Диагностический инструментарий

В данном разделе представлены диагностики, которые позволяют выявить индивидуальные способности учеников.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Инструкция по заполнению диагностики обученности  учащихся по группам РУВ.

1 этап. Заполнение таблицы 1 «Диагностика уровня РУВ  ____класса  20____/20____ учебный год».

  1. Диагностическая таблица №1 заполняется на каждый класс в отдельности 1 раз в 1 классе в конце учебного года на основании результатов наблюдений и диагностик, проводимых педагогами, психологами школы.
  2. Диагностика обучающихся по группам РУВ заполняется по таблице «Определение группы РУВ» (Приложение №1 и № 2).
  3. Уровни РУВ  (итог) могут быть следующими:

 - высокий                   - высокий – средний

 - средний                   - средний - низкий

 - низкий

2 этап. Заполнение таблицы 2 «Соответствие динамики обученности  учащихся уровню РУВ»

1.1. Определение динамики уровня  РУВ в 1-ом классе по результатам комплексных контрольных работ.

1.2. Определение динамики уровня  РУВ во 2-х классах по результатам контрольных работ, диктантов, проверочных работ по русскому языку, математике, чтению и окружающему миру в соответствии с рабочей программой по предмету в соответствии с уровнем обученности (т.е. даётся качественная оценка).

уровни обученности

        критерии

высокий

обучающийся владеет опорной системой знаний, необходимой для продолжения обучения на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями и при выполнении  тематических и итоговых работ выполняет не менее 65 % заданий базового уровня и не менее 50 % заданий повышенного уровня.

повышенный

обучающийся владеет опорной системой знаний и учебными действиями, необходимой для продолжения образования и при выполнении  тематических и итоговых работ выполняет не менее 50 % заданий базового уровня и не менее 50 % заданий повышенного уровня.

базовый

обучающийся владеет опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования  и  способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач, при выполнении  тематических и итоговых работ выполняет не менее 50 % заданий базового уровня.

пониженный

обучающийся не владеет опорной системой знаний и учебными действиями, при выполнении  тематических и итоговых работ выполняет  менее 50 % заданий базового уровня.

низкий

обучающийся не владеет опорной системой знаний и учебными действиями, при выполнении  тематических и итоговых работ не выполняет задания базового уровня.

1.3. Определение динамики уровня  РУВ в 3 – 4-х классах осуществляется на основании отметок, полученных обучающимися на уроках контроля знаний по русскому языку и математике за все контрольные работы, диктанты в соответствии с рабочей программой по предмету. По литературному чтению, окружающему миру и технологии на основании отметок, полученных обучающимися за все четверти и итоговая отметка за год.

2. Таблица динамики  уровня  РУВ  может быть составлена двумя способами:

  • вручную;
  • при помощи электронного журнала.

3. При заполнении таблицы динамики уровня РУВ учитель вручную переносит отметки из электронного (классного) журнала в таблицу 2.

4. При составлении отчета при помощи электронного журнала нужно следовать следующей схеме:

  • Уроки контроля знаний  в электронном журнале на страничке класса выделяются одним цветом  (Например: контрольная работа)

13.01

20.01

27.01

03.02

10.02

17.02

24.02

03.03

II полугодие

 

5

 

5

4

5

5

 

(4.80)

 

2

4

3

2

4

3

 

(3.00)

 

2

 

2

2

 

Н

 

(2.00)

 

5

 

2

4

 

5

 

(4.00)

 

2

 

4

5

 

4

 

(3.75)

 

5

5

5

5

 

5

 

(5.00)

  •  Далее открывается окно «Отчеты»,

              Журнал

             Тематические планы   Посещаемость    Отчеты  

  • В разделе "Отчеты" выбирается позиция  "Отчет по типам уроков"
  • После открытия окна "Отчет по типам уроков" выбирается класс, предмет, тип урока и нажимается окно «Сформировать».
  • Отчет сформируется в папке «Загрузки». Открываем отчет с помощью команды «Открыть с помощью «Excel».
  • Распечатать отчет, проанализировать сохранность групп РУВ по итогам года в виде стрелки.

