НОД "Синичкины посиделки".

Дегтярева Татьяна Модестовна

Вновь разгулялась вьюга, срывает снежные шапки. Совсем замерзла пичуга,сидит, поджимая лапки...

Синичка

К нам в окно стучится птичка -

Желтогрудая синичка

На нас смотрит сквозь стекло,

Говорит: "У вас тепло.

А мне холодно. Обидно:

Зернышек нигде не видно.

Я прошу вас: вы немножко

Мне насыпьте хлебных крошек.

А еще б немного сала

Мне бы в стужу не мешало.

С вами буду я дружить-

Обещайте лишь кормить.

Если вам не жалко крошек-

Созову моих подружек

Вместе будем прилетать,

 

На окошке щебетать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinichkiny_posidelki.docx37.02 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ШКОЛА №544 д/о 4

Досуг в подготовительной группе «Синичкины посиделки»

Подготовила воспитатель: Дегтярева Т. М.

ГБОУ ШКОЛА №544 д/о 4

12.11.2014


Цель:

Расширить представление детей о перелётных птицах. Развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь, обогащать словарь детей.  Учить понимать образный смысл загадок.

  Воспитывать любовь к окружающему миру, вызывать сопереживание животным и чувство ответственности за их безопасность.

Материал:

Презентация «Зимующие птицы», кормушки, изготовленные родителями и детьми; картинки с изображением перелётных птиц, рисунки детей с изображением птиц, иллюстрации по теме. Пёрышки с загадками. Костюмы для детей: сороки, вороны, синички. Семечки, конфетки, крошки хлеба, ягоды рябины, жвачка, крупа. Звуки вьюги, песня А. Петряшевой «Синичка».

Ход занятия:

Влетает Сорока, трещит: Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?

Воспитатель: Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это?

Сорока: Ой, здравствуйте, ребята!

Воспитатель: Что случилось, Сорока?

Сорока: Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму.

Воспитатель: Давайте поможем Сороке разобраться, что происходит в природе.

 Игра «Подскажи словечко».

Воспитатель:

- Ребята, я буду читать стихотворение, а вы мне подскажите некоторые слова.

Поглядите–ка на птицу, если птица не боится.

Отличается от зверя. Чем? А мы сейчас проверим!

Вместо носа – острый клюв, крепкий он и сильный!

Вместо лап передних двух - есть у птицы крылья!

Шерсть у птицы не растёт, - пёрышек так много!

Жаль их гладить не даёт птичка – недотрога!

Отшумела золотая осень, поредели кроны деревьев, избавились от своего пестрого наряда. Покружил листопадом сентябрь, отшумел дождями октябрь, встретил нас первыми морозами ноябрь. И вот уже зима спешит вступить в свои права.

И как только, на улице похолодало, многие птички засуетились, как - будто их кто - то напугал. Да нет, пугать никто не пугал. Вот только дождики да морозы не всем птицам по душе. Пришла пора некоторым из них улетать в теплые края. Раньше всех от нас улетели стрижи и ласточки, в сентябре отбыли грачи, скворцы, кукушки, а к ноябрю покинули  нас все перелетные птицы.

Но улетают от нас одни пернатые, а остаются другие птицы.

Сегодня 12 ноября. В народе этот день называют Синичкиным или Зиновьевым днём. В этот день в старину люди обещали тем птицам, которые остаются зимовать, заботиться о них. Вот и мы сегодня собрались, чтобы дать своё обещание.

Весёлая синица морозов не боится.

Даже в минус двадцать пять

любит песни распевать!

Почему именно Синичкин или Зиновий  день? Да потому что синица – на Руси считалась божьей птицей. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба - то будет в доме достаток. В народе говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает».

Почему Зиновий?  

Много лет назад на территории сегодняшней Турции жили в благочестивой христианской семье брат и сестра: Зиновий и Зиновия. Дети рано осиротели, решили раздать всё имущество бедным и посвятить свою жизнь служению Богу. В то время на Христианскую религию были гонения, людей, которые верили в Бога, хватали, вели на судилище и под страхом смертной казни заставляли отречься от веры, если человек отказывался – его убивали.

Так случилось и с Зиновием и Зиновией. Их схватили, заставляли отречься от веры, но они погибли, но не отказались. В этот день их поминают, как великих мучеников, которые потерпели за веру, погибли, но не отреклись от неё.

Зиновий и Зиновия являются покровителями, заступниками всех зимующих птиц на земле.

Давайте и мы в этот день расскажем, что знаем о птичках и, как можем им помочь.

Знаете ли вы, что синички бывают разные и выглядят по – разному. Синичка – московка – самая маленькая, у неё скромное оперение; самая красивая – лазоревка: сама ярко – голубая, спинка зелёная, грудь и брюшко жёлтые; у хохлатки на голове хохолок, а на шеё чёрный галстук, её называют гренадёркой; ещё есть долгохвостая синица. Есть такая пословица: «Всякая птица своим пером гордится». Показ разных синиц на интерактивной доске.

Игра «Перышки».

Воспитатель: 

Птичья стая пролетала. Пёрышки здесь разбросала.

Пёрышки мы подберём и задания прочтём.

Показ слайдов с показом отгадок на интерактивной доске.

Перья с загадками:

1. Угадайте, что за птица. Скачет по дорожке,

Словно кошки не боится – собирает крошки,

А потом на ветку прыг и чирикает: «Чик-чирик!». (Воробей.)

2. Как лиса среди зверей. Эта птица всех хитрей,

Прячется в зеленых кронах, а зовут ее… (Ворона.)

