Диагностический инструментарий
В данном разделе представлены диагностики, которые позволяют выявить индивидуальные способности учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Определение способа принятия и переработки информации об окружающем мире | 64.42 КБ |
Лево и право полушарные стратегии обучения | 64.21 КБ |
Определение уровня реальных учебных возможностей ученика | 242.5 КБ |
Методика диагностики одаренности | 70.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Инструкция по заполнению диагностики обученности учащихся по группам РУВ.
1 этап. Заполнение таблицы 1 «Диагностика уровня РУВ ____класса 20____/20____ учебный год».
- Диагностическая таблица №1 заполняется на каждый класс в отдельности 1 раз в 1 классе в конце учебного года на основании результатов наблюдений и диагностик, проводимых педагогами, психологами школы.
- Диагностика обучающихся по группам РУВ заполняется по таблице «Определение группы РУВ» (Приложение №1 и № 2).
- Уровни РУВ (итог) могут быть следующими:
- высокий - высокий – средний
- средний - средний - низкий
- низкий
2 этап. Заполнение таблицы 2 «Соответствие динамики обученности учащихся уровню РУВ»
1.1. Определение динамики уровня РУВ в 1-ом классе по результатам комплексных контрольных работ.
1.2. Определение динамики уровня РУВ во 2-х классах по результатам контрольных работ, диктантов, проверочных работ по русскому языку, математике, чтению и окружающему миру в соответствии с рабочей программой по предмету в соответствии с уровнем обученности (т.е. даётся качественная оценка).
уровни обученности | критерии |
высокий | обучающийся владеет опорной системой знаний, необходимой для продолжения обучения на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями и при выполнении тематических и итоговых работ выполняет не менее 65 % заданий базового уровня и не менее 50 % заданий повышенного уровня. |
повышенный | обучающийся владеет опорной системой знаний и учебными действиями, необходимой для продолжения образования и при выполнении тематических и итоговых работ выполняет не менее 50 % заданий базового уровня и не менее 50 % заданий повышенного уровня. |
базовый | обучающийся владеет опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач, при выполнении тематических и итоговых работ выполняет не менее 50 % заданий базового уровня. |
пониженный | обучающийся не владеет опорной системой знаний и учебными действиями, при выполнении тематических и итоговых работ выполняет менее 50 % заданий базового уровня. |
низкий | обучающийся не владеет опорной системой знаний и учебными действиями, при выполнении тематических и итоговых работ не выполняет задания базового уровня. |
1.3. Определение динамики уровня РУВ в 3 – 4-х классах осуществляется на основании отметок, полученных обучающимися на уроках контроля знаний по русскому языку и математике за все контрольные работы, диктанты в соответствии с рабочей программой по предмету. По литературному чтению, окружающему миру и технологии на основании отметок, полученных обучающимися за все четверти и итоговая отметка за год.
2. Таблица динамики уровня РУВ может быть составлена двумя способами:
- вручную;
- при помощи электронного журнала.
3. При заполнении таблицы динамики уровня РУВ учитель вручную переносит отметки из электронного (классного) журнала в таблицу 2.
4. При составлении отчета при помощи электронного журнала нужно следовать следующей схеме:
- Уроки контроля знаний в электронном журнале на страничке класса выделяются одним цветом (Например: контрольная работа)
13.01 | 20.01 | 27.01 | 03.02 | 10.02 | 17.02 | 24.02 | 03.03 | II полугодие |
| 5 |
| 5 | 4 | 5 | 5 |
| (4.80) |
| 2 | 4 | 3 | 2 | 4 | 3 |
| (3.00) |
| 2 |
| 2 | 2 |
| Н |
| (2.00) |
| 5 |
| 2 | 4 |
| 5 |
| (4.00) |
| 2 |
| 4 | 5 |
| 4 |
| (3.75) |
| 5 | 5 | 5 | 5 |
| 5 |
| (5.00) |
- Далее открывается окно «Отчеты»,
Тематические планы Посещаемость Отчеты
- В разделе "Отчеты" выбирается позиция "Отчет по типам уроков"
- После открытия окна "Отчет по типам уроков" выбирается класс, предмет, тип урока и нажимается окно «Сформировать».
- Отчет сформируется в папке «Загрузки». Открываем отчет с помощью команды «Открыть с помощью «Excel».
- Распечатать отчет, проанализировать сохранность групп РУВ по итогам года в виде стрелки.
