Мониторинг (диагностика) знаний, умений и навыков по разделу "Экологическое воспитание: мир природы и ребенок"
Отслеживание результатов деятельности проводится на основе критерий, разработанных в соответсвии с методическими рекомендациями по экологическому воспитанию дошкольников Каменевой Л.А., Кондратьевой Н.Н., Маневцовой Л.М., Терентьевой Е.Ф. "Мир природы и ребенок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnosticheskie_karty.docx | 54.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностическая карта знаний, умений и навыков детей по разделу
«Экологическое воспитание: мир природы и ребенок» (средний возраст) 2016-17 уч. год
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Знание времени года | Знание домашних животных и их детенышей | Знание диких животных и их детенышей | Установление причинно-следственных связей | Умение узнавать разные породы деревьев по коре и листьям | Знание названия растений и их частей | Жизненная позиция по отношению к природе | Развитие речи | ||||||||||||||||
н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | ||
1 | Соня М | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 |
2 | Ваня С. | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 |
3 | Рита В. | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 |
4 | Ваня Б. | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 1 | 2 | 2 |
5 | Ксюша М | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 |
6 | Алиса П. | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 |
7 | Витя О | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 |
8 | Маша Р | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 |
9 | Серёжа Б | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 |
10 | Ксюша М | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 |
11 | Вероника Ф | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 |
12 | Толя А | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 |
13 | Влада Н | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 |
14 | Тимофей П | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 |
15 | Галина У | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 |
16 | Алиса П | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 |
17 | Саша Д. | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 |
18 | Максим К. | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 |
Количество низких баллов % | 12 | 6 | 0 | 6 | 0 | 0 | 6 | 0 | 0 | 18 | 12 | 0 | 30 | 0 | 0 | 52 | 0 | 0 | 24 | 6 | 0 | 40 | 6 | 0 | |
Количество средних баллов % | 54 | 36 | 18 | 82 | 70 | 18 | 70 | 50 | 12 | 76 | 64 | 30 | 70 | 94 | 30 | 48 | 88 | 30 | 70 | 82 | 12 | 60 | 82 | 48 | |
Количество высоких баллов % | 34 | 58 | 82 | 12 | 30 | 82 | 24 | 50 | 88 | 6 | 24 | 70 | 0 | 6 | 70 | 0 | 12 | 70 | 6 | 12 | 88 | 0 | 12 | 52 |
Условные обозначения: Н - начало года; С - середина года; К - конец года
Диагностическая карта знаний, умений и навыков детей по разделу
«Экологическое воспитание: мир природы и ребенок» (старший возраст) 2017-18 уч. год
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Установление причинно-следственных связей | Умение самостоятельно выделять и называть явления в неживой природе | Знание названия растений и их частей | Знание диких животных и их детенышей | Знание домашних животных и их детенышей | Насекомые | Жизненная позиция по отношению к природе | Развитие речи | ||||||||||||||||
н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | ||
1 | Соня М | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 |
2 | Ваня С | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 |
3 | Рита В | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 |
4 | Ваня Б | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 |
5 | Ксюша М | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 1 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 1 | 2 | 2 |
6 | Алиса П | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 |
7 | Витя О | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 |
8 | Маша Р | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 |
9 | Сережа Б | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
10 | Ксюша М | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 |
11 | Вероника Ф | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 3 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 |
12 | Толя А | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 |
13 | Влада Н | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 |
14 | Тимофей П | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
15 | Галина У | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 |
16 | Алиса П | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 |
17 | Саша Д | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 |
18 | Максим К | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 |
Количество низкихбаллов % | 16 | 0 | 0 | 6 | 0 | 0 | 18 | 6 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 18 | 0 | 0 | |
Количество средних баллов % | 76 | 48 | 12 | 52 | 48 | 6 | 64 | 58 | 24 | 50 | 18 | 0 | 24 | 0 | 0 | 82 | 36 | 0 | 64 | 30 | 0 | 70 | 52 | 12 | |
Количество высокихбаллов % | 18 | 52 | 88 | 42 | 52 | 94 | 18 | 36 | 76 | 50 | 82 | 100 | 76 | 100 | 100 | 18 | 64 | 100 | 36 | 70 | 100 | 12 | 48 | 88 |
Условные обозначения: Н- начало года; С - середина года; К - конец года
Сводная таблица диагностики развития детей 2016-2018 уч . г. по разделу "Экологическое воспитание: мир природы и ребёнок"
Вывод:
На первом этапе моей работы по теме «Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста к природе» мной была проведена первичная диагностика уровня сформированности у воспитанников экологических представлений, норм и правил взаимодействия с природой через познавательную активность, которая позволила выявить преобладание, в основном, среднего и низкого уровней развития познавательной активности.
