Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей разновозрастной группе на тему «Донской край – мой край родной».

Нохрина Наталья Александровна

Цель: Создать условия для формирования у детей интереса к истории донского края.

Задачи:  - Формировать представление детей об истории своей малой Родины;

 - Развивать познавательный интерес к истории своего края;

 - Закрепить представление детей о быте и укладе жизни казаков;

 - Воспитывать чувство гордости за свой родной край;

 - Развивать и обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями;

 - Воспитывать уважение к традициям родного народа, воспитывать чувства патриотизма и любовь к Родине.

Материал: предметы казачьей жизни в краеведческом музее.

Ход занятия:

Воспитатель:  Ребята, я вам предлагаю отправиться в путешествие, а куда мы с вами отправимся, вы узнаете из стихотворения, которое я вам прочитаю:

                                 ***

Ростовская область – сады винограда,

Есть хлеб здесь душистый и мёд,

И Батюшка Дон, как природы награда,

И песни   высокий  полёт.

                          ***

Ростовская область – души очищенье,

Рождение  храмов  святых,

Казачьей традиции вновь возрожденье

И слава знамён боевых.

 

Воспитатель:Ребята, о чем говорится в этом стихотворении?

ДетиО Ростовской области.

Воспитатель: А кто знает, как ещё называется земля, на которой мы живём?

Дети:Донская земля. Донской край.

Воспитатель:Правильно. А почему возникло такое название?

ДетиПотому что мы живём в станице Егорлыкской, которая находится недалеко от  Ростова-на-Дону, а наша главная река Дон.

Воспитатель:  А ещё наш край зовётся казачьим. Как вы думаете, почему?

Дети: Потому что нашими предками были донские казаки.

Воспитатель: Ребята, а кто такие казаки?

Дети: Казаки были сильные и уверенные в себе люди, ведь им приходилось делать самим всё, что нужно для жизни: жилище построить, семью кормить, одевать, и хозяйство обустраивать. Жизнь была тяжёлой. А если вдруг начиналась война – казак садился на коня, брал шашку в руки и воевать обязан был до победы.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам  отправиться в удивительное путешествие - в прошлое наших предков.

Воспитатель: Ребята, как же нам  попасть в прошлое? (Идеи детей – машина времени, колесо истории и т.д.).

Воспитатель: Я предлагаю мальчикам надеть на голову папаху, а девочкам кичку – обернёмся три раза вокруг себя и скажем: «Время, время, остановись, к нашим предкам повернись» (звучит волшебная музыка, ребята входят в музей казачества).

 

Воспитатель: Ребята, мы с вами оказались в далёком прошлом наших предков.

Воспитатель: А как назывались дома, которые в далёком прошлом строились на берегу реки Дон?  

Дети: Курень.

Воспитатель: Правильно, но курени были разные, чем они отличались друг от друга?

Дети: Курени были двухэтажные и одноэтажные.

Воспитатель: От чего это зависело?

Дети: От места жительства, там, где Дон разливался, строили двухэтажные курени. А куда воды Дона не доходили, строили одноэтажные курени.

Воспитатель: Первый этаж куреня строили из камня, потому что при разливе реки он оказывался в воде, а камень не размокал . На первом этаже никто не жил, его использовали как кладовую для хранения продуктов, а зимой пускали животных.

Второй этаж строили из дерева. Он был жилой. Мы видим окна со ставнями, в жару и непогоду ставни закрывали. Вокруг куреня делали деревянный балкончик «балясник». Летом на нем можно было пить чай. Также на нем хранили лодку, на которой плавали во время разлива рек от дома к дому, а балясник служил причалом.

Воспитатель:  А чем крыли крышу куреня?

Дети: Крышу крыли камышом, иногда соломой.

Воспитатель:  Ребята, а что означает слово курень?

Дети: Курень значит круглый.

Воспитатель:  Значит, дом должен быть круглым?

Дети: Все комнаты были построены вокруг печки по кругу.

Воспитатель:  Как говорят казаки : «Печь – царица в доме».

 

Воспитатель: Прекрасен Донской край мастерами - умельцами, прославившими свой род и край! Именно они своими руками создавали неповторимый колорит убранства донского жилища.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я приглашаю вас рассмотреть убранство и предметы, которыми украшали свой курень казачки, полюбоваться изделиями донских мастериц.

(дети рассматривают изделия: рушники, вязаные коврики, кружевные салфетки, коромысло, сундук)

Воспитатель: Казаки были верующими людьми и жили по закону божьему, просили помощи в любых делах у бога и поэтому центральным местом в хате был «Красный угол». Что означает «красный?»

Дети: «Красный» от слов красивый, нарядный. Ещё его называли «Святой». В этом углу помещались иконы.

Воспитатель: Ребята, а чем украшена икона?  (рушником)

 

Воспитатель:  А кто такие казаки? (ответы детей)

Кто такие казаки?

Не простые мужики.

В голове у казака

Бог, Отечество, семья.

Поле, поле – воля, воля.

Не легка казачья доля.

Но лучше нет на свете боле

Доли казака.

Воспитатель:  А чем занимались казаки?

Дети: Казаки были воинами – защищали Родину, строили дома, работали на кузнице, ловили рыбу, занимались плетением (плели из прутьев камыша корзины, лукошки, колыбели, стулья).

Воспитатель:  Ребята, а как вы думаете, где большую часть жизни находились казаки?

Дети: На службе, в боях, в походах.

Воспитатель: Верно, главная задача казаков – оберегать границу государства, ведь термин «казак» означает «защитник», «воин».

Воспитатель:  А кто у казака верный друг?  (конь)

Воспитатель: Верно, у казаков была особенная любовь к лошадям. Лошади были их самыми верными друзьями. Они не расставались ни в бою, ни в труде.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, а чем занимались женщины казачки?

Дети: Женщины занимались домашними делами: убирали, стирали, готовили кушать, воспитывали детей. Весной и осенью работали в поле, а зимой вязали, пряли шерсть, шили, вышивали.

 

Воспитатель: А сейчас, детвора, игра «Забытые слова». Играть мы будем с рушником. Казаки – вольные люди. В их речи были особенные слова, которые в наше время забылись. Давайте мы их вспомним. Дети под звуки бубна идут по кругу, противоходом им идёт ведущий с рушником на шее. При замолкании бубна, дети и ведущий останавливаются. Ведущий набрасывает рушник на плечи ребёнку, который оказался напротив него.

Воспитатель: - Слово ты говори, по казачьи повтори. Дом

Ребёнок: - Курень

При правильном ответе, все дети хором кричат: «Любо! »

Игра продолжается со словами: забор - плетень, кастрюля-чугунок, полотенце - рушник, часы - ходики, говорят - гуторят, шапка - папаха, плетёные корзины - сапетки, город - станица, зал -горница, мастерица - додельница, командир - атаман, очень- дюже, полотенце - рушник, говорят - гутарят, отец - батя, компот - узвар, плетка - нагайка, часы - ходики, балкон - балясины.

 

Воспитатель:- Ребята, вот и закончилось наше путешествие, пора возвращаться домой. скажем волшебные слова.

Дети: «Время, время, остановись, в наше время повернись»

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, о чем мы сегодня говорили? Что нового узнали? (ответы детей)