Эссе «Я – учитель»
Эссе «Я – учитель»
Если бы взрослые чаще вспоминали, какие они были маленькими, а дети больше бы задумывались, какие они будут большими, старость не торопилась бы к людям, а мудрость не опаздывала...
Л.Кассиль
Я – учитель с 1995! Путем математических вычислений получаем долгие 25 лет. Нет – неправда! Молниеносные25 лет! Но ни разу я не задумывалась над вопросом «Почему я учитель?»
Семнадцатилетней девочкой я пришла в школу на должность старшей пионервожатой, совсем не мечтая стать учителем. Но, когда я окунулась в эту работу с головой, когда увидела глаза ребят, которые с доверием смотрели на меня, я поняла какая ответственность лежит на моих плечах. С этого момента я стала учиться быть учителем….. Ответственность - это первый урок для меня. Я стала осознавать ответственность пред всем, что начинала делать. Ответственность привела меня в педагогический колледж, а затем в университет.
Шаг за шагом вырабатывала я свой стиль работы, впитывая в себя опыт педагогической деятельности многих учителей. Мои дорогие коллеги из средней школы № 121 посёлка Кушмурун республики Казахстан, – спасибо Вам! Спасибо за поддержку, за подсказки и одобрение моей работы. Именно это сделало моё желание быть учителем - твёрдым. Ваша поддержка и любовь к профессии – это мой второй урок, любить своё дело. Я поняла, что я не одна, что профессия учителя становится неотъемлемой частью моей жизни. Моей жизнью!
(Казахстан, пос. Кушмурун, СШ "121, 2002год, 2 класс)
Пятнадцать лет назад я приехала в Томск, с твёрдым осознанием того, что снова пойду работать в школу. Десять лет я проработала в гимназии №18. Здесь я тоже встретила отзывчивых, мудрых и добрых коллег, которые помогли мне совершенствоваться в моей профессии учителя.
Освоение любой профессии - однозначно долгий и кропотливый труд. В моём случае этот процесс освоения не казался таким непосильным, так как это был мой выбор, и рядом всегда были хорошие люди. Я с жадностью впитывала всё самое лучшее и стремилась развиваться.
Бывали, конечно, дни, когда, казалось, что всё делала не так, как надо, чувствовала усталость, хотелось всё бросить и убежать в другую реальность, погрузиться в социальные сети. И вот… смайлик от бывшей ученицы, поздравление от ученика, добрые, наполненные искренностью слова Семёновой Кати: «Я уверена, что ребята, которых Вы сейчас обучаете, любят Вас. Спустя четыре года, а уже 5-ый год пошел, я не могу Вас забыть. Для меня Вы остались светлым воспоминанием!» - возвращают меня обратно в мою жизнь. Жизнь учителя! Не просто возвращают, а напоминают, что я не просто учитель – я первый учитель. Родители приводят своих деток и доверяют свои сокровища на добрую половину дня мне. Я очень стараюсь, чтобы эта половина дня действительно была доброй – это мой третий урок, сделать так, чтобы не погасить в душе ребёнка искорку доверия ко мне, к школе, к желанию познать новое, сделать так, чтобы искорка разгоралась с каждым годом. Это непростая задача и я, понимая это, учусь, развиваюсь, в этом мне помогают мои добрые друзья – книги.
Одной из моих настольных книг стала книга Амонашвили Шалвы Александровича «Здравствуйте, дети!» Для меня это было первое учебно-методическое пособие, раскрывающее приемы и способы обучения детей-шестилеток.
Всегда помню и стараюсь следовать прочитанной в ней заповеди:
«Стремясь познать тайну детской души, педагогического мастерства и науки Педагогики, буду видеть в каждом ребенке своего учителя и воспитателя…»
И понимаю: ради этого ощущения, познания тайны, живу, страдаю, читаю, пробую и фантазирую, осваиваю новые технологии – ведь я не могу подвести детей и себя, не имею права предать наше со – единение. Соединение любви к делу и детям.
Об этом соединении очень точно сказал Лев Толстой: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хорошим учителем. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель».
Я стремлюсь к этому…
Вечер. Я склоняюсь над учебниками и планами. Рождается новый урок. Я составляю тест и презентацию, готовлю индивидуальные задания, думаю, кого вызвать к доске, чем занять в это время класс. Идеи идут одна за другой… Обязательно завтра буду слушать ответы детей на ушко, прием, которому меня научил Шалва Александрович Амонашвили, творит чудеса, такое со – единение, ощущение чего-то общего, но только для двоих. Объясняя материал, намеренно допущу ошибки и буду рада, когда ребята их заметят, докажут свою точку зрения, в этот момент они осознают, может быть, осознают то, как важно мыслить самостоятельно?
Я знаю, что урок начнется с доброго моего приветствия, с детских пытливых глаз.
Вместе со звонком начинается серьёзная, кропотливая работа. Кто-то сосредоточенно работает над решением теста за компьютером, кто-то вчитывается в индивидуальное задание, которое должен выполнить у доски, а кто-то уже стоит у моего стола с дневником и ждёт оценки.
Невероятно приятно видеть удивленные глаза, когда, послушав доклад ребёнка, честно говорю, что сегодня, благодаря ему я узнала что-то новое. Я вижу, как загораются детские глаза желанием двигаться дальше, удовлетворением и осознанием собственной значимости.
Время на уроке пролетает незаметно. Дети удивлённо смотрят на меня, и я читаю в их глазах вопрос: «Так быстро?» Мы подводим итог, я понимаю, что не зря провела вечер за учебниками и планами.
Перемена… Дети есть дети - им нужно внимание, и они знают, что нет лучшего слушателя, чем учитель, и они идут ко мне со своим, детским. Для меня начинается новый этап работы. Он не менее важен, чем работа на уроке, я должна выслушать все детские секреты, дать им оценку, похвалить или высказать порицание, поздравить с днем рождения или пожурить за неправильное поведение.
Учитель – это тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он не может быть никем иным.
Себя же как учителя определяю так ..
У – умеющий понять детскую душу, уважающий в ученике Человека, Личность;
Ч – честный во всём;
И – информированный, ИКТ осваивающий, ищущий возможность саморазвития и самосовершенствования;
Т – терпеливый;
Е – единомышленник
Ль – любящий
Профессия — учить и любить.
И, как прежде, я вхожу в класс и произношу слова из своей любимой книги «Здравствуйте, дети!»
Я – учитель!