На начало учебного года на низком (репродуктивно-подражательном) уровне развития познавательной активности находилось: средняя группа 24% (2016-17гг), старшая группа 8% (2017 – 18гг). Дети этих подгрупп не проявляли инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивали к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задавали познавательных вопросов; нуждались в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.
На среднем (поисково-исполнительском) уровне познавательной активности оказалось: средняя группа 66%, старшая группа 60%. Эти группы детей характеризовались большей степенью самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивали эмоционального отношения к ним, а обращались за помощью к воспитателю, задавали вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняли задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.
На высоком (поисково-продуктивном) уровне развития познавательной активности находилось: средняя группа - 10% (2016-17гг), старшая группа 32% (2017-18гг). Данные подгруппы детей отличались проявлением инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задания. В случае затруднений дети не отвлекались, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата.
Полученные результаты позволяют сделать вывод, что у большинства испытуемых низкий и средний уровень сформированности экологических представлений, норм и правил взаимодействия с природой через познавательную активность, что говорит о необходимости ее развития.
Таким образом, по результатам первичной диагностики я выявила, что дети не проявляют интерес к экспериментированию, предпочитая другие виды деятельности; дети мало проявляли интерес к поисковой деятельности; познавательный интерес выражен недостаточно; дети мало знают о свойствах и качествах материалов живой и неживой природы. Данные диагностики свидетельствуют о необходимости целенаправленной систематической работы по развитию познавательного интереса детей дошкольного возраста к природе.
По итогам проведенной работы результаты мониторинга на конец года показали следующее:
С высоким уровнем развития: средняя группа - 75% (2016-17гг), старшая группа - 93% (2017-18гг). В сравнительном анализе высокий уровень развития познавательного интереса к природе поднялся на 18%.
Со средним уровнем развития: средняя группа - 25% (2016-17гг), старшая группа - 7% (2017-18гг). В сравнительном анализе количество детей со средним уровнем уменьшилось на 18%, за счет увеличения детей с высоким уровнем развития познавательного интереса к природе.
С низким уровнем развития: средняя и старшая группы - 0%. Количество детей, которые нуждались в поэтапном объяснении условий выполнения заданий, показе способа использования той или иной готовой модели, помощи взрослого при применении правил взаимодействия с природой свелось к нулю. Это показывает продуктивность моей работы по заданному направлению.
В результате сравнительного анализа усвоения экологических знаний через познавательную активность детьми на начало (2016-17 уч. год) и конец обучения (2017-18 уч. год) выявлено следующее: количество детей с высоким уровнем развития увеличилось на 61%, количество детей со средним уровнем уменьшилось на 53% за счет увеличения количества детей с высоким уровнем и убывания детей с низким уровнем познавательного интереса к природе 0%.
Таким образом, работа показала, что при использовании целенаправленного систематического формирования у детей дошкольного возраста экологических представлений, норм и правил взаимодействия с природой через познавательную активность позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей. При этом преобразования, которые он производит с природой, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, стимулируют познавательную активность, любознательность.
