Мониторинг (диагностика) знаний, умений и навыков по разделу "Экологическое воспитание: мир природы и ребенок"

Неретина Татьяна Петровна

Отслеживание результатов деятельности проводится на основе критерий, разработанных в соответсвии с методическими рекомендациями по экологическому воспитанию дошкольников Каменевой Л.А., Кондратьевой Н.Н., Маневцовой Л.М., Терентьевой Е.Ф. "Мир природы и ребенок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnosticheskie_karty.docx54.03 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностическая карта знаний, умений и навыков детей по разделу

«Экологическое воспитание: мир природы и ребенок» (средний возраст) 2016-17 уч. год

п/п

Фамилия, имя

ребенка

Знание времени года

Знание домашних животных и их детенышей

Знание диких  животных и их детенышей

Установление причинно-следственных связей

Умение узнавать разные породы деревьев по коре и листьям

Знание названия растений и их частей

Жизненная позиция по отношению к природе

Развитие речи

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

1

Соня М

3

3

3

3

3

3

3

3

3

2

2

3

2

2

3

2

2

2

2

2

3

2

3

3

2

Ваня С.

3

3

3

2

2

3

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

3

3

2

3

3

2

2

2

3

Рита В.

3

3

3

2

2

2

2

3

3

2

3

3

2

3

3

2

2

3

2

2

3

2

3

3

4

Ваня Б.

2

3

3

2

2

3

2

2

3

2

2

3

2

2

3

1

2

2

3

3

3

1

2

2

5

Ксюша М

2

2

3

2

2

3

3

3

3

2

2

3

2

2

2

1

2

2

2

2

2

1

2

2

6

Алиса П.

2

2

3

2

2

2

2

2

3

2

2

3

1

2

2

1

2

3

2

2

3

2

2

3

7

Витя О

2

2

3

2

3

3

3

3

3

2

2

3

2

2

3

1

2

2

2

2

3

2

2

3

8

Маша Р

2

3

3

2

3

3

2

3

3

2

3

3

2

2

3

2

2

3

2

2

3

2

2

3

9

Серёжа Б

3

3

3

3

3

3

3

3

3

2

3

3

2

2

3

1

2

3

2

2

3

2

2

3

10

Ксюша М

3

3

3

2

2

3

2

2

3

2

2

3

1

2

3

1

2

3

2

2

3

1

2

2

11

Вероника Ф

1

1

2

1

2

2

1

2

2

1

1

2

1

2

2

1

2

2

1

2

3

1

2

2

12

Толя А

2

2

2

2

2

3

2

2

3

1

1

2

1

2

3

2

2

3

1

1

2

1

1

2

13

Влада Н

3

3

3

2

2

3

2

2

3

2

2

3

2

2

3

2

2

3

1

2

3

2

2

3

14

Тимофей П

1

2

2

2

2

3

2

2

3

1

2

2

1

2

2

1

2

3

2

2

3

1

2

2

15

Галина У

2

3

3

2

2

3

2

2

3

2

2

3

2

2

3

2

2

3

1

2

3

2

2

3

16

Алиса П

3

3

3

2

2

3

2

3

3

2

3

3

2

2

3

2

3

3

2

2

3

2

2

3

17

Саша Д.

2

2

3

2

3

3

2

3

3

2

2

3

2

2

3

1

2

3

2

2

3

1

2

3

18

Максим К.

2

2

3

2

2

3

2

3

3

1

2

2

2

2

3

1

2

3

2

2

3

2

2

3

Количество низких баллов %

12

6

0

6

0

0

6

0

0

18

12

0

30

0

0

52

0

0

24

6

0

40

6

0

Количество средних баллов %

54

36

18

82

70

18

70

50

12

76

64

30

70

94

30

48

88

30

70

82

12

60

82

48

Количество высоких баллов %

34

58

82

12

30

82

24

50

88

6

24

70

0

6

70

0

12

70

6

12

88

0

12

52

Условные обозначения: Н - начало года; С - середина года; К - конец года

Диагностическая карта знаний, умений и навыков детей по разделу

«Экологическое воспитание: мир природы и ребенок» (старший возраст) 2017-18 уч. год

