Перспективный план работы кружка «Чудесница природа» .
Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_raboty_kruzhka.docx | 164.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы кружка «Чудесница природа» средняя группа.
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)
Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;
Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.
В качестве подведения итогов планируем проводить открытые занятия, игровые конкурсы, викторины, выставки, экологические вечера…
Старшая группа
Кружок работает в течение учебного года (сентябрь – май включительно), один раз в неделю. План кружка рассчитан на год.
Возраст детей: от 5 до 6 лет.
Основными задачами реализации кружка для детей 5-6 лет являются:
образовательные:
- - дать обобщенные представления о жизни животных и растений, их разнообразии; о
- взаимосвязях живой и неживой природы, растений, животных; о сезонных изменениях в
- неживой природе, растительном и животном мире, их взаимосвязях;
- - учить овладевать умениями ориентироваться в мире физических явлений на основе
- уточнения представлений; организовать сбор природного материала для дальнейшей
- творческой работы с ним;
- - научить детей простейшим правилам поведения в природе;
развивающие:
- - развивать внимание, память и мыслительные операции (сравнение, обобщение);
- - развивать познавательные и творческие способности детей, коммуникативное общение;
- - развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные
- решения по ее улучшению;
воспитательные:
- - сформировать у детей чувство ответственности за жизнь животных и растений;
- - сформировать понимание необходимости охранять природу, проявлять инициативу
- действий по её охране и предупреждению насилия над природой;
- - научить через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении
- многообразии форм и красок.
Перспективный план работы кружка «Чудесница природа» старшая группа.
Тема | Задачи | Содержание |
«Цветы на осеннем участке» | Закрепить знания детей об осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду, стадии созревания семян. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь детей словами, означающими названия садовых цветов. | Загадывание загадок, д/игра «Угадай по описанию», наблюдение. |
«Осенний урожай» | Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. Активизировать словарь детей словами, обозначающими овощи и трудовые действия. | Чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е.Благинина, наблюдение, беседа «Что растет на грядке?» |
«Осень в белые туманы» | Уточнить знания детей о таком природном явлении, как туман. Развить познавательную активность. Активизировать словарь детей: туман, сыро, влажно, густой покров. | Беседа «Что это – туман?», чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение. |
«То березка, то рябинка» | Продолжить знакомство детей с характерными особенностями деревьев, сезонными изменениями. Воспитывать любовь к природе. | Чтение стихов: «Березонька», «Рябинка», д/игра «Опиши дерево», загадывание загадок, наблюдение |
«Растения и животные» | Подвести детей к пониманию того, что живая природа включает в себя как растительный, так и животный мир; выделить главные отличительные признаки растений и животных; учить детей придумывать отдельные условные обозначения растений и животных; развивать познавательный интерес к природе | Д/игра «Два царства»; поисковая деятельность; придумывание; Д/игра «Растение или животное?»; Д/игра «Путаница» |
«Что растения под землёй прячут?» | Выяснить значение корня для растения; познакомить детей с видоизменениями корней в связи с условиями внешней среды; учить приёмам предметно – схематического моделирования посредством соотнесения корней разнообразных растений с условными знаками – символами. | Беседа; рассказ о разнообразии корней; Д/игра «Вершки и корешки»; рассматривание гербария; посадка лука. |
«Зачем растениям стебель (ствол)?» | Расширять представления детей о стебле, его функциях и видоизменениях; познакомить со значением коры и способом определения возраста дерева; выявить отличительные особенности стебля и ствола; продолжать развивать способности к моделированию посредством соотнесения разнообразных растений с условными знаками – символами. | Беседа; чтение сказки «Чей стебель лучше?»; опыт «Запасливые стебли», поисковая деятельность. |
