Изобразительное искусство

Шишкина Ирина Валентиновна

 

«Можно прожить и без рисования.

Как и без музыки…

Но это будет неполноценная жизнь»

Ю. Рогозин

Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:

- овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка;

- формирование навыков рисования с натуры, по памяти и представлению;

- ознакомление с особенностями работы в области декоративно — прикладного и народного искусства;

- развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, эстетического чувства и понимания прекрасного;

- воспитание интереса и любви к искусству;

- развитие у детей способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира и выражения своего отношения к увиденному через рисунок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_izo_v_5_klasse.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКСКОУ Варнавинская школа – интернат VIII вида

(для обучающихся детей с ограниченными возможностями здоровья)

Урок изобразительного искусства

в 5 классе

Тема  «Рисование геометрического орнамента

в квадрате (по образцу)

Тип: обучающий  

Вид: практический  

Метод: информационно-обучающий

     

                                                   

                                                        Учитель ИЗО: Шишкина

Ирина Валентиновна

2014г

Тема урока: Рисование геометрического орнамента в квадрате (по образцу).

Вид занятия: декоративное рисование.

Цель урока:  Расширить знания учащихся о разнообразии и красоте орнаментов и нарисовать геометрический орнамент в квадрате.

Задачи урока: 

  • Коррекционно-образовательные:

- формирование знаний о широте применения орнамента в повседневной жизни; совершенствование умений соблюдать правила и последовательность выполнения симметричного геометрического орнамента;

  • Коррекционно-развивающие:

 - развитие и коррекция зрительного внимания и памяти, речи, творческого воображения, пространственного ориентирования, мелкой моторики и зрительно-двигательной координации, глазомера, графических навыков, восприятия цвета путем выполнения коррекционно-развивающих заданий, упражнений и практической работы; 

  • Коррекционно-воспитательные:

- воспитание эстетических чувств, интереса к произведениям декоративно-прикладного искусства, к собственному творчеству и положительной мотивации к изучаемому предмету; 

Оборудование: 

  • Для учеников – альбомный лист квадратной формы, графические материалы (карандаш, линейка, ластик), гуашь (краски), кисти и баночка д/воды.
  • Для учителя -  развивающие задания, термины, раздаточный материал, ИКТ, художественные инструменты, материалы и принадлежности, образцы узоров и орнаментов.

Зрительный ряд: фотографии предметов, украшенные орнаментом.

 Ход урока: 

Этап урока

Действия учителя и учеников

Методы и формы работы

1

Орг. Момент - приветствие, установка рабочей дисциплины, организация рабочего места. 

- Я приветствую вас на уроке изобразительного искусства. Садитесь. Положите руки на парту и выпрямите спинки.

- Проверим, всё ли у вас готово к уроку - альбомный лист, графические материалы (карандаш, линейка, ластик), гуашь (краски), кисти и баночка д/воды.

- Все ли эти предметы есть у вас на партах? 

2

Повторение изученного  

- выявление имеющихся знаний учащихся. 

- А сейчас обратите своё внимание на экран. Я буду показывать вам разные картинки с изображением предметов, которые нас окружают. Вам необходимо их очень внимательно посмотреть, а затем ответить мне на один вопрос: Что у них общего? 

- Показ фотографий, н-р: чёрно-белое покрывало, полосатые обои на стене, ажурное кружевное платье, разноцветная мозаика на стене дома, яркие шторы в цветочек, элементы одежды, элементы резьбы по дереву в предметах мебели. 

- Вопрос: 1. Что у них общего? (Орнамент)

2. Что такое орнамент?  (Орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов)        

3. Для чего в нашей жизни используются орнаменты?  (Орнаменты используются для украшения предметов)

- Правильно, ОРНАМЕНТ – (от латин.) УКРАШЕНИЕ и мы выяснили, что узоры и орнаменты окружают нас повсюду и используются для украшения нашей повседневной жизни. Давайте посмотрим по сторонам и скажем, где в этом кабинете используется орнамент?    (Линолеум, обои, потолок)
- Молодцы! 
- Ранее вы уже работали с узорами и орнаментами. Выполняли их в круге, в полосе и т.д. Давайте вспомним,
какие два вида орнамента вы уже изучили? (Растительный - это орнамент, который состоит из растительных элементов: цветы, листочки, завитки, травинки. Геометрический - это орнамент, который состоит из геометрических фигур: кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников, овалов, ромбов)

- Работа с раздаточным материалом (из набора орнаментов учащимся необходимо выбрать лишний орнамент, который является растительным)

- Какой орнамент оказался лишним? (Растительный) 
- А какие орнаменты остались? (Геометрические)

- И это не случайно. Ведь геометрический орнамент является сегодня нашим главным гостем. 

