Проектная деятельность

Каракотова Елена Викторовна

Предварительный просмотр:

Доклад из опыта работы «Описание приёма глинотерапии в работе с детьми с ОВЗ»

Каракотова Е.В.

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек»

Глинотерапия — уникальная техника арт-терапии, основанная на применении глины — природного материла, помогающего понять и проработать актуальную на данный момент, проблему обучающегося с ОВЗ.

Глина – звено экологической системы, она позволяет педагогу-психологу достигать множества развивающих и коррекционных задач. Именно во взаимодействии с таким природным материалом как глина ребенок становится поистине свободным в развитии. Так же формируется произвольность деятельности, так как прикоснувшись к глине она уже не отпускает, а окунает в мир творчества, фантазии, изменяющихся ощущений. Оказывая влияние на глину и изменяя ее состояние, ребенок не замечает как сам оказывается под влиянием  природного материала. В ходе такого взаимодействия глины с ребенком, педагог-психолог может решать многие коррекционно-развивающие задачи, исподволь оказывая направляющие воздействие на данный процесс.

Глина способствует снятию эмоционального,  мышечного напряжения, позволяет развивать навыки самоконтроля, способствует интеллектуальному развитию. Используя здоровые органы чувств, глина позволяет развивать отстающие, гармонично формировать личность

В каждом ребенке заложен мощный развивающий и компенсаторный механизм, благодаря которому он интуитивно ищет занятия и деятельность, необходимые ему на каждом этапе развития. Цель взаимодействия с ребенком в рамках метода – разбудить эти механизмы и дать им возможность реализоваться.

Коррекционные возможности глинотерапии в отношении детей с ОВЗ связаны с тем, что данная деятельность несет в себе источник новых впечатлений и переживаний ребенка, формирует новые потребности, порождает необходимость развития навыков для их удовлетворения. Взаимодействие ребенка с глиной и возможность выразить собственные эмоции, впечатления или просто оставить след в окружающем пространстве являются сильной мотивацией. Продукт деятельности ребенка несет отпечаток его личности и дает ему представление о себе самом и возможных способах самовыражения и саморазвития. Творческая деятельность развивает эмоциональную сферу ребенка, при этом выполняя коммуникативную, регулятивную функции.

Глина имеет уникальную физическую структуру. Она мягка, податлива и хорошо размягчается водой. Ее можно формировать руками, ее можно взбивать, бросать, мешать, наливать, разбивать – снова и снова она будет подчиняться. Глина чутко реагирует, меняется и, несмотря на это все же не разрушается, она остается глиной, из которой можно снова сформировать ком.

Из глины может лепить каждый. Мягкая субстанция глины активизирует тактильные ощущения и пробуждает чувство радости.

Способность глины вызывать при работе с ней определенные сенсорные ощущения служит для людей мостиком между ощущениями и чувствами. Дети, которые рассержены, при работе с глиной могут различными способами дать выход своему раздражению. Дети, испытывающие необходимость в улучшении самооценки, получают необыкновенное ощущение Я в процессе использования глины.

Новизна заключается во введении в работу педагога-психолога глины как природного материала, благотворно воздействующего как на  эмоциональное состояние ребенка, так и обладающего развивающим стимулом. Особенно это подходит в работе с детьми, имеющими ментальные нарушения. Глина считается идеальным посредником для ребенка, который не может пользоваться вербальными средствами коммуникации.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья разработана программа «Волшебная сила глины», которая состоит из 20 занятий.

Цель программы, коррекция и профилактика особенностей в развитии личности ребенка с ОВЗ, по средствам глинотерапии для успешной социализации и интеграции в общество.

Данная работа позволяет решать ряд задач:

1. Создать условия для снижения эмоционального напряжения, агрессивности, снятия мышечных зажимов, становлению произвольной регуляции поведения.

2. Формировать коммуникативные навыки.

3. Развивать мелкую моторику.

4. Развитие познавательных процессов ребенка.

Программа предназначена для занятий с детьми с ОВЗ от 4 до 7 лет. Форма проведения зависит от индивидуальных особенностей детей и целей, решаемых на конкретном занятии: индивидуальные и подгрупповые занятия (2-3 ребенка).

Основные методы работы в рамках данной программы это глинотерапия, арт-терапия, сказкотерапия, игровая терапия песочная терапия, психологические игры и упражнения.

Ожидаемые результаты:

1. Снижение уровня тревожности, уменьшение раздражительности и различных проявлений агрессии.

2. Повышение самооценки.

3. Раскрытие  творческого потенциала детей.

4. Повышение уровня коммуникативного общения со сверстниками и взрослыми.