5. Динамика уровня РУВ анализируется 1 раз в учебном году, но отслеживается ежегодно в течение всего периода обучения.


Приложение №1

Определение группы РУВ (педагогическая диагностика)

Высокий

Средний

Низкий

Работоспособность школьника[1]

Обучающихся с высоким уровнем работоспособности отличает сформированное произвольное и непроизвольное внимание, в частности они умеют концентрироваться на задании и работать в течение всего урока. Для них характерна способность переключаться на другой вид деятельности и возвращаться к ранее выполняемому. Ученики могут работать интенсивно в течение урока, не утомляются или утомление полностью исчезает при смене деятельности. Очень хорошо усваивают материал, а главное могут переносить усвоенные способы работы на другие виды деятельности, в практические ситуации, таким образом, продуктивность высокая.

Обучающихся со средним уровнем характеризует возможность концентрировать внимание на выполняемой работе в течение непродолжительного отрезка времени, затем наступает истощение, и они выполняют деятельность со значительным количеством ошибок. Для них характерна способность переключаться на другой вид деятельности, однако при возвращении к ранее выполняемому заданию теряются, не всегда могут самостоятельно включиться в работу. Усваивают программный материал достаточно хорошо, но испытывают трудности при переносе теоретических знаний в практические. Дети теряются в нестандартных ситуациях на уроке, требуют стимуляции со стороны педагога, таким образом, продуктивность средняя.

Обучающихся с низким уровнем характеризует несформированность непроизвольного и произвольного внимания, не умеют концентрироваться на задании и работать в течение всего урока. При утомлении усиливается двигательное беспокойство, неорганизованность, отвлекаемость. Дети плохо воспринимают инструкцию и не удерживают её. Во время урока требовалась постоянная помощь педагога – наглядное, поэтапное, замедленное объяснение заданий и активизация внимания. Усваивают программный материал плохо, не могут переносить полученные знания на практику. Продуктивность на уроке низкая.

Умение выделять существенное в изучаемом[2]

- Выделяет все признаки объектов;

- Отделяет существенные признаки от несущественных;

- Правильно выполняет обобщение;

- Раскрывает последовательность операций, входящих в прием.

- Выделяет не все признаки объектов;

- Выделяет не все существенные признаки;

- С трудом объясняет, как выполнено обобщение;

- Выполняет обобщение не всегда правильно или недостаточно самостоятельно. 

- Не выделяет признаки объектов;

- Не отделяет существенные признаки от несущественных;

- Не может объяснить, как выполнено обобщение;

- Не выделяет операций, входящих в прием.

Самостоятельность мышления

В ходе выполнения самостоятельной работы обучающийся способен:

1. Написать (или рассказать), что узнал нового на уроке.

2. Ответить на вопрос по содержанию нового материала (воспроизвести факт, событие, назвать новый термин, правило и т. д.).

3. Выполнить задание по образцу.

4. Выполнить задания в изменённой ситуации.

5. Применить полученные знания в новой ситуации, найти их связь с предыдущим материалом, с реальной жизнью.

В ходе выполнения самостоятельной работы обучающийся справляется только с четырьмя заданиями:

1. Написать (или рассказать), что узнал нового на уроке.

2. Ответить на вопрос по содержанию нового материала (воспроизвести факт, событие, назвать новый термин, правило и т. д.).

3. Выполнить задание по образцу.

4. Выполнить задания в изменённой ситуации.

В ходе выполнения самостоятельной работы обучающийся справляется только с первыми тремя заданиями:

1. Написать (или рассказать), что узнал нового на уроке.

2. Ответить на вопрос по содержанию нового материала (воспроизвести факт, событие, назвать новый термин, правило и т. д.).

3. Выполнить задание по образцу.

Умение работать в должном темпе

Ребёнок умеет и может работать в очень быстром темпе.

Нормальный средний темп работы.

Ребёнок склонен выполнять любые задания в медленном темпе.