5. Динамика уровня РУВ анализируется 1 раз в учебном году, но отслеживается ежегодно в течение всего периода обучения.
Приложение №1
Определение группы РУВ (педагогическая диагностика)
Высокий | Средний | Низкий | |
Работоспособность школьника[1] | Обучающихся с высоким уровнем работоспособности отличает сформированное произвольное и непроизвольное внимание, в частности они умеют концентрироваться на задании и работать в течение всего урока. Для них характерна способность переключаться на другой вид деятельности и возвращаться к ранее выполняемому. Ученики могут работать интенсивно в течение урока, не утомляются или утомление полностью исчезает при смене деятельности. Очень хорошо усваивают материал, а главное могут переносить усвоенные способы работы на другие виды деятельности, в практические ситуации, таким образом, продуктивность высокая. | Обучающихся со средним уровнем характеризует возможность концентрировать внимание на выполняемой работе в течение непродолжительного отрезка времени, затем наступает истощение, и они выполняют деятельность со значительным количеством ошибок. Для них характерна способность переключаться на другой вид деятельности, однако при возвращении к ранее выполняемому заданию теряются, не всегда могут самостоятельно включиться в работу. Усваивают программный материал достаточно хорошо, но испытывают трудности при переносе теоретических знаний в практические. Дети теряются в нестандартных ситуациях на уроке, требуют стимуляции со стороны педагога, таким образом, продуктивность средняя. | Обучающихся с низким уровнем характеризует несформированность непроизвольного и произвольного внимания, не умеют концентрироваться на задании и работать в течение всего урока. При утомлении усиливается двигательное беспокойство, неорганизованность, отвлекаемость. Дети плохо воспринимают инструкцию и не удерживают её. Во время урока требовалась постоянная помощь педагога – наглядное, поэтапное, замедленное объяснение заданий и активизация внимания. Усваивают программный материал плохо, не могут переносить полученные знания на практику. Продуктивность на уроке низкая. |
Умение выделять существенное в изучаемом[2] | - Выделяет все признаки объектов; - Отделяет существенные признаки от несущественных; - Правильно выполняет обобщение; - Раскрывает последовательность операций, входящих в прием. | - Выделяет не все признаки объектов; - Выделяет не все существенные признаки; - С трудом объясняет, как выполнено обобщение; - Выполняет обобщение не всегда правильно или недостаточно самостоятельно. | - Не выделяет признаки объектов; - Не отделяет существенные признаки от несущественных; - Не может объяснить, как выполнено обобщение; - Не выделяет операций, входящих в прием. |
Самостоятельность мышления | В ходе выполнения самостоятельной работы обучающийся способен: 1. Написать (или рассказать), что узнал нового на уроке. 2. Ответить на вопрос по содержанию нового материала (воспроизвести факт, событие, назвать новый термин, правило и т. д.). 3. Выполнить задание по образцу. 4. Выполнить задания в изменённой ситуации. 5. Применить полученные знания в новой ситуации, найти их связь с предыдущим материалом, с реальной жизнью. | В ходе выполнения самостоятельной работы обучающийся справляется только с четырьмя заданиями: 1. Написать (или рассказать), что узнал нового на уроке. 2. Ответить на вопрос по содержанию нового материала (воспроизвести факт, событие, назвать новый термин, правило и т. д.). 3. Выполнить задание по образцу. 4. Выполнить задания в изменённой ситуации. | В ходе выполнения самостоятельной работы обучающийся справляется только с первыми тремя заданиями: 1. Написать (или рассказать), что узнал нового на уроке. 2. Ответить на вопрос по содержанию нового материала (воспроизвести факт, событие, назвать новый термин, правило и т. д.). 3. Выполнить задание по образцу. |
Умение работать в должном темпе | Ребёнок умеет и может работать в очень быстром темпе. | Нормальный средний темп работы. | Ребёнок склонен выполнять любые задания в медленном темпе. |
Самоконтроль при изучении учебного материала | У обучающегося сформированы: - умение соотносить результат с образцом и устанавливает несоответствия; - умение следовать инструкции при выполнении учебных действий. | У обучающегося формируются: - умение соотносить результат с образцом и устанавливает несоответствия; - умение следовать инструкции при выполнении учебных действий. | У обучающегося не сформированы: - умение соотносить результат с образцом и устанавливает несоответствия; - умение следовать инструкции при выполнении учебных действий. |