Критерии оценки ответов
«Экологическое воспитание: мир природы и ребенок»
Средний возраст
- Знание времени года (определение текущего времени года по видимым признакам)
Оценка
1 балл – ребенок не называет время года, а только один из признаков
2 балла–ребенок называет несколько признаков, но не называет самого времени года
3 балла – ребенок называет время года и несколько признаков
- Знание домашних животных и их детенышей (корова - теленок, лошадь - жеребенок, коза - козленок, свинья-поросенок, кошка - котенок, собака - щенок)
Оценка
1 балл – ребенок называет 1-2 животных и путается в названиях детенышей
2 балла - ребенок правильно называет 3 животных и их детенышей
3 балла – ребенок называет более 3 животных и есть незначительные ошибки в названии детенышей
- Знание диких животных и их детенышей (волк - волчонок, лиса - лисенок, заяц - зайчонок, медведь - медвежонок, белка - бельчонок)
Оценка
1 балл – ребенок называет 1-2 животных и путается в названиях детенышей
2 балла - ребенок правильно называет 3 животных и их детенышей
3 балла – ребенок называет более 3 животных и есть незначительные ошибки в названии детенышей
- Установление причинно-следственных связей
Ребенка просят закончить 5 незаконченных предложений
- Если не кормить птиц зимой, то…
- Если рвать цветы, то…
- Если разводить в лесу костер без взрослых, то…
- Если ломать ветки у дерева, то…
- Если наступить на муравья, то…
Оценка
1 балл – ребенок затрудняется дать ответ на некоторые вопросы, либо дает ответ с неверной причинностью
2 балла –ребенок отвечает на все вопросы, редко дает неправильный ответ, но затрудняется в причинно-
следственной связи
3 балла – ребенок отвечает на все вопросы, дает правильную причинность
- Умение узнавать разные породы деревьев по коре и листьям (береза, сосна, рябина, клен)
Оценка
1 балл – ребенок называет 1дерево и цвет коры
2 балла - ребенок правильно называет 2-3 дерева и есть незначительные ошибки в описании их коры и листьев
3 балла – ребенок называет все деревья, есть незначительные ошибки в различии формы листьев и цвета коры
- Знание названия комнатных растений и их частей (бальзамин, герань, фиалка; корень, стебель, листья, цветок)
- Оценка
1 балл – ребенок называет 1 растение и путается в названиях и определении его частей
2 балла - ребенок правильно называет 2 растения и делает незначительные ошибки в названии их частей
3 балла – ребенок называет 3 и более растений и делает незначительные ошибки в названии их частей
- Жизненная позиция по отношению к природе
Ребенку дают картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников и говорят: «разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых изображены хорошие поступки, а с другой плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему
Оценка
1 балл – ребенок не может правильно разложить картинки и дает неполное объяснение
2 балла – ребенок правильно раскладывает картинки, но нравственную норму описывает с незначительными
ошибками
3 балла – ребенок правильно раскладывает картинки, оценивает нравственную норму, мотивирует свою оценку
- Развитие речи (ребенок слушает взрослого, понимает обращенную к нему речь, поддерживает беседу, задает вопросы, отвечает на вопросы по содержанию, использует простые предложения)
Оценка
1 балл – при ответах требуется активная помощь взрослого (отвечает только с помощью наводящих вопросов)
2 балла – ответы ребенка неполные, требуется незначительная помощь взрослого,
3 балла – при ответах самостоятелен, активен, эмоционален, дополняет рассказ примерами из личного опыта
Критерии оценки ответов
«Экологическое воспитание: мир природы и ребенок»
Старший возраст
- Установление причинно- следственных связей
Ребенка просят закончить 7 незаконченных предложений
- Если не надеть рукавицы зимой, то…
- Если рвать цветы с корнем, то…
- Если потревожить птицу в гнезде, то…
- Если загрязнять воду в реке, то…
- Если на улице большие лужи, то…
- Кого легко увидеть на снегу, а кого трудно?
- Можно ли снеговика слепить летом?
