Круги Эйлера как эффективное средство формирования речи
Современные реалии меняются очень быстро, а вслед за ними и жизнь современного человека. Наш язык меняется вместе с жизнью и, к сожалению, не всегда в лучшую сторону.
Недавно прочитала, что современные дети – это поколение «экранных детей», с чем трудно не согласиться. Дети, воспитанные телевизором, интернетом и новомодными гаджетами сокращают слова до слогов. Произносят пок – когда прощаются, спок – желая спокойной ночи, ок – когда у них всё в порядке, а иногда вообще переходят на общение с помощью картинок.
В концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации выделены такие проблемы, как позднее овладение речью, недостаточность словарного запаса, неспособность использовать родной язык как главный инструмент общения.
Как учитель начальных классов я понимаю, что успех всего дальнейшего обучения зависит от того, как учащиеся овладевают речью. Грамотная, образная и логичная речь - ключ к успеху в изучении всех предметов школьного курса.
В педагогике существует множество приемов по развитию речи. Моей находкой стало использование кругов Эйлера. Круги Эйлера - это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов, изобретены Леонардом Эйлером ещё 18 веке и с тех пор широко используются в математике, логике и в различных прикладных направлениях. Я бы хотела рассказать об эффективности этого метода на уроках литературного чтения.
Этот прием способствует развитию умения сравнивать объекты, а сравнение на уроке чтения предполагает построение детьми собственных связных высказываний.
В первом классе работа проводилась с применением одного круга. Дети распределяли понятия или слова по заданной теме внутри круга, а не имеющие отношения к теме вне круга. Например, работая на внеклассном чтении с произведением В.Бианки «Как муравьишка домой спешил», дети должны были нарисовать карту путешествия муравья, но сначала мы коллективно вспомнили, кто помогал ему, а кого в произведении не было. Дети рассказывали, кто помогал, как помогал и в каком порядке. Речь детей была эмоциональна и логична.
Во втором классе я ввела в схему два круга для сравнения двух произведений. Схемы заполнялись детьми по вопросам учителя: «Могли бы мальчик из стихотворения Валентина Берестова подружиться с девочкой из стихотворения Аллы Ахундовой? Почему вы так думаете?(подружиться могут те люди, у которых есть что-то общее) Что объединяет детей в этих стихотворениях? Расскажите, что увидел мальчик в лужах, а девочка в окно?»
УРОК 2019-2020 уч.год (фото) Дети с увлечением заполняют круги.
Работая с произведением Л.Н. Толстого «Акула» мы анализировали действия главных героев, их психологическое состояние и характер, учились понимать правильность их поступков. Дети высказывали оценочные суждения, рассуждали, доказывали свою позицию, определили то состояние, которое испытывали все герои. В результате работы речь учеников обогатилась образными словами и выражениями.
Весь материал можно посмртреть по ссылке: https://yadi.sk/d/RRpfciplpYb3MQ
1 класс
обучение грамоте
Дидактическая игра по обучению грамоте «В гости к букве» Буквы А, О, И ы, У, С, Н, К, Т
https://easyen.ru/load/russkij_jazyk/obuchenie_gra...
Цель игры - изучение звуков и букв.
Игра основана на одном из приёмов технологии развития критического мышления. Эта технология является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании информационной компетентности ребенка, а прием "Круги Эйлера" способствует развитию умения сравнивать объекты.
К слайдам есть подписи с пояснениями или дополнительной информацией.
Дидактическая игра по обучению грамоте «В гости к букве». Буквы Л, З, Б, Б-П
https://easyen.ru/load/russkij_jazyk/obuchenie_gra...
Работа с кругами Эйлера ФРАГМЕНТ УРОКА
2 класс
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕМатериал к уроку по теме "Овсей Дриз "Кто я?"
Круг Эйлера применяется на этапе актуализации
- Н. Н. Носов «Живая шляпа»
- Разработаны задания к произведению. Педагог сам решает, на каком этапе использовать данный приём.
- В. А. Осеева «Волшебное слово»
- Разработаны задания к произведению. Педагог сам решает, на каком этапе использовать данный прием
.
- В. В. Бианки «Приключения Муравьишки»
- Разработаны задания к произведению. Педагог сам решает, на каком этапе использовать данный приём.
4 класс
Круги Эйлера - средство развития речи. Тема: "Безударная гласная"
- Круги Эйлера - средство развития речи. Л.Н. Толстой "Акула"
- Круги Эйлера - средство развития речи. В.В.Бианки «Приключения Муравьишки», Л.Н.Толстой "Акула"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilagatelnoe._izmenenie_prilagatelnyh_po_padezham.pptx | 1002.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
голубой шарф тонкий ствол долгий разговор без голубого шарфа от синего озера красное яблоко белое облако доброе сердце синее небо синяя кофта доброму сердцу умной девочке весёлая игра долгая дорога рыжая лиса ? ? ? ? ? ?
голубой шарф тонкий ствол долгий разговор без голубого шарфа от синего озера красное яблоко белое облако доброе сердце синее небо синяя кофта доброму сердцу умной девочке весёлая игра долгая дорога рыжая лиса Ж.р п рилагательное Существительное ч асть речи М.р Р.п Д.п Ср.р
ИСТОЧНИКИ: https:// img-fotki.yandex.ru/get/16130/200418627.d1/0_14a516_85b10899_L.png читатели https:// img-fotki.yandex.ru/get/6413/16969765.7a/0_69c9e_2c278b11_M.png открытая книга https:// img-fotki.yandex.ru/get/4810/200418627.2/0_106147_fbca21ef_L.png полка с книгами https:// img-fotki.yandex.ru/get/6412/16969765.7a/0_69ca2_965ae3e0_M.png фон https:// img-fotki.yandex.ru/get/9491/16969765.194/0_7d641_a0fe1bd1_M.png девочка в кресле https:// img-fotki.yandex.ru/get/28256/200418627.183/0_17f9e4_e3385261_M.png месяц https:// img-fotki.yandex.ru/get/15492/16969765.25b/0_96493_82fa7c1f_L.png рамка Составитель: Слиткова Галина Анатольевна учитель начальных классов МАОУ СОШ №35 города Томска На момент создания презентации все ссылки являются активными Сайт:https ://nsportal.ru/ slitkova-galina-anatolevna