Тема занятия: «Знакомство с глиной: сенсорное восприятие»

Цельсоздать условия для знакомства детей с глиной;

Задачи: посредством тактильного, зрительного восприятия уточнить свойства глины; развивать мелкую моторику рук, умение выражать свои ощущения вербально; способствовать созданию положительного настроения.

Материал: дощечки с глиной, покрытые влажной салфеткой.

Ход занятия

Вхождение. 

Дети стоят в кругу. Взрослый протягивает свою ладонь соседу  со словом «Привет!», ребенок хлопает взрослого по ладони. Так приветствие передается по кругу.

Взявшись за руки, дети приветствуют друг друга словами, которые будет повторяться на каждом занятии - как ритуал, соответствующими возможностям детей.

Познание. Детям предлагают исследовать глину.

Педагог-психолог предлагает поиграть с глиной и сделать следующие действия с глиной:

Педагог-психолог проговаривает и сам выполняет действия. В индивидуальной работе, возможно, что кусок глины у педагога-психолога и ребенка на данном этапе будет общий.

Возможные действия с глиной:

  • погрузить руки в глину;
  • сжать, смять глину;
  • растянуть ее;
  • вытягивать глину;
  • разрывать глину;
  • протыкать ее;
  • расплющить глину;
  • сделать дырки;
  • придать форму волны;
  • скрутить глину.

- Посидите немного, положив руки на глину. Подружитесь с куском глины.

- Он гладкий? Корявый? Плотный? Холодный? Теплый? Влажный? Сухой? Возьмите его и поддержите. Легкий он или тяжелый?

- Сожмите вашу глину. Теперь разгладьте ее, используйте большие пальцы, ладонь.

- После того, как вы разгладите глину, ощупайте места, которые вы разгладили… соедините все вместе, чтобы получился шар… проткните глину. Собирайте ее и ударяйте по ней… Снова соберите глину…

-Разрывайте ее, отрывайте маленькие и большие кусочки, соединяйте их. Протыкайте глину пальцами…

- Проковыряйте в ней дырку, еще несколько дыр…

- Ощупайте края дыры, которую вы сделали… Соберите глину и попробуйте нанести на нее линии, волны, ударяя по ней, используя пальцы, ладони, ребра ладоней…

- Теперь оторвите кусочек и сделайте змею. Она будет становится все тоньше, тоньше, и длиннее… оберните ею свою руку или свой палец…

Возьмите на минуту обеими руками свой кусок глины. Вы теперь хорошо его знаете».

Во время занятия педагог-психолог ориентируется на ребенка, его погруженность в деятельность

Педагог-психолог может спрашивать детей: «Нравится ли тебе то, что ты сейчас делаешь с глиной? Что ты чувствуешь в этот момент? Как еще хочется поиграть с глиной?».

Работа с материалом «Лепим шар»

Педагог-психолог включает музыку для релаксации и просит детей скатать шар из глины, чтобы он был гладким, похожим на мяч. Данное упражнение помогает ребенку сконцентрировать свою внутреннюю энергию, почувствовать свой ресурс.

Итог. Ритуал прощания

Список используемой литературы

1. Евтеева Т.Н. Авторская программа занятий по глинотерапии «Волшебная глина»// Открытый урок. Первое сентября.

2.  Расторгуева О. И. Глинотерапия как средство реабилитации детей с ментальными нарушениями. Из опыта педагога-психолога по программе "Путешествие в глиняную страну"// Евразийский научный журнал.



Предварительный просмотр:

                

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение  центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек»

(МДОАУ црр-/с «Аленький цветочек»)

Педагогический проект:

«Все мы жители Югры»

        

        «Любовь к Отчизне

начинается с любви к своей малой Родине

 - месту, где человек родился».

АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

 

В проекте представлены эффективные пути приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре коренных народов Севера, через разработку системы работы на основе интеграции с основными образовательными областями в ДОУ.

Тип проекта: практико-ориентированный

Вид проекта: долгосрочный

Срок реализации проекта: сентябрь-апрель

Участники проекта: специалисты, воспитатели, воспитанники старшего дошкольного возраста, родители (законные представители).

Охватываемые образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Актуальность

Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние. В «Конвенции о правах ребёнка» в ст. 29 сказано, что образование должно быть направлено на «воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения, и к цивилизациям, отличной от его собственной».

Стратегия развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – ЮГРЫ ДО 2020 года определяет, что одной из проблем развития образования является, малоэффективна работа по организации изучения языков коренных малочисленных народов Севера (ханты, манси, ненцы), недостаточно используются ресурсы социума с целью сохранение культурного наследия и формирования толерантной личности.

 Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, районе, округе приобщение к миру его культуры. Мы живем в такое время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем или переоцениваем. Национальная культура коренных народов Севера может быть сохранена и продолжена в веках, только если она будет интересна подрастающему поколению. Сегодня - малочисленные народы, ведущие традиционные промыслы находятся, как и сто лет назад, на грани исчезновения как этнос и наша задача сохранить и донести до наших детей этот накопленный годами народный опыт.

Осознавая значимость вышесказанного, нами был разработан проект «Все мы жители Югры».

Постановка проблемы.

Необходимость систематизации работы в ДОУ по сохранению культуры народов Севера было продиктовано недостаточностью методических рекомендаций по данной теме, низким уровнем осведомленности детей и их родителей, а также недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов владению методами и приемами в воспитании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольников.

Следует отметить, что проблеме сохранения культуры народов Севера как регионального компонента дошкольного образования и путей введения его в повседневную жизнь до сих пор не уделено должного внимания. Поэтому и существуют противоречия между:

- необходимостью разработки комплексной программы как регионального компонента образования и отсутствием теории и научно обоснованной методики решения этой проблемы;

- сохраняющейся до настоящего времени ориентацией ДОУ на трансляцию знаний, умений и навыков, и необходимостью готовить детей к активной творческой и социально-значимой деятельности в своем регионе.

Новизна проекта: комплексное приобщение детей к духовно-материальной культуре народов ХМАО, изучение истории родного края через проектно-исследовательскую деятельность на основе педагогики сотрудничества.

Цель проекта: формирование основ толерантной культуры личности дошкольника, педагога и родителя к представителям коренных народов ХМАО через познание их традиций и обычаев.

Задачи проекта:

1. Содействовать непосредственному ознакомлению детей с носителями исторических традиций народной культуры (прикладным искусством, фольклором, играми, обычаями и др.) в том виде, в каком они сохранились сегодня или же бытовали некогда.

2. Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами в вопросах формирования толерантной культуры.

3. Воспитывать интерес к национальной культуре представителей коренных народов ХМАО через познание их традиций и обычаев.

4. Развивать поисковую деятельность, творческую активность, социально-коммуникативные навыки.

Ресурсное обеспечение проекта:

Информационное:

- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, 2014 г.

Финансовое:

Реализация проекта осуществляется за счет бюджетных ассигнований ДОУ (покупка методической литературы, оборудования и др.), а также силами родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ (изготовление наглядных и дидактических пособий и др.)

Материально-техническое:

Реализация проекта требует оформления в групповых мини-музеев, изготовления информационных материалов для родителей воспитанников, педагогов, для фиксирования занятий необходимо фото и видеооборудование.

Кадровое:

- воспитатели

- специалисты

Содержание проекта:

Изучение культуры народов Севера дополняются следующими характеристиками: усиливаются региональный и компетентностный аспекты образования, в связи, с чем оно становится практико-ориентированным, направленным на изучение и поиск путей сохранения культуры коренных малочисленных народов Севера (ханты, манси). Традиции и творчество вполне совместимы, поскольку посредством приобщения ребенка к традициям можно решить и важнейшую задачу воспитания - формирование толерантного отношения к культуре разных народов и национальностей.

 Первый этап – организационно-подготовительный:

  • изучение уровня осведомленности детей о особенностях культуры коренных малочисленных народов Севера, выяснялись проблемы и противоречия субъективного и объективного характера.
  • выявление особенностей педагогического опыта в области формирования толерантной личности, через принятие культуры коренных народов.
  • создание развивающей предметно-пространственной среды в группе.

Второй этаппрактический заключался в построении образовательной деятельности на основе предлагаемого проекта:

  • через реализацию целей и задач, разработку общих дидактических основ регионального образования.
  • в определении состава и структуры регионального компонента образования, выстроенных с учетом возрастных особенностей детей        , а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей.
  • в создании творческих групп педагогов для разработки основных видов деятельности по данному проекту.

Реализация проекта обусловлена совместной деятельностью взрослых и детей. Педагогом создаются условия, которые позволяют детям совместно со взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его, анализировать его и преобразовывать. Организация проектной деятельности позволяет педагогу осуществлять интеграцию всех образовательных областей.

1. «Познавательное развитие» - тематические занятия «Моя земля – моя Югра», «Культуры, обычаи, обряды народа ханты» и пр. На данном этапе формирования толерантности ребенок получает необходимую информацию о многообразии окружающего его мира, о самом себе, об окружающих его людях.