п/п

Фамилия, имя          

      ребенка

Установление причинно-следственных связей

Умение самостоятельно выделять и называть явления  в неживой природе

Знание названия растений и их частей

Знание  диких  животных и их детенышей

Знание  домашних животных и их детенышей

Насекомые

Жизненная позиция по отношению к природе

Развитие речи

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

 с

к

н

  с

к

н

с

к

н

с

к

1

Соня М

3

3

3

3

3

3

2

2

3

3

3

3

3

3

3

2

3

3

2

2

3

2

2

3

2

Ваня С

2

2

3

2

2

3

2

2

3

2

2

3

2

3

3

3

3

3

3

3

3

2

2

3

3

Рита В

2

2

3

2

2

3

2

2

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

2

2

3

2

2

3

4

Ваня Б

2

2

3

2

3

3

2

2

2

3

3

3

3

3

3

2

3

3

3

3

3

2

2

3

5

Ксюша М

2

2

3

2

3

3

1

2

3

3

3

3

3

3

3

2

3

3

2

3

3

1

2

2

6

Алиса П

2

3

3

3

3

3

2

3

3

3

3

3

3

3

3

2

2

3

2

3

3

2

3

3

7

Витя О

2

2

3

2

2

3

2

2

3

2

3

3

3

3

3

2

3

3

3

3

3

2

3

3

8

Маша Р

3

3

3

3

3

3

3

3

3

2

3

3

3

3

3

2

3

3

2

2

3

2

3

3

9

Сережа Б

3

3

3

2

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

2

3

3

2

3

3

3

3

3

10

Ксюша М

2

3

3

2

3

3

2

2

3

2

3

3

3

3

3

2

2

3

3

3

3

2

3

3

11

Вероника Ф

1

2

2

1

2

3

1

1

2

2

2

3

2

3

3

2

2

3

2

2

3

1

2

2

12

Толя А

2

3

3

3

3

3

2

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

2

3

3

2

3

3

13

Влада Н

2

3

3

2

2

3

2

2

2

3

3

3

3

3

3

2

3

3

2

3

3

2

2

3

14

Тимофей П

1

2

2

2

2

2

1

2

2

2

3

3

2

3

3

2

3

3

2

3

3

3

3

3

15

Галина У

2

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

2

3

3

3

3

3

2

3

3

16

Алиса П

1

2

3

2

2

3

2

2

3

2

3

3

2

3

3

2

2

3

3

3

3

2

2

3

17

Саша Д

2

2

3

3

3

3

2

3

3

2

3

3

2

3

3

2

2

3

2

3

3

2

2

3

18

Максим К

2

3

3

2

2

3

2

2

3

2

2

3

3

3

3

2

2

3

2

2

3

1

2

3

Количество низкихбаллов        %

16

0

0

6

0

 0

18

 6

 0

  0

 0

  0

0

  0

  0

0

0

  0

 0

 0

  0

18

 0

 0

Количество средних баллов      %

76

48

12

52

48

 6

64

58

24

50

18

   0

24

   0

   0

82

36

   0

64

30

   0

70

52

12

Количество высокихбаллов     %

18

52

88

42

52

94

18

36

76

50

82

100

76

100

100

18

64

100

36

70

100

12

48

88

Условные обозначения: Н- начало года;         С - середина года;        К - конец года

Сводная таблица диагностики развития детей 2016-2018 уч . г. по разделу "Экологическое воспитание: мир природы и ребёнок"

Вывод:

На первом этапе моей работы по теме «Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста к природе» мной была проведена первичная диагностика уровня сформированности у воспитанников экологических представлений, норм и правил взаимодействия с природой через познавательную активность, которая позволила выявить преобладание, в основном, среднего и низкого уровней развития познавательной активности.

На начало учебного года на низком (репродуктивно-подражательном) уровне развития познавательной активности находилось: средняя группа 24% (2016-17гг), старшая группа 8% (2017 – 18гг). Дети этих подгрупп не проявляли инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивали к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задавали познавательных вопросов; нуждались в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.

На среднем (поисково-исполнительском) уровне познавательной активности оказалось: средняя группа 66%, старшая группа 60%. Эти группы детей характеризовались большей степенью самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивали эмоционального отношения к ним, а обращались за помощью к воспитателю, задавали вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняли задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.

На высоком (поисково-продуктивном) уровне развития познавательной активности находилось: средняя группа -  10% (2016-17гг), старшая группа 32% (2017-18гг). Данные подгруппы детей отличались проявлением инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задания. В случае затруднений дети не отвлекались, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата.

Полученные результаты позволяют сделать вывод, что у большинства испытуемых низкий и средний уровень сформированности экологических представлений, норм и правил взаимодействия с природой через познавательную активность, что говорит о необходимости ее развития.

Таким образом, по результатам первичной диагностики я выявила, что дети не проявляют интерес к экспериментированию, предпочитая другие виды деятельности; дети мало проявляли интерес к поисковой деятельности; познавательный интерес выражен недостаточно; дети мало знают о свойствах и качествах материалов живой и неживой природы. Данные диагностики свидетельствуют о необходимости целенаправленной систематической работы по развитию познавательного интереса детей дошкольного возраста к природе.

По итогам проведенной работы результаты мониторинга на конец года показали следующее:

С высоким уровнем развития: средняя группа -  75% (2016-17гг), старшая группа -  93% (2017-18гг). В сравнительном анализе высокий уровень развития познавательного интереса к природе поднялся на 18%.