Самоконтроль при  изучении учебного материала

 У обучающегося сформированы:

- умение соотносить результат с образцом и устанавливает несоответствия;

- умение следовать инструкции при выполнении учебных действий.

У обучающегося формируются:

- умение соотносить результат с образцом и устанавливает несоответствия;

- умение следовать инструкции при выполнении учебных действий.

У обучающегося не сформированы:

- умение соотносить результат с образцом и устанавливает несоответствия;

- умение следовать инструкции при выполнении учебных действий.

Сознательность учебной дисциплины

Ребёнок даёт позитивную эмоциональную оценку 4 – 5 ситуациям урока:

- нравится слушать учителя;

- нравится работать с учебником;

- нравится отвечать у доски;

- нравится задавать вопросы учителю;

- нравится вместе с ребятами обсуждать новую информацию.

У обучающегося сформировано:

- ценностное отношение к знанию (познанию) и учебной деятельности;

- эмоционально-положительное отношение к школе.

Для ребёнка является ценностью преодоление познавательной трудности, поиск истины, учебное достижение высокого уровня сложности.

Ребёнок даёт позитивную эмоциональную оценку 2 – 3 ситуациям урока:

- нравится слушать учителя;

- нравится работать с учебником;

- нравится отвечать у доски;

- нравится задавать вопросы учителю;

- нравится вместе с ребятами обсуждать новую информацию.

У обучающегося формируется:

- ценностное отношение к знанию (познанию) и учебной деятельности;

- эмоционально-положительное отношение к школе;

- мотивационная готовность ребёнка решать учебные задачи высокого уровня сложности.

У обучающегося не сформировано ценностное отношение к знанию (познанию) и учебной деятельности.

Ребёнок чувствует дискомфорт (страх, неуверенность) в ситуации предъявления заданий высокого уровня сложности.

Уровень предшествующей  образовательной подготовленности

Ребенок готов включаться в образовательные ситуации, создаваемые учителем на уроке. Предпосылки успешного обучения у учащихся сформированы.

Все инструментальные умения, необходимые для успешного обучения, находятся в стадии формирования. Ребенок еще не полностью освоил способ выполнения тех или иных действий, но опыт их выполнения имеет и применяет в учебной ситуации.

Низкий уровень сформированности умений инструментального компонента может свидетельствовать как о педагогической запущенности и незрелости ребенка, так и о наличии проблем в психическом развитии. Ребенок  не готов обучаться на основе тех заданий и тех образовательных ситуаций, которые ему предлагаются .

Обучаемость

Для высокого уровня обучаемости (1,6 – 2 баллов) характерны: умение действовать «в уме», осуществлять ориентировку и перенос, открытость к помощи, способность к самостоятельной постановке целей обучения.

Творческий (обучающиеся обладают многосторонними способностями, имеют высокую работоспособность, испытывают потребность в умственном труде обладают умениями конструировать материал, умеют аргументировано доказывать свою точку зрения, свободно внедряют новые знания в систему уже сложившихся знаний, легко переводят письменную речь в устную, формируют новые обобщения, предлагают новые выводы, оригинальны в мышлении, умеют ассоциировать аналогичные связи, обладают большим словарным запасом).

Продуктивный средний уровень (1,0 – 1,5 баллов) - обучающиеся осознают цель, понимают возникшую проблему, планируют содержание и структуру своей деятельности, легко составляют план последовательности действий, находят новые приемы решения проблемы, умеют выбрать оптимальные пути решения, моделируют ход суждения, имеют знания и умения по самообразованию.

Для низкой обучаемости ( 0 – 0,9 баллов) характерны: слабая откликаемость на помощь, но в то же время потребность в большем ее количестве, отсутствие инициативы и самостоятельности.

Репродуктивно-творческий (обучающиеся умеют делать простые обобщения, сцеплять простые выводы в более сложные, овладевают материалом в том объеме, который имеется в учебнике, не внося нового; учебные задания первоначально выполняют на уровне копирования, в процессе закрепления проявляют догадливость, сообразительность, но проявить собственное отношение к фактам не могут, предпринимают попытку открыть новое знание; принимают участие в решении проблемы, но самостоятельно преобразовать её не могут, умеют работать с несколькими информационными источниками).