2. «Речевое развитие» - беседы по ознакомлению с историей родного города, оставление мини-рассказов, этюдов о родном городе, семье, детском саде, о природе края, чтение произведений поэтов и авторов Югры, устного народного творчества народов севера, экологических сказок, разучивание стихотворных произведений о родном крае, городе.

 Обогащение представлений детей о быте, культуре, труде коренного народа, его нравственных качествах, сближает, роднит, становится понятным дошкольнику, способствует развитию социальных эмоций, чувств, воспитывает уважение к людям разных национальностей.

3. «Художественно-эстетическое развитие» - продуктивная деятельность по мотивам устного народного творчества северных народов, фотовыставки, коллажи, выставки детских рисунков, поделок и создание мини музея, музыкальное творчество народов Севера, выставки «Кукла народов ханты», знакомство с одеждой ханты, народной музыки, музыкальных инструментов, разучивание народных песен и элементов танца, изучение народного декоративно-прикладного искусства.

4. «Физическое развитие» - разучивание подвижных игр народов ханты и манси и виды спортивных состязаний коренных народов Севера.

5. «Социально-коммуникативное развитие» - правила поведения в природе, быту, улице и ближайшей местности, сюжетно-ролевые игры, целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия.

Проектная деятельность сочетается с игрой, что также принципиально для осуществления педагогической и воспитательной работы с дошкольниками. При формировании толерантности у дошкольников мы опирались на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. Игры и упражнения были внесены в различные образовательные ситуации, в образовательную деятельность режимных моментов и в самостоятельную детскую деятельность. Игра выполняет несколько функций: развивающую

В создании благополучного эмоционально-психологического комфорта среди участников проекта помогает использование педагогом – психологом таких методов, как психологические игры, психогимнастика, тренинги. Данные методы дают ребёнку установку положительного отношения к миру, другим людям и самому себе. Учат договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и сорадоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, стараться разрешать конфликты. Формируют такие качества как отзывчивость, справедливость, скромность. Волевые качества – умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, в своих поступках следовать положительному примеру. Формируют ценностно-целевые ориентации у педагогов пространство ДОУ и родителей, создают единое образовательное для ребенка, т.е. создают атмосферу эмоциональной взаимоподдержки, комфорта, взаимопонимания и сотрудничества.

Третий этапобобщающе-аналитический:

  • проведение теоретического обобщения и дальнейшего внедрение результатов проекта в педагогическую практику.
  • уточнение и формулирование выводов, выявление перспективы последующего развития проекта.
  • открытие мини-музея, презентация энциклопедии «Все мы жители Югры», праздник «Вороний день», размещение наколенного опыта на сайте ДОУ.

          Основные функции педагогических подходов и технологий:

 Интерактивное обучение - способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Именно взаимодействие является условием развития творческих способностей обучающихся, их саморазвития.

Личностно-ориентированные технологии. Главной отличительной чертой личностно ориентированного подхода является обеспечение гармоничного соответствия педагогического и психологического процессов формирования толерантной культуры личности на основе психолого-педагогических инноваций.

Метод творческого самовыражения заключается в том, чтобы привести каждого ребёнка в соприкосновение с собственным творчеством, дать ему возможность почувствовать сопричастность к миру, помочь ему найти точку опоры в своей уникальности.  

 Проблемно-поисковые технологии - это создание разноплановых проблемных ситуаций и поиск наиболее оптимальных вариантов выхода из них, они позволяют не только показать себя в сложных ситуациях, но и сделать правильный выбор, проявить свои творческие способности, находчивость, и другие ценные личные качества.

 При изучении культуры коренных народов Северов учитывался ряд благоприятных условий:

  • свой край в значительной мере можно изучать на уровне непосредственного наблюдения окружающей местности в границах своего населенного пункта или вблизи него, т.е. на локальном уровне;
  • возможность практически действовать в наблюдаемых природных и социально-экономических условиях;
  • более убедителен показ практического значения знаний, поскольку появляется возможность выявлять и анализировать комплекс природных, социальных и экономических элементов в их взаимосвязи;
  • большое разнообразие местных и потому доступных источников информации, что обеспечивает практику их частого использования.

Реализация проекта будет осуществляться через:

  • построение развивающей предметно-пространственной среды;
  • разработку перспективных планов по реализации проекта;
  • обеспечение разнообразия дидактического материала и условий для ознакомления детей с коренными народами Севера;
  • повышение уровня познавательной деятельности детей, родителей;
  • проведение занятий и других направлений воспитательно-образовательной деятельности по реализации задач проекта;
  • организацию экскурсий;
  • вовлечение в процесс воспитания родителей;
  • повышение квалификации педагогов (консультирование по проблеме организации краеведения);
  • покупка расходных материалов для оформления фотовыставок, изготовления дидактических материалов, костюмов.
  • привлечение учреждений культуры.