Со средним уровнем развития: средняя группа - 25% (2016-17гг), старшая группа -  7% (2017-18гг). В сравнительном анализе количество детей со средним уровнем уменьшилось на 18%, за счет увеличения детей с высоким уровнем развития познавательного интереса к природе.

С низким уровнем развития: средняя и старшая группы - 0%. Количество детей, которые нуждались в поэтапном объяснении условий выполнения заданий, показе способа использования той или иной готовой модели, помощи взрослого при применении правил взаимодействия с природой свелось к нулю. Это показывает продуктивность моей работы по заданному направлению.

В результате сравнительного анализа усвоения экологических знаний через познавательную активность детьми на начало (2016-17 уч. год) и конец обучения (2017-18 уч. год) выявлено следующее: количество детей с высоким уровнем развития увеличилось на 61%, количество детей со средним уровнем уменьшилось на 53% за счет увеличения количества детей с высоким уровнем и убывания детей с низким уровнем познавательного интереса к природе 0%.

Таким образом, работа показала, что при использовании целенаправленного систематического формирования у детей дошкольного возраста экологических представлений, норм и правил взаимодействия с природой через познавательную активность позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей. При этом преобразования, которые он производит с природой, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, стимулируют познавательную активность, любознательность.

Критерии оценки ответов

«Экологическое воспитание: мир природы и ребенок»

Средний возраст

  • Знание времени года (определение текущего времени года по видимым признакам)

Оценка

1 балл – ребенок не называет время года, а только один из признаков

2 балла–ребенок называет несколько признаков, но не называет самого времени года

3 балла – ребенок называет время года и несколько признаков

  • Знание домашних животных и их детенышей (корова - теленок, лошадь - жеребенок, коза - козленок, свинья-поросенок, кошка - котенок, собака - щенок)

Оценка

1 балл – ребенок называет 1-2 животных и путается в названиях детенышей

2 балла -  ребенок правильно называет 3 животных и их детенышей

3 балла – ребенок называет более 3 животных и есть незначительные ошибки в названии детенышей

  • Знание диких животных и их детенышей (волк - волчонок, лиса - лисенок, заяц - зайчонок, медведь - медвежонок, белка - бельчонок)

Оценка

1 балл – ребенок называет 1-2 животных и путается в названиях детенышей

2 балла -  ребенок правильно называет 3 животных и их детенышей

3 балла – ребенок называет более 3 животных и есть незначительные ошибки в названии детенышей

  • Установление причинно-следственных связей

 Ребенка просят закончить 5 незаконченных предложений

  1. Если не кормить птиц зимой, то…
  2. Если рвать цветы, то…
  3. Если разводить в лесу костер без взрослых, то…
  4.         Если ломать ветки у дерева, то…
  5. Если наступить на муравья, то…

Оценка

1 балл – ребенок затрудняется дать ответ на некоторые вопросы, либо дает ответ с неверной причинностью

2 балла –ребенок отвечает на все вопросы, редко дает неправильный ответ, но затрудняется в причинно-  

следственной связи

3 балла – ребенок отвечает на все вопросы, дает правильную причинность

  • Умение узнавать разные породы деревьев по коре и листьям (береза, сосна, рябина, клен)

    Оценка

1 балл – ребенок называет 1дерево и цвет коры

2 балла -  ребенок правильно называет 2-3 дерева и есть незначительные ошибки в описании их коры и листьев

3 балла – ребенок называет все деревья, есть незначительные ошибки в различии формы листьев и цвета коры

  • Знание названия комнатных растений и их частей (бальзамин, герань, фиалка; корень, стебель, листья, цветок)
  • Оценка

1 балл – ребенок называет 1 растение и путается в названиях и определении его частей

2 балла -  ребенок правильно называет 2 растения и делает незначительные ошибки в названии их частей

3 балла – ребенок называет 3 и более растений и делает незначительные ошибки в названии их частей

  • Жизненная позиция по отношению к природе

 Ребенку дают картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников и говорят: «разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых изображены хорошие поступки, а с другой плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему

Оценка

1 балл – ребенок не может правильно разложить картинки и дает неполное объяснение

2 балла – ребенок правильно раскладывает картинки, но нравственную норму описывает с незначительными

                   ошибками

3 балла – ребенок правильно раскладывает картинки, оценивает нравственную норму, мотивирует свою оценку

  • Развитие речи (ребенок слушает взрослого, понимает обращенную к нему речь, поддерживает беседу, задает вопросы, отвечает на вопросы по содержанию, использует простые предложения)

Оценка

1 балл –   при ответах требуется активная помощь взрослого (отвечает только с помощью наводящих  вопросов)

2 балла – ответы ребенка неполные, требуется незначительная помощь взрослого,

3 балла – при ответах самостоятелен, активен, эмоционален, дополняет рассказ примерами из личного опыта

Критерии оценки ответов

«Экологическое воспитание: мир природы и ребенок»

Старший возраст

  • Установление причинно- следственных связей

Ребенка просят закончить 7 незаконченных предложений

  1. Если не надеть рукавицы зимой, то…
  2. Если рвать цветы с корнем, то…
  3. Если потревожить птицу в гнезде, то…
  4.         Если загрязнять воду в реке, то…
  5. Если на улице большие лужи, то…
  6. Кого легко увидеть на снегу, а кого трудно?
  7. Можно ли снеговика слепить летом?