«Тайна зелёного листа» | Расширять представления детей о значении листьев для растений и всего живого на Земле; познакомить с видоизменениями листьев в связи с условиями внешней среды; выявить причинную обусловленность природных явлений. | Беседа; опыт «Бережливые растения»; опыт «Как листья становятся питанием для растений?»; рассказ |
«Письмо для Дедушки Дерева» | Уточнить представления детей о процессах, происходящих с деревьями в связи с сезонными изменениями; формировать способность выявлять обусловленность природных явлений; продолжать развивать способности детей к предметно – схематическому моделированию; воспитывать доброжелательность, бережное отношение к деревьям как живым существам; создание эмоционального комфорта и удовлетворения | Загадка; беседа; д/игра «Что сначала? Что потом?»; анализ; релаксация «Я – живое дерево»; чтение стихотворения Э.Мошковской «У Дедушки Дерева добрые руки» |
«Для чего растениям цветы?» | Познакомить детей со строением цветка, его функциями, видоизменениями; дать детям понятие «опыление»; учить различать условные знаки – символы, обозначающие цветок. | Демонстрация иллюстрации цветов; знакомство с цветком; игра «Цветок»; рисование условных обозначений,; чтение стихотворения «Если я сорву цветок…» |
«Семена – дети растений» | Показать детям чудо произрастающего семени, многообразие семян и способы их распространения; развивать умение моделировать условия, необходимые для прорастания семян. | Демонстрация коллекции семян; рассматривание проросшей фасоли; чтение рассказа «Цветок»; игра «Живая дорожка» |
«Грибное царство» | Формировать представления детей о строении грибов, их значении в природе и жизни человека; продолжать учить распознавать съедобные и несъедобные грибы; сформулировать правила сбора грибов. | Беседа, загадывание загадок о грибах, чтение рассказа «Мухомор», правила сбора грибов, игра с мячом. |
«Гости из далёких стран» | Познакомить детей с родиной некоторых комнатных растений; дать представление о светолюбивых, влаголюбивых теневыносливых, засухоустойчивых комнатных растениях, их отличительных признаках; учить различать комнатные растения, запоминать их названия; уточнить правила ухода за комнатными растениями. | Наблюдение, беседа, д/игра «Найди растение», рассказ о разных комнатных растениях |
«Зелёный доктор» | Познакомить детей с лекарственными свойствами растений, формировать умение детей отличать их от простых растений | Загадки, беседа, чтение стихотворения Л.Герасимова «Подорожник», рассматривание гербария |
«Детки на ветке» (зимние ветки) | Выяснить вместе с детьми, как приспосабливаются деревья к зимним холодам; обратить внимание детей на сходство и различия между ветками разных деревьев, на цвет, форму и расположение почек на них. | Беседа, наблюдение и сравнение веточек разных деревьев, загадка, исследование «Строение почки» |
«Лягушки» | Расширять представление детей об образе жизни лягушек; познакомить со стадиями развития лягушек, с пищевыми пристрастиями, ролью в природе; воспитывать доброжелательное отношение к земноводным | Беседа «Что вы знаете о жизни лягушек?», рассказ воспитателя о лягушках, физминутка «Мы весёлые лягушки», д/игра «Что сначала? Что потом?», д/игра «Продолжи фразу» |
«Пернатые друзья» | Развивать умение детей различать птиц нашего региона по внешнему виду, группировать их «зимующие» и «перелётные»; уточнить представления о жизни зимующих птиц, их приспособленности к суровым условиям зимы; доказать необходимость заботы о птицах в это время года. | Рассматривание иллюстраций о наших птицах, д/игра «Какая птица?», чтение рассказа М.Богданова «О чём горевали птички?», беседа «Как помочь птицам зимой?», д/игра «Кому что по вкусу?» |
«Птичья столовая» | Развивать способности детей преображать ненужный бросовый материал в полезные вещи; приучать детей заботиться о птицах в зимний период года; дать возможность почувствовать значимость собственного труда. | Чтение стихотворения «Покормите птиц зимой», ручной труд, чтение стихотворения «Кормушка» |
