Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе

Дегтярева Татьяна Модестовна

 

Цель:

 Закрепить понятия: « слово, слог, звук, буква, гласные, твёрдые, мягкие согласные». Умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. Различать на слух твёрдые и мягкие согласные, выделять первый согласный звук.

                  Оборудование и материалы:

         Письмо. Сюжетная иллюстрация «         В парке»». Десять картинок, изображающих предметы, названия которых начинаются на твёрдые и мягкие согласные звуки. Колпачки для гномиков. Конфеты

Ход занятия:

         В.- Ребята, сегодня утром почтальон принёс письмо от Королевы Грамоты! Сейчас я его зачитаю:

         Здравствуйте жители группы «Улыбка»! Я слышала, что вы многое уже знаете о буквах и звуках и решила проверить, так ли это. Предлагаю Вам отгадать загадку, выполнить интересные задания, в общем, поиграть, посоревноваться, поделиться своими знаниями друг с другом и поучиться у своих друзей. Если Вы справитесь с заданием, то Вас ждёт сюрприз!

1.     Отгадайте загадку:

Оно может быть ласковым,

Может быть грубым,

Оно может быть тихим,

Может быть громким.

Оно может обидеть, может рассмешить.

Его можно сказать, а можно взять и написать,

Но для этого буквы надо знать!

-Что это?

Дети: Слово!

2.     Задание:

 

-Сейчас проверим, много ли Вы знаете слов. Я Вам покажу картинку, а Вы по очереди будете называть слова, которые увидите на ней. ( Показывается сюжетная иллюстрация « В парке» на интерактивной доске.)

         3. Задание:

Каждой команде предлагается назвать определённое слово: (« сладкое, вежливое, холодное  и тёплое») Например, конфета, сахар, спасибо, пожалуйста, снег, лёд, солнышко, мама.

После завершения задания, команды получают «капельку знаний».

-Слова бывают длинные, бывают короткие. Как же их измерить? Чем? Линейкой?

( Слогами)

-Давайте вспомним подсказку:

Измерить длиннющее слово –

Да это проще простого!

Сколько слогов в нём, надо узнать-

Хлопать в ладоши пора начинать!

Далее воспитатель предлагает измерить хлопками слова «мяч-мячик», «дом-домик», «ком-комок».

4.Игра: « Найди лишнее слово».

Играют четыре команды.

Для первой команды на интерактивной доске появляются четыре животных. Названия трёх состоят из одного слога и одно из двух. Например: лось, лев, жираф и слон. Нужно стереть лишнее слово.

         Для второй команды названия трёх животных из двух слогов и одно из одного слога.

         Для третьей команды названия трёх морских обитателей  из трёх слогов и одного из одного слога.

Для четвёртой команды названия трёх насекомых из трёх слогов и одно из двух.

         После завершения работы, ребята получают «капельку знаний».

Физкультминутка:

         Дети садятся на корточки  и постепенно поднимаются, как будто надувают шарик.

5.Вопрос: Из чего состоят слова, когда мы их произносим? ( Из звуков)

-Сейчас я расскажу Вам сказку:

Жили-были звуки гласные, песни они пели разные: А, О, У, Ы, И, Э!

     На интерактивной доске появляются по очереди гласные звуки.

Вместе они жили и давно дружили. Утром первым просыпался А.

- А, вставать уже пора? Вслед за ним стонал звук  (О):

-О-О-О! – Как рано-то ещё! Отвечал ему звук (У):

-У-У-У! Ну, я же не хочу!

Дальше ныл ленивый (Ы):

-Разве вставать мы все должны? Только вдруг, как из - под земли, появились (Э) и (И).

-Эй, чтобы было веселей,

Собирайтесь в путь скорей!

Надо нам найти друзей!

И тогда не будет грустно,

И не будем мы скучать,

И с друзьями вместе будем

И петь песни, и играть!

 

     -Ребята, как Вы думаете, каких друзей нашли гласные звуки?

Они нашли согласные звуки. Они так и называются, потому что дружат с гласными.

     У нас в гостях сегодня оказались совершенно случайно два гномика. Им нужна ваша помощь.

     Выходят два мальчика в колпачках и говорят:

     Я – Динь, весёлый гномик,

Люблю зелёный цвет.                                                              

Люблю я звуки мягкие,

А брат мой старший – нет!

 

     Я - Дон, люблю звук твёрдый,

Люблю я синий цвет.

Сегодня мы проснулись, а наших звуков нет.

Кто – то звуки нам смешал,

Все картинки разбросал.

     -Давайте поможем гномикам разобрать картинки. Присаживайтесь гномики и проверяйте, правильно ли ребята подберут для вас картинки. Дону  нужны слова, которые начинаются на какие звуки? (Твёрдые согласные), а Диню на (мягкие согласные).

     Картинки разложены на столе. Игроки выходят по очереди из каждой команды, берут карточку и отдают её Дону или Дину.

     После окончания игры воспитатель с детьми проверяют, как ребята справились с заданием. Выделяют звук, на который начинается название предмета, изображённого на картинке, характеризуют звук по твёрдости – мягкости.

     - Подумайте и ответьте, справились ли вы с заданиями Королевы Грамоты?

-Я думаю, что вы неплохо потрудились и, поэтому заслужили сюрприз – конфеты!