Тематический план реализации проекта

Период

Содержание мероприятия

Формы работы

Ответственный

Сентябрь

Разработка рабочей группы и пакета документов по реализации проекта:

разработка системы диагностических методик для детей, педагогов, родителей;

разработка пакета документов по созданию учебно-методического материала.

Диагностика «Мой край»

«Откуда пришла книга» -экскурсия в городскую библиотеку

«Как создается книга»,

«Знакомьтесь – это я»

«Ключи к успеху»

«Я и мои друзья»,

«Моя земля – моя Югра»,

«Я юный житель города Пыть- Ях»

«С Днем рождения мой любимый Пыть-Ях»

Создание первых страниц энциклопедии «Моя малая  Родина»

Круглый стол

Беседы,

чтение художественной литературы, режимные моменты, игры,

упражнение для детей

тренинг для педагогов

дидактические игры

образовательные ситуации, экскурсия, тематическое занятие

развлечение

совместная деятельность взрослых и детей

Старший воспитатель

Воспитатели

Музыкальный руководители

Воспитатель-

эколог

педагог- психолог

Октябрь

«Дары осени Югры» (фотовыставка с ярмарки)

«Щедрая осень» аппликация

«Погружение в природный мир Югры»

«Труд взрослых Югры»,

«Животный мир Югры»

Изготовление атласа «Животный мир Югры», «Растительный мир Югры».

Создание второй страницы энциклопедии«Богатство нашего края – Югры»

Беседы, образовательные ситуации, игровая деятельность, фотовыставка, (пополнение музея экспонатами)

психогимнастика

викторины

совместная деятельность взрослых и детей – (пополнение мини – музея экспонатами.)

Воспитатели

Воспитатель-эколог

педагог -психолог

Ноябрь

 «Про семью, про дружную всем такую нужную» (быт народов севера),

«Я и моя семья»

«Учимся понимать друг друга»

«Коренные жители нашего края»

«Человек без роду, что дерево без корней»

«Мои любимые игрушки»

(изготовление куклы «Акань», игры народов ханты и манси)

«Люблю тебя мой край родной»

«Дружат люди всей земли»

Конкурс «Таланты Югры»

Создание третьей страницы энциклопедии «Про семью, про дружную всем такую нужную»

Беседы, тематические занятия, викторины,

«Книжки-самоделки»

совместная деятельность

дидактические игры

тренинг взаимодействия родителей и детей

Экскурсия в краеведческий музей города   (пополнение мини музея экспонатами)

Образовательная ситуация

продуктивная деятельность

неделя игры и игрушки, конкурс (пополнение музея)

КВН с участием родителей

образовательная ситуация

конкурс чтецов,

совместная деятельность взрослых и детей

Воспитатели

Музыкальные руководители

педагог - психолог

Декабрь

«Как приходит зима»,

«красота зимнего леса» - рисование зимнего леса

«К нам приходит Новый год» (про Дедов морозов),

«Я+ты=мы»

«День рождения Югры» (коллекция одежды народов севера, конкурс мини-музей)

Создание четвертой страницы энциклопедии

 «Праздник к нам приходит»

Беседы, образовательные ситуации, чтение художественной литературы, развлечение,

выставка «Новогодние коллекции»

организованная   деятельность

продуктивная деятельность,

совместная деятельность взрослых и детей

Воспитатели

Музыкальные руководители

Педагог- психолог

Январь

«Мое разноцветное настроение»

«Зимние забавы»

Викторина «Я житель-Югры»

Создание пятой страницы энциклопедии «игра»

Психологические этюды

Картотека подвижных народных игр, спортивные состязания,

викторины

совместная деятельность взрослых и детей

Педагог-психолог

Воспитатели

музыкальные руководители

родители

Февраль

Давайте жить дружно

«Мир профессий»

Создание шестой страницы энциклопедии «Все профессии нужны, все профессии важны»

сказкотерапия

образовательные ситуации, продуктивная деятельность, выставка рисунков

совместная деятельность взрослых и детей

педагог – психолог

воспитатель,

муз.руководитель

родители

Март

«Все мы разные, все мы удивительные!»