Оценка
1 балл – ребенок затрудняется дать ответ на некоторые вопросы, либо дает ответ с неверной причинностью
2 балла – ребенок отвечает на все вопросы, редко дает неправильный ответ, но затрудняется в причинно-
следственной связи
3 балла – ребенок отвечает на все вопросы, дает правильную причинность
- Умение самостоятельно выделять и называть явления в неживой природе
Ребенку предлагаются вопросы:
- Что относится к неживой природе? Чем отличается живая природа от неживой?
- Что нужно всему живому на Земле? (вода, воздух, земля, свет, тепло)
- Отбери картинки, на которых изображена неживая природа
- Что произойдет с живым существом, если не будет света, воздуха, воды, земли и др.?
Оценка
1 балл – ребенок имеет неточные знания, отвечает неуверенно, с помощью наводящих вопросов дает
неполный ответ, перечисляя отдельные признаки, не умеет выделить существенные признаки
2 балла – ребенок способен устанавливать некоторых связей и зависимостей, но не всегда может объяснить
их, пользуется помощью взрослого
3 балла – ребенок уверенно отвечает на вопросы, рассматривает объекты (явления) целостно, может
объяснить наблюдаемые в природе закономерности, привести примеры
- Знание названия растений и их частей (ромашка, роза, фиалка, бальзамин, фикус; корень, стебель, листья, бутон, цветы)
Оценка
1 балл – ребенок называет 2 растения и путается в названиях и определении его частей
2 балла - ребенок правильно называет 3 растения и делает незначительные ошибки в названии их частей
3 балла – ребенок называет 5 и более растений и делает незначительные ошибки в названии их частей
- Знание диких животных и их детенышей (волк, лиса, заяц, медведь, белка, лось, ёж, барсук)
Оценка
1 балл – ребенок называет 2-3 животных и путается в названиях детенышей
2 балла - ребенок правильно называет 3-4 животных и путается в названии их детенышей
3 балла – ребенок называет более 5 и более животных и есть незначительные ошибки в названии детенышей,
называет среду обитания
- Знание домашних животных и их детенышей (корова, лошадь, коза, свинья, кошка, собака)
Оценка
1 балл – ребенок называет 2-3 животных и путается в названиях детенышей
2 балла - ребенок правильно называет 3-4 животных и делает незначительные ошибки в названии их
детенышей
3 балла – ребенок называет 5 и более животных, есть незначительные ошибки в названии их детенышей, чем
питаются
- Знание насекомых (муха, божья коровка, бабочка, муравей, комар, стрекоза, пчела)
Оценка
1 балл – ребенок называет 1-2 насекомых
2 балла - ребенок правильно называет 3 – 4 насекомых
3 балла – ребенок называет 5 и более насекомых, их пользу или вред
- Жизненная позиция по отношению к природе
- Ребенку дают картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников и говорят: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых изображены хорошие поступки, а с другой плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему»
- Задается вопрос: «Что ты сам уже сейчас можешь сделать, чтобы помочь природе?»
Оценка
1 балл – ребенок не может правильно разложить картинки и дает неполное объяснение; затрудняется в
определении своей возможной помощи в охране природы
2 балла – ребенок правильно раскладывает картинки, но нравственную норму описывает с незначительными
ошибками; называет 1-2 варианта своей посильной помощи в охране природы.
3 балла – ребенок правильно раскладывает картинки, оценивает нравственную норму, мотивирует свою оценку;
дает несколько вариантов своей посильной помощи в охране природы
- Развитие речи (слушает взрослого, понимает обращенную речь, поддерживает беседу, задает вопросы,
отвечает на вопросы по содержанию, использует простые и сложные предложения)
Оценка
1 балл – при ответах требуется активная помощь взрослого (отвечает только с помощью наводящих вопросов)
2 балла – ответы ребенка неполные, требуется незначительная помощь взрослого,
3 балла – при ответах самостоятелен, активен, эмоционален, дополняет рассказ примерами из личного опыта