«Дятел» | Расширять представления детей о жизни дятлов: разнообразии видов, особенностях добывания пищи, обустройстве жилища; развивать познавательный интерес, способности к моделированию признаков и понятий; воспитывать любознательность. | Загадка о дятле, рассматривание иллюстрации «Дятел», чтение рассказа Т.Д. Нуждиной «Дятел», беседа «За что мне нравится дятел?», |
«Журавль и цапля» | Расширять представления детей о жизни болотных птиц: их образе жизни, особенностях добывания пищи, сезонных приспособлениях; учить различать птиц по внешнему виду; развивать способности к моделированию признаков и понятий; воспитывать любознательность. | Загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, использование худ. слова, беседа об особенностях жизни |
«Воробей и синица» | Расширять представления детей о жизни птиц – соседей человека – воробьёв и синиц: месте обитания, характере пищи, сезонных приспособлениях; развивать способности к моделированию признаков и понятий; воспитывать любознательность. | Загадки, рассматривание иллюстраций, беседа «Воробей – наш частый гость», рассказ воспитателя, чтение «Большая синица» |
«Сова и попугай» | Углубить познания детей о жизни птиц; развивать аналитические способности детей путём сравнения внешнего облика птиц, объяснения причин местообитания, строения клюва, ног; воспитывать любознательность, доброжелательное и заботливое отношение к пернатому питомцу. | Загадка, рассматривание иллюстраций, наблюдение за попугаем. Чтение стихотворения Л.Новикова «Попугай», сравнение совы и попугая |
«Кукушка» | Познакомить детей с кукушкой: особенностями жизни, характере пищи, отсутствием заботы о потомстве; доказать её принадлежность к перелётным птицам, обосновать роль птицы в природе; воспитывать нравственные качества | Д/игра «Отгадай по описанию», рассматривание иллюстраций, беседа «Что вы знаете о кукушке?», чтение рассказа «Кукушка» Т.Д.Нуждиной |
«Мастера без топора» | Расширять представления детей о разнообразии птичьих гнёзд; познакомить со способами строительства гнёзд птицами и используемыми при этом материалами; разъяснить правила поведения при обнаружении гнезда; воспитывать экологическую грамотность. | Беседа, рассматривание иллюстраций, практическая работа |
«Нелетающие птицы» | Расширять представления детей о птицах; познакомить с нелетающими птицами и их приспособленностью к условиям среды обитания; развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление. | Беседа «Кто такие птицы?», рассматривание энциклопедии, рассказ воспитателя, д/игра «Угадай, что за птица?» |
«Крылья, ноги и хвосты» | Обобщить представления детей о многообразии и функциональном предназначении для птиц крыльев, ног и хвоста, познакомить с видами и строением перьев, систематизировать представление детей о птицах. | Беседа «Для чего птицам крылья, ноги и хвост?», рассматривание перьев, рассказ воспитателя, д\игра «Крылья, ноги и хвост» |
«Маленькие волшебники» | Закрепить знания детей об условиях, необходимых для роста растений, совершенствовать умения детей в посеве семян, выращивании рассады, воспитывать желание ухаживать за растениями. | Беседа, рассматривание семян, посев семян. |
«Воздушный океан» | Уточнить и расширить представления детей о воздухе, его составе, о ветре, рассказать об основных причинах загрязнения воздуха, развивать логическое мышление. | Рассказ о воздухе, опыт «Свойства воздуха», беседа. |
«Кому нужна вода?» | Уточнить и расширить знания детей о воде, её свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, дать представления об основных причинах загрязнения воды, его последствиях. | Беседа по вопросам, рассматривание иллюстраций «Вода нужна всем», опыт, составление рассказа. Рисование природоохранных знаков |
«Что такое почва?» | Показать сложность состава почв и многообразие типов, формировать представления о значимости плодородной почвы для произрастания растений, познакомить с животным миром почвы | Загадывание загадок, сравнение, беседа «Для чего нужна почва?», продуктивная деятельность |
«Путешествие по глобусу» | Познакомить детей с глобусом – моделью земного шара – и картой, дать элементарные представления о доме человека и доме – природе, воспитывать бережное отношение к Земле – своему дому. | Беседа, рассматривание глобуса, рассказ воспитателя, знакомство детей с картой |