Оценка

1 балл –  ребенок затрудняется дать ответ на некоторые вопросы, либо дает ответ с неверной причинностью

2 балла – ребенок отвечает на все вопросы, редко дает неправильный ответ, но затрудняется в причинно-  

следственной связи

3 балла – ребенок отвечает на все вопросы, дает правильную причинность

  • Умение самостоятельно выделять и называть явления в неживой природе

Ребенку предлагаются вопросы:

  1. Что относится к неживой природе? Чем отличается живая природа от неживой?
  2. Что нужно всему живому на Земле? (вода, воздух, земля, свет, тепло)
  3. Отбери картинки, на которых изображена неживая природа
  4. Что произойдет с живым существом, если не будет света, воздуха, воды, земли и др.?

Оценка

                     1 балл – ребенок имеет неточные знания, отвечает неуверенно, с помощью наводящих вопросов дает  

 неполный ответ, перечисляя отдельные признаки, не умеет выделить существенные признаки

                     2 балла – ребенок способен устанавливать некоторых связей и зависимостей, но не всегда может объяснить

 их, пользуется помощью взрослого

                      3 балла – ребенок уверенно отвечает на вопросы, рассматривает объекты (явления) целостно, может  

                                          объяснить наблюдаемые в природе закономерности, привести примеры

  • Знание названия растений и их частей (ромашка, роза, фиалка, бальзамин, фикус; корень, стебель, листья, бутон, цветы)

Оценка

1 балл – ребенок называет 2 растения и путается в названиях и определении его частей

2 балла -  ребенок правильно называет 3 растения и делает незначительные ошибки в названии их частей

3 балла – ребенок называет 5 и более растений и делает незначительные ошибки в названии их частей

  • Знание диких животных и их детенышей (волк, лиса, заяц, медведь, белка, лось, ёж, барсук)

                                                                                                               Оценка

1 балл – ребенок называет 2-3 животных и путается в названиях детенышей

2 балла -  ребенок правильно называет 3-4 животных и путается в названии их детенышей

3 балла – ребенок называет более 5 и более животных и есть незначительные ошибки в названии детенышей,    

называет среду обитания

  • Знание домашних животных и их детенышей (корова, лошадь, коза, свинья, кошка, собака)

Оценка

1 балл – ребенок называет 2-3 животных и путается в названиях детенышей

2 балла - ребенок правильно называет 3-4 животных и делает незначительные ошибки в названии их

детенышей

3 балла – ребенок называет 5 и более животных, есть незначительные ошибки в названии их детенышей, чем    

питаются

  • Знание насекомых (муха, божья коровка, бабочка, муравей, комар, стрекоза, пчела)

Оценка

1 балл – ребенок называет 1-2 насекомых

2 балла -  ребенок правильно называет 3 – 4 насекомых

3 балла – ребенок называет 5 и более насекомых, их пользу или вред

  • Жизненная позиция по отношению к природе

  1. Ребенку дают картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников и говорят: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых изображены хорошие поступки, а с другой плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему»
  2. Задается вопрос: «Что ты сам уже сейчас можешь сделать, чтобы помочь природе?»

Оценка

1 балл – ребенок не может правильно разложить картинки и дает неполное объяснение; затрудняется в

определении своей возможной помощи в охране природы

2 балла – ребенок правильно раскладывает картинки, но нравственную норму описывает с незначительными

ошибками; называет 1-2 варианта своей посильной помощи в охране природы.

3 балла – ребенок правильно раскладывает картинки, оценивает нравственную норму, мотивирует свою оценку;

дает несколько вариантов своей посильной помощи в охране природы

  • Развитие речи (слушает взрослого, понимает обращенную речь, поддерживает беседу, задает вопросы,

отвечает на вопросы по содержанию, использует простые и сложные предложения)

Оценка

1 балл – при ответах требуется активная помощь взрослого (отвечает только с помощью наводящих  вопросов)

2 балла – ответы ребенка неполные, требуется незначительная помощь взрослого,

3 балла – при ответах самостоятелен, активен, эмоционален, дополняет рассказ примерами из личного опыта