«Культуры, обычаи, обряды народа ханты»

«Орнаменты народов ханты и манси» - рисование орнаментов

«Одежда ханты и манси» -аппликация

«Мы дружим с книгой»

 «Сказки бабушки Аннэ»

«птицы Югры»- чтение сказки кукушка

Драматизация сказки «Хлебушко» (Хантыйская народная сказка)

Создание седьмой страницы энциклопедии «Радуга творчества»

Психологические этюды

Экскурсии, беседы

образовательные ситуации,

продуктивная деятельность (пополнение мини - музея)

Знакомство с устным нар. Творчеством ханты и манси, с художественной литературой

Игра –драматизация

совместная деятельность взрослых и детей

педагог – психолог

воспитатель

муз.руководитель

родители

Апрель

«Пришла весна»

«Вороний день»

Создание красной книги Югры

«День Земли» (красная книга Югры)

Создание восьмой страницы энциклопедии «Все мы жители Югры»

Открытие музея.

Презентация энциклопедии.

Диагностика «Мой край»

Презентация проекта          

Обрядовый праздник, игры

совместная деятельность взрослых и детей (пополнение мини музея)

Образовательная ситуация

совместная деятельность взрослых и детей

образовательная – игровая ситуация с участием родителей

педагог – психолог

воспитатель

муз.руководитель

родители

Социальное партнерство в рамках реализации проекта:

МАУК «Краеведческий эко-музей»,

МАУК «ЦБС»,

Механизм оценки и ожидаемые результаты.

Критериями оценки результатов проекта будут приобретенные конкретные знания педагогов, детей и их родителей.

Ожидаемые результаты

Ожидаемый результат

Индикаторы оценки результатов

Образовательные результаты:

  • рост уровня профессиональной компетентности педагогов по овладению методами и приемами в воспитании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольников
  • повышение уровня становления начальных ключевых компетентностей детей на
  • дети приобретут социальные навыки общения с работниками культуры, навыки культурного поведения в общественных местах (музеи, библиотеки, музыкальной школы).
  • в процессе проживания этих событий дети получат конкретные знания о коренных народах Севера

Положительная динамика по результатам тестирования

Социальные результаты:

  • взаимодействие образовательного учреждения с семьей, учреждениями культуры, что приведет к консолидации ДОУ, родителей и общественных организаций;

Активное участие родителей, общественных организаций в мероприятиях ДОУ

Организационно-педагогические:

  • увеличение разработок, рекомендаций, дидактического материала, методических памяток.
  • увеличения доли педагогов в освоении и применении в своей профессиональной деятельности методов проектирования;
  • создание энциклопедии «Мы жители Югры»;
  • создание мини-музея «Югра».

Методическое оснащение по теме

В результате проведенной работы можно сделать вывод об эффективности использования педагогической технологии «Метод проектов» в формировании толерантной культуры у дошкольников, воспитании интереса, любви к малой родине и повышении краеведческих знаний у детей старшего дошкольного возраста с помощью интеграции краеведческого материала во все компоненты воспитательно-образовательного процесса. 

Наблюдается заинтересованность родителей, проявление активности и собственной инициативы в формировании у детей интереса к традициям и обычаям северных народов ХМАО - Югры.

Только совместное сотрудничество и заинтересованность педагогов, детей и родителей способствует зарождению основ толерантности и обеспечению подрастающему поколению возможности сохранить и приумножить ценности предыдущего поколения.

Перспективы дальнейшего развития проекта.        

Будет продолжена работа по совершенствованию структуры создаваемой системы работы по ознакомлению детей с коренными народами Севера.

Прогнозируемый результат.

Создание в детском саду целостной педагогической системы, программы, по нравственно-патриотическому развитию старших дошкольников, отбирая наиболее эффективные методы, средства и формы организации работы с детьми, родителями и общественностью по проблеме проекта.            

Информация о работе проектной группы (план мероприятий, консультации, рекомендации по проблеме, фотовыставка) будет представлена на сайте ДОУ.

Психологическая целесообразность эффективности проекта. Система работы выстроена с учетом возрастных особенностей детей, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей.

Субъектами многообразных социокультурных отношений в рамках реализации проекта являются педагоги, дети, родители, взаимодействие которых происходит на различных уровнях.