3. Кто присел на толстый сук и стучит: «Тук-тук, тук-тук!»? (Дятел.)

4. Кто летает. Кто стрекочет – рассказать нам новость хочет? (Сорока.)

5. Угадай, какая птица, бойкая, задорная, ловкая, проворная,

Звонко тенькает: «Тень-тень! «Синий день! Синий день!» (Синица.)

6. Что за птица мороза не боится,

Хоть снега лежат везде, у нее птенцы в гнезде? (Клест.)

Физкультминутка

Птички

Птички прыгают, летают,                машут руками и подпрыгивают

Птички крошки собирают,              «клюют» пальчиками на ладошке

Перышки почистили,                       погладить руки

Клювики почистили,                        погладить носики 

Птички летают, поют,                      машут руками

Зернышки клюют.                            «клюют» пальчиками на ладошке

Ребята, давайте расскажем, какую пользу приносят птички.

Заранее подготовленные дети по очереди говорят:

1 ребенок. Дятлы, скворцы и синицы истребляют огромное количество насекомых. Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.

2 ребенок. Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток.

3 ребенок. Семья ласточек за лето – около миллиона различных вредных насекомых.

4 ребенок. Грач за день уничтожает до 400 червей и вредителей растений.

5 ребенок. Птицы склёвывают семена и плоды сорняков, дают возможность вырасти культурным растениям.

        Чтение ребёнком стихотворения

«Покормите птиц зимой».

Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.

Не богаты их корма, горсть зерна нужна,

Горсть одна – и не страшна будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть, видеть тяжело,

А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.

Разве можно забывать: улететь могли,

 А остались зимовать заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз к своему окну,

Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну!

- В народе есть такая пословица: «Покорми птиц зимою – послужат тебе весною».        

Д. Упр. «Накорми птиц».

На столе на блюдцах лежат семечки, сало, крупа, крошки, конфеты, ягоды рябины.

Нужно убрать  лишнее, то, что птицы есть не будут. Скажите, какая птица с удовольствием полакомится хлебными крошками?  (Воробей, синица, голубь, ворона). Какая птица любит сало? (Синица, поползень, дятел).   Какая птица зимой питается ягодами рябины? (Свиристель, снегирь).

Д. И.  «Что за птица?»

Дети делятся на две подгруппы. Ребята одной подгруппы описывают птицу, а дети другой подгруппы должны угадать,  что это за птица. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

Сценка «Разговор на лесной полянке».

Под звуки вьюги появляются Вороны и садятся на стульчики (пеньки).

1. В. Ка-р-р! Ка-р-р! Хулиганы! Ох, и тяжко нам, воронам живется! Всех опасаться приходится, особенно ребятишек: как только увидят нас, так и норовят снежком попасть, того и гляди искалечат!

Выходят Синицы.

1. С. Бр-р-р, какой мороз! Здравствуйте, тётушки Вороны! А мы слышим, кто-то здесь разговаривает. Дай, думаем, посмотрим, а тут вы. С кем это вы разговариваете?

2. В. Ка-р-р! Еле ноги сейчас из города унесли! Всё ещё отдышаться не могу! Хулиганьё! (Грозит «крылом» в сторону воображаемого города.) Сидели на заборе, смотрели, где бы чем поживиться, а ребята снежками в нас!

2. С. (вздыхает). Да, и нам, синицам, зимой не легче живётся. Всё летаешь, смотришь, где бы какую крошку хлеба найти или кусочек сала. Иной раз за целый день так ничего и не найдёшь, голодной засыпаешь. А вы знаете, тётушки Вороны, что из десяти синиц за зиму выживают только девять… Бедные мои сестрички!

3. В. Что тут и говорить! Зимой всем птицам и зверям плохо. Вчера воробья встретила на поляне, тоже на голод жаловался, говорил, что не знает, как пережить зиму.

3. С. А я недавно слышала новость. Сорока на весь лес трещала о том, что этой зимой птицам легче будет. Говорит, есть дети и взрослые, которые по всему городу кормушки развесили. А них разный корм: семечки, хлебные крошки, сало…

1. В. Что это ещё за кормушки?

1. С. Да вон, видишь? (Показывает в зал.) У многих ребят в руках кормушки.

2. В. Кар –р – р! И в самом деле! Я в прошлом году такую же кормушку видела у одного дома. Летала я как – то по городу, три дня ничего не ела, села на ветку, сил нет. Ну, думаю, всё, конец мне пришёл. Глядь, а на дереве висит вот такая же кормушка. Заглянула в неё, а там семечки. Так, и выжила в ту зиму.

2. С. И мне той зимой плохо было. Но, бывает, подлетишь к кормушке, а там нет ничего: забыли ребята корм насыпать. Так и останешься голодной.

3. В. Как  вы думаете, Сорока про кормушки правду сказала?

3. С. Не знаю. Сороке верить трудно, она вечно разносит всякие небылицы по лесу.

1.В. А как  здорово было бы с кормушками! Сколько бы птиц ребята спасли от голодной смерти.

1. С. Тётушки Вороны, а давайте попросим ребят, чтобы они всё-таки кормушки развесили и не забывали в них корм насыпать. Тогда никакая зима не будет нам, птицам, страшна.

Воспитатель:

-  Ребята, будем бережно относиться к зимующим птицам, заботиться о них! Развесим кормушки и не будем забывать насыпать в них корм!

        На прогулке ребята вместе с родителями развешивают кормушки, насыпают корм.