«Сбережём удивительный мир растений и животных» | Закрепить знания детей о мире растений и животных, воспитывать у детей бережное отношение к растительному и животному миру, эмоциональную отзывчивость. | Беседа, д/игра «Какие деревья растут в лесу?», игра «Что? Для чего?», чтение стихотворения К.Бальмонта «За грибами» |
«Солнышко на травке» | Уточнить знания детьми цветка, умение найти его по листьям, форме соцветия, формировать у детей интерес к работе с краской. Продолжать вызывать у детей интерес к живым цветам. | Чтение стихов, пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность |
«Кто живёт в пруду?» | Познакомить детей с прудом – природным водоемом, его обитателями, растениями, формировать знания, что пруд не следует засорять; обобщить представления об основных факторах водной среды: природный слой почвы, вода, камни, растения, которые приспособились жить в воде. | Рассматривание картины «Водоем», игра «Создай свой водоем». беседа, игра «Подражание», конкурс «Кто готов сохранить водоем?».. |
«Цветущие деревья» | Способствовать ознакомлению детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев, формировать умения устанавливать простейшие связи: изменение условий в окружающей среде воспитывать интерес к растениям, бережное отношение и заботу. | беседа о яблони, вишни, сирени. д/игра «От какого дерева цветок, игра - имитация «Собери нектар» |
«Что такое облака, дождь, гроза?» | Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы. | Наблюдение, рассматривание иллюстраций, чтение. |
«Песочные фантазии» | Расширять кругозор детей: познакомить с современным направлением в изоискусстве. Закрепить знания о свойствах песка. Упражнять детей в работе с моделями. Развивать образное и логическое мышление. Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук. Обогащать эмоциональную сферу детей | Чтение загадок, игра «Песочный телеграф», муз-но рит-кое упр-ние «Волна», пальчиковая гимнастика «На морском песке сижу», самостоятельная деятельность детей |
Ожидаемый результат.
- Развитие навыков самостоятельной исследовательской
работы.
- Развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания
активно защищать, улучшать, облагораживать природную
среду; воспитание ответственного отношения к природе.
- Принимать участие в экологических выставках, конкурсах
Дети будут знать:
- Об экологических системах (лес, луг, водоём, город). О трёх
стадиях развития живых организмов.
- О природно-климатических зонах Земли и Северного края.
- Об особенностях внешнего вида растений и животных в
зависимости от среды обитания (лес, тундра, тайга).
- О приспособляемости растений и животных к условиям
жизни, в том числе и в условиях Крайнего Севера.
- О роли человека в сохранении взаимосвязей в природе.
Дети будут иметь представления:
- О соотношении воздуха, воды и суши на Земле. О Солнечной
системе и её планетах. Об особенностях внешнего вида
растений и животных, обитающих в разных природных зонах
(в том числе и на Крайнем Севере). О возникновении жизни
на Земле.
Дети будут уметь:
- С помощью моделей устанавливать взаимосвязи растений и
животных с условиями жизни в разных природных зонах.
- Проводить самостоятельно и с помощью взрослого опыты и
эксперименты и делать выводы. Объяснять экологические
зависимости. Устанавливать причинно-следственные связи
между состоянием окружающей среды и жизнью живых
организмов.
Подготовительная группа 6-7 лет.
Основными задачами реализации кружка для детей 5-6 лет являются:
Обучающие:
- -Обогащать представления детей о различных природных зонах, природе родного края, о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений в сообществе, о взаимодействии человека и природы.
- -Активизировать познавательно-речевую деятельность детей.
Воспитывающие:
- -Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе, ориентацию на оказание помощи живым существам.
- -Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.
Форма обучения и режим занятий
Занятия проводятся подгруппой, 1 раз в неделю, 4 раза в месяц, 36 раз в год.
Занятия проводятся в течение 25-30 минут, во второй половине дня.
Перспективный план работы кружка «Чудесница природа»
подготовительная группа .