 

Литература

  1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования/Т.И.Бабаева и др. - СПб.: ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2014
  2. Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников» - М.: ЦГЛ, 2005.
  3. Банников В.Н., Петрук О.И. «Изобразительное искусство в национальной школе: метод.пособие. - Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2005.
  4. Гончарова Е.В. «Экология для малышей: методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений/ Е.В.Гончарова. Под общ.ред.Г.Н.Гребенюк. - Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2005
  5. Детские подвижные игры народов СССР: пособие для воспитателя дет.сада/сост.А.В.Кенеман; Под ред.Т.И. Осокиной - М.: Просвещение, 1988
  6. Кудрявцев В.Т., Решетникова Р.Г. «Ребенок и декоративно-прикладное искусство обских угров» - М.: Издательство ИКАР, 2003
  7. Ладнушкина Н.М. «Я и мир вокруг меня: учебное пособие/Н.М.Ладнушкина - М.: Мнемозина, 2013
  8. Лебедева О.В. «Буровичок Югорка: Сказка/Ил.М.Водопьяновой; Идея П.А. Манченко - Екатеринбург: Сред. - Урал.кн.изд-во, 2008
  9. Палаткина С.П. «Экологические игры для детей дошкольного возраста: Методическое пособие/Палаткина С.П. - Ханты-Мансийск: Полиграфист
  10. Ромбандеева Е.И. «Мансийские загадки», 1996
  11. Сказки бабушки Аннэ: Сказки, легенды. - Свердловск: Сред.-Урал.кн.изд-во, 1985
  12. Соловар В.Н., Морокко С.Д. «Хантыйские народные загадки», Ханты-Мансийск, 1997
  13. Хозяинова В.В. «Дидактический материал для занятий по декоративно - прикладному искусству: Методическое пособие/ под ред. Т.А.Полуниной - Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2001
  14. Шешкин П.Е., Шабалина И.Д. «Мансийские орнаменты/ Е.И.Ромбандеева - отв.редактор. - 2-е изд.- СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2001.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек»

(МДОАУ црр-д/с «Аленький цветочек»)

Проект: «Я могу!»

Номинация: «Я открываю мир»

C:\Users\Солнышко\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\DSCF7020.jpg

Авторы и руководители проекта:

Каракотова Е.В. – учитель-дефектолог

Шайхавова Ф.Б. – учитель-логопед

Вансович Н.С. – инструктор по ФВ

        

Участник проекта:

г.Пыть-Ях, 2019г

Инклюзия – это одна из последних стратегий специального образования, которая обеспечивает полное вовлечение ребенка с особенностями развития в жизнь образовательного учреждения. Смысл инклюзии – полностью вовлечь ребенка с ОВЗ в социум, раскрыть его потенциальные возможности и развить его всесторонне.

Проектная деятельность направлена на организацию коррекциионно-развивающей работы с ребенком с ОВЗ, через систему взаимодействия специалистов МДОАУ д/с «Аленький цветочек». Данная система позволяет развивать и корректировать не только выявленные нарушения в развитии ребенка, но и создавать условия ребенку постигать, изучать, исследовать собственные возможности. Данный проект направлен на выявление зон успешности ребенка с ОВЗ.

В   течение трёх недель в нашем дошкольном учреждении реализуется проект психолого – педагогического сопровождения ребёнка -«Я могу!»

Тип проекта: краткосрочный

Вид проекта: практико-ориентированный

Участники проекта: воспитанник старшей группы, имеющий статус «обучающиеся с ОВЗ», родители воспитанника с ОВЗ, Каракотова Е.В. – учитель-дефектолог, Шайхавова Ф.Б. – учитель-логопед, Вансович Н.С. – инструктор по  инструктор по физическому воспитанию.

Цель проекта:создание психолого-педагогических условий, расширяющих возможности раскрытия внутреннего потенциала обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Задачи, поставленные для реализации проекта (по направлениям)

1направление. Работа с детьми, как с «особыми», так и с «обычными».

  1. Обеспечить коррекционно-развивающую поддержку в форме занятий с детьми с ОВЗ, используя наиболее эффективные инновационные технологии психолого-педагогического сопровождения.

  1. Развивать опыт публичных выступлений.
  2. Стимулировать у ребенка познавательную активность, стремление к изучению собственных возможностей.
  3. Создать атмосферу принятия и толерантности «особого» ребёнка в кругу сверстников.

2 направление. Работа с родителями, как «особых», так и «обычных» детей.

  1. Способствовать снижению эмоционального дискомфорта в связи с состоянием ребёнка;
  2. Укреплять уверенность родителей в возможностях ребёнка;
  3. Формировать адекватное отношение к диагнозу ребёнка с ОВЗ и его состоянию.

3 направление. Взаимодействие специалистов.

1.Обеспечить взаимодействие специалистов.

2.Действовать в команде, опираясь в планировании и реализации своей профессиональной деятельности на коллегиальные решения и подходы.

3.Эффективно взаимодействовать с родителями и педагогами.

4 направление.Работа с педагогами.

1. Создать условия в ДОУ для повышения квалификации педагогов по вопросам инклюзивного образования.

2.Способствовать повышению мотивации к работе с «особым» ребенком.