Словесный: фронтальная работа с классом в виде беседы.

Наглядный: демонстрация фотографий предметов быта.

Частично-поисковый - словарная работа.

Наглядный: демонстрация фотографий орнаментов – работа в парах.

3

Сообщение темы и цели урока

- Тема сегодняшнего урока «Рисование геометрического орнамента в квадрате» и наша цель: нарисовать красочный яркий геометрический орнамент в квадрате.

- Но, давайте немного отдохнём. Физминутка: расслабляющая гимнастика для глаз.

- Ребята, у меня на экране появились три слова:           сиММетричный, 
не сиММетричный, ось сиММетрии. 
- Вам знакомы эти слова?   (Да)
- Они имеют какое-то отношение к
 нашему уроку?    (Ответы детей)
- Посмотрите внимательно на эти два узора. Скажите,
какой из них симметричный – справа или слева? Как вы это определили? (Признаки симметричного узора: равные части по форме, цвету, расположению)

Здоровье – сберегающий

Частично-поисковый - словарная работа.

4

Объяснение нового материала – построение орнамента.

- На экране изображён геометрический орнамент, который нам сегодня предстоит построить. - Скажите , он имеет симметричную форму?   (Да)

- Давайте ознакомимся с последовательностью его построения: (показ учителем на доске)

- У каждого из вас на парте лежит лист бумаги. Какой он формы?- квадратной. 
1) Проводим диагонали, соединяя противоположные углы квадрата -
Сколько треугольников получилось?- 4 
2) Через полученный центр квадрата проводим горизонтальную и вертикальную линии.                        –
Сколько получилось треугольников? - 8 
3) Внутри квадрата нам необходимо построить ромб. Для этого мысоединяем точки – середина стороны квадрата, но уже между собой. 
4) А теперь нам понадобится линейка не как инструмент для проведения ровных линий, а как измерительный прибор для того, чтобы отложить равные отрезки на сторонах ромба (по 3 см). Напоминаю, что отмеряем от нуля. 
5) Полученные точки сначала соединяем с углами квадрата, а затем с центром квадрата. 

Коллективный метод – работа по образцу.

5

Творческая работа учащихся - работа с цветом

- Для цветового решения нам понадобятся три основных цвета.                          Какие это цвета? (Жёлтый, красный, синий) - А почему их называют основными?  (Они лежат в основе всех цветов)

Физминутка: (разминаем пальчики) 

- Распределите цвета в 1ч. Орнамента. 
- Штриховка наносится от центра. Штрихи равномерные, не выходят за контуры изображения.  
«Рисование геометрического орнамента в квадрате» (по образцу)

- Повторение каждого этапа работы и совместное с учителем построение сложного.

- Выполнение работы в цвете с соблюдением правил симметрии при выборе цвета и направления штрихов.

Дополн. - Дорисуй вторую половину симметричного узора. 
 

Словесный: фронтальная работа с классом в виде беседы.

Здоровье – сберегающий

Практическая  работа.

Самостоятельная работа

6

Подведение итога работы - сбор общей композиции. 

Я предлагаю собрать все работы в одну композицию. Посмотрим, что у нас получится. 

- Какие виды орнаментов знаете? Назовите их? 
- Какой орнамент мы с вами сегодня выполняли? 
- Скажите, а где и для чего можно использовать данный орнамент? 
(Ответы детей)

- Сегодня на уроке мы много говорили о разнообразии и красоте узоров и 
орнаментов. Они радуют глаз не только в музеях, но и в наших домах, украшая предметы быта. И это не случайно: узоры и орнаменты дают ощущение красоты, гармонии, порядка. Они успокаивают и в то же время поднимают настроение. 

Анализ и оценка  работ

7

Уборка рабочих мест

Дети убирают свои рабочие места.

Здоровье – сберегающий