месяц | №п/п | тема | цель | ||||||
Октябрь | 1 | «Что такое природа?» | Учить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы - от объектов неживой природы. | ||||||
2 | «Какие бывают насекомые» | Систематизировать знания детей об насекомых, учить составлять группы по разным основаниям. | |||||||
3 | «Я – человек» | Развивать представление детей, что человек – часть природы. | |||||||
4 | «Планета Земля в опасности» | Дать детям представление о том, что планета Земля –это огромный шар. | |||||||
Ноябрь | 5 | «Растение, как живое существо» | Сформировать представление о приспособлении растений к среде обитания и к сезону. | ||||||
6 | «Речка – реченька» | Расширить представление об окружающем мире: реки и их характерные особенности. | |||||||
7 | «Осень золотая» | Обобщить и систематизировать знания детей об осени | |||||||
8 | «Самая быстрая улитка в мире» | Познакомить с важным органом чувств – ухом. Дать понятие о его функциях. | |||||||
9 | « Лес наше богатство» | Уточнить и расширить представление детей о лесе. | |||||||
Декабрь | 10 | «Кто главный в лесу?» | Дать представление о леснике – человеке, который заботиться о лесе. | ||||||
11 | «Почему белые медведи не живут в лесу?» | Познакомить детей с белым медведем и его образом жизни. | |||||||
12 | «Снег снежок» | Формировать понимание неживой природы; закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед). | |||||||
Январь | 13 | « Что мы знаем о птицах» | Уточнить представления детей о птицах, условиях их жизни. | ||||||
14 | «Дикие животные зимой в лесу» | Формировать у детей представление о жизни животных в лесу. | |||||||
15 | «Животные жарких стран» | Углубить представления детей о многообразии живых существ. | |||||||
16 | «Наши умные помощники – органы чувств» | Сформировать у детей представления о способах познания окружающего мира. | |||||||
Февраль | 17 | « Лук на окошке» | Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. | ||||||
18 | « Муравьи - санитары леса» | Углубить знания детей о муравьях, сформировать представления об их роли в жизни леса. | |||||||
19 | « Комнатные растения» | ||||||||
Закрепить знания детей об условиях необходимых для роста комнатных растений, об уходе за ними. | |||||||||
20 | «Вода вокруг нас» |
Сформировать знания детей о значение воды в нашей жизни. | |||||||
21 | Познакомить детей с некоторыми свойствами воды. | ||||||||
« Свойства воды» | |||||||||
Март | |||||||||
22 | « Красная книга – сигнал опасности» | Дать детям представление о том, что люди, плохо зная природу, губят много растений и животных. | |||||||
23 | «Носы нужны не только для красы» | Познакомить детей с органом дыхания человека. | |||||||
Апрель | 24 | «Кто живет в воде» | Познакомить детей с представителями водных животных. | ||||||
25 | «Солнце – большая звезда» | Дать представление о Солнце как о звезде и о планетах Солнечной системы. | |||||||
26 | «Весенний пейзаж» | Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны. | |||||||
27 | «Знакомство со свойствами воздуха» | Познакомить детей с понятием «воздух»,его свойствами и ролью в жизни человека. | |||||||
Май | 28 | «Песочные фантазии» | Расширять кругозор детей, закрепить знания о свойствах песка.
| ||||||
29 | «Будем беречь и охранять природу» | Развивать представления детей о том ,какие действия человека вредят природе, а какие способствуют восстановлению и сохранению. | |||||||
30 | «Знатоки природы» | Закрепить знания детей о природе. | |||||||
31 | «Здравствуй лето» | Углубить и обобщить представления детей о лете, его признаках. |
Ожидаемый результат .
- К концу седьмого года жизни ребенок должен знать представителей животного мира и разделять их по видам. Аргументировать свой выбор. Соотносить представителей животного мира со средой обитания. Называть их характерные признаки. Проявлять интерес и эмоционально выражать свое отношение к ним. Знать как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимать взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражать свое отношение к представителям животного мира.
- Ребенок должен знать объекты неживой природы и правильно называть их отличительные характеристики. Самостоятельно приводить примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Правильно называть времена года, перечислять их в нужной последовательности, знать характерные признаки каждого времени года.
- -Ребенок должен уметь классифицировать растения по видам, знать их характерные признаки. Называть условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знать как правильно нужно ухаживать за ними. У ребенка должны быть сформированы практические умения и навыки ухода за растениями. Ребенок должен проявлять интерес и эмоционально выражать свое отношение к растениям.