Приложение 2

Диагностический инструментарий

1. Работоспособность школьника

Работоспособность - это свойство характеризует время, в течение которого человек может продуктивно работать, не снижая темпа. Определить работоспособность и темп деятельности можно с помощью теппинг-теста. На основе методики экспресс - диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям Е. П. Ильина.

4. Умение работать в должном темпе

Определить темпа деятельности можно с помощью теппинг-теста. На основе методики экспресс-диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям Е. П. Ильина.

Природный темп деятельности.

Определить темп деятельности можно с помощью теппинг-теста. Он прост в выполнении и проверке. Очень важно:

1. В точности повторить размер квадратов (два ряда по три квадрата, каждый из которых 4 на 4 см, а вместе они составляют прямоугольник 8 на 12 см).

2. Объяснить ребёнку, в каком порядке их заполнять.

3. При выполнении теста ребёнок не должен облокачиваться на стол, рука должна быть на весу.

Проведение теста.

Положите перед ребёнком этот лист с пронумерованными квадратами. Возьмите секундомер и попросите ребёнка постучать карандашом по квадратам в указанном порядке, заполняя каждый квадрат просто точками. Пусть представит, что дятел долбит клювом-карандашом дерево-бумагу. Начинать работать надо по команде «Начали!» на каждый квадрат отводится по 5 секунд, а потом командой «Дальше!» даётся сигнал перейти к следующему.

1

2

3

4

5

6

Обработка результатов.

Подсчитайте среднее количество точек для 6 квадратов (для этого сложите количество точек в каждом квадрате и разделите на 6).

16 точек и меньше – ребёнок склонен выполнять любые задания в медленном темпе. Поэтому та скорость, с которой он читает, является для него нормой (при условии, что способ чтения – целым словом). Заставлять его читать быстрее – значит травмировать психику ребёнка, создавать для него стрессовую ситуацию.

17 – 19 точек – нормальный средний темп работы.

20 точек и более – ребёнок умеет и может работать в очень быстром темпе.

Через этот тест можно определить уровень работоспособности.

 Работоспособность (это свойство характеризует время, в течении которого человек может продуктивно работать, не снижая темпа).

Чтобы определить работоспособность ребёнка, надо посмотреть какой рисунок получился в квадратах. Если в первом по счёту  квадрате точки стоят густо, а в других редеют, и разница в количестве точек между первым и последним квадратами составляет 10 и более, то ребёнок склонен к быстрому утомлению. Значит, заниматься с таким ребёнком надо не более 15 минут и делать 5-минутные перерывы.

2. Умение выделять существенное в изучаемом

Педагогическая диагностика Т.В. Бегловой, М.Р. Битяновой, Т.В. Меркуловой, А.Г. Теплицкой. Диагностика «Школьный старт».

Высокий уровень: сумма баллов за выполнение заданий с 1 по 12 – от 24 до 20 баллов.

Средний уровень: сумма баллов за выполнение заданий с 1 по 12 – от 19 до 11 баллов.

Низкий уровень: сумма баллов за выполнение заданий с 1 по 12 – от 10 до 0 баллов.

3. Самостоятельность мышления

Приёмы диагностики уровня развития индивидуального стиля учебной деятельности ученика (ИСУД).  Методика определения уровня самостоятельности мышления. Алгоритм проведения контрольно методического среза с последующей оценкой уровня учебных возможностей учащихся (модифицированная методика П.И. Третьякова и И.Б. Сенновского, 1997 год).

  • Учитель выбирает небольшой по объёму новый учебный материал, изложение и представление которого займёт не более 7-8 минут.
  • Учитель объясняет новый материал, работая по возможности в разных модальностях – чтобы создать равные стартовые условия для «визуалов», «аудиалов» и «кинестетиков».
  • Учитель проводит этап первичного закрепления новой информации в форме беседы, фронтального закрепления навыка.
  • Учитель организует самостоятельную работу обучающихся, в ходе которой они отвечают на пять вопросов:

1. Напишите (или расскажите), что Вы узнали нового на уроке.

