разлива рек от дома к дому, а балясник служил причалом.
Воспитатель: А чем крыли крышу куреня?
Дети: Крышу крыли камышом, иногда соломой.
Воспитатель: Ребята, а что означает слово курень?
Дети: Курень значит круглый.
Воспитатель: Значит, дом должен быть круглым?
Дети: Все комнаты были построены вокруг печки по кругу.
Воспитатель: Как говорят казаки : «Печь – царица в доме».
Воспитатель: Прекрасен Донской край мастерами - умельцами, прославившими свой род и край! Именно они своими руками создавали неповторимый колорит убранства донского жилища.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я приглашаю вас рассмотреть убранство и предметы, которыми украшали свой курень казачки, полюбоваться изделиями донских мастериц.
(дети рассматривают изделия: рушники, вязаные коврики, кружевные салфетки, коромысло, сундук)
Воспитатель: Казаки были верующими людьми и жили по закону божьему, просили помощи в любых делах у бога и поэтому центральным местом в хате был «Красный угол». Что означает «красный?»
Дети: «Красный» от слов красивый, нарядный. Ещё его называли «Святой». В этом углу помещались иконы.
Воспитатель: Ребята, а чем украшена икона? (рушником)
Воспитатель: А кто такие казаки? (ответы детей)
Кто такие казаки?
Не простые мужики.
В голове у казака
Бог, Отечество, семья.
Поле, поле – воля, воля.
Не легка казачья доля.
Но лучше нет на свете боле
Доли казака.
Воспитатель: А чем занимались казаки?
Дети: Казаки были воинами – защищали Родину, строили дома, работали на кузнице, ловили рыбу, занимались плетением (плели из прутьев камыша корзины, лукошки, колыбели, стулья).
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, где большую часть жизни находились казаки?
Дети: На службе, в боях, в походах.
Воспитатель: Верно, главная задача казаков – оберегать границу государства, ведь термин «казак» означает «защитник», «воин».
Воспитатель: А кто у казака верный друг? (конь)
Воспитатель: Верно, у казаков была особенная любовь к лошадям. Лошади были их самыми верными друзьями. Они не расставались ни в бою, ни в труде.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, а чем занимались женщины казачки?
Дети: Женщины занимались домашними делами: убирали, стирали, готовили кушать, воспитывали детей. Весной и осенью работали в поле, а зимой вязали, пряли шерсть, шили, вышивали.
Воспитатель: А сейчас, детвора, игра «Забытые слова». Играть мы будем с рушником. Казаки – вольные люди. В их речи были особенные слова, которые в наше время забылись. Давайте мы их вспомним. Дети под звуки бубна идут по кругу, противоходом им идёт ведущий с рушником на шее. При замолкании бубна, дети и ведущий останавливаются. Ведущий набрасывает рушник на плечи ребёнку, который оказался напротив него.
Воспитатель: - Слово ты говори, по казачьи повтори. Дом
Ребёнок: - Курень
При правильном ответе, все дети хором кричат: «Любо! »
Игра продолжается со словами: забор - плетень, кастрюля-чугунок, полотенце - рушник, часы - ходики, говорят - гуторят, шапка - папаха, плетёные корзины - сапетки, город - станица, зал -горница, мастерица - додельница, командир - атаман, очень- дюже, полотенце - рушник, говорят - гутарят, отец - батя, компот - узвар, плетка - нагайка, часы - ходики, балкон - балясины.
Воспитатель:- Ребята, вот и закончилось наше путешествие, пора возвращаться домой. скажем волшебные слова.
Дети: «Время, время, остановись, в наше время повернись»
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, о чем мы сегодня говорили? Что нового узнали? (ответы детей)