3.Обеспечивать психологическую поддержку педагогам и формировать у них уверенность в работе с «особым» ребёнком.

5 направление.Предметно-развивающая среда.

1. Организовать   образовательное пространство в соответствии с особыми потребностями воспитанника с ОВЗ.

Этапы реализации проекта.

  1. этап – организационный

02.10.– 03.10.2019г.

  1. этап – реализация проекта

04.10.19г .– 19.10.19г.

  1. этап-подведение итогов, анализ результатов, планирование последующей реализации проекта.

20.10.2019г.

Продолжительность, сроки реализации проекта3недели.

Категории воспитанников с ОВЗ, включённых в проект:

  • ТНР

Ход реализации проекта

Iэтап. Организационный.

На данном этапе была проведена следующая работа:

1. Педагог-психолог, учитель-логопед, инструкторы по физическому воспитанию провели встречу для обсуждения и проработки основных целей, ценностей и принципов инклюзии.

2. Была сформирована междисциплинарная команда специалистов, включающая в себя: педагога-психолога, учителя-логопеда, инструктора по физическому воспитанию, инструктора по плаванию. Все специалисты поддерживают идеи инклюзии, заинтересованы в реализации этих идей в своей профессиональной деятельности.

3. Проведена «подготовка»:

  • Для детей было проведено тренинговое занятие «Я могу…»
  • Для родителей воспитанника с ОВЗ была проведенаконсультация: «Стирая грани».
  • Также была проведена подготовительная работа с родителями ребенка с ОВЗ, так как именно они оказывают наибольшее влияние на раскрытие и развитие потенциальных возможностей ребенка.

В процессе индивидуальных консультаций и тестирования был составлен «портрет ребенка» ребёнка с ОВЗ: выявлены микросоциальные условия воспитания, определен уровень родительской мотивации на сотрудничество с ДОУ; были получены сведения о детско-родительских отношениях и уровне ожиданий родителей по отношению к ребенку, каждый специалист выявил как сильные, так и слабые стороны ребенка.

Большое внимание уделялось на этом этапе психологической поддержке. Работа была направлена на:

1. Снижение эмоционального дискомфорта в связи с состоянием ребёнка;

2. Укрепление уверенности родителей в возможностях ребёнка;

3. Формирование адекватного отношения к диагнозу ребёнка;

4. Установление адекватных родительско-детских отношений.

На этом этапе разработана и принята вся необходимая документация (индивидуальные карты, мониторинговые карты).

II этап. Реализация проекта.

В группе, где воспитывается ребёнок с ОВЗ, была организована «особая» предметная среда: «правильная» организация пространства (чёткое выполнение режимных моментов, наличие дидактического материала, учитывающего особенности данного нарушения;

Специалистами были разработаны рекомендации для родителей и воспитателей по развитию выявленных возможностей.

Каждый специалист проводил работу по выявлению и раскрытию сильных сторон ребенка, направленную на осознание ребенком своих возможностей, успешности в деятельности.

Проводимая работа позволяет конкретизировать и уточнить представление о характереи особенностях развития ребенка, определить вероятностный прогноз его дальнейшего развития и комплекс коррекционно-развивающих мероприятий, методов и приемов работы, способствующих максимальной социальной и образовательной адаптации ребенка.

Основная форма работы – индивидуальная, подгрупповая и групповая с применением индивидуального подхода. Также особое место занимает непрерывный обмен информацией участников проекта о процессах, происходящих с ребёнком, консультации с целью корректировки деятельности, прорабатыванию дальнейшей стратегии работы с ребёнком и наблюдениями о наличии динамики в развитии.

  1. этап. Подведение итогов, анализ результатов, планирование последующей реализации проекта.

Подведение итогов участников проекта отражено в «Карте достижений» ребенка

Результаты

В отношении социума:

  • ребёнок с ОВЗ принят и активен в группе;

Непосредственно у ребенка с ОВЗ наблюдается следующая положительная динамика:

  • наличие позитивной «Я-концепции» ребенка с ОВЗ;
  • принятие собственных достижений в различных видах деятельности;

Показатели, свидетельствующие о возрастании активности родителей ребенка с ОВЗ:

  • отмечается принятие и интерес родителей к информации, которую они получают;
  • понимание, как перспективы развития их ребенка, так и собственной ответственности в процессе включения ребенка в образовательную среду.

Динамические характеристики в работе педагогов:

  • повышение мотивационной готовности к сотрудничеству со специалистами;
  • позитивные изменения в общении с родителями детей с ОВЗ.

Задачи дальнейшей реализации проекта:

  • продолжить работу с детьми со статусом ОВЗ