2. Ответьте на вопрос по содержанию нового материала (воспроизвести факт, событие, назвать новый термин, правило и т. д.).

3. Выполните задание по образцу.

4. Выполните задания в изменённой ситуации.

5. Примените полученные знания в новой ситуации, найдите их связь с предыдущим материалом, с реальной жизнью.

Если правильно выполнены все задания, высокий (творческий) уровень самостоятельности мышления ученика.

Если ученик справился с четырьмя заданиями, средний (прикладной) уровень самостоятельности мышления ученика.

Если выполненными оказались три первых заданий – этот ученик демонстрирует низкий (репродуктивный) уровень самостоятельности мышления ученика.

5. Самоконтроль при изучении учебного материала

Педагогическая диагностика Т.В. Бегловой, М.Р. Битяновой, Т.В. Меркуловой, А.Г. Теплицкой. Диагностика «Школьный старт».

1. Из 8-ми рисунков, 5 из которых частично похожих на рисунок-образец и 3 точно совпадающих с ним, ребёнок способен отметить 4 – 5 отличные от образца рисунки.

Ребёнок может выполнить 2 задания, используя последовательность, заложенную в образце.

Высокий уровень: сумма баллов за выполнение заданий 13, 14 – 4 балла.

2. Из 8-ми рисунков, 5 из которых частично похожих на рисунок-образец и 3 точно совпадающих с ним, ребёнок способен отметить 2 – 3 отличные от образца рисунки.

Ребёнок может выполнить 1 из 2-х заданий, используя последовательность, заложенную в образце.

Средний уровень: сумма баллов за выполнение заданий 13, 14 – 2 – 3 балла.

3. Из 8-ми рисунков, 5 из которых частично похожих на рисунок-образец и 3 точно совпадающих с ним, ребёнок способен отметить 1 отличный от образца рисунок или не одного.

Ребёнок не может выполнить задания, используя последовательность, заложенную в образце.

Низкий уровень: сумма баллов за выполнение заданий 13, 14 – 0 – 1 балл.

6. Сознательность учебной дисциплины

Педагогическая диагностика Т.В. Бегловой, М.Р. Битяновой, Т.В. Меркуловой, А.Г. Теплицкой. Диагностика «Школьный старт».

Высокий уровень. Принимает решение выполнить сложные варианты в заданиях 2 и 11. Личностный компонент готовности: 3 – 4 балла.

Средний уровень. Принимает решение выполнить сложный вариант в одном из заданий 2 и 11. Личностный компонент готовности: 2 балла.

Низкий уровень. Личностный компонент готовности: 0 – 1 балл.

7. Уровень предшествующей образовательной подготовленности

Педагогическая диагностика Т.В. Бегловой, М.Р. Битяновой, Т.В. Меркуловой, А.Г. Теплицкой. Диагностика «Школьный старт».

Высокий уровень. Инструментальный компонент готовности 30 – 29 балл.

Средний уровень. Инструментальный компонент готовности 28 – 25 баллов.

Низкий уровень. Инструментальный компонент готовности 24 – 0 баллов.

8. Обучаемость

  Обучаемость человека является одним из основных показателей его готовности к учению, к освоению знаний стихийно или целенаправленно в условиях какой-либо конкретной образовательной системы.

Обучаемость - индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в ходе обучения. В широком смысле этого слова она может трактоваться как «...потенциальная возможность к овладению новыми знаниями в содружественной "со взрослыми" работе» (Б.В. Зейгарник), как «зона ближайшего развития» (Л.С. Выготский). Одна из ведущих отечественных исследователей этой проблемы З.И. Калмыкова под обучаемостью понимает «...совокупность (ансамбль) интеллектуальных свойств человека, от которых при наличии и относительном равенстве других необходимых условий (исходного минимума знаний, положительного отношения к учению и т.д.) зависит продуктивность учебной деятельности»

Экспертный лист обучаемости класса

(Культура организации учебного труда)

Ф.И.О.