Сознательность учебной дисциплины | Ребёнок даёт позитивную эмоциональную оценку 4 – 5 ситуациям урока: - нравится слушать учителя; - нравится работать с учебником; - нравится отвечать у доски; - нравится задавать вопросы учителю; - нравится вместе с ребятами обсуждать новую информацию. У обучающегося сформировано: - ценностное отношение к знанию (познанию) и учебной деятельности; - эмоционально-положительное отношение к школе. Для ребёнка является ценностью преодоление познавательной трудности, поиск истины, учебное достижение высокого уровня сложности. | Ребёнок даёт позитивную эмоциональную оценку 2 – 3 ситуациям урока: - нравится слушать учителя; - нравится работать с учебником; - нравится отвечать у доски; - нравится задавать вопросы учителю; - нравится вместе с ребятами обсуждать новую информацию. У обучающегося формируется: - ценностное отношение к знанию (познанию) и учебной деятельности; - эмоционально-положительное отношение к школе; - мотивационная готовность ребёнка решать учебные задачи высокого уровня сложности. | У обучающегося не сформировано ценностное отношение к знанию (познанию) и учебной деятельности. Ребёнок чувствует дискомфорт (страх, неуверенность) в ситуации предъявления заданий высокого уровня сложности. |
Уровень предшествующей образовательной подготовленности | Ребенок готов включаться в образовательные ситуации, создаваемые учителем на уроке. Предпосылки успешного обучения у учащихся сформированы. | Все инструментальные умения, необходимые для успешного обучения, находятся в стадии формирования. Ребенок еще не полностью освоил способ выполнения тех или иных действий, но опыт их выполнения имеет и применяет в учебной ситуации. | Низкий уровень сформированности умений инструментального компонента может свидетельствовать как о педагогической запущенности и незрелости ребенка, так и о наличии проблем в психическом развитии. Ребенок не готов обучаться на основе тех заданий и тех образовательных ситуаций, которые ему предлагаются . |
Обучаемость | Для высокого уровня обучаемости (1,6 – 2 баллов) характерны: умение действовать «в уме», осуществлять ориентировку и перенос, открытость к помощи, способность к самостоятельной постановке целей обучения. Творческий (обучающиеся обладают многосторонними способностями, имеют высокую работоспособность, испытывают потребность в умственном труде обладают умениями конструировать материал, умеют аргументировано доказывать свою точку зрения, свободно внедряют новые знания в систему уже сложившихся знаний, легко переводят письменную речь в устную, формируют новые обобщения, предлагают новые выводы, оригинальны в мышлении, умеют ассоциировать аналогичные связи, обладают большим словарным запасом). | Продуктивный средний уровень (1,0 – 1,5 баллов) - обучающиеся осознают цель, понимают возникшую проблему, планируют содержание и структуру своей деятельности, легко составляют план последовательности действий, находят новые приемы решения проблемы, умеют выбрать оптимальные пути решения, моделируют ход суждения, имеют знания и умения по самообразованию. | Для низкой обучаемости ( 0 – 0,9 баллов) характерны: слабая откликаемость на помощь, но в то же время потребность в большем ее количестве, отсутствие инициативы и самостоятельности. Репродуктивно-творческий (обучающиеся умеют делать простые обобщения, сцеплять простые выводы в более сложные, овладевают материалом в том объеме, который имеется в учебнике, не внося нового; учебные задания первоначально выполняют на уровне копирования, в процессе закрепления проявляют догадливость, сообразительность, но проявить собственное отношение к фактам не могут, предпринимают попытку открыть новое знание; принимают участие в решении проблемы, но самостоятельно преобразовать её не могут, умеют работать с несколькими информационными источниками). |
Приложение 2
Диагностический инструментарий
Оценки выставляются исходя из следующей шкалы оценивания:
0 – если способность (умение) не развито (не выражено) абсолютно;
0,6 – если имеется небольшая выраженность (в смысле «хоть что-то есть»);
1 – если способность (умение) средне развита (выражена);
1,5 – если способность (умение) хорошо развита (уровень выше среднего);
2 – если способность (умение) очень хорошо развита (на все «пять»).
В графе Итого проставляется среднее арифметическое значение.
Степень развития критериев обучаемости ученика учитель оценивает, исходя и результатов своих наблюдений и сформировавшихся представлений о степени развития той или иной способности ученика, т.е. учитель оценивает возможности ученика вообще, в потенциале, а не только демонстрируемые на уроках и внеклассных мероприятиях.
Критерий 1 – оценивается уровень способности ученика вести логичный диалог с учителем или с товарищами по теме, давать тельные ответы на вопросы (способ – наблюдение за речью ученика и оценка его письменных работ) содержа
Критерий 2 – оценивается степень развития способности ученика полностью раскрыть тему, используя свои речевые возможности.
Критерий 3 – оценивается способность ученика сосредоточиться по знаку учителя, не отвлекаться на посторонние раздражители. Высшая оценка, в случае если внимательность ученика выше, чем у большинства обучающихся класса.
Критерий 4 – оценивается степень грамотности общения на уроке. Высший балл, если ученик полностью соблюдает правила поведения, нормы учебной дисциплины.
Критерий 5 – насколько часто ученик самостоятелен и не обращается за подтверждением правильности решения при самостоятельной работе.
Критерий 6 – оценивается степень самостоятельности решения учеником проблем, выдвигаемых учителем. Высший балл, в случае когда ученик самостоятельно выполняет учебные задания, сам умеет найти проблему и способы ее решения, активно участвует в решении проблемных упражнений, дополняет и уточняет ответы товарищей, вносит элементы самостоятельности в сочинения, решения других заданий, проявляет оригинальность в решениях.
Критерий 7 – оценивается умение ученика включиться в процесс урока, корректировать самостоятельно собственные ошибки при решении заданий.
Критерий 8 – оценивается степень отношения к учению у ученика (способ – задать прямой вопрос). Высший балл, если у ученика повышенный интерес к учебе, активность в учении, чувство долга и ответственности в учебе.
Критерий 9 – насколько у ученика развита способность самостоятельно переходить от одного этапа урока к другому, от одного задания к другому при комплексных (многоэтапных) заданиях. Низкие показатели – если ученик часто обращается за подтверждением и одобрением учителя.
Критерий 10 – насколько ученик в состоянии осознавать условия учебных заданий, способы решения и составлять по аналогии собственные задания.
Критерий 11 – насколько ученик экономичен и рационален при выборе способа решения заданий, формулировке устных ответов («попадание в яблочко»).
Критерий 12 – насколько у ученика развита способность к длительной монотонной учебной работе (особенно при выполнении самостоятельных и контрольных работ). Низкие оценки – если ученик демонстрирует импульсивность, недовольство, ворчит и т.п.
Таблица №1.
Диагностика уровня РУВ 1 «___» класса 20____/20____ учебный год
№ | Фамилия, имя ученика | Общие признаки реальных учебных возможностей | Уровень РУВ (итог) | |||||||
Работоспособность школьника | Умение выделять существенное в изучаемом | Самостоятельность мышления | Умение работать в должном темпе | Самоконтроль при изучении учебного материала | Сознательность учебной дисциплины | Уровень предшествующей образовательной подготовленности | Обучаемость | |||
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 | ||||||||||
5 | ||||||||||
6 | ||||||||||
7 | ||||||||||
8 | ||||||||||
9 | ||||||||||
10 | ||||||||||
11 | ||||||||||
12 | ||||||||||
13 | ||||||||||
14 | ||||||||||
15 | ||||||||||
16 | ||||||||||
17 | ||||||||||
18 | ||||||||||
19 | ||||||||||
20 | ||||||||||
21 | ||||||||||
22 | ||||||||||
23 | ||||||||||
24 | ||||||||||
25 |
Таблица 2.
Соответствие динамики обученности учащихся уровню РУВ
№ | ФИО | уровень РУВ | учебный год | Динамика РУВ | учебный год | Динамика РУВ | учебный год | Динамика РУВ | учебный год | Динамика РУВ |
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 | ||||||||||
5 | ||||||||||
6 | ||||||||||
7 | ||||||||||
8 | ||||||||||
9 | ||||||||||
10 | ||||||||||
11 | ||||||||||
12 | ||||||||||
13 | ||||||||||
14 | ||||||||||
15 | ||||||||||
16 | ||||||||||
17 | ||||||||||
18 | ||||||||||
19 | ||||||||||
20 | ||||||||||
21 | ||||||||||
22 | ||||||||||
23 | ||||||||||
24 | ||||||||||
25 | ||||||||||
26 |
[1] Антропова М. В. Работоспособность учащихся и её динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. - М.: Просвещение, 1968 г.
[2] Критерии уровней развития обобщения по П.Я. Гальперену.