Итого

Уровень

Оценки выставляются исходя из следующей шкалы оценивания:

0 – если способность (умение) не развито (не выражено) абсолютно;

0,6 – если имеется небольшая выраженность (в смысле «хоть что-то есть»);

1 – если способность (умение) средне развита (выражена);

1,5 –  если способность (умение) хорошо развита (уровень выше среднего);

2 – если способность (умение) очень хорошо развита (на все «пять»).

В графе Итого проставляется среднее арифметическое значение.

Степень развития критериев обучаемости ученика учитель оценивает, исходя и результатов своих наблюдений и сформировавшихся представлений о степени развития той или иной способности ученика, т.е. учитель оценивает возможности ученика вообще, в потенциале, а не только демонстрируемые на уроках и внеклассных мероприятиях.

Критерий 1 – оценивается уровень способности ученика вести логичный диалог с учителем или с товарищами по теме, давать тельные ответы на вопросы (способ – наблюдение за речью ученика и оценка его письменных работ) содержа

Критерий 2 – оценивается степень развития способности ученика полностью раскрыть тему, используя свои речевые возможности.

Критерий 3 – оценивается способность ученика сосредоточиться по знаку учителя, не отвлекаться на посторонние раздражители. Высшая оценка, в случае если внимательность ученика выше, чем у большинства обучающихся класса.

Критерий 4 – оценивается степень грамотности общения на уроке. Высший балл, если ученик полностью соблюдает правила поведения, нормы учебной дисциплины.

Критерий 5 – насколько часто ученик самостоятелен и не обращается за подтверждением правильности решения при самостоятельной работе.

Критерий 6 – оценивается степень самостоятельности решения учеником проблем, выдвигаемых учителем. Высший балл, в случае когда ученик самостоятельно выполняет учебные задания, сам умеет найти проблему и способы ее решения, активно участвует в решении проблемных упражнений, дополняет и уточняет ответы товарищей, вносит элементы самостоятельности в сочинения, решения других заданий, проявляет оригинальность в решениях.

Критерий 7 – оценивается умение ученика включиться в процесс урока, корректировать самостоятельно собственные ошибки при решении заданий.

Критерий 8 – оценивается степень отношения к учению у ученика (способ – задать прямой вопрос). Высший балл, если у ученика повышенный интерес к учебе, активность в учении, чувство долга и ответственности в учебе.

Критерий 9 – насколько у ученика развита способность самостоятельно переходить от одного этапа урока к другому, от одного задания к другому при комплексных (многоэтапных) заданиях. Низкие показатели – если ученик часто обращается за подтверждением и одобрением учителя.

Критерий 10 – насколько ученик в состоянии осознавать условия учебных заданий, способы решения и составлять по аналогии собственные задания.

Критерий 11 – насколько ученик экономичен и рационален при выборе способа решения заданий, формулировке устных ответов («попадание в яблочко»).

Критерий 12 – насколько у ученика развита способность к длительной монотонной учебной работе (особенно при выполнении самостоятельных и контрольных работ). Низкие оценки – если ученик демонстрирует импульсивность, недовольство, ворчит и т.п.


Таблица №1.

Диагностика уровня РУВ  1  «___» класса  20____/20____ учебный год

Фамилия, имя ученика

Общие признаки реальных учебных возможностей

Уровень РУВ

(итог)

Работоспособность школьника

Умение выделять существенное в изучаемом

Самостоятельность мышления

Умение работать в должном темпе

Самоконтроль при  изучении учебного материала

Сознательность учебной дисциплины

Уровень предшествующей  образовательной подготовленности

Обучаемость

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Таблица 2.

Соответствие динамики обученности  учащихся уровню РУВ

ФИО

уровень РУВ

учебный год

Динамика РУВ

учебный год

Динамика РУВ

учебный год

Динамика

РУВ

учебный год

Динамика

РУВ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26


[1] Антропова М. В. Работоспособность учащихся и её динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. - М.: Просвещение, 1968 г.

[2] Критерии уровней развития обобщения по П.Я. Гальперену.